(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.06 Экология и природопользование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
- удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении предмета экологического права, выявление и попытка имеющихся проблем правового регулирования разрешения организации и деятельности государства. общества и граждан;
- выявление специфики правовых отношений в различных сферах природозащитной деятельности.
ции
ракт.
1.История развития экологического права.
2.Кризисное состояние окружающей среды: понятие, причины, пути выхода.
3.Экологическое право как отрасль права: предмет и методы экологического права.
4.Экологические правоотношения: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание.
/Пр/
Тестирование
Решение ситуационных задач
1.История развития экологического права.
2.Кризисное состояние окружающей среды: понятие, причины, пути выхода.
3.Экологическое право как отрасль права: предмет и методы экологического права.
4.Экологические правоотношения: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание.
/Ср/
1.Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права.
2.Конституция РФ как источник экологического права.
3.Законы, подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.
/Пр/
Тестирование
Решение ситуационных задач
1.Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права.
2.Конституция РФ как источник экологического права.
3.Законы, подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.
/Ср/
1.Понятие и виды экологических прав граждан.
2.Право на благоприятную окружающую среду.
3.Общественные экологические объединения, их цели и права.
4.Система государственных мер по охране права на благоприятную окружающую среду.
/Пр/
Тестирование
Решение ситуационных задач
1.Понятие и виды экологических прав граждан.
2.Право на благоприятную окружающую среду.
3.Общественные экологические объединения, их цели и права.
4.Система государственных мер по охране права на благоприятную окружающую среду. /Ср/
1. Понятие управления и система органов управления в области охраны окружающей природной среды.
2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
3. Основы нормирования в области охраны окружающей природной среды.
Промежуточное тестирование
/Пр/
Тестирование
Решение ситуационных задач
1. Понятие управления и система органов управления в области охраны окружающей природной среды.
2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
3. Основы нормирования в области охраны окружающей природной среды. /Ср/
1. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
3.Экологическое страхование. /Ср/
1.Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, ее задачи и виды.
2.Понятие экологического правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и субъективная стороны экологического правонарушения.
3.Дисциплинарная, материальная и административная ответственность за экологические правонарушения.
4.Уголовная ответственность за экологические преступления.
5.Понятие и виды вреда природной среде. Принципы возмещения вреда. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.
6.Порядок компенсации вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Тестирование
/Пр/
Тестирование
Решение ситуационных задач
1.Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, ее задачи и виды.
2.Понятие экологического правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и субъективная стороны экологического правонарушения.
3.Дисциплинарная, материальная и административная ответственность за экологические правонарушения.
4.Уголовная ответственность за экологические преступления.
5.Понятие и виды вреда природной среде. Принципы возмещения вреда. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.
6.Порядок компенсации вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Подготовка к тестированию /Ср/
2.Экологические правоотношения: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание.
3.Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права.
4.Конституция РФ как источник экологического права.
5.Законы, подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.
/Лек/
1. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
2. Международные договоры, соглашения, конвенции Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
3. Международные организации в области охраны окружающей среды.
4. Международные конференции по охране окружающей среды.
5. Общая характеристика экологического законодательства зарубежных стран /Ср/
2.Международные договоры, соглашения, конвенции Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
3.Международные организации в области охраны окружающей среды.
4.Международные конференции по охране окружающей среды.
5.Общая характеристика экологического законодательства зарубежных стран
/Пр/
Тестирование
Решение ситуационных задач
Пояснительная записка
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экологическое право».
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экологическое право».
Устный опрос при проведении практических занятий
Тестирование
Решение ситуационных заданий
Сдача зачета
Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 91-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 76-90 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 60-75 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 60 % заданий
Вопросы для семинаров, коллоквиумов
Раздел 1.
Тема 1
1. Экологическое право как основа обеспечения правовых основ природопользования
2.История развития экологического права.
3.Кризисное состояние окружающей среды: понятие, причины, пути выхода.
4.Экологическое право как отрасль права: предмет и методы экологического права.
5.Экологические правоотношения: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание.
Тема 2
1.Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права.
