2023-2024_03_03_02_2023_613_plx_Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай_Альтернативная энергетика
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай
Учебный план
03.03.02_2023_613.plx

03.03.02 Физика

Альтернативная энергетика
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 03.03.02_2023_613.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Киндикова Альбина Викторовна
 
 
Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2023_613.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Cформировать представление о памятниках алтайской литературы, как неотъемлемой части общенациональной культуры.
1.2
Задачи: - познакомить студентов с литературным краеведением и произведениями XIX-XX вв., связанными с ними;

- познакомить с литературными музеями, усадьбами писателей;

- углубить знания студентов об алтайской литературной культуре, ее своеобразии;

- пробудить интерес к проблемам региональной литературы;

- изучить тексты, имеющие отношение к краеведческой тематике

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает: основные научные и теоретические труды в области литературного краеведения Умеет: демонстрировать углубленные знания литературного краеведения и наследия писателей РА; анализировать художественные произведения писателей Горного Алтая с точки зрения их функционирования в контексте алтайской литературы Владеет: необходимыми знаниями по истории литературы, культуры Сибири и Горного Алтая
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. История литературного краеведения и ее источники
 
1.1
История алтайской республиканской писательской организации. Литературная жизнь Республики Алтай /Лек/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Проблемы изучения региональной литературы.

Алтайские писатели и поэты старшего поколения.  /Лек/

4
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Современная алтайская проза. /Лек/
2
ИД-2.УК-5
4
0
реферат
Л1.1Л2.1
 
1.4
Современная алтайская лирика /Лек/
2
ИД-2.УК-5
4
0
эссе, реферат
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Писатели и места, связанные с их творчеством
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
2.1
Биография писателя как литературный «текст»: образ Л.Кокышева в воспоминаниях современников. /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
реферат
Л1.1Л2.1
 
2.2
Автобиографические элементы в произведениях И. Шодоева. /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Г.И. Чорос-Гуркин и алтайская литература /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
эссе, тест
Л1.1Л2.1
 
2.4
Горно-Алтайск литературный: улицы писателей, бюсты (памятники), конференции, премии  /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.5
Автобиографизм произведений Б.Укачина /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
реферат
Л1.1Л2.1
 
2.6
История образования Союза писателей Горного Алтая и Горно-Алтайской типографии (первые печатные издания) /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.7
Автобиографические произведения Л.Кокышева /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.8
Тема малой Родины в произведениях алтайских писателей /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
эссе
Л1.1Л2.1
 
2.9
Тема детства в автобиографических произведениях авторов /Пр/
2
ИД-2.УК-5
4
0
реферат
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Традиции русской литературы в поэзии Б.Укачина (М. Лермонтов, В.Маяковский, Н.Рубцов). Уровни интертестуальности. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Проблемно-тематический комплекс поэтического творчества Сурайи Сартаковой (сборники »Подснежник», «Благодарность людям», «Перевал любви») /Ср/
4
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Поэтика современной алтайской поэзии (на материале творчества А.Куладжи. Ю.Туденековой,  С.Адлыкова, В.Бахмутова, О.Казаковаой, О.Граковой,  С.Решетнева, Л.Юсуповой. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Литература Сибирского региона: основные работы исследователей.

Традиционное и инновационное в литературе. /Ср/

2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.5
Тематика, проблематика современной алтайской прозы. Национальная картина мира в прозе Д.Каинчина. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.6
Тематика, жанровое своеобразие современной алтайской лирики. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.7
История культурного и литературного развития г. Горно-Алтайска /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.8
Русская литература Горного Алтая /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.9
К. Телесов. Роман «Катунь весной». Сатирические рассказы. А. Ередеев. Проза для детей. Сопоставление с русской современной детской прозой. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.10
И.Штыгашев. Цикл путевых очерков П.Гордиенко «Ойротия».  Повесть Н.Глебова «Кара-Баарчык». Лирика Г.Кондакова, А.Эдокова, К.Козлова. Проза К.Поклонова и О.Бондарчук. Новейшая литература. А.Куладжи. Ю.Туденекова.  С.Адлыков. В.Бахмутов. О.Казакова. О.Гракова. С.Решетнев. Л.Юсупова. /Ср/
2,5
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
3.11
Сведения об истории Горно-Алтайска. Образование, культура города в разные этапы его развития. Газеты, журналы, издаваемые в  РА. Литературные объединения  в культурной жизни города и республики.  /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.12
Д. Каинчин. Философское осмысление прошлого, настоящего, будущего: «Перед глазами Синяя скала», «Сохрани нас». Осмысление Гражданской войны и революции:  незаконченный роман «Над нами гора Белуха».  Тема Великой Отечественной войны: «Дорога отцов». Острые вопросы современности в прозе писателя. Мифологизм творческого мышления Д.Каинчина. Д.Каинчин – переводчик Акутагавы, М.Шолохова, В.Шукшина, Ч.Айтматова. /Ср/
4
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.13
Расширение проблемно-тематического комплекса. Основные проблемы: поэзия и время, человек и мир, Вселенная и вечность, любовь и красота. Обращение к обрядовой поэзии. Д.Белеков. К.Керчилов. Б.Бурмалов. Ч.Еемзеев.

Творчество С.Сартаковой

/Ср/

4
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.14
Творчество П.Самыка, Б.Бедюрова, А.Ередеева, Ш.Шатинова: создание образа  социально-активного и одухотворенного высоким гражданским чувством лирического героя. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-5
4
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-5
4
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме теста, вопросов эссе, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль 1

Тест

Примерные задания

1. Кому принадлежат эти строки: «Склоны этих гор – одно из красивейших мест Земли, и неудивительно, что обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи…Алтай – самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся совсем в других местах»

Варианты ответов: 1 Л.Гумилев, 2 Г.Чорос-Гуркин, 3 В.Шишков, 4 И.Штыгашев.

2. Улегем. Ондой. Магаданская область. Горно-Алтайск. Москва. Якутск. Элиста. Будапешт. Бишкек. Алма-Ата. Фрунзе. Уфа. Монголия. Париж. Женева. Флоренция. С именем какого алтайского писателя связаны эти места?

Варианты ответов: 1 Э.М.Палкин, 2И.Б.Шинжин, 3 Б.К.Суркашев, 4 Б.У.Укачин

3. Автор этих строк: “И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественное природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по снежным благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая течет изумрудная река-красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стемительно, с шумом, течет впереди…”

Варианты ответов: 1 Николай Рерих,2 Л.Гумилев, 3 Г.Чорос-Гуркин, 4 В.Шишков

 
стр. 7
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
4. В произведениях какого алтайского писателя встречаются эти места: Кан-Оозы. Jабаган. Мендур-Соккон. Отогол. Одесса. Москва. Харьков. Улалу. Донбасс. Сталинград. Орел.

Варианты ответов: 1 Д.Б.Каинчин,2 Д.Бедюров, 3 А.Саруева, 4 И.В.Шодоев

5. Путь этого писателя, от рождения и до смерти: Мыйту. Кебезень. Ондой. Jаш-Тура. Шебалин. Акjол. Ильинка. Улаган. Улалу. Новосибирск. Тайшет. Иркутская область. Назовите имя писателя

Варианты ответов: 1 М.В.Мундус-Эдоков, 2 И.М.Штыгашев, 3 П.В.Кучияк, 4 П.А.Чагат-Строев

Текущий контроль 2

Тест

Примерные задания

1. С именем какого видного ученого связывают возникновение в литературном краеведении термина «культурные гнезда»?

Варианты ответов: 1Д.Лихачев, 2Н. Пиксанов, 3М.Богословский, 4В.Богданов

2. В России литературное краеведение зарождается в ………..как разновидность краевой библиографии.  Первоначально краеведы лишь регистрировали факты местной литературной жизни, слабо связывая их с судьбами общерусской литературы. Укажите периоды зарождения литературного краеведения.

Варианты ответов:1 40-50 г. 19 в., 2 60-80 г. 19 в., 330—40-х гг. 19 в., 4 18 век

3. «Триада. Три вершины. Вечные, блистающие, сочлененные. Прошлое, настоящее, будущее. История, религия, культура. Триада. Алтай-Сибирь, Россия, Уч-Смер. Три высоты. Три твердыни. Вместе  воедину». О ком говорится?

Варианты ответов:1 Гуркин, Рерих, Ортонулов, 2 Чевалков, Штыгашев, Гуркин, 3 Вербицкий, Радлов, Чевалков, 4 Кокышев, Палкин, Адаров

4. Автор этих строк: “Широта Алтая развернулась перед нами. Она расцвела всеми переливающимися оттенками голубого и зеленого. Она забелела дальними снегами. Трава и цветы высотою с всадника. Даже не разглядишь коня. Нигде мы не видели таких травяных покровов. И странно и чудно – везде по всему краю хвалят цветы невиданны… Говорят, на Алтае весною цветут какие-то особенные красные лилии. Откуда это общее почитание Алтая?”

Варианты ответов:1Николай Рерих, 2Л.Гумилев, 3Г.Чорос-Гуркин, 4 В.Шишков

5. Имя этого общественного деятеля присуждают лауреатам государственной и общественной премии на Алтае

Варианты ответов: 1лауреат государственной и общественной премии им. Г.И.Чорос-Гуркина, 2лауреат государственной и общественной премии им.П.В.Кучияк, 3лауреат государственной и общественной премии им.В.И.Чаптынова, 4 лауреат государственной и общественной премии им.С.Т.Пекпеева

Критерии оценки:

Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень

Студент выполнил84-100% заданий «хорошо», пороговый уровень

Студент выполнил50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень

Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Проблемы изучения региональной литературы.

2. Понятие локального текста

3. Жизнь и творчество Г.Ч.Гуркина.

4. У истоков алтайской литературы.

5. Алтайская драматургия.

6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.

7. Современная алтайская проза.

8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.

9. Современная алтайская поэзия.

10. Русская литература Горного Алтая.

11. Творчество писателя …(по выбору студента).

12. Творчество поэта…(по выбору студента).

13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова

14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова

15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)

16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае

17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.

18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.

19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)

20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая

21. Проблемы современности в творчестве …..

22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики

23. Б. Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА

24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.

25. Мир природы в лирике алтайских поэтов

26. Мир природы в прозе алтайских писателей.

Критерии оценивания:

«зачтено», повышенный уровень

Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных 

 
стр. 8
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;

«зачтено», пороговый уровень

Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;

«не зачтено», уровень не сформирован

Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в  оформление работы;

- реферат студентом не представлен.

Примерная тематика эссе:

Алтай – наш общий дом

Боль репрессий в судьбе и творчестве писателя.

Выдающиеся земляки

Главная улица города и села

Дети войны

Земляки

История села в военный период

Краеведческая находка.

Создание школьного музея.

Судьба человека в судьбе страны.

Традиционные образы в народной песне.

Критерии оценивания:

«зачтено», повышенный уровень

Эссе содержательно глубоко, проявлено понимание студентом концепции произведения,  обстоятельно выражено личное мнению, студент свободно владеет литературоведческой терминологией, умением излагать свои мысли последовательно, говорить правильным выразительным литературным языком. Работа обнаруживается понимание локальной специфики литературного творчества

«зачтено», пороговый уровень

Эссе содержательно полно, проявлено умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. Личная рецепция произведения отражена не полностью, отмечаются отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний. Работа обнаруживается понимание локальной специфики литературного творчества

«не зачтено», уровень не сформирован

Эссе обнаруживает лишь  умение поверхностно воспринимать художественный текст и его структурно-семантические составляющие; работа не отличается аргументированностью личной позиции и композиционной стройностью; имеются существенные ошибки в речевом оформлении письменного высказывания. Работа не обнаруживается понимание локальной специфики литературного творчества

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Проблемы изучения региональной литературы.

2. Понятие локального текста

3. Жизнь и творчество Г.Ч. Гуркина.

4. У истоков алтайской литературы.

5. Алтайская драматургия.

6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.

7. Современная алтайская проза.

8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.

9. Современная алтайская поэзия.

10. Русская литература Горного Алтая.

11. Творчество писателя …(по выбору студента).

12. Творчество поэта…(по выбору студента).

13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова

14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова

15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)

16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае

17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.

18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.

19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)

20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая

21. Проблемы современности в творчестве …..

22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики

23. Б.Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА

24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.

 
стр. 9
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
25. Мир природы в лирике алтайских поэтов

26. Мир природы в прозе алтайских писателей

27. Памятные литературные локусы Горного Алтая

Критерии оценки ответа на зачете:

«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Киндикова А.В.
Литературное краеведение: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=278:literaturnoe-kraevedenie&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Киндикова Н.М.
История алтайской литературы: курс лекций по направлению 050100 "Пед. обр., профиль "Род. яз. и литер.", 440305 "Пед. обр., профили "Род. яз. и Иностранный яз.", "Род. яз. и Китайский яз.",  "Род. яз. и дошкольное обр."
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=298:istoriya-altajskoj-literatury&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 10
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
стр. 11
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
стр. 12
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
стр. 13
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
103 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), экран на треноге CiassicSolitionLibra 180*180, доска магнитно-маркерная, стулья с пюпитрами, деревянный стол на металлическом подстолье, пианино, ноутбук HP, проектор, экран.

Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

 
204 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, столы, стулья
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или 

 
стр. 14
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по подготовке эссе

 
стр. 15
УП: 03.03.02_2023_613.plx
 
Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 5-6 страниц машинописного текста.

Методические указания по подготовке к тестам

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.