2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,5
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
34
34
34
34
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,65
44,65
44,65
44,65
Сам. работа
54,5
54,5
54,5
54,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Крашенинина Вера Геннадьевна _______________
 
 
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов основных и важнейших представлений о базовых категориях и системе российского права, нормах конституционного, гражданского, трудового и других отраслей права; формирование у обучающихся развитого политико-правового мировоззрения и адекватных представлений о сущности и основных устоях государства; повышение политико-правовой культуры обучающихся, воспитание гражданственности; приобретение практических умений и навыков, необходимых для применения в жизнедеятельности правовых норм.
1.2
Задачи: передача студентам теоретических основ и функциональных знаний в области права, обучение умению применять полученные знания для решения практических задач в различных сферах жизнедеятельности, развитие общего представления о современном состоянии российского права.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- работать с нормативно-правовыми документами, использовать их в

профессиональной деятельности;

- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством, соблюдать требования

действующего законодательства;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

- основные положения законодательных актов и других нормативных

документов, регулирующих правоотношения в области профессиональной

деятельности;

- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

- организационно-правовые формы юридических лиц;

- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

- порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;

- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

- основы права социальной защиты граждан;

- понятие материальной и дисциплинарной ответственности работника;

- виды административных правонарушений и административной

ответственности;

- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. 

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы информационной культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
-знать алгоритм решения  задач в способ ее решения. -уметь выбирать наиболее оптимальный вариант решения задач, связанных с профессиональной деятельностью. -владеть навыками применения действующих правовых норм в процессе существления  профессиональной деятельности
ИД-2.УК-2: Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
знать современное законодательство в сфере противодействия коррупции; уметь использовать правовые нормы в сфере противодействия проявлениям экстремизма, терроризма, коррупции в своей профессиональной деятельности;
ИД-1.УК-10: Знает правовые категории, терминологию, современное законодательство в сфере противодействия коррупции, проявлениям экстремизма и терроризма
 
знать теоретические основы анализа факторов проявления экстремизма, терроризма, коррупционного  поведения в профессиональной деятельности; уметь осуществлять противодействие  коррупционным проявлениям в профессиональной деятельности.
ИД-2.УК-10: Умеет анализировать факторы, способствующие коррупционным, экстремистским и террористическим проявлениям в обществе, владеет способами противодействия им
 
ИД-3.УК-10: Способен принимать обоснованные управленческие и организационные решения и совершать иные 
 
знать теоретические основы принятия   решений, направленных на противодействие коррупции, проявлениям экстремизма, терроризма уметь принимать  решения, направленные на противодействие проявлениям экстремизма, терроризма,  коррупции в профессиональной среде;
действия, направленные на противодействие коррупции, проявлениям экстремизма и терроризма
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Предмет, цели и задачи учебной дисциплины 
 
1.1
Предмет, цели и задачи учебной дисциплины.

Значение учебной дисциплины в подготовке к профессиональной

деятельности специалистов.

Основные источники /Лек/

2
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2.  Предмет, цели и задачи учебной дисциплины 
 
2.1
1.Предмет, цели и задачи учебной дисциплины.

2.Значение учебной дисциплины в подготовке к профессиональной

деятельности специалистов.

3.Основные источники /Пр/

2
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
тестовые задания,  доклады и сообщения, вопросы семинара

вопросы  к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3.  Предмет, цели и задачи учебной дисциплины 
 
3.1
Изучение и анализ нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы.  /Ср/
4,5
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4.  Основы гражданского права 
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
4.1
Тема 1. Правовое регулирование хозяйственных отношений.

Тема 2. Субъекты предпринимательской деятельности, их правовое положение.

Тема 3. Организационноправовые формы юридических лиц.  

Тема 4. Защита нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности и судебный

порядок разрешения споров.

Тема 5.   Правовое регулирование договорных отношений.

  /Лек/

2
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5.  Основы гражданского права 
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
5.1
Тема 1. Правовое регулирование хозяйственных отношений.

1) Предмет, принципы и источники российского гражданского права.

2)Имущественные и связанные с ними личные неимущественные

отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной

самостоятельности их участников.

3)Хозяйственная деятельность: понятие, виды, формы, ее связь с

предпринимательской и коммерческой деятельностью.

4)Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности.

Тема 2. Субъекты предпринимательской деятельности, их правовое положение.

1)Субъекты предпринимательской деятельности: граждане (физические

лица) – индивидуальные предприниматели, юридические лица,

публично-правовые образования.

2)Граждане – индивидуальные предприниматели, их правоспособность и

дееспособность.

3)Юридические лица: понятие, признаки, общая и специальная

правоспособность.

4)Объединение организаций: союзы, ассоциации. Правовые отношения

между юридическими лицами, входящими в состав объединения.

5)Государственная регистрация и учредительные документы юридического

лица, его органы.

6)Представительства и филиалы, ответственность и реорганизация,

ликвидация юридического лица, его несостоятельность (банкротство).

Тема 3. Организационноправовые формы юридических лиц.  

1)Организационно-правовые формы юридических лиц: понятие, виды в

зависимости от имущественных прав. Коммерческие и некоммерческие

организации, их отличительные признаки, формы.

2)Хозяйственные товарищества и общества: формы, основные положения,

права и обязанности участников, их ответственность, преобразование и

ликвидация.

3)Общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

4)Основные положения, участники, учредительные документы,

управление, реорганизация и ликвидация.

5)Акционерные общества: открытые и закрытые; основные положения о

них, образование, управление, ограничение, реорганизация и ликвидация.

8
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
тестовые задания,  доклады и сообщения, кейс-задача, вопросы семинара

вопросы  к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Тема 4. Защита нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности и судебный

порядок разрешения споров.

1)Претензионный порядок разрешения споров. Сроки подачи претензий и

ответов на них, порядок предъявления претензий.

2)Споры, по которым

претензионный порядок рассмотрения споров обязателен.

Арбитражные суды РФ, их подведомственность.

3)Иск как средство судебной защиты нарушенных прав. Порядок подачи и

рассмотрения иска.

Тема 5.   Правовое регулирование договорных отношений.

1)Договор в хозяйственных отношениях: понятие, назначение, условия,

свободы.

2)Порядок заключения договоров, их содержание, изменение, расторжение.

Перечень основных договоров, предусмотренных ГК РФ.

3)Договоры купли-продажи: понятие, назначение. Виды и разновидности

договоров купли-продажи: договор розничной купли-продажи; поставки

товаров, в том числе для государственных нужд, контрактации, продажи

недвижимости, их назначение, стороны, права и обязанности сторон.

4)Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение

договора.

5)Законодательство, регулирующее договорные отношения.

6)Закон РФ «О защите прав потребителей».

7)Договоры хозяйственной деятельности: договоры аренды, подряда,

возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, займа,

банковские и кредитные договоры, хранения, поручения, комиссии и

агентирования  /Пр/

 
 
Раздел 6.  Основы гражданского права 
 
6.1
Изучение и анализ нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы.  /Ср/
16
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7.  Основы трудового права 
 
7.1
Основы трудового права.  /Лек/
2
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8.  Основы трудового права 
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
8.1
Тема 1. Правовое регулирование трудовых отношений.

1)Трудовое право: понятие, предмет, метод.

2)Трудовые отношения: понятие, основания возникновения.

3)Система трудового законодательства РФ. Правовое регулирование

трудовых отношений.

4)Трудовое законодательство разных уровней: федеральное, субъектов РФ,

акты органов местного самоуправления.

5)Нормы трудовых отношений, регулируемых Конституцией РФ,

6)Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента

РФ, постановлениями Правительства РФ.

7)Заключение коллективных и трудовых договоров, соглашений.

Тема 2. Трудовой договор.

1)Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, сроки, форма.

2)Порядок заключения трудового договора: возрастной ценз, гарантии,

необходимые документы, испытательный срок.

3)Изменение трудового договора.

4)Основания прекращения трудового договора.

Тема 3. Рабочее время и время отдыха.

1)Рабочее время: понятие, виды (нормальная и сокращенная

продолжительность рабочего времени, неполное рабочее время).

2)Совместительство и сверхурочные работы.

3)Режим рабочего времени, его особенности на предприятиях

общественного питания.

4)Время отдыха: понятие, виды, продолжительность. Запрещение и

ограничение работы в выходные и праздничные дни.

5)Отпуск: виды, продолжительность, очередность предоставления.

6)Исчисление стажа работы, дающего право на отпуск.

Тема 4. Оплата труда.

1)Установление, системы, порядок выплаты, ограничение удержаний.

2)Исчисление средней заработной платы.

Гарантийные и компенсационные выплаты.

3) Оплата труда различных категорий работников, в особых условиях и при

других отклонениях от нормальных условий труда.

Тема 5. Трудовой распорядок и трудовая дисциплина.

1)Дисциплина труда: понятие, правовая база, методы обеспечения.

2)Правила внутреннего трудового распорядка.

3)Виды поощрений за труд и 

12
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
тестовые задания,  доклады и сообщения, кейс-задача, вопросы семинара

вопросы  к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
взысканий за нарушение трудовой

дисциплины.

4)Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.

5)Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей по

требованию представительного органа работников.

Тема 6. Материальная ответственность трудового договора.

1)Материальная ответственность работодателя перед работником.

2)Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный

работодателю: понятие, условия наступления, виды.

3)Случаи полной материальной ответственности. Определение размера

причиненного ущерба и порядок его взыскания.

4)Особенности договоров о материальной ответственности на

предприятиях общественного питания.

5)Возмещение затрат, связанных с

обучением работника.

Тема 7. Защита трудовых прав работников.

1)Способы защиты трудовых прав работника: государственный надзор и

контроль за соблюдением трудового законодательства.

2)Защита трудовых прав работника профессиональными союзами,

самозащита работниками трудовых прав.

3)Трудовые споры: понятие, виды, причины возникновения.

4)Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры: комиссии

по трудовым спорам (КТС) и суды. Сроки обращений за разрешением

индивидуальных трудовых споров и порядок их рассмотрения в КТС в

судах.

5)Порядок рассмотрения коллективного трудового спора /Пр/

 
 
Раздел 9.  Основы трудового права 
 
9.1
Изучение и анализ нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы.  /Ср/
20
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 10. Административные правонарушения и административная ответственность 
 
10.1
Административные правонарушения и административная ответственность.  /Лек/
4
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 11. Административные правонарушения и административная ответственность 
 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
11.1
Тема 1. Законодательство об административных правонарушениях, его задачи и принципы.

1)Законодательство об административных правонарушениях: задачи и

принципы.

2)Административная ответственность: понятие, признаки и основания.

3)Административное правонарушение как основание административной

ответственности.

4)Юридический состав административного правонарушения. Презумпция

невиновности. Формы вины.

5)Административная ответственность разных субъектов (должностных,

юридических лиц, иностранных граждан и др.)

6)Возраст, по достижении которого наступает юридическая

ответственность.

Тема 2.  Административные правонарушения и административная ответственность.

1)Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

2)Перечень правонарушений. Нарушение законодательства о труде и об

охране труда.

3)Административные правонарушения, посягающие на здоровье,

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную

нравственность.

4)Законодательство по обеспечению санитарно-эпидемиологического

благополучия населения, нарушение которого влечет административную

ответственность.

5)ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О

качестве и безопасности пищевых продуктов».

Тема 3. Административные наказания.

1)Административные наказания: понятие, виды. Цели и их эффективность.

2)Основные и дополнительные административные наказания, их краткая

характеристика.

3)Назначение административного наказания: общие правила;

обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную

ответственность, давность привлечения к административной

ответственности.   /Пр/

12
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
тестовые задания,  доклады и сообщения, кейс-задача, вопросы семинара

вопросы  к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 12. Административные правонарушения и административная ответственность 
 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
12.1
Изучение и анализ нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы.  /Ср/
14
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 13. Консультации
 
13.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 14. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
14.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
14.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к семинарам,кейс задач, докладов и сообщений, тестов, промежуточной аттестации в виде вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль

1. Полная дееспособность гражданина наступает:

а) с 14 лет

б) с 16 лет

в) с 18 лет

2. Гражданин приобретает предпринимательскую правоспособность:

а) с момента государственной регистрации

б) с момента приобретения дееспособности

в) с момента приобретения правоспособности

3. Меры дисциплинарного воздействия:

а) штраф

б) строгий выговор

в) замечание

4. Форма трудового договора:

а) нотариальная

б) устная

в) письменная

5. Трудовое право регулирует отношения в сфере:

а) производства

б) наемного труда

в) экономики

6  Источником власти в РФ является:

а) парламент;

б) референдум;

в) избиратели;

 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
г) многонациональный народ.

7  Гражданство Российской Федерации - это:

а)  правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

б) устойчивая связь гражданина с государством;

в) его должны приобрести все лица, желающие жить и работать в России;

г) его должны иметь все лица, находящиеся на государственной службе;

д) правовая связь человека с государством, основанная на взаимных правах, обязанности и ответственности.

8. Моментом начала действия трудового договора считается:

А. через 5 дней после подписания.

Б. с момента заключения.

В. после государственной регистрации.

Г. с момента провозглашения трудового договора.

9. Испытания при приеме на работу не применимо к:

А. Лицам пенсионного возраста

Б. Военнообязанным

В. Инвалидам

Г. Работникам до 18 лет.

10.Действие коллективного договора предприятия распространяется на:

А. только на администрацию.

Б. на всех субъектов (членов) предприятия, кроме руководителей этого предприятия.

В. только на временных рабочих.

Г. На всех членов (субъектов) предприятия.

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

1. Текущая аттестация

1 Федеральные конституционные законы РФ - это:

а) законы о поправках к Конституции РФ;

б) законы по определенным вопросам, изложенным в Конституции РФ;

в) законы, требующие согласия определенного числа субъектов РФ.

            2  В России применяется:

а) принцип единства государственной власти;

б) принцип единства государственной власти с одновременным разделе¬нием ее на три ветви;

в) принцип единства государственной власти с одновременным разделением ее на четыре ветви (парламент, Президент, Правительство, суды).

3 Законодательную власть в РФ осуществляют:

а) Федеральное Собрание;

б) Президент РФ;

в) Правительства РФ;

г) законодательные органы субъектов РФ;

д) представительные органы местного самоуправления.

4 Исполнительную государственную власть в РФ осуществляют:

а) Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) главы администрации субъектов РФ;

г) президенты республик в составе РФ;

д) главы муниципальных образований;

е) прокуратуры.

5 Судебную власть в РФ осуществляют:

а)  федеральные суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

б) суды субъектов РФ;

 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
в) мировые судьи;

г) военные суды;

д) прокуратуры;

ж) адвокаты, участвующие в судебных процессах.

6  Источником власти в РФ является:

а) парламент;

б) референдум;

в) избиратели;

г) многонациональный народ.

7  Гражданство Российской Федерации - это:

а)  правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

б) устойчивая связь гражданина с государством;

в) его должны приобрести все лица, желающие жить и работать в России;

г) его должны иметь все лица, находящиеся на государственной службе;

д) правовая связь человека с государством, основанная на взаимных правах, обязанности и ответственности.

8. Дело об административно правонарушении, совершение которого влечет административное задержание рассматривается

а) не позднее 36 часов

б) не позднее 48 часов

в) не позднее 72 часов

9. Административно-правовое регулирование рассчитано:

а) преимущественно на общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников

б) на общественные отношения, в которых участники обладают юридическим равенством

в) на общественные отношения, в которых обе стороны выступают как в роли субъекта управления, так  и в роли объекта управления

10. Производство по делу об административном производстве не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) явка с повинной

б) отсутствие события и состава административного правонарушения

в) добровольное признание

11. Административно-правовой статус личности формируется нормами:

а) конституционного и административного права

б) конституционного права

в) административного права

12 Административное производство - это

а) нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета

б) порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел

в) урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение административных дел

         13 «Проникновение» административного права в иные отрасли права характеризуется функцией:

а) регулятивной

б) правоисполнительной

в) координационной

14. Административное право отнесено к ведению:

а) Российской Федерации

б) Российской Федерации и ее субъектов

в) субъектов Российской Федерации

15. Административно-правовые отношения возникают:

а) в связи совершения полномочными субъектами исполнительной власти совей управленческой компетенции

б) в связи или по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти совей управленческой компетенции

в) по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти совей управленческой компетенции

16.  Дисквалификация относится к административным наказаниям и устанавливается

а)  только ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

б) только КоАП РФ

в) обоими указанными источниками

 
стр. 15
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 

17. Споры между сторонами административно-правовых отношений:

а) невозможны

б) возможны только в отношении конкретных отношений

в) возможны

18. Административно-правовые отношения по юридическому характеру взаимодействия их участников различают:

а) основные и не основные

б) субординационные и координационные

в) вертикальные и горизонтальные

19. Административное наказание не может иметь своей целью:

а) предупреждение совершения новых правонарушений самим нарушителем

б) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами

в) унижение человеческого достоинства физического лица

20. Административно-правовые нормы преследуют цель:

а) обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти

б) обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия

в) обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования отдельных звеньев исполнительной власти, рационального их взаимодействия

21. Административное наказание является

а) установленной КоАП РФ мерой ответственности за административное правонарушение

б) установленной государством мерой ответственности за административное преступление

в) установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение

22. Одним из обстоятельств, исключающих административную ответственность является:

а) крайняя  необходимость

б) непреодолимая сила

в) нормальный хозяйственный риск

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

2 Текущая аттестация

1. Гарантией прав граждан в области реализации исполнительной власти является:

а) наступление административной ответственности государственных служащих при исполнении ими служебных обязанностей, в результате которых были нарушены права и законные интересы граждан

б) наступление административной ответственности государственных служащих при выполнении работы, в результате чего были нарушены права и законные интересы граждан

в) наступление дисциплинарной ответственности государственных служащих при исполнении ими служебных обязанностей, в результате которых были нарушены права и законные интересы граждан

24. Срок проверки жалобы, поданной гражданином, с момента ее поступления в соответствующие органы исполнительной власти составляет

а) 10 дней

б) 20 дней

в) один месяц

2. Должностные лица несут административную ответственность в качестве субъектов:

а) только за собственные действия (бездействия), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей

б) за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила

в) за собственные действия (бездействия), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, а также за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила

3 Кем разрабатывается и принимается Коллективный договор :

А. на референдуме.

Б. на сессии  Парламента

В. на собрании руководителей предприятия, фирмы, организации.

 
стр. 16
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Г. на общей конференции трудового коллектива.

4.Сторонами заключения коллективного договора являются:

А. Работодатель (физическое лицо) и работник.

Б. председатель профсоюзного комитета и работники.

В. собственник или лицо им уполномоченное и трудовой коллектив.

Г. комитет по трудовым спорам и работники.

5. Моментом начала действия трудового договора считается:

А. через 5 дней после подписания.

Б. с момента заключения.

В. после государственной регистрации.

Г. с момента провозглашения трудового договора.

6. Испытания при приеме на работу не применимо к:

А. Лицам пенсионного возраста

Б. Военнообязанным

В. Инвалидам

Г. Работникам до 18 лет.

7.Действие коллективного договора предприятия распространяется на:

А. только на администрацию.

Б. на всех субъектов (членов) предприятия, кроме руководителей этого предприятия.

В. только на временных рабочих.

Г. На всех членов (субъектов) предприятия.

8. Не является гарантией обеспечения прав граждан на труд :

А. равенство трудовых прав граждан.

Б. свободный выбор вида деятельности.

В. компенсации материальных расходов, в связи с направлением в другую местность.

Г. расовая принадлежность.

9.Виды трудового договора по срокам действия:

А. срочный, бессрочный, на время определенной работы.

Б. Срочный, бессрочный.

В. Краткосрочный, среднесрочный, на время определенной работы.

Г. Краткосрочный, сезонный, долгосрочный.

10. При приеме на работу не требуется документ:

А. паспорт

Б. свидетельство о рождении

В. трудовая книжка

Г. диплом

11. В случае смены формы  собственности коллективный договор продолжает действовать в течении срока

А. трех месяцев  со дня перехода права собственности.

Б. 10 дней с момента реорганизации.

В. продолжает действовать неограниченный промежуток времени.

Г. прекращает свое действие сразу после завершения реорганизации.

12.По общему правилу срок испытания при принятии на работу не может превышать:

А. 180 дней.

Б. Две недели.

В. В зависимости от сферы деятельности 1-3 месяца.

Г. 3 месяца.

13.Испытательный срок для рабочих составляет:

 
стр. 17
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
А. 3 месяца.

Б. 10 дней

В. 1 месяц

Г. 6 месяцев.

14.Трудовой договор может прекратится по инициативе:

А. Собственника, работника.

Б. Собственника, работника, сотрудников милиции.

В. Работника, членов его семьи.

Г. Профсоюзного органа, начальника отдела кадров

15. Срок действия дисциплинарного взыскания:

А. 1 год

Б. 3 года

В. 6 месяцев

Г. 2 недели

16.Прогулом считается:

А. Отсутствие на рабочем месте свыше 3х часов

Б. Отсутствие на работе свыше 3х часов

В. Отсутствие на рабочем месте в течении дня

Г. Неявка на работу более 2х дней

Д. Отсутствие на рабочем месте свыше 4-часов подряд

17.Какой документ является единственным свидетельством о трудовой деятельности работника.

А. Трудовой договор

Б. Трудовая книжка

В. Приказ о приеме на работу

Г. Все выше указанные варианты

18. По общему правилу работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме…

А) за две недели;

Б) за три недели;

В) за четыре недели.

19. Что из перечисленного не относится к видам времени отдыха:

А) ежедневный (междусменный) отдых;

Б) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

В) пропуск по болезни;

Г) нерабочие праздничные дни;

Д) отпуска.

20.  Безработными являются:

А) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка;

Б) нетрудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка;

В) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости;

Г) нетрудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости;

Д) предприниматели без образования юридического лица.

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

Примерные кейс-задачи

 
стр. 18
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1 Проанализируйте 10-12 статей конституции и определите особенности структуры содержащихся в них норм.

2 Используя текст Конституции Российской Федерации, приведите по одному примеру конституционно-правовых норм следующих видов:

А) управомочивающие;

Б) обязывающие;

В) запрещающие;

Г) императивные;

Д) диспозитивные;

3 Приведите по 5-6 примеров федеральных, региональных и местных источников конституционного права России.

4 В январе 2002 года был принят в установленном порядке Федеральный конституционный закон Российской Федерации. Президент его подписал  9 января и направил для официального  опубликования. 10 января закон публикуется газетой «Советская Россия», 11 января газетой «Известия», 12 января «Парламентской газетой», 13 января «Российской газетой», 14 января «Собранием законодательства Российской Федерации». С какого дня закон вступит в силу? Как изменится решение задачи, если в законе установлено, что он должен вступить в силу с момента его официального опубликования?

5 Перечислите законодательно закреплённые способы опубликования федеральных нормативных актов в России.

6 Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил для опубликования в «Российскую газету» федеральный конституционный закон, федеральный закон (по которому Федеральное Собрание преодолело вето Президента РФ), Постановление Государственной Думы. Правомерны ли эти действия? Какие акты направляет на опубликование Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации?

7 Со ссылками на конкретные нормы Конституции Российской Федерации попытайтесь охарактеризовать ныне существующую в России форму правления и политический режим.

8 Международным договором, заключённым между Российской Федерацией и одним из государств ближнего зарубежья, закреплена выдача преступника, в случае совершения последним террористического акта, для предания его суду по законодательству этого государства. Как будет разрешена ситуация в случае если преступник является не гражданином России? Если же преступник является гражданином России, то не противоречит ли тогда договор ст. 61 Конституции России. Нормы какого акта будут применяться в данном случае?

9 Назовите сферы общественных отношений, входящие в предмет конституционного права, и приведите по 5-6 примеров норм Конституции Российской Федерации, регулирующих каждую из этих сфер.

10 Проанализируйте нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 9, ч. 3, 4, 5 ст. 13, ч. 1,2  ст. 27, ч. 2, 3 ст. 35, ч. 1,2 ст. 47, ч. 1,2 ст. 51, ст. 57, ч. 5 ст. 66, ч. 3,4 ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 89, ч. 1,2,3 ст. 97, ст. 106, ч. 1-5 ст. 117 Конституции Российской Федерации и укажите какие из них являются:

а) императивными и диспозитивными;

б) обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

11 Изобразите схематически систему федеральных источников конституционного права, учитывая их юридическую силу. Приведите по 3-5 примеров каждого вида источников.

12 Опираясь на текст статей 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции Российской Федерации, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. Перечислите названия, действующих федеральных конституционных законов Российской Федерации.

13 Население одного из субъектов Российской Федерации на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 года проголосовало против принятия новой Конституции Российской Федерации. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции Российской Федерации высказалось 58,4% избирателей, от лиц, принявших участие в голосовании. На выборы пришло 54,8% избирателей. Распространяется ли действие Конституции Российской Федерации на территорию данного субъекта Российской Федерации? Какие точки зрения на данный вопрос имеются в науке конституционного права России?

14 Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по истечении 7-ми дней со дня принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации направил его в законодательные органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения. Однако, Президент Российской Федерации заявил, что прежде закон нужно было направить ему для подписания. Оцените правомерность действий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

15 В Российской Федерации в установленном порядке принят федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации, согласно которому должна быть исключена полностью одна глава, одна из статей и один пункт. Объясните каким образом в тексте Конституции Российской Федерации будут отражены данные изменения.

16

 
стр. 19
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Государственный служащий Петров обратился к своему руководителю с заявлением о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в связи с рождением ребенка. Руководитель в предоставлении отпуска отказал, поскольку государственный служащий обладает особым правовым статусом. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы государственным служащим не предусматривается. Законна ли аргументация руководителя?

17

Лаборант кафедры экономической теории педагогического института Чумакова 13 сентября 2014 года опоздала на работу на тридцать минут, за что ей был объявлен выговор. 20 февраля 2015 года она вновь опоздала на работу на один час. Через неделю был издан приказ о расторжении с ней трудового договора по п.5 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса. Чумакова обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. По существу дела она указала, что повторное дисциплинарное взыскание было на нее наложено в новом календарном году, и что за все пять лет работы в данном институте к ней не применялись дисциплинарные взыскания. Кроме того, по мнению Чумаковой, увольнение не могло последовать только за два нарушения трудовой дисциплины, и работодатель не учел тяжесть совершенных проступков.

Правомерны ли действия работодателя?

18

Руководитель организации привлек работника к ответственности в виде штрафа. Работник не согласился с действиями руководителя и обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с заявлением о сложении штрафа. КТС отказала в удовлетворении заявления работника, сославшись на то, что в ст. 1 ТК РФ не указаны отношения по наложению на работника штрафа. Поэтому эти отношения в предмет трудового права не входят. Тогда как КТС может рассматривать споры, возникающие из отношений, составляющих предмет трудового права. Соответствует ли вывод КТС требованиям законодательства?

19

По уполномочию работников организации переговоры о заключении коллективного договора вел совет трудового коллектива. Ему  собрание поручило подписать принятый договор. От имени работников коллективный договор подписал председатель совета трудового  коллектива, он же - директор предприятия. От работодателя его подписал главный инженер.  Какую ошибку допустили работники? Кто уполномочен подписывать коллективный договор от работников и работодателей?

Критерии оценки:

ответ на вопросы задачи дан правильно. Объяснение хода её решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в том числе из лекционного курса); ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие, использованы нормативно-правовые акты различного уровня. «отлично»,  повышенный уровень

ответ на вопросы задачи дан правильно. Объяснение хода её решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в том числе из лекционного материала); ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно чёткие. Нормативно правовое сопровождение не в полном объеме. «хорошо»,  пороговый уровень

ответы на вопросы задачи даны правильно. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в том числе лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях, не использован нормативно-правовой материал «удовлетворительно»,  пороговый уровень

ответы на вопросы задачи даны неправильно. Объяснение хода её решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют). «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика докладов и сообщений

1.Механизм правового регулирования.

2. Правовые средства в механизме правового регулирования: понятие и общая характеристика.

3. НПА: понятие, виды, пределы действия.

4. Законодательство: понятие, принципы формирования, структура.

5.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

6. Система и виды административных наказаний.

7. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

8. Правовые основы несостоятельности (банкротства).

9. Понятие гражданско-правового договора.

10. Договор как наиболее типичное основание обязательственного правоотношения. Свобода договора.

11. Типы, виды, разновидности договора. Классификация договоров.

12. Содержание договора. Существенные условия договора. Иные виды

условий договора.

13. Заключение договора. Стадии заключения договора. Способы заключения

договора. Преддоговорные контакты сторон. Толкование договора.

14. Изменение и расторжение договора. Случаи одностороннего расторжения договора.

 
стр. 20
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
15. Исполнение договорных обязательств.

16. Судебная система России.

17. Иск: понятие, виды, содержание. Исковая давность.

18. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора.

19. Содержание трудового договора.

20. Виды трудовых договоров.

21. Особенности отдельных видов трудовых договоров.

22. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

23. Трудовая книжка работника.

24. Форма трудового договора. Оформление приема на работу.

25. Понятие рабочего времени по трудовому праву, его виды.

26. Режим и учет рабочего времени. Графики сменности.

27. Сверхурочная работа: понятие, случаи допущения, порядок проведения.

28. Совместительство и совмещение.

29. Понятие и виды времени отдыха.

30. Перерывы, выходные, праздничные и другие (дополнительные) дни,

свободные от работы.

31. Отпуск: понятие, виды, порядок предоставления.

32. Понятие заработной платы. Минимум оплаты труда. Прожиточный

минимум.

33. Формы и системы оплаты труда.

34. Порядок исчисления среднего заработка.

35. Порядок начисления и выплаты заработной платы.

36. Расчеты при увольнении. Удержания из заработной платы.

37. Понятие трудовой дисциплины. Методы ее обеспечения. Правовое

регулирование внутреннего трудового распорядка в организации.

38. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников.

39. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины: понятие, виды, порядок их применения, обжалования и снятия.

40. Материальная ответственность: понятие и содержание

Критерии оценки:

Студентом выполнены все требования к подготовке сообщения или доклада: обозначен предмет, сформулированы задачи, обоснована актуальность темы; сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, даны правильные ответы на вопросы.-«отлично»,  повышенный уровень

Основные требования к  подготовке сообщения или доклада выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; на вопросы даны неполные ответы. - «хорошо»,  пороговый уровень

Имеются существенные отступления от требований к  подготовке сообщения или доклада. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на вопросы; отсутствует вывод. - «удовлетворительно»,  пороговый уровень

Тема сообщения или доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. - «неудовлетворительно»,  уровень не сформирован

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Понятие  «профессиональная занятость». Виды занятости.

2. Правовые формы реализации профессиональной деятельности

3. Правоотношения: понятие, элементы, содержание

4. Правонарушение: понятие, признаки

5. Понятие и виды юридической ответственности

6. Общая характеристика Конституции РФ

7. Трудовые отношения

8. Трудовой договор: понятие и содержание

9. Процедура приема на работу

10. Прекращение трудового договора

11. Рабочее время и время отдыха

12. Дисциплинарная ответственность

13. Материальная ответственность сторон

14. Трудовые споры

15. Отношения, регулируемые гражданским правом

16. Участники Гражданско-правовых отношений

17. Предпринимательская деятельность граждан

 
стр. 21
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
18. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

19. Правовое положение юридических лиц

20. Виды юридических лиц и их классификация

21. Ликвидация юридического лица

22. Договор. Понятие договора. Виды договоров

23. Понятие государственной службы и ее виды

24. Порядок поступления на государственную службу

25. Заключение служебного контракта, его содержание. Расторжение служебного контракта

26. Служебное время и время отдыха государственного гражданского служащего

27. Дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим

28. Муниципальная служба

29. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения

30. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

31. Рабочее(служебное) время и время отдыха

32. Источники административного права. Административное наказание

33. Судебная система Российской Федерации

34. Вопросы подведомственности и подсудности защищаемого права.

35. Законодательная охрана персональных данных

36. Защита прав субъектов персональных данных

37.Признаки коррупции. Особенности ее проявления в Российской Федерации.

38.Виды коррупционных проявлений в Российской Федерации

39.Основные направления борьбы с коррупцией, экстремизмом и терроризмом в современной России

40. Принципы антикоррупционной деятельности в Российской Федерации и их характеристика

Критерии оценки:

82-100 - Зачтено/Повышенный уровень - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение  анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы, аргументировано и ясно строить свою речь.

61-81 - Зачтено/Пороговый уровень - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение  анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой. Способен достаточно аргументировано строить свою речь.

Менее 60 - Незачтено/Уровень не сформирован  - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи, неспособность аргументировано и ясно строить свою речь.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Юнусова А. Н.
Правоведение: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2022
https://www.iprbookshop.ru/120564.html
 
Л1.2
Зебзеева В. А., Мусс Г. Н.
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие
Оренбург: ОГПУ, 2021
https://e.lanbook.com/book/174771
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мартынова В. Л.
Правовые основы профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014
http://www.iprbookshop.ru/55805.html
 
Л2.2
Владимиров С. В.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: курс лекций для вузов : учебное пособие
Самара: СамГУПС, 2022
https://e.lanbook.com/book/292424
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
 
стр. 22
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
стр. 23
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

1. Решение кейсов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным 

 
стр. 24
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
занятиям (семинарам и практическим занятиям).

2. Подготовка докладов и сообщений по отдельным темам программы.

3.Подготовка к семинарским занятиям

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:

- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;

- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;

- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам дисциплины.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ КЕЙС-ЗАДАЧ

Под методикой решения задач по  дисциплине понимается система методических положений и приемов разбора конкретной ситуации (задачи).

К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения казусов (задач) , относятся следующие:

Необходимо внимательно прочитать текст задачи.

1. Определите теоретические основы решения дела.

2. Уловите суть, требуемую для решения.

3. Применяйте норму, найденную в законах к задаче.

Решая задачу, студент должен:

- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса,

- подобрать норму права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,

- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на предложенные вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 30 минут с момента его получения.

 
стр. 25
УП: 01.03.01_2023_633.plx