2.Конституция РФ как источник экологического права.
3.Законы, подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.
Тема 3.
1.Понятие и виды экологических прав граждан.
2.Право на благоприятную окружающую среду.
3.Общественные экологические объединения, их цели и права.
4.Система государственных мер по охране права на благоприятную окружающую среду.
Тема 4
1. Понятие управления и система органов управления в области охраны окружающей природной среды.
2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
3. Основы нормирования в области охраны окружающей природной среды.
Тема 5.
1. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
3.Экологическое страхование.
1.Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения, ее задачи и виды.
2.Понятие экологического правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и субъективная стороны экологического правонарушения.
3.Дисциплинарная, материальная и административная ответственность за экологические правонарушения.
4.Уголовная ответственность за экологические преступления.
5.Понятие и виды вреда природной среде. Принципы возмещения вреда. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.
6.Порядок компенсации вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Раздел 3.
Тема 10
1. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
2. Международные договоры, соглашения, конвенции Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
3. Международные организации в области охраны окружающей среды.
4. Международные конференции по охране окружающей среды.
5. Общая характеристика экологического законодательства зарубежных стран
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
выставляется студенту, если он активно работает в течение всего семинарского занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства по вопросам, способен выразить собственное отношение по данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи.
«отлично», 90-100%, повышенный уровень
выставляется студенту, если он активно работает в течение семинарского занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие нормативные документы и литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям. «хорошо», 66-89%, пороговый уровень
выставляется студенту, если он в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала «удовлетворительно», 60-75%, пороговый уровень
выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения «неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован
Комплект ситуационных задач
Задача № 1.
Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятка песок. Место складирования - село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора. Кировский городской комитет по охране природы отказал ССК в согласовании выделения земельного участка для складирования песка.
Местная администрация отказала ССК в отводе земли для этой цели. Однако ССК продолжал вывоз и складирование песка в том же месте.
Городское общество охраны природы послало ССК запрос, в котором просило сообщить следующую информацию:
- на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
- что делает ССК для охраны окружающей природной среды.
Руководство ССК в течение года на это и повторные аналогичные запросы общества не ответило в связи с чем оно подало иск в суд о защите права на получение экологической информации. Суд отказал в принятии иска на том основании, что в соответствии с нормами ГПК РСФСР споры между юридическими лицами разрешаются арбитражными судами.
Обязан ли ССК в соответствии с действующим законодательством предоставить общественной организации запрошенную информацию?
Оцените законность решения суда. Какие шаги Вы посоветовали предпринять общественной организации в данной ситуации для наиболее эффективной защиты ее экологических прав.
Задача № 2.
Областной комитет по охране окружающей среды отказал в приеме на государственную экологическую экспертизу проекта расширения предприятия по добыче природного газа. Отказ мотивировался тем, что в материалах, обосновывающих проект, отсутствуют результаты общественных слушаний.
Заказчик обратился в Госкомэкологию РФ с жалобой на неправомерные действия областного комитета. В ней он указал, что в Положении об оценке воздействия на окружающую среду в РФ нет требования об обязательности предоставления материалов общественных слушаний на экспертизу. Кроме того, проводить обсуждение проекта нет смысла, т.к.
Ваше мнение по данному вопросу.
Задача № 3.
Яковлевское районное общество охотников и рыболовов Белгородской области по договору с колхозом использовало пруд для разведения рыбы. В сентябре 1997 г. общество осуществило спуск воды из пруда для проведения мелиоративных работ и отлова рыбы.
Комитет экологии и природных ресурсов Белгородской области предъявил претензию правлению Белгородского областного общества охотников и рыболовов и Яковлевского районного общества охотников и рыболовов о возмещении причиненного ущерба на сумму 5712000 руб. за разрушение 6 жилищ бобра и 49 жилищ ондатры. В претензии было указано, что спуск воды из пруда был осуществлен без согласования с районным комитетом экологии и способствовал разрушению жилищ этих животных. Ответчики предложили возместить вред в натуре, считая, что после проведения запланированных работ экологическое равновесие в масштабах пруда будет восстановлено. Истец предложенный способ урегулирования спора не принял и обратился в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба.
В судебном заседании ответчик просил суд отказать в удовлетворении иска на следующих основаниях. Во-первых, отсутствуют юридические основания ответственности, т. к. действующим законодательством не предусмотрена обязанность согласовывать любую хозяйственную операцию с районным комитетом по охране природы. Во-вторых, облкомэкология не является надлежащим истцом. Иски о возмещении ущерба, причиненного охотничьему фонду неправомерными действиями, должны предъявляться областными управлениями охотничьего хозяйства.
Какое решение должен принять суд?
Задача № 4.
Председатель Кемеровского областного собрания направил в Конституционный суд материалы, свидетельствующие о тяжелой экологической обстановке, о росте заболеваемости населения о загрязнении окружающей среды. На этом основании предлагалось объявить город и область зоной экологического бедствия и оказать необходимую помощь для оздоровления экологической среды.
Каковы признаки зоны экологического бедствия? Каков порядок объявления территории такой зоной? В чем состоят первоочередные меры, вытекающие из статуса зоны экологического бедствия?
Задача № 5.
В октябре 1997 г. были начаты работы по строительству транспортно-коммерческого центра в г. Санкт-Петербурге, который является одним из объектов высокоскоростной магистрали “Москва-Санкт-Петербург”.
Депутат Государственной Думы РФ обратился с запросом к Генеральному прокурору РФ. В нем он указывал, что строительство центра предусмотрено технико-экономическим обоснованием магистрали, все расчеты проекта центра проведены с учетом пассажиропотоков ВСМ. Положительное заключение государственной экологической экспертизы ТЭО магистрали отсутствует. В связи с этим начатое строительство является незаконным. Поскольку строительство магистрали может повлечь ухудшение качества окружающей среды, неустранимое в обозримый период, уничтожение отдельных объектов, деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, депутат потребовал возбудить уголовное дело по факту осуществления деятельности по строительству магистрали по ст. 246 и ч. 3 ст. 30 УК РФ.
Прокурор ответил, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Государственная экологическая экспертиза ТЭО (проекта) центра (отдельно от ТЭО магистрали) была проведена Комитетом по экологии г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заключение экспертной комиссии является положительным.
Решите дело.
Задача № 6.
Областной комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик документации возражал против назначения экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство ТЭЦ уже предоставлен и вся необходимая документация утверждена.
Областной комитет обратился в арбитражный суд с иском об отмене решения о предоставлении земельного участка.
Арбитражный суд отказал в принятии искового заявления, указав, что областной комитет как подразделение местной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд.
Дайте разъяснения по этим вопросам.
Задача № 7.
Гражданин Н. с сыном пришли в зоопарк. Остановились у клетки с красным волком. Мальчику захотелось покормить волка и он бросил в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Работник зоопарка, заметив это, потребовал, чтобы отец с сыном прошли в здание администрации. Там представитель администрации, объяснив посетителям, что они грубо нарушили правила посещения зоопарка, записал ФИО и адрес гражданина Н. и потребовал уйти из зоопарка.
На следующий день волк заболел, а через несколько дней умер. Ветеринар зоопарка дал заключение, что смерть произошла из-за отравления. Администрация зоопарка обратилась в милицию с требованием привлечь гражданина Н. к административной ответственности по ст. 84 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”. Одновременно администрация зоопарка предъявила иск к гражданину Н. о возмещении вреда. причиненного зоопарку гибелью волка в размере утвержденной в соответствии со ст. 87 Закона таксы – 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Какую ответственность будет нести гражданин Н.?
Задача № 8.
Арбитражный суд удовлетворил иск прокурора.
Должен ли завод в этом случае вносить платежи за загрязнение окружающей среды и в каком размере?
Задача № 9.
В 1980 г. было начато строительство Ростовской АЭС. Технический проект предусматривал 4 энергоблока. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1990 г. решением Совета Министров РФ строительство было прекращено, несмотря на то, что комплекс энергоблока № 1 был готов. В 1992 г. Правительством РФ было принято решение о возобновлении строительства, приказом Минприроды РФ в 1995 г. была образована экспертная комиссия государственной экологической экспертизы по проекту Ростовской АЭС. Согласно заключению экологической экспертизы проект строительства АЭС одобрен при условии реализации замечаний и предложений экспертной комиссии, ограничения мощности АЭС двумя энергоблоками и дополнительного согласования проектной документации с органами государственного контроля.
Определите, является ли заключение государственной экологической экспертизы положительным или отрицательным. Необходимо ли проводить в данном случае повторную экспертизу?
Задача № 10.
Автомобилем “Волга”, принадлежащем автотранспортному предприятию, в ночное время на шоссе был сбит лось. От полученных травм животное скончалось. Управлением охотничьего хозяйства к предприятию был предъявлен иск о возмещении вреда животному миру. В соответствии с решением областной Думы, утвердившим временные таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненного охотничьим животным и видам, занесенным в Красную книгу, был рассчитан размер иска: 30 минимальных размеров оплаты труда на день причинения вреда, плюс стоимость мяса и шкуры. Арбитражный суд удовлетворил требования охотуправления в полном объеме. На момент рассмотрения дела в суде минимальный размер оплаты труда возрос в 2 раза, а на момент исполнения еще в 1,4 раза.
В каком размере должен быть взыскан ущерб?
Оцените законность и обоснованность решения суда.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
ответ на вопросы задачи дан правильно. Объяснение хода её решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в том числе из лекционного курса); ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие, использованы нормативно-правовые акты различного уровня, Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и т.д. «отлично», 90-100%, повышенный уровень
ответ на вопросы задачи дан правильно. Объяснение хода её решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в том числе из лекционного материала); ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно чёткие. Нормативно правовое сопровождение не в полном объеме. «хорошо», 76-89%, пороговый уровень
ответы на вопросы задачи даны правильно. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в том числе лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях, не использован нормативно-правовой материал, в том числе решения Пленума Верховного Суда РФ, практика государственных органов. «удовлетворительно», 60-75%, пороговый уровень
ответы на вопросы задачи даны неправильно. Объяснение хода её решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют). «неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован
Тесты
Тест 1
1. В чьем ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами?
а) в ведении субъектов Российской Федерации
б) в ведении Российской Федерации
в) в ведении МПР и экологии России г) совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
д) в ведении частного лица (владельца или пользователя)
2. Вставьте недостающее слово в определение:
Экологическое право — это отрасль … права.
а) гражданского
б) конституционного
в) частного
г) публичного
3. Правовые институты составляют существенную часть экологического права и определяют:
а) охрану земель и недр
б) правовой режим лесопользования
в) экологический контроль
д) правовой режим особо охраняемых природных территорий+
4. В какой их периодов происходило становление экологического законодательства?
а) послереволюционный
б) постсоветский
в) послевоенный
г) революционный
5. Какое слово пропущено в определении. Запишите в ответ:
«Основной источник экологического права — это …».
6. Что из перечисленного является основанием возникновения, изменения и прекращения эколого-правового отношения?
а) решение трудового коллектива
б) собрание политической партии
в) юридический факт (действие, событие)
г) материальные ценности, вещи, предметы
д) решение научно-практических конференций
7. Что из перечисленного может выступать в качестве субъектов права собственности на природные ресурсы?
а) Российская Федерация, субъекты РФ
б) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования
в) муниципальные образования
г) совокупность должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации
д) орган исполнительной власти в Российской Федерации
8. Что из перечисленного является обязательным условием специального водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов?
а) регистрация в качестве юридического лица
б) наличие договора водопользования
в) сертификация водопользования
г) недопустимость использования технических средств в ходе деятельности
д) лицензия на право водопользования
9. Объекты экологических правоотношений:
а) предметы материального мира
б) земля, недра, почвы, воды, животный и растительный мир
в) естественные экосистемы, природные ландшафты и комплексы, заповедники, парки
г) объекты охраны окружающей среды
10. Как разрабатывается и распространяется государственный доклад о состоянии окружающей природной среды?
