2023-2024_44_03_02_2023_1123_plx_Искусство ландшафтного дизайна_Психология образования
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Искусство ландшафтного дизайна
Учебный план
44.03.02_2023_1123.plx

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Психология образования
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н.,, доцент, Лёвкина М.Н.
 
 
Искусство ландшафтного дизайна
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать у студентов представление о стилях в ландшафтном дизайне; изучить декоративно-цветочные, древесно-кустарниковые растения и уход за ними; создавать различные декоративные композиции, приобрести практические навыки при составлении проектов ландшафтного дизайна; научиться осуществлять поиск, анализ, синтез информации в области ландшафтного дизайна. 
1.2
Задачи:  -ознакомление обучающихся со спецификой ландшафтного дизайна; -ознакомление с историей, основными стилистическими направлениями в ландшафтном дизайне; - ознакомления с ассортиментом древесной, кустарниковой и травянистой растительности; -знакомство с основными принципами проектирования ландшафтных объектов;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Искусство ландшафтного дизайна» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», "Химия" на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектная деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знает: -основные задачи в области ландшафтного дизайна. Умеет: -анализировать задачу, выделяя этапы её решения, действия по решению задачи; - получать новые знания на основе анализа, синтеза и других методов по дисциплине «Искусство ландшафтного дизайна". Владеет: -методами исследования проблем профессиональной деятельности с применением анализа, синтеза и других методов интеллектуальной деятельности; -методами демонстрирования оценочных суждений в решении проблемных профессиональных ситуаций по дисциплине «Искусство ландшафтного дизайна".
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
 
Знает: -методы критического анализа и оценки современных научных достижений; - основные принципы критического анализа по дисциплине «Искусство ландшафтного дизайна». Умеет: -проводить анализ и критическое осмысление научно-технической информации в области ландшафтного дизайна. Владеть: - понятийным аппаратом в области ландшафтного дизайна, необходимым для профессиональной деятельности, поиском информации в глобальной сети интернет.
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
Знает: -варианты решения задач в предметной области ландшафтного дизайна, оценивает их достоинства и недостатки. Умеет: -провести поиск возможных вариантов решения задач при составлении проектов в ландшафтном дизайне, оценить их достоинства и недостатки. Владеет: -вариантами решения задач при составлении ландшафтных проектов, способен оценить их достоинства и недостатки.
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
Знает: -средства и методы оценивания последствия возможных решений задачи в области ландшафтного дизайна. Умеет: -определить и оценить последствия возможных решений задачи при составлении ландшафтных проектов. Владеет: -методами и навыками оценивания последствия возможных решений задач ландшафтного дизайна.
ИД-5.УК-1: Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основные понятия ландшафтного дизайна. Стили в ландшафтном дизайне.
 
1.1
Основные принципы и понятия ландшафтного дизайна.  Стили садового дизайна.

/Лек/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Стилистика ландшафтного проектирования территории

/Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Тесты, рефераты, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Формирование ландшафтной композиции. 
 
2.1
Теория цвета. Принципы построения ландшафтных композиций. /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Формирование ландшафтной композиции.

Средства, приемы ландшафтного дизайна. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Тесты, рефераты, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Свет и цвет в

ландшафтном дизайне  /Ср/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Элементы оформления дизайнерского проекта ландшафта.
 
3.1
Строительные (архитектурные) элементы оформления. Рельеф как архитектурный каркас ландшафтной композиции. Водные объекты как компоненты обогащения фрагментов среды /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Элементы оформления дизайнерского проекта ландшафта.  /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Тесты, рефераты, доклад-презентации, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Особенности элементов оформления в ландшафтных композициях.

Основные типы водоемов и особенности их устройства. Уход за водоемами на участке. Ассортимент водных растений.

/Ср/

8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Озеленение в ландшафтном дизайне.
 
стр. 6
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
4.1
Характеристика основных представителей декоративных деревьев и кустарников, однолетников, двулетников, многолетников и их использование в ландшафтных посадках. /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Характеристика основных типов посадок, размещение на территории, ассортименты растений. Составление планов и ассортиментной ведомости. /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Тесты, рефераты, доклад-презентации, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Подбор ассортимента растений. Подготовка плана-проекта цветочного оформления. /Ср/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Виды малых садов и их особенности
 
5.1
Виды малых садов и их особенности /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.2
Проектирование малых садов /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Тесты, рефераты, доклад-презентации, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.3
Планировочная структура малого сада /Ср/
8,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Искусство ландшафтного дизайна. 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, вопросов по темам и разделам, тем рефератов.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля.

1. Стилистическая гармонизация комплексного дизайнерского решения достигается:

а) целесообразной функциональной организацией пространства

б) художественной целостностью эстетической концепции

в) выразительностью художественного акцента, доминирующего в общем ансамбле.

2.  «Золотое сечение» точнее выражено цифровым соотношением:

а) 3 ÷ 5;

б)  60 ÷ 40;

в) 380 ÷ 620;

3. «Дендроплан» - это:

а) посадочно-разбивочный чертеж

 
стр. 7
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
б) инженерное сооружение, для отвода воды

в) ассортиментная ведомость

г) чертеж, отражающий общую идею благоустройства

4. Что такое МАФ?

а) название газона

б) архитектурные формы

в) освещение

г) газонокосилка

5. Партерная зона это?

а) зона отдыха

б) входная зона

в) уголок детских игр

г) хозяйственная зона

6. «Солитерные» растения это:

а) растения паразиты

б) одиночные растения

в) кустарниковые растения

г) разновидность газона

7. Какие материалы применяют при строительстве и организации подпорных стенок?

а) кирпич, бетон

б) песок

в) чернозем, галька

г) пластик

8. Миксбодер – это?

а) низкорослый кустарник

б) бетонный бордюр

в) протяженный смешанный цветник

г) название цветка

9. Как называется разновидность протяженного цветника, который располагают вдоль дорожек, с некоторым отступом от края?

а) клумба

б) рабатка

в) бордюр

г) солитер

10. Что такое «Альпинарий»?

а) приусадебный участок

б) участок в саду или парке для выращивания горных растений на искусно сооружаемых из камней горках.

в) естественная неровность рельефа

Примерные тесты для текущего контроля 1.

Тест №1

1. Регулярный стиль характеризует:

а) сеть прямоугольных дорожек

б) правильная конфигурация партеров, рабаток и клумб

в) доминирование главного здания

2. Регулярная планировка садов достигло наивысшего расцвета в период правления

а) Людовика XIV

б) Екатерины Второй

в) Наполеона Бонапарта

3. Пейзажный стилевое направление садово-паркового искусства характерен тем, что

а) происходит из древнего Востока

б) главным действующим лицом является природа

4. Характерные признаки пейзажных садов:

а) рельеф неровный — подражание природному ландшафту

б) свободная планировка, асимметричность, прямых линий и осей

в) архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа

5. Основное развитие пейзажный стиль садов получил в

а) древнем Китае

б) Японии

в) Англии XVII-XVIII вв.

г) XX в.

6. Садово-парковый стиль эклектика возник в

а) XVIII в.

б) XIX в.

в) XX в.

7. Садово-парковый стиль эклектика это

а) перемешивание регулярного и пейзажного стилей

б) преимущество регулярного стиля

 
стр. 8
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
в) преимущество пейзажного стиля

8. В современных парках садово-парковые стиле

а) имеют равноправное положение

б) преобладает регулярный стиль

в) преобладает пейзажный стиль

9. Характерные черты Висячих садов:

а) искусственные насыпи и террасирование

б) использование недолговечной кирпича

в) гидротехническое система, которая обеспечивала полив на террасах

10. Характерные черты ассирийских садов:

а) использование интродуцентов

б) наличие рядом с парком зверинца с дикими зверями

в) наличие пруда с различными рыбами

Примерные тесты для текущего контроля 2.

1. Рокарий – это?

а) искусственные скалы

б) сухая каменная стенка

в) шпалерник

г) широкие террасы, расположенные на разных уровнях и ограниченные по периметру подпорными стенками

2. Вертикальное озеленение – это?

а) растения в контейнерах

б) подпорные стенки

в) озеленение территории с помощью вьющихся растений или стриженых деревьев

3. Чертеж, отражающий общую идею благоустройства и озеленения, планировку и композицию насаждений, организацию дорог называют:

а) схемой мощения

б) дендропланом

в) генеральным планом

г) посадочным чертежом

4.Что подразумевается под словом «Озеленение»?

а) Время цветения высаженных растений, формирование листвы на деревьях, комплексное или солитерное цветение.

б) комплекс ландшафтных работ по формированию рельефа участка, устройству газона, посадке растений, и созданию декоративных композиций

в) высадка газона

5. Что такое ЦИ?

а) дом

б) вода

в) тупик

г) жизненная энергия

д) огонь

6.К достижений искусства персов мирового значения принадлежат сад:

а) Чар Баг

б) Чотирисад

в) парадиз

7. Характерные черты сада «Парадиз» (сады) — это большие парки, где

а) регулярное планирование

б) совершенные гидротехнические сооружения

в) растительное разнообразие

8. Характерные черты мусульманского сада

а) план формируется из одного или нескольких квадратов

б) планирование с помощью дорожек, растений и канальцев с водой

в) в центрах квадратов стоят фонтаны или бассейны

9. Мусульманин, райский сад немыслим без

а) песка

б) воды

в) растений

10. Характерные черты мавританского сада:

а) небольшие по площади дворики (патио) — комнаты на воздухе

б) обрамлением сада является галереи, увитые виноградом или розами

в) главное украшение сада является вода, заключенная в различных формах

Критерии оценки:

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- оценка «5» выставляется в случае, если студент выполнил 85–100 % заданий, тем самым показав знание теоретических основ в ландшафтном дизайне.

- оценка «4» – если студент выполнил 76–84 % заданий, тем самым показав неплохое знание в области ландшафтного 

 
стр. 9
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
дизайна.

- оценка «3» – если студент выполнил 61–75 % заданий, показав знание основных вопросов в области ландшафтного дизайна.

- оценка «2» – менее 61 % заданий, показав знание только некоторых отдельных вопросов в области ландшафтного дизайна.

Темы для докладов-презентаций:

1. Основные критерии, предъявляемые к ландшафтной композиции.

2. Формирование гармоничных цветовых композиций применительно к ландшафтному дизайну.

3. Живые изгороди в садово-парковой композиции. Понятие, функции, классификация, устройство. Ассортимент растений и требования к ним.

4. Ассортимент растений и требования к ним для цветочно-декоративной композиции.

5. Проект озеленения приусадебного участка.

6. Декоративный огород.

7. Цветочное оформление клумбы.

Критерии оценки:

"Зачтено", повышенный уровень: проявил оригинальность и креативность при подготовке доклада-презентации. Показал высокий уровень культуры мышления, способность к рефлексии, умозаключениям и логике. Обобщил информацию с помощью рисунков, схем, таблиц, логических блоков. Проанализировал тему с активным использованием  междисциплинарных знаний, фактов. Сформулировал выводы. Предложил и подробно раскрыл меры решения проблемы.

«Не зачтено», не проявил оригинальности при подготовке доклада-презентации. Отчасти продемонстрировал культуру мышления. Обобщил некоторым образом информацию. Допустил неточности в анализе темы с использованием междисциплинарных знаний, фактов. Не сформулировал конкретные выводы. Не предложил меры и способы решения проблем.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов / рефератов

1. Особенности стилей ландшафтного дизайна.

2. Сады Древнего мира.

3. Традиции Востока (Китая, Японии) в создании садово-парковых композиций.

4. Ландшафтное искусство Западной Европы.

5. Парки Античного мира. Регулярные и пейзажные европейские парки.

6. Русские традиции в создании садово-парковых ансамблей.

7. Садовые участки, их многообразие. Подходы к дизайну садовых участков.

8. Основные средства ландшафтного дизайна. Растительные группировки.

9. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны).

10. Подготовка территории для озеленительных работ. Правила проведения посадочных работ.

11. Устройство и содержание газонов.

12. Декоративные устройства для оформления объектов.

13.Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах.

14. Вертикальное озеленение.

15. Виды ландшафтно-проектной организации зелёных насаждений: композиционные типы групп деревьев.

16. Композиция древесно-кустарниковых насаждений. Массивы, группы, одиночные деревья-солитеры, аллейные посадки, живые изгороди.

17. Цветочные композиции (рабатка, миксбордер, альпинарий, рокарий и т. д.).

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студентам, которые в полном объеме раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает предъявляемым требованиям

- оценка «хорошо» выставляется студентам, которые раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает основным требованиям, но при этом имеются не принципиальные замечания

- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает не всем требованиям, имеются принципиальные замечания

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, не выполнившим работу.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту:

1.Основные понятия ландшафтного дизайна.

 
стр. 10
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
2. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования.

3. Стили садового дизайна.

4. Средства, приемы ландшафтного дизайна.

5. Теория цвета: основные понятия. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Символика цвета.

6. Теория цвета: основные законы и правила гармоничных сочетаний.

7. Применение теории цвета в ландшафтном дизайне. Законы цветовой, линейной и воздушной перспективы.

8. Использование зрительных эффектов освещения. Свет, светотень, тень.

9. Формирование ландшафтной композиции.

10. Композиционные принципы пространственной организации территории: пространственные формы и их соотношения.

11. Композиционные принципы пространственной организации территории: важнейшие композиционные приемы ландшафтного проектирования (ритм, симметрия и

асимметрия, контраст, нюанс, аспект, пропорциональность, иллюзия).

12. Перспектива в ландшафтном дизайне. Масштаб. Видовые точки. Правила построения пространственных планов. Пропорции. Виды перспективных раскрытий.

Использование закона линейной перспективы.

13. Роль зелёных насаждений и их классификация.

14. Виды растительных композиций и особенности их формирования.

15. Характеристика основных типов посадок, размещение на территории, ассортименты растений. Составление плана  и ассортиментной ведомости.

16. Дать определение каменистому саду, рассказать о его особенностях и преимуществах.

17. Газоны в ландшафтном дизайне.

18. Виды цветочно-декоративного оформления.

19. Декоративные элементы в оформлении участка.

20. Средневековые сады.

21. Регулярный стиль в садово-парковом искусстве (Франция).

22. Пейзажный стиль в садово-парковом искусстве (Англия).

23. Русское садово-парковое искусство.

24. Сады Восточной Азии. Китай.

25. Сады Восточной Азии. Япония.

26. Малые сады.

27. Объём и содержание ландшафтного дизайн-проекта.

28. Элементы оформления дизайнерского проекта ландшафта.

29. Этапы проектирования малых садов.

30. Проект озеленения приусадебного участка.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

«Зачтено», обучающий дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Доказательно раскрыты основные положения. Ответ имеет четкую структуру, изложение

последовательно, полностью отражает сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен грамотным, научным языком с использованием современной биологической терминологии. Могут быть допущены 1-2 недочета или неточности, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

"Не зачтено", обучающий дал недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Нарушены логичность и последовательность изложения материала. Допущены ошибки в употреблении терминов, определении понятий. Студент не способен самостоятельно выделить причинно-следственные связи. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Половникова М. В., Исяньюлова Р. Р.
Основы садово-паркового и ландшафтного строительства: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/89253.html
 
Л1.2
Половникова М. В., Исяньюлова Р. Р.
Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/89248.html
 
Л1.3
Черняева Е. В., Викторов В. П.
Основы ландшафтного проектирования и строительства: учебное пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2014
https://www.iprbookshop.ru/31759.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 11
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Авдеева Е. В., Кухар И. В., Полетайкина В. Ф.
Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства. Деревья. Ч. 2. Уход: учебное пособие в 2 частях
Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021
https://e.lanbook.com/book/195089
 
Л2.2
Литвинов Д. О.
Основы ландшафтного дизайна: методические указания к практическим занятиям
Саратов: Вузовское образование, 2018
https://www.iprbookshop.ru/74966.html
 
Л2.3
Авдеева Е. В., Кухар И. В., Полетайкина В. Ф.
Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства. Деревья. Ч. 1. Посадка: учебное пособие в 2 частях
Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2020
https://e.lanbook.com/book/195089
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Наш сад
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
стр. 12
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Данная дисциплина проводится в форме лекций и практических занятий.

Лекции.

Лекции – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы, как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать основные смысловые единицы темы, ключевые термины и понятия, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором.  Изучение лекционных тем необходимо дополнять работой с рекомендованной литературой, Интернет источниками. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что 

 
стр. 13
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Практические занятия.

Большое значение придается практическим занятиям, на которых студенты получают необходимые им умения и навыки для работы ландшафтным дизайнером, закрепляют теоретические знания по теории цвета и композиционным принципам, учатся основным приемам и методикам по созданию элементов ландшафтного дизайна. Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков составления аранжировок, а также умений использовать теоретические знания по композиции

на практике. Важно активно участвовать в дискуссиях, добросовестно выполнять предлагаемые преподавателем упражнения, проявлять творчество и инициативу.При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия (использовать конспект лекций, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, при необходимости дополнить конспект, делая в нем соответствующие записи из литературных источников). В случае затруднений, возникающих при освоении теоретического материала, студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

В начале практического занятия преподаватель знакомит студентов с темой, оглашает план проведения занятия, выдает задание. В ходе выполнения практической работы студент может обратиться к преподавателю за консультацией или разъяснениями.

Методические указания по подготовке  доклада-презентации.

Подготовка студентом доклада-презентации является одним из видов текущего контроля и оценки его знаний, умений и навыков, уровня сформированности компетенций при освоении дисциплины. Оценочное средство в виде подготовки доклада с последующей презентацией используется при проведении практических занятий. Студентам предлагается самостоятельно освоить одну из тем, проанализировать проблему, подготовить доклад, на его основе сделать презентацию доклада в слайдах с помощью программы POWER POINT и выступить перед студенческой аудиторией с результатами своей работы.

Допускается групповое участие студентов в подготовке докладов-презентаций, когда студенты организуются в небольшие группы (по 2-3 человека). На каждый доклад предусмотрено по 5-7 минут. В докладе-презентации необходимо раскрыть: историю ландшафтного дизайна, особенности стилей ландшафтного дизайна, основные средства ландшафтного дизайна, виды озеленения, предложить и описать свой проект  и т.д..

Темы студентами выбираются по желанию из списка, предложенного преподавателем, или формулируются студентом совместно с преподавателем.

Методические указания по подготовке рефератов.

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым 

 
стр. 14
УП: 44.03.02_2023_1123.plx
 
почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.