(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
- познакомить с литературными музеями, усадьбами писателей;
- углубить знания студентов об алтайской литературной культуре, ее своеобразии;
- пробудить интерес к проблемам региональной литературы;
- изучить тексты, имеющие отношение к краеведческой тематике
ции
ракт.
Алтайские писатели и поэты старшего поколения. /Лек/
Традиционное и инновационное в литературе. /Ср/
Творчество С.Сартаковой
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме теста, вопросов эссе, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Тест
Примерные задания
1. Кому принадлежат эти строки: «Склоны этих гор – одно из красивейших мест Земли, и неудивительно, что обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи…Алтай – самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся совсем в других местах»
Варианты ответов: 1 Л.Гумилев, 2 Г.Чорос-Гуркин, 3 В.Шишков, 4 И.Штыгашев.
2. Улегем. Ондой. Магаданская область. Горно-Алтайск. Москва. Якутск. Элиста. Будапешт. Бишкек. Алма-Ата. Фрунзе. Уфа. Монголия. Париж. Женева. Флоренция. С именем какого алтайского писателя связаны эти места?
Варианты ответов: 1 Э.М.Палкин, 2И.Б.Шинжин, 3 Б.К.Суркашев, 4 Б.У.Укачин
3. Автор этих строк: “И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественное природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по снежным благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая течет изумрудная река-красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стемительно, с шумом, течет впереди…”
Варианты ответов: 1 Николай Рерих,2 Л.Гумилев, 3 Г.Чорос-Гуркин, 4 В.Шишков
Варианты ответов: 1 Д.Б.Каинчин,2 Д.Бедюров, 3 А.Саруева, 4 И.В.Шодоев
5. Путь этого писателя, от рождения и до смерти: Мыйту. Кебезень. Ондой. Jаш-Тура. Шебалин. Акjол. Ильинка. Улаган. Улалу. Новосибирск. Тайшет. Иркутская область. Назовите имя писателя
Варианты ответов: 1 М.В.Мундус-Эдоков, 2 И.М.Штыгашев, 3 П.В.Кучияк, 4 П.А.Чагат-Строев
Текущий контроль 2
Тест
Примерные задания
1. С именем какого видного ученого связывают возникновение в литературном краеведении термина «культурные гнезда»?
Варианты ответов: 1Д.Лихачев, 2Н. Пиксанов, 3М.Богословский, 4В.Богданов
2. В России литературное краеведение зарождается в ………..как разновидность краевой библиографии. Первоначально краеведы лишь регистрировали факты местной литературной жизни, слабо связывая их с судьбами общерусской литературы. Укажите периоды зарождения литературного краеведения.
Варианты ответов:1 40-50 г. 19 в., 2 60-80 г. 19 в., 330—40-х гг. 19 в., 4 18 век
3. «Триада. Три вершины. Вечные, блистающие, сочлененные. Прошлое, настоящее, будущее. История, религия, культура. Триада. Алтай-Сибирь, Россия, Уч-Смер. Три высоты. Три твердыни. Вместе воедину». О ком говорится?
Варианты ответов:1 Гуркин, Рерих, Ортонулов, 2 Чевалков, Штыгашев, Гуркин, 3 Вербицкий, Радлов, Чевалков, 4 Кокышев, Палкин, Адаров
4. Автор этих строк: “Широта Алтая развернулась перед нами. Она расцвела всеми переливающимися оттенками голубого и зеленого. Она забелела дальними снегами. Трава и цветы высотою с всадника. Даже не разглядишь коня. Нигде мы не видели таких травяных покровов. И странно и чудно – везде по всему краю хвалят цветы невиданны… Говорят, на Алтае весною цветут какие-то особенные красные лилии. Откуда это общее почитание Алтая?”
Варианты ответов:1Николай Рерих, 2Л.Гумилев, 3Г.Чорос-Гуркин, 4 В.Шишков
5. Имя этого общественного деятеля присуждают лауреатам государственной и общественной премии на Алтае
Варианты ответов: 1лауреат государственной и общественной премии им. Г.И.Чорос-Гуркина, 2лауреат государственной и общественной премии им.П.В.Кучияк, 3лауреат государственной и общественной премии им.В.И.Чаптынова, 4 лауреат государственной и общественной премии им.С.Т.Пекпеева
Критерии оценки:
Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень
Студент выполнил84-100% заданий «хорошо», пороговый уровень
Студент выполнил50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень
Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован
1. Проблемы изучения региональной литературы.
2. Понятие локального текста
3. Жизнь и творчество Г.Ч.Гуркина.
4. У истоков алтайской литературы.
5. Алтайская драматургия.
6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.
7. Современная алтайская проза.
8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.
9. Современная алтайская поэзия.
10. Русская литература Горного Алтая.
11. Творчество писателя …(по выбору студента).
12. Творчество поэта…(по выбору студента).
13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова
14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова
15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)
16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае
17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.
18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.
19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)
20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая
21. Проблемы современности в творчестве …..
22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики
23. Б. Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА
24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.
25. Мир природы в лирике алтайских поэтов
26. Мир природы в прозе алтайских писателей.
Критерии оценивания:
«зачтено», повышенный уровень
Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных
«зачтено», пороговый уровень
Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;
«не зачтено», уровень не сформирован
Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы;
- реферат студентом не представлен.
Примерная тематика эссе:
Алтай – наш общий дом
Боль репрессий в судьбе и творчестве писателя.
Выдающиеся земляки
Главная улица города и села
Дети войны
Земляки
История села в военный период
Краеведческая находка.
Создание школьного музея.
Судьба человека в судьбе страны.
Традиционные образы в народной песне.
Критерии оценивания:
«зачтено», повышенный уровень
Эссе содержательно глубоко, проявлено понимание студентом концепции произведения, обстоятельно выражено личное мнению, студент свободно владеет литературоведческой терминологией, умением излагать свои мысли последовательно, говорить правильным выразительным литературным языком. Работа обнаруживается понимание локальной специфики литературного творчества
«зачтено», пороговый уровень
Эссе содержательно полно, проявлено умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. Личная рецепция произведения отражена не полностью, отмечаются отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний. Работа обнаруживается понимание локальной специфики литературного творчества
«не зачтено», уровень не сформирован
Эссе обнаруживает лишь умение поверхностно воспринимать художественный текст и его структурно-семантические составляющие; работа не отличается аргументированностью личной позиции и композиционной стройностью; имеются существенные ошибки в речевом оформлении письменного высказывания. Работа не обнаруживается понимание локальной специфики литературного творчества
1. Проблемы изучения региональной литературы.
2. Понятие локального текста
3. Жизнь и творчество Г.Ч. Гуркина.
4. У истоков алтайской литературы.
5. Алтайская драматургия.
6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.
7. Современная алтайская проза.
8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.
9. Современная алтайская поэзия.
10. Русская литература Горного Алтая.
11. Творчество писателя …(по выбору студента).
12. Творчество поэта…(по выбору студента).
13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова
14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова
15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)
16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае
17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.
18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.
19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)
20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая
21. Проблемы современности в творчестве …..
22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики
23. Б.Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА
24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.
26. Мир природы в прозе алтайских писателей
27. Памятные литературные локусы Горного Алтая
Критерии оценки ответа на зачете:
«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.
Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
расходные материалы:
лисьи камусы
мелушка
войлок
шерсть
кожа разноцветная
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Шерсть для валяния – в ассортименте
Пленка пупырчатая
Коврик бамбуковый, ф - А3
Мыло жидкое
Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора
Сетка москитная
Поролон листовой толстый
Губка хозяйственная, автомобильная
Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)
Ножницы
Нитки швейные
Иглы швейные с большим ушком
Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели
Рамка ткацкая
Бисер
Бусины
Ленточки
Пуговицы
Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по подготовке эссе
Методические указания по подготовке к тестам
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.