(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
2. Познакомиться с основными минералами
3. Познакомиться с методами обработки и использованием минералов
4. Узнать о минералах Алтая
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также заданий, вопросов по темам, тем рефератов (письменных работ).
Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
Типовые задания для оценки знаний, умений, навыков.
1. Что означает слово «минералогия?
2. Назовите основные принципы классификации минералов.
Критерии оценивания:
«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.
«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.
«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.
Раздел: Введение в кристаллографию
Понятия: минерал, минеральный вид. Кристаллография. Кристаллическая решетка, типы кристаллических решёток. Свойства кристаллического вещества. Образование и рост кристаллов.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
При каких условиях возникают кристаллы?
Как влияют скорости роста кристаллов на характер граней?
Приведите примеры создания искусственных кристаллов.
Результаты проведенной работы оформляются студентами в тетради для занятий и могут сдаваться на проверку преподавателю. Возможен устный ответ на контрольные вопросы.
Ожидаемый результат: сформировать основу представлений о минералах как о природных химических соединениях кристаллической структуры.
Форма контроля знаний, умений: представление выполненных моделей кристаллических решеток минералов, проверка тетрадей или устный опрос по контрольным вопросам и заданиям.
Критерии оценивания:
«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.
«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и
«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.
«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.
Тема: Минералогия. Определения и принципы классификации
Рассматриваемые вопросы:
Минералогия. Понятие минералогии. Физические (диагностические) свойства минералов. Морфология минералов и их агрегатов. Классификация минералов, принципы классификации.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Что такое спайность? Ее виды.
Назовите минералы шкалы твердости Мооса.
Какой облик могут иметь минералы?
Какие признаки положены в основу классификации минералов?
Результаты проведенной работы оформляются студентами в тетради для занятий и могут сдаваться на проверку преподавателю. Возможен устный ответ на контрольные вопросы.
Ожидаемый результат: формирование представлений о диагностических признаках минералов, формах их нахождения в природе, принципах классификации.
Форма контроля знаний, умений: проверка тетрадей для лабораторных работ или устный опрос по контрольным вопросам и заданиям.
Тема: Минералы группы кварца, полевые шпаты, слюды
Рассматриваемые вопросы: Описательная минералогия: группа кварца, полевые шпаты, слюды.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Какое происхождение имеет мусковит?
Охарактеризуйте кварц, халцедон, опал.
В чем отличие микроклина от ортоклаза?
В каких целях используют вышеуказанные минералы?
Результаты проведенной работы оформляются студентами в тетради и могут сдаваться на проверку преподавателю. Возможен устный ответ на контрольные вопросы.
Ожидаемый результат: формирование представлений об отличительных особенностях минералов группы кварца, полевых шпатов, слюд, их важнейших диагностических признаках, формах их нахождения в природе, об их хозяйственном значении.
Форма контроля знаний, умений: проверка тетрадей для или устный опрос по контрольным вопросам и заданиям.
Критерии оценивания:
«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.
«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.
«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.
Минералы, их классификация.
Минералы Алтая.
Коллекции минералов.
Музеи камней Алтая.
Драгоценные камни.
Поделочные камни.
Критерии оценивания:
«отлично» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ по теме письменной работы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.
«хорошо» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность.
«удовлетворительно» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность.
«неудовлетворительно» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.
Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
Становление минералогии, как науки.
Физические свойства минералов.
Роль минералов в промышленности и в сельском хозяйстве.
1.Минералогия.
2.Понятие минералогии.
3.Физические (диагностические) свойства минералов.
4.Морфология минералов и их агрегатов.
5.Классификация минералов, принципы классификации.
6.Что такое спайность? Ее виды.
7.Назовите минералы шкалы твердости Мооса.
8.Какой облик могут иметь минералы?
9.Какие признаки положены в основу классификации минералов?
10.Минералы группы кварца,
11.Полевые шпаты,
12.Слюды
13.Драгоценные камни
14.Исторические камни
15.Поделочные камни
Критерии оценки:
«зачтено» повышенный уровень – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.
«зачтено» пороговый уровень – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.
«не зачтено» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Методические указания обучающимся при подготовке к занятиям
Подготовка студентов к занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать.
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14.
Методические рекомендации по подготовке к зачёту
Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта. Он является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы.
Формы работы Лекции:
Минералы, их физические свойства, классификация.
Свойства минералов: цвет, блеск, твердость, внешние формы, спайность, химические свойства
Минералы, их физические свойства и классификация. Свойства минералов: цвет, блеск, твердость, внешние формы, спайность, химические свойства. Шкала твердости Мооса. Знакомство с определителями минералов
Минералы, их физические свойства
Формы работы: Практическое занятие.
Практическое занятие.Вещественный состав земной коры. Понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые», «руда», их взаимосвязь.
Практическое занятие.Минерал, горная порода, полезные ископаемые, руда
Практическое занятие. Работать с коллекциями горных пород и минералов. http://geografya.ru/
Практическое занятие. Знакомство с минералом, горной породой и рудой. Работа с коллекциями минералов и горных пород. http://geografya.ru/
Определять физические свойства минералов http://www.mineral.nsu.ru/
Определение свойств минералов. Работа со шкалой Мооса и определителями. Шкала Мооса
Определять минералы и их свойства http://www.mineral.nsu.ru/
самородные элементы: медь, золото, серебро, графит, алмаз, сера; окислы: кварц, халцедон, магнетит, ильменит, гематит лимонит, корунд;
силикаты: полевые шпаты, роговая обманка, авгит, берилл, нефелин, гранаты, циркон, топаз, турмалин, слюда, тальк, оливин, серпентин, хлорит, эпидот; карбонаты: кальцит, доломит, азурит, сода, магнезит, сидерит, малахит; галоиды: галит, сильвин, флюорит, карналлит; фосфаты: апатит, фосфорит; сульфиды: галенит, сфалерит, халькопирит, пирит, киноварь; сульфаты: гипс, ангидрит, мирабилит.
Химический состав минералов
Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о свойствах минералов.
Зачет будет происходить по вопросам лекций, отмеченных в ФОС текущего контроля и также по результатам практических занятий по определению минералов по их свойствам.