2023-2024_05_04_06_2023_253М_plx_Природопользование Республики Алтай_Геоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Природопользование Республики Алтай
Учебный план
05.04.06_2023_253М.plx

05.04.06 Экология и природопользование

Геоэкология
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
39,2
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
34,05
34,05
34,05
34,05
Сам. работа
39,2
39,2
39,2
39,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., Николаева О.П. 
 
 
Природопользование Республики Алтай
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897)
 
05.04.06 Экология и природопользование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.11.2023 протокол № 17.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Приобретение студентами специальных знаний по природопользованию на территории Республики Алтай.
1.2
Задачи: 1. Изучить природно-ресурсный потенциал РА; 2. Отметить особенности горно-промышленного природопользования РА; 3. Выделить отраслевые и региональные проблемы природопользования, а также принципы и методы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов на территории РА; 4. Овладеть навыками изучения экологических основ природопользования на территории РА; 5. Сформировать теоретическую базу знаний для изучения проблемы отходов, экологического регулирования, системы особо охраняемых природных территорий РА, сохранения биологического разнообразия, концепции устойчивого развития, международного сотрудничества в области природопользования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации научно-исследовательской работы
2.1.2
Экология антропогенных ландшафтов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Охрана природной среды
2.2.2
Антропогенное ландшафтоведение
2.2.3
Современные проблемы экологии и природопользования
2.2.4
Устойчивое развитие горных территорий
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен разрабатывать и проводить мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности
 
Знает методы рационального природопользования и охраны природы. Умеет обрабатывать и анализировать производственную экологическую информацию. Способен анализировать и оценивать воздействия на окружающую среду. Анализирует и оценивает воздействие на окружающую среду различных типов природопользования Республики Алтай.
ИД-1.ПК-1: Анализирует и оценивает воздействие на окружающую среду
 
Знает основные методы и подходы к проведению исследований в сфере повышения эффективности природоохранной деятельности. Умеет принимать решения для выполнения конкретных научно-практических и производственных задач в области природопользования. Способен разрабатывать мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности.
ИД-2.ПК-1: Разрабатывает мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности
 
Знает основы рационального использования природных ресурсов. Владеет знаниями в сфере разработки мероприятий по повышению эффективности природоохранной деятельности. Способен проводить мероприятия по повышению эффективности рационального использования природных ресурсов.
ИД-3.ПК-1: Проводит мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Природно-ресурсный потенциал РА. 
 
стр. 5
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
1.1
Физико-географическое положение. Орография республики. Геология и Тектоника. Климат, внутренние воды, почвенно-растительный покров и животный мир. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
2
Л1.1Л2.1
 
1.2
Подготовка к практическому занятию

Участие в работе семинара /Ср/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Ландшафты, физико-географическое районирование РА и основные виды природопользования.
 
2.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1.Характеристика физико-географических провинций Горного Алтая.

2.Обзор основных видов природопользования.

II. Практическое задание:

1.На контурную карту Республики Алтай с изображением границ административных районов нанести границы физико-географических провинций.

2.Используя интернет-ресурсы подготовьте презентацию по особенностям физико-географических условий любого выбранного Вами административного района РА.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
тесты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
2.2
Подготовка к практическому занятию; подготовка к тестированию

Участие в работе семинара, тестирование /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Природопользование в энергетике РА.
 
3.1
Основные виды энергетических ресурсов РА. Гидроэлектростанции РА. Их расположение и мощность. Воздействие на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
2
Л1.1Л2.1
 
3.2
Подготовка к практическому занятию; к тестированию; глоссария

Участие в работе семинара, тестирование. Защита глоссария /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Рациональное недропользование. Разработка проекта рекультивации придорожных карьеров.
 
4.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1.Общие принципы рационального недропользования.

2.Виды рекультивации.

3.Общая характеристика придорожных карьеров и предложения по их рекультивации.

II. Практическое задание:

1.На карте РА покажите основные месторождения полезных ископаемых.

2.Составьте схему рекультивации придорожных карьеров.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
тесты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
4.2
Подготовить примеры ресурсных циклов

Защита примеров на семинарском занятии; подготовка глоссария /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Горно-промышленное природопользование РА.  
 
5.1
Характеристика полезных ископаемых РА. Предприятия по добыче полезных ископаемых. Условия добычи , пункты их дальнейшей переработки. Экологическое состояние данных предприятий. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
2
Л1.1Л2.1
 
5.2
Подготовка реферата и глоссария

Защита работы /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Использование альтернативных источников энергии на территории РА.
 
6.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1. Солнечная электростанция в Кош-Агачском районе.

2. Перспективы использования солнечной энергии в районах республики.

3. Возможности использования ветровой энергии.

II. Практическое задание:

1.Постройте график прихода солнечной радиации на территорию РА в течение года и проанализируйте его.

2.Постройте графики «Скорость ветра и его направления» по районам РА» и проанализируй их.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
тесты, рефераты
Л1.1Л2.1
 
6.2
Подготовка к тестированию, глоссария; подготовка реферата

Тестирование после изучения темы; защита реферата /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. Сельскохозяйственное природопользование РА. Перспективы развития. 
 
7.1
Характеристика животноводства,  как ведущей отрасли сельского хозяйства РА. История возникновения и развития. Особенности развития сельского хозяйства РА. Оптимизация развития. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
2
Л1.1Л2.1
 
7.2
Подготовка к практическому занятию; к тестированию; глоссария

Участие в работе семинара; тестирование /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 8. Направления животноводства РА, характеристика и проблемы их развития
 
стр. 7
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
8.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1. Скотоводство, овцеводство РА. История, географическое распространение, структурные особенности, перспективы развития.

2. Мараловодство, оленеводство, как уникальные отрасли животноводства.

3. Яководство, верблюдоводство, как перспективные отрасли сельского хозяйства в РА.

4. Пчеловодство. Особенности развития отрасли.

5. Птицеводсто. Перспективы развития отрасли.

II. Практическое задание:

1.Постройте графики по динамике поголовья сельскохозяйственных животных, которые разводятся в РА, по данным последних десяти лет.

2.Составьте схему работы пасеки в течение года, установите при этом ряд особенностей.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
индивидуальная работа, тесты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
8.2
Заполнение контурной карты «Зональность природопользования в России»

Подготовка реферата /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 9. Промышленное лесопользование РА. Природоохранная деятельность. 
 
9.1
Общая характеристика лесного фонда РА. Вырубка леса как основной вид лесопользования. Восстановление леса. Лесопитомники. Лесной кодекс. Деятельность лесхозов по охране лесного фонда. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
2
Л1.1Л2.1
 
9.2
Подготовка к практическому занятию

Обсуждение проблемных вопросов;  участие в работе семинара; тестирование /Ср/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 10. Промысловое природопользование, основные виды и проблемы развития.
 
10.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1.Основные принципы промыслового природопользования.

2. Основные виды промысла  в пределах РА: сбор черемши, кедровых орехов, лекарственных трав, дикорастущих ягод, грибов, охота, рыбалка. 3.Проблемы отраслей и вопросы охраны природы.

II. Практическое задание:

1.По карте РА выделите районы с определёнными видами промысла и установите их особенности.

2.По каждому виду промысла предложите схему: промысел – неистощительное природопользование.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
индивидуальная работа, тесты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
10.2
Составление тестов; сводных таблиц;

Сдача тестов на проверку; проверка таблицы /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
стр. 8
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
Раздел 11. Транспорт и дороги РА, проблемы развития. 
 
11.1
Общая характеристика транспортной сети РА, структура дорожной сети. Автомобильный транспорт и его роль в развитии республики Возможности развития водного транспорта. Авиатранспорт и его перспективы. Гужевой транспорт, его плюсы и минусы.  /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
11.2
Подготовка к практическому занятию; составление тестов

Участие в работе семинара; тестирование /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 12. Чуйский тракт и его роль в экономическом развитии РА.
 
12.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1. История тракта.

2. Основные населённые пункты, через которые проходит тракт.

3. Роль Чуйского тракта в становлении и развитии Республики Алтай.

4. Перспективы развития транспорта республики.

II. Практическое задание:

1.На карте РА покажите трассу Чуйского тракта и других магистральных дорог.

2.Составьте презентацию по нетрадиционным видам транспорта в РА.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
индивидуальная работа, рефераты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
12.2
Подготовка к практическому занятию; составление тестов

Работа с географическими картами /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 13. Рекреационное природопользование РА, основные виды и перспективы. 
 
13.1
Туризм как основной вид рекреационного природопользования в пределах республики. Туристические маршруты и их классификация. Экологический туризм. Водный туризм.  Перспективы развития отрасли. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
13.2
Подготовка реферата, презентации, тестов

Защита работы; проведение тестирования в группе /Ср/

5,2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 14. Оценка рекреационных ресурсов окрестностей Горно-Алтайска. 
 
