(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.06 Экология и природопользование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Географо-экологические особенности формирования ландшафтов горных территорий (почвенные, климатические, гидрологические и др. условия). Классификация и типы оценок воздействий, наносимых человеком на окружающую среду. Биоразнообразие природных комплексов. Ландшафтная структура региона (природно-климатические показатели), индикаторы. Специфика региона, индикаторы. /Лек/
Краткое содержание разбираемых вопросов:
Формирование горных систем. Типы, формы, размеры гор и горных систем. Горные пояса Земли /Пр/
Краткое содержание разбираемых вопросов.
Реализация принципов устойчивого развития в основных секторах развития общества:
Непрерывность экономического, социального, технологического и экологического улучшения для промышленного сектора. Достижение экологической эффективности путем предоставления по конкурентно-способным ценам товаров и услуг, которые удовлетворяют человеческие и социальные потребности и улучшают качество жизни при уменьшении экологического воздействия и интенсивности использования ресурсов по всему жизненному циклу продукции, до уровня, по крайней мере, соответствующего расчетной потенциальной емкости экологической системы в отношении биологического многообразия экосистемы. Улучшение производственных условий и промышленной безопасности для работающих. Применение устойчивых стратегий в отношении ресурсов, процессов, продуктов и услуг.
Природа, функции и система экономических аспектов устойчивого развития. Базовый набор экономических индикаторов. Экономические индексы по проблемам и объектам. Повестка дня на 21 век – конкретные примеры. Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию. Экологическая доктрина РФ. Программа экологической безопасности России.
Изменения парадигмы мышления и деятельности, формирование нового мировоззрения. Построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений. Изменение структуры потребления, формирование нового стиля жизни, экологизация всех ключевых видов деятельности /Пр/
Задание: Используя материалы для примера и один из вариантов задания подготовьте итоговый проект
/Пр/
При рассмотрении теоретических вопросов используется форма работы - дискуссия
Тема 6: Индикаторы социальных аспектов устойчивого развития. Социальный подход к концепции устойчивого развития. Базовый набор социальных индикаторов (демографическая динамика, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни, урбанизация и др.). Этнокультурные аспекты устойчивого развития. Индексами (темп роста населения, доля городского населения и др.). /Пр/
При рассмотрении теоретических вопросов используется форма работы - дискуссия
Тема 7: Индикаторы экологических аспектов устойчивого развития. Экологический подход к концепции устойчивого развития. Основные экологические индикаторы (атмосфера, водные, земельные и другие ресурсы). Роль ООПТ в системе устой-чивого развития. /Пр/
Краткое содержание материала для изучения:
История формирования концепции. Анализ экологических проблем в работах ученых и мыслителей ХХ века. Учение о биосфере и ноосферная концепция В.И.Вернадского. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева. Междисциплинарный характер исследований, предвидение и проектирование различных сценариев развития общества в будущем.
Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд). Появление термина «sustainable development», переведенного на русский язык как «устойчивое развитие». Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы. Декларация ООН по окружающей среде и развитию: основные принципы устойчивого развития. Глобальная повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию. Другие документы, принятые на этой конференции.
Устойчивое развитие с экологической, экономической и социальной точек зрения. Поиск синтеза экологических, экономических и социальных аспектов развития. Улучшение качества жизни как генеральная цель развития общества. Индекс развития человеческого потенциала.
Задание:
1. Изучите существующие методики, модели индикаторов оценки устойчивого экологосоциально-экономического развития.
2. Разработайте авторскую модель индикаторов оценки устойчивого эколого-социально-экономического развития.
/Ср/
Изучите дополнительную литературу, проанализируйте материал и обобщите ответив на вопросы:
1. Какова специфика традиционного природопользования в горных территориях.
2. В чем заключаются особенности решений социально-экологических проблем в горных территориях с малыми народами.
3. Какие Управленческие, экономические, информационные, правовые и рекреационные способы содействия устойчивому развитию развиты в вашем регионе.
4. В чём заключается стратегия сохранения биоразнообразия. /Ср/
Изучив предложенную литературу сделай конспект по работе: Повестка дня на 21 век
Работа с дополнительной литературой, конспект.
Подготовка к практической работе (постановка цели, формулировка задач, составление плана работы).
Подготовка сообщения /Ср/
Вариант 1:
• на основе картографического материала и статистических данных министерств и ведомств изучите эколого - экономические особенности региона (экономическая структура, биоразнообразие, модели потребления и производства, урбанизация, экологическое состояние атмосферы и др)
2. Заполните таблицу
3. Проведите анализ, выделите проблемы, отражающие совокупность экономических и экологических изменений (пример 1, материалы для подготовки).е: /Ср/
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к экзамену, заданий по практической работе, тем рефератов, тестов.
1.Вставьте пропущенное слово в следующее определение: «Римский клуб – это международная … организация, объединяющая ученых, общественных деятелей, деловых людей более 30 стран мира»
1) правительственная 3) коммерческая
2) неправительственная 4) некоммерческая
2.Самым известным докладом Римскому клубу считается доклад под названием:
1. «Стратегия выживания»,
2. «Пределы роста»,
3. «Цели для человечества»,
4. «За пределами века расточительства»,
5. «Энергия: обратный счет»,
6. «Третий мир: три четверти мира»,
7. «Будущее мировой экономики».
3.Автором самого известного (популярного) доклада Римскому клубу является:
1) Дж. Форрестер, 4) Э. Пестель,
2) Д. Медоуз, 5) Э. Ласло,
3) М. Месарович, 6) Л. Клейн.
4.Установите правильные соответствия между названиями специализированных учреждений Организации Объединенных Наций и содержанием их деятельности:
1) ЮНЕП, 4) ВМО,
2) ЮНИДО, 5) ВОЗ,
3) ЮНЕСКО, 6) ФАО.
Примерные тесты для входного контроля 1:
А. Всемирная метеорологическая организация.
Б. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
В. Программа ООН по координации природоохранной деятельности и распространению экологических знаний.
Г. Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры.
Д. Учреждение ООН по промышленному развитию.
Е. Учреждение ООН по вопросам здравоохранения.
5.В рамках глобального моделирования первая попытка дифференциации мирового сообщества на регионы была сделана в работе:
1) Дж. Форрестера, 3) М. Месаровича и Э. Пестеля,
2) Э. Медоуза, 4) Э. Ласло.
ПРимерные тесты для входного контроля 2
6. Мировоззрение, акцентирующее внимание на тревожных (негативных, катастрофических, кризисных) последствиях научно – технического и социокультурного развития: это – А – алармизм; Б – географический детерменизм.
7. Межправительственный форум на высшем уровне (Рио – де – Жанейро, 1992), подведший итоги «экологического двадцатилетия», прошедшего после Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972), наметивший стратегию устойчивого развития цивилизации на 21 век –
__________________________________________________________.
8. Устойчивое развитие – это …
1) промышленное развитие с устойчивыми темпами роста на протяжении ряда последних лет;
2) развитие, которое обеспечивает постоянное воспроизводство производственного потенциала на перспективу;
3) сохранение сложившихся темпов прироста населения.
9. Вставьте пропущенное слово: «Устойчивость экосистемы__________________________ с усложнением ее структуры:
1) возрастает 2) снижается
10. Укажите правильный вариант ответа: «Человек является частью ______________:
1) биосферы 2) тропосферы
Критерии оценки:
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)
Примерное задание для практической работа
Задание: Используя материалы для примера и один из вариантов задания подготовьте итоговый проект
Критерии оценки:
«зачтено», повышенный уровень. Студент самостоятельно выполняет практическую работу, умеет на основе карт проводить анализ, умеет выявлять зависимости, последовательно проводить характеристику территории. При оценке практического задания учитывается аккуратность, последовательность и полнота выполнения задания.
«зачтено», пороговый уровень. Студент с помощью преподавателя выполняет практическую работу, умеет на основе карт проводить анализ, умеет выявлять зависимости, последовательно проводить характеристику территории. При оценке практического задания учитывается аккуратность, последовательность и полнота выполнения задания
«не зачтено», уровень не сформирован. При выполнении задания у студента выявились существенные пробелы
1. Коэволюция природы и общества.
2. Информационное обеспечение устойчивого развития.
3. Понятие «социум» и его роль в устойчивом развитии.
4. Роль культуры и традиций в разработке моделей устойчивого развития.
5. Духовная составляющая устойчивого развития.
6. Что такое индикаторы УР и для чего они нужны?
7. Принципы рационального природопользования и их отношение к устойчивому развитию.
8. Особенности устойчивого развития России.
9. Демографические проблемы России.
10. Специфика перехода РФ к устойчивому развитию.
11. Средства реализации программ устойчивого развития.
12. Модели и сценарии УР России.
13. Характеристика социально – демографической составляющей в моделях устойчивого развития России.
14. Проблема оптимизации экологии и экономики.
15. Роль экологии, экономики и социологии в создании моделей устойчивого развития территорий.
16. Особенности моделей УР глобального, национального, регионального и локального уровней.
17. «Информатизация» общества и устойчивое развитие.
18. Возникновение понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
19. Современные теории устойчивости биосферы.
20. Внешние факторы устойчивости биосферы.
21. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.
22. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
23. Изменение озонового слоя – темпы, причины и следствия.
24. Проблема сохранения биоразнообразия.
25. Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
26. Проблема использования новых химических веществ.
