(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.03.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
Базовые характеристики философии. Контексты понятия «философия».
1.1. Историко-философское и историко-культурное раскрытие термина. Философия (от греческих слов: филия - любовь и софия – мудрость) – любовь к мудрости, любомудрие. Любомудрие – гносеологическая активность личности и общества, основанная на любви к знанию, на стремлении к познанию, к образованию. Понятие умственной культуры. Разум, интеллект, слово, умосозерцание, вера, дискурс, рефлексия, практика как критерии и способы любомудрствования ( философствования ).
1.2.Философия и мировоззрение. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Общественно-исторический характер и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука, искусство. Природа и характер философского мировоззрения. Отличие философии от иных типов мировоззрения.
1.3.Философия и наука. Основные подходы к пониманию философии как научной сферы знания. Специфика философского знания. Рациональность. Понятийность. Логичность. Дискурсивность. Системность. Иррациональность. Особый статус философии как научной дисциплины. Философия Взаимосвязь философии и частнонаучных знаний. Философия - тип научного исследования. Философия как общая методология и «матричная основа» конкретных наук. Предмет философии. Основные проблемы философии. Школы и направления. Философские методы. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, праксеология, диалектика, философская антропология. Философия как система относительно самостоятельных философских
дисциплин. Этика. Эстетика. Логика. Философия науки. Философия религии. Функции философии.
1.4.Философия в системе культуры, её роль в обществе
Философия как важнейший элемент духовной культуры общества и личности. Влияние философии на жизнь общества. Философия вопрошает, проговаривает, отвечает на вызовы времени, оценивает, несет ответственность. Конструктивная полезность философии для общества: аналитика, обобщение, критика, выявление позитивных и негативных
/Лек/
2.1. Особенности историко-философского знания.
История философии 1) как форма самосознания и саморефлексии философии; 2) как вид научного исследования; 3) как процесс, как хронологическое изложение динамики историко-философского знания. Проблемы и трудности периодизации истории философии.
2.2 Философия Древнего мира
Специфика древневосточного дофилософского мышления. Древняя Индия. Основные ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской культуры. Древний Китай. Учение Конфуция о человеке и обществе. Даосизм. Философия Древней Греции. Космоцентризм. Рациональность. Созерцательность. Открытость к критике. Формирование теоретической рефлексии. Досократики. Поиск первоначала мира. Исследование космологических проблем. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагореизм. Элейская школ (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский). Софисты. Классическая древнегреческая философия. Создание первых философских систем и научных программ. Сократ. Платон. Аристотель. Проблемы онтологии, гносеологии, этики, эстетики, логики в трудах классиков античной философии. Идея человека и государства. Эллинистически-римская философия. Перипатетики. Платонизм. Стоицизм. Скептицизм. Неоплатонизм.
2.2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Философия Средневековья. Религиозный характер средневековой философии, связь с христианской религией. Формирование библейского типа философствования. Теоцентрический характер средневекового мышления. Креационизм. Провиденциализм. Традиционализм. Соотношение теологии, науки и философии. Средневековая патристика и схоластика. Греко-византийская патристика, проблематика и основные представители (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский ). Латинская патристика - Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский. Проблема соотношения веры и знания, Бога и мира, души и тела. Проблема свободы личности. Средневековая схоластика и ее специфические черты. Период расцвета схоластики. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Фома Аквинский как систематизатор
Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм. Философские учения первых гуманистов (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).. Натурфилософия. Проблема познания природы ( Н. Коперник, Д. Бруно). Социально-философские идеи. Н. Макиавелли. Проблемы онтологии (Н. Кузанский). Утопизм философии Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла)
2.3. Философия Нового времени
Философия 17 века. Возникновение науки Нового времени (Галилей, И. Ньютон, Кеплер). Связь философии с экспериментальным естествознанием и с математикой. Становление нового типа рациональности. Поиски метода. Формирование методологических программ эмпиризма (Ф. Бэкон) и рационализма (Р. Декарт). Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) «Новый Органон» Ф. Бэкона. Теория познания Ф. Бэкона. Обоснование Ф. Бэконом индуктивного метода. Социально-политические воззрения Ф. Бэкона. Р. Декарт (1596-1650 гг.). Учение Р. Декарта о природе. «Рассуждение о методе» Р. Декарта. Проблема достоверного знания в философии Декарта, обоснование им дедуктивного метода.
Роль Т. Гоббса (1588-1679 гг.), Б.Спинозы (1632-1677 гг.), Д.Локка (1632-1704 гг.) в разработке важнейших проблем филосо¬фии. Основные принципы их учения о познании.
Рационализм и сенсуализм – две тенденции в учении о познании в философии ХУ1-ХУП веков. Г.Лейбниц (1646-1716 гг.) – виднейший представитель идеализма XVII века.
Философия Просвещения. Французский материализм XVIII века. Учение о природе. Представление о материи. Сущность и происхождение сознания. Детерминизм, взгляды на необходимость и случайность. Д.Дидро (1713-1784 гг.). К.Гельвеций (1715-1771 гг.), П.Гольбах (1723-1789 гг.), Ж. Ламетри (1709-1751 гг.) – основные представители французского материализма.
Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли (1685-1753 гг.). Агностицизм Д. Юма (1711-1776 гг.).
Немецкая классическая философия. Социально-экономические корни классической немецкой философии.
И.Кант (1724-1804 гг.), его натурфилософия и учение о познании. Трансцендентализм как подход к пониманию природы познания. Категорический императив Канта.
Г.Гегель (1770-1831 гг.), его философская система объективного идеализма. Абсолютная идея. Тождество бытия и мышления.
Марксизм. Социально- экономические условия, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксисткой философии. Разработка К.Марксом (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельсом (1820-1895 гг.) вопросов материализма и диалектики. Развитие В.Лениным (1870-1924 гг.) марксизма.
2.4. Зарубежная философия XX века
Характерные черты общественно-политической жизни и духовной культуры XX века, их отражение в философской мысли. Рационализм и иррационализм. Проблема нерационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное) и ее исследование с позиций рационализма.
Философия жизни. А. Шопенгауэр как предшественник философии жизни. В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Ф. Ницше. Психоанализ ( З.Фрейд).
Научно-технический прогресс и его влияние на философию XX века. Концепция индустриального и постиндустриального общества.
Сциентизм и антисциентизм. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Экзистенциальная философия, ее смысл и истоки. С. Кьеркегор как предшественник экзистенциализма. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти. М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ясперс и др.
Позитивизм ‒ философия сциентистской ориентации. Исторические формы позитивизма. Истоки позитивизма. О.Конт (1798-1857 гг.) ‒ основатель позитивистской философии. Исходные идеи первой формы позитивизма. Эмпириокритицизм как разновидность позитивистской философии, второй этап ее эволюции. Гносеологические установки Э.Маха (1838-1916 гг.) и Р. Авенариуса (1843-1896 гг.).
Неопозитивизм и логико-лингвистические проблемы познания. Анализ языка и методов науки и философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап). Постпозитивизм, его основные черты и принципы (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд).
Религиозная философия XX века, её сущность и основные причины роста влияния на мировую культуру. Традиционная ориентация и попытки обновления религиозной философии. Проблема человека в классической и
Философия постмодернизма
2.5. Русская философия
Русская философия. Проблема начала русской философии. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития. Особенности русской философской мысли: религиозность, эстетическая парадигма, образность, соборность, патриотизм, нравственно-этическая направленность русской мысли, повышенное внимание к общественно-политической проблематике, онтологизм, полисемантизм понятий. Учения первых русских философов. Иларион и судьбы человечества. Возникновение и развитие русской идеи. Филофей. Концепция «Москва – третий Рим». Начало светской культуры в России второй половины 17-18 веков.. Политика меркантилизма. Формирование русского Просвещения. Влияние западной философской традиции. Франк-масонство (Н. Новиков, А. Радищев). Естественно-научная философия М.Ломоносова. Философия в Духовных Академиях. Русское старчество. Идея внутреннего обновления человека как путь к утраченной цельности бытия ( Т. Задонский, П. Величковский. Д. Ростовский ). Русская философия 19-го нач. 20-го веков. Формирование русской философии как специфического вида деятельности. Тематизация проблемы смысла жизни. Философема соборности как тематизация цельности бытия человека. Историософия. Славянофилы и западники. И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин. Почвенники. Поздние славянофилы. К. Леонтьев, Н. Данилевский, И. Ильин, Идеалистический характер русской философии 19-го нач. 20 веков. В. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский. Основные идеи русского космизма. Перспективы развития русской философии.
/Лек/
3.1 Проблема бытия в философии.
Онтология: учение о бытии. Связь онтологии и метафизики. Бытие, материя, сознание как исходные категории философского осмысления мира. Постановка проблемы: «что есть бытие?». Сложность проблемы. Определение бытия как философской категории. Структурность и цельность бытия. Основные формы бытия (материальное и идеальное, объективное и субъективное, имманентное и трансцендентное, чувственно-наблюдаемое и трансцендентальное). Человеческое бытие: индивидуальное и общественное.
Основные категории философской онтологии. Логическая трудность осмысления категории бытия в его соотношении с такими понятиями, как «видимость», «сущее», «сущность», «существование», «субстанция», «творение» , «развитие», «небытие», «единое и целое».
Онтологические версии бытия. Становление философской онтологии в Древней Греции ( Парменид, Сократ, Платон, Аристотель). Идея космического целого в философской онтологии древних греков. Онтология теоценризма в средневековой философии. Метакосмичность христианской онтологии. Трансцендентализм онтологии Нового времени, критичность разума и его отрыв от укорененности в Боге. Экзистенциальное осмысление бытия в зарубежной философии. Современный европейский нигилизм в осмыслении бытия. Антитеза «Бытие тождественно ничто» как неразрешимая антиномия человеческого существования. Религиозная онтология русских философов. Категориальная триада: сущее-сущность-бытие. Идея не исчезновения бытия. Одухотворение и актуальная полнота бытия.
Онтология как философское основание современных областей знания.
3.2 Бытие и материя.
Основные значения категории «материя» и конкретный контекст их использования. Пространственно-временной континуум. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах. Материя и движение. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Материя и взаимодействие.
Философские проблемы сознания. Варианты определения категории «сознания». Проблема сознания в философии, религии и науке. Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Идеальная природа сознания. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания. Психика, сознание, мышление. Сознание и бессознательное. Структура бессознательного. Память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция. Мышление, язык, речь. Язык как семиотическая система и инструмент коммуникации. Диалогическая природа сознания. Сознание и информация.
/Лек/
4.1.Диалектическая концепция развития. Понятие диалектики, её исторические формы. Диалектика как методическое опровержение противника (Зенон Элейский). Диалектика как способ аргументации (Сократ). Диалектика как учение о всеобщих категориях образующих строй мышления (Аристотель). Диалектика как идея иерархичности мира, сотворенного Богом (патристика, схоластика). Диалектика как линейное развитие всемирной истории (А. Блаженный). Диалектика как идея прогресса мировой истории (Ж. Кондорсе, Вольтер). Диалектика как логика движения познавательного процесса (И. Кант). Диалектика как учение о развитии. Понятие материалистической и идеалистической диалектики. Диалектика как учение о всеобщем развитии бытия и мышления, о всеобщих связях между явлениями (Г. Гегель). Диалектика как учение о всеобщем развитии материального мира и классового общества (К. Маркс, Ф. Энгельс). Диалектика и метафизика. Объяснение связей бытия и его развития через категории, принципы и законы. Система категорий Категории как выражение универсальных характеристик развития. Объективное и субъективное. Количество и качество. Сущность и явление. Содержание и форма. Причина и следствие. Единичное, особенное, общее. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Системный характер развития и его отражение в категориях диалектики: целое, часть, элемент и система, структура и функции. Внутреннее и внешнее. Простое, сложное.
Принципы диалектики. Принцип развития. Принцип историзма. Принцип причинности. Принцип единства исторического и логического. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектика и логика противоречия. Диалектические противоположности. Единство и борьба противоположностей. Основные типы противоречий. Закон отрицания отрицания. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные. Диалектика количественных и качественных
4.2.Синергетическая концепция развития Понятие синергетики. Сложные системы. Нелинейность. Открытость. Диссипативность. Аттрактор. Бифуркация. Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и коэволюция. Множественность путей развития. Единство и специфика синергетического и диалектического подхода подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность, возможность и действительность в диалектической и синергетической концепциях развития. Трудности синергетики. Понятие творческого акта бытия. Понятие актуализации внутренних потенциальных возможностей бытия.
/Лек/
5.1 Познание как предмет философского анализа
Факторы становления гносеологии как теории познания. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений. Проблема знания и его типы. Знание и вера. Проблема источника знания. Сенсуализм. Рационализм. Трансцендентализм. Иррационализм. Проблема уровней и этапов процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и гносеологический оптимизм.. Скептицизм. Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии. Истина, оценки, ценности и их влияние на познавательный процесс.
5.2. Познание и наука
Наука как знание, деятельность и социальный институт. Научное и вненаучное знание. Специфика научного знания. Структура научного знания, его методы, уровни и формы. Развитие науки и его особенности. Основные этапы развития науки. Роль философии в развитии науки. Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.
Классификация наук. Специфика социального познания и его методов. Понятие социального бытия, социального факта. Смысл и ценности как ключевые категории социального познания. Социальное познание и проблема «опережающего отражения». Социальная прогностика и футурология. Роль социальной философии в формировании научных знаний о личности-обществе-истории- природе.
/Лек/
6.1. Природа как предмет философского осмысления. Философское понимание природы. Живая и неживая природа: их единство и различие. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. «Естественная» и «искусственная» среда. Учение В. И. Вернадского, А. А. Чижевского о биосфере и ноосфере. Функции общества в преобразовании и воспроизводстве природы. Понятие географической и геокосмической среды. Проблема социальной экологии. Учение географического детерминизма в социальной философии. Народонаселение – естественная предпосылка общественного развития. Роль факторов, влияющих на рост народонаселения, детерминированных природой общественных отношений. Проблема демографических отношений и их отражение в современных научных теориях. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
6.2 Общество как система: основы философского анализа
Социальность как жизненно-практический способ бытия человека. Общественная жизнь как предмет социально-философского анализа. Философское понятие общества. Общество как системное образование. Основные сферы (подсистемы) общества.
Понятие материально-экономической сферы общественной жизни. Материальное производство: понятие и структура. Основные составляющие хозяйственной деятельности. Потребности и интересы в системе материального производства. Понятие трудовой активности. Общественное разделение труда. Проблема социоантропогенеза и деятельностная сущность человека.
Понятие социальной сферы общества. Социальные общности, группы, организации. Понятие социальной общности. Человечество как социальная общность. Народ как социальная общность. Роль народа в истории. Толпа и её социально-психологическая характеристика. Народ и массы: сходство и различие. Элита. Классы как социальные общности. Марксистское понимание классов и социально-классовой структуры общества. Абсолютизация роли классов в марксизме. Межклассовые и внутриклассовые прослойки. Сословия и касты: их типология и критерии. Социально-этнические общности. Специфика
Политическая сфера общества. Власть как основа политики. Социальное управление и политическая власть. Понятие социального управления: типы и принципы. Важнейшие элементы политической подсистемы: государство, политические партии, общественные организации. Сущность государства, его происхождение, признаки и функции в обществе. Исторические типы и формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима. Правовое государство и его абсолютная ценность. Политические партии: их структура и роль в политической подсистеме общества. Общественные организации, их типология. Общественные организации как демократические институты связи человека и публичной власти.
Законы общества и их отличие от законов природы.
Общество как исторический процесс. Основные концепции исторического процесса. Марксистское понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. Концепция локальных культур О. Шпенглера. Философия истории К. Ясперса, его идея «осевого времени». Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Теория «стадий экономического роста» У. Ростоу. Теория постиндустриального общества Д. Белла.
Движущие силы развития общества. Деятельность людей как движущая сила истории. Побудители деятельности людей.
Общество как коммуникативная целостность. Понятие коммуникации. Развитие средств коммуникации в
Духовная жизнь общества
Идеальное и его роль в общественном развитии. Структура духовной жизни общества. Уровни и формы общественного сознания. Общественная психология и общественная идеология. Историзм и парадигмальность общественного сознания, понятие менталитета.
Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали. Моральные нормы и поведение людей. Нравственное воспитание личности.
Правовое сознание: его структура и сущность. Правовые отношения и взгляды, оценки и ценности. Правосознание и государственность.
Политическое сознание: его структура и сущность.
Эстетическое сознание и его специфика. Искусство как форма сознания и способ отношения человека к миру. Виды искусства и их роль в эстетическом воспитании личности.
Специфика религиозного сознания. Исторические формы религиозных верований и их логическая систематизация. Элементарные формы религии: фетишизм, тотемизм, анимизм. Более сложные формы религии - политеизм, дуализм, пантеизм. Теизм и монотеизм как наиболее совершенные формы религии, включающие сложное представление о божественной сфере. Религиозные ценности в системе современной культуры.
6.3. Культура и цивилизация
Социально-философское содержание понятий «культура» и «цивилизация». Структура и элементы культуры. Внутренняя и внешняя детерминация культуры. Культура как способ деятельности человека. Материальная и духовная культуры, их взаимосвязь. Свойства и формы внутренней культуры, их единство и многообразие. Культура человеческого бытия. Массовая и элитарная культура. Традиции и новаторство в культуре.
Культура и цивилизация в историческом процессе. Цивилизация как способ реализации культуры. Цивилизация, единство и многообразие путей её развития. Исторические типы цивилизации. Современная цивилизация и культурная эволюция: противоречия и перспективы развития.
/Лек/
7.1 Проблема человека в философии.
Философия как учение о человеке. Постановка проблемы человека в философии. Специфика философского подхода к изучению человека. Сущностность («чтойность»). Рефлексия и саморефлексия в осмыслении человека Цельность и обобщенность как залог наиболее полного и истинного определения человека. Человек в его отношении к миру, к обществу, к самому себе - основная проблема философии. Человек в формах общения с миром. Определение человека через разум. Определение человека через биологическое. Определение человека через иррациональное ( слепец А. Шопенгауэра, сверхчеловек Ф. Ницше ). Определение человека через социальную сущность ( К. Маркс ). Деятельностный подход к проблеме социального человека. Антропосоциогенез в контексте эволюционной и трудовой теории. Тайны антропосоциогенеза. Определение человека через духовное. Духовность как человеческая сущность. Духовность - качественное своеобразие существования человека. Духовность - центр фильтрации социальной и биологической направленности человека. Духовность и творчество. Светское и религиозное понимание духовности. Анализ духовности как актуальная проблема современной философии. Дух-душа-тело. Западноевропейская и русская традиции понимания человека. Соотношение в человеке биологического, социального, духовного. Человек как «индивид», «индивидуальность» и «личность». Проблема личности в философии. Основные проблемы существования человека. Самоценность и смысл человеческой жизни. Проблема жизни-смерти-бессмертия. Отчуждение личности как социально-философская проблема. Социальная и духовная природа отчуждения. Личность и проблема её ценностных ориентаций. Свобода и творчество как нравственные ценности личности. Ценности и антиценности личности. Истоки зла, угнетения, античеловечности в человеческой истории. Личность как субъект добра и зла, творец ценностей и антиценностей. Жизнь, труд, творчество, любовь, свобода, познание, вера как ценности человеческой жизни.
/Лек/
Занятие 1.Философия и мировоззрение.
1. Базовые характеристики философии. Контексты понятия «философия».
2. Мировоззрение: понятие, свойства, структура.
3. Исторические типы мировоззрения: религия, наука, мифология, искусство.
4. Природа и характер философского мировоззрения, его отличие от иных типов мировоззрения.
