2023-2024_02_03_01_2023_623_plx_Химия окружающей среды Горного Алтая_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Химия окружающей среды Горного Алтая
Учебный план
02.03.01_2023_623.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 02.03.01_2023_623.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кайзер М.И.
 
 
Химия окружающей среды Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2023_623.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у студентов основные понятия и представления о важнейших физико-химических процессах и явлениях, протекающих в объектах окружающей среды Горного Алтая; научить понимать вред и пользу химических компонентов окружающей среды.
1.2
Задачи: - сформировать основные понятия и представления о важнейших физико-химических процессах, закономерностях и принципах; - помочь осмыслить механизм влияния физико-химических процессов для понимания биологических явлений; - изучить основы физико-химических процессов окружающей среды Горного Алтая, протекающих с участием абиотических компонентов биосферы в естественных условиях, и изменения в этих процессах, связанные с влиянием антропогенных факторов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Химия, биология, экология на предыдущих уровнях образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
знает как осуществлять поиск и анализ информации об основных физико-химических процессах, протекающих в объектах окружающей среды.
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
 
умеет применять знания о роли химических веществ в объектах окружающей среды, проводить критический анализ и синтез полученной информации в сфере химии окружающей среды.
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
владеет методами реализации системного подхода для решения экологических вопросов химии окружающей среды (проводить физико-химические исследования объектов окружающей среды).
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Химия окружающей среды
 
1.1
Физико-химические процессы в атмосфере

/Лек/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Физико-химические процессы в атмосфере

/Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
тест, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Физико-химические процессы в атмосфере

/Ср/

10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Физико-химические процессы в гидросфере

/Лек/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
1.5
Физико-химические процессы в гидросфере

/Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
тест, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Физико-химические процессы в гидросфере

/Ср/

8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Физико-химические процессы в почве

/Лек/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Физико-химические процессы в почве

/Пр/

5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
тест, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Физико-химические процессы в почве

/Ср/

6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Ионизирующее излучение и его воздействие на объекты окружающей среды

/Лек/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Ионизирующее излучение и его воздействие на объекты окружающей среды

/Пр/

5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
тест, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Ионизирующее излучение и его воздействие на объекты окружающей среды

/Ср/

10,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины "Химия окружающей среды Горного Алтая".

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные вопросы тестов входного и текущего контроля

1.Какие изменения связаны с увеличением солнечной активности?

1) значительно увеличивается поток солнечной энергии;

2) заметно увеличивается температура в приземном слое атмосферы;

3) в спектре Солнца значительно возрастает доля видимого излучения;

4) в спектре Солнца значительно возрастает доля инфракрасного излучения;

5) в спектре Солнца значительно возрастает доля жесткого излучения.

2.Основную роль в инициировании процессов окисления примесей в тропосфере

играют:

1) кислород воздуха;

2) озон;

3) свободные радикалы;

4) оксиды азота;

5) жесткое излучение.

 
стр. 6
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
3. Основной вклад в антропогенное загрязнение атмосферы соединениями серы

вносят:

1) выбросы вулканов;

2) океанические аэрозоли;

3) выбросы предприятий химической промышленности;

4) Выбросы автомобильного автотранспорта;

5) Выбросы ТЭС.

4.Основной причиной наличия оксидов азота в отходящих газах, образующихся при

сжигании топлива на ТЭС, является:

1) окисление соединений азота, присутствующих в исходном топливе;

2) присутствие оксидов азота в воздухе, используемом для организации процессов

горения;

3) окисление

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга.

, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов

1.Состав и строение атмосферы. Устойчивость атмосферы.

2.Солнечные излучения. Ионосфера земли.

3. Озон в атмосфере, образование и разрушение.  Превращение примесей в тропосфере.

4. Фотохимический смог в городской атмосфере.

5. Дисперсные системы в атмосфере.

6. Свойства воды как растворителя.

7. Способы классификации природных вод.

8. Качество воды (термины и определения). Показатели, характеризующие безвредность химического состава воды  и ее безопасность.

9. Характеристика поверхностных и подземных вод.

10. Основные загрязнители вод и их воздействие на водные объекты.

11. Строение литосферы и структура земной коры. Минералы и горные породы.

12. Элементарный состав почв. Поглотительная способность почвы.

13. Щелочность и кислотность почв.

14. Радиоактивность. Законы радиоактивного распада.

15. Естественные источники излучений.

16. Антропогенные источники излучений.

17. Состав и строение атмосферы.

18.Устойчивость атмосферы.

19. Ионосфера земли.

20. Химия тропосферы

21. Превращение примесей в тропосфере

22. Дисперсные системы в атмосфере.

23. Парниковый эффект.

24. Фотохимичекий смог.

25. Качество воды ( термины и определения)

26. Характеристика поверхностных и подземных вод.

27.Основные загрязнители вод и их воздействие на водные объекты.

28.Показатели, характеризующие безвредность химического состава воды  и ее безопасность.

29.Строение литосферы и структура земной коры.

30.Минералы и горные породы.

31.Элементарный состав почв

32. Поглотительная способность почвы.

33. Щелочность и кислотность почв.

34.Радиоактивность. Законы радиоактивного распада.

 
стр. 7
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
35 Естественные источники излучений

36. Антропогенные источники излучений.Критерии оценки:

Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

«Отлично», повышенный уровень.

Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень.

Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень.

Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерные вопросы к зачету

Химическая экология, ее предмет и место среди родственных наук. Учение В.И.

Вернадского о биосфере и ноосфере как естественнонаучная основа современной

экологии. Развитие жизни на Земле как космопланетарный процесс.

Меры по охране атмосферы от кислотообразующих выбросов.

Понятие «окружающая среда». Основная сущность проблемы охраны окружающей среды.

Альтернативные варианты подхода к проблеме кислотных дождей и их предпочтение.

Различные аспекты проблемы охраны окружающей среды. Понятие о ноосферы.

Понятие об озоновом защитном слое. Механизм образования озона. Нахождение в

атмосфере наибольшей плотности озона.

Основные геосферы нашей планеты. Факторы, определяющие верхний и нижний пределы

биосферы.

Вертикальное распределение озона в атмосфере в зависимости от времени, широты

местности и так далее. Озоновые дожди.

Особенности тонкой структуры биосферы. Отличие между понятиями «биосистема» и

«биотический компонент».

Уровни в биологическом спектре, охватываемые экологией.

Защитные функции озонового слоя. Озоновый парниковый эффект.

Особенности тонкой структуры биосферы. Отличие между понятиями «биосистема» и

«биотический компонент». Уровни в биологическом спектре, охватываемые экологией.

Защитные функции озонового слоя. Озоновый парниковый эффект.

Общие представления о загрязнении окружающей среды.

Соотношение между парниковым эффектом углекислого газа и парниковым эффектом

озона.

Локальное, региональное и глобальное загрязнение.

Роль «азотного цикла» и атомарного водорода в образовании и разрушении озона.

Основные источники загрязнения окружающей среды.

Влияние на озоновый слой «хлорного цикла». Биологическое воздействие озона

Основные виды химических загрязняющих веществ и общие закономерности

распределения их в биосфере.

Состав, концентрация, характеристика парниковых газов в атмосфере Земли.

Специфические особенности химической (токсической) опасности загрязняющих

веществ.

Вклад парниковых газов в глобальное потепление климата. Отрицательные последствия

парникового эффекта

Атмосфера, ее масса, химический состав.Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера,

ионосфера, экзосфера), и ее эволюция.

Понятие о фотохимическом смоге. Главные источники его образования (оксиды азота,

озон, монооксид угдерода, углеводороды, альдегиды, ПАН – пероксиацилнитраты и

другие).

Химические компоненты атмосферы (оксиды азота, диоксид серы, монооксид и диоксид

углерода). Естественные и техногенные источники их поступление в атмосферу.

Понятие о биогеохимических циклах элементов.

Аэрозоли. Естественные и антропогенные источники аэрозолей. Механизм образования

аэрозолей.

 
стр. 8
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
Биогеохимические циклы в природе. Фонды, структура, основные виды, факторы,

механизмы биогеохимических циклов.

Классификация аэрозолей, их характеристика, дымы. Отрицательное воздействие

аэрозолей на биосферу.

Круговорот воды, углерода, углекислого газа, азота, фосфора, серы, тяжелых металлов.

Характеристика атмосферы Республики Алтай.

Критерии оценки студента на  зачете.

Зачтено ставится если:  полностью раскрыто содержание материала; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; –продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

Незачтено ставится если:  не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, не сформированы компетенции, умения и навыки.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Березин Г. И., Адамович Т. А., Огородникова С. Ю., Албегова А. В.
Основы химии окружающей среды: учебное пособие
Киров: ВятГУ, 2018
https://e.lanbook.com/book/164422
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Алексеенко В. А., Суворинов А. В., Власова Е. В., Алексеенко В. А.
Металлы в окружающей среде. Оценка эколого-геохимических изменений: сборник задач
Москва: Логос, 2014
http://www.iprbookshop.ru/51635.html
 
Л2.2
Поспелова О. А.
Геохимия окружающей среды: учебное пособие
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013
http://www.iprbookshop.ru/47295.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
6.3.1.8
LibreOffice
6.3.1.9
NVDA
6.3.1.10
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
стр. 9
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
422 А1
Лаборатория неорганической химии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, аппарат Киппа, химические реактивы, химическая посуда, вытяжные системы, весы, инвентарь для обслуживания учебного оборудования, полки для хранения учебного оборудования
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. 

 
стр. 10
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Методические указания по подготовке к текущему контролю

Текущий контроль осуществляется посредством тестирования студентов по изученным темам. Тесты согласно примерной тематике и структуре курса представлены в разделе «Фонд оценочных средств».

Подготовка к тесту является важным видом самостоятельного изучения студентами и является одной из форм текущего контроля знаний. Для ее успешного выполнения необходимо систематическое посещение занятий,  работа с учебной, справочной и научной литературой, хорошее знание глоссария по дисциплине и сформированные знания теоретического и практического материала.

Тест выполняется в течение отведенного времени. Приступая к выполнению теста, студенту следует внимательно прочитать формулировку задания и оформлять ответы в соответствиями с требованиями, приведенными в задании.

Оценка результатов тестирования производится согласно приведенным критериям оценивания.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Методические указания по подготовке к  зачету

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса.

 
стр. 11
УП: 02.03.01_2023_623.plx
 
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в программе.

В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут.