2023-2024_35_04_04_2023_953М_plx_Продукционные процессы в растениеводстве_Агробизнес
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Продукционные процессы в растениеводстве
Учебный план
35.04.04_2023_953М.plx

35.04.04 Агрономия

Агробизнес
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
46,8
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
10 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16,35
16,35
16,35
16,35
Сам. работа
46,8
46,8
46,8
46,8
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент , Суртаева Л.И. 
 
 
Продукционные процессы в растениеводстве
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708)
 
35.04.04 Агрономия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Научить магистра самостоятельно обобщать информацию о роли отдельных факторов и их сочетаний в регулировании продукционного процесса в растениеводстве
1.2
Задачи: изучить:

- основные  продукционные процессы влияющие на формирование урожая сельскохозяйственных культур;

- оценивать состояние посевов с учетом всех факторов жизни растений.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика полевого исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научный семинар "Агротехнологии"
2.2.2
Адаптивные системы земледелия
2.2.3
Оценка эффективности  технологий производства продукции растениеводства
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
-способы оптимизации важнейших факторов формирования урожаев для обеспечения максимальной продуктивности растений;
ИД-1.УК-1: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
- информационные базы по инновационным технологиям возделывания полевых культур. 
ИД-2.УК-1: Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения. 
 
- технологии производства растениеводческой продукции для управления продукционными процессами растений 
ИД-3.УК-1: Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Введение  /Лек/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
2
Понятие продуктивности и продукционного процесса. Краткая история формирования научных представлений о продукционном процессе. Рабо- ты Л.А. Иванова, А.А. Ничипоровича и А.Т. Мокроносова.
Л1.1Л2.1
 
1.2
Энергетика продукционного процесса  /Лек/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
2
Свет и спектральные свойства растений. Организация фотосинтетического аппарата и про- цессы первичного запасания энергии. Фотосинтетический метаболизм углерода Фотосинтетическая деятельность культур,  динамика накопления зеленой массы, сухого вещества, формирования структуры урожая. Выявление аминокислотного состав белка, жирно-кислотного состава жира семян разных сортов культурных растений.
Л1.1Л2.1
 
1.3
Регуляция продукционного процесса /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
2
Вода и водообеспеченность растений Потребление воды растением Водообеспеченность и программирование урожая Минеральное питание растений
Л1.1Л2.1
 
1.4
Факторы среды и формирование урожая /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
2
Минеральные вещества в фитоценозах. Минеральное питание и продуктивность растений Регуляторы роста и развития растений. Регуляция продуктивности с помощью регуляторов роста и развития растений Особенности роста и развития растений в фитоценозе. Физиология и биохимия формирова- ния качества урожая Целевое назначение и показатели биохимического состава растительной продукции
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
1.5
Оценка состояния посева и управление урожаем /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
2
Растение как целостная система. Подходы к моделированию продукционного процесса рас- тений. Популяции как фотосинтезирующие системы Практические условия получения планируемой урожайности. Теоретические составляющие получения планируемой урожайности Оценка состояния посева и управление урожаем с помощью моделей Фитоценотические подходы к управлению продуктивностью растений. Моделирование влияния специфических стрессовых факторов
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
2.1
Закономерности и основные законы продукционного процесса /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Тестовые задания, ситуационные задачи, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1
 
2.2
Биологические аспекты продукционного процесса(семинар) /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Тестовые задания, ситуационные задачи, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1
 
2.3
Формирование органического вещества в агроэкосистемах. /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Тестовые задания, ситуационные задачи, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1
 
2.4
Управление урожаем /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Тестовые задания, ситуационные задачи, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Факторы жизни растений /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Влияние солнечного света на различные физиологические процессы сельскохозяйственных культур. /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Тепловой режим, один из факторов  влияющий на продукционный процесс /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Приемы регулирования водного режима почвы /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.5
Дыхание почвы - активный фактор почвенного газообмена, влияющий на продукционные процессы в растениях. /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.6
Микробиологическая деятельность почвы один из важнейших факторов  плодородия почвы и продуктивности растений /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.7
Закон неравнозначности и незаменимости факторов жизни растений /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.8
Закон неравноценности и компенсирующего воздействия факторов /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.9
Закон минимума и максимума /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.10
Закон оптимума /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.11
Закон критических периодов /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.12
Теоретические основы правильного выбора площади питания растений. /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.13
Агротехнологии как механизм управления продукционным процессом сельскохозяйственных культур в агроценозах /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.14
Экологическое взаимодействие культурных растений с сорняками, болезнетворными микроорганизмами и вредителями /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
3.15
Фотосинтетическая деятельность растений в посевах /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.16
Факторы лимитирующие фотосинтез /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.17
Рассчитать (найти в Интернете или научной литературе) величины ИЛП(индекс листовой поверхности) культуры, используемой магистрантом в качестве объекта исследования. /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.18
Собрать информацию об особенностях онтогенеза, наступлении фаз онтогенеза /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.19
Собрать информацию о характеристиках мезоструктуры листа объекта исследования, особенностях фотосинтетического метаболизма /Ср/
2,8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств.

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся освоивших программу дисциплины Продукционные процессы в растениеводстве.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач, вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Водной контроль (примерный тест)

1. Космические факторы жизнедеятельности растений

А) вода Б) воздух В) свет

Г) питательные вещества

2. Земные факторы жизнедеятельности растений

А) вода Б) тепло В) свет Г) почва

3. Активные температуры

А) > 100С Б) > 50С В) > 70С Г) > 150С

4. Регулирование содержания питательных веществ в почве:

А) Чередование культур на полях, которые выносят основные питательные элементы в разном соотношении.

Б) основная обработка почвы

В) создание благоприятного пахотного слоя

Г) приемы сохранения и рационального использования влаги

5. Основными фитометрическими показателями посева являются

А) площадь листовой поверхности Б) высота растений

В) густота посева Г) все ответы верны

Текущий контроль 1 (примерный тест)

1. Показатель чистой продуктивности фотосинтеза определяет:

А) фотосинтетический потенциал Б) суточный прирост биомассы. В) площадь листовой поверхности Г) все ответы верны

2. Чистая продуктивность фотосинтеза - это

А) совокупная площадь листовой поверхности посева на 1 м2

Б) суммарная величина листовой поверхности за вегетационный период культуры В) количество абсолютно сухого 

 
стр. 7
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
вещества, синтезируемого 1 м 2 листовой поверхности за сутки

Г) все ответы верны

3. Площадь листовой поверхности зависит от

А) густоты стояния растений

Б) густоты стояния растений и степени их развития.

В) числа растений и размеров площади листьев каждого из них Г) все ответы верны

4. Агрохимические показателям плодородия почв

А) содержание в почве веществ и элементов загрязнителей

Б) денитрифицирующая и азотфиксирующая активности почвы В) состояние почвенного поглощающего комплекса,

Г) водные, воздушные и тепловые режимы почвы.

5. Агрофизические показателям плодородия почв

А) содержание в почве веществ и элементов загрязнителей

Б) денитрифицирующая и азотфиксирующая активности почвы В) состояние почвенного поглощающего комплекса,

Г) водные, воздушные и тепловые режимы почвы.

Текущий контроль 2 (примерный тест)

1. Верно ли высказывание. Закон минимума, оптимума и максимума гласит:

«Величина урожая определяется фактором, находящимся в оптимуме. Наибольший урожай осуществим при максимальном наличии фактора. При минимальном наличии фактора урожай невозможен».

А) Да

Б) Нет

2. Верно ли высказывание «Согласно закону равно значимости и незаменимости

факторов жизни растений, для их роста и развития должен быть обеспечен приток хотя бы одного из факторов жизни растений – космических и земных.

А) да Б) нет

3. Величина урожая зависит от того фактора или элемента, роста растений, который находится

А) в оптимуме Б) в максимуме В) в минимуме

Г) в оптимуме и максимуме

4. Максимальный урожай можно достичь только при количестве факторов и элементов питания, которые находятся

А) в оптимуме Б) в максимуме В) в минимуме

Г) в оптимуме и максимуме

5. Невозможно получить высокий урожай с.-х. культур при наличии

фактора жизни растений и питательных веществ

А) оптимальном Б) максимальном В) минимальном

Г) оптимальном и максимальном

Критерии оценки:

5 баллов выставляется студенту, если он отвечает на 90-100% от общей суммы вопросов;

4 балла выставляется студенту, если он отвечает на 70-90% от общей суммы вопросов;

3 балла выставляется студенту, если он отвечает на 60-80% от общей суммы вопросов;

2 балла выставляется студенту, если он отвечает менее, чем на 60% от общей суммы вопросов.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Ситуационные задания (примерные)

Задание 1. Дать определение следующим понятиям:. агроценоз, продукционный процесс, структура посевных площадей, потенциальная урожайность, ожидаемая урожайность, фактический сбор, плодородие почвы, фитометрический показатель посева, чистая продуктивность фотосинтеза, факторы жизнедеятельности растений.

Задание 2. Рассчитать норму высева весовую Нв (кг/га) и числовую (млн шт/га) семян (кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, ржи), если на 1 га высевают 81 тыс лабораторно всхожих семени (К0), чистота семян (Ч) равна 99 %, лабораторная всхожесть семян 88 %, масса 1000 семян 350 г.

Задание 3. Рассчитать дозу удобрений на планируемую прибавку урожайности с использованием минеральных удобрений на посевах (кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, ржи), пользуясь формулами и исходными данными (выдается индивидуально)

Задание 4. Рассчитать дозу удобрений на планируемую прибавку урожайности с использованием органических минеральных удобрений на посевах (кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, ржи), пользуясь формулами и исходными данными (выдается индивидуально).

Критерии оценивания результатов решения ситуационных задач

«отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление;

«хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление;

«удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило, 

 
стр. 8
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
закономерность, явление;

«неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Понятие продукционного процесса

2. История формирования научных представлений о продукционном процессе

3. Используемые термины и обозначения для характеристики продукционного процесса

4. Спектральные свойства света и его поглощение растениями

5. Организация фотосинтетического аппарата

6. Понятие ФАР

7. Понятие архитектоники растений и ИЛП

8. Понятие мезоструктуры листа

9. Фотосинтез С3- и С4-растений

10. Интенсивность фотосинтеза и способы его определения

11. Устьичная и мезофилльная проводимость листа

12. Фотохимическое лимитирование фотосинтеза в реальном посеве

13. Лимитирование «темновой фазы» фотосинтеза в реальном посеве

14. Понятие идеальной фотосинтезирующей системы

15. Донорно-акцепторные отношения. в т.ч. онтогенетические аспекты

16. Регуляция фотосинтеза факторами внешней среды

17. Световые и углекислотные кривые фотосинтеза

18. Определение наблюдаемого фотосинтеза и ЧПФ

19. Фотодыхание и его продукты

20. Дыхание в фотосинтезирующих клетках и его физиологическое значение

21. Дыхание роста и дыхание поддержания

22. Связь дыхания с биосинтетическими процессами

23. Вклад дыхания и фотосинтеза в продукционный процесс

24. Водообеспеченность растений и возможности управления ею

25. Водообеспечение растений и программирование урожая

26. Минеральное питание в свете продукционного процесса

27. Минеральное питание в фитоценозах

28. Управление продуктивностью растений с помощью минерального питания

29. Регуляторы роста и развития растений в связи с продуктивностью

30. Стрессовые факторы и адаптация растений

31. Полегание и продуктивность растений

32. Аллелопатия в фитоценозах

33. Рост и развитие растений в фитоценозах

34. Фаза цветения – как основа формирования урожая

35. Аттрагирующая способность органов растений

36. Влияние внешних факторов на качество семян злаковых культур и управление им

37. Особенности управления качеством семян зернобобовых

38. Масличные культуры в свете проблем продукционного процесса

39. Управление продукционным процессом при возделывании корнеплодов и картофеля

40. Особенности продукционного процесса кормовых трав

41. Особенности продукционного процесса плодово-ягодных культур

42. Управление продукционным процессом овощных культур

43. Подходы к моделированию продукционного процесса растений

44. ИЛП, фотосинтетический потенциал и ЧПФ в фитоценозе

45. «Оптимальное» растение и «оптимальный» фитоценоз

46. Теоретические и практические условия получения планируемого урожая

47. Современные тенденции в управлении продуктивностью растений

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Янчевская Т.Г.
Оптимизация минерального питания растений: монография
Минск: Белорусская наука, 2014
http://www.iprbookshop.ru/29587.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кабашникова Л.Ф.
Фотосинтетический аппарат и стресс у растений: монография
Минск: Белорусская наука, 2014
http://www.iprbookshop.ru/29569.html
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
NVDA
6.3.1.4
MS Windows
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
313 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, ноутбук с доступом в Интернет. Плакаты, сноповой материал с/х культур
 
209 В1
Компьютерный класс. Кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности. Учебная аудитория для проведения  практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсу

По курсу предусмотрено проведение лекционных занятий, на которых дается основной систематизированный материал, лабораторных и (или) практических занятий. Распределение занятий по часам представлено в РПД. Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа с использованием различных источников  литературы.

В объем самостоятельной работы по дисциплине включается следующие главные аспекты:

- изучение теоретических вопросов по всем темам дисциплины. В соответствии с графиком проведения контрольных точек в семестре проводится две контрольные точки. Результаты оценки успеваемости заносятся в ведомость.

- подготовка к текущему контролю успеваемости студентов в контрольной точке (текущая аттестация);

- подготовка к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация  проводится по расписанию сессии. Результаты 

 
стр. 10
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
аттестации заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость и зачетную книжку студента (при получении положительного результата). Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по графику сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.

Общее распределение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы по темам дисциплины и видам занятий приведено в соответствующем разделе РПД

Подготовка к занятиям: для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.

В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:

- делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);

- составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);

- готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);

- создавать конспекты (развернутые тезисы, которые).

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам занятий.

Подготовка докладов, выступлений и рефератов, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины: Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п.  

Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д.  Необходимо подготовить текст доклада и (или) иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к занятию.

Подготовка  к промежуточной аттестации.

При подготовке к промежуточной аттестации студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на занятиях. Если у студента имеются вопросы, которые он не понял, то он может получить на них пояснения на консультиации.

Подготовка курсовых работ, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины

Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических психологических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем психологической науки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Самостоятельная работа (СР).

Задачи самостоятельной работы:

- обретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования;

- выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.

Технология СР должна обеспечивать овладение знаниями, закрепление и систематизацию знаний, формирование умений и навыков. Апробированная технология характеризуется алгоритмом, который включает следующие логически связанные действия студента:

- чтение текста (учебника, пособия, конспекта лекций); - конспектирование текста;

- решение задач и упражнений, заданий;

- подготовка к практическим (лабораторным) занятиям;

- ответы на контрольные вопросы;

- составление планов и тезисов устного ответа.