2023-2024_06_04_01_2023_153М_plx_Экологическая биотехнология_Экология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологическая биотехнология
Учебный план
06.04.01_2023_153М.plx

06.04.01 Биология

Экология
 
зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
56,5
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
8 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42,65
42,65
42,65
42,65
Сам. работа
56,5
56,5
56,5
56,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Сафонова О.В.
 
 
Экологическая биотехнология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)
 
06.04.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: «Экологическая биотехнология» является получение базовых знаний о вопросах использования биологических методов очистки окружающей среды от техногенных загрязнений и переработки отходов.  
1.2
Задачи: сформировать в систематизированной форме представления об основных закономерностях функционирования природных экосистем, путях миграции антропогенных загрязнений в окружающей среде и биотрансформации органических ксенобиотиков, природных полимеров.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация и деятельность биологической лаборатории
2.1.2
Антропогенное воздействие на биосферу, техногенные экосистемы и экологический риск
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Преддипломная практика, в том числе научно-исследовательская работа
2.2.3
Урбоэкология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-5: Способен участвовать в создании и реализации новых технологий в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
 
Знает существующие технологии в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
ИД-1.ОПК-5: Знает существующие технологии в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
 
Применяет экологические технологии в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности ;
ИД-2.ОПК-5: Применяет технологии в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
 
Предлагает технологии в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности 
ИД-3.ОПК-5: Предлагает технологии в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
 
1.1
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ /Лек/
1
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ /Ср/
6
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
1.3
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ
 
2.1
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ /Лек/
2
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ /Ср/
8
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. БИОРЕМЕДИАЦИЯ
 
3.1
БИОРЕМЕДИАЦИЯ /Лек/
3
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
БИОРЕМЕДИАЦИЯ /Ср/
10
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
БИОРЕМЕДИАЦИЯ /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА
 
4.1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА /Ср/
10
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ 
 
5.1
БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  /Ср/
10
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  /Лек/
2
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
5.3
БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ
 
6.1
РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ /Ср/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
6.2
РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ
 
7.1
БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ /Ср/
4,5
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
7.2
БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ /Лек/
2
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
7.3
БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 8. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ
 
8.1
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ /Ср/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
8.2
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ /Пр/
4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 9. Консультации
 
стр. 7
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
9.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
 
 
Раздел 10. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
10.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
 
10.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Назначение фонда оценочных средств.  

Оценочные средства предназначены для  контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего  контроля  и  промежуточной  аттестации  в  форме  тестовых  заданий,   контрольных  и самостоятельных работ,  научных сообщений-презентаций вопросов и заданий к  зачету.  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные вопросы вводного контроля

1. Ученый, который открыл микроорганизмы и ввел понятие биообъекта:

а) Д. Уотсон;

б) Ф. Крик;

в) Ф. Сенгер;

г) Л. Пастер.

2. Использование спиртового брожения в производстве вина и пива относится к

периоду развития биотехнологии:

а) допастеровскому;

б) послепастеровскому;

в) управляемого биосинтеза;

г) новой и новейшей биотехнологии.

3. Получение биогаза относится к периоду развития биотехнологии:

а) допастеровскому;

б) послепастеровскому;

в) управляемого биосинтеза;

г) новой и новейшей биотехнологии.

Примерные вопросы текущего контроля

1. Производство чистых ферментов относится к периоду развития биотехнологии:

а) допастеровскому;

б) послепастеровскому;

в) управляемого биосинтеза;

г) антибиотиков.

2. Промышленное использование иммобилизованных ферментов и клеток

относится к периоду развития биотехнологии:

а) допастеровскому;

б) послепастеровскому;

в) управляемого биосинтеза;

г) антибиотиков.

3.  Биогаз – это:

а) смесь метана с диоксидом углерода;

б) смесь водорода с азотом;

в) пары этанола;

г) смесь водорода с диоксидом углерода.

4. Понятию «биообъект в процессах биосинтеза» соответствует определение:

а) организм, на котором испытывают новые биологически активные вещества;

 
стр. 8
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
б) фермент, используемый в аналитических целях;

в) организм, продуцирующий биологически активные соединения;

г) фермент – промышленный биокатализатор.

5. Понятию «биообъект в процессах биотрансформации» соответствует

определение:

а) организм, на котором испытывают новые биологически активные вещества;

б) фермент, используемый в аналитических целях;

в) организм, продуцирующий биологически активные соединения;

г) фермент – промышленный биокатализатор.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Создание методами генетической инженерии штаммов микроорганизмов с

повышенной способностью к деструкции полимерных материалов.

2. Способы получения биопластика.

3. Биопластик в медицине.

4. Биопрепараты для ликвидации нефтяных загрязнений.

5. Биопрепараты для рекультивации территорий и восстановления плодородия

почв.

6. Малые установки для локальных очистных сооружений.

7. Технологические схемы многостадийной биологической очистки сточных вод.

8. Анаэробные реакторы первого и второго поколения.

9. Факторы, влияющие на эффективность функционирования анаэробных

реакторов.

10. Способы утилизации активного ила.

11. Биотопливо третьего поколения.

12. Нефть и отходы ее переработки как один из основных факторов загрязнения

окружающей среды.

13. Применение биологических методов для оценки качества окружающей среды.

14. Экологическая токсикология.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Экологическая биотехнология как перспективное направление современной биотехнологии. Задачи и методические подходы экологической биотехнологии.

2. Историческое развитие современных отраслей экологической биотехнологии. Структура современной биотехнологии. основные научно-практические направления. экологическая биотехнология в решении социальных проблем.

3. Переработка твердых отходов. Иодеградация ксенобиотиков. Силосование, метаногенерация, биоудобрения.

4. Бытовые, промышленные и сельскохозяйственные стоки, их состав и критерии оценки качества.

5. Методы определения ХПК (химическое потребление кислорода), их характеристическая и прогностическая значимость.

6. Методы определения БПК (биохимическое потребление кислорода), их характеристическая и прогностическая значимость.

7. Фиторемедиация, микроборемедиация, зооремедиация.

8. Микробная биотехнология.  Микробно-ферментативная биотехнология.

9. Биоремедиация загрязненных почв и грунтов: биоремедиация in situ, биоремедиация ex situ. Биодеградация тяжелых металлов, очистка от нефти и нефтепродуктов, биоремедиация атмосферы.

10. Биоэнергетика.

11. Биометаногенез. Получение биогаза.

12. Получение биоэтанола и других спиртов.

13. Биологическое получение водорода.

14. Биотопливные элементы и биоэлектрокатализ. Новые подходы к получению биотоплива.

15. Биопестициды. Методы получения и применения биопестицидов. Принцип действия.

16. Бактериальные, грибные и вирусные препараты для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных. Бактериальные удобрения

17. Биопластики – основные понятия, источники для получения, характеристика.

18. Полигидроксиалканоаты – характеристика, субстраты и способы получения, штаммы-продуценты.

19. Принципы биоразрушения ПГА. Факторы, влияющие на скорости биораспада ПГА в природе. Результаты исследования разрушаемости ПГА.

20. Понятие биоиндикации. Классификация биоиндикаторов. Основные механизмы и процессы биоиндикации.

21. Практическое применение биоиндикаторов. Перспективные направления биоиндикации. Биотестирование. Экспересс-методы биотестирования и устройств для их реализации.

22. Разработка вак¬цин против болезней рыб и ракообразных, вызываемых ви¬русами и вибрионами.

23. Генная инженерия морских растений. Культивирование морских водорослей, кото-рые могут употребляться в пищу человека, сельскохозяй¬ственных животных, использоваться как сырье для многих отраслей промышленности.

24. Получение лекарственных средств из морских организмов. Получение противоядий к токсинам морских животных.

25. Процессы восстановления плодородия почв. Особенности компонентов, биопрепаратов для восстановления 

 
стр. 9
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
почв.

26. Количественные показатели загрязненности воды: микробное число, колииндекс, колититр. Процессы самоочищения водоемов. Биопрепараты для очистки водоемов.

27. Основные направления биогеотехнологии и рациональное использование природных ресурсов.

28. Законодательные и эколого-экономические механизмы реализации природоохранных технологий.

29. Перспективы развития экологической биотехнологии. Особенности развития экологической биотехнологии. Взаимосвязь с другими инновационными направлениями в настоящее время и прогноз на будущее.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Трошкова Г. П., Емельянова Е. К., Карабинцева Н. О.
Экологическая биотехнология: учебное пособие
Новосибирск: НГМУ, 2011
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/4921/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н., Чакалева И.И., Катлинский А.В.
Биотехнология: учебное пособие для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2007
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
230 А1
Кабинет цитологии и генетики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы, стенды с учеными, схемы процессов, таблицы, микропрепараты, микроскопы
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Требования к подготовке, содержанию и оформлению  доклада, сообщения

Доклад, сообщение подготавливается по заданной теме из числа предложенных для изучаемого раздела/темы  дисциплины/модуля.

Для подготовки доклада, сообщения аспиранту необходимо изучить теоретический материал учебника и дополнительной литературы изучаемого раздела/темы, выполнить собственный анализ предметной области в рамках задания.

Содержание доклада, сообщения должно включать следующие элементы: титульная часть, содержание, введение, основная 

 
стр. 10
УП: 06.04.01_2023_153М.plx
 
часть, заключение, использованные источники. В докладе, сообщении должны быть освещены все существенные элементы заданной темы. Объем доклада, сообщения должен соответствовать продолжительности устного выступления  8-10 минут. Текст и иллюстрации должны быть выполнены лично автором доклада, сообщения.

Оформление доклада, сообщения выполняется в формате электронной презентации, соответствующему имеющемуся лицензионному программному обеспечению. Электронная презентация должна отражать все рекомендованные в содержании элементы доклада, сообщения. Рекомендованный объем электронной презентации – 16-20 слайдов. Рекомендовано использовать при оформлении слайда следующие элементы: заголовок слайда, текст, иллюстрации (рисунок, таблица, формула и т.д.). Текстовые и графические элементы должны обеспечивать возможность их адекватного восприятия присутствующими при демонстрации в аудитории с использованием мультимедийной компьютерной техники.  

Подготовленный доклад, сообщение представляется на проверку в формате .ppt или .pptx.

Показатели оценивания результатов обучения

«Зачтено» Дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные аспирантом.

«Не зачтено Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ.

Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросам. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа аспиранта.

Или ответ на вопрос полностью отсутствует, или отказ от ответа