2023-2024_05_04_06_2023_253М_plx_Планирование природоохранной деятельности_Геоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Планирование природоохранной деятельности
Учебный план
05.04.06_2023_253М.plx

05.04.06 Экология и природопользование

Геоэкология
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
60,5
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
6 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
28
28
28
28
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38,65
38,65
38,65
38,65
Сам. работа
60,5
60,5
60,5
60,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Журавлева Ольга Валерьевна
 
 
Планирование природоохранной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897)
 
05.04.06 Экология и природопользование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.11.2023 протокол № 17.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Содействовать становлению профессиональной компетентности магистров, направленной на понимание теоретических основ планирования природоохранной деятельности, приобретения способностей понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования, а так же приобретение навыков использования теоретических знаний в практической деятельности
1.2
Задачи: - Изучение экологических принципов использования природных ресурсов; - Формирование представления о глобальных проблемах окружающей среды, изучение подходов к моделированию и оценке состояния экосистем; - обучение анализу эффективности решений в сфере управления экологическими и эколого-экономическими системами с целью обеспечения их устойчивого развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Природопользование Республики Алтай
2.1.2
Охрана окружающей среды на предприятии
2.1.3
Экологическая безопасность
2.1.4
Оценка воздействия на компоненты окружающей среды
2.1.5
Государственное управление в области охраны окружающей среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен разрабатывать и проводить мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности
 
Владеет методами анализа и оценки эффективности для окружающей среды природоохранных мероприятий.
ИД-1.ПК-1: Анализирует и оценивает воздействие на окружающую среду
 
Умеет разрабатывать мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности;
ИД-2.ПК-1: Разрабатывает мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности
 
Знает особенности проведения мероприятий по повышению эффективности природоохранной деятельности;
ИД-3.ПК-1: Проводит мероприятия по повышению эффективности природоохранной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекционные занятия
 
1.1
Предмет анализа природоохранной деятельности, его цели и задачи /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Стандарты в области охраны окружающей среды и их значение для планирования природоохранной деятельности производственных объектов /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
1.3
Показатели природоохранной деятельности /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Эколого - экономическая паспортизация промышленных предприятий /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Планирование природоохранных мероприятий на промышленных предприятиях /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
2.1
Воздействие промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Промышленное производство как источник загрязнения окружающей среды /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Системы и методы очистки атмосферного воздуха и воды на предприятиях разных отраслей промышленности /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Стандарты в области охраны окружающей среды их применение на промышленных предприятиях /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Планирование и организация природоохранной деятельности производственных объектов /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Сведения государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Экологический паспорт природопользователя /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
Организация экологического государственного контроля деятельности предприятий /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.9
Экономический анализ природоохранной деятельности предприятий /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.10
Система государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Тесты, рефераты, задания, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Стандарты в области охраны окружающей среды и их значение для планирования природоохранной деятельности производственных объектов /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Общие принципы природоохранной деятельности предприятий /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Нормирование. Лимиты на природопользование /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Оценка воздействия производственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды /Ср/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Инвентаризация источников выбросов предприятий /Ср/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
Алгоритм планирования и организации природоохранной деятельности /Ср/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
3.7
Природоохранные мероприятия, которые снижают отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивают эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность /Ср/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.8
Основные принципы создания и выбора безотходных технологий /Ср/
8,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Планирование природоохранной деятельности.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, заданий, вопросов по темам и разделам, тем рефератов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примеры тестовых заданий для входного контроля

1. Укажите, какие величины необходимы для расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей среды:

а) Базовый норматив платы

б) Коэффициент экологической ситуации данной территории

в) оба варианта верны

г) нет верного ответа

2. Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов:

а) планирование экологической деятельности

б) мотивация персонала

в) механизм внедрения экологического менеджмента

3. Укажите, какие величины необходимы для расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей среды:

а) Фактическую массу загрязняющего вещества

б) Показатель относительной опасности загрязняющего вещества

в) оба варианта верны

г) нет верного ответа

4. В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие:

а) пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента

б) анализ и оценка результатов экологической деятельности

в) механизм внедрения экологического менеджмента

5. Результат коэволюции человека с природой, управляемой человеком:

а) Нанасфера

б) Новосфера

в) Ноосфера

6. В качестве цели внедрения и сертификации на предприятии системы экологического менеджмента может быть выделена:

а) обоснование экологической политики и обязательств

б) снижение образования отходов и их переработка

в) организация внутренней и внешней экологической деятельности

 
стр. 7
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 

7. Внедрение системы административного управления охраной окружающей среды на основе международных стандартов ИСО серии 14000 – экологический менеджмент осуществляется на:

а) уровне участка

б) уровне цеха

в) уровне предприятия

8. В качестве цели внедрения и сертификации на предприятии системы экологического менеджмента может быть выделена:

а) повышение экологической эффективности деятельности предприятия

б) обоснование экологической политики и обязательств

в) планирование экологической деятельности

9. Природные ресурсы, сокращающиеся по мере их использования:

а) неисчерпаемые

б) восстанавливающиеся

в) исчерпаемые

10. В качестве цели внедрения и сертификации на предприятии системы экологического менеджмента может быть выделена:

а) планирование экологической деятельности

б) снижение негативного воздействия на ОС

в) организация внутренней и внешней экологической деятельности.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%,

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста,

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов,

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов.

Оценочное средство: упражнения и задания к практическим занятиям

Оценочное средство: упражнения и задания к практическим занятиям

Тема: «Экологический паспорт природопользователя».

1. Сравните структуру недействующего ГОСТ 17.0.0.04 – 90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения» и действующего ГОСТ Р. 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя». Найдите признаки сходства и отличия.

2. Выявите пункты ГОСТ Р. 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя», включая таблицы из приложений, которые необходимы для заполнения.

3. Составьте экологический паспорт природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства по конкретному промышленному предприятию) или проведите анализ действующего экологического паспорта, используя следующий план:

Титульный лист

Сведения о разработчике экологического паспорта Адрес, наличие лицензий на разработку экологического паспорта.

Содержание

Наименование разделов.

Общие сведения о природопользователе Наименование, местонахождение, классификационные признаки.

Эколого-экономические показатели Капитальные и текущие затраты на охрану окружающей природной среды, источники финансирования, плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды.

Сведения о выпускаемой продукции Наименование продукции, ее плановые и фактические объемы выпуска по годам.

Краткая характеристика производства Данные по производствам, технологическим операциям, применяемому оборудованию, сырью, материалам с признаками загрязнения окружающей природной среды.

Сведения о потреблении энергоносителей Характеристика топливно-энергетических ресурсов.

Эколого-производственные показатели 1) Основные производственные фонды, используемые для охраны окружающей природной среды.

2) Затраты на окружающую природную среду, заложенные в себестоимость выпускаемой продукции и в балансовую прибыль природопользователя.

3) Сведения по использованию природных ресурсов.

4) Количество источников выбросов, количественная и качественная характеристика выбрасываемых загрязняющих веществ, наличие газоочистного оборудования.

5) Водопотребление и водоотведение, наличие очистных сооружений, объем ливневых и сточных вод, качественная и количественная характеристика загрязняющих веществ.

6) Характеристика промышленных и бытовых отходов, сведения по их образованию, движению и размещению.

Сведения о землепользовании

Сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность

План природоохранных мероприятий Указание сроков их проведения, объёмов затрат по сметной и фактической стоимости, экологического эффекта от внедрения, направленного на улучшение состояния окружающей природной среды.

Список использованных источников и литературы Перечень источников информации, использованных при разработке экологического паспорта.

Примечание: 1) при составлении паспорта можно использовать информацию о промышленных предприятиях, используя 

 
стр. 8
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
различные источники информации; перечень этих источников д.б. приведен в конце экологического паспорта; 2) при работе над структурой и содержанием экологического паспорта, используйте материалы практических работ.

4. Проведите защиту выполненной работы (экологического паспорта как комплексного документа, содержащего характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой).  При выполнении данного задания можно подготовить презентацию(и).

Критерии оценки:

Работа сдана в указанные сроки, карта/схема выполнена в соответствии с требованиями (аккуратно, оформлена легенда и т.д.). В анализе раскрыта суть вопроса, изложена собственная позиция, сформулированы выводы. В практической работе соблюдены требования к внешнему оформлению - Оценка: «зачтено», повышенный уровень.

Основные требования практической работы выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, имеются упущения в оформлении  - Оценка «зачтено», пороговый уровень.

Практическая работа не представлена - Оценка «не зачтено», уровень не сформирован.

Тема для круглого стола (дискуссии)

Тема: Факторы, влияющие на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия.

A. Начало мероприятия:

1) Преподаватель (модератор) четко формулирует проблематику круглого стола и озвучивает предполагаемый регламент дискуссии (вопросы, реплики, выступления).

2) Заранее подготовленный эксперт из числа студентов делает вводное выступление («затравку») в форме доклада.

B. Ход дискуссии:

1) Все студенты являются равноправными участниками дискуссии, которые на основе своего опыта и знаний обсуждают предлагаемый вопрос в заданном формате.

2) Преподаватель (модератор) направляет ход беседы, предоставляет слово выступающим, задает вопросы для обсуждения.

3) Один из студентов фиксирует вопросы и ключевые моменты дискуссии (проблемные вопросы, развилки, варианты и пр.) на флип-чарте или доске.

C. Окончание мероприятия:

Преподаватель аккумулирует идеи, формулирует результаты и подводит итоги дискуссии.

Критерии оценки:

Студент полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов - Оценка «отлично», 84-100%, повышенный уровень.

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации - Оценка «хорошо», 66-83%, пороговый уровень.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

1. Факторы, влияющие на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия.

2.  Виды природоохранной деятельности промышленного предприятия.

3. Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (текущая природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия).

4. Типы природоохранных мероприятий. Характеристика каждого типа.

5. Алгоритм планирования и организации природоохранной деятельности, а также перечень конкретных природоохранных мероприятий промышленного предприятия.

 
стр. 9
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
6. Перечень природоохранных мероприятий, снижающих отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивающих эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия).

Критерии оценки

Оценка "отлично"  ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы (повышенный уровень).

Оценка "хорошо" ставится если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы ( пороговый уровень).

Оценка «удовлетворительно» ставится если есть существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод (пороговый уровень).

Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы - оценка «неудовлетворительно», уровень не сформирован.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Современное состояние окружающей среды.

2. Цели и задачи планирования охраны окружающей среды.

3. Система управления охраной окружающей среды.

4. Источники загрязнения атмосферы.

5. Источники загрязнения водных объектов.

6. Отходы потребления и производства.

7. Организация наблюдения и контроля за загрязнением природной среды.

8. Контроль загрязнения атмосферного воздуха.

9. Контроль загрязнения поверхностных вод.

10. Контрользагрязненияпочв.

11. Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

12. Инвентаризация источников выбросов. Критерии качества атмосферного воздуха и

нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

13. Рассеивание вредных выбросов в атмосфере. Антропогенное изменение химического состава атмосферы.

14. Воздействие атмосферных выбросов по почвы, растения, живые организмы. Оценка степени опасности загрязнения атмосферы, почв и растений.

15. Формы отчетности предприятий в области планирования ООС.

16. Формирование химического состава водных объектов в естественных условиях.

17. Антропогенные изменения в водных объектах. Методы выявления антропогенных изменений в водных объектах. Оценка качества воды.

18. Правовыеосновыпланированияохраныприроды.

19. Общиепринципырешенияэкологическихправонарушений.

20. Проведение инспекторского контроля за соблюдением воздухоохранного законодательства. Проведение инспекторского контроля за водоохранной деятельностью предприятий. Экологическая экспертиза как инструмент предупредительного контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

21. Экономический ущерб от загрязнения природной среды и проблемы эколого- экономического обоснования принятия хозяйственных решений.

22. Общая схема финансового регулирования природоохранной деятельности в городе (регионе). Экономические инструменты охраны окружающей среды.

23. Мероприятия по снижению загрязнения воздушной среды.

24. Существующие и перспективные методы очистки сточных вод.

25. Обработка и утилизация осадков сточных вод. Основные принципы создания и выбора безотходных технологий водного хозяйства.

26. Менеджмент планирования природоохранной деятельности на предприятии.

Критерии оценивания:

«Зачтено», повышенный уровень  - студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе картографический материал, правильно обосновывает принятое решение. Показывает отличные способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.

«Зачтено», пороговый уровень -   студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. Знает основные понятия и терминологию по дисциплине. Показывает хорошие 

 
стр. 10
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.

«Незачтено», уровень не сформирован - студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Показывает неудовлетворительные способности использования знаний, умений и навыков освоенной дисциплины, не готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Буфетова М. В., Осипов Ю. Б.
Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: учебное пособие
Москва: Научный консультант, 2017
http://www.iprbookshop.ru/75488.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кругляк В. В.
Анализ отечественного и зарубежного опыта природоохранной деятельности: учебное пособие
Воронеж: Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016
http://www.iprbookshop.ru/72649.html
 
Л2.2
Беженцева Т. В.
Управление природоохранной деятельностью на промышленном предприятии: монография
Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/83741.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 11
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкаф(ы) для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на

формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с

преподавателем, при домашней подготовке.

Для повышения качества самостоятельной работы студентам обеспечивается  полная информированность о целях и задачах

самостоятельной работы, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости. Главным аспектом в

стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается как в оптимизации ее отдельных

видов, так в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в

ходе всех видов учебной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины «Управление отходами» включает

следующие компоненты:

 
стр. 12
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
• определение содержания и объёма домашних заданий по темам курса;

• перечень учебной литературы, которую должен изучить студент (учебники и учебные пособия, рекомендуемые

студенту, могут быть выбраны студентом самостоятельно); согласование с преподавателем научной литературы, которую

должен изучить студент;

• консультации в процессе текущей, внеучебной работы при написании индивидуального проекта, при подготовке

к зачету;

• работа с текстами: учебниками и другими учебно-методическими источниками, дополнительной литературой, в

том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

•  участие в работе студенческих научных конференций;

•  подготовка к зачету.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Работа с учебной и учебно-методической литературой

Работа с учебником (или лекционным материалом) должна происходить в течение всего семестра, а его материал –

распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами курса. Неплохой эффект дает чтение учебника не после

лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные

положения лекции намного легче.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную

мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно

составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Следует

также отмечать сложные и непонятные места, чтобы на занятии или во внеаудиторной обстановке задать интересующий

вопрос преподавателю.

2. Работа с конспектом лекций

Студентам важно помнить, что конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать

«зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого,

соблюдайте абзацы, подчеркните термины.

Новые разделы и темы в конспекте целесообразнее начинать с новых страниц.

Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать

автоматически, не вникая в смысл. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только

вам. Например, наиболее часто употребляемые в лекциях слова можно обозначать даже в виде символов или свести

сокращение до одной буквы. А в том случае, если в вашей группе студенты пользуются «единой системой сокращений», то

вам удобнее будет пользоваться лекциями друг у друга при переписывании, если вы пропустили занятие.

В этом случае в конце тетради можно сделать словарик, куда выписывается основная терминология по курсу, а также

выделяется несколько страниц для составления перечня сокращений.

При пропуске занятия не стоит снимать копию конспекта на копире у других студентов. Опыт показывает, что такой

материал будет «мертвым грузом» лежать в вашей тетради, и вы никогда им не воспользуетесь.

Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно

сделать дополнительные записи, отметить непонятные места, записать собственные мысли.

Не забудьте прочитать лекцию перед практическим и семинарским занятием по соответствующей теме и еще важнее: не

забудьте читать лекции перед зачетом.

3. Рекомендации по подготовке к зачёту

Для успешной сдачи зачёта следует соблюдать следующие правила:

У преподавателя или на кафедре не позднее второй недели семестра необходимо получить перечень вопросов. Лучше всего

его распечатать и подклеить в лекционную тетрадь по дисциплине. Таким образом, они всегда будут под рукой, а в этом

списке следует отмечать пройденные темы курса, а также темы, которые преподаватель рекомендует для самостоятельного

изучения.

Подготовка к зачёту должна быть системной в течение всего семестра.

Наиболее интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до зачета: распределите вопросы

таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

Иногда полезно бывает готовиться к зачету коллективно по два-три человека. В этом случае вы сможете «проговаривать»

ответы на вопросы друг другу, «включая», таким образом, слуховую память.

Нелишним будет составить письменные ответы на вопросы, поскольку конспекты лекций, как правило, содержат не весь

материал по теоретическому курсу, и информацию дополнительно придется черпать из учебников и учебно-методических

пособий. Этот метод особенно пригодится тем студентам, у которых развита механическая память.

4. Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается 

 
стр. 13
УП: 05.04.06_2023_253М.plx
 
обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2010). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее - 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

5. Методические рекомендации по подготовке презентации

Презентация – представление подготовительного содержательного сообщения. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цель презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование цели, которые должны быть достигнуты.

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.

На слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успевают осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Алгоритм презентации:

1. Постановка цели.

2. Определение концепции.

3. Выбор структур.

4. Подбор материалов.

5. Оценка качества материалов.

6. Выбор средств в приемов для лучшего донесения материалов. Создание презентации.

7. Представление презентаций.

Презентация оценивается по следующим критериям:

1. Научная содержательность.

2. Информативность.

3. Понимание логики представленного материала.

4. Актуальность.

5. Степень глубины представленного материала.

6. Дизайн.