а) ежеквартально
б) по мере необходимости, в зависимости от изменения состояния окружающей природной среды
в) ежемесячно
г) ежегодно
11. Закончите определение:
Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений — это:
а) мониторинг
б) регистр
в) кадастр
г) аудит
12. Закончите предложение :
Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку … .
а) живицы
б) пищевых лесных ресурсов
в) недревесных лесных ресурсов
г) все перечисленное верно
13. Закон определяет следующие виды экологической экспертизы:
а) государственная и общественная
б) общественная и муниципальная
в) муниципальная и государственная
г) производственная и общественная
д) предварительная и государственная
14. В каком из перечисленных документов сосредоточены составы экологических проступков?
б) в природоресурсных законодательных актах
в) в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации
г) в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
д) в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации
15. Какой из органов проводит государственную экологическую экспертизу?
а) федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы
б) общественные организации
в) предприятия и учреждения
г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Ответы: 1-б, 2-г, 3-а, 4-б, 5- Конст. РФ , 6- в, 7- б, 8- б, 9- г, 10- г, 11- а, 12- б, 13- а, 14- г, 15- а
Тест 2
1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды:
а) Конституция Российской Федерации
б) Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г.
в) ФЗ от 10.01.2002 г. “Об охране окружающей среды”
г) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.101982 г. № 37/7 “Всемирная хартия природы”
2. Источник экологического права
а) нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
б) нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой
в) правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания
г) совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей
3. “Основная единица” водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации:
а) водные ресурсы
б) водный объект
в) водохозяйственный участок
г) речной бассейн
4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под нормированием в области охраны окружающей среды понимается:
а) установление нормативов на эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот
б) установление нормативов качества окружающей среды
в) установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
г) разработка нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды
5. Государственными природными заказниками являются территории:
а) сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
б) относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение
в) имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
г) включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях
6. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях:
а) наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
б) наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
в)обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации
г) государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
7. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах” в муниципальной и иных формах собственности могут находиться:
а)участки недр Российской Федерации
б) полезные ископаемые Российской Федерации
в) добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
г) недра в границах Российской Федерации
8. Общественный экологический контроль осуществляется в целях:
а) обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
в) обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды
г) предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
9. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) понимается:
а) независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды
б) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды
в) вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности
г) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
10. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается:
а) отраслевыми законами
б) федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
в) законодательными актами субъектов Российской Федерации
г) Правительством Российской Федерации
11. Объекты животного мира могут предоставляться в краткосрочное пользование гражданам на основании:
а) именной разовой лицензии
б) краткосрочной лицензии
в) именного разрешения
г) охотничьего билета
12. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на …
а) местное население среды обитания объектов животного мира
б) граждане Российской Федерации
в) коренные малочисленные народы и этнические общности
г) общественные природоохранные объедения (организации)
13. Общественный экологический контроль осуществляется:
а) общественными объединениями и некоммерческими организациями
б) физическими лицами
в) инициативными группами
г) гражданами
14. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не относится (ятся):
а) загрязнение недр, почв
б) размещение отходов производства и потребления
в) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
г) переработка отходов производства и потребления
15. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами:
а) осуществляемое на основе полученной в установленном порядке лицензии
б) в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны
в) без необходимости осуществления юридических действий
г) принадлежащими каждому гражданину с момента рождения
Ответы: 1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в. 6-г, 7-г, 8-б, 9-г, 10-г. 11-а, 12-в, 13-г, 14-г, 15-б.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Студент показал прочные знания по теме дисциплины, правильно решенных заданий не менее 90 % «отлично», 90-100%, повышенный уровень
Студент показал прочные знания по теме дисциплины, правильно решенных заданий не менее 76 %
«хорошо», 76-89%, пороговый уровень
Студент показал неполные знания по теме, правильно решенных заданий не менее 60 % «удовлетворительно», 60-75%, пороговый уровень
Студент не знает основной программный материал, правильно решенных заданий не менее 60 % «неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован
Вопросы к зачету
1 Экологическое право как отрасль российского права: предмет,методы, система
2 Основные понятия экологического права: окружающая среда, благоприятная окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природные ресурсы, природные объекты, природно-антропогенные объекты и проч.