27. Глобализация и ее последствия.
28. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
29. Критерии и показатели устойчивого развития.
30. Соотношение управления и самоорганизации.
31. Современное развитие России.
32. Разработка международных документов по обеспечению устойчивого развития.
33. Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития в разных странах.
34. Международные органы и организации в области устойчивого развития.
35. Повестка дня на XXI век.
36. Йоханнесбург: Рио+10.
37. Современное развитие России.
38. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
Критерии оценки:
«зачтено», пороговый уровень. Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены.
«не зачтено», уровень не сформирован. Демонстрирует небольшое понимание проблемы. Многие требования, предъявляемые к заданию не выполнены
1. Актуальность и значение проблемы перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном, национальном и локальном уровнях.
2. Формирование идей устойчивого развития. Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.).
3. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х.Брундтланд). Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.
4. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): итоги, принятые документы, значение.
5. Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Основные принципы устойчивого развития.
6. Глобальная Повестка дня на XXI век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию.
7.Современные проблемы развития общества.
8.Практическая реализация принципов устойчивого развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.
9. Основные декларации по продвижению к устойчивому развитию в Европе.
10.Устойчивое развитие с экологической точки зрения.
11.Устойчивое развитие с экономической точки зрения.
12.Устойчивое развитие с социальной точки зрения.
13.Принципы устойчивости в развитии энергетики.
14.Устойчивое развитие в промышленности и бизнесе.
15.Принципы устойчивости в производстве товаров и в потреблении.
16.Устойчивое развитие транспорта.
17.Принципы устойчивого развития в пространственном планировании.
18.Устойчивое развитие туризма.
19.Изменение традиционных принципов и структуры управления при переходе к устойчивому развитию города.
20.Инструменты управления устойчивым развитием.
21.Широкое участие в процессе принятия решений по устойчивому развитию.
22.Интеграция социальных, экономических и экологических аспектов в процессе принятия решений.
23.Глобализация, позитивные и негативные последствия.
24.Устойчивое развитие Республики Алтай.
25.Локальная повестка 21: методические подходы к разработке и анализ конкретных примеров.
26.Роль местной администрации в процессе разработки Локальной повестки дня на 21 век.
27.Проблемы перехода России к устойчивому развитию.
28.Энергетическое обеспечение устойчивого социально-экономического развития РА
29.Экологическое образование в РА.
30.Экономические показатели устойчивого развития. Условия устойчивости.
31.Хартия устойчивого развития европейских городов.
32.Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов.
33.Население и устойчивость.
34.Сравнительный анализ основополагающих положений концепций устойчивого развития США и России.
35.Концепция устойчивого развития Российской Федерации.
36.Экологические задачи на предстоящие 30 лет.
37.Подход «Давление – Состояние – Реакция» к разработке индикаторов устойчивого развития.
37.Расчет индекса развития человеческого потенциала.
38.Научные и технические круги в обеспечении устойчивого развития.
40.Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
41.Концепция устойчивого развития городов Российской Федерации.
42.Характеристика состояния экологического образования в Российской Федерации.
43.Глобальные экологические проблемы человечества. Специфика для различных регионов планеты.
44.Различные сценарии развития человеческих сообществ.
45.Наука в целях устойчивого развития.
46.Деловые и промышленные круги в обеспечении устойчивого развития.
47.Этические и экономические предпосылки появления концепции устойчивого развития.
48.Международное сотрудничество в целях устойчивого развития.
49.Усиление роли фермеров в обеспечении устойчивого развития.
50.Организация устойчивого места жительства (устойчивое развитие и планирование городов).
51.Сотрудничество с неправительственными организациями в обеспечении устойчивого развития.
52.Эволюция биосферы.
53Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере.
54. Биосферные ограничения развития цивилизации.
55. Общие причины возникновения важнейших проблем цивилизации.
57. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень. Студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе картографический материал, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами написания физико-географической характеристики. Показывает отличные способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.
«хорошо», повышенный уровень. Студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. Умеет получить с помощью преподавателя правильное решение по составлению физико-географической характеристики. Знает основные понятия и терминологию по дисциплине. Показывает хорошие способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету
«удовлетворительно», пороговый уровень. Студент имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. Показывает удовлетворительные способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету
«неудовлетворительно», уровень не сформирован. Студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Показывает неудовлетворительные способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, не готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету
Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий,
Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2010). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее - 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Методические указания по подготовке тестовых заданий по дисциплине
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Программой по дисциплине, что позволяет оценить знания студентов по всему курсу. Тесты могут использоваться:
– студентами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на семинарских занятиях;
– для проверки остаточных знаний студентов, изучивших данный курс.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться текстами законов, учебниками, литературой и т.д.
Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.