(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Вопросы к зачету.
Вопросы к зачету.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
1. Источником энергии и пищевых веществ является:
A. вода
B. пищевые жиры и масла
C. пища
2. Пищевая ценность белка зависит от содержания:
A. в нём заменимых аминокислот
B. сбалансированности в нём незаменимых аминокислот
C. сбалансированности в нём заменимых аминокислот
3. Клетчатка в организме:
A. стимулирует перистальтику кишок
B. растворяется в воде и полностью усваивается организмом
C. создаёт условия для подавления развития полезных бактерий
4. Фитонциды содержатся в:
A. лимонах
B. хурме
C. помидорах
5. Биологическая ценность жира зависит от содержания в них:
A. насыщенных жирных кислот
B. витаминов А, Д, Е, F , фосфатидов
C. углеводов
Примерные тестовые задания для текущего контроля 1
1. Оценка качества продуктов органами чувств называется ?
а) органолептикой
б) статистикой
в) логистикой
г) экономикой
2. К показателям на содержание токсичных элементов в продуктах относятся?
а) антропометрические
б) гигиенические
в) надежности
г) сохраняемости
3 Нитрозамины в продуктах образуются при использовании?
а) азотных удобрений
б) калийных удобрений
в) фосфорных удобрений
г) нитратов
4. Относительно размеров человека товары характеризуют показатели? а) гигиенические
б) эстетические
в) антропометрические
г) надежности
5. Вопросы фасования товаров, формы и размеры решают с учетом показателей качества?
а) экономических
б) тропометрических
в) ремонтопригодности
г) патентно-правовых
Примерные тестовые задания для текущего контроля 2
1.Что такое аносмия?
А. частичное или полное отсутствие способности воспринимать цвет.
Б. отсутствие способности воспринимать цвет.
В. частичное отсутствие обоняния.
Г. потеря осязательных ощущений.
2. К какой группе методов относится «дуо-трио»?
А. качественный различительный.
В. описательный.
Г. метод приемлемости (предпочтительности).
3. Какой из предлагаемых методов можно применять при тестировании сенсорных способностей дегустаторов?
А. метод индекса разбавлений.
Б. «два из пяти».
В. метод профильного анализа.
Г. метод «scoring».
4. К какой группе методов относится применение балловых шкал?
А. методы приемлемости (предпочтения).
Б. качественные различительные.
В. количественные различительные.
Г. описательные.
5. Какой вид вкуса воспринимают рецепторы на кончике языка?
А. соленый.
В. сладкий.
Б. кислый.
Г. горький
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание по темам дисциплины, умение самостоятельно применять эти знания, делать обоснованные выводы, владеет специальными понятиями и терминами.
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание по темам дисциплины, умение самостоятельно применять эти знания, делать обоснованные выводы, но по некоторым понятиям допущены неточности.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание основных тем учебной дисциплины, умения решать тестовые задания.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторым темам дисциплины, при решении тестовых заданий допущены значительные ошибки, не владеет специальными терминами и понятиями.
Задания для контрольной работы.
1. В чем суть бальной оценки качества товаров?
2. Какие требования необходимо соблюдать при разработке бальной сис- темы оценки качества товара?
3. С какой целью устанавливают коэффициенты значимости показателей качества?
4. В чем суть экспертного метода оценки качества товаров?
5. Назовите основные этапы и операции, имеющие место при проведении экспертной оценки.
6. Какие существуют методы оценки компетентности экспертов?
7. Охарактеризуйте основные методы оценки компетентности экспертов (эвристический, тестовый, документальный).
Критерии оценки студента на контрольной работе
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он получил правильные ответы на задания, привел соответствующие формулы, сделал обоснованные выводы
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил задания, в решениях есть недочеты, выводы не полные.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в решениях допущено от 2 до 4 ошибок, нет выводов.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не может выполнить задания.
1. Факторы, влияющие на качество продовольственных товаров.
2. Показатели качества продуктов: гигиенические.
3. Показатели качества продуктов: антропометрические.
4. Показатели качества продуктов: физиологические.
5. Показатели качества продуктов: эстетические.
6. Патентно-правовые показатели качества продуктов, унификация, стандартизация.
8. Показатели качества товаров социального назначения.
9. Показатели качества товаров функционального назначения.
10. Показатели качества продуктов: экономические, транспортабельности и сохраняемости.
11. Показатели качества продуктов: безопасность применения. Органолептические показатели качества продукта, определяемые с помощью зрения.
12. Органолептические показатели качества продукта, определяемые с по- мощью глубокого осязания (нажима).
13. Органолептические показатели качества продукта, определяемые обонянием.
14. Органолептические показатели качества продукта, определяемые с помощью органов чувств полости рта.
15. Природа и факторы визуальных (зрительных) ощущений.
16. Восприятие запахов.
17. Вкусовые ощущения.
18. Влияние факторов на вкусовые и обонятельные ощущения.
19. Способы восстановления обонятельной чувствительности.
20. Природа и факторы, влияющие на осязательные ощущения.
21. Вещества, обуславливающие окраску продуктов: пигменты пищевых продуктов.
22. Вещества, обуславливающие окраску продуктов: пищевые красители.
23. Вещества, обуславливающие окраску продуктов: цветокорректирующие и отбеливающие вещества.
24. Ароматобразующие вещества продуктов.
25. Пищевые ароматизаторы.
26. Итенсификаторы (усилители) вкуса и запаха.
27. Вкусовые вещества.
28. Вещества, регулирующие кислотность продукта.
29. Коптильные препараты и ароматизаторы.
30. Неферментативные процессы флеворообразования (карбониламиновая реакция).
31. Ферментативные процессы флеворообразования (брожение, окисление).
32. Классификация терминов определения консистенции пороков.
33. Методика органолептического анализа механических параметров конси- стенции.
34. Группы параметров консистенции: механические, геометрические и т.д.
35. Улучшители консистенции: загустители и желеобразующие агенты.
36. Улучшители консистенции: эмульгаторы и стабилизаторы.
37. Улучшители консистенции: влагоудерживающие компоненты.
38. Взаимосвязь органолептических и инструментальных показателей каче- ства.
39. Систематика сенсорных методов дегустационного анализа.
40. Методы потребительской оценки в дегустационном анализе (шкала желательности, шкала гедоническая).
41. Аналитические методы органолептического анализа: метод парного сравнения, треугольный метод и «дуо-трио», метод двух из пяти.
42. Аналитические методы органолептического анализа: метод единичных стимулов, метод многочисленных стандартов, ранговый метод.
43. Аналитические методы органолептического анализа: количественные различительные методы (метод индекса разбавлений, scoring).
44. Аналитические методы органолептического анализа: описательные методы - профильный анализ.
45. Аналитические методы органолептического анализа: описательные методы - балловый метод.
46. Балловые шкалы: 100-балловая, 30-балловая, 25-балловая.
47. Балловые шкалы: 10-балловая, 9-балловая. Унифицированная балловая система.
48. Формирование экспертной группы.
49. Применение экспертных методов в профильном анализе.
50. Применение экспертных методов при разработке балловых шкал.
51. Отбор и обучение дегустаторов.
52. Тестирование цветоразличительной чувствительности дегустаторов.
53. Тестирование органа обоняния дегустаторов.
54. Тестирование вкусовой чувствительности дегустаторов.
55. Тестирование дегустаторов: испытание воспроизводимости результатов.
56. Аттестация дегустаторов.
57. Программа подготовки специалистов сенсорного анализа пищевых продуктов Д.Е. Тильгнера.
58. Требования, предъявляемые к помещению и оснащению для проведения органолептического анализа.
Критерии выставления оценок на зачете
Оценка «зачтено» - выставляется студенту, если он показал глубокие знания программного материала, грамотно и логично его излагает, быстро принимает правильные решения, в ходе ответа демонстрирует глубокие знания основной и дополнительной литературы, умеет применять полученные знания к будущей профессиональной деятельности.
Оценка «незачтено» - выставляется студенту, если им даны неправильные ответы на поставленные вопросы, без должной глубины и обоснования. На уточняющие вопросы также даны неправильные ответы; при ответах не
Изучаемая дисциплина состоит из лекционного курса и практических занятий. Занятия проходят параллельно, сначала дается по изучаемому вопросу теоретический материал, затем на практических занятиях выдается обучающемуся задание поданному вопросу в конце работы студент делает анализ и выводы по теме.
После каждой лекции обучающимся необходимо проанализировать полученную информацию, используя учебно-методическое пособие по данному курсу, рекомендованную дополнительную литературу, использовать необходимую дополнительную литературу по данному вопросу – периодические журналы, Интернет и т.д. Если у обучающегося возникают затруднения при выполнении данного задания, можно задать на следующей лекции преподавателю, либо предложить для анализа на практических занятиях.
На каждой лекции преподавателем выдаются вопросы для самоконтроля, на которые необходимо обучающемуся ответить.
На практических занятиях выслушав пояснения преподавателя, необходимо выполнить индивидуальное задание по данной теме.
Все работы выполняется на занятиях самостоятельно, в последовательности, установленной рабочей программой. По мере выполнения раздела обучающийся обязан предоставить его преподавателю для проверки и защитить разработанные им положения.
На каждом практическом занятии несколько минут будут посвящаться осуществлению текущего контроля по материалам прослушанных лекций.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа обязательная часть при освоении дисциплины. В рабочей программе дисциплины указаны разделы, темы, часы для самостоятельного изучения.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.
К формам отчетности по самостоятельной работе студентов относятся: защита работ, письменные ответы на контрольные вопросы и задания, ответы на занятиях и зачете.
Весь материал учебного курса разделяется на разделы
Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
Промежуточный контроль обучающихся осуществляется в форме зачета.
Для получения зачета студенту необходимо:
- посетить лекции и практические занятия; все пропущенные занятия отработать;
- по окончании практических занятий написать тест.