2023-2024_44_04_01_2023_683М_plx_Правовое и этическое обеспечение образовательной деятельности_Математическое образование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовое и этическое обеспечение образовательной деятельности
Учебный план
44.04.01_2023_683М.plx

44.04.01 Педагогическое образование

Математическое образование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст. преподаватель, Рудакова Ю.С.
 
 
Правовое и этическое обеспечение образовательной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование целостного представления об этических и нормативных правовых основах образовательной деятельности,  готовности использовать основы правовых и этических знаний в профессиональной деятельности.

1.2
Задачи: − освоение правовых и этических основ образовательной деятельности;

− освоение правовых и этических норм, регламентирующих образовательные правоотношения;

− ознакомление с особенностями регулирования профессиональных, трудовых и иных отношений педагога на основе изучения морально-нравственных, этических принципов, правовых норм российского законодательства, регламентирующих этические и нормативно-правовые основы деятельности педагога;

− ознакомление с особенностями системы взаимодействия с организациями и учреждениями в процессе осуществления профессиональной  деятельности, в том числе института семьи, юридической, административной, материальной, дисциплинарной ответственности;

− освоение моральных установок, отвечающих этическим нормам образовательной деятельности;

−  выработка умения этически грамотно организовывать педагогическое общение с обучающимися, коллегами, родителями обучающихся;

− выработка умений практического применения норм образовательного права в зависимости от условий реализации прав, интересов и свобод граждан в области образования;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология современной науки
2.1.2
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.1.3
Педагогика и психология высшей школы
2.1.4
Современные теории и технологии обучения и воспитания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
Знать: - перечень и содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующие деятельность в сфере образования; -  нормы профессиональной этики, принципы, правила этики педагога и педагогической морали; - механизм и условия применения нормативных правовых актов в педагогическом сопровождении образовательного процесса. Уметь: - анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и умеет осуществлять их подбор для решения профессиональных задач; -  ориентироваться в способах применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности, в международных нормах и договорах в области прав ребенка и образования детей; - формировать представление о принципах этики педагога для решения профессиональных задач. Владеть: - умением ориентироваться в способах применения нормативных правовых актов и этических норм в профессиональной деятельности; - навыками использования нормативных правовых актов,  регламентирующие деятельность в сфере образования для решения профессиональных задач; - навыками соблюдения  принципов и норм профессиональной этики для решения профессиональных задач.
ИД-1.ОПК-1: знает нормы профессиональной этики и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и умеет осуществлять их подбор для решения профессиональных задач
 
Знает: - перечень и содержание основных нормативно-правовых актов в сфере образования для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности; - принципы и нормы профессиональной этики для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности. Умеет: -  анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности;
ИД-2.ОПК-1: использует нормативно-правовые и этические нормы для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности 
 
стр. 5
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
- ориентироваться в способах применения нормативных правовых актов для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности, в международных нормах и договорах в области прав ребенка и образования детей; - формировать представление о нормах и принципах этики педагога для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности. Способен: - осуществлять  и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования; - соблюдать принципы и нормы профессиональной этики для осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тематика лекций
 
стр. 6
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
1.1
Тема1.Право, мораль, этика как социальные регуляторы общественных отношений

1.1. Право, мораль, этика в системе социального регулирования общественных

отношений

Основные подходы к правопониманию. Право и религия. Мораль и право. Обычай  как вид социальных норм. Социальная ценность права. Сущность права. Право как феномен цивилизации. Понимание права. Историческое влияние на понимание права. Основные теории права.

Происхождение права и правосознания: от мифологии к праву. Особенности мифологического сознания первобытного общества. Влияние мифологии на становление права. Основные сюжеты мифов. Причины трансформации мифологического сознания в правосознание. Понятие и особенности первобытнообщинных норм (мононорм). Трансформация мононорм в право. Признаки раннего права.

Моральное измерение личности. Моральное сознание. Моральное поведение. Моральная оценка и ценности. Мораль как форма общественного сознания. Гуманистическая система воззрений и ее сущность. Гуманистические принципы уважения чести и достоинства человека. Исторические корни общезначимых норм морали. Проблема долга как один из движущих механизмов профессиональной деятельности на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Насилие. Насилие во благо. Ненасилие. Насилие и государство. Философская и моральная оценки войны. Терроризм и мораль. Эвтаназия. Благотворительность. Смертная казнь. Этические аргументы в пользу смертной казни Проблема добра и зла. Проблема справедливости. Проблема милосердия и благотворительности. Проблема доверия. Проблема счастья и совершенствования.

Функции, роль и место этики в системе наук, в культуре человечества. Гуманистическое содержание морали и нравственности. Профессиональная этика сущность, генезис и классификация видов: Этика бизнеса. Управленческая этика. Педагогическая этика. Биоэтика. Нетикет. Проблемы автономии морали. Натурализм и абсолютная автономность морали. «Категорический императив Канта». Основные версии нравственного долга. Феномены совести и стыда. Переживание вины и раскаяния. Парадокс ценностей социально-

4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
педагогической работы. Моральные нормы педагогической работы. Неразделимое единство профессиональных и личностных качеств педагога. Профессиональная этика педагога. Этический кодекс педагога. Зарождение и развитие педагогической этики. Категории педагогической этики: профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет. Сущность и функции педагогической морали. Нравственная деятельность педагога.

