Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
рабочая программа дисциплины (модуля)
Производственная Преддипломная практика
35.04.04_2023_953М.plx
35.04.04 Агрономия
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
д.с.-х.н., профессор , Ельчининова Ольга Анатольевна
Производственная Преддипломная практика
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
Протокол от 18.05.2023 протокол № 9
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: - завершение процесса формирования навыков научно-исследовательской, научно-методической и организационной работы, входящих в состав квалификационной характеристики выпускника магистратуры по направлению подготовки Агрономия, завершение работы над магистерской диссертацией.
Задачи: – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых и дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений;
– совершенствование компетенций;
– проверки готовности к самостоятельной трудовой деятельности;
– завершение работы над магистерской диссертацией;
–предзащита магистерской диссертации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика полевого исследования
Научно-исследовательская работа
Оценка эффективности технологий производства продукции растениеводства
История и методология научной агрономии
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Умеет: анализировать структуру работы, её составляющие и связи между ними.
ИД-1.УК-1: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
Умеет: определять вопросы, подлежащие дальнейшей разработке.
ИД-2.УК-1: Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения.
Умеет: разрабатывать стратегию достижения поставленной цели в подготовке ВРК.
ИД-3.УК-1: Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
ПК-1: Способен разработать программы и рабочие планы научных исследований в области агрономии; анализировать и систематизировать научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта
Знает: способы обработки полученных результатов и систематизации научно-технической информации по теме исследований.
ИД-1.ПК-1: Знать методику полевого опыта в земледелии (агрономии) и способы обработки и систематизации научно-технической информации
Умеет: осуществлять критический анализ полученной с использованием информационно- телекоммуникационной сети Интернет информации.
ИД-2.ПК-1: Уметь составлять программу исследований с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять критический анализ полученной информации
Владеет: методами поиска научно-технической информации.
ИД-3.ПК-1: Владеть методами экспериментальной работы и осуществлять поиск научно-технической информации
ПК-2: Способен осуществлять подготовку научно-технических отчетов, обзоров и научных публикаций по результатам выполненных исследований
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
Знает: требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы.
ИД-1.ПК-2: Знать требования ГОСТа к научно-техническим отчетам и научным публикациям.
ИД-2.ПК-2: Уметь осуществлять подготовку заключения о целесообразности внедрения в производство
Умеет: подготовить заключение о целесообразности внедрения в производство исследованных приемов на основе анализа полученных опытных данных.
исследованных приемов, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур на основе анализа опытных данных.
Владеет: математическими методами обработки экспериментальных данных и представления в виде таблиц, графиков.
ИД-3.ПК-2: Владеть технологиями обработки и представления экспериментальных данных
ПК-3: Способен провести анализ экономической эффективности технологических процессов, выбор из них оптимальных для условий конкретного производства
Знает: потребности рынка в растениеводческой продукции.
ИД-1.ПК-3: Знать прогноз потребности рынка в растениеводческой продукции и поиск каналов сбыта
Умеет: определять объемы производства отдельных видов растениеводческой продукции, исходя из потребностей рынка.
ИД-2.ПК-3: Уметь определять объемы производства отдельных видов растениеводческой продукции, исходя из потребностей рынка
Владеет: методами расчета экономической эффективности применения технологических приемов.
ИД-3.ПК-3: Владеть методами расчета экономической эффективности применения технологических приемов, удобрений, средств защиты
ПК-4: Способен разрабатывать и реализовывать экологически безопасные приемы и технологии производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности; внедрять в производство нетрадиционные сельскохозяйственные культурыкультуры
Знает: природно-экономические факторы и их влияние на выбор системы земледелия для сельскохозяйственной организации.
ИД-1.ПК-4: Знать виды системы земледелия для сельскохозяйственной организации с учетом природно-экономических условий ее деятельности и внедрением в производство нетрадиционных сельскохозяйственных культурыкультур
Умеет: управлять качеством и безопасностью растениеводческой продукции.
ИД-2.ПК-4: Уметь разрабатывать системы мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции,выявлять причины отклонения показателей качества и безопасности растениеводческой продукции от заданных норм с целью корректировки технологии производства
Владеет: методами контроля качества и безопасности растениеводческой продукции.
ИД-3.ПК-4: Владеть методами контроля качества и безопасности растениеводческой продукции
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Промежуточная аттестация (зачёт)
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
Раздел 2. Подготовительный этап
Инструктаж по технике безопасности Обсуждение, при необходимости уточнение и корректировка плана и содержания магистерской диссертации /Пр/
ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
Корректировка плана и содержания магистерской диссертации. /Ср/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
Раздел 3. Исследовательский этап
Написание
магистерской
диссертации,
оформление в
соответствии с
требованиями ГОСТа,
формулировка выводов,
рекомендаций
производству.
Составление
аннотации.
/Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
Проверка магистерской
диссертации
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
Написание
магистерской
диссертации,
оформление в
соответствии с
требованиями ГОСТа. /Ср/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-1.ПК-4
Подготовка и
оформление отчетной
документации
Предзащита
магистерской
диссертации
/Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
Отчет. Проверка
презентации и научного
доклада Публичная
предзащита на
заседании кафедры.
Подготовка презентации и доклада на предзащиту на заседании кафедры /Ср/
ИД-3.УК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу практики
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме предзащиты магистерской диссертации.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Критерии оценки студента по текущему контролю знаний
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он показал прочные знания по темам практики, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов.
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он показал прочные знания основных тем практики, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показал знание основных тем практики, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных тем практики, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Написание магистерской диссертации.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация студентов по практике проводится на заседании кафедры. Форма промежуточной аттестации по практике – зачет с оценкой. Форма проведения промежуточной аттестации – защита отчета. По результатам практики студент должен предоставить следующую документацию:
- индивидуальное задание;
- рабочую программу;
- дневник практики;
- магистерскую диссертацию (аннотацию, содержание, выводы, рекомендации производству);
- отзыв научного руководителя
Критерии оценки:
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
- Оценка «отлично» -выставляется, если студент выполнил индивидуальное задание и программу практики в полном объеме,беззамечаний;ответы на все поставленные вопросы четкие и аргументированные; продемонстрировал высокий уровень обладания всеми знаниями и умениями,предусмотренными требованиями к результатам практики, показал сформированность компетенций; проявил самостоятельность, творческий подход и высокий уровень подготовки по вопросам профессиональной деятельности. Дневник практики составлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, содержит еженедельные сведения о действиях, выполняемых практикантом. Студент выполнил 84-100 % заданий. Повышенный уровень.
- Оценка «хорошо» - выставляется, если студент выполнил индивидуальное задание и программу практики в полном объеме,с незначительными замечаниями, касающимися отсутствия детального анализа документов, прилагаемых к отчету; ответы на все поставленные вопросы четкие и аргументированные; освоение планируемых компетенций полное. Дневник практики составлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, но с незначительными недочетами, содержит еженедельные сведения о
действиях, выполняемых практикантом. Студент выполнил 66-83 % заданий. Пороговый уровень.
- Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если студент выполнил индивидуальное задание и программу практики не в полном объеме, с отсутствием детального анализа документов, прилагаемых котчету; ответы на все поставленные вопросы неполные, нет четкого обоснования иаргументации полученных выводов, освоение планируемых компетенций
не полное. Дневник практики составлен в основном всоответствии с предъявляемыми требованиями, но с недочетами, содержит еженедельные сведения о действиях, выполняемых практикантом. Студент выполнил 50-65 % заданий.
Пороговый уровень.
- Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если студент не выполнил индивидуальное задание и программу, показал отсутствие знаний, умений и способностей, определенных программой практики, не освоил планируемые компетенции. Дневник практики составлен не в соответствии с предъявляемыми требованиями, не содержит ежедневных сведений о действиях, выполняемых практикантом. Студент выполнил менее 50 % заданий. Уровень не сформирован.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Методология научного исследования: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/71569.html
Правила написания и оформления выпускных квалификационных работ: методические рекомендации
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4011:988&catid=38:naukovedenie&Itemid=174
Кирюшин Б.Д., Усманов Р.Р., Васильев И.П.
Основы научных исследований в агрономии: учебник
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
https://www.iprbookshop.ru/103117.html
Кирюшин В. И., Кирюшин С. В.
Санкт-Петербург: Лань, 2022
https://e.lanbook.com/book/212012
6.1.2. Дополнительная литература
Полоус Г.П., Войсковой А.И.
Основные элементы методики полевого опыта: учебное пособие
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет (АГРУС), 2013
http://www.iprbookshop.ru/47327.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, ноутбук с доступом в Интернет. Плакаты, сноповой материал с/х культур
Учебная лаборатория почвоведения и агрохимии, физико-химических свойств почвы. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран. Аквадистилятор ДЭ-4, весы электронные ВК-600, весы лабораторные ВЛТЭ 1100, 150, весы лабораторные ВМ – 153, весы тензометрические, весы электронные MW1200, гомогенизатор GH – 15А, инфракрасный анализатор СагроСпектроМатик, колориметр КФН – 2, микродозаторЭкохим, микроскоп Микмед-5, Биолам 17,Биомед – 2, 5, многоместная водяная баня ПЭ-4300, муфельная печь, пламенный цитометр ПАМ -2, портативный цифровой солемер ES-421, рН метр – 150, сахариметр универсальный СУ – 4,спектрофотометр Leki, стационарный рН метр Анион – 4100, стерилизатор воздушный ГП-20СПУ, термостат воздушный ТВЛ-К50, центрифуга СМ-6М, экран на штативе Lumien, электроды для рН метров, плиты электрические, пробирки центрифужные, эксикаторы, химическая посуда
Учебная лаборатория хранения и переработки зерна. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска. Набор сит для определения крупноты помола, %, коробка для хранения образцов зерна КХОЗ, объем 3,5 л, пурка ПХ – 1, рассев лабораторный УР-ЕРЛ-103 универсальный с комплектом сит на зараженность, мельница лабораторная ЛЗМ – 1, весы лабораторные ВМ – 5101, рефрактометр Atagomaster – 4 aipha, комплект лабораторных контрольных сит для зерна пшеницы, диафаноскоп ДСЗ – 2М, универсальный лабораторный рассев УРЛ – 1, мини-линия для производства макаронных изделий, лабораторный шелушитесь УШЗ – 1, устройство для выделения металломагнитной примеси ПВМ – М
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Форма проведения практики – дискретно по периодам проведения практики.
Место проведения практики – структурные подразделения университета, а также профильные научные организации и сельскохозяйственные предприятия. Взаимодействие университета осуществляются на основе договоров о практической подготовке.
Преддипломная практика проводится в течение 4 недель, на 2-м курсе во 2-ом семестре. Практика может проводиться в иные сроки согласно индивидуальному учебному плану студента.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Контактная работа обучающихся, методистов и руководителя практики ГАГУ может быть организована в электронной
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
информационно-образовательной среде. Для методического сопровождения и контроля прохождения студентами практики создаются электронные курсы в системе moodle.gasu.ru. Наполнение курса практики осуществляются в соответствии с программой практики и фондом оценочных средств