2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Экология как наука управления собой и миром_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология как наука управления собой и миром
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Ильиных И.А. _______________
 
 
Экология как наука управления собой и миром
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: студент должен начать осознавать себя как сущность, в которой совокупность явлений и процессов (биологического, психологического, духовного), взаимодействуя друг с другом выстраивает сложную систему единства; начать видеть связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире; начать понимать роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни, как своей, так и общества; нащупать универсальные механизмы управления и пробовать их применять для выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром). 
1.2
Задачи: -сформировать у студентов представление о человеке как о сложной системе единства; -начать формирование  способности видеть связь между поведением человека и процессами, происходящими в жизни и в мире; -осознать роль высших состояний сознания и чувств в жизни человека; -понять универсальные механизмы управления; -пробовать  применять универсальные механизмы управления для выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с миром.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Философия
2.2.3
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Применяет знания о внутренней организации человеческого существа, об особенностях внутрипсихических, психофизиологических, психосоматических и других видов человеческих  ресурсов и их пределов для успешного выполнения работы.
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
 
Понимает особенности внутренней организации человеческого существа и способен выстраивать перспективный план своего развития  с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
На основе знаний об особенностях своей внутренней организации  способен выстроить стратегию жизненного пути в гармонии с природным и социальным окружением.
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
Способен гармонично выстраивать отношения с любыми внешними и внутренними явлениями и процессами. 
ИД-4.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата. 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание
 
1.1
Единство человеческого существа: биологическое, психологическое, духовное.

Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.

Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.

Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.  

Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления. Нравственность истинная и ложная.

Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении. /Лек/

10
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Тест,

реферат/

эссе/

сообщение/

презентация,

вопросы к зачету.

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
Единство человеческого существа: биологическое, психологическое, духовное.

Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.

Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.

Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.  

Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления.

Нравственность истинная и ложная.

Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении.

Практика  выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром).

/Пр/

18
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Тест,

реферат/

эссе/

сообщение/

презентация,

вопросы к зачету.

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.3
Единство человеческого существа: биологическое, психологическое, духовное.

Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.

Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.

Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.  

Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления.

Нравственность истинная и ложная.

Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении.

Практика  выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром).

/Ср/

34,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Тест,

реферат/

эссе/

сообщение/

презентация,

вопросы к зачету.

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины "Экология как наука управления собой и миром".

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме теста и промежуточной аттестации в форме вопросов

для зачета, эссе/научного сообщения.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерный тест для входного контроля

1 Термин «экология» предложил:

а) Э. Геккель;

б) В. И. Вернадский;

в) Ч. Дарвин;

г) А. Тенсли

2 Какой уровень организации живой материи является областью познания в экологии?

а) биоценотический;

б) органный;

в) клеточный;

г) молекулярный.

3 Какое словосочетание отражает суть термина аутэкология?

а) экология видов;

б) экология популяций;

в) экология особей;

г) экология сообществ.

4 Какие из перечисленных ниже организмов являются неклеточными?

а) грибы;

б) вирусы;

в) животные;

г) растения.

5 Процесс потребления вещества и энергии называется …

а) катаболизмом ;

б) анаболизмом;

в) экскрецией;

г) питанием.

6 Как называются компоненты неживой природы, которые воздействуют на организмы?

а) абиотические факторы;

б) биотические факторы;

в) антропогенные факторы.

7 Какой из перечисленных ниже факторов относится к биотическим?

а) антропогенный;

б) эдафический;

в) орографический;

г) комменсализм.

8 Воздействия, вызывающие морфологические и анатомические изменения организмов,

называются …

а) ограничивающими;

б) модификационными;

в) сигнальными;

г) раздражительными.

9 Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания − это

 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 

а) морфологические адаптации;

б) физиологические адаптации;

в) этологические адаптации.

10 Экологическая толерантность организма – это …

а) зона угнетения;

б) оптимум;

в) субоптимальная зона;

г) зона между верхним и нижним пределами выносливости.

Примерный тест для текущего контроля 1

1.Конституционный принцип управления природоохранной деятельностью основан на

принципе…

а)приоритета охраны природной и окружающей среды;

б)платности за негативное воздействие на среду обитания;

в)законности;

г)сочетания центрального управления с местным самоуправлением.

2 Понятия «окружающая среда» и «защита окружающей природной среды» соотносятся

между собой как …

а)тождественные,

б)противоположные,

в)синонимы,

г)целое и часть.

3 Экологическая система – это …

а)часть природной среды, характеризующаяся общностью внутренней структуры и

происхождением;

б)совокупность биотических сообществ;

в)часть природной среды, образованной живыми организмами;

г)природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в

которой живые и косные элементы связаны между собой обменом веществ и энергией.

4 Природные объекты и природные ресурсы соотносятся между собой как …

а)тождественные,

б)противоположные,

в)синонимы,

г)целое и часть.

5 Под качеством природной среды понимают …

а)ее способность постоянно воспроизводить жизнь на Земле с сохранением экосистем,

биоразнообразия и генофонда;

б)сохранение природных экосистем и биоразнообразия;

в)способность к самоочищению и саморегуляции;

г)предел, за которым природа не в состоянии справляться с антропогенной нагрузкой;

д)степень ее влияния на здоровье человека.

6 Управление природоохранной деятельностью – это …

а)совокупность принципов, методов, форм и средств, направленных на сохранение

природной среды с целью обеспечения экологической безопасности человека;

б)управление людьми, их социально-экономическими отношениями;

в)воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения

поставленных целей;

г)процесс планирования, организации, мотивации и контроля;

7 Для преодоления загрязнения среды обитания необходимо …

а)отказаться от использования достижений науки и техники;

б)перейти к нулевому росту производства;

в)развивать ускоренными темпами науку и технику;

г)переориентировать направления развития науки и техники;

д)закрыть все производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на

природную и окружающую среду.

8 Термин «экологизация» означает …

а)проникновение экологических идей в другие сферы знания;

б)экология стала наукой наук;

в)превращение экологии в ведущую отрасль науки;

г)превращение экологии в комплексную интегрирующую науку.

9 Кому принадлежат такие слова: «Идеалы представляют собой еще не реализованные

для человека истины, реалии высших планов бытия, которым предстоит осуществиться в

нашем мире, на уровне сознания, материи и жизни»?

а) Аристотелю

б) В.И.Вернадскому

в) Шри Ауробиндо

 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
г) Ю.Г. Марков

10 Кто автор таких строк: «Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни

выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас

в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее»?

а) Р. Парку;

б) И.В.Гёте

в) А.С.Пушкину;

г) М.И.Цветаевой.

11 Принцип презумпции опасности означает, что…

а) каждый проект следует рассматривать как источник потенциальной опасности для

природы и человечества;

б) каждый проект должен проверяться на возможность риска для окружающей среды;

в) авторы проекта должны нести бремя доказательства его безопасности для окружающей

среды;

г) высказывающие сомнение относительно экологической безопасности проекта, должны

осознавать свою ответственность и предоставлять все необходимые доказательства.

12 Идеал в переводе с греческого языка означает…

а) образец;

б) добро;

в) дух;

г) модель;

Примерный тест для текущего контроля 2

1 Продолжите предложение "Первая универсальная системная модель управления была предложена..."

2 Системная модель управления предполагает наличие шести элементов (напишите название элементов).

3 Верно ли утверждение "Еди́нство  — взаимосвязь определённых предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, в конечном счете, — в составе бесконечного во времени и пространстве мира".

4 Можно ли считать верным такое утверждение " Важнейший аспект модели психического состояния — это восприятие другого субъекта как интенционального агента, — другими словами: осознание того факта, что собственное психическое состояние не тождественно психическому состоянию другого человека".

5 Верно ли утверждение "Нра́вственность— моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе".

6 Рецетором является

а) объединение из терминалей (нервных окончаний) дендритов чувствительных нейронов, глии, специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение стимулов внешней или внутренней среды (раздражителей) в нервный импульс.

б)биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами, а также, например, от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам.

в) биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции (эндокринные железы), поступающие в кровь, связывающиеся с рецепторами клеток-мишеней и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции.

7 К высшим чувствам относятся

а  моральные,

б  интеллектуальные и

в  эстетические чувства.

8 Считается, что первичными являются 2 формы чувств – удовлетворение и __________, а количество их производных возрастает и усложняется с возрастом.

9 Прочитайте несколько определений одного понятия. Назовите его.

"совокупность наиболее характерных физических и духовных возможностей человека, определяющих образ его жизни, переживаний, поведения, мышления и т. п."

"навык, готовность, склонность или тенденция действовать определённым образом".

"это повышенная вероятность развития каких-либо навыков в силу особенностей организма или среды пребывания".

"тенденция изменения представлений субъекта о каком-либо явлении или событии под воздействием внешнего сообщения, независимо от формы и модальности его предъявления".

Критерии оценки

выполнено  правильно 85-100% заданий - оценка "отлично"

выполнено  правильно 70-84% заданий - оценка "хорошо"

выполнено  правильно 50-69% заданий - оценка "удовлетворительно"

выполнено  правильно менее 49% заданий - оценка "неудовлетворительно"

 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов/эссе/сообщений/презентаций

Сущность науки экологии.

Экологический подход в науке.

Принципиальное отличие экологии от других наук.

Экологизация науки и общественной жизни.

Экология как наука об управлении.

Универсальные принципы управления.

Возможность управления внутренним миром человека с точки зрения экологии.

Управление внешним миром: экологический подход.

Понятие регуляции и саморегуляции.

Понятие адаптации.

Духовный и нравственный уровень управления.

Духовность и нравственность: истинные и ложные.

Индикаторы истинной духовности и нравственности.

Управление как духовно-психологический процесс.

Уровни здоровья: биологический, психологический, духовный, социальный.

Понимание качества жизни.

Управление качеством жизни.

Экологическое измерение успешности человека.

Счастье человека: экологические аспекты.

Коды и ключи управляющих механизмов.

Единство как экологическое явление.

Духовная основа человека как аспект  управления собой и миром.

Критерии оценки эссе

Эссе оценивается по пятибальной системе или по двухбальной системе: «зачёт»

или «незачёт».

Максимальное количество баллов — 5.

Более 3,5 баллов -«зачёт».

Менее 3,5 баллов -«незачёт».

Оценивается:

1.Знание и понимание обучающимся теоретического материала.- обучающийся определяет рассматриваемые понятия чётко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- работа выполнена самостоятельно.

При соблюдении данных требований работа максимально оценивается в1,5 балла по данному критерию.

2.Анализ и оценка информации

- обучающийся грамотно применяет приёмы анализа материала;

- умело использует методы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи

понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные подходы к рассматриваемой проблеме и прийти к собственному заключению;

- использует различные источники информации;

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и схем (если этого требует тематика работы);

- дает личную оценку проблеме.

При соблюдении данных требований работа оценивается максимальнов 1,5 балла по данному критерию.

3.Построение суждений

- работа обладает ясностью и четкостью, последовательностью изложения;

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотными аргументами с опорой на знания, жизненный опыт, литературу;

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует стилю рассмотренной проблемы.

При соблюдении данных требований работа оценивается максимально в1 балл по  данному критерию.

4.Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к общему оформлению и использованию цитат;

- учтены лексические, фразеологические, грамматические, орфографические и стилистические нормы русского литературного языка.

При соблюдении данных требований работа оценивается максимально в1 балл по данному критерию.

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Критерии оценки научного сообщения

1. Соответствие содержания работы теме.2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы

3. Исследовательский характер.

4. Логичность и последовательность изложения.

5. Обоснованность и доказательность выводов.

6. Грамотность изложения и качество оформления работы.

7. Использование наглядного материала.

Оценка «отлично»- учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на

дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор,

использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы.

Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и

орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).

Оценка «хорошо»- по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может

испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский

компонент в сообщении.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

Сущность науки экологии.

Мегаэкология: совокупность экологических наук.

Принципиальное отличие экологии от других наук.

Междисциплинарный характер экологии: экологические дисциплины на стыке наук.

Основополагающие принципы экологии, способствующие проникновению в различные сферы научной и практической деятельности человека.

Экология как наука об управлении.

Фундаментальные принципы науки управления проявляемые средствами экологии.

Экология как наука  о гармонии.

Экология как наука управления внутренним миром человека.

Экология как наука управления внешним миром человека.

Экология как система знаний о человеке и связях его с внешним миром.

Духовный и нравственный уровень управления.