1.2. Правоотношения. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая

ответственность

Понятие и признаки правоотношения. Понятие, признаки и виды правоотношений.

Правоотношения абсолютные и относительные. Структура правоотношения: субъект, объект, содержание.

Участники (субъекты) правоотношений. Правовой статус субъектов права. Физические лица как субъекты права. Правовой статус личности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Ограничено дееспособные и недееспособные.

Юридические лица как субъекты права. Иные субъекты права.

Объекты правоотношения: понятие, виды. Особенности отдельных видов объектов

правоотношения. Вещи как основной объект правоотношений. Категории вещей. Вещи делимые и неделимые. Деньги как особый объект правоотношения.

Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности.

Единство прав и обязанностей. Основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав. Понятие и признаки правомерного и неправомерного поведения. Виды неправомерного поведения. Мораль и право в призме неправомерного поведения. Правонарушение: понятие и признаки. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Понятие и формы вины. Виды правонарушений: преступления, проступки.

Понятие и виды юридической ответственности. Основания привлечения к юридической ответственности. Понятие и признаки 

 
стр. 8
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
юридической ответственности.

Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность и иные меры

государственного принуждения. Право на жизнь и смертная казнь. История вопроса. История и этико-правовая основа проблемы

1.3. Основы публичного и частного права.

Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты

гражданского права. Физические лица. Юридические лица: понятие, признаки.

Правоспособность и дееспособность.

Право собственности и иные вещные права. Вещные права: понятие и виды.

Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Приобретение и

прекращение права собственности. Общие положения об обязательствах. Общее

учение о договоре. Гражданско-правовой договор: понятие, классификация.

Заключение договора. Основания изменения и прекращения договора. Понятие

гражданско-правовой ответственности.

Понятие и общая характеристика уголовного права РФ. Принципы уголовного

права. Уголовный закон и его действие. Понятие преступления. Состав преступления.

Соучастие в преступлении. Виды преступлений. Обстоятельства, исключающие

преступность деяния. Понятие и цели наказания. Система наказаний. Лишение

свободы и иные виды наказаний. Назначение наказания. Обстоятельства, отягчающие

или смягчающие наказание. Условное осуждение. Уголовные преступления в сфере образования. Характеристика уголовных преступлений в сфере образования: преступления против детства; коррупционные преступления; невыплата заработанной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных обязательных выплат.

Административное право, как отрасль права. Источники административного права.

Принципы административного права. Административные правоотношения. Сферы

государственного управления. Понятие, правовой статус участников

административных правоотношений и виды органов исполнительной власти. Правовые акты в сфере управления. Государственная служба.

Административный поступок и административная ответственность. 

 
стр. 9
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
Общая

характеристика производства по делам об административных правонарушениях и его стадии.

Трудовое право РФ как отрасль права. Источники трудового права. Принципы

трудового права. Трудовые правоотношения. Граждане как субъекты трудовых

правоотношений. Работодатели: понятие, правовой статус.

Право на занятие педагогической деятельностью. Трудовой договор: понятие, виды, содержание, заключение. Понятие педагогической деятельности. Трудовой договор: понятие, виды. Изменение трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовая книжка работника. Отказ в приеме на работу в образовательное учреждение. Испытательный срок при приеме педагогического работника в образовательное учреждение.

Правовое регулирование рабочего времени педагога. Понятие, элементы и режимы

рабочего времени. Рабочее время и ненормированный рабочий день педагогических работников. Продолжительность рабочего времени педагога. Совместительство и совмещение профессий педагогическими работниками. Время отдыха и виды отпусков.

Условия предоставления ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых

отпусков. Особые условия предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

Условия предоставления отпуска без сохранения заработанной платы. Порядок

предоставления ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

Стаж непрерывной педагогической, преподавательской работы. Правовые гарантии в сфере труда.

Семейное законодательство. Семейные права и обязанности. Правоотношения в

сфере брака и семьи. Заключение брака. Условия вступления в брак. Прекращение

(расторжение) брака. Личные права и обязанности супругов. Законный и договорный режимы имущества супругов. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства родителей и детей. Усыновление (удочерение) детей. Права несовершеннолетних детей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Условия 

 
стр. 10
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
лишения родительских прав. Правовые последствия лишения родительских прав.

/Лек/

 
стр. 11
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
1.2
Тема 2. Правовая культура и  профессиональная этика педагогического

работника

2.1. Правосознание и правовая культура

Правосознание, понятие, признаки. Структура правосознания. Классификация

правосознания. Правовое воспитание. Правовой нигилизм в России: пути преодоления.

Правовое обучение. Роль юридического и педагогического образования в

формировании правовой культуры личности.

Теория правовой культуры. Правовая культура: понятие, структура, содержание.

Правовая культура и правовая компетентность педагога: взаимосвязи и различия.

