2023-2024_46_04_01_2023_343М_plx_Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Учебный план
46.04.01_2023_343М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
28,8
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
30
30
30
30
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34,35
34,35
34,35
34,35
Сам. работа
28,8
28,8
28,8
28,8
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Богданова Рада Александровна;к.ф.-м.н., доцент, Казанцева Алена Алексеевна;к.ф.-м.н., доцент, Осокин А.Е.
 
 
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать представление о современных тенденциях развития информационных технологий и их приложении в научно-исследовательской и образовательной деятельности 
1.2
Задачи: 1) дать слушателям представление о современных информационных технологиях; 2) подготовить к профессиональной деятельности в сфере науки и образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания по общему курсу информатики для бакалавров.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современные методы сбора и обработки научной информации
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-5: Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских, педагогических и прикладных задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности;
 
Знать: классификацию базовых информационных технологий и её основные понятия; Уметь: самостоятельно использовать современные информационные технологии для решения задач в профессиональной сфере деятельности
ИД-1.ОПК-5: знает современные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации
 
Уметь: самостоятельно использовать современные информационные технологии для решения задач в профессиональной сфере деятельности Владеть: навыком использования специализированного программного обеспечения для анализа данных исследований, включая графическую информацию
ИД-2.ОПК-5: Способен применять в профессиональной деятельности современные информационно--коммуникационные технологии с учетом требований информационной безопасности
 
Знать: основные направления формирования информационного общества и тенденцию развития современных информационных технологий Уметь: самостоятельно использовать современные информационные технологии для решения задач в профессиональной сфере деятельности; Владеть: навыком использования специализированного программного обеспечения для анализа данных исследований, включая географическую информацию;
ИД-3.ОПК-5: может решать исследовательские, педагогические и прикладные задачи в профессиональной деятельности с применением информационно¬-коммуникационных технологии 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Информатизация и информационное общество
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
1.1
Информатизация и информационное общество. Понятие, информатизации и составляющие этого процесса. Положительные и отрицательные последствия информатизации. Программы информатизации в России. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.2
Информационные технологии: основные понятия и классификация /Лек/
1
ИД-1.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5
 
1.3
Программы информатизации образования в России /Лек/
1
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.2Л2.3
 
1.4
Обзор информационно-поисковых систем научной информации /Лаб/
2
ИД-1.ОПК-5
1
0
Л1.1
 
1.5
Подготовка к выполнению теста /Ср/
5
ИД-1.ОПК-5
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 2. Обработка экспериментальных данных с помощью статистических методов и специализированного программного обеспечения
 
2.1
Описательная статистика с помощью пакета анализа данных электронных таблиц /Лаб/
8
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1
 
2.2
Анализ динамического ряда с помощью электронных таблиц. /Лаб/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1
 
2.3
Обработка экспериментальных данных с помощью электронных таблиц /Ср/
10
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1
 
 
Раздел 3. Разработка образовательных ресурсов для дистанционного обучения
 
3.1
Разработка дистанционного образовательного ресурса (часть 1) /Лаб/
10
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.2Л2.3
 
3.2
Разработка дистанционного образовательного ресурса  (часть 2) /Лаб/
6
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.2Л2.3
 
3.3
Разработка дистанционного образовательного курса  /Ср/
13,8
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.2Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств.

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные вопросы теста для входного контроля.

1.Рабочая книга MS Excel состоит из…

Выберите один ответ: a. нескольких ячеек b. одного рабочего листа c. одного или нескольких рабочих листов  d. нескольких рабочих страниц

2.Как называется документ в программе Excel?

Выберите один ответ: a. страница b. рабочая таблица c. книга d. лист

3.Формула - начинается со знака…

Выберите один ответ: a. " b. № c. нет правильного ответа d. =

4.Какая программа не является электронной таблицей?

Выберите один ответ: a. MS Word b. Google spreadsheet c. MS Excel d. LibreOffice (OpenOffice) Calc

5. Наименьшей структурной единицей внутри электронной таблицы является..

Выберите один ответ: a. столбец b. диапазон c. ячейка d. строка

6.Можно ли в электронной таблице построить график, диаграмму по числовым значениям таблицы?

Выберите один ответ: a. Да b. Нет

7.Какие основные типы данных в Excel?

Выберите один ответ: a. числа, формулы b. цифры, даты, числа c. текст, числа, формулы d. последовательность действий

8.Основным элементом электронных таблиц является:

Выберите один ответ: a. Ячейки b. Данные c. Цифры

9.Укажите правильный адрес ячейки.

Выберите один ответ: a. 7В b. Ф7 c. нет правильного ответа d. Z20

10. Основное назначение электронных таблиц

Выберите один ответ: a. выполнять расчет по формулам b. редактировать и форматировать текстовые документы; c. хранить большие объемы информации

Примерные  вопросы теста для текущего контроля 1.

1.Перечислить основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину

2.Перечислить признаки электронно-цифрового общества  Дона Тэпскотта

3.Перечислить положительные стороны информатизации.

4.Перечислить отрицательные стороны информатизации.

5. Подтверждение ввода в ячейку MS Excel осуществляется нажатием клавиши:

Выберите один ответ: a. Enter b. F6 c. Tab

6.Какая ячейка  MS Excel называется активной?

Выберите один ответ: a. нет правильного ответа b. любая c. та, где находится курсор d. заполненная

7.Расширение файлов, созданных в MS Excel – это:

Выберите один ответ: a. doc b. xls c. bmp

Примерные вопросы теста для текущего контроля 2.

1.Что такое «электронный курс дисциплины»?

2.Чем отличаются роли и права пользователей?

3.Перечислите стандартные роли пользователей Moodle и их права.

 
стр. 7
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
4.Назовите способы регистрации пользователей.

5.Перечислите назначения столбцов таблицы списка студенческой группы для регистрации в системе Moodle.

6.Что такое «личный кабинет» пользователя Moodle? Какие возможности он предоставляет? Как его настроить?

7.Что такое «профиль пользователя»? Как его изменить?

8.Как создаётся новый курс? Кто имеет права на его создание?

9.Какие данные указываются при настройке курса?

10.Что нужно указать в форме «Настройки курса»? Какие настройки устанавливаются автором, а какие – администратором?

11.Какой режим следует включить при создании разделов и редактировании курса?

12.Какие инструменты при наполнении разделов курса называются ресурсами, а какие –элементами?

13.Как осуществляется вставка ресурсов и элементов в раздел курса?

14.Для чего можно применять ресурсы «Папка» и «Файл»?

15.Как создаётся и как работает ресурс «Гиперссылка»?

16.Каковы особенности ресурса «Страница»?

17.Для чего применяется и как работает ресурс «Пояснение»?

18.Для чего применяется и как работает элемент «Форум»?

19.Назовите типы форумов.

20.Что позволяет делать элемент «Задание»?

21.Назначении элемента «Тест»

22.Как войти в режим редактирования элемента «Тест»?

23.Какие поля следует заполнить при занесении вопроса в тест?

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы при реализации дисциплины не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Итоговая оценка по дисциплине  формируется на основе сдачи зачета.

Примерные вопросы к зачету:

1. Информатизация общества

2. Информацио́нное о́бщество

3. Основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину

4.     Признаки электронно-цифрового общества Дона Тэпскотта

5. Технико-технологические составляющие процесса информатизации

6. Положительные стороны информатизации.

7. Отрицательные стороны информатизации.

8. Перечислите международные программы информатизации.

9. Перечислите программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

10. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

11. Программа развития цифровой экономики до 2035 года.

12.   Понятие информационных технологий (ИТ). Информационные системы. Информационно-технологическая система.

13.   Автоматизированные информационные системы. Виды АИС. Примеры.

14.   Классификация ИТ по сфере применения.

15.   Классификация ИТ по назначению и использованию.

16.   Классификация ИТ по способу организации сетевого взаимодействия.

17.   Классификация ИТ по степени охвата задач управления.

18.   Понятие дистанционного образования (ДО).

19. Соотношение понятий дистанционного образования и обучения. Виды дистанционного обучения.

20. Типы технологий дистанционного обучения.

21. Организационные модели ДО.

22. Наиболее широко применяемые средства дистанционного обучения.

23. Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения.

24. Тенденции мирового образования.

25. Системы дистанционного обучения.

26. Технологические компоненты систем дистанционного обучения.

27. Программные продукты СДО.

28. Способы использования компьютерных данных в обучении.

29.   Основные описательные статистики, используемые для оценки репрезентативности выборки.

 
стр. 8
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
30.   Назначение критерия Стьюдента, Фишера, дисперсионного и корреляционного анализа.

31.   Обзор программного обеспечения, необходимого для анализа данных исследований.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет):

«Зачтено»: теоретическое содержание дисциплины освоено, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все  учебные задания выполнены;

«Не зачтено»: теоретическое содержание дисциплины не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, часть учебных заданий не выполнены.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Катков К.А., Хвостова И.П., Лебедев [и др.] В.И.
Информационные технологии: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/63092.html
 
Л1.2
Минин А.Я.
Информационные технологии в образовании: учебное пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/72493.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Губарев В.В.
Информатика. Прошлое, настоящее, будущее: учебник
Москва: Техносфера, 2011
http://www.iprbookshop.ru/13281.html
 
Л2.2
Назаренко А.Л.
Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике. Дистанционное обучение: учебник
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013
http://www.iprbookshop.ru/54628.html
 
Л2.3
Широких А.А.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Направление подготовки 050100.68 – «Педагогическое образование»
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/32042.html
 
Л2.4
Павлов С.Н.
Системы искусственного интеллекта. Часть 1: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2011
http://www.iprbookshop.ru/13974.html
 
Л2.5
Рак И.П., Платёнкин А.В., Сысоев Э.В.
Технологии облачных вычислений: учебное пособие
Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017
http://www.iprbookshop.ru/85945.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Windows
6.3.1.5
XnView
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
 
стр. 9
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
6.3.1.7
Moodle
6.3.1.8
NVDA
6.3.1.9
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Материалы для изучения дисциплины представлены на ресурсе http://moodle.gasu.ru

Для работы с ресурсом необходимо обратиться в деканат и взять логин и пароль. Войти в систему.

Далее выбрать нужную дисциплину. На ресурсе дисциплины доступны учебные материалы с указанием дополнительной и основной литературы.

Описание последовательности изучения дисциплины

Изучаемая дисциплина состоит из лекционного курса и лабораторных(практических) занятий. Сначала дается по изучаемому вопросу теоретический материал, затем на лабораторных(практических) занятиях  обучающемуся выдается задание.

После каждой лекции обучающимся необходимо проанализировать полученную информацию, используя учебно-

 
стр. 10
УП: 46.04.01_2023_343М.plx
 
методическое пособие по данному курсу, рекомендованную дополнительную литературу, использовать необходимую дополнительную литературу по данному вопросу – периодические журналы, Интернет и т.д.

На лабораторных(практических) занятиях выслушав пояснения преподавателя, необходимо выполнить задание по данной теме.

По мере выполнения задания обучающийся обязан предоставить его преподавателю для проверки.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет.

Тестовая система  курса

Текущий и промежуточный контроль полученных знаний осуществляется с помощью тестов и контроля сдачи лабораторных(практических) заданий.