3 Принципы охраны окружающей среды
4 Конституционные основы экологического права
5 Понятие и виды источников экологического права
6 Федеральные законы как источники экологического права
7 Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды»
8 Нормативно-технические документы (государственные стандарты, санитарные, строительные, градостроительные и иные правила) и их соотношение с актами экологического законодательства
9 Основные тенденции развития экологического права
10 Нормы экологического права
11 Экологические правоотношения
12 Субъекты и объекты экологических правоотношений
13 Экологические права и обязанности граждан
14 Право на благоприятную окружающую среду как основное право в системе экологических прав граждан
15 Право граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений
16 Право граждан и общественных объединений на получение экологической информации
17 Права общественных объединений и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
18 Экологические обязанности государства,муниципальных образований и иных субъектов
19 Государственное экологическое управление: понятие, функции, порядок осуществления
20 Система органов государственного экологического управления
21 Муниципальное экологическое управление
22 Экологическое планирование: понятие, виды, цели, порядок осуществления
23 Лицензирование в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности
24 Экологическое нормирование
25 Учет источников вредного воздействия на окружающую среду
26 Экологический мониторинг
27 Экологический контроль: понятие, цели, виды
28 Понятие и объекты федерального экологического контроля
29 Оценка воздействия на окружающую среду
30 Экологическая экспертиза: понятие, виды
31 Принципы и объекты государственной экологической экспертизы
32 Экономический механизм охраны окружающей среды
33 Экологическое страхование
34 Экологический аудит
35 Правовые меры экологического стимулирования в области охраны окружающей среды
36 Экологические функции правоохранительных и судебных органов
37 Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, виды
38 Административная ответственность за экологические правонарушения
39 Уголовная ответственность за экологические правонарушения
40 Возмещение вреда, причиненного окружающей среде и отдельным компонентам природной среды в результате экологического правонарушения
41 Возмещение вреда, причиненного здоровью человека в результате негативного воздействия окружающей среды
42 Правовые меры охраны озонового слоя Земли
43 Международные принципы охраны окружающей среды
44 Международные договоры по вопросам охраны окружающей среды
45 Международные организации в области охраны окружающей среды
Критерии оценки:
Баллы по МРС Оценка экзаменатора, уровень критерии
91-100 Отлично/повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы, аргументировано и ясно строить свою речь.
76-90 Хорошо/пороговый уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой. Способен достаточно аргументировано строить свою речь.
61-75 Удовлетворительно/пороговый уровень Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа
Менее 60 Неудовлетворительно/уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи, неспособность аргументировано и ясно строить свою речь.
Общие методические указания.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям по всем темам студенты должны изучить:
- законодательство Российской Федерации;
- рекомендованную в плане семинарских и практических занятий литературу по всем темам;
- материалы постановлений Пленума Верховного СССР, РСФСР, Суда Российской Федерации по важнейшим институтам изучаемой дисциплины;
- материалы судебной практики, опубликованные в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по дисциплине способствует развитию умения активно и творчески мыслить. В ходе занятий обучающиеся вырабатывают навыки аргументации своей точки зрения и точного изложения своих мыслей перед аудиторией.
Необходимым условием успешного усвоения курса является изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Важное значение для правильного понимания содержания некоторых норм закона имеют разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации), которые необходимо хорошо знать.
Изучение практики высших судебных органов будет способствовать более успешному усвоению права России. Материалы судебной практики опубликованы в периодических изданиях: Бюллетене Верховного Суда СССР, Бюллетене Верховного Суда РСФСР и Российской Федерации.
Освоение курса права России предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке права по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому обучающийся не должен ограничиваться только изучением учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой.
