(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
35.04.04 Агрономия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
- основные продукционные процессы влияющие на формирование урожая сельскохозяйственных культур;
- оценивать состояние посевов с учетом всех факторов жизни растений.
ции
ракт.
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся освоивших программу дисциплины Продукционные процессы в растениеводстве.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач, вопросов к зачету.
1. Космические факторы жизнедеятельности растений
А) вода Б) воздух В) свет
Г) питательные вещества
2. Земные факторы жизнедеятельности растений
А) вода Б) тепло В) свет Г) почва
3. Активные температуры
А) > 100С Б) > 50С В) > 70С Г) > 150С
4. Регулирование содержания питательных веществ в почве:
А) Чередование культур на полях, которые выносят основные питательные элементы в разном соотношении.
Б) основная обработка почвы
В) создание благоприятного пахотного слоя
Г) приемы сохранения и рационального использования влаги
5. Основными фитометрическими показателями посева являются
А) площадь листовой поверхности Б) высота растений
В) густота посева Г) все ответы верны
Текущий контроль 1 (примерный тест)
1. Показатель чистой продуктивности фотосинтеза определяет:
А) фотосинтетический потенциал Б) суточный прирост биомассы. В) площадь листовой поверхности Г) все ответы верны
2. Чистая продуктивность фотосинтеза - это
А) совокупная площадь листовой поверхности посева на 1 м2
Б) суммарная величина листовой поверхности за вегетационный период культуры В) количество абсолютно сухого
Г) все ответы верны
3. Площадь листовой поверхности зависит от
А) густоты стояния растений
Б) густоты стояния растений и степени их развития.
В) числа растений и размеров площади листьев каждого из них Г) все ответы верны
4. Агрохимические показателям плодородия почв
А) содержание в почве веществ и элементов загрязнителей
Б) денитрифицирующая и азотфиксирующая активности почвы В) состояние почвенного поглощающего комплекса,
Г) водные, воздушные и тепловые режимы почвы.
5. Агрофизические показателям плодородия почв
А) содержание в почве веществ и элементов загрязнителей
Б) денитрифицирующая и азотфиксирующая активности почвы В) состояние почвенного поглощающего комплекса,
Г) водные, воздушные и тепловые режимы почвы.
Текущий контроль 2 (примерный тест)
1. Верно ли высказывание. Закон минимума, оптимума и максимума гласит:
«Величина урожая определяется фактором, находящимся в оптимуме. Наибольший урожай осуществим при максимальном наличии фактора. При минимальном наличии фактора урожай невозможен».
А) Да
Б) Нет
2. Верно ли высказывание «Согласно закону равно значимости и незаменимости
факторов жизни растений, для их роста и развития должен быть обеспечен приток хотя бы одного из факторов жизни растений – космических и земных.
А) да Б) нет
3. Величина урожая зависит от того фактора или элемента, роста растений, который находится
А) в оптимуме Б) в максимуме В) в минимуме
Г) в оптимуме и максимуме
4. Максимальный урожай можно достичь только при количестве факторов и элементов питания, которые находятся
А) в оптимуме Б) в максимуме В) в минимуме
Г) в оптимуме и максимуме
5. Невозможно получить высокий урожай с.-х. культур при наличии
фактора жизни растений и питательных веществ
А) оптимальном Б) максимальном В) минимальном
Г) оптимальном и максимальном
Критерии оценки:
5 баллов выставляется студенту, если он отвечает на 90-100% от общей суммы вопросов;
4 балла выставляется студенту, если он отвечает на 70-90% от общей суммы вопросов;
3 балла выставляется студенту, если он отвечает на 60-80% от общей суммы вопросов;
2 балла выставляется студенту, если он отвечает менее, чем на 60% от общей суммы вопросов.
Задание 1. Дать определение следующим понятиям:. агроценоз, продукционный процесс, структура посевных площадей, потенциальная урожайность, ожидаемая урожайность, фактический сбор, плодородие почвы, фитометрический показатель посева, чистая продуктивность фотосинтеза, факторы жизнедеятельности растений.
Задание 2. Рассчитать норму высева весовую Нв (кг/га) и числовую (млн шт/га) семян (кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, ржи), если на 1 га высевают 81 тыс лабораторно всхожих семени (К0), чистота семян (Ч) равна 99 %, лабораторная всхожесть семян 88 %, масса 1000 семян 350 г.
Задание 3. Рассчитать дозу удобрений на планируемую прибавку урожайности с использованием минеральных удобрений на посевах (кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, ржи), пользуясь формулами и исходными данными (выдается индивидуально)
Задание 4. Рассчитать дозу удобрений на планируемую прибавку урожайности с использованием органических минеральных удобрений на посевах (кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, ржи), пользуясь формулами и исходными данными (выдается индивидуально).
Критерии оценивания результатов решения ситуационных задач
«отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление;
«хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление;
«удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило,
«неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление.
1. Понятие продукционного процесса
2. История формирования научных представлений о продукционном процессе
3. Используемые термины и обозначения для характеристики продукционного процесса
4. Спектральные свойства света и его поглощение растениями
5. Организация фотосинтетического аппарата
6. Понятие ФАР
7. Понятие архитектоники растений и ИЛП
8. Понятие мезоструктуры листа
9. Фотосинтез С3- и С4-растений
10. Интенсивность фотосинтеза и способы его определения
11. Устьичная и мезофилльная проводимость листа
12. Фотохимическое лимитирование фотосинтеза в реальном посеве
13. Лимитирование «темновой фазы» фотосинтеза в реальном посеве
14. Понятие идеальной фотосинтезирующей системы
15. Донорно-акцепторные отношения. в т.ч. онтогенетические аспекты
16. Регуляция фотосинтеза факторами внешней среды
17. Световые и углекислотные кривые фотосинтеза
18. Определение наблюдаемого фотосинтеза и ЧПФ
19. Фотодыхание и его продукты
20. Дыхание в фотосинтезирующих клетках и его физиологическое значение
21. Дыхание роста и дыхание поддержания
22. Связь дыхания с биосинтетическими процессами
23. Вклад дыхания и фотосинтеза в продукционный процесс
24. Водообеспеченность растений и возможности управления ею
25. Водообеспечение растений и программирование урожая
26. Минеральное питание в свете продукционного процесса
27. Минеральное питание в фитоценозах
28. Управление продуктивностью растений с помощью минерального питания
29. Регуляторы роста и развития растений в связи с продуктивностью
30. Стрессовые факторы и адаптация растений
31. Полегание и продуктивность растений
32. Аллелопатия в фитоценозах
33. Рост и развитие растений в фитоценозах
34. Фаза цветения – как основа формирования урожая
35. Аттрагирующая способность органов растений
36. Влияние внешних факторов на качество семян злаковых культур и управление им
37. Особенности управления качеством семян зернобобовых
38. Масличные культуры в свете проблем продукционного процесса
39. Управление продукционным процессом при возделывании корнеплодов и картофеля
40. Особенности продукционного процесса кормовых трав
41. Особенности продукционного процесса плодово-ягодных культур
42. Управление продукционным процессом овощных культур
43. Подходы к моделированию продукционного процесса растений
44. ИЛП, фотосинтетический потенциал и ЧПФ в фитоценозе
45. «Оптимальное» растение и «оптимальный» фитоценоз
46. Теоретические и практические условия получения планируемого урожая
47. Современные тенденции в управлении продуктивностью растений
По курсу предусмотрено проведение лекционных занятий, на которых дается основной систематизированный материал, лабораторных и (или) практических занятий. Распределение занятий по часам представлено в РПД. Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа с использованием различных источников литературы.
В объем самостоятельной работы по дисциплине включается следующие главные аспекты:
- изучение теоретических вопросов по всем темам дисциплины. В соответствии с графиком проведения контрольных точек в семестре проводится две контрольные точки. Результаты оценки успеваемости заносятся в ведомость.
- подготовка к текущему контролю успеваемости студентов в контрольной точке (текущая аттестация);
- подготовка к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится по расписанию сессии. Результаты
Общее распределение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы по темам дисциплины и видам занятий приведено в соответствующем разделе РПД
Подготовка к занятиям: для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:
- делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);
- составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);
- готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);
- создавать конспекты (развернутые тезисы, которые).
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины: Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п.
Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. Необходимо подготовить текст доклада и (или) иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к занятию.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При подготовке к промежуточной аттестации студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на занятиях. Если у студента имеются вопросы, которые он не понял, то он может получить на них пояснения на консультиации.
Подготовка курсовых работ, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины
Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических психологических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем психологической науки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа (СР).
Задачи самостоятельной работы:
- обретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования;
- выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Технология СР должна обеспечивать овладение знаниями, закрепление и систематизацию знаний, формирование умений и навыков. Апробированная технология характеризуется алгоритмом, который включает следующие логически связанные действия студента:
- чтение текста (учебника, пособия, конспекта лекций); - конспектирование текста;
- решение задач и упражнений, заданий;
- подготовка к практическим (лабораторным) занятиям;
- ответы на контрольные вопросы;
- составление планов и тезисов устного ответа.