2023-2024_46_03_01_2023_313_plx_Экскурсоведение_Историко-культурный туризм
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экскурсоведение
Учебный план
46.03.01_2023_313.plx

46.03.01 История

Историко-культурный туризм
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
46,4
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
40
40
40
40
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52,75
52,75
52,75
52,75
Сам. работа
46,4
46,4
46,4
46,4
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 46.03.01_2023_313.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Анкудинова Т.В. 
 
 
Экскурсоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)
 
46.03.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.03.01_2023_313.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целью дисциплины экскурсоведение является формирование у студентов основ знаний в области теории и практики экскурсионного дела, навыков в подготовке и технике проведения экскурсий.
1.2
Задачи: -дать содержание основных понятий экскурсионной тематики и подходы к их интерпретации; -проследить основные периоды развития истории отечественного экскурсионного дела; -охарактеризовать особенности и основные подходы методического обеспечения экскурсионных проектов; -на конкретном историческом и современном материале изучить основы экскурсионной практики; -понимать значение исторического наследия мировой культуры; -познакомить студентов с современными провинциальными экскурсионными маршрутами; -выработать навыки деятельности экскурсовода; -владеть навыками историографического и библиографического анализа.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины Экскурсоведение  обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов
2.1.2
Отечественная история и Археологическое наследие и археологический туризм
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение дисциплины Экскурсоведение    необходимо для последующего изучения дисциплин Музееведение,
2.2.2
Экскурсионная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-2: Способен создавать и реализовывать культурно-просветительские и туристические программы
 
знает об особенностях и основных подходах методического обеспечения экскурсионных проектов;теоретические основы экскурсоведения; историю развития отечественного экскурсионного дела; понятийно-терминологический аппарат дисциплины («экскурсия», «показ», «рассказ», «экскурсовод»); основы педагогического общения; классификация экскурсий; методику и технику ведения экскурсий
ИД-1.ПК-2: Знает технологии и методики культурно-просветительской и туристической деятельности
 
умеет применять классификацию и типологию экскурсий; разбираться в специфике, назначении и организации экскурсий разного профиля; разрабатывать методическое экскурсионное обеспечение маршрутов; пользоваться нормативными документами в сфере экскурсионной деятельности; использовать педагогическую технику в экскурсионной деятельности
ИД-2.ПК-2: Применяет технологии и методики культурно- просветительской и туристической деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Экскурсоведение
 
1.1
История развития  экскурсионного дела. Экскурсионное дело  в России. /Лек/
4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
1.2
История развития  экскурсионного дела. Экскурсионное дело  в России.

Петербургская школа экскурсоведения. 1. Зарождение экскурсионной деятельности в музеях Петербурга.

2. Экскурсионная деятельность в учебных заведениях Петербурга.

3. Экскурсионная деятельность И.М.Гревса.

4. Экскурсионный метод Н.П. Анциферова.

5. Развитие экскурсионной деятельности в Петербурге на современном этапе. II. Московская школа экскурсоведения.

1. Становление московской школы экскурсоведения.

2. Экскурсионная деятельность Н.А.Гейнеке.

3. Экскурсионная база Наркомпроса и деятельность А.Я.Закса. /Пр/

8
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, презентации, вопросы к зачету.
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
История развития  экскурсионного дела. Экскурсионное дело  в России. /Ср/
14
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Экскурсия: сущность, функции и признаки. Классификация и тематика экскурсий. Экскурсионный  метод. Экскурсия как педагогический процесс. /Лек/
4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Экскурсия: сущность, функции и признаки. Классификация и тематика экскурсий. Экскурсионный  метод. Экскурсия как педагогический процесс.

1. Экскурсоведение как наука.

2.Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.

3.Значение теории в развитии экскурсионного дела.

4. Издания, раскрывающие вопросы экскурсионной теории.

5. Функции экскурсии.

6. Принцип научности в экскурсии.

7. Связь с современностью. Аспекты показа современности.

8. Сочетание двух и более функций в экскурсии.

9. Признаки экскурсии. /Пр/

12
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, презентации, вопросы к зачету.
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Экскурсия: сущность, функции и признаки. Классификация и тематика экскурсий. Экскурсионный  метод. Экскурсия как педагогический процесс. /Ср/
14
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Технология подготовки экскурсии. Методика и особенности проведения. Техника ведения экскурсии.  /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
1.8
Технология подготовки экскурсии. Методика и особенности проведения. Техника ведения экскурсии.

1. Что включает в себя подготовка к экскурсии.

2.Каковы основные этапы подготовки экскурсии.

3. Какие основные направления можно выделить в работе по подготовке новой экскурсии.

4.Кому поручается подготовка новой экскурсии.

5. Какова схема экскурсии. /Пр/

10
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, презентации, вопросы к зачету.
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Технология подготовки экскурсии. Методика и особенности проведения. Техника ведения экскурсии.  /Ср/
12
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Профессиональное мастерство экскурсовода.  /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Профессиональное мастерство экскурсовода.

1. Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода».

2. Методическое мастерство как сумма знаний.

3. Практические умения и навыки экскурсовода.

4. Внеречевые средства общения. Их совокупность.

5. Жесты экскурсовода, их значение и классификация.

6. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.

7. Внешний облик экскурсовода. /Пр/

10
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Вопросы к семинарскому занятию, тесты, реферат, презентации, вопросы к зачету.
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Профессиональное мастерство экскурсовода.  /Ср/
6,4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Экскурсоведение. 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и  текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к зачету.  
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты для входного и текущего контроля по дисциплине "Экскурсововедение". 1. Что из нижеперечисленного не относится к этапам становления профессии экскурсовода? а) Овладение системой знаний по специальности б) Усвоение основ профессионального мастерства в) Проведение экскурсий 2. К общим признакам экскурсии относится? а) Протяженность во времени менее одного академического часа (45 мин) б)Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы в)Демонстрация действующих объектов
 
стр. 7
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
3. Заключительная ступень подготовки новой экскурсии состоит в? а) Приеме экскурсии на маршруте б) Обработке фактического материала в)Написании экскурсоводом индивидуальных текстов 4. К функциям экскурсии относится? а) Идейность б) Связь теории с жизнью в) Научная пропаганда 5. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить 6. Композицией экскурсии называют? а) Предмет показа и рассказа б) Замысел экскурсии в) Расположение, последовательность и соотношение подтем 7. Необычность (экзотичность) объекта подразумевает? а) Связь объекта с конкретным историческим событием б) Популярность среди населения в) Особенность памятника истории и культуры 8. Среди групп указаний экскурсовода выделяют? а) Предлагающие предварительно изучить особенности объекта б) Рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим в)Предлагающие самостоятельно рассмотреть объект 9. Цель паузы в экскурсии? а) Знакомство экскурсовода с группой б)Дать кратковременный отдых экскурсантам в) Дать возможность экскурсоводу сообщить дополнительные сведения экскурсанту 10. Экскурсионный метод - это? а) Форма распространения знаний и воспитания б) Совокупность методических приемов, которые применяются на экскурсиях в) Выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного 11. Экскурсия как форма общения предполагает? а) Взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности б) Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знания в) Ряд действий - подготовка и проведение экскурсии 12. В архитектурно-градостроительной экскурсии преобладает? а) Натурная наглядность б) Изобразительная и словесно-образная наглядность в) Словесно-образная наглядность 13. В исторической экскурсии преобладает? а) Натурная наглядность б)Изобразительная и словесно-образная наглядность в) Словесно-образная наглядность 14. В каких экскурсиях применяются конструктивные жесты? а) Архитектурно-градостроительных б) Производственно-исторических в)  Историко-театральных 15. В литературной экскурсии преобладает? а) Натурная наглядность б) Словесно-образная наглядность в) Изобразительная и словесно-образная наглядность 16. В соответствии с классификацией экскурсий по содержанию выделяют? а) Обзорные экскурсии б) Городские экскурсии в) Экскурсии-спектакли 17. В соответствии с классификацией экскурсий по форме проведения одним из видов является? а) Экскурсия-консультация б) Экскурсия в исторические музеи в) Комплексная экскурсия 18. Экскурсионные объекты классифицируются? а) По степени сохранности б) По известности объектов в) По познавательной ценности Критерии оценки:
 
стр. 8
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
Критерии Оценка (баллы ), уровень Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень; Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень; Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень; Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Варианты тем для экскурсий.

1. История возникновения города.

2. Театральная жизнь города.

3. Любимые места отдыха жителей и гостей города.

4. Предприятия города.

5. Парки и сады города.

6. Легенды и предания о городе.

7. Природные ресурсы края.

8. Научный потенциал города.

9. Обычаи и традиции края.

10. Возможности экстремального и активного отдыха в области.

11. Развитие музейного дела.

12. История одной или нескольких улиц.

13. Места жизни и творчества известных людей.

14. По местам известных событий.

Разработка проекта

Требования к экскурсионному проекту.

Текст экскурсионного проекта должен быть набран и отпечатан на компьютере.

Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление, индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии и список использованных

источников. Объем экскурсионного проекта должен быть 15-20 листов формата А4. Все

страницы должны быть пронумерованы и скреплены. На титульном листе и на второй страницах номера не ставятся. Документация, необходимая для методической разработки экскурсии: 1 Список литературы по теме - Перечисляются все книги, брошюры, статьи,

которые были использованы при подготовке данной экскурсии.

2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут - Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники.

3 Контрольный текст экскурсии - Подобранный и выверенный по источникам

материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов. 4 Индивидуальные тексты экскурсоводов - Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее

маршрутом. Дает характеристику объектов и событий.

5 Схема (карта) маршрута - На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам. 6 «Портфель экскурсовода» - Папка с фотографиями, схемами, картами,

чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции

предприятий, другие наглядные пособия. 7 Методическая разработка на тему - Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом

дифференцированного подхода к экскурсантам.

8 Материалы экскурсии - Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений

 
стр. 9
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
                                                                                                                Вопросы для промежуточной аттестации (зачет)

1.Экскурсоведение как наука. Понятие и сущность экскурсии.

2.Экскурсоведение как наука. Функции и признаки экскурсии.

3.История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи.

4.История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в современной России

(90-е гг. XX в. – начало XXI в.).

5.Основные подходы к классификации экскурсий.

6.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Предварительный этап подготовки экскурсии.

7.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Виды экскурсионных

объектов.

8.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Карточка объекта – назначение

и содержание.

9.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Маршрут экскурсии –

требования и составление.

10.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Портфель экскурсовода –

назначение, содержание и методы составления.

11.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Технологическая карта экскурсии.

12.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Контрольный и

индивидуальный тексты экскурсии.

13.Элементы психологии и логики в экскурсии. Познание в экскурсиях.

14.Элементы психологии и логики в экскурсии. Воображение в экскурсии.

15.Элементы психологии и логики в экскурсии. Специфика показа экскурсионных объектов: основные методы и приемы.

16.Элементы психологии и логики в экскурсии. Рассказ на экскурсии и его основные приемы.

17.Элементы психологии и логики в экскурсии. Особые методические приемы проведения экскурсий.

18.Элементы психологии и логики в экскурсии. Экскурсоводческое мастерство.

19.Элементы психологии и логики в экскурсии. Умения и навыки экскурсовода.

20.Элементы психологии и логики в экскурсии. Речь экскурсовода.

21.Элементы психологии и логики в экскурсии. Внеречевые средства общения.

22.Элементы психологии и логики в экскурсии. Контакт экскурсовода с группой.

23.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения городских обзорных экскурсий.

24.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий на исторические темы.

25.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы.

26.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения литературных экскурсий.

27.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения природоведческих экскурсий.

28.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения искусствоведческих экскурсий.

29.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения производственных экскурсий.

30.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения музейных экскурсий.

31.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения краеведческих экскурсий.

32.Технология экскурсионной деятельности. Особенности и методика проведения детских экскурсий.

33.Технология экскурсионной деятельности. Экскурсионное обслуживание одиночных посетителей.

34.Технология экскурсионной деятельности. Методика экскурсионной работы.

35.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: выбор темы экскурсии, отбор литературы.

36.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: отбор и изучение экскурсионных объектов.

37.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: составление и утверждение маршрута экскурсии, объезд (обход) маршрута. 38.Технология экскурсионной деятельности. Этап подготовки экскурсии: комплектование «Портфеля экскурсовода».

39.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: разработка технологической карты, проведение пробной экскурсии.

40.Технология экскурсионной деятельности. Критерии дифференциации экскурсионных групп.

41.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для школьников.

42.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для

 
стр. 10
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
молодежи. 43.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для сельских жителей.

44.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях.

Критерии оценки студента на  зачете  по дисциплине «Экскурсоведение".

Зачтено ставится если:  полностью раскрыто содержание материала; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; –продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

Незачтено ставится если:  не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, не сформированы компетенции, умения и навыки.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Балюк Н. А.
Экскурсоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Тюмень: ТюмГУ, 2018
https://icdlib.nspu.ru/catalogs/details/icdlib/1791938.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Емельянов Б.В.
Экскурсоведение: учебник
Москва: Советский спорт, 2008
 
Л2.2
Журавлева М.М., Шиш Е.А.
Экскурсоведение: курс лекций
Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011
http://www.iprbookshop.ru/15686.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
стр. 11
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно

ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной

литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины

зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной

литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают  рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и

семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические

проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную

работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и

навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой  дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целя х контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

            При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по

согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием

технологической карты дисциплины, размещенной на сайте. Задача самостоятельной работы студентов состоит в формировании четких представлений о требованиях, предъявляемых к профессии. Виды самостоятельной работы студентов: внеаудиторная работа с источниками информации, решение типовых задач по алгоритму (оформление карточек объектов, методической разработки экскурсии с учетом продолжительности маршрута и социально-демографических особенностей группы и пр.), разработка экскурсии методом проекта.

Метод проекта при организации, подготовке и проведению экскурсии предусматривает следующие этапы:

1.Определение мотивации для разработки проекта.

2. Разработка концепции проекта.

3. Определение этапов работы и распределение обязанностей.

4. Сбор необходимого материала, его систематизация и отбор.

5. Оформление результатов работы.

Оценка выполнения методической разработки экскурсии осуществляется в

 
стр. 12
УП: 46.03.01_2023_313.plx
 
процессе её презентации.

Задания для выполнения проекта индивидуальны. Студент выбирает тему будущей экскурсии из предложенных, либо формулирует ее самостоятельно и согласует с преподавателем.