Порядок проведения самостоятельной подготовки включает ознакомление с поставленными вопросами, изучение литературы, рекомендованной к теме занятий, конспектов прослушанных лекций, законодательства. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на уголовный закон, постановления Пленумов Верховных Судов СССР и Российской Федерации и теоретические положения курса права России.
Семинарские занятия
Целью семинарских занятий является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, и иных нормативных материалов и правовой литературы.
Студенты должны уметь анализировать правовые нормы действующего законодательства и применять их к конкретным обстоятельствам, знать современные тенденции в области борьбы с преступностью и уяснить основные проблемы науки права.
Семинарские занятия служат одновременно и средством проверки знаний курсантов, а также отработки навыков самостоятельного изучения этого предмета, работы с литературой, кроме этого способствуют умению логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений.
По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список основной и дополнительной литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию.
Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия. В определенных случаях от студента потребуется уточнение специальной терминологии, что поможет правильно сориентироваться в материале и определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и четкого ответа.
Далее целесообразно прежде всего обратиться к конспекту лекций и действующему законодательству, включая иные нормативные материалы, постановлениям Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, Российской Федерации.
Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения можно и должно обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинарское занятие или к дежурному преподавателю на кафедре, поэтому подготовку к семинару следует начинать заблаговременно.
Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару студентам необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а в определенных случаях и кратким ответом, подкрепленным ссылками на соответствующие источники: нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В этой же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.
Чтобы облегчить подготовку к последующим семинарам и экзаменам, рекомендуется в этой тетради отвести место для юридического словаря, куда в алфавитном порядке вписываются специальные правовые термины и пояснения к ним.
Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеучебное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.
Практические занятия
Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых являются проверка теоретических положений на практике и неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия по праву имеют цель помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности. Эти занятия тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. На лекциях, семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знание этих деталей нередко во многом определяет умение будущих специалистов правильно применить закон. Практические занятия дают возможность доработать со студентами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить студентов правильно применять законы к
При подготовке к практическому занятию в форме решения задач студенты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач надо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при решении конкретных задач, то они должны восполнить его путем повторного обращения к тексту закона, постатейному материалу, к соответствующим разделам (статьям) закона, записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.
К каждому занятию необходимо кратко письменно изложить решения задач (казусов) в своих отдельных тетрадях, предназначенных для работы на семинарских и практических занятиях. Во время подготовки к практическому занятию следует записывать решение задач в этих тетрадях; в кратких письменных решениях сделать необходимые ссылки на соответствующие статьи законов Российской Федерации, теоретические положения и на судебную практику; четко формулировать ответы на поставленные в задаче вопросы.
Если студент не справится самостоятельно с решением задачи, то он может обратиться за консультацией к преподавателю, который даст пояснение к условиям задачи, рекомендует дополнительную литературу, окажет методическую помощь, не давая до практического занятия ответов на поставленные вопросы, тем самым оставляя возможность для студента самостоятельно решить задачу.
Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличия у студента письменных решений задач (казусов). Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а так же отсутствовавшие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания на индивидуальных занятиях.
В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами пересказывает содержание задачи, дает мотивирование и ее решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задаче вопросы. Рекомендуется отдавать предпочтение пересказу содержания задачи, так как это помогает лучше овладеть разговорной речью, готовит студентов к умению докладывать конкретные дела, приучает обращать внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задаче вопросы, не ограничивались утверждением собственного мнения по задаче, а подкрепляли свои решения ссылками на соответствующие законодательные акты, на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, РСФСР, СССР, судебную практику, а так же материалами учебной литературы и т.п. При этом особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания закона, правильному применению общих положений закона и конкретным жизненным фактам, изложенным в задаче.
После выступления студента по конкретной задаче ему могут быть заданы вопросы как преподавателем, так и другими студентами. Затем могут высказать свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенному решению, а так же его мотивировании (обоснованию) другие студенты, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии подводит преподаватель. Он же дает оценку мнениям и их обоснованности, высказанным студентами по решению задачи.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал.