(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.03.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, заданий, вопросов по темам и разделам, тем рефератов.
1……— искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к ис-полняемому им произведению, искусство осуществления воли исполнителя, его
намерения, которое изливается в словодействии.
1) выразительное чтение
2) точное чтение
3) беглое чтение
2……— способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы.
1) физический слух
2) фонематический слух
3) звуковысотный слух
3…….— способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка.
1) фонематический слух
2) физический слух
3) звуковысотный слух
4……— способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, харак-тер
интонации, чувство темпа и ритма.
1) звуковысотный слух
2) физический слух
3) фонематический слух
5. Укажите три взаимосвязанные компонента интонации, составляющие основу де-кламационного искусства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией».
2) логика чтения
3) стилистическая правильность
4) эмоционально-образная выразительность
6……. – окраска голоса, обусловленная, с одной стороны, индивидуальным строением речевого аппарата (главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах), а с другой — эмоционально-волевым содержанием речи, отражением в ее звучании чувств и намерений говорящего.
1) тембр голоса
2) подвижность голоса
3) полетность голоса
4) благозвучность голоса
7…… – гибкость голоса, способность без усилий и напряжения меняться по силе, вы-соте и тембру; в какой-то мере подвижность голоса обеспечивает и легкость изменения тем-па речи.
1) подвижность голоса
2) тембр голоса
3) полетность голоса
4) благозвучность голоса
8…… – чистота голоса, его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т. п.)
1) благозвучность голоса
2) подвижность голоса
3) тембр голоса
4) полетность голоса
9….. – способность голоса «заполнять» то пространство, где он звучит, обеспечивать его хорошую слышимость.
1) полетность голоса
2) подвижность голоса
3) тембр голоса
4) благозвучность голоса
10.……. – отчетливость и правильность произношения отдельных звуков — основа
четкости, механической понятности речи.
1) дикция
2) тембр голоса
3) эмфаза
11.….. – усиление эмоциональной насыщенности речи.
1) цезура
2) эмфаза
3) лейма
12…… – паузы в конце стихов (стихотворных строк).
1) лейма
2) цезура
3) межстиховые паузы
13.….. – пауза, расчленяющая стихотворную строку на две (реже — на три) части.
1) цезура
2) лейма
3) межстиховые паузы
14.…. – пауза, которую можно заполнить слогом, не разрушающим ритма:
1) межстиховые паузы
2) лейма
3) цезура
15.…… – обрамляют инверсивные слова и этим выделяют, подчеркивают их.
1) межстиховые паузы
2) лейма
3) инверсивные паузы
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%, тем самым показав знание теоретических основ культуры речи, норм литературного языка, умение применять эти знания.
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание норм литературного языка, умение применять эти знания.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторых отдельных норм литературного языка, умение применять эти фрагментарные знания, отсутствие навыков выявлять типичные ошибки устной и письменной речи.
Индивидуальные творческие задания
1. Составьте перечень упражнений для губ и проведите их.
2. Составьте перечень упражнений для языка и проведите их.
3. Составьте перечень упражнений для развития артикуляции с использованием звуков и проведите их.
4. Составьте примерный комплекс артикуляционной гимнастики и проведите его.
5. Составьте перечень упражнений дыхательной гимнастики и проведите их.
6. Составьте «исполнительскую партитуру» художественного произведения (потешки, стихотворения, рассказа, басни, сказки).
Групповые творческие задания/проекты:
1. Составьте сценарий литературного досуга.
2. Составьте сценарий кукольного спектакля (на ширме) по сказке (по выбору студента).
3. Составьте сценарий кукольного спектакля (на фланелеграфе) по сказке (по выбору студента).
4. Составьте сценарий кукольного спектакля (на столе) по сказке (по выбору студента).
5. Составьте сценарий спектакля (по выбору студента).
6 Составьте сценарий спектакля с использованием ростовых кукол (по выбору студента).
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если его речь содержательно интересна, выразительна, логична, аргументирована, грамотна и цель выступления достигнута;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если речь подготовлена формально, не соответствует жанру, не выразительна и/или неубедительна, в процессе выступления было допущено много ошибок, цель не достигнута.
1 блок
1. Выразительное чтение басни.
2. Партитура текста.
3. Анализ художественного текста для последующего его выразительного чтения.
4. Специфика занятий по выразительному чтению.
5. Выразительное чтение прозы и лирики.
6. Разработка партитуры рассказа-миниатюры М. Пришвина «Золотой луг».
7. Разработка партитуры стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке».
8. Специфика чтения сказок о животных.
9. Выразительное чтение былины.
10. Инсценирование произведений классической литературы.
2 блок
Подготовьте доклад-презентацию о деятельности одного из выдающихся ораторов древности или современности (по выбору студента: Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Цезарь, Аристотель, Горгий, квинтилиан, Иларион, Епифаний Премудрый, Кирилл Туровский, Лука Жидята, Сергий Радонежский, Гитлер, Черчилль, Линкольн, Джобс, Кони, Троцкий, Ленин, Сталин, Жириновский, Путин или др.)
Критерии оценки:
– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
1. Роль искусства художественного чтения как средства общения и как средства воздействия на слушателей.
2. Значение художественного чтения и рассказывания в разностороннем развитии школьников.
3. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.
4. Дыхание, типы дыхания. Особенности речевого дыхания. Упражнения на развитие неречевого и речевого дыхания.
5. Дикция, ее значение для выразительного чтения. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
6. Голосоведение. Качества голоса. Упражнения для развития различных качеств голоса.
7. Орфоэпия и общая культура речи. Причины нарушения литературного произношения.
8. Интонация как явление сложное, целостное, представляющее совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи.
9. Сила голоса. Ее зависимость от содержания и характера произведений художественной литературы.
10. Роль пауз в выразительном чтении школьникам, их зависимость от знаков препинания.
11. Характеристика темпа и ритма речи.
12. Мелодика речи, ее значение в выразительном чтении произведений художественной литературы.
13. Значение литературоведческого анализа произведений художественной литературы.
14. Особенности составления «исполнительской партитуры».
15. Специфика рассказывания сказок.
16. Особенности чтения лирических стихотворений.
17. Особенности чтения народной поэзии.
18. Особенности чтения прозаических произведений.
19. Особенности чтения басен и былин.
20. Особенности инсценирования произведений детской художественной литературы.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
Результат зачета:
– «Зачтено», повышенный уровень: знает основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации.
Способен использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности, ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет), адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.
Знает и соблюдает правила речевого этикета.
Владеет навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникации в профессиональной деятельности, культурой речи.
Обладает навыками самостоятельного составления профессионально значимых письменных жанров и, в частности, умения составлять официальные письма, служебные записки, постановления, решения собраний, протоколы, инструкции, редактирования собственных текстов.
Владеет такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, например, уметь вести деловую беседу, переговоры, обмениваться информацией, давать оценку.
– «зачтено», пороговый уровень: знает основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации.
Способен использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности, ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет), адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.
Может выступать на собраниях с отчётами, докладами, критическими замечаниями и предложениями.
Знает и соблюдает правила речевого этикета.
Способен вести дискуссию и участвовать в ней.
Способен грамотно в орфографическом, пунктуационном, и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники, словари трудностей и т.д.
Допущенные в речи ошибки может исправить и объяснить.
Обладает навыками самостоятельного составления профессионально значимых письменных жанров и, в частности, умения составлять официальные письма, служебные записки, постановления, решения собраний, протоколы, инструкции, редактирования собственных текстов.
Владеет отдельными жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, например, уметь вести деловую беседу, переговоры, обмениваться информацией, давать оценку.
«Не зачтено», уровень не сформирован: Не знает основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации. Теоретические знания являются фрагментарными.
Не способен использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности, ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет), адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.
Не знает и не соблюдает правила речевого этикета.
Не способен самостоятельно составлять тексты профессионально значимых письменных жанров.
Не готов к свободному общению в процессе трудовой деятельности, например, уметь вести деловую беседу, переговоры, обмениваться информацией, давать оценку.