(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.04.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Интерактивная лекция (эвристическая беседа)
Содержание лекции:
Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями. Рыночная экономика и менеджмент. Менеджмент и предпринимательство. Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, механизм управления, процесс управления, уровень управления, звено и элемент управления. Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Дискуссия по заданной теме
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение
задания.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Составление и обсуждение схемы деятельности организации сферы профессиональной деятельности
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Эволюция менеджмента. Опыт менеджмента в России и за рубежом. Школа научного управления и ее современные модели. Административная (классическая) школа менеджмента. Школа человеческих отношений и ее развитие. Новые школы в управлении (управление с позиции организационного поведения, количественный подход в управлении). Современные научные подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.
/Лек/
Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)
Содержание лекции:
Понятие организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов. Признаки организации. Стадии жизненного цикла организации. Внутренняя среда организации и ее переменные элементы. Организационная культура фирмы: понятие, элементы, функции, виды. Имидж организации, имидж менеджера. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Дискуссия по заданной теме
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Сущность и классификация функций управления. Общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, - их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость. Цикл управления. Принципы менеджмента: общие и частные.
Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.
/Лек/
Образовательные технологии:
Выполнение практических заданий, работа в малых группах.
План занятия:
1 Выполнение практических зааний
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка доклада
Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,
опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Сущность, виды, методы и принципы планирования. Формы организации планирования. Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.
Классификация целей образовательной организации. Миссия, генеральная, общеорганизационные и специфические цели. Дерево целей.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка к проверочной работе
Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутона. Требования к современному менеджеру. Источники власти. Формы власти и воздействия на подчиненных. Влияние и способы воздействия на подчиненных. Источники авторитета менеджера. Понятие лидерства. Власть и лидерство. Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Новые концепции лидерства.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии.
План занятия:
1 Дискуссия по заданной теме
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
/Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка доклада
Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,
опрос на занятии. /Ср/
Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)
Содержание лекции:
Понятие и принципы организации как функции менеджмента. Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления. Характеристика уровней управления. Управленческие полномочия. Ответственность. Делегирование организационных полномочий: принципы, масштабы, требования, выгоды, сопротивление со стороны руководителей и подчиненных. Централизация и децентрализация управленческих полномочий.
Организационная структура управления предприятия и ее типы: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная. Современные организационные структуры. Проектирование организационных структур.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка доклада
Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,
опрос на занятии.
/Ср/
Содержание лекции:
Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении образовательной организацией. Мотивационная структура. Мотивационный процесс.
Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторая теория Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума, теория справедливости или теория равенства С.Адамса, модель Портера-Лоулера. Применимость теорий мотивации в практике управления организацией сферы профессиональной деятельности. Стимулирование и его виды.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
/Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Проблемы, связанные с управлением персоналом. Категории персонала на предприятии. Должностные инструкции сотрудников. Основные аспекты управления персоналом. Наем, оценка и отбор персонала на предприятиях. Оплата труда персонала в организациях. Развитие персонала в организациях. Формирование кадрового резерва. Повышение квалификации персонала. Управление процессом обучения персонала. Деловая оценка персонала. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. /Лек/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание лекции:
Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Этапы подготовки, принятия и организации выполнения решений.
Методы принятия и оптимизации управленческих решений: математическое моделирование; метод экспертных оценок; метод мозгового штурма; теория игр, метод дерева решений, метод сценариев и др. Человеческий фактор в процессе принятия и реализации управленческого решения. Организация и контроль за исполнением принятых решений. Риск в управленческих решениях.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса. Классификация коммуникаций. Способы коммуникации. Коммуникационные барьеры.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, тренинга.
План занятия:
1 Проведение тренинга
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Понятие и виды контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
Системы контроля. Требования к системе контроля. Этапы организации контроля. Установление стандартов контроля. Сопоставление достигнутых результатов со стандартами. Принятие необходимых корректирующих мероприятий. Эффективность контроля.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка к проверочной работе
Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме примерных тестовых заданий, дискуссий, практических заданий, рефератов (конспектов) и промежуточной аттестации в форме вопросов.
- Менеджмент - это искусство. Менеджмент - это наука. Какое утверждение ближе к истине?
- Выделите группы работ, выполнение которых соответствует классификации ролей менеджеров, предложенной Г. Минцбергом
- Ваш оппонент утверждает, что хорошему управляющему незачем знать основы теории существования и законы развития организаций, а достаточно только иметь дар убеждения и предпринимательскую смекалку. Попробуйте доказать обратное.
