(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.04.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Пояснительная записка
Назначение фонда оценочных средств.
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме тестовых заданий, контрольных и самостоятельных работ, научных сообщений-презентаций вопросов и заданий к зачету.
1. Ученый, который открыл микроорганизмы и ввел понятие биообъекта:
а) Д. Уотсон;
б) Ф. Крик;
в) Ф. Сенгер;
г) Л. Пастер.
2. Использование спиртового брожения в производстве вина и пива относится к
периоду развития биотехнологии:
а) допастеровскому;
б) послепастеровскому;
в) управляемого биосинтеза;
г) новой и новейшей биотехнологии.
3. Получение биогаза относится к периоду развития биотехнологии:
а) допастеровскому;
б) послепастеровскому;
в) управляемого биосинтеза;
г) новой и новейшей биотехнологии.
Примерные вопросы текущего контроля
1. Производство чистых ферментов относится к периоду развития биотехнологии:
а) допастеровскому;
б) послепастеровскому;
в) управляемого биосинтеза;
г) антибиотиков.
2. Промышленное использование иммобилизованных ферментов и клеток
относится к периоду развития биотехнологии:
а) допастеровскому;
б) послепастеровскому;
в) управляемого биосинтеза;
г) антибиотиков.
3. Биогаз – это:
а) смесь метана с диоксидом углерода;
б) смесь водорода с азотом;
в) пары этанола;
г) смесь водорода с диоксидом углерода.
4. Понятию «биообъект в процессах биосинтеза» соответствует определение:
а) организм, на котором испытывают новые биологически активные вещества;
в) организм, продуцирующий биологически активные соединения;
г) фермент – промышленный биокатализатор.
5. Понятию «биообъект в процессах биотрансформации» соответствует
определение:
а) организм, на котором испытывают новые биологически активные вещества;
б) фермент, используемый в аналитических целях;
в) организм, продуцирующий биологически активные соединения;
г) фермент – промышленный биокатализатор.
повышенной способностью к деструкции полимерных материалов.
2. Способы получения биопластика.
3. Биопластик в медицине.
4. Биопрепараты для ликвидации нефтяных загрязнений.
5. Биопрепараты для рекультивации территорий и восстановления плодородия
почв.
6. Малые установки для локальных очистных сооружений.
7. Технологические схемы многостадийной биологической очистки сточных вод.
8. Анаэробные реакторы первого и второго поколения.
9. Факторы, влияющие на эффективность функционирования анаэробных
реакторов.
10. Способы утилизации активного ила.
11. Биотопливо третьего поколения.
12. Нефть и отходы ее переработки как один из основных факторов загрязнения
окружающей среды.
13. Применение биологических методов для оценки качества окружающей среды.
14. Экологическая токсикология.
2. Историческое развитие современных отраслей экологической биотехнологии. Структура современной биотехнологии. основные научно-практические направления. экологическая биотехнология в решении социальных проблем.
3. Переработка твердых отходов. Иодеградация ксенобиотиков. Силосование, метаногенерация, биоудобрения.
4. Бытовые, промышленные и сельскохозяйственные стоки, их состав и критерии оценки качества.
5. Методы определения ХПК (химическое потребление кислорода), их характеристическая и прогностическая значимость.
6. Методы определения БПК (биохимическое потребление кислорода), их характеристическая и прогностическая значимость.
7. Фиторемедиация, микроборемедиация, зооремедиация.
8. Микробная биотехнология. Микробно-ферментативная биотехнология.
9. Биоремедиация загрязненных почв и грунтов: биоремедиация in situ, биоремедиация ex situ. Биодеградация тяжелых металлов, очистка от нефти и нефтепродуктов, биоремедиация атмосферы.
10. Биоэнергетика.
11. Биометаногенез. Получение биогаза.
12. Получение биоэтанола и других спиртов.
13. Биологическое получение водорода.
14. Биотопливные элементы и биоэлектрокатализ. Новые подходы к получению биотоплива.
15. Биопестициды. Методы получения и применения биопестицидов. Принцип действия.
16. Бактериальные, грибные и вирусные препараты для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных. Бактериальные удобрения
17. Биопластики – основные понятия, источники для получения, характеристика.
18. Полигидроксиалканоаты – характеристика, субстраты и способы получения, штаммы-продуценты.
19. Принципы биоразрушения ПГА. Факторы, влияющие на скорости биораспада ПГА в природе. Результаты исследования разрушаемости ПГА.
20. Понятие биоиндикации. Классификация биоиндикаторов. Основные механизмы и процессы биоиндикации.
21. Практическое применение биоиндикаторов. Перспективные направления биоиндикации. Биотестирование. Экспересс-методы биотестирования и устройств для их реализации.
22. Разработка вак¬цин против болезней рыб и ракообразных, вызываемых ви¬русами и вибрионами.
23. Генная инженерия морских растений. Культивирование морских водорослей, кото-рые могут употребляться в пищу человека, сельскохозяй¬ственных животных, использоваться как сырье для многих отраслей промышленности.
24. Получение лекарственных средств из морских организмов. Получение противоядий к токсинам морских животных.
25. Процессы восстановления плодородия почв. Особенности компонентов, биопрепаратов для восстановления
26. Количественные показатели загрязненности воды: микробное число, колииндекс, колититр. Процессы самоочищения водоемов. Биопрепараты для очистки водоемов.
27. Основные направления биогеотехнологии и рациональное использование природных ресурсов.
28. Законодательные и эколого-экономические механизмы реализации природоохранных технологий.
29. Перспективы развития экологической биотехнологии. Особенности развития экологической биотехнологии. Взаимосвязь с другими инновационными направлениями в настоящее время и прогноз на будущее.
Доклад, сообщение подготавливается по заданной теме из числа предложенных для изучаемого раздела/темы дисциплины/модуля.
Для подготовки доклада, сообщения аспиранту необходимо изучить теоретический материал учебника и дополнительной литературы изучаемого раздела/темы, выполнить собственный анализ предметной области в рамках задания.
Содержание доклада, сообщения должно включать следующие элементы: титульная часть, содержание, введение, основная
Оформление доклада, сообщения выполняется в формате электронной презентации, соответствующему имеющемуся лицензионному программному обеспечению. Электронная презентация должна отражать все рекомендованные в содержании элементы доклада, сообщения. Рекомендованный объем электронной презентации – 16-20 слайдов. Рекомендовано использовать при оформлении слайда следующие элементы: заголовок слайда, текст, иллюстрации (рисунок, таблица, формула и т.д.). Текстовые и графические элементы должны обеспечивать возможность их адекватного восприятия присутствующими при демонстрации в аудитории с использованием мультимедийной компьютерной техники.
Подготовленный доклад, сообщение представляется на проверку в формате .ppt или .pptx.
Показатели оценивания результатов обучения
«Зачтено» Дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные аспирантом.
«Не зачтено Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ.
Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросам. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа аспиранта.
Или ответ на вопрос полностью отсутствует, или отказ от ответа