стр. 9
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
14.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1. История Горно-Алтайска.

2.Экологические тропы в пределах города и его окрестностей.  

3. Дендросад ГАГУ, его строение и роль в сохранении и изучении природы.

4. Водные объекты для отдыха.

5. Водные источники, их характеристика и использование.

6. Горнолыжный спорт в РА. Лыжные подъёмники. 7. Рекреация в городе в зимнее время.

II. Практическое задание:

1.Составьте презентацию по экологической тропе на горе Комсомольская.

2.Составьте график «Динамика рекреанов в Горно-Алтайске в течение последних 10 лет»

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
индивидуальная работа, тесты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
14.2
Подготовка к практическому занятию, глоссария, презентаций /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 15. Природоохранное природопользование РА. 
 
15.1
Характеристика заповедников, заказников, природных парков РА. Национальный парк и его роль в РА. Памятники природы республиканского и местного значения.  Ботанический сад РА. Характеристика водоохранных зон, их размеры и использование. Правовые документы по охране природы республики. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
15.2
Подготовка к практическому занятию, составление тестов, подготовка презентаций

Ответы на вопросы семинара, показ презентаций, выполнение тестов /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 16. Характеристика природного наследия ЮНЕСКО РА. 
 
16.1
I. Ответьте на  поставленные вопросы:

1. Физико-географическая характеристика Алтайского  и Катунского заповедников.

2. Физико-географическая характеристика Телецкого озера и его окрестностей. Рекреационное использование территории.

3. Физико-географическая характеристика  горы Белуха, история покорения, использование и охрана.

4. Уникальность природы плоскогорья Укок.  Краснокнижные виды растений и животных. Мероприятия по сохранению данного объекта.

II. Практическое задание:

1.Изобразите на контурной карте РА все объекты ЮНЕСКО.

2.Используя интерне-ресурсы, подберите зарубежные аналоги объектов ЮНЕСКО на Алтае.

Сделайте вывод по работе.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
индивидуальная работа, тесты, вопросы к экзамену
Л1.1Л2.1
 
стр. 10
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
16.2
Подготовка глоссария, составление тестов

Защита глоссария; сдача рабочей тетради на проверку /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 17. Консультации
 
17.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 18. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
18.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
18.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
18.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Природопользование Республики Алтай». 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, контрольные вопросы и задания по модулю, промежуточную аттестацию в форме вопросов и заданий к экзамену.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль/промежуточная аттестация по модулю «Природопользование Республики Алтай» Входной контроль 1) Кто из ученых впервые предложил термин «природопользование»? 1 – Маркс К.; 2 – Вернадский В.И.; 3 – Реймерс Н.Ф.; 4 – Куражсковский Ю.Н.; 2) Самым древним видом природопользования является: 1 – охота; 2 – сельское хозяйство; 3 – собирательство; 4 – рыболовство; 3) К какому федеральному округу относится Республика Алтай? 1 – Сибирскому; 2 – Восточно-Сибирскому; 3 – Западно-Сибирскому; 4 – Южно-Сибирскому. 4) Исторические типы природопользования выделяются по: 1 – развитию уровня грамотности человека; 2 – уровню вторичного использования природных ресурсов; 3 – характеру используемых источников энергии и господствующих технологий; 5) Воздействие человека на природу, не обеспечивающее сохранение и воспроизводство природно-ресурсного потенциала называется: 1 – эффективное природопользования; 2 – традиционное природопользование; 3 – нерациональное природопользование; 4 –рациональное природопользование; 6) Естественное плодородие – это: 1 – результат протекающих в течение многих тысяч лет геологических, климатических и почвообразовательных процессов; 2 – дополнительное плодородие, созданное и зависящее от человека;
 