Основы теории правовой культуры. Элементы правовой культуры: правовая

деятельность, юридические тексты, субъекты права, правовое сознание. Правовая

культура педагога: понятие, функции. Взаимосвязи и различия правовой культуры и

правовой компетентности педагога. Средства повышения правовой культуры и развития правовой компетентности педагога.

2.2. Профессиональная этика

Профессиональная этика как философская наука. Структурные блоки

профессиональной этики как науки: общая теория профессиональной этики, история профессиональной этики, специальные профессионально-этические теории. Профессиональная этика как отрасль гуманитарного знания. Профессиональная этика как вид трудовой морали общества. Прикладной характер профессиональной этики.

Основные категории профессиональной этики. Предпосылки исторического

становления профессиональной этики. Профессиональные кодексы в античности.

Развития профессиональной морали в Средние века. Развитие профессиональной

этики в Новое время.

Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм –исходный принцип профессиональной этики. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали. Категории 

2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 12
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
профессиональной морали и этики:

профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство, справедливость,

профессиональный такт. Современные проблемы профессиональной этики педагога.

Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических

традиций.

Структура профессиональной этики личности: моральное сознание, принципы,

ценности, нормы; моральные отношения; моральные действия. Этические нормы в

деятельности организаций. Правовые регуляторы поведения должностных лиц

Структура правил внутренней этики организации. Ориентация на нравственные нормы как критерий прогрессивного развития корпорации. Формы развития этического аспекта деятельности организации: этические кодексы, комитеты по этике, социальные ревизии и др. Кодексы профессиональной этики (морали), их место в общей системе нравственности. Соотношение моральных и правовых (устав, должностные инструкции) регуляторов поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля; регулирования поведение, взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности, коллегами, социальными партнерами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и служебной этике. Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики. Понятие корпорации, ее отличие от коллектива. Понятие о корпоративной культуре.

2.3. Содержание и специфика. педагогической этики

Этические требования к профессиональному поведению и ценностным ориентирам

педагога. Основные принципы, регулирующие взаимоотношения педагога с

обучающимися, коллегами, родителями. Учет психогигиенических требований при

организации педагогической практики. Профессионально-этические нормы

Гуманистическое мировоззрение – основа профессиональной деятельности педагога.

Понятие педагогической этики и место педагогической этики в системе

 
стр. 13
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
профессиональных этик. Истоки педагогической этики. Понятие и содержание

педагогической этики, ее структура, принципы и функции. Профессионализм как

нравственная черта личности педагога. Основные категории педагогической этики как научные понятия и качества личности педагога: нравственные нормы педагогического общения, моральные ценности, педагогическая справедливость, педагогический долг, педагогическая честь, педагогическая совесть, педагогический такт, педагогический авторитет. Из истории развития педагогической этики. Роль и место педагогической этики в системе наук. Современные проблемы этики педагогического общения Значение этико-педагогических аспектов в процессе гуманизации образовательной

деятельности, выполнения долга и эффективного конструирования собственной

профессиональной деятельности. Основные категории профессиональной этики,

связанные с природой и спецификой феномена педагогического общения, их функции.

Нравственно-психологический климат педагогического коллектива.

Профессионально-значимые личностные качества педагога: педагогическая

коммуникабельность, дружелюбие и уверенность, убежденность и самокритичность,

искренность и способность владеть собой, целеустремленность и гибкость; эмпатия,

индивидуальный подход, рефлексия. Общественный статус и морально-этический

имидж учителя в обществе. Нравственный облик и требования к учителю ХХI-го века.

Критерии профессионального мастерства учителя.

Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического

процесса Общение как нравственная ценность. Понятие педагогического общения. Его

задачи и инструменты. Виды педагогического общения, его субъекты и компоненты.

Перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты педагогического общения.

Сферы педагогического общения. Этический характер педагогического общения.

Коммуникативная компетентность учителя. Стили и методы взаимодействия в

 
стр. 14
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
педагогическом общении. Основные принципы межличностных отношений педагогов

и учащихся. Понимание учителем индивидуального своеобразия каждого ученика.

Дифференцированный подход. Культура взаимодействия субъектов педагогического процесса. Параллели: педагог-учащиеся, педагог-родители, педагог-коллеги, педагогадминистрация. Социальное партнерство в образовательной среде.

Конфликтологическая компетентность педагога. Понятие конфликта в

педагогическом общении. Содержание, структура, специфика, классификация

педагогических конфликтов. Его причины, конфликтогены, эскалация и другие

компоненты. Типология конфликтов при обучении подростков и технология их

преодоления и разрешения. Конфликты дисциплины. Конфликты в сфере

дидактического взаимодействия. Конфликты в методике обучения. Технология

преодоления и разрешения педагогических конфликтов. Этика управления

педагогическими конфликтами. Конструктивность педагогических реакций в

кризисные моменты. Алгоритм разрешения конфликтной ситуации. Процедура

урегулирования конфликтов. Такт учителя в ситуации конфликта. Моделирование

эффективного общения. Профессиональное выгорание педагога как проблема. Таймменеджмент педагога. Понятие тайм-менеджмента. Характеристика основных

направлений тайм-менеджмента педагогического работника. Методы самоанализа и самооценки уровня организации своей деятельности. Принципы управления

собственным временем и личной карьерой. Приемы самоорганизации в процессе

осуществления управленческих функций.

/Лек/

 
стр. 15
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
1.3
Тема 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской

Федерации

3.1. Система образования в РФ. Государственная регламентация в сфере

образования.

Структура системы образования. Федеральные государственные образовательные

стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных

программ. Сетевая форма реализации образовательных программ. Реализация

образовательных программ с применением ЭО и ДОТ. Формы получения образования и формы обучения. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Управление системой образования. Государственная регламентация

образовательной деятельности. Лицензирование образовательной деятельности.

Государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный

контроль (надзор) в сфере образования. Педагогическая экспертиза. Независимая

оценка качества образования

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную

деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных

программ.

Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе

образования.

Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

3.2. Правовой статус, образовательных организаций.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность: образовательные

организации и организации, осуществляющие обучение.

Типы и образовательная правоспособность организаций, осуществляющих

образовательную деятельность. Особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Управление образовательными организациями.

Структура образовательных 

2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 16
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
организаций. Устав и иные локальные акты

образовательных организаций. Правовой статус индивидуальных предпринимателей в сфере образования. Особенности правового статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений. Информационная открытость образовательных организаций

3.3. Правовой статус педагогических работников.

Понятие и виды педагогических работников в Российской Федерации. Требования к квалификации педагогических работников. Академические права и обязанности,

ответственность педагогических работников в Российской Федерации. Особенности трудовых и социальных прав и обязанностей педагогических работников в Российской Федерации. Аттестация педагогических работников.

Понятие конфликта интересов педагогического работника. Права и социальные

гарантии педагога. Права педагогов образовательных, социальных учреждений и меры их социальной поддержки. Правовые гарантии педагогического работника при его увольнении. Оплата труда. Гарантийные и компенсационные выплаты педагогическим работникам для сохранения заработанной платы. Понятие и основные принципы заработанной платы. Оплата труда работников бюджетной сферы. Выплаты за классное руководство. Доплаты. Оплата труда при отклонении от нормальных условий работы. Понятие и виды гарантийных выплат. Понятие и виды компенсационных выплат. Процедура увольнения педагогического работника: основания, особенности, порядок. Отстранение от работы. Государственный, государственно-общественный контроль деятельности педагога. Организация внутришкольного контроля. Нормативно-правовая основа аттестации педагога. Оценка квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории. Понятие аттестации педагогических работников. Цели и задачи аттестации. Нормативно-правовые основы аттестации. Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории педагогическим работникам. Оценка квалификации и уровня профессиональной компетентности при 

 
стр. 17
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
присвоении квалификационной категории педагогическим работникам. Эффективность профессиональной деятельности педагогического работника (учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская): показатели и методики оценки. Эффективный контракт. Правовой статус руководителя образовательной организации. Характеристика административных правонарушений в образовании. Основания

привлечения к административной ответственности. Понятие и виды

административных взысканий. Привлечение руководителей образовательных

учреждений к административной ответственности за нарушение обязательных для

исполнения правил, стандартов и требований. Обжалование незаконных и

необоснованных действий (решений) государственных органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях в сфере образования.

Дисциплинарная ответственность педагогических работников.

3.4. Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)

Понятие и виды обучающихся как субъектов образовательных отношений.

Правовой статус обучающихся. Система прав обучающихся. Особенности реализации отдельных прав обучающихся. Обязанности и ответственность обучающихся. Правовой статус родителей (законных представителей) обучающихся. Их права, обязанности и ответственность в сфере образования. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Дисциплинарная ответственность обучающихся. Иные виды юридической ответственности обучающихся и их родителей (законных представителей): гражданско-правовая, административная, уголовная. /Лек/

 
стр. 18
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
1.4
Тема 4. Правовое регулирование образовательных (педагогических) отношений

в Российской Федерации

4.1. Правовое регулирование педагогических отношений в системе общего

образования

Цели и задачи дошкольного образования. Организация приема в государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации. Плата, взимая с родителей (законных представителей) за уход и присмотр в организациях, реализующих программу дошкольного образования. Условия содержания и образования в дошкольной образовательной организации. Группа как основная структурная единица в образовательной организации дошкольного образования. Направленность групп как важное условие образования ребенка. Режим работы образовательной организации дошкольного образования и время пребывания в нем детей. Содержание образовательного процесса. Программы дошкольного образования. Правовое регулирование отношений воспитания. Виды дошкольных образовательных организаций в соответствии с их направленностью. Права и обязанности организации дошкольного образования. Права и обязанности родителей (законных представителей).

Уровни общего образования. Уровни общеобразовательных программ. Цели деятельности, типы общеобразовательных организаций. Фирменные названия общеобразовательных организаций, особые виды общеобразовательных организаций в соответствии с условиями и видами реализуемых программ. Договор на образование в общеобразовательном учреждении. Порядок приема в общеобразовательное учреждение. Формы получения образования и формы обучения в общеобразовательной организации. Продолжительность учебного года, каникул. Текущая, промежуточная, итоговая аттестация, государственная итоговая аттестация. Формы государственной

итоговой аттестации.

4.2. Правовое регулирование педагогических отношений в системе

профессионального и дополнительного образования

Цели и задачи профессионального образования. Процедура приема в организации

среднего профессионального образования. Прием на места, 

2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 19
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
финансируемые за счет финансовых средств соответствующих бюджетов, и места, финансируемые за счет юридических и физических лиц. Цели и задачи ступени высшего образования. Уровни

высшего образования, основные профессиональные образовательные программы

высшего образования. Понятие организации высшего образования, федеральный

университет, национальный исследовательский университет. Организация и порядок

приема в организации ВО. Особый порядок приема в высшие учебные заведения

некоторых категорий граждан. Формы обучения в вузе. Организация образовательного

процесса. Порядок отчисления, восстановления, перевода в вузе. Академический

отпуск. Время образования и отдыха. Общие нормативы учебной нагрузки студента и

ее объем. Организация практик.

Организация профессионального обучения. Организации, осуществляющие

профессиональное обучение как основной и дополнительный вид деятельности.

Программы профессионального обучения. Итоговая аттестация, квалификационные

экзамены в системе профессионального обучения. Условия и результаты обучения.

Документы об образовании и квалификации. Права и обязанности участников

отношений в учреждениях дополнительного профессионального образования и

профессионального обучения.

Дополнительное образование детей и взрослых. Дополнительное

профессиональное образование Особенности реализации некоторых видов

образовательных программ и получения образования отдельными категориями

обучающихся. /Лек/

 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
стр. 20
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
2.1
Тема1: Право, мораль, этика как социальные регуляторы общественных отношений

1.1. Право, мораль, этика в системе социального регулирования общественных отношений.

1.2. Правоотношения. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность.

1.3. Основы публичного и частного права в РФ.

1.3.1. Основы гражданского права.

1.3.2. Основы уголовного права.

1.3.3. Основы процессуального права.

1.3.4. Основы административного права.

1.3.5. Основы трудового права.

1.3.6. Основы семейного права. /Пр/

10
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Вопросы к зачету

Темы/вопросы к семинару

Темы рефератов

Тест

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Тема 2. Правовая культура и профессиональная этика педагогического работника.

2.1. Правосознание и правовая культура.

2.2. Профессиональная этика.

2.3. Содержание и специфика педагогической этики.

/Пр/

4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Вопросы к зачету

Темы/вопросы к семинару

Темы рефератов

Тест

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Тема 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации.

3.1. Система образования в РФ. Государственная регламентация в сфере

образования.

3.2. Правовой статус, образовательных организаций.

3.3. Правовой статус педагогических работников.

3.4. Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей).

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Вопросы к зачету

Темы/вопросы к семинару

Темы рефератов

Тест

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.4
Тема 4. Правовое регулирование образовательных (педагогических) отношений в Российской Федерации.

4.1. Правовое регулирование педагогических отношений в системе общего

образования.

4.2. Правовое регулирование педагогических отношений в системе

профессионального и дополнительного образования. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Вопросы к зачету

Темы/вопросы к семинару

Темы рефератов

Тест

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Тема 1. Право, мораль, этика как социальные регуляторы общественных отношений.

Тема 2. Правовая культура и профессиональная этика педагогического работника.

Тема 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации.

Тема 4. Правовое регулирование образовательных (педагогических) отношений в Российской Федерации

/Ср/

34,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
стр. 21
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Правовое и этическое обеспечение образовательной деятельности».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для входного и текущего контроля, тем/вопросов к семинарам, реферата (доклада, развернутого эссе), промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1.Право – это:

1) совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или

санкционированных государством

2) нормативно-правовой акт

3) закон о поправках к конституции

4) федеральный закон

2. Отрасль права – это:

1) институт права

2) компоненты материального права

3) структура права

4) главное подразделение права, большая группа правил поведения,

регулирующих какой-то вид общественных отношений

3. Норма права – это:

1) гипотеза

2) правило поведения обязательного характера

3) мера государственного принуждения

4) степень обязательности и реальности права

4. Юридическая обязанность – это:

1) обязанности, выполняемые по требованию должностного лица

2) постоянные обязанности, которые необходимо выполнять

3) мера должного, установленного законом поведения

4) выполнение обязанностей обязанной стороны

5. Юридическая ответственность – это:

1) применима к лицу, нарушившему закон, мера государственного принуждения

2) уголовная ответственность

3) административная ответственность

4) материальная ответственность

6. Виды норм:

1) общеобязательные к исполнению

2) управомочивающие, обязывающие, запрещающие

3) предусматривающие многократное исполнение

4) носящие государственно-властный характер

7. Источники российского права:

1) форма правления

2) отношения собственности

3) Конституция РФ

4) форма государственного устройства

8. Этика — это наука:

1) которая изучает добродетели;

 
стр. 22
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
2) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей

3) о морали, нравственности;

4)  о нравах, обычаях.

9.Мораль — это:

1) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;

2) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;

3) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

4) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

10. Этикет - это :

1) религиозное учение;

2) памятник древней этической мысли;

3) культура поведения.

4) умение быть красивым

Критерии оценки (баллы/оценка)

92-100 Отлично

76-91 Хорошо

61-75 Удовлетворительно

Менее 61 Неудовлетворительно

Примерные тесты для текущего контроля

1. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательной организации определяется …

а) Уставом общеобразовательной организации;

б) Законом Российской Федерации «Об образовании»;

в) администрацией школы;

г) Советом школы.

2. Совет общеобразовательной организации формируется в соответствии с …

а) Уставом общеобразовательной организации;

б) приказом руководителя;

в) желаниями учащихся;

г) трудовым договором.

3. В Уставе общеобразовательной организации в обязательном порядке указывается …

а) статус общеобразовательной организации;

б) характеристика материальной базы;

в) расписание занятий;

г) структурное подразделение общеобразовательной организации, имеющее право осуществлять образовательный процесс.

4.  Лицензирование образовательных программ высшего профессионального образования осуществляет:

а) Федеральная служба по надзору в области образования и науки;

б) Министерство образования и науки РФ;

в) Правительство РФ;

г)  органы управления образованием субъекта РФ.

5. Обязанностью обучающегося не является:

а) добросовестно и ответственно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план;

б) выполнять требования устава образовательной организации и правил ее внутреннего распорядка;

в) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации;

г) оформить академический отпуск, в случае болезни.

6.Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

a) на организации общественного питания,

б) на образовательное учреждение

в) на органы местного самоуправления.

г) на все вышеперечисленные организации.

7. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

a) условие об обязательном социальном страховании работника,

б) условие об испытании.

в) условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся,

8) условие о систематическом повышении квалификации работника.

8. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

a) перевод на нижеоплачиваемую должность,

б) увольнение по соответствующим основаниям,

в) лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат,

г) строгий выговор.

 
стр. 23
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
9.Добро и зло —  это:

a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

б) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

в) наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

г) специфически моральная категория;

10. Ответственность — это:

a) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

б) нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

в) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

г) обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Критерии оценки (баллы/оценка)

92-100 Отлично

76-91 Хорошо

61-75 Удовлетворительно

Менее 61 Неудовлетворительно

Темы/вопросы для семинарских/практических занятий

Тема1: Право, мораль, этика как социальные регуляторы общественных отношений

1.1. Право, мораль, этика в системе социального регулирования общественных отношений.

1.2. Правоотношения. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность.

1.3. Основы публичного и частного права в РФ.

1.3.1. Основы гражданского права.

1.3.2. Основы уголовного права.

1.3.3. Основы процессуального права.

1.3.4. Основы административного права.

1.3.5. Основы трудового права.

1.3.6. Основы семейного права.

Тема 2. Правовая культура и профессиональная этика педагогического работника.

2.1. Правосознание и правовая культура.

2.2. Профессиональная этика.

2.3. Содержание и специфика педагогической этики.

Тема 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации.

3.1. Система образования в РФ. Государственная регламентация в сфере

образования.

3.2. Правовой статус, образовательных организаций.

3.3. Правовой статус педагогических работников.

3.4. Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей).

Тема 4. Правовое регулирование образовательных (педагогических) отношений в Российской Федерации.

4.1. Правовое регулирование педагогических отношений в системе общего

образования.

4.2. Правовое регулирование педагогических отношений в системе

профессионального и дополнительного образования.

Критерии оценки (баллы/оценка/уровень):

92-100 Отлично/повышенный уровень - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях);

- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой.

- уверенно владеет понятийным аппаратом;

- активно участвовал в семинаре, выступая с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих одногруппников, стремясь к развитию дискуссии

76-91 Хорошо/пороговый уровень - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.

- владеет понятийным аппаратом;

- выступал с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих коллег, стремясь к развитию дискуссии

61-75 Удовлетворительно/пороговый уровень - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;

- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

 
стр. 24
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
- делал недостаточно содержательные сообщения, выступал с поверхностными дополнениями.

Менее 61 Неудовлетворительно/уровень не сформирован -отказался участвовать в работе семинара;

- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Нравственно-этические компоненты профессионализма.

2. Профессиональное развитие как процесс нравственного становления педагога.

3. Кризисы профессионального становления практического психолога.

4. Этические аспекты проблемы профессионального выгорания педагога.

5. Манипуляции в педагогической практике как этическая проблема.

6. Компромиссы педагога как этическая проблема.

7. Общечеловеческие ценности и проблема этических ориентиров современного педагога.

8. Этические взгляды Эриха Фромма.

9. Особенности подготовки педагогов в нашей стране и за рубежом.

10. Мораль, этика, нравственность, происхождение и содержание терминов.

11. Духовная и практическая сторона морали.

12. Природа человека и происхождение морали.

13. Субъективно-идеалистически ориентированные этические учения античности.

14. Официальная этическая доктрина Средневековья.

15. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения.

16. Мораль буржуазного общества, ее особенности.

17. Развитие этической мысли Нового времени.

18. Этический рационализм Спинозы.

19. Этическая мораль французских материалистов Нового времени.

20. Этическая система И. Канта.

21. Этическая концепция Ф.Гегеля.

22. Философия Ф.Ницше.

23. Русская этическая мысль 19-20 века.

24. Категории этики ( добро и зло).

25. Нравственные ценности. Личные отношения.

26. Нравственный опыт человека Удовольствие. Польза.

27. Профессиональная этика, ее предмет и содержание.

28. Разумный эгоизм, его позитивные и негативные стороны.

29. Составляющие педагогического авторитета.

30. Нравственность просвещения, ее направления.

31. Альтруизм как основа деятельности педагога.

32. Нравственные принципы общения и педагогическая деятельность.

33. Нравственные отношения педагога в трудовом коллективе.

34. Понятие «профессиональное самоопределение». Соотношение личностного и профессионального самоопределения.

35. Кризисы профессионального развития личности.

36. Профессиограмма педагога.

37. Профессиональные и личностные качества педагога.

38. Правовой статус образовательных организаций.

39. Особенности правового статуса негосударственных образовательных организаций.

40. Самоуправление в образовательной организации.

41. Военное образование в РФ.

42. Договоры возмездного оказания образовательных услуг.

43. Реализация права граждан на получение высшего профессионального образования.

44. Дошкольное образование: правовые вопросы.

45. Общее образование: правовые вопросы.

46. Среднее профессиональное образование: правовые вопросы.

47. Высшее профессиональное образование: правовые вопросы.

48. Подготовка кадров высшей квалификации: правовые вопросы.

49. Организация образовательного процесса.

50. Правовое положение участников образовательного процесса.

51. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты работников образования.

52. Правовой статус студентов высших учебных заведений.

53. Правовой статус лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов.

54. Права и социальная защита обучающихся.

55. Локальное правовое регулирование образовательных отношений.

56. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

57. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание

58. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха

59. Дисциплина труда. Материальная ответственность

 
стр. 25
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
60. Особенности регулирования труда женщин и молодежи

61. Понятие и принципы семейного права

62. Понятие и система административного права

63. Понятие административного проступка

64. Основания и порядок привлечения к административной ответственности

65. Виды административной ответственности

66. Понятие, функции и принципы местного самоуправления в Российской Федерации

67. Органы местного самоуправления. Гарантии правомочий местного самоуправления

68. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права

69. Понятие уголовной ответственности, ее основание

70. Ответственность несовершеннолетних

71. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.

72. Право в сфере образовательной деятельности и культуры

73. Правовые основы организации и деятельности студента, механизмы реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей.

74. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали

75. Правовое сознание. Правовая и политическая культура

76. Понятие и состав правоотношения.

77. Участники (субъекты) правоотношений

78. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность.

79. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.

80. Понятия компетенции и правомочий.

81. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды.

82. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

83. Понятие, признаки и состав правонарушения.

84. Виды правонарушений

85. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности

86. Основание возникновения юридической ответственности

87. Общая характеристика основ российского конституционного строя

88. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы

89. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Требования:

Новизна текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата

Критерии оценки (Баллы/зачтено):

5 /зачтено Выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

4/зачтено Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

3/зачтено Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата

2/не зачтено Нарушены  большинство требований к реферированию, тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 26
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
Вопросы к зачету

1. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.

2. Основные права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

3. Основные положения ФЗ №273 от 29.12.12 «Закон об образовании в Российской Федерации»

4. Основные законодательные акты в сфере образования.

5. Типы и виды образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений.

6. Понятие и виды образовательных программ. Формы получения образования.

7. Общие требования к содержанию образования, организации учебного процесса.

8. Общие требования к приему в образовательные организации.

9. Использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовании.

10. Устав и иные локальные правовые акты образовательной организации.

11. Создание, реорганизация и ликвидация образовательной организации.

12. Учредитель образовательной организации: его полномочия и виды.

13. Источники формирования имущества и финансовых средств  образовательной организации.

14. Филиалы и представительства образовательной организации.

15. Права и обязанности образовательных организаций. Ответственность образовательных организаций перед личностью, обществом, государством.

16. Назначение и структура федеральных государственных образовательных стандартов.

17. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.

18. Правовой статус образовательных организаций.

19. Право на образование: проблемы его реализации.

20. Общая характеристика международных правовых актов в сфере образования (На примере документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка).

21. Структура и нормативно-правовое обеспечение послевузовского профессионального образования.

22. Модернизация и развитие образовательной системы в Российской Федерации

23. Система государственного контроля в сфере образования. Лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений.

24. Профессиональный стандарт педагога. Краткая характеристика основных положений стандарта.

25. Понятие обучающегося, содержание правового статуса обучающегося.

26. Меры стимулирования обучающегося.

27. Основания и меры дисциплинарной ответственности, применяемые к обучающемуся.

28. Федеральное и региональное законодательство о мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся.

29. Понятие педагогической деятельности.  Лица, не допускаемые к педагогической деятельности.

30. Уровень образовательного ценза педагогических работников и их аттестация.

31. Права, свободы и гарантии педработников.

32. Дисциплинарное производство и дисциплинарная ответственность педработников.  

33. Особенности труда педагогических работников. Совместительство.

34. Формы оплаты труда педработников.

35. Продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников.

36. Мораль и её структура.

37. Этика как учение о морали. Основные категории и принципы этики.

38. Мораль и право.

39. Понятия, свойства, структура профессиональной этики.

40. Корпоративность и институциональность этики.

41. Характеристика профессионализма.

42. Педагогическая этика, её  понятие и виды.

43. Деловой этикет в профессиональной деятельности педагога.

44. Этические принципы педагогической деятельности.

45. Профессиональный долг и его эффективное выполнение.

46. Деловое общение в деятельности педагога.

47. Виды и формы делового общения.

48. Стратегия и тактика делового общения.

Критерии оценки (баллы/зачтено)

61-100 «зачтено» -    оценка «зачтено» выставляется студенту, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков при решении практических заданий. Допускаются незначительные ошибки.

0-60 «не зачтено» - оценка «не зачтено» выставляется, если ответ фрагментарен, нелогичен, не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими вопросами дисциплины; допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки при решении практических заданий // Либо ответ на вопрос полностью отсутствует или студент отказывается от ответа.

 
стр. 27
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И., Лавриненко [и др.] В. Н., Лавриненко В. Н.
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81834.html
 
Л1.2
Певцова Е. А.
Образовательное право. Актуальные вопросы современной теории и практики: учебное пособие
Москва: Международный юридический институт, 2012
http://www.iprbookshop.ru/34404.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Козловская Т.Н., Епанчинцева Г.А., Зубова Л.В.
Профессиональная этика: учебно-методическое пособие
Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015
http://www.iprbookshop.ru/54147.html
 
Л2.2
Барабанова С.В., Барабанова С.В., Богданова [и др.] Ю.Н.
Правоведение: учебник
Москва: Прометей, 2018
http://www.iprbookshop.ru/94498.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекция - это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у обучающихся, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта 

 
стр. 28
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические указания по подготовке к семинарским/практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому  занятию. Цель  занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.   

Практические занятия по «Философии» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку студентов, сформировать навыки аналитического мышления, расширить интеллект, познакомить студентов с письменными источниками в области философии, разъяснять теоретические и практические вопросы дисциплины с точки зрения их значимости для профессиональной деятельности будущих специалистов, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу дисциплины. Занятия направлены на использование студентами знаний в учебных условиях и на овладение языком изучаемой науки. Практические занятия прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, аргументировать и формулировать выводы.

Самостоятельная работа студентов начинается с изучения плана практических занятий. В плане занятия обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.

По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления студентов с последующим обсуждением, защита рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; коллоквиум; работа по дополнительным заданиям, комментирование актуальных проблем современного философского знания, составление таблиц, тестирование и т. д. Формы практического занятия призваны способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем тем, вопросов, обеспечить наибольшую творческую активность студентов, решение познавательных и воспитательных задач.

Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать студентов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочих программах и фондах оценочных средств дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений.

При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в истории философского знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.

В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.

По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить глубину усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить студентам план следующего занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.

Учебная литература

Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.

Первоисточники

К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с 

 
стр. 29
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.

Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.

Научная литература

Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.

Интернет-ресурсы

Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от студента не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание студентом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если студент не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.

Методические указания по подготовке и написанию реферата  

1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4.Работа над рефератом включает ряд этапов:

а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.

•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5.Оформление реферата.

а)титульный лист;

 
стр. 30
УП: 44.04.01_2023_683М.plx
 
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Развернутое философское эссе  – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на теоретических размышлениях и научных данных, а не быть повседневно-обыденными и голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться.  

Образец оформления титульного листа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра права, философии и социологии

Реферат по дисциплине «Правовое и этическое обеспечение образовательной деятельности»

Название темы

Этика Сократа

Исполнитель: фамилия, имя,

отч-во (полностью),

факультет, № группы

Научный консультант:

ученое звание, ученая степень,

фамилия, инициалы.

Горно-Алтайск (год)

Методические рекомендации по подготовке к зачету

Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка  студента к зачёту включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам дисциплины;

-подготовка к ответу на вопросы к зачёту.

Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем, либо указана в рабочей программе дисциплины. В ходе подготовки к зачёту необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Формы проведения зачетов (устный опрос по билетам, письменная работа, тестирование и др.) описываются в рабочей программе и доводятся до сведения

обучающихся в начале обучения. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться с разрешения  преподавателя справочной и нормативной литературой, другими пособиями и техническими средствами.

Время подготовки ответа в устной форме при сдаче зачета составляет не менее 20 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа - не более 10 минут. Преподавателю предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы в рамках программы.

Если слушатель не явился на зачет или отказался от прохождения аттестации в связи с неподготовленностью, то в зачетную ведомость ему выставляется оценка «не зачтено».

Нарушение дисциплины, списывание, использование обучающимися неразрешенных печатных и рукописных материалов, мобильных телефонов, коммуникаторов, планшетных компьютеров, ноутбуков и других видов личной коммуникационной и компьютерной техники во время зачета запрещено. В случае нарушения этого требования преподаватель обязан удалить обучающегося из аудитории и проставить ему в ведомости оценку «не зачтено».

Обучающимся, не сдавшим зачет в установленные сроки по уважительной причине, приказом ректора определяются индивидуальные сроки проведения зачета.