Духовность и нравственность: истинные и ложные.

Индикаторы истинной духовности и нравственности.

Духовно-экологический уровень управления.

Высшие чувства и состояния сознания и их роль в жизни человека.

Здоровье человека: понимание с точки зрения экологии.

Системный характер здоровья: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.

Управление качеством жизни человека: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.

Успешность человека: экологические аспекты.

Счастье человека: экологические аспекты.

Коды и ключи управляющих механизмов: универсальные  аспекты.

Внешний мир и внутренний мир: различные уровни проявления единства.

Духовный стержень человека в связи с  реализацией задач управления собой и миром.

Критерии оценки студента на зачете

- оценка "зачтено" выставляется студенту, если:

 дан полный, развернутый ответ на теоретические вопросы, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные

положения вопросов;

 в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений, используемые при

ответе примеры, иллюстрируют основные теоретические положения;

 ответ изложен литературным языком с использованием современной научной терминологии;

 студент дает ответы на дополнительные вопросы, показывающие всесторонние систематические и глубокие знания по всем разделам учебной программы, а также

по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

 могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе

ответа.

- оценка "незачтено" выставляется студенту, если:

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
 ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по

теоретическим вопросам;

 присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения;

 студент не осознает связь обсуждаемого вопроса  с другими объектами дисциплины;

 отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения;

 речь неграмотная, научная  терминология не используется;

 дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

или

 ответ на вопрос полностью отсутствует;

или

 отказ от ответа.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Запорожец [и др.] Д.В.
Управление качеством: учебное пособие
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/76061.html
 
Л1.2
Мельникова М. Л.
Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие
Екатеринбург: УрГПУ, 2018
https://icdlib.nspu.ru/catalogs/details/icdlib/2505202.php
 
Л1.3
Орлов А. И.
Проблемы управления экологической безопасностью: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/117039.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Карлин Л.Н.
Управление энвиронментальными и экологическими рисками: учебное пособие
Санкт-Петербург: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2006
http://www.iprbookshop.ru/12530.html
 
Л2.2
Козлов В.В.
Психология управления
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/18337.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
LibreOffice
6.3.1.7
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
103 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), экран на треноге CiassicSolitionLibra 180*180, доска магнитно-маркерная, стулья с пюпитрами, деревянный стол на металлическом подстолье, пианино, ноутбук HP, проектор, экран.

Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

 
стр. 15
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
204 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, столы, стулья
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОБЩИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ  РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Реферат (от лат. refero - «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по  общей тематике.

 
стр. 16
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 

Реферат – самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Этапы  работы  над  рефератом

1.  Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2.  Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

3.  Составление библиографии.

4.  Обработка и систематизация информации.

5.  Разработка плана реферата.

6.  Написание реферата.

7.  Публичное выступление с результатами исследования, или заочное участие в конкурсах.

Содержание реферата

•   знание современного состояния проблемы;

•   обоснование выбранной темы;

•   использование известных результатов и фактов;

•   полноту цитируемой литературы, ссылки на работы учёных, занимающихся данной проблемой;

•   актуальность поставленной проблемы;

•   материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Компоненты содержания реферата

1. Титульный лист.

2. План-оглавление (в нём последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся анализ использованной литературы).

4. Основная часть (каждый раздел доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является

продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы).

5.Заключение (подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6.  Список литературы (в соответствии со стандартами).

7. По желанию  возможно наличие приложения (где приведены листовки, анкеты, таблицы, рисунки, фотографии и др.).

Требования к оформлению реферата

1. Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.

2.  На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя.

3.  Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.

5.  Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются чёрной пастой. Они не входят в общий объём работы.

6.  Объём   работы   10-15   листов   машинописного   текста   (т.е.   всё   кроме приложения).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ

Научное сообщение готовится в виде презентации.

Требования к оформлению презентации

1. Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.

Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.

Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.

Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

Требования к оформлению презентации

1. Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно,

 
стр. 17
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.

Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.

Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.

Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

ОБЩИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  НАПИСАНИЮ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское слово можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе

• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

• вступление

• тезис, аргументы

• тезис, аргументы

• тезис, аргументы

• заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

 
стр. 18
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3. Свободная композиция  – важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно

определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

• Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

• Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

• Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

• В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе – это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.