2023-2024_39_03_01_2023_843_plx_Живая природа и опасность_Социальная и правовая экспертиза
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Живая природа и опасность
Учебный план
39.03.01_2023_843.plx

39.03.01 Социология

Социальная и правовая экспертиза
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 39.03.01_2023_843.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Вознийчук Ольга Петровна
 
 
Живая природа и опасность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)
 
39.03.01 Социология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.03.01_2023_843.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у студентов основные понятия и представления об опасных объектах живой природы 
1.2
Задачи: Научить понимать и отличать потенциально опасных растения и животных; научить применять полученные навыки в рекреационной деятельности, при проведении экскурсий, создании различных проектов, в том числе экологических троп, и в быту.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектная деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Управляет своим временем и знает о своих ресурсах и их пределах, с учётом знаний о биологической опасности, для успешного выполнения порученной работы.
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
 
Способен оценить опасные биологические объекты и способен принять меры по ее предупреждению для обеспечения устойчивого развития общества и сохранения природной среды, в повседневной жизни и профессиональной деятельности 
ИД-2.УК-8: Оценивает вероятность возникновения опасности в повседневной жизни и про-фессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению для обес-печения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Экологическая безопасность
 
1.1
Введение. Понятие о экобезопасности. /Лек/
1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Классификация природных ядов /Лек/
1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Экобезопасность. Классификация природных ядов /Пр/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
тесты,

вопросы к зачёту,

рефераты

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Экобезопасность. Классификация природных ядов /Ср/
8
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Растения
 
2.1
Опасные и ядовитые растения /Лек/
4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Опасные и ядовитые растения /Пр/
6
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
тесты,

вопросы к зачёту,

рефераты

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Опасные и ядовитые растения /Ср/
12
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
стр. 5
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
Раздел 3. Животные
 
3.1
Опасные и ядовитые животные /Лек/
4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Опасные и ядовитые животные /Пр/
8
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
тесты,

вопросы к зачёту,

рефераты

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Опасные и ядовитые животные /Ср/
12
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Оказание первой помощи
 
4.1
Оказание первой помощи /Пр/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
тесты,

вопросы к зачёту,

рефераты

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Оказание первой помощи /Ср/
2,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств.

Оценочные средства предназначены для  контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "Живая природа и опасность".

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего  контроля  и  промежуточной аттестации  в  форме  тестовых  заданий, рефератов и вопросов к зачёту.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тестовые задания для входящего контроля

В каких климатических зонах ядовитых растений больше и яды, содержащиеся в них, обладают более сильным действием:

а) в экваториальном поясе;

б) странах умеренного климата

в) в тундровой зоне;

г) в пустынях.

Объектами исследования в теории безопасности являются:

а) человек и техносфера;

б) биосфера, техносфера и природная среда;

в) человек и окружающая его среда;

г) человек и биосфера.

Ядовитые растения могут быть опасны при:

а) при использовании в строительстве;

б) растения не могут быть опасными;

в) в случае прикосновения к ним и употребления их в пищу

г) при вдыхании воздуха в место, где они произрастают.

К биологическим опасным и вредным факторам природного происхождения относятся:

а) биологические загрязнения окружающей среды вследствие аварий на очистных сооружениях;

б) ядовитые растения и животные;

в) микроэлементы;

г) ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве.

Грибы, как один их опасных природных объектов бывают:

а) съедобные;

б) условно съедобные;

в) ядовитые;

г) все перечисленные выше.

Примерные тестовые задания для текущего контроля 1

Ядовитыми животными являются:

а) заяц;

б) домашние кошки;

в) некоторые виды лягушек;

 
стр. 6
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
г) лев.

Иксодовый клещ может быть опасен, так как:

а) больно кусает;

б) не несёт никакой опасности;

в) может быть переносчиком опасных заболеваний;

г) может выпить много крови.

Какие из морских обитателей могут представлять опасность для ныряльщика:

а) рыба-луна;

б) медуза;

в) скат;

г) дельфин.

Биологическими опасностями называют такие, которые исходят от:

а) микроорганизмов;

б) человека;

в) животных;

г) всех живых объектах природы.

Некоторые растения могут быть опасны, так как они:

а) могут плохо пахнуть;

б) могут быть ядовитыми;

в) могут быть плетущимися;

г) растения не представляют опасность

Примерные тестовые задания для текущего контроля 2

По типу воздействия на организм яды змей бывают:

а) нейротоксическим;

б) нейротоксическим и гемовазотоксическим;

в) гемовазотоксическим;

г) некротическим.

У животных ядовитыми могут быть:

а) кожа;

б) щупальца;

в) железы;

г) все перечисленные части тела.

Яды животного происхождения бывают:

а) политаксины;

б) герпетотаксины;

в) батрахотоксины;

г) копитаксины.

По действию на организм токсины (главным образом экзотоксины) условно классифицируются на:

а) цитотоксины

б) нейроцитотаксины

в) нейротоксины и цитотоксины;

г) нейротоксины

У растений ядовитыми могут быть:

а) листья;

б) корни;

в) плоды;

г) все перечисленные части растения.

Критерии оценки тестов:

Выполнено 84-100% - «отлично», повышенный уровень

Выполнено 66-83% - «хорошо», пороговый уровень

Выполнено 50-65% - «удовлетворительно», пороговый уровень

Выполнено менее 50% - «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы для рефератов

Ядовитые грибы

Ядовитые комнатные растения

Ядовитые садово-декоративные растения

Ядовитые огородные культуры

Ядовитые плодовые деревья

Ядовитые декоративные деревья и кустарники

Ядовитые насекомые

Ядовитые морские животные

 
стр. 7
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
Ядовитые пресмыкающиеся

Ядовитые млекопитающие

Ядовитые земноводные

Ядовитые беспозвоночные животные

Критерии оценки письменных работ:

«зачтено», повышенный уровень - работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объём, соблюдены требования к оформлению работы.

«зачтено», пороговый уровень - основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объём реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении работы.

«не зачтено», уровень не сформирован - тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы. Реферат студентом не представлен.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту

1. Понятие биологической опасности

2. Экологическая безопасность

3. Классификация природных ядов

4. Понятие ядовитости животных

5. Понятие ядовитости растений

6. Токсикологическая классификация животных

7. Классификация ядовитых растений

8. Воздействие токсичных соединений

9. Профилактика нападения животного

10. Ядовитые комнатные растения

11. Ядовитые садово-декоративные растения

12. Ядовитые насекомые

13. Ядовитые морские животные

14. Ядовитые пресмыкающиеся

15. Ядовитые млекопитающие

16. Ядовитые птицы

17. Ядовитые земноводные

18. Оказание первой помощи при укусах и нападениях животных

19. Оказание первой помощи при ожогах и отравлениях растительными ядами

20.   Патогенные микроорганизмы

Критерии оценки зачёта:

«зачтено», повышенный уровень

- способен управлять своим временем и знает о своих ресурсах и их пределах, с учётом знаний о биологической опасности, для успешного выполнения порученной работы.

- способен оценить опасные биологические объекты и способен принять меры по ее предупреждению для обеспечения устойчивого развития общества и сохранения природной среды, в повседневной жизни и профессиональной деятельности

«зачтено», пороговый уровень

- способен управлять своим временем и знает о своих ресурсах и их пределах для успешного выполнения порученной работы.

- способен оценить опасные биологические объекты

«незачтено», уровень не сформирован

- не способен управлять своим временем и знает о своих ресурсах и их пределах, с учётом знаний о биологической опасности, для успешного выполнения порученной работы.

- не способен оценить опасные биологические объекты и способен принять меры по ее предупреждению для обеспечения устойчивого развития общества и сохранения природной среды, в повседневной жизни и профессиональной деятельности

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Медведева З. М., Медяков Е. Г.
Лекарственные и ядовитые растения Сибири: учебное пособие
Новосибирск: Золотой колос, 2021
https://www.iprbookshop.ru/122501.html
 
Л1.2
Султангареева А. Х.
Экологические особенности биологических систем в условиях антропогенного пресса: Учебно-методическое пособие
Казань: КГАУ, 2015
https://e.lanbook.com/book/138610
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Бажов Г. М.
Отравления животных ядовитыми растениями: учебное пособие для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2022
https://e.lanbook.com/book/200273
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников;
 
стр. 9
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Критерии оценки реферата. Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. Оценка "зачтено" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка "не зачтено" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. Образец оформления титульного листа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» Естественно-географический факультет Кафедра биологии и химии РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Живая природа и опасность       ТЕМА _____________ Выполнил: студент ____ гр. Иванов И.И. Научный руководитель: к.б.н.,доц. Вознийчук О.П.
 
стр. 10
УП: 39.03.01_2023_843.plx
 
Горно-Алтайск,  20__ Методические рекомендации по подготовке к  тестированию Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо: а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы; б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.); в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам; г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант. д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок. Методические рекомендации по подготовке к зачёту Изучение дисциплины «Живая природа и опасность» завершается сдачей. Он является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях,практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа: -аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра; -непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса; -подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах. Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе. Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут.