(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
46.03.01 История
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Петербургская школа экскурсоведения. 1. Зарождение экскурсионной деятельности в музеях Петербурга.
2. Экскурсионная деятельность в учебных заведениях Петербурга.
3. Экскурсионная деятельность И.М.Гревса.
4. Экскурсионный метод Н.П. Анциферова.
5. Развитие экскурсионной деятельности в Петербурге на современном этапе. II. Московская школа экскурсоведения.
1. Становление московской школы экскурсоведения.
2. Экскурсионная деятельность Н.А.Гейнеке.
3. Экскурсионная база Наркомпроса и деятельность А.Я.Закса. /Пр/
1. Экскурсоведение как наука.
2.Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.
3.Значение теории в развитии экскурсионного дела.
4. Издания, раскрывающие вопросы экскурсионной теории.
5. Функции экскурсии.
6. Принцип научности в экскурсии.
7. Связь с современностью. Аспекты показа современности.
8. Сочетание двух и более функций в экскурсии.
9. Признаки экскурсии. /Пр/
1. Что включает в себя подготовка к экскурсии.
2.Каковы основные этапы подготовки экскурсии.
3. Какие основные направления можно выделить в работе по подготовке новой экскурсии.
4.Кому поручается подготовка новой экскурсии.
5. Какова схема экскурсии. /Пр/
1. Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода».
2. Методическое мастерство как сумма знаний.
3. Практические умения и навыки экскурсовода.
4. Внеречевые средства общения. Их совокупность.
5. Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
6. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
7. Внешний облик экскурсовода. /Пр/
1. История возникновения города.
2. Театральная жизнь города.
3. Любимые места отдыха жителей и гостей города.
4. Предприятия города.
5. Парки и сады города.
6. Легенды и предания о городе.
7. Природные ресурсы края.
8. Научный потенциал города.
9. Обычаи и традиции края.
10. Возможности экстремального и активного отдыха в области.
11. Развитие музейного дела.
12. История одной или нескольких улиц.
13. Места жизни и творчества известных людей.
14. По местам известных событий.
Разработка проекта
Требования к экскурсионному проекту.
Текст экскурсионного проекта должен быть набран и отпечатан на компьютере.
Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление, индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии и список использованных
источников. Объем экскурсионного проекта должен быть 15-20 листов формата А4. Все
страницы должны быть пронумерованы и скреплены. На титульном листе и на второй страницах номера не ставятся. Документация, необходимая для методической разработки экскурсии: 1 Список литературы по теме - Перечисляются все книги, брошюры, статьи,
которые были использованы при подготовке данной экскурсии.
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут - Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники.
3 Контрольный текст экскурсии - Подобранный и выверенный по источникам
материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов. 4 Индивидуальные тексты экскурсоводов - Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее
маршрутом. Дает характеристику объектов и событий.
5 Схема (карта) маршрута - На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам. 6 «Портфель экскурсовода» - Папка с фотографиями, схемами, картами,
чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции
предприятий, другие наглядные пособия. 7 Методическая разработка на тему - Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом
дифференцированного подхода к экскурсантам.
8 Материалы экскурсии - Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений
1.Экскурсоведение как наука. Понятие и сущность экскурсии.
2.Экскурсоведение как наука. Функции и признаки экскурсии.
3.История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи.
4.История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в современной России
(90-е гг. XX в. – начало XXI в.).
5.Основные подходы к классификации экскурсий.
6.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Предварительный этап подготовки экскурсии.
7.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Виды экскурсионных
объектов.
8.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Карточка объекта – назначение
и содержание.
9.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Маршрут экскурсии –
требования и составление.
10.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Портфель экскурсовода –
назначение, содержание и методы составления.
11.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Технологическая карта экскурсии.
12.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Контрольный и
индивидуальный тексты экскурсии.
13.Элементы психологии и логики в экскурсии. Познание в экскурсиях.
14.Элементы психологии и логики в экскурсии. Воображение в экскурсии.
15.Элементы психологии и логики в экскурсии. Специфика показа экскурсионных объектов: основные методы и приемы.
16.Элементы психологии и логики в экскурсии. Рассказ на экскурсии и его основные приемы.
17.Элементы психологии и логики в экскурсии. Особые методические приемы проведения экскурсий.
18.Элементы психологии и логики в экскурсии. Экскурсоводческое мастерство.
19.Элементы психологии и логики в экскурсии. Умения и навыки экскурсовода.
20.Элементы психологии и логики в экскурсии. Речь экскурсовода.
21.Элементы психологии и логики в экскурсии. Внеречевые средства общения.
22.Элементы психологии и логики в экскурсии. Контакт экскурсовода с группой.
23.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения городских обзорных экскурсий.
24.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий на исторические темы.
25.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы.
26.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения литературных экскурсий.
27.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения природоведческих экскурсий.
28.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения искусствоведческих экскурсий.
29.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения производственных экскурсий.
30.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения музейных экскурсий.
31.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения краеведческих экскурсий.
32.Технология экскурсионной деятельности. Особенности и методика проведения детских экскурсий.
33.Технология экскурсионной деятельности. Экскурсионное обслуживание одиночных посетителей.
34.Технология экскурсионной деятельности. Методика экскурсионной работы.
35.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: выбор темы экскурсии, отбор литературы.
36.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: отбор и изучение экскурсионных объектов.
37.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: составление и утверждение маршрута экскурсии, объезд (обход) маршрута. 38.Технология экскурсионной деятельности. Этап подготовки экскурсии: комплектование «Портфеля экскурсовода».
39.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: разработка технологической карты, проведение пробной экскурсии.
40.Технология экскурсионной деятельности. Критерии дифференциации экскурсионных групп.
41.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для школьников.
42.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для
44.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях.
Критерии оценки студента на зачете по дисциплине «Экскурсоведение".
Зачтено ставится если: полностью раскрыто содержание материала; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; –продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;
допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.
Незачтено ставится если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, не сформированы компетенции, умения и навыки.
ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной
литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины
зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной
литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и
семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические
проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную
работу.
Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и
навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целя х контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по
согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием
технологической карты дисциплины, размещенной на сайте. Задача самостоятельной работы студентов состоит в формировании четких представлений о требованиях, предъявляемых к профессии. Виды самостоятельной работы студентов: внеаудиторная работа с источниками информации, решение типовых задач по алгоритму (оформление карточек объектов, методической разработки экскурсии с учетом продолжительности маршрута и социально-демографических особенностей группы и пр.), разработка экскурсии методом проекта.
Метод проекта при организации, подготовке и проведению экскурсии предусматривает следующие этапы:
1.Определение мотивации для разработки проекта.
2. Разработка концепции проекта.
3. Определение этапов работы и распределение обязанностей.
4. Сбор необходимого материала, его систематизация и отбор.
5. Оформление результатов работы.
Оценка выполнения методической разработки экскурсии осуществляется в
Задания для выполнения проекта индивидуальны. Студент выбирает тему будущей экскурсии из предложенных, либо формулирует ее самостоятельно и согласует с преподавателем.