Занятие 2. Философия и наука.
1. Философия и наука. Взаимосвязь философии и частнонаучных знаний.
2. Специфика философского знания.
3. Предмет и круг проблем философии.
4. Методы философии.
5. Структура философского знания.
6. Функции философии. Философия в системе культуры, её роль в обществе.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Занятие 1. Эволюция философского знания от античности до Нового времени
1. Особенности историко-философского знания.
2. Древняя предфилософия (Китай, Индия).
3. Античная философия.
4. Средневековая философия.
5. Философия эпохи Возрождения
Занятие 2. Становление философии Нового времени и современной зарубежной философии
1. Философия Нового времени в ХУ1-ХУП вв.
2. Философия Просвещения.
3. Немецкая классическая философия.
4. Марксизм.
5. Зарубежная философия XIX- XX вв. Рационализм и Иррационализм.
6. Позитивизм и его эволюция.
7.Экзистенциальная философия.
8. Философия постмодернизма.
Занятие 3. Русская философия
1. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития.
2. Древнерусский период в развитии отечественной философии, его черты, особенности и основные парадигмы философствования.
3. Русская философия в XVIII веке.
4. Русская философия в XIX – нач.XX вв. Полифония мысли.
5. XX век: советский период в развитии философии.
6. Русская философская мысль в постсоветский России.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Проблема бытия в философии. Бытие как исходная категория философского мышления.
2. Бытие и материя. Становление понятия «материя» в истории науки и философии.
3. Движение, пространство и время.
4. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, религии и науке.
5. Материалистическая концепция сознания. Теория отражения.
6. Идеалистическая концепция сознания. Учение об активности духа.
7. Сознание и мышление. Мышление и язык. Творческая природа мышления.
8. Сознание и информация.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Диалектикак как учение о развитии. Исторические формы диалектики.
2. Система категорий и законы диалектики. Основные законы диалектики.
3. Диалектика количества и качества, сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, как выражение универсальных характеристик развития.
4. Системный характер развития и его отражение в категориях: целое и часть, внутреннее и внешнее, простое и сложное, структура и функция, элемент и система.
5. Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и понятие коэволюции.
6. Единство и специфика синергетического и диалектического подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность в концепциях развития.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Занятие 1. Познание как проблема философии
1. Факторы становления гносеологии как теории познания.
2. Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений.
3. Проблема знания и его типы. Знание и вера.
4. Проблема источника знания.
5. Проблема познаваемости мира.
6. Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии.
Занятие 2. Познание и наука
1. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
2. Научное и вненаучное знание.
3. Специфика научного познания.
4. Уровни и формы научного познания.
5. Философские основания науки.
6. Роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм.
/Пр/
Занятие 1. Природа как предмет философского осмысления.
1. Особенности социально-философского знания.
2. Понятие природы. Живая и неживая природа, их различие и взаимосвязь.
3.Философские концепции взаимосвязи природы и общества.
4. Географические и демографические факторы развития общества. Географический детерминизм и неомальтузианство.
5. Противоречия в системе «общество-природа», их основы и возможные пути разрешения.
6. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.
Занятие 2. Общество как система: основы философского анализа.
1. Философское понимание общества. Общество как система, его сферы и структура.
2. Экономическая жизнь общества. Материальное производство и его структура.
3. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
4. Политическая сфера жизни общества.
5. Государство, его происхождение, сущность, признаки, функции.
6. Духовная жизнь общества. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества.
7. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь.
8. Исторический процесс и критерии периодизации: формационный и цивилизационный подходы к анализу механизмов общественного развития.
Занятие 3. Культура и цивилизация.
1. Философское понимание культуры.
2. Структура и основные элементы культуры.
3. Традиции и новаторство как важнейшие составляющие культурного творчества.
4. Культура и искусство.
5. Культура и религия.
6. Культура и цивилизация: сходство и различие.
7. Техника как феномен бытия цивилизации, её влияние на развитие общества.
8. Современная цивилизация, её особенности и противоречия.
/Пр/
1. Проблема человека в философии. Специфика философского подхода к изучению человек.
2. Проблема антропосоциогенеза в философии.
3. Человек как био-социо-культурная цельность. Духовная сущность человека.
4. Самоценность и смысл человеческой жизни. Проблема жизни-смерти-бессмертия в духовном опыте человечества.
5. Философское определение понятий «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность».
6. Личность и ценности.
/Пр/
Тема 2. Исторические типы философии
Тема 3. Учение о бытии
Тема 4. Философские концепции развития
Тема 5. Теория познания
Тема 6. Социальная философия
Тема 7. Философское учение о человеке /Ср/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Кто впервые рассматривает философию как особую область теоретического знания?
б) Пифагор
в) Платон
2. Какая функция философии проявляется в разработке принципов и методов познания?
а) методологическая
б) критическая
в) мировоззренческая
3.Онтология – это
а) учение о человеке
б) учение об обществе
в) учение о бытии
4.Что такое диалектика как философский метод?
а) метод, рассматривающий предметы и явления в их всеобщем развитии и всеобщей связи
б) метод истолкования текстов
в) метод, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные
5. Подражание рациональному познанию характерно для
а) мифологии
б) паранауки
в) искусства
6. Общество представляет собой
а) целое с интегрированными в нем частями
б) объединение живых существ
в) сумму людей
7. В чём состоит отличие философии от науки?
а) экзистенциальная направленность знания
б) проверяемость знания опытным путём
в) рационально-логические методы исследования
8.Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения
а) конкретность
б) наглядность
в) абстрактность
9. Гносеология – это
А) учение о познании
Б) Учение об обществе
В) учение о ценностях
10. Кому из философов принадлежит данное выражение: “Знание-это сила”:
а) Бэкону
в) Гегелю
г) Декарту
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Примерные тесты для текущего контроля
1. Сторонником какого познавательного принципа был Р. Декарт?
а) рационализма
б) эмпириокритицизма
в) онтологизма
2. Какой из перечисленных философов не имел отношение к эпохе Просвещения?
А) Д. Дидро
Б) Т. Гоббс
В) В. Шеллинг
3. Понятие «трансцендентный» означает
а) сверхчувственный
б) идеальный
в) наглядный
4. Что Г. Гегель считал источником развития?
а) экономику
б) борьбу противоположностей
в) природу
5. Основатель и теоретик материалистического понимания истории в области социальной теории
а) К. Маркс
б) А. Камю
в) Н. Маккиавелли
6. Философская установка, отличительной чертой которой является абсолютная уверенность в способности науки решать все социальные проблемы
а) детерменизм
б) сциентизм
в) рационализм
7. На основе какого философского общества возник логический позитивизм
а) Лондонское позитивистское общество
б) Берлинское общество эмпирической философии
в) Венский кружок
8. Философское направление, изучающее реальное существование человека, его субъективность и предназначение
а) феноменология
б) экзистенциализм
в) постмодернизм
9. Первым древнерусским философом принято называть
а) Нила Сорского
б) митрополита Иллариона
в) А. Радищева
10. Два направления русской общественной и философской мысли: славянофильство и западничество сформировались в
а) XIX в.
б) XX в.
в) XVII в.
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100% Отлично
76-91% Хорошо
61-75 % Удовлетворительно
Менее 61% Неудовлетворительно
Вопросы к семинарам
Тема. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Занятие 1.Философия и мировоззрение.
1. Базовые характеристики философии. Контексты понятия «философия».
2. Мировоззрение: понятие, свойства, структура.
3. Исторические типы мировоззрения: религия, наука, мифология, искусство.
4. Природа и характер философского мировоззрения, его отличие от иных типов мировоззрения.
Занятие 2. Философия и наука.
1. Философия и наука. Взаимосвязь философии и частнонаучных знаний.
2. Специфика философского знания.
3. Предмет и круг проблем философии.
4. Методы философии.
5. Структура философского знания.
6. Функции философии. Философия в системе культуры, её роль в обществе.
Тема. Исторические типы философии
Занятие 1. Эволюция философского знания от античности до Нового времени
1. Особенности историко-философского знания.
2. Древняя предфилософия (Китай, Индия).
3. Античная философия.
4. Средневековая философия.
5. Философия эпохи Возрождения
Занятие 2. Становление философии Нового времени и современной зарубежной философии
1. Философия Нового времени в ХУ1-ХУП вв.
2. Философия Просвещения.
3. Немецкая классическая философия.
4. Марксизм.
5. Зарубежная философия XIX- XX вв. Рационализм и Иррационализм.
6. Позитивизм и его эволюция.
7.Экзистенциальная философия.
8. Философия постмодернизма.
Занятие 3. Русская философия
1. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития.
2. Древнерусский период в развитии отечественной философии, его черты, особенности и основные парадигмы философствования.
3. Русская философия в XVIII веке.
4. Русская философия в XIX – нач.XX вв. Полифония мысли.
5. XX век: советский период в развитии философии.
6. Русская философская мысль в постсоветский России.
Тема 3.Учение о бытии
1. Проблема бытия в философии. Бытие как исходная категория философского мышления.
3. Бытие и материя. Становление понятия «материя» в истории науки и философии.
4. Движение, пространство и время.
5. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, религии и науке.
6. Материалистическая концепция сознания. Теория отражения.
7. Идеалистическая концепция сознания. Учение об активности духа.
8. Сознание и мышление. Мышление и язык. Творческая природа мышления.
9. Сознание и информация.
Тема 4. Философские концепции развития
1. Диалектикак как учение о развитии. Исторические формы диалектики.
2. Система категорий и законы диалектики. Основные законы диалектики.
3. Диалектика количества и качества, сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, как выражение универсальных характеристик развития.
4. Системный характер развития и его отражение в категориях: целое и часть, внутреннее и внешнее, простое и сложное, структура и функция, элемент и система.
5. Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и понятие коэволюции.
6. Единство и специфика синергетического и диалектического подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность в концепциях развития.
Тема. Теория познания
Занятие 1. Познание как проблема философии
1. Факторы становления гносеологии как теории познания.
2. Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений.
3. Проблема знания и его типы. Знание и вера.
4. Проблема источника знания.
5. Проблема познаваемости мира.
6. Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии.
Занятие 2. Познание и наука
1. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
2. Научное и вненаучное знание.
3. Специфика научного познания.
4. Уровни и формы научного познания.
6. Роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм.
Тема. Социальная философия
Занятие 1. Природа как предмет философского осмысления.
1. Особенности социально-философского знания.
2. Понятие природы. Живая и неживая природа, их различие и взаимосвязь.
3. Философские концепции взаимосвязи природы и общества.
4. Географические и демографические факторы развития общества. Географический детерминизм и неомальтузианство.
5. Противоречия в системе «общество-природа», их основы и возможные пути разрешения.
6. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.
Занятие 2. Общество как система: основы философского анализа.
1. Философское понимание общества. Общество как система, его сферы и структура.
2. Экономическая жизнь общества. Материальное производство и его структура.
3. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
4. Политическая сфера жизни общества.
5. Государство, его происхождение, сущность, признаки, функции.
6. Духовная жизнь общества. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества.
7. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь.
8. Исторический процесс и критерии периодизации: формационный и цивилизационный подходы к анализу механизмов общественного развития.
Занятие 3. Культура и цивилизация.
1. Философское понимание культуры.
2. Структура и основные элементы культуры.
3. Традиции и новаторство как важнейшие составляющие культурного творчества.
4. Культура и искусство.
5. Культура и религия.
6. Культура и цивилизация: сходство и различие.
7. Техника как феномен бытия цивилизации, её влияние на развитие общества.
8. Современная цивилизация, её особенности и противоречия.
Тема. Философское учение о человеке
1. Проблема человека в философии. Специфика философского подхода к изучению человек.
2. Проблема антропосоциогенеза в философии.
3. Человек как био-социо-культурная цельность. Духовная сущность человека.
4. Самоценность и смысл человеческой жизни. Проблема жