(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.06 Экология и природопользование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Входной контроль
1. Какой рельеф имеет наибольшую степень аттрактивности?
а) равнинный полуовалистый; б) низкогорный; в) среднегорный; г) высокогорный альпийский.
2. Ресурсообеспеченность - это:
a) соотношение величины запасов ресурсов и размерами их использования;
б) соотношение размеров использования к величине запасов ресурсов;
в) отношение объемов всего количества используемых объемов ресурсов к общим затратам на добычу и восстановление.
3. Природно-ресурсный потенциал - это показатель:
a) статичный (неизменный);
б) динамический (может увеличиваться или уменьшаться).
4. Привыкание человека к новым климатическим условиям в течении определенного времени называют?
а) адаптация; б) интродукция; в) акклиматизация; г) эволюция.
5. Тела и силы природы, которые существенны для жизни и деятельности человека, но непосредственно не используются им в производственной деятельности, называют:
а) естественными ресурсами; б) природными условиями; в) природно-ресурсным потенциалом; г) косвенными ресурсами.
6. Природно-климатический потенциал - межотраслевая научная дисциплина, объектом которой служит:
а) интегральный ресурс; б) интегральный ресурс и составляющие его частные виды ресурсов; в) взаимосвязь всех природных факторов жизни общества с социально-экономическим развитием человека.
7. По принципиальной возможности и способу восстановления выделяют ресурсы:
а) природно-возобновимые; б) антропогенно-возобновимые; в) невозобновимые; г) исчерпаемые; д) неисчерпаемые.
8. Участки территории, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и используемые в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях - это...
9. Созданные человеком средства производства - это
а) ресурсы материальные; б) природные условия; в) ресурсы трудовые; г) ресурсы природные.
10. Какие ресурсы по функциональному назначению не относится к природным рекреационным ресурсам?
а) оздоровительные; б) этнографические; в) познавательные; г) спортивные.
Текущий контроль 1
1. К какому виду лесопользования относят заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов:
а) основному; б) побочному; в) третичному; г) вторичному.
2. От какого климатического параметра зависит время начала вегетации растений?
а) инсоляция; б) альбедо; в) конвекция; г) температурный режим.
3. Что такое аттрактивность ландшафтов:
а) это привлекательность и красота разных ландшафтов; б) это разнообразие ландшафтов; в) это хозяйственная ценность ландшафтов для разных отраслей народного хозяйства; г) это степень безопасности ландшафтов для разных категорий посетителей (туристов); д) это степень заселенности ландшафтов разными видами животных; е) все перечисленное.
4. Рекреация – это восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на природе, в туристической поездке, санатории и т. п.
а) верно; б) неверно.
5. Туризм – это:
а) пеший поход с ночлегом; б) любые путешествия более одного дня без цели заработка; в) отдых у родственников в деревне; г) все перечисленное.
6. Упорядоченная совокупность сведений о природном, правовом, хозяйственном, экономическом и производственном положении земельной собственности называют:
а) кадастром полезным ископаемых; б) почвенным кадастром; в) земельным кадастром; г) лесным фондом.
7. Содержание загрязняющих веществ в атмосфере и атмосферных осадках:
а) над океанами ниже, чем в континентальных районах; б) над океанами выше, чем в континентальных районах; в) одинаково над океанами и в континентальных районах; г) над океанами отсутствуют; д) отсутствуют в континентальных районах.
8. Климат – это:
а) многолетний режим погоды, характерный для определенной местности; б) состояние погоды в данный момент времени в определенной местности; в) оба утверждения неверны; г) оба утверждения верны.
9. Охрана биоразнообразия включает экономические, управленческие, юридические, научные и эколого-просветительские задачи
а) верно; б) неверно.
10. Примерно через сколько лет все лесные угодья страны должны подвергаться таксационной оценке?
а) через 5 лет; б) через 10 лет; в) через 15 лет; г) через 20 лет.
Текущий контроль 2
1. Основной запас пресной воды на Земле сосредоточен в реках
а) верно; б) неверно.
2. Является ли сбор грибов рекреацией?
а) да, если осуществляется промысловый сбор грибов с целью заработка; б) да, если осуществляется преимущественно ради отдыха, прогулки по лесу; в) в любом случае является рекреацией; г) в любом случае не является рекреацией.
3. В результате какой деятельности на Земле возникли культурно-исторические рекреационные ресурсы?
а) природной; б) антропогенной; в) биологической; г) геологической.
4. Что не относится к растениеводству?
а) зерноводство; б) бахчеводство; в) картофелеводство; г) овощеводство; д) садоводство; е) пчеловодство.
5. Напочвенный слой, образовавшийся в лесу из растительного опада:
а) лишайниковый покров; б) моховой покров; в) лесная подстилка.
6. Что не относится к животноводству?
а) коневодство; б) свиноводство; в) бахчеводство; г) птицеводство; д) ранчеводство; е) верблюдоводство; ж) пчеловодство.
а) антропогенные; б) биотические; в) абиотические.
8. Наиболее активный компонент ландшафта – это:
а) биота; б) почва; в) климат; г) геолого-геоморфологическая основа; д) воды.
9. Охрана природы – это комплекс мероприятий по улучшению социально-экономических условий жизни населения отдельного региона
а) верно; б) неверно.
10. Свойство ландшафта сохранять свою структуру и характер функционирования под влиянием внешних (природных и антропогенных) воздействий называют:
а) устойчивостью; б) развитием; в) динамикой; г) изменчивостью; д) долговечностью.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на более чем 91% вопросов, тем самым показав прочные знания теоретических основ дисциплины, умение применять эти знания.
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 72-90% вопросов теста, тем самым показав неплохие знания по дисциплине, умение применять эти знания.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 60-71% вопросов, показав пробелы в знании курса, допустив неточности при выборе правильного ответа.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 60% вопросов, показав только фрагментарные знания.
Задание
Содержание проекта
по дисциплине «Природно-климатический потенциал»
Индивидуальная проектная работа выполняется по теме «Природно-климатический потенциал территории для целей развития туризма». Район исследования студенты выбирают самостоятельно. Проект выполняется по мере прохождения 2 раздела дисциплины и предполагает консультацию преподавателя при возникновении методических вопросов. Защита проекта включает следующие моменты:
1. Обсуждение методики выполнения работы.
2. Обсуждение полученных результатов.
3. Анализ представленного рекреационного зонирования
4. Обсуждение выдвигаемых проблем использования природного рекреационного потенциала исследуемой территории и путей их решения.
Рекомендуемое содержание проекта:
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................................................
1 Краткая характеристика района исследования
1.1 Физико-географическая характеристика
1.2 Социально-экономическая характеристика
1.3 Достопримечательности района
2 Зонирование территории с точки зрения использования природно-климатического потенциала в целях развития рекреации и туризма
3 Оценка природно-климатического потенциала района исследования в целях развития рекреации и туризма
3.1 Методические подходы к оценке
3.2 Оценка отдельных компонентов природно-климатического потенциала
3.3 Сильные и слабые стороны района исследования с точки зрения наличия и использования природно-климатического потенциала в целях развития рекреации и туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .........................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................................................
Приложение 1 Карта-схема рекреационного зонирования территории ……………..………..
Критерии оценки:
Балл по МРС Критерии
5 баллов Студент провел полную (в соответствии с рекомендованным содержанием) оценку потенциала территории. Сформулировал емкие правильные выводы. Аккуратно и верно выполнил картосхемы. На защите выступал уверенно, ответил на все вопросы.
4 балла Студент провел полную оценку рекреационно-ресурсного потенциала территории. Однако в выводах допустил ошибки, неточности или не аккуратно выполнил картосхемы. На защите ответил на вопросы, исправив неточности и ошибки, допущенные в работе.
3 балла Студент провел полную оценку потенциала территории, но не составил картосхемы или какую-либо из глав. На защите с помощью преподавателя ответил на все вопросы.
2 балла Студент провел частичную оценку потенциала территории, но не составил картосхемы или какую-либо из глав. При защите не смог ответить на большую часть вопросов, даже с помощью преподавателя. Не выполнил работу.