2023-2024_43_03_02_2023_833_plx_Междисциплинарный проект Повышение конкурентоспособности предприятия_Организация и управление туристским и гостиничным бизнесом
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Междисциплинарный проект "Повышение конкурентоспособности предприятия"
Учебный план
43.03.02_2023_833.plx

43.03.02 Туризм

Организация и управление туристским и гостиничным бизнесом
 
курсовые работы 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
31,8
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Контроль самостоятельной работы (для студента)
4
4
4
4
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
8,2
8,2
8,2
8,2
Сам. работа
31,8
31,8
31,8
31,8
Курсовое проектирование (для студента)
32
32
32
32
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 43.03.02_2023_833.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., зав. кафедрой, Куттубаева Тосканай Айтмукановна
 
 
Междисциплинарный проект "Повышение конкурентоспособности предприятия"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
 
43.03.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 43.03.02_2023_833.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование навыков разработки и обоснования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
1.2
Задачи: - формирование практических умений и навыков по применению методов анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - формирование практических умений и навыков по разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - формирование практических навыков и умений по применению методов формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - формирование навыков научно-исследовательской работы.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.06
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Стандартизация и управление качеством услуг в сфере туризма
2.1.2
Деятельность административно-хозяйственной службы гостиничного предприятия
2.1.3
Деятельность службы приема и размещения гостиничного предприятия
2.1.4
Маркетинг в туризме
2.1.5
Менеджмент в туризме
2.1.6
Экономика и предпринимательство в сфере туризма
2.1.7
Экономика туризма
2.1.8
Управление предприятием гостиничного бизнеса
2.1.9
Конкурентоспособность туристского предприятия
2.1.10
Бизнес-планирование в туристском и гостиничном бизнесе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инновационный менеджмент в туризме
2.2.2
Стратегический менеджмент в туризме
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осуществлять количественный и качественный анализ информации при принятии управленческих решений по управлению туристским и гостиничным бизнесом
 
Знать: - виды и содержание информации необходимой для принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - осуществлять выбор необходимой информации для принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками выбора необходимой информации для принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
ИД-1.ПК-1: Осуществляет выбор необходимой информации при управлении туристским и гостиничным бизнесом
 
Знать: - методы обработки и анализа информации необходимой для принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы оценки конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - обрабатывать и анализировать информацию необходимую для принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками применения методов обработки и анализа информации необходимой для принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методами анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса;
ИД-2.ПК-1: Выбирает и применяет методы обработки и анализа информации необходимой при управлении туристским и гостиничным бизнесом
 
стр. 5
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
- методами оценки конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
 
Знать: - методы принятия управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы оценки конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - принимать управленческие решения по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками принятия управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методами анализа конкурентной среды предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методами оценки конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
ИД-3.ПК-1: Принимает управленческие решения по повышению эффективности  туристского и гостиничного бизнеса на основе анализа информации
 
 
ПК-2: Способен организовать и управлять деятельностью предприятия туристского и гостиничного бизнеса и его отдельных функциональных подразделений
 
Знать: - основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - разрабатывать основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками разработки основных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методами формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
ИД-1.ПК-2: Осуществляет планирование и организацию деятельности предприятия туристского и гостиничного бизнеса и его отдельных функциональных подразделений
 
Знать: - основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - разрабатывать основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками разработки основных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методами формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
ИД-2.ПК-2: Применяет современные методы и технологии в управлении деятельностью предприятия туристского и гостиничного бизнеса и его отдельных функциональных подразделений
 
 
ПК-3: Способен принимать решения по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности в сфере туризма
 
стр. 6
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
Знать: - основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - разрабатывать основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками разработки основных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
ИД-1.ПК-3: Выбирает и применяет методы и способы оптимизации финансово-хозяйственной деятельности в сфере туризма
 
Знать:
ИД-2.ПК-3: Принимает решения по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности в сфере туризма
 
- основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Уметь: - разрабатывать основные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - применять методы формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса. Владеть: - навыками разработки основных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия туристского и гостиничного бизнеса; - методами формирования конкурентных преимуществ предприятия туристского и гостиничного бизнеса.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание междисциплинарного проекта "Повышение конкурентоспособности предприятия"
 
1.1
Содержание междисциплинарного проекта "Повышение конкурентоспособности предприятия"

Интерактивная лекция (лекция-беседа или "диалог с аудиторией")

Требования к содержанию проекта "Повышение конкурентоспособности предприятия". Междисциплинарные связи при разработке проекта. Формулировка цели, задач, предмета и объекта исследования. Структура проекта. Методы расчета эффективности проекта. Требования к оформлению проекта

/Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
1.2
Содержание междисциплинарного проекта "Повышение конкурентоспособности предприятия"

1. Изучение требований к курсовой работе. Изучение методов проведения научного исследования и подготовки проекта.

2. Подготовительный этап подготовки проекта: изучение рекомендуемой литературы, выбор и согласование темы проекта, определение цели, предмета и объекта исследования, составление плана (структуры) проекта

2. Подбор литературы, Интернет-ресурсов, изучение основной и дополнительной литературы по проекту /Ср/

31,8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
7
0
Выполнение курсовой работы Примерные темы курсовых работ
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Выполнение и защита курсовой работы
 
2.1
Выполнение курсовой работы /KРП/
32
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Консультирование и защита курсовой работы /КСРС/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Междисциплинарный проект «Повышение конкурентоспособности предприятия»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме  тем для курсовых работ.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль по дисциплине предполагает подготовку и защиту курсовой работы

Критерий оценки курсовой работы:

Требования к курсовой работе:

Составление структуры курсовой работы - важный этап, от которого зависит четкость и логика всего раскрытия темы.

Выделяют следующие структурные элементы курсовой работы:

1. Титульный лист

2. Содержание (план)

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованных источников и литературы

7. Приложения (если имеются).

Титульный лист

 
стр. 8
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
На титульном листе необходимо указать: наименование министерства, университета, факультета, кафедры, тему курсовой работы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, год и место выполнения.

Содержание

Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов и подразделов курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел (подраздел) начинается.

Введение

Во введении курсовой работы должно быть отражено:

- обоснование выбора темы, определяемое актуальностью темы в современных условиях;

- степень разработанности проблемы;

- цель курсовой работы и задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;

- описание объекта и предмета исследования;

- использованные методы исследования;

- информационная база исследования;

- теоретическое и практическое значение проведенных исследований;

-  краткое описание структуры курсовой работы.

Объем введения не должен превышать 2-3 страницы печатного текста.  

Основная часть

В основной части курсовой работы рассматриваются теоретические основы темы, отражаются результаты практических исследований, приводятся выводы и предложения.

Текст основной части курсовой работы делится на разделы, подразделы, которые должны быть связаны между собой логическими переходами, обеспечивающимися краткими выводами.

В каждом разделе рассматривается отдельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в подразделах - отдельные части вопроса. Обычно основная часть курсовой работы состоит из трех разделов.

Заключение

В заключении курсовой работы подводятся итоги проведенному исследованию и содержатся обобщенное изложение основных аспектов рассмотренной проблемы и выводы. Выводы должны быть краткими и четкими, отражать суть содержания работы и практические рекомендации по решению изучаемой проблемы. Объем заключения должен быть 2,5-3 печатных страниц.  

Список использованных источников и литературы

Список источников и литературы, использованных при написании курсовой работы, является обязательным элементом любой научной работы. В списке должно быть приведено библиографическое описание всей использованной, цитируемой или упомянутой в курсовой работе литературы. При этом в список можно включить и литературу, изученную, но не использованную напрямую при выполнении курсовой работы.

Критерий оценки курсовой работы

Полнота раскрытия темы - мах – 20 баллов

Структура изложения работы отражает обоснованность и логичность изложения материала - мах – 10 баллов

Грамотное использование актуальной учебной и научной литературы, умение работать со статистической информацией - мах – 10 баллов

Обоснованность и точность выводов - мах – 20 баллов

Качество оформления (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов) - мах – 15 баллов

Оригинальность текста - мах – 10 баллов

Качество защиты курсовой работы (определяется по итогам защиты) - мах – 15 баллов)

Сумма баллов - 100 баллов

Шкала  перевода балов в 5-балльную оценку

отлично 91 – 100 баллов

хорошо 75 – 90 баллов

удовлетворительно 60-74 баллов

неудовлетворительно  0 – 60 баллов

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ

1. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия за счет улучшения использования кадрового потенциала.

2. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе внедрения современных информационных технологий.

3. Разработка стратегии диверсификации продукции (услуг) на туристском (гостиничном) предприятии

4. Разработка бизнес-плана развития туристского (гостиничного) предприятия.

5. Разработка бизнес-плана диверсификации деятельности туристского (гостиничного) предприятия.

6. Разработка системы управления качеством услуг в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 на туристском (гостиничном) предприятии

7. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе совершенствования организации технологических процессов предприятия.

8. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе совершенствования технологий обслуживания в контактной зоне.

 
стр. 9
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
9. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе разработки маркетинговой стратегии предприятия.

10. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе формирования и применения программ лояльности клиентов на предприятиях.

11. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе разработки программы по продвижению туристских (гостиничных) продуктов посредством коммуникаций в форумах и социальных блогах.

12. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе разработки мероприятий по формированию корпоративного духа и организационной культуры предприятия.

13. Разработка инвестиционного проекта по использованию инноваций в условиях деятельности туристского (гостиничного) предприятия.

14. Формирование конкурентных преимуществ гостиничного предприятия на основе разработки комплекса мероприятий по совершенствованию дополнительных услуг предприятия

15. Разработка проекта по усилению конкурентной позиции туристского (гостиничного) предприятия

16. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе разработки мероприятий по повышению качества обслуживания клиентов на предприятии

17. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе разработки комплекса мероприятий по расширению ассортимента услуг предприятия

18. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе внедрения цифровых технологий на предприятии

19. Формирование конкурентных преимуществ туристского (гостиничного) предприятия на основе внедрения инновационных технологий на предприятии

20. Формирование конкурентных преимуществ гостиничного предприятия на основе разработки комплекса мероприятий по совершенствованию системы обслуживания на предприятий

Критерий оценки курсовой работы

Полнота раскрытия темы - мах – 20 баллов

Структура изложения работы отражает обоснованность и логичность изложения материала - мах – 10 баллов

Грамотное использование актуальной учебной и научной литературы, умение работать со статистической информацией - мах – 10 баллов

Обоснованность и точность выводов - мах – 20 баллов

Качество оформления (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов) - мах – 15 баллов

Оригинальность текста - мах – 10 баллов

Качество защиты курсовой работы (определяется по итогам защиты) - мах – 15 баллов)

Сумма баллов - 100 баллов

Шкала  перевода балов в 5-балльную оценку

отлично 91 – 100 баллов

хорошо 75 – 90 баллов

удовлетворительно 60-74 баллов

неудовлетворительно  0 – 60 баллов

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Защита курсовой работы.

Критерий оценки курсовой работы

Полнота раскрытия темы - мах – 20 баллов

Структура изложения работы отражает обоснованность и логичность изложения материала - мах – 10 баллов

Грамотное использование актуальной учебной и научной литературы, умение работать со статистической информацией - мах – 10 баллов

Обоснованность и точность выводов - мах – 20 баллов

Качество оформления (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов) - мах – 15 баллов

Оригинальность текста - мах – 10 баллов

Качество защиты курсовой работы (определяется по итогам защиты) - мах – 15 баллов)

Сумма баллов - 100 баллов

Шкала  перевода балов в 5-балльную оценку

отлично 91 – 100 баллов

хорошо 75 – 90 баллов

удовлетворительно 60-74 баллов

неудовлетворительно  0 – 60 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г.
Управление конкурентоспособностью: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/79818.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Стребкова Л.Н., Штейнгольц Б.И.
Бизнес-планирование в социально-культурном сервисе и туризме: учебно-методическое пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2011
http://www.iprbookshop.ru/44902.html
 
Л2.2
Морозова Н.С., Морозов М.А.
Предпринимательство и конкуренция в туризме: монография
Москва: Российский новый университет, 2010
http://www.iprbookshop.ru/21299.html
 
Л2.3
Лебедева Н.А.
Конкурентный анализ в бизнесе: учебно-методическое пособие
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014
http://www.iprbookshop.ru/33426.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
дискуссия
 
презентация
 
лекция-беседа или "диалог с аудиторией"
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
136 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
стр. 11
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
317 А2
Компьютерный класс, класс деловых игр, центр (класс) деловых игр, класс имитации деятельности предприятия, лаборатория имитации деятельности предприятия, учебно-тренинговый центр (лаборатория), лаборатория информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке курсовой работы Курсовая работа - самостоятельная учебно-методическая и научная работа студентов, выполняемая под руководством преподавателей кафедры по специальным предметам учебного плана. Основной целью выполнения курсовой работы является развитие у студентов творческих способностей, навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением научной и учебной литературы, нормативно-правовых документов по рассматриваемой теме (проблеме), овладение методами современных научных исследований,  формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, умений формулировать выводы. Требования к курсовой работе: - четкость формулирования проблемы и исследуемых вопросов; - полнота обоснования актуальности рассматриваемой проблемы, изложения степени изученности проблемы и ее современного состояния; - самостоятельность в творческой переработке теоретического и практического материала на основе правильного применения понятийного и методологического аппарата; - аргументированность и обоснованность выводов по результатам исследования; - целостное, логически последовательное, четкое и ясное изложение материала; - оформление в соответствии с требованиями. Процесс выполнения, оформления и защиты курсовой работы состоит из следующих этапов: 1. Выбор, обоснование и утверждение темы. 2. Определение научно-методологических основ курсовой работы (предмета и объекта исследования, цели и задач курсовой работы, понятийного аппарата, методов исследования). 2. Составление библиографии по теме курсовой работы. 3. Разработка плана (структуры) курсовой работы. 4. Сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме курсовой работы. 5. Изучение, систематизация теоретического материала, проведение практических исследований, обработка и анализ полученных данных. 6. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. 7. Написание текста и оформление курсовой работы. 8. Сдача первого варианта текста курсовой работы научному руководителю. 9. Доработка курсовой работы по замечаниям научного руководителя и написание последнего (окончательного) варианта текста курсовой работы. 10. Сдача окончательно доработанного и оформленного текста курсовой работы с отзывом и оценкой от научного руководителя, на кафедру. 11. Подготовка к защите и защита курсовой работы. Выбор и корректировка темы Примерная тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается кафедрой на основании требований к подготовке менеджера с учетом особенностей специальности, специализации и содержания дисциплин учебного плана. При выборе темы курсовой работы необходимо учесть ее актуальность, оценку теоретического и практического значения. Выбрав тему, студент должен подать на кафедру заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя. Определение научно-методологических основ курсовой работы предполагает определение объекта, предмета исследования, цели и задач курсовой работы, понятийного аппарата, методов исследования и др. Объект исследования - это то, что исследуется: объект или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования – это то, что в границах научного объекта получает научное объяснение. Цель исследования – это результат, для достижения которого проводится исследование. Задачами исследования являются его этапы, исполнение которых способствует реализации цели курсовой работы. Понятийный аппарат выполняет важную роль в процессе выполнения курсовой работы, т.к. служит для описания объекта и предмета исследования, научной постановки проблемы, формулировки основной цели работы и ее развертывания в 
 
стр. 12
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
содержание и, наконец, для обобщения новых теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. Методы исследования бывают в зависимости от специфики исследования: эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение; эмпирическо-теоретические методы - аналогия, абстрагирование, анализ, теоретические методы - метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация и др. Составление библиографии по теме курсовой работы. Разработка плана (структуры) курсовой работы. В соответствии с выбранной темой студент должен самостоятельно подобрать необходимую литературу по теме курсовой работы (учебную и научную литературу, периодические издания, Интернет-ресурсы). На основе предварительного изучения подобранной литературы составляется примерный план курсовой работы, который будет корректироваться по мере углубленного изучения литературы. При составлении плана необходимо обеспечить соблюдение логической последовательности изложения, отсутствие повторов, ясность и четкость освещения темы, стройное композиционное построение излагаемого материала. Сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме курсовой работы. Изучение, систематизация теоретического материала, проведение практических исследований, обработка и анализ полученных данных. Важным условием успешного выполнения курсовой работы является правильный подбор и изучение студентом теоретических материалов, отражающих содержание рассматриваемой темы. Сбор материала для написания работы ведется в соответствии с разработанным планом. К теоретическим материалам относятся: нормативно-законодательные документы, учебная, научная и методическая литература, статистические сборники, справочники, публикации в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет. Для отражения современных подходов к решению рассматриваемой проблемы необходимо изучить и использовать в курсовой работе материалы, опубликованные в специализированных журналах, сборниках научных трудов, материалах научно-практических конференций. При подготовке курсовой работы особое внимание рекомендуется уделить изучению материалов, освещающих зарубежный опыт решения рассматриваемых проблем. Изучение литературы по теме курсовой работы имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе самостоятельного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. Анализ и обобщение теоретического материала может осуществляться в форме ведения записей прочитанного и своих замечаний (в виде конспекта, выписок, картотеки положений, тезисов, идей, методик) что в дальнейшем облегчает систематизацию полученной информации. Для достижения целей и задач курсовой работы кроме изучения теоретического материала необходимо собрать и изучить практический материал (на примере конкретной организации, отрасли, рынка, региона), который должен отражать рассматриваемую проблему и позволять обосновать выводы и рекомендаций. К практическим материалам можно отнести  организационную, финансово-экономическую, технологическую, кадровую информацию о деятельности предприятия, данные, полученные на основе анализа статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, результаты, полученные на основе самостоятельного исследования проблемы (опросы, расчеты, наблюдение, эксперимент) и др. Практический материал собирается и анализируется студентом в динамике (последние 3-5 лет). Содержание практического материала должно быть увязано с приводимыми в курсовой работе теоретическими положениями по рассматриваемой проблеме. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. Написание текста и оформление курсовой работы. На основе анализа и обобщения теоретических и практических материалов студент должен сформулировать отдельные теоретические положения и выводы, выработать рекомендации по решению проблемы. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации должны найти отражение в соответствующих разделах курсовой работы. Составление структуры курсовой работы - важный этап, от которого зависит четкость и логика всего раскрытия темы. Выделяют следующие структурные элементы курсовой работы: 1. Титульный лист 2. Содержание (план) 3. Введение 4. Основная часть 5. Заключение 6. Список использованных источников и литературы 7. Приложения (если имеются). Титульный лист На титульном листе необходимо указать: наименование министерства, университета, факультета, кафедры, тему курсовой работы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, год и место выполнения. Содержание Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов и подразделов курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел (подраздел) начинается. Введение Во введении курсовой работы должно быть отражено: - обоснование выбора темы, определяемое актуальностью темы в современных условиях; - степень разработанности проблемы; - цель курсовой работы и задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели; - описание объекта и предмета исследования;
 
стр. 13
УП: 43.03.02_2023_833.plx
 
- использованные методы исследования; - информационная база исследования; - теоретическое и практическое значение проведенных исследований; -  краткое описание структуры курсовой работы. Объем введения не должен превышать 2-3 страницы печатного текста.   Основная часть В основной части курсовой работы рассматриваются теоретические основы темы, отражаются результаты практических исследований, приводятся выводы и предложения. Текст основной части курсовой работы делится на разделы, подразделы, которые должны быть связаны между собой логическими переходами, обеспечивающимися краткими выводами. В каждом разделе рассматривается отдельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в подразделах - отдельные части вопроса. Обычно основная часть курсовой работы состоит из трех разделов. Заключение В заключении курсовой работы подводятся итоги проведенному исследованию и содержатся обобщенное изложение основных аспектов рассмотренной проблемы и выводы. Выводы должны быть краткими и четкими, отражать суть содержания работы и практические рекомендации по решению изучаемой проблемы. Объем заключения должен быть 2,5-3 печатных страниц.   Список использованных источников и литературы Список источников и литературы, использованных при написании курсовой работы, является обязательным элементом любой научной работы. В списке должно быть приведено библиографическое описание всей использованной, цитируемой или упомянутой в курсовой работе литературы. При этом в список можно включить и литературу, изученную, но не использованную напрямую при выполнении курсовой работы.