(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
46.04.01 История
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
– добиться понимания конкретных подходов к постижению реалий прошлого на основе взаимодействия различных наук,
– формировать представления о современных достижениях исторических исследований на основе междисциплинарных подходов;
– обучить магистрантов применению конкретных логических и математических методов в процессе исторического познания, методов социальных и гуманитарных, а также естественных наук.
в их экономических, социальных и культурных измерениях
ции
ракт.
1. Закономерности истории.
2. Междисциплинарное взаимодействие.
3. Методы исторического исследования.
4. Междисциплинарные методы исследования
5. Интеграция гуманитарных и естественных дисциплин на современном этапе развития науки и образования.
6. Своеобразие подходов и методов истории в сравнении с другими социальными науками.
7. Вклад в теорию и практику исторического познания основателей школы Анналов М. Блока и Л. Февра. Значение появления школы Анналов.
/Пр/
2.Вопросы к семинарскому занятию
3. Тест
4. Вопросы к зачету
1. История и философия.
2. История и социология.
3. Причины и значение появления «исторической антропологии». Суть и основные подходы к пониманию этого феномена.
4. История и политология.
5. История и право.
6. История и экономика.
7. История и культурология.
8. Историческая социальная психология.
/Пр/
2.Вопросы к семинарскому занятию
3. Тест
4. Дискуссия
5. Вопросы к зачету
1. Методологические трудности адаптации математических методов к изучению исторических явлений и процессов.
2. Математические методы исследования текстов.
3. Математические методы в классической и экспериментальной археологии.
4. Математические модели исторических процессов: специфика, уровни, типология.
5. Специфика применения моделирования в исторических исследованиях.
6. Проблемы исторического моделирования. Клиодинамика в реконструкции прошлого и прогнозах будущего
7. Историческая информатика: возможности и перспективы. Тождество исторического и естественно-научного познания.
8. Исторические базы данных как современное направление изучения массовых источников.
9. История и химия.
/Пр/
2.Вопросы к семинарскому занятию
3. Тест
4.Дискуссия
5. Вопросы к зачету
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме контрольных вопросов, перечня вопросов к практическому занятию, рефератов, тестовых заданий, вопросов для дискуссии и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Перечень примерных тестовых заданий
1. Приведите пример исторических дисциплин, возникших на междисциплинарной основе:
А. Методология истории
Б. Историческая география
В. хронология
2. История подвергается критике с позиции представления о науке как эмпирико-теоретическом знании за то, что (продолжите):
А. Историки не могут подтвердить свои выводы экспериментальным путем
Б. Она является «служанкой идеологии»
В. Она исследует все элементы (составляющего) прошлого человека
3. Основоположниками нового направления в истории - «новой хронологии», возникшего на междисциплинарной основе и подвергающегося критике со стороны представителей официальной исторической науки являются (продолжите):
А. Фоменко, Г. Носовский
Б. Люсьен Февр, Марк Блок
В. Ж. Дюби, Жак ле Гофф
4. Основатели школы «Анналов» считали: (продолжите):
А. Что история должна объединиться с психологией, социологией и другими науками и тогда сможет объяснить прошлое человека глубже и точнее
Б. Что история как наука самодостаточна и не требует развития с помощью методов смежных наук
В. Что история должна развиваться на «внутреннем ресурсе», исходя из своих потребностей и возможностей
5.Общие для истории и культурологии методы познания
А. Сравнительный
Б. Феноменологический
В. Генетический
6. В чём выражается связь между социологией и историей?
А. Социологи используют данные, которые поставляет история
Б. Социология использует описание конкретных общественных явлений
В. История использует описание конкретных общественных явлений
7. Одна из категорий исследования исторической памяти получила название
А. Дискурс
Б. Ракурс
В. Хронология
8. Какой метод исследования пришел в историю из социологии?
А. Статистический
Б. Сравнительно-исторический
В. Контент-анализ
9. Руководителями журнала «Анналы» были
А. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер
Б. М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель
В. В. Ленин, К. Маркс, Ф.Энгельс
10. Основной социальной функцией исторической науки является
А. Познавательная
Б. Научно-познавательная
В. Исследовательская
1 Текущий контроль
Перечень примерных тестовых заданий
1. К общенаучным методам исторического исследования относятся
а. Методы имперического исследования
в. Статистические методы
2. Кто из руководителей журнала «Аналлы» призвал изъять из исторической науки понятие «общественное развитие» и заменить его понятием «состояние исторической действительности на данном отрезке времени»?
а. Г. Миллер
б. Л. Февр
в. Ф. Бродель
3. Сведение отдельных наук к одной главной - «более научной» называпется…
а. Редукционизм
б. Релятивизм
в. Глобализация
4. Основной социальной функцией исторической науки является…
а. Познавательная
б. Научно-познавательная
в. Исследовательская
5. Термин выражающий интегративный характер современного этапа научного познания
а. междисциплинарность
б. методология
в. трансдисциплинарность
6. Что является объектом исторического исследования «Школы Анналов»
а. формы мыследеятельности
б. формы права
в. формы власти
7. Основоположники школы «Анналов» в 1929 году Люсьен Февр и Марк Блок создали журнал…
а. «Анналы экономической и социальной истории»
б. «Сборники социальной истории»
в. «Анналы. История, социальные науки»
8. Синтез исторического и культорологического знания присутствует в работах?
а. А. Гуревича
б. С. Сказкина
в. В. Паротькина
9. Эволюцию форм государственных учреждений и правовых институтов изучает
а. История государства и права
б. История политических учений
в. История исторической науки
10. Психология социальных масс является предметным полем
а. Психологии
б. Социальной психологии
в. Исторической социологии
Критерии оценки:
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, методику междисциплинарных исследований, свободно владеет фактическим материалом. Правильно ответил на 17-20 тестовых заданий. «отлично», 84-100%, повышенный уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, методику междисциплинарных исследований, владеет фактическим материалом, но допускает незначительные ошибки. Правильно ответил на 13-16 тестовых заданий. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Студент знает основные положения учебной дисциплины, основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, в основном владеет фактическим материалом. Допускает пробелы при ответе на вопросы теста.
Правильно ответил на 10-12 тестовых заданий. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
При ответе на вопросы теста выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не знает основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, методику междисциплинарных исследований. Правильно ответил не более 9 тестовых заданий. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
2 Текущий контроль
Перечень примерных тестовых заданий
1. Роберт Фогель получил Нобелевскую премию в 1993 году за цикл работ, посвященных моделированию в области …
А) Политической истории
Б) Политической экономики
В) Социальной истории
Г) Экономической истории
2. Выберите неверное утверждение:
А) Современная наука активно использует математические и кибернетические методы.
Б) В современной науке распространен системный, целостный подход.
В) Использование математических и кибернетических методов связано с ростом объема информации
Г) Исследователи всё более стремятся к характеристике отдельных сторон и черт изучаемого явления
3. Теория катастроф иначе называется
А) теория бифуркаций
Б) теория дискретности
В) теория дифференциации
Г) теория детерминированности
4. Историческая информатика это:
А) область информатики, которая обеспечивает потребности практического исторического исследования во всех его составных частях
Б) Раздел истории, изучающий возникновение и развитие информационных технологий.
В) Дисциплина, изучающая опыт применения математических и компьютерных методов в исторических исследованиях.
Г) Совокупность математических методов и приемов в исследовании исторических процессов.
5) К математическим методам исследования текстов относятся:
А) Биографический метод
Б) контент-анализ
В) историческая информатика
6) С помощью какого метода обрабатывается информация периодической печати, дневников, мемуаров, переписки, авторских текстов и. т.д.?
А) выборочный метод
Б) описательный метод
В) контент-анализ
7. Какие три класса математических моделей исторических процессов сформировались к нач. XXI в.?
А) статистические, имитационные, аналитические;
Б) имитационные, аналитические, структурные;
В) статистические, прогностические, имитационные;
Г) аналитические, измерительные, статистические.
8. Кто впервые ввёл термин «историческая информатика»?
А) Гарскова И.М.
Б) Ковальченко И.Д.
В) Бородкин Л.И.
Г) Володиным А.Ю.
9. Основная проблема контрфактических моделей исторических процессов
А) Недостоверность
Б) Малое количество данных
В) Субъективность
Г) Отрыв от исторических источников
10) В чем заключается особенность исторических баз данных?
А) в сборе, накоплении, обработке, хранении, передаче, использовании, продуцировании информации, осуществляемых на основе современных средств вычислительной техники;
Б) в последовательном изменении любого процесса от прошлого к настоящему, фиксируемого с помощью определенной временной шкалы;
В) в идентификации в максимальной степени информации конкретного исторического источника с возможностью последующей машинной обработки для решения исторических проблем;
Г) в разработке математических моделей «вековых» социально-демографических циклов.
Критерии
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает историю становления, основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, владеет фактическим материалом, но допускает незначительные ошибки. Правильно ответил на 7-9 тестовых заданий. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Студент знает основные положения учебной дисциплины, историю становления, Знает историю становления, основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, в основном владеет фактическим материалом. Допускает пробелы при ответе на вопросы теста.
Правильно ответил на 5-7 тестовых заданий. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
При ответе на вопросы теста выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не знает основные положения учебной дисциплины, историю становления, Знает историю становления, основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, методику междисциплинарных исследований. Правильно ответил не более 4 тестовых заданий. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Перечень тем для дискуссий
Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Тема 2: Междисциплинарные поля – новые субдисциплины исторической науки
Вопросы, обсуждаемые на дискуссии:
1. Что является методологической основой междисциплинарных исследований?
2. Различие гуманитарных и социальных дисциплин.
3. Когда началось междисциплинарное взаимодействие социальных и гуманитарных дисциплин?
Тема 3. Междисциплинарные подходы к изучению исторических процессов с учётом специфики математических и естественнонаучных аспектов их развития
Вопросы, обсуждаемые на дискуссии:
1. Проблемы адаптации математических методов к изучению исторических явлений и процессов.
2. Необходимость применения данных географии, климатологии и других естественнонаучных дисциплин в исторических исследованиях.
3. Статистический анализ – основной метод исторического исследования.
Критерии оценки:
Студент усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов. Студент показал способность к анализу и объяснению исторических процессов и явлений на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях. В ходе дискуссии могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов. «отлично», повышенный уровень
Студент показал умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, способность к анализу и объяснению исторических процессов и явлений на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях. Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. «хорошо», пороговый уровень
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. С
Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Не способен к анализу и объяснению исторических процессов и явлений на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях. «неудовлетворительно», уровень не сформирован
2. Институциализация наддисциплинарных предметных областей исторического знания.
3. «Журнал интердисциплинарной истории»: теория и практика междисциплинарного диалога.
4. Структурная перестройка и смена образа исторической науки на рубеже XX – XXI вв.
5. «Анналы» на рубеже веков: переосмысления опыта взаимодействия истории и социальных наук.
6. Историческая антропология в условиях «лингвистического поворота».
7. Эпистемологические проблемы междисциплинарного взаимодействия.
8. Историческая урбанистика: достижения и перспективы.
9. От исторической демографии к демографической истории.
10. Корреляционный анализ в исторических исследованиях.
11. Статистический анализ в исторических исследованиях.
12. Опыт применения математических методов в отечественной историографии.
13. Теория синергетики в исторических исследованиях: проблема адаптации.
13. Опыт применения психоаналитических теорий в изучении прошлого.
14. Микроисторические подходы в отечественной историографии: теория и практика.
15. Политическая история на рубеже веков: традиции и новации.
16. Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории.
17. Историческая социология и модели «новой компаративной истории».
18. Микросоциологические теории и версии «другой социальной истории»
Критерии оценки:
«отлично»,
повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, способность к анализу и объяснению исторических процессов и явлений на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, способность к анализу и объяснению исторических процессов и явлений на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
«удовлетворительно»,
пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. Студент показал знание основных положений учебной дисциплины. С помощью преподавателя пытается анализировать и объяснять исторические процессы и явления на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. Не способен к анализу и объяснению исторических процессов и явлений на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
2. Сущность и формы междисциплинарного подхода в современной науке.
3. Междисциплинарное взаимодействие.
4. Становление междисциплинарного подхода в зарубежной историографии в последней трети ХХ – начале XXI вв. Теория модернизма. Влияние постмодернизма на современную историческую науку.
5. Охарактеризуйте методы социальных и гуманитарных наук в отечественной истории: теоретические вопросы взаимодействия и взаимовлияния дисциплин: истории, социологии, политологии, психологии, исторической
6.. Интеграция гуманитарных и естественных дисциплин на современном этапе развития науки и образования.
7. Охарактеризуйте методы исторического исследования.
8. Определите своеобразие и преимущество интердисциплинарной истории.
9. Выделите особенности междисциплинарных подходов.
10. Понимание исторического процесса – теории и подходы.
11. Охарактеризуйте междисциплинарные методы исследования.
12. Психолого-педагогические аспекты междисциплинарных подходов в современной исторической науке.
13. Проанализируйте современные подходы к изучению исторических процессов
14. Взаимодействие истории и философии.
15. Взаимодействие истории и социологии.
16. История и политические науки.
17. Взаимодействие истории и права.
18. История и экономика.
19. История и культурология.
20. История как наука, её положение и место в области научного познания
21. Интеграция гуманитарных и естественных дисциплин
22. Взаимодействие истории и математики
23. Взаимодействие истории и химии
24. Контент-анализ в исторических исследованиях
25. Условия и границы применения математических методов в исторической науке
26. Моделирование исторических процессов и явлений
27. История и синергетика
Критерии оценки студента
«зачтено», повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины. Знает историю становления, основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, методику междисциплинарных исследований, свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу. Анализирует и объясняет исторические процессы и явления на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
«зачтено», пороговый уровень Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, но допускает пробелы в изложении фактического материала. Знает основы истории становления, основные направления развития, междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, методики междисциплинарных исследований. С помощью преподавателя может анализировать и объяснять исторические процессы и явления на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
«незачтено», уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не может ответить на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Не способен анализировать и объяснять исторические процессы и явления на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Рекомендуемый план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.