(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
46.04.01 История
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Психология высшей школы
/Лек/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Методика преподавания истории в средней и высшей школах»
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
ПК-2: Готов применять исторические знания в профессиональной, в том числе педагогической деятельности, с учетом психологических особенностей обучающихся
ИД-3.ПК-2: владеет современными образовательными технологиями в педагогической деятельности
ИД-2.ПК-2: умеет проектировать и реализовывать предметную образовательную среду в соответствии с ФГОС и иными нормативными документами с учетом психологических особенностей обучающихся
ИД-1.ПК-2: демонстрирует знания по преподаваемому предмету
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая:
•
по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
•
по собственной инициативе без методического руководства с участием преподавателя
•
по заданию при методическом руководстве преподавателя и его непосредственным участием.
10
Навыки научно-исследовательского подхода к материалу формируются на:
•
просеменарах
•
собственно семенарах
•
семенарах - дискусиях
•
семиранах - исследованиях
•
спецсеминарах
2
Основной целью педагогической практики является адаптация к реальным условиям профессиональной деятельности, практического закрепления знаний, умений и навыков:
•
организационного мастерства основывающихся на применение теоретических, методических и практических знаний
•
педагогического мастерства основывающихся на применение теоретических, методических и практических знаний специализации
•
исполнительского мастерства основывающихся на применение теоретических, методических и практических знаний специализации.
3
Проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части - это:
•
текущий контроль
•
Тематический контроль
•
рубежный контроль
4
Совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях - это:
•
стандартный тест
•
психологический тест
•
педагогический тест
6
Фиксация результатов обучения – это:
•
проверка
•
контроль
•
оценка
5
Лабораторные занятия:
•
представляют собой школу овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
•
интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера
•
призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.
•
развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной вербальной связи
•
призваны совершенствовать речевое мастерство в дискуссионных формах общения вне учебного заведения.
7
Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов – это:
•
учебный год
•
учебный курс
•
семестр
•
модуль
•
кредит
8
Лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
•
при наличии очень большого количества учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;
новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
•
отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;
•
по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;
•
в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.
9
Лекция отражающая все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал - это:
•
вводная лекция
•
обзорная лекция
•
проблемная лекция
•
информационная лекция
•
лекция с заранее запланированными ошибками
9
При проектировании текста лекции по типовой схеме: описание параметров и функций объекта расчленение объекта на существенные части-блоки описание их функционирования описание деталей блока и их назначения, как правило используется:
•
индуктивный метод изложения
•
дедуктивный метод изложения
•
диструктивнный метод изложения
•
эмпирактивый метод изложения
•
седуктивный метод изложения
Место университета в российском образовательном пространстве.
Болонская система и Российская высшая школа.
Проектирование образовательного процесса.
Проектирование содержания учебных предметов по истории.
Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе.
Семинарские занятия в высшей школе.
Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обучаемых.
Познавательная и исследовательская деятельность студентов.
Основы педагогического контроля в высшей школе.
Основы коммуникативной культуры педагога.
Психология высшей школы.
Инновационные технологии реализации учебного процесса.
Информационно-предметное обеспечение технологий обучения.
Технология проблемного обучения (проблемная лекция).
Технология модульного обучения (лекция-беседа, диалогическая деятельность на практических занятиях).
Технология дифференцированного обучения (лекция-пресс-конференция).
1. Какие требования предъявляются к учебникам истории?
2. Назовите основные характеристики учебника. Определите роль дополнительных и основных текстов, назначение внетекстовых компонентов.
3. Найдите в учебниках примеры использования принципов хронологического, страноведческого, тематического характера.
4. Каким путем в учебнике располагается понятийный аппарат?
5. Каким путем в учебнике реализуется идея обогащения основных понятий курса истории?
6. Зачем необходимо шрифтовое выделение текста?
7. Что понимают под методическим аппаратом учебника?
8. Определите назначение иллюстративного материала и т.д.
- анализ стандартов и программ по истории позволяет оценить способность студентов использовать нормативные документы в своей деятельности. На основе изучения структурных компонентов и основного содержания стандартов и программ студенты должны определить их значение для практической деятельности преподавателя, а также научиться использовать содержание стандартов и программ при подготовке к занятиям.
Схема анализа стандарта:
1. Название, автор (авторы), год опубликования, для каких типов учебных заведений предназначен.
2. Анализ структуры стандарта.
3. Анализ содержания стандарта.
4. Сильные и слабые стороны стандарта.
Студентам необходимо проанализировать один из разделов программы и заполнить таблицу.
Направления анализа содержания
Программа высшей школы
Альтернативная программа