- Основные функции и методы работы менеджера
- Сформулируйте миссию организации.
- Причины, по которым один и тот же стиль управления не может быть применим к различным подразделениям организации.
- Должен ли руководитель обладать харизмой? Насколько это важно? Может ли руководитель приобрести лидерские качества или они являются врожденными?
- Разрешение скрытого конфликта
- Виды и формы стимулов.
- Представление и получение обратной связи.
- Программа проведения предварительного, текущего и заключительного контроля.
Критерии оценки:
Результатами занятия должна стать формирующаяся у студентов компетенция, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике. Максимальный балл за работу равен 100%. Для выставления итоговой оценки студенту используется следующий перечень критериев.
1. Теоретический уровень знаний
2. Подкрепление материалов фактическими данными
3. Способность делать выводы
4. Качество ответов на вопросы
5. Способность отстаивать собственную точку зрения
6. Степень участия в общей дискуссии
Критерии оценки: «отлично» – 91-100 % (повышенный уровень); «хорошо» – 76-90 % (пороговый уровень); «удовлетворительно» – 61-75 % (пороговый уровень); «неудовлетворительно» –0-60 % (уровень не сформирован).
Практические задания
Практические задания выполняются по конкретной организации из сферы профессиональной деятельности выпускника (или ее структурного подразделения) на выбор студента (IT-фирма, образовательная организация, банк и т.д.).
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента
Общая характеристика организации
При общей характеристике организации необходимо изучить и уточнить следующие вопросы:
– наименование организации и ее месторасположение;
– размер уставного капитала и учредители организации;
– виды деятельности, которыми организация занимается;
– масштаб деятельности организации;
– уровень специализации, кооперирования и концентрации;
– принадлежность организации к различным объединениям, наличие филиалов и представительств.
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента
Составление схемы деятельности организации сферы профессиональной деятельности.
Тема 3. Организация как объект управления
Описать организационно-правовую форму организации, ее особенности.
Тема 4. Функции, принципы и методы управления
Управление операционной деятельностью. При характеристике и анализе системы управления операционной деятельностью организации необходимо:
– изучить и дать краткое описание операционной деятельности (тип операционной деятельности, структура операционных процессов) или описание основных бизнес-процессов;
– изучить и проанализировать процесс обеспечения деятельности организации необходимыми ресурсами;
– выявить преимущества и недостатки процесса планирования и организации деятельности на предприятии;
– проанализировать информационное обеспечение операционной деятельности;
– Управление маркетингом. При изучении системы управления маркетингом на предприятии студент должен:
– изучить цели и задачи маркетинговой деятельности организации;
– изучить и проанализировать товарную политику организации: номенклатуру и ассортимент продукции организации, мероприятия по совершенствованию и модернизации продукции и др.;
– изучить и проанализировать систему управления качеством продукции: показатели качества продукции, нормативные документы, используемые при производстве продукции, мероприятия по обеспечению и повышению качества продукции;
– изучить и проанализировать сбытовую политику организации: условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта, планирование продвижения товара на рынке, инструменты стимулирования сбыта;
– изучить и проанализировать коммуникационную политику организации: рекламная политика, система Паблик Рилейншз;
– изучить и проанализировать ценовую политику организации: система цен, методы ценообразования, ценовые стратегии, факторы, определяющие решения по ценам;
– выделить проблемы, связанные с организацией маркетинговой деятельности в организации.
Тема 5. Планирование деятельности организаций
Изучить и проанализировать цели и задачи организации;
Анализ внешней среды организации
Анализ внешней среды организации предполагает изучение следующих вопросов:
Макросреда организации. По этому разделу студенту необходимо:
– изучить нормативно-правовые документы, оказывающее влияние на деятельность организации;
– изучить и проанализировать, используя метод PEST-анализа, влияние макроэкономических, культурных, политических, технологических и социально-демографических факторов, оказывающих влияние на деятельность организации.
Микросреда организации. По этому разделу студенту необходимо:
– определить и проанализировать основных поставщиков организации;
– определить и проанализировать основных потребителей организации, выделить основные сегменты рынка по потребителям;
– определить и проанализировать контактные аудитории организации (СМИ, государственные органы управления, финансовые структуры, общественные организации, внутренние контактные аудитории и др.);
– выявить возможности и угрозы, генерируемые внешней средой оргнизации.
Тема 7. Организация деятельности предприятий
Организационная структура предприятия. При характеристике и анализе организационной структуры предприятия необходимо:
– изучить и представить в виде схемы организационную структуру управления;
– изучить и перечислить компоненты организационной структуры: линейные и функциональные структурные подразделения;
– изучить и проанализировать структуру и функции аппарата управления организации;
– выявить преимущества и недостатки организационной структуры предприятия.
Тема 8. Мотивация труда в организациях
Изучить и проанализировать систему материального и морального стимулирования;
Тема 9. Управление персоналом в организации
При характеристике и анализе системы управления персоналом необходимо:
– изучить и проанализировать в динамике за 3 года численность, профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
– изучить и проанализировать процесс найма, отбора и подбора персонала;
– изучить и проанализировать систему развития персонала (оценка и аттестация персонала, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
– выявить проблемы, связанные с управлением персоналом в организации.
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях
– обобщить, используя метод SWOT-анализа, преимущества и недостатки в деятельности организации, выявленные на основе анализа внутренней среды организации, а также возможности и проблемы, выявленные на основе анализа внешней среды организации;
– разработать рекомендации по решению выявленных проблем и снижению рисков.
Тема 11. Координация и контроль в организациях
- изучить и проанализировать процедуры контроля операционной деятельности, системы управления качеством.
– разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности организации.
Критерии оценки:
«Отлично» (91-100 %) повышенный уровень - студент продемонстрировал отличное знание теории предмета, смог применить теорию на практике. Проанализирована проблема и даны обоснованные рекомендации по ее решению.
«Хорошо» (76-90%), пороговый уровень - студент продемонстрировал хорошее знание теории предмета, смог применить теорию на практике. В целом проблема проанализирована и даны отдельные рекомендации по ее решению.
«Удовлетворительно» (61-75%), пороговый уровень - студент продемонстрировал удовлетворительное знание теории предмета, смог применить некоторые положения на практике. Проблема проанализирована частично и даны отдельные рекомендации по ее решению.
«Неудовлетворительно» (0-60%), уровень не сформирован - студент не продемонстрировал знание теории предмета, не смог применить теорию на практике. Не проанализирована проблема и не даны рекомендации по ее решению.
Комплект примерных тестовых заданий
1. Системный подход к управлению рассматривает менеджмент как…
a) сложную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем
b) реализацию совокупности общих и специальных функций управления
c) использование различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации
d) систему, основанную на разработке и реализации комплекса стратегических, тактических и оперативных целей управления
2. Какая из предложенных характеристик нетипична для бюрократического типа управления?
a) Ясная и чёткая мотивация инициативы персонала;
b) Жесткое распределение функций и обязанностей в системе управления;
c) Ориентация персонала на решение проблем;
d) Высокая исполнительская дисциплина;
e) Чрезмерное внимание документации.
3. Какие содержательные элементы наиболее полно и объективно выражают понимание цели?
a) Цель включает методологию разработки решений, информацию и человеческий фактор;
b) Цель – это результат, к достижению которого стремится менеджер;
c) Цель включает потребности и пути их реализации;
d) Цель – это модель факторов достижения эффективности управления;
e) Цель включает возможное, желательное и необходимое состояние системы.
4. Выберите наиболее полное определение понятия жизненного цикла организации:
b) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация при взаимодействии с окружающей средой, включающая предсказуемую последовательность качественно различающихся стадий;
c) ЖЦО – определённый временной интервал, включающий последовательность качественно различающихся стадий и этапов;
d) ЖЦО – необратимое, направленное, закономерное изменение организации и её подразделений от стадии формирования до этапа ликвидации, которое руководитель должен изменить.
5. Что представляют собой полномочия?
a) Должностной статус руководителя;
b) Авторитет менеджера в среде его коллег;
c) Право на принятие управленческих решений;
d) Право воздействовать на деятельность людей;
e) Наличие знаний и опыта для осуществления управления.
6. Предварительный контроль на конкретном участке ведения работ предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ и предшествует процессу…
a) осуществления хозяйственных операций
b) планирования
c) анализа среды организации
d) установки производственного оборудования на данном участке
7. Какое из предложенных определений отражает понятие «метод управления»?
a) Приём расчёта показателей в процессе управления;
b) Разработка порядка совместной деятельности в организации;
c) Способ обработки полученной информации и её трансформация в командную информацию;
d) Разработка характера отношений между людьми в организации;
e) Способ использования средств управления в процессе воздействия управляющей системы на управляемую.
8. Соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию отражает ________________ эффективность управленческого решения.
a) экономическую
b) социальную
c) технологическую
d) правовую
9. Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль с точки зрения теории менеджмента в совокупности представляют собой __________ менеджмента.
a) функции менеджмента
b) принципы менеджмента
c) школы менеджмента
d) подходы менеджмента
10. К представителям школы человеческих отношений можно отнести…
a) Мейо, Ротлисберга, Маслоу, Макгрегора
b) Тейлора, Гантта, Гилбретов
c) Файоля, Муни, Вебера, Урвика
d) фон Берталанфи, Друкера
11. Тот факт, что человек является частью персонала организации, подтверждает наличие у него трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются…
a) трудовым договором
b) актом сдачи-приемки работ
c) сертификатом о повышении квалификации
d) трудовой инструкцией
12. Права менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных сотрудников на выполнение тех или иных задач являются сутью термина…
a) «полномочия»
b) «делегирование»
c) «ответственность»
d) «власть»
13. Управленческое решение представляет собой _____________________, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования организации.
a) продукт управленческого труда
b) управленческий проект
d) метод управления
14. Какое определение управления наиболее точно отражает его сущность?
a) Управление – это превращение информации от исходной в командную;
b) Управление – это взаимодействие между людьми при выполнении ими общей работы;
c) Управление – это реализация полномочий на принятие решений;
d) Управление – это специфический вид деятельности человека по согласованию деятельности других людей;
e) Управление – это единство управляющей и управляемой систем.
15. Процесс, одной из основных составляющей которого является определение миссии, цели организации, называется…
a) планированием
b) управлением
c) исполнением
d) регулированием
16. Задачами проведения текущего контроля в теории менеджмента не могут быть …
a) сопоставление итоговых фактических результатов с запланированными
b) выявление нарушений и нарушителей
c) проверка эффективности и оптимальности выбранного варианта действий
d) исследование морально-психологического климата в коллективе
17. К социально-психологическим методам управления можно отнести…
a) медицинское обслуживание в организации
b) издание методических указаний по выполнению работ
c) разработку положения об отделе стратегического планирования
d) премирование сотрудников
18. Вероятностные управленческие решения руководителю приходится принимать в условиях…
a) недостаточной и неполной информации
b) масштабной организационной структуры
c) полной и достоверной информации
d) повторяющихся управленческих действий
19. Целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, в теории менеджмента называется…
a) системой
b) комплексом
c) общностью
d) подразделением
20. Содержательные теории мотивации основаны на анализе …
a) потребностей человека
b) причины существования организации
c) категорий конкретного конечного состояния организации или желаемого результата ее деятельности
d) стратегии развития персонала
21. Какая из предложенных характеристик является главной в формулировании миссии организации?
a) Отраслевая принадлежность организации и задачи её развития;
b) Получение прибыли в результате деятельности организации;
c) Назначение организации и её роль в обществе;
d) Ассортимент и качество выпускаемой продукции;
e) Политика по отношению к персоналу.
22. Один из основных принципов управления по Анри Файолю гласит: «Власть не отделима от…»
a) ответственности
b) коррупции
c) администрации
d) прибыли
23. Потребность во власти выделяется отдельно в теории мотивации...
a) МакКлелланда
b) Маслоу
c) Герцберга
d) справедливости
Критерии оценки: «отлично» – 91-100 % (повышенный уровень); «хорошо» – 76-90 % (пороговый уровень); «удовлетворительно» – 61-75 % (пороговый уровень); «неудовлетворительно» –0-60 % (уровень не сформирован).
1. Сущность менеджмента и его значение в российском обществе.
2. Анализ современных подходов в управлении организацией.
3. Значимость планирования как функции менеджмента в организации.
4. Контроль в системе управления организацией.
5. Особенности организации как объекта управления.
6. Прогноз и планирование работы в организации.
7. Стратегическое планирование работы организации.
8. Бизнес-планирование в менеджменте.
9. Принципы менеджмента современной организации.
10. Стиль и методы управления современной организации.
11. Организация работы сотрудников современной организации как одна из основополагающих функций менеджмента.
12. Проектирование организационной структуры.
13. Разработка и принятие управленческих решений.
14. Управление персоналом современной организации.
15. Искусство делового общения и его значение для современной организации.
16. Организация и проведение делового совещания.
17. Управление конфликтами в современной организации.
18. Теории лидерства и управление современной организацией.
19. Теории мотивации и их использование в управлении сотрудниками организации.
20. Формальная и неформальная организация внутренней среды современной организации.
21. Система вознаграждения как элемент повышения производительности.
22. Миссия современной организации.
23. Информационное обеспечение менеджмента.
24. Самоменеджмент - сущность, особенности
25. Особенности методов коллективного решения проблем.
26. Управление организационными изменениями в современной организации.
27. Взаимосвязь основных функций менеджмента.
28. Лидерство и стили управления руководителя.
29. Факторы повышения эффективности управления в современной организации.
30. Управленческие решения на уровне организации и на уровне индивида.
31. Содержание и особенности управленческого труда в современной организации.
32. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления.
33. Формирование стратегии предприятия в современных условиях.
34. Социальная сфера как внешняя среда современной организации.
35. Влияние политики на развитие современной организации.
36. Анализ внутренней среды современной организации.
37. Характеристика внешней среды современной организации.
38. Технология разработки имиджевой компании в современной организации.
Критерии оценки:
«Отлично» (91-100%), повышенный уровень - выполнены все требования к написанию и защите реферата доклада): обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны ответы на дополнительные вопросы.
«Хорошо» (76-90%), пороговый уровень - основные требования к реферату (докладу) и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«Удовлетворительно» (61-75%), пороговый уровень - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата (доклада) или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
«Неудовлетворительно» (0-60%), уровень не сформирован - тема реферата (доклада) не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
1) Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями.
2) Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, процесс управления, уровни управления.
3) Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.
5) Современные научные подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.
6) Системный подход в управлении: его содержание и значение для организации.
7) Понятие и признаки организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов.
8) Внутренняя среда организации и ее переменные: цели, структура, задачи, технология, люди.
9) Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
10) Внешняя среда организации: её виды и характеристики.
11) Необходимость исследования внешней и внутренней среды для построения модели управления современной организацией
12) Сущность и классификация функций менеджмента в организации.
13) Понятие и классификация методов менеджмента.
14) Сущность, виды, методы планирования.
15) Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.
16) Понятие цели. Классификация целей организации.
17) Понятие миссии. Дерево целей организации.
18) Понятие и этапы стратегического планирования. Миссия.
19) Сущность SWOT-анализа. Матрица БКГ.
20) Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией.
21) Жизненный цикл организации: понятие, этапы.
22) Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления.
23) Делегирование организационных полномочий: принципы, требования, проблемы.
24) Современные подходы к формированию организационной структуры: механистический и органический.
25) Характеристика линейно-функциональной организационной структуры управления.
26) Особенности и характеристика современных организационных структур.
27) Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении организации
28) Характеристика содержательных теорий мотивации.
29) Характеристика процессуальных теорий мотивации.
30) Применимость теорий мотивации в практике управления современной организации.
31) Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения.
32) Виды управленческих решений.
33) Этапы подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений.
34) Процесс моделирования в менеджменте. Виды моделей.
35) Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса.
36) Классификация коммуникаций. Виды коммуникаций в современной организации.
37) Особенности и требования к организации коммуникационного процесса современной организации.
38) Понятие и виды контроля. Требования к системе контроля.
39) Этапы организации процесса контроля в современной организации.
40) Понятие и типология конфликтных ситуаций.
41) Характеристика последствий и методов разрешения конфликтов в организации.
42) Понятие и виды имиджа. Формирование имиджа делового человека.
43) Основы лидерства: природа, понятие, стили лидерства.
Критерии оценки:
«Зачтено» (91-100), повышенный уровень - студент показал прочные знания основных теоретических положений учебной дисциплины. При ответе на вопросы студент показал умение логически рассуждать, самостоятельно делать выводы. Были приведены примеры из практики. При подготовке к зачету были использованы конспекты лекции, основная и дополнительная литература.
«Зачтено» (76-90), пороговый уровень - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. При ответе на вопросы студент показал умение логически рассуждать, самостоятельно делать выводы. Были приведены частично примеры из практики. При подготовке к зачету были использованы конспекты лекции, основная литература.
«Зачтено» (61-75), пороговый уровень - студент показал знание основных положений учебной дисциплины. При ответе на вопросы студент частично показал умение логически рассуждать, делать выводы с помощью преподавателя. Не были приведены примеры из практики. При подготовке к зачету были использованы в основном конспекты лекции.
«Не зачтено» (менее 61), уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины. При ответе на вопросы студент не показал умение логически рассуждать, самостоятельно делать выводы. Не были приведены примеры из практики.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило