2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Креативная мастерская_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Креативная мастерская
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Банникова О.И. _______________
 
 
Креативная мастерская
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование представлений о творчестве, развитие творческих способностей через приобщение к инновационным формам и видам современного рукоделия. Формирование устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению. 
1.2
Задачи: - изучить формы и методы творческой деятельности; - получить навыки работы с природными материалами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Креативная мастерская" обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
умеет применять знания о природных материалах в творческой деятельности, знает технику изготовления изделий
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
 
умеет планировать и развивать собственную деятельность, связанную изготовлением изделий из природных материалов, просчитывать перспективы развития своей деятельности.
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
способен реализовывать намеченные цели с учётом своих возможностей и способностей в творческой деятельности
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
способен критически оценивать эффективность использования времени и ресурсов для получения результатов творческой деятельности по изготовлению изделий из природных материалов
ИД-4.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. Основные понятия
 
1.1
1. Введение

2. Основные понятия дисциплины (творчество, изобретательность)

/Лек/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Тестовая форма проверки знаний
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Самостоятельная работа
 
2.1
1. Разработка творческого проекта

2. Подготовка и оформление проекта /Ср/

34,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Проектная работа
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Раздел 3. Изготовление изделий из древесины
 
3.1
1. Общие сведения о строении, свойствах древесины.

2. Породы дерева и виды пиломатериалов.

3. Оборудование и инструменты для обработки древесины.

4. Виды и технологии обработки древесины. /Лек/

4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.2
1. Художественные работы по дереву

2. Корнепластика

3. Изготовление изделий из спилов дерева и веток

4. Декоративная обработка древесины /Пр/

10
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Индивидуальные задания
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Изготовление изделий из природных материалов
 
4.1
Изготовление изделий из природных материалов /Лек/
4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.2
1. Технология изготовления изделий из природных материалов

2. Изготовление изделий из полимерной глины /Пр/

8
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Индивидуальные задания
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств, Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Креативная мастерская. 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачёту, тестовых заданий, тем рефератов.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1. Узнай материал по его свойствам: гладкая, тонкая, мнётся, складывается, не тянется, разноцветная

А). картон;

Б). пластилин;

В). бумага.

2. Узнай материал по его свойствам:  плотный,  плохо гнётся, не мнётся, служит фоном для аппликации

А). картон;

Б). пластилин;

В). бумага.

3. Узнай материал по его свойствам: разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный

А). картон;

 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Б). пластилин;

В). бумага.

4.На занятия по творчеству необходимо  приносить:

а) сотовый телефон, наушники, косметику;

б) карандаш, ручку, ластик;

в) ничего не приносить, всё просить у соседа или у учителя.

5. Главные  условия при организации  рабочего  места

а) хорошее освещение

б) сидеть на мягком

в) сидеть прямо

г) расстояние от глаз 35-40 см

6. Родина оригами

а) Корея;

б) Китай;

в) Япония.

7. «Оригами» в переводе на русский значит:

а) сложенная бумага;

б) божество.

8. Кусудама – это...

а) шар из бумаги собранный из отдельных элементов-модулей;

б) название религии в Японии;

в) название одного из крупнейших вулканов в Японии.

Примерные тесты для текущего контроля 1

1. Что такое ТВОРЧЕСТВО?

а) деятельность, в процессе которой человек применяет известные типовые решения, общепринятые схемы

б) деятельность, в ходе которой человек строго придерживается ранее разработанного алгоритма действий в данной области

в) деятельность по созданию чего-либо качественно нового

2. Что такое ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО?

а) репродуктивная деятельность, в процессе которой человек использует технические достижения, новые современные технологии

б) кропотливая работа с конструкциями различных устройств и пр. инженерных объектов

в) деятельность, в результате которой создаются новые принципы действия, способы воплощения этих принципов в конструкциях инженерных объектов

г) процесс, который способствует созданию принципиально новых конструкций, неизвестных ранее

3. Как называется создание чего-либо ранее объективно не существовавшего, с помощью которого решается определенная техническая задача?

А) изобретение

Б) конструкция

В) устройство

Г) проект

4. Отметьте высказывание (высказывания), не соответствующее сути творческой деятельности:

А) порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью

Б) пополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее

В) деятельность по заранее известному алгоритму

Г) реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций

5. Какая деятельность считается НЕТВОРЧЕСКОЙ?

А) порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью

Б) пополняющая знания, способствующая созданию вещей, которые не были известны ранее

В) деятельность по заранее известному алгоритму

Г) реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций

Примерные тесты для текущего контроля 2

 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. Что является результатом проектирования разрабатываемого объекта (представляется в виде текстов, графиков, чертежей, расчетов, моделей и т.д.)?

А) проект

Б) чертеж

В) патент

Г) автомат

2. Квиллинг это –

а) вид вышивки                         б) изделие из соленого теста

в) лоскутное шитье                   г) техника аппликации

3. Какими свойствами обладает глина?

а) сыпучесть;

б) затвердевает при просушке;

в) пластичностью (мягкостью);

г) хорошо впитывает воду.

4. Какая из пород древесины не является хвойной?

а) сосна;

б) кедр;

в) пихта;

г) ольха.

5. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?

а) столярный верстак;

б) лакокрасочные материалы;

в) кресло;

г) заготовка.

Критерии оценки:

"зачтено" - выставляется студенту, если даны правильные ответы в диапазоне 61-100 %;

"не зачтено" - выставляется студенту, если даны ответы менее чем на 61% вопросов.

Индивидуальные задания для проектов:

1. Изготовления украшений из полимерной глины.

2. Изготовление изделий из дерева для интерьера помещений.

3. Изготовление изделий из древесных спилов.

4. Изготовление деревянных украшений.

5. Выжигание по дереву.

Критерии оценки:

"зачтено" - выставляется студенту, если студент правильно выполнил индивидуальное

задание. Показал отличные владения навыками применения полученных знаний и умений при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. Ответил на

все дополнительные вопросы при защите своего задания (проекта).

"не зачтено" - выставляется студенту, если при выполнении индивидуального задания студент продемонстрировал недостаточный уровень владения умениями и навыками

при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы на защите было допущено множество неточностей.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы сообщений по индивидуальным заданиям:

1. Техника изготовления украшений из полимерной глины.

2. Изготовление изделий из дерева для интерьера помещений.

3. Изготовление изделий из древесных спилов.

4. Изготовление деревянных украшений.

5. Выжигание по дереву.

Критерии оценки:

"зачтено" - выставляется студенту, если студент правильно выполнил индивидуальное задание. Показал отличные владения навыками применения полученных знаний и умений при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. Ответил на все дополнительные вопросы при защите своего задания (проекта).

"не зачтено" - выставляется студенту, если при выполнении индивидуального задания студент продемонстрировал недостаточный уровень владения умениями и навыками

при решении профессиональных задач в рамках усвоенного учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы на защите было допущено множество неточностей.

 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту:

1. Какое строение у древесины?

2. Какие существуют породы древесины?

3. Какие породы древесины являются хвойными?

4. Как называется тонкий слой клеток, расположенный между корой и древесиной?

5. Какой слой древесины проводит питающие соки?

6. Для чего нужно изучать строение и пороки древесины?

7. Какие пиломатериалы изготавливают из древесины?

8. Что такое шпон?

9. Что такое фанера?

10. На что надо обращать внимание при выборе заготовок?

11. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?

12. Что такое корнепластика?

13. Какие существуют виды резьбы по дереву?

14. Какими свойствами обладает полимерная глина?

15. Техника изготовления украшений из полимерной глины.

16. Свойства эпоксидной смолы.

17. Изготовление изделий из эпоксидной смолы.

18. Экологическая оценка изделий из дерева.

Критерии оценки:

"зачтено" - выставляется студенту, если студент правильно ответил на теоретический вопрос. Показал отличные знания в рамках

усвоенного учебного материала. Ответил на все дополнительные вопрос

"не зачтено" - выставляется студенту, если при ответе на теоретический вопрос студент продемонстрировал недостаточный

уровень знаний. При ответах на дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Смолеевский С. Е.
Основные виды художественной деревообработки: учебное наглядное пособие
Липецк: Липецкий ГПУ, 2019
https://e.lanbook.com/book/126973
 
Л1.2
Смолеевский С. Е.
Основы материаловедения в художественной обработке древесины: учебное пособие
Липецк: Липецкий ГПУ, 2017
https://e.lanbook.com/book/111938
 
Л1.3
Медведевских В. С.
Художественная обработка древесины: учебное пособие
Курган: КГУ, 2022
https://e.lanbook.com/book/300296
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Благова Т. Ю.
Теория и методология дизайна. Ч. 2. Креативные методы дизайна: учебное пособие
Благовещенск: АмГУ, 2018
https://e.lanbook.com/book/156497
 
Л2.2
Сырай О. Г.
Основы производственного мастерства: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2022
https://e.lanbook.com/book/288911
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
Paint.NET
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям

2. Подготовка докладов (сообщений)  по предложенным темам.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.

Практическое занятие охватывает, наиболее значимые разделы курса по дисциплине, предусматривающие формирование у студентов навыков и умений приложения теории к практике, решения профессиональных задач, и состоит из введения, собственно практической части и заключения.

Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, обеспечение учебного процесса методическими материалами. Перед началом занятия проходит ознакомление студентов с целями и задачами занятия, формами отчетности и установлением готовности занимающихся к выполнению практических заданий.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов.

Методические рекомендации по подготовке сообщений (докладов)

При подготовке сообщений или докладов студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Значение поисков необходимой литературы огромно, ибо от полноты изучения материала зависит качество научно-исследовательской работы. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме. Доклад – вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы Она включает несколько этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости:

- составляется план доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;

- подбираются основные источники информации;

- систематизируются полученные сведения путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, возможно, дает сам преподаватель;

- делаются выводы и обобщения в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.

К докладу по укрупненной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.

В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.

При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.

Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:

1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;

2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;

3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.

Методические рекомендации по подготовке презентации творческого проекта

Презентация – представление подготовительного содержательного сообщения. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цель презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование цели, которые должны быть достигнуты.

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.

На слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успевают осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Алгоритм презентации:

8. Постановка цели.

9. Определение концепции.

10. Выбор структур.

11. Подбор материалов.

12. Оценка качества материалов.

13. Выбор средств в приемов для лучшего донесения материалов. Создание презентации.

14. Представление презентаций.

Презентация оценивается по следующим критериям:

7. Научная содержательность.

8. Информативность.

9. Понимание логики представленного материала.

10. Актуальность.

11. Степень глубины представленного материала.

12. Дизайн.

Методические рекомендации по выполнению творческого проекта (индивидуального задания)

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных  областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в 

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Рекомендуется для оценки умений и владений студентов.