стр. 11
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
3 – совокупность всех видов плодородия; 4 – данный вид плодородия не существует; 7) К биологическому природопользованию по В.В. Дёжкину относятся: лесное хозяйство, сельское хозяйство, охотничье хозяйство, рыбное хозяйство, рекреация Верно / неверно 8) Истоками природопользования как науки являются философия и география Верно / неверно 9) Кто был автором первой научной работы, посвященной природопользованию? 1 Вернадский В.И. 2 Куражсковский Ю.Н. 3 Реймерс Н.Ф. 4 Зворыкин К.В. 10) Собирательство – это: 1 собирание урожая первобытным человеком с примитивных огородов; 2 собирание урожая с полей в средние века; 3 собирание водорослей, раковин, жемчуга и т.п.; 4 собирание дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда, а также моллюсков, насекомых и др. Текущий контроль 1 1) Туризм – это: 1 пеший поход с ночлегом; 2 любые путешествия более одного дня без цели заработка; 3 отдых у родственников в деревне; 4 все перечисленное. 2) Что не относится к растениеводству? 1 зерноводство; 2 картофелеводство; 3 садоводство; 4 пчеловодство. 3) Какие животные при пастьбе оказывают наибольшее давление на почву? 1 лошади; 2 крупный рогатый скот; 3 овцы. 4) К сельскохозяйственным угодьям следует отнести: 1 Пашня, пастбища; 2 Лес, кустарник; 3 Болото, озеро; 5) Имеются ли на территории Республики Алтай земли запаса? 1 да; 2 нет. 6) Что такое земельный участок? 1 часть поверхности земли, имеющие фиксированные границы, площадь местоположение, правовой статус; 2 обрабатываемая поверхность земли; 3 не обрабатываемая поверхность земли; 4 пашня; 7) Что такое рациональное использование земли? 1 использование земли для определенных нужд; 2 использование земли под отдельные культуры; 3 соответствие земельного отвода целям и задачам конкретного производства; 4 полное использование. 8) Ископаемые, которые извлекают из недр Земли, принято называть ресурсами 1) литосферными; 2) метаморфическими; 3) минеральными. 9) Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности
 
стр. 12
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
Верно / неверно 10) Какие ООПТ имеют наиболее строгий режим охраны? 1 заповедники; 2 национальные парки; 3 природные парки; 4 заказники. Текущий контроль 2 1) Какой объект не входит в состав единого территориального объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая»? 1 Катунский заповедник; 2 Алтайский заповедник; 3 Сайлюгемский национальный парк; 4 Зона покоя «Укок». 2) Как называется первый официально организованный природный парк в Республике Алтай? 1 Уч Энмек; 2 Зона покоя Укок; 3 Ак Чолушпа; 4 Белуха. 3) Самые высокие требования предъявляются: 1 – к питьевой воде; 2 – к водам, используемым для орошения; 3 – к водам, используемым в промышленности; 4 – требования ко всей используемой воде одинаковые. 4) К возобновляемым природным ресурсам относятся: 1 пресная вода; 2 почвенный гумус; 3 биомасса; 4 все вышеперечисленное. 5) Вид природопользования, при котором происходит загрязнение, разрушение природной среды, называется: 1 рациональное природопользование; 2 нерациональное природопользование; 3 общее природопользование; 4 специальное природопользование. 6) Местный вид, обитающий только в данном регионе, называется: 1 локальным; 2 региональным; 3 эндемичным; 4 ограниченным. 7) Охрана природы – это комплекс мероприятий по улучшению социально-экономических условий жизни населения отдельного региона Верно / неверно 8) Экологическое образование и просвещение населения являются составной частью охраны природы Верно / неверно 9) В каком году был организован Катунский заповедник? 1 – в 1917 году; 2 – в 1961 году; 3 – в 1984 году; 4 – в 1991 году; 5 – в 1999 году. 10) Какая ООПТ является самой большой по площади в Республике Алтай? 1 – Природный парк «Зона покоя Укок»; 2 – национальный парк «Сайлюгемский»; 3 – природный парк «Белуха»; 4 – Катунский заповедник; 5 – Алтайский заповедник; 6 – Шавлинский заказник; 7 – Сумультинский заказник.
 
стр. 13
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
Критерии оценки: - Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на более чем 91% вопросов, тем самым показав прочные знания теоретических основ дисциплины, умение применять эти знания. - Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 72-90% вопросов теста, тем самым показав неплохие знания по дисциплине, умение применять эти знания. - Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 60-71% вопросов, показав пробелы в знании курса, допустив неточности при выборе правильного ответа. - Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 60% вопросов, показав только фрагментарные знания. Контрольные вопросы по темам 1. Основные виды природопользования в Республике Алтай. 2. Сеть ООПТ в Республике Алтай 3. Роль сельского хозяйства в жизни населения Республики Алтай 4. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Алтай 5. Роль государственного управления в сохранении природной среды Республики Алтай. 6. Полезные ископаемые в Республике Алтай и перспективы их использования. 7. Анализ факторов воздействия на краснокнижные виды животных в Республике Алтай. Вопросы и задания для практических занятий 1. Составление лицензии на право потребления природных ресурсов (например, охотничьих). 2. По географической карте раскрыть геоэкологическое состояние Республики Алтай. 3. Составление договора водоснабжения. 4. Привести примеры кадастров и реестров природных ресурсов. 5. Раскрыть схему комплексной переработки древесины. 6. Провести качественную оценку отходности металлургического производства. 7. Провести анализ таблицы «Шкала шума». 8. Просчитать ёмкость ассимиляционного потенциала территории города Горно-Алтайска. 9. Нарисовать и объяснить ресурсный цикл переработки древесины. 10. По географической карте показать заповедники, заказники, национальный парк.. Природные парки РА, а также памятники природы республиканского значения. 11. Составить экологический паспорт предприятия. 12. Провести качественную оценку окружающей среды Горно-Алтайска. 13. Проанализировать таблицу «Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды» 14. Проработать таблицу «Предельно-допустимые концентрации вредных веществ». 15. Составить схему «Международное сотрудничество в природопользовании Республики Алтай». 16. На краеведческом материале привести пример рационального природопользования. 17. Раскрыть сотрудничество Катунского государственного биосферного заповедника (Россия) и Катон-Карагайского национального парка (Республика Казахстан). 18. Схематически выполнить карту «Зональность природопользования в РА». 19. Составить ТерКСОП по Республике Алтай. Критерии оценки: - Оценка «отлично» выставляется студенту, если на коллоквиуме (часть практического занятия) он показал глубокое знание вопроса (темы), смог дать четкий, логичный и развернутый ответ, изложенный грамотно; смог привести собственные примеры. Использовал учебную и научную литературу. - Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он показал знание вопроса (темы), но недостаточно раскрыл один из аспектов; если смог дать достаточно четкий, логичный ответ, но допустил неточности в формулировках; привел недостаточно собственных примеров. - Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту: если он показал фрагментарное знание вопроса (темы) и недостаточно раскрыл его; если ответ местами был нелогичным, содержал неточности в формулировках; если не смог привести собственные примеры. - Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту: если он показал значительное незнание вопроса (темы) и не смог раскрыть его; если ответ был не логичным, содержал ошибки в формулировках; если не смог привести правильные примеры.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов и эссе 1. Минерально-сырьевые ресурсы Республики Алтай, их географическое распространение. 2. Водные ресурсы мира Алтая, их использование и проблемы охраны. 3. Земельные ресурсы Республики Алтай, их использование и проблемы охраны. 4. Биологические ресурсы РА, количественная и качественная характеристики. 5. Ландшафты Горного Алтая, их характеристика и проблемы охраны. 6. Ассимиляционный потенциал и его стоимость в пределах г. Горно-Алтайска. 7. Примеры рационального природопользования на территории Республики Алтай.
 
стр. 14
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
8. Природно-территориальные комплексы на территории Республики Алтай. 9. Лицензирование природопользования в РА. 10. Экологическое регулирование на территории Республики Алтай. 11. Последствия нерационального природопользования на территории Республики Алтай. 12. Проблема отходов и пути решения в Республике Алтай. 13. Проблема сохранения биоразнообразия Алтая. 14. Особо охраняемые природные территории мира Республики Алтай. 15. Экологическая паспортизация на территории Республики Алтай Критерии оценки: – «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению. «Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении. «Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы, выносимые на экзамен по модулю "Природопользование Республики Алтай" 1. Природно-ресурсный потенциал Республики Алтай. 2. Ландшафты и физико-географическое районирование РА. 3. Основные виды природопользования РА. 4.Горно-промышленное природопользование РА. 5. Рациональное недропользование РА. 6. Рекультивация придорожных карьеров. 7. Природопользование в энергетике РА. 8.Использование альтернативных источников энергии на территории РА. 9. Сельскохозяйственное  природопользование РА, современное состояние и перспективы развития. 10. Биосфера как материальная основа природопользования: общие проблемы природопользования и антропогенного преобразования биосферы на примере Республики Алтай и сопредельных территорий. 11.Рациональное и нерациональное природопользование  в Республике Алтай и сопредельных территориях. 12. Разносторонняя связь человека с природой. Формы отношения людей к природе. 13.Антропогенное воздействие на окружающую среду на примере Республики Алтай и сопредельных территорий: деструктивное, стабилизирующее, конструктивное. 14.Современное состояние природных систем Алтая. 15. Окружающая среда Республики Алтай и здоровье человека. 16.Формирование ответственного отношения к природе как важнейший элемент современного природопользования. 17. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем на территории Республики Алтай. 18.Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий. 19. Законы природопользования. 20.Сущность и принципы территориального планирования в пределах Республики Алтай. 21. Характеристика природного наследия ЮНЕСКО РА. 22. Природоохранное природопользование РА. 23. Оценка рекреационных ресурсов окрестностей г. Горно-Алтайска. 24.Рекреационное природопользование, основные виды и перспективы развития. 25.Чуйский тракт и его роль в экономическом развитии РА. 26.Транспорт и дороги РА, проблемы развития. 27. Оценка качества окружающей среды. Стандарты качества окружающей среды. Эффект суммации действия. 28.Промышленное лесопользование РА. 29.Характеристика видов животноводства РА и проблем их развития. 30.История природопользования на Алтае. 31.Пути оптимизации рекреационного природопользования. 32.Геоэкологические особенности урбанизированных территорий. 33.Отраслевые проблемы природопользования на Алтае. 34.Природопользование и глобальное изменение климата. 35.Влияние изменения климата на природопользование Республики Алтай. 36.Использование современных способов научных исследований в природопользовании Республики Алтай. Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду Республики Алтай. 37.Рост потребления природных ресурсов и проблема их истощения. Ассимиляционный потенциал. 38.Мониторинг на Алтае и виды мониторинга. Критерии оценивания к экзамену - оценка «отлично» выставляется студенту, если он знает: основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровня; генезис и историю развития 
 
стр. 15
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
геосистем; динамику, функционирование и проблемы устойчивости геосистем; методы оценки репрезентативности материала; умеет: излагать и критически анализировать базовую информацию, полученные результаты; выявлять основные направления трансформации природных ландшафтов под влиянием различных факторов; составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации; владеет: принципами оптимального природопользования и охраны природы в решении конкретных прикладных задач - оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает:  основы учения о природно-антропогенных ландшафтах; основы ландшафтно-экологических принципов и методов рационального природопользования; основы территориального ландшафтного планирования и проектирования культурных ландшафтов; умеет: понимать значимость устойчивого функционирования антропогенных ландшафтов и основные пути его обеспечения - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Байлагасов Л. В.
Региональное природопользование: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=102:regionalnoe-prirodopolzovanie&catid=8:ecology&Itemid=166
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Комарова Н.Г.
Геоэкология и природопользование: учебное пособие
Москва: Академия, 2003
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
LibreOffice
 
стр. 16
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкаф(ы) для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
стр. 17
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
201 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор, ноутбук с доступом в интернет, доска маркерная, презентационная трибуна, общие географические карты.  Лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
стр. 18
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
228 А1
Лаборатория геодезии с основами картографии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Выставочная коллекция минералов и горных пород; специализированные карты: тектоническая, геологическая, шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции. Шкаф(ы) для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной.      Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.     Лекции – это систематическое устное изложение учебного материала. На них обучающийся получает основной объем информации по каждой конкретной теме. При работе с конспектом лекции необходимо отметить материал, который вызывает затруднения для понимания, попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю. В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
 
стр. 19
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям. Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов. Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы. Образец оформления титульного листа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» Кафедра __________________________________ Реферат Тема:__________________________________________________          Выполнил: студент 219 гр.          _________________________                                 ФИО          Научный руководитель:          к.г.н., доцент Минаев А.И. Горно-Алтайск, 20__ Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2010). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее - 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
 
стр. 20
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
Методические рекомендации по подготовке к  тестированию Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо: а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы; б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.); в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам; г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант. д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок. Методические рекомендации по подготовке к экзамену Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Он является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Критерии оценивания к экзамену - Оценка «отлично» выставляется студенту, если на экзамене он показал глубокое знание вопроса, смог дать четкий, логичный и развернутый ответ, изложенный грамотно; смог привести собственные примеры. Использовал учебную и научную литературу. - Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он показал знание вопроса, но недостаточно раскрыл один из аспектов; если смог дать достаточно четкий, логичный ответ, но допустил неточности в формулировках; привел недостаточно собственных примеров. - Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту: если он показал фрагментарное знание вопроса и недостаточно раскрыл его; если ответ местами был нелогичным, содержал неточности в формулировках; если не смог привести собственные примеры. - Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту: если он показал значительное незнание вопроса и не смог раскрыть его; если ответ был не логичным, содержал ошибки в формулировках; если не смог привести правильные примеры.