(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
2. Сигналы и методы их описания. Непрерывные и импульсные, периодические и не-периодические сигналы. Электрический сигнал. Универсальность электрических сигналов.
3. Проблема дискретизации аналогового сигнала. Теорема В. А. Котельникова.
4. Кодирование информации. Цифровые сигналы. Представление двоичного числа в ЭВМ. Импульсные сигналы и их характеристики. Параметры одиночного прямо-угольного импульса.
/Лек/
2. Переходные процессы в RC-цепях. Дифференцирующие, интегрирующие и раздели-тельные цепи.
/Лек/
Тесты
Коллоквиум
Темы рефератов
Тесты
Коллоквиум
Темы рефератов
2. Схемные решения, параметры и характеристики индуктивного, емкостного, Г-, Т-, П-образных LC- и RC-фильтров нижних частот.
3. Схемные решения, параметры и характеристики индуктивного, емкостного, Г-, Т-, П-образных LC- и RC-фильтров верхних частот.
4. Последовательный колебательный контур как полосовой фильтр. Параллельный ко-лебательный контур как заградительный фильтр. Г-, Т-, П-образные полосовые и за-градительные LC-фильтры.
/Лек/
2. Вольтамперная характеристика p-n-перехода. Полупроводниковые приборы с одним p-n-переходом: диод, стабилитрон, варикап, туннельный диод.
3. Биполярный транзистор: конструкция и принцип работы, режимы работы, схемы включения, статические характеристики, малосигнальные параметры.
4. Полевой транзистор с управляющим p-n-переходом: конструкция, принцип работы, основные параметры и характеристики.
МДП-транзистор: устройство, принцип работы, основные параметры и характери-стики.
5. Интегральные микросхемы: пленочные, гибридные и полупроводниковые. Серии интегральных микросхем.
/Лек/
Тесты
Коллоквиум
Темы рефератов
Тесты
Коллоквиум
Темы рефератов
2. Полевой транзистор: конструктивные схемы и принцип работы, основные па-раметры и характеристики /Ср/
2. Резисторный усилитель напряжения: принцип работы, схемные решения, способы организации входной и выходной цепи, расчет параметров схемы, выбор положения рабочей точки и рабочего диапазона напряжений по статическим характеристикам транзистора, температурная стабилизация рабочей точки.
/Лек/
Тесты
Коллоквиум
Темы рефератов
2. LC-генератор синусоидального напряжения: схемное решение, принцип работы, ам-плитудное и фазовое условия самовозбуждения.
/Лек/
Мультивибратор как генератор прямоугольных импульсов: схемное решение, прин-цип работы, вывод формулы для периода колебаний.
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме коллоквиумов, зачета и тем рефератов.
Вопрос № 1
………..- наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и методах создания электронных приборов и
Выберите правильный ответ:
Вопрос № 2
Триггером называют устройство:
А) с двумя устойчивыми состояниями
Б) с одним устойчивым состоянием
В) с тремя устойчивыми состояниями
Г) без устойчивых состояний
Вопрос № 3
Коэффициент усиления по напряжению транзисторного каскада определяется по формуле:
Вопрос № 4
Полупроводниковый диод применяется в устройствах электроники для цепей…
А) усиления напряжения
Б) выпрямления переменного напряжения
В) стабилизации напряжения
Г) регулирования напряжения
Вопрос № 5
Тиристор используется в цепях переменного тока для …
А) усиления тока
Б) усиления напряжения
В) регулирования выпрямленного напряжения
Г) изменения фазы напряжения
Вопрос № 6
Выходы триггера имеют название:
А) инвертирующий и неинвертирующий
Б) положительный и отрицательный
В) прямой и обратный
Г) прямой и инвертный
Вопрос № 7
Коэффициент усиления транзисторного каскада по току:
А)
Б)
В) КI = Uвх / Uвых
Г) КI = Iвых / Iвх
Вопрос № 8
Положительная обратная связь используется в…
А) выпрямителях
Б) генераторах
В) усилителях
Г) стабилизаторах
Вопрос № 9
Напряжение между входами операционного усилителя
А) равно 0
Б) равно Uпит
В) больше 0
Г) Равно Uо.с.
Вопрос № 10
Коэффициент усиления инвертирующего операционного усилителя с обратной связью:
А) К=Roc/Rвх
Б) К=(Rвх+Roc)/ Roc
В) К=Rвх/Roc
Г) К= Rвх/(Rвх+Roc)
Вопрос № 11
Отрицательная обратная связь в усилителях используется с целью…
А) повышения стабильности усилителя
Б) повышения коэффициента усилителя
В) повышения размеров усилителя
Г) снижения напряжения питания
Вопрос № 12
Основная характеристика резистора:
А) индуктивность L
Б) сопротивление R
В) ёмкость С
Вопрос № 13
Полупроводниковый диод имеет структуру…
А) p-n-p
Б) n-p-n
В) p-n
Г) p-n-p-n
Вопрос № 14
Электроды полупроводникового диода имеют название:
А) катод, управляющий электрод
Б) база, эмиттер
В) катод, анод
Г) база 1, база 2
Вопрос № 15
Электроды полупроводникового транзистора имеют название:
А) коллектор, база, эмиттер
Б) анод, катод, управляющий электрод
В) сток, исток, затвор
Г) анод, сетка, катод
Вопрос № 16
Коэффициент усиления по напряжению эмиттерного повторителя:
А) КU=∞
Б) КU=0
В) КU1
Г) КU
Вопрос № 19
Триггер имеет количество выходов:
А) 2
Б) 1
В) 3
Г) 4
Для стабилизации рабочей точки усилительного каскада используют:
А) увеличение сопротивления нагрузки
Б) повышение напряжения питания
В) введение отрицательной обратной связи по постоянному току
Комплект вопросов для коллоквиума
Коллоквиум № 1 (рубежный контроль 1)
1 Классификация сигналов. Спектр сигнала. Дискретный и непрерывный спектры.
2 Определение и общие свойства линейных цепей. Элементы электрических цепей. Комплексные сопротивления.
3 Дифференцирующие цепи. Комплексный коэффициент передачи. Переходные характеристики дифференцирующих цепей.
4 Интегрирующие цепи. Комплексный коэффициент передачи. Переходные характеристики интегрирующих цепей.
5 Последовательный колебательный контур, его частотные и переходные характеристики.
6 Параллельный колебательный контур, его частотные и переходные характеристики.
7 Фильтры, классификация и примеры пассивных фильтров. (Фильтр Вина).
8 Линейные и нелинейные элементы радиоэлектронных устройств.
Графический и аналитический методы анализа радиоэлектронных схем.
9 Р-n – переход. Диоды, стабилитроны и варикапы. Их вольтамперные характеристики и применение.
10 Биполярные транзисторы. Их устройство и вольтамперные характеристики (ВАХ).
11 Полевые транзисторы с p-n – переходом. Их вольтамперные характеристики, особенности и отличия.
12 МДП и МОП – транзисторы. Классификация, вольтамперные характеристики, преимущества и недостатки.
Коллоквиум 2 (рубежный контроль 2)
1 Избирательные усилители, их назначение.
2 Усилители постоянного тока, дифференциальный каскад.
3 Операционные усилители, их параметры, особенности и назначение.
4 Основные схемы включения операционных усилителей.
5 Операционный усилитель как базовый элемент функциональных устройств (сумматор, генератор и дифференциатор).
6 Операционный усилитель как базовый элемент функциональных устройств. Логарифмический усилитель, компаратор и триггер Шмитта.
7 Частотные и фазовые характеристики операционных усилителей.
8 Однотактный и двухтактный усилители мощности с трансформаторной связью.
9 Усилитель мощности на комплиментарных транзисторах. Режимы работы усилителя в классах В и АВ.
10 Автоколебательная система. LC – генераторы. Стабилизация амплитуды и частоты.
11 Автоколебательная система. RC – генераторы.
12 Релаксационные генераторы. Схема, принцип работы и применение.
13 Таймер: назначение, способы включения.
14 Схема и работа RS – триггера на транзисторах.
15 Схема и работа одновибратора на транзисторах.
16 Схема и работа мультивибратора на транзисторах.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Даны правильные ответы на 10–12 вопросов «отлично», 18–20 баллов,
повышенный уровень
Даны правильные ответы на 8–10вопросов «хорошо», 14–17 баллов,
пороговый уровень
Даны правильные ответы на 6–8 вопросов «удовлетворительно», 10–13 баллов, пороговый уровень
Даны правильные ответы на 0–10 вопросов «неудовлетворительно», менее 10 баллов, уровень не сформирован
1 Собственные колебания
2 Вынужденные колебания
3 Колебания в нелинейной системе
5 Автоколебания
Основы теории регистрирующих приборов
6 Спектральные и временные преобразования
7 Квазистатические приборы
8 Сейсмические приборы
9 Баллистические приборы
10 Резонансные приборы
11 Модуляция и преобразование сигналов
12 Нелинейные преобразования (детектирование, гетеродинирование)
Основы теории волн
13 Волновое уравнение для электромагнитных волн
14 Волновое уравнение для упругих волн
15 Решения волнового уравнения и основные характеристики волн
16 Пространственная структура волнового поля
17 Теория излучения
18 Метод Кирхгофа. Функция Грина волнового уравнения
19 Разложение волнового поля по плоским волнам.
Приемно-передающие устройства и преобразование волновых
сигналов
20 Принцип работы оптического квантового генератора (лазера)
21 Модуляция и передача оптического излучения
22 Прием и преобразование оптического излучения
23 Излучение и прием СВЧ и УК радиоволн
24 Распространение СВЧ и УК радиоволн в земной атмосфере
25 Излучение и прием акустических волн.
Волновая диагностика объектов и сред
26 Классификация волновых методов диагностики
27 Импульсные измерения
28 Доплеровские измерения
29 Спектральные измерения
30 Рассеяние волн в неоднородной среде
31 Введение в томографию
Основы обработки волновых сигналов
32 Корреляционный прием и адаптивная фильтрация
33 Акустоэлектронные устройства аналоговой обработки сигналов
34 Интерферометрия и оптическая обработка сигналов
Критерии оценки:
– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
1 Линейные цепи. Резистор, конденсатор, катушка индуктивности.
2 Колебательные цепи.
3 Основные понятия зонной теории. P-n переход.
4 Устройства на основе p-n перехода.
5 Туннельный диод.
6 Транзистор. ВАХ. Основные параметры.
7 Транзисторные усилители.
8 Дифференциальный усилитель.
9 Тиристор.
10 Полевые транзисторы с p-n переходом.
11 МОП транзисторы со встроенным каналом.
12 МОП транзисторы с индуцированным каналом.
13 Операционный усилитель.
14 Обратные связи.
15 Повторители на транзисторе и ОУ.
16 Суммирование и интегрирование с помощью ОУ.
18 Стабилизация амплитуды и частоты.
19 Критерий устойчивости систем с обратной связью.
20 Релаксационный генератор на ОУ.
21 Преобразования Фурье.
22 Спектры сигналов.
23 Нелинейные преобразования сигналов. Умножение.
24 Амплитудная модуляция и детектирование.
25 Частотная модуляция и детектирование.
26 Комбинационная логика.
27 Триггеры, регистры и счетчики.
28 Комплементарные МОП транзисторы.
29 Цифро-аналоговые преобразователи.
30 Аналого-цифровые преобразователи.
31 Генераторы СВЧ-колебаний.
32 Длинные линии.
33 Волноводы.
34 Электромагнитные волны в средах.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» (повышенный уровень):
1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу. Студент знает и свободно излагает теоретические сведения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение рассматриваемому языковому явлению; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; в) при наличии различных точек зрения в науке раскрыть их и указать причины разночтений; г) привести соответствующие примеры; д) теоретически обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах стилистические возможности рассматриваемого явления.
2) Подтверждает примерами теоретический материал.
3) Если ответил на два вопроса и без подсказки безошибочно выполнил практическое задание, относящееся ко второму вопросу билета.
- оценка «хорошо» (пороговый уровень):
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении практического задания. В теоретической части не изложил в ответе стилистические (изобразительно-выразительные) особенности рассматриваемого явления.
– оценка «удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, затрудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в большинстве примеров практической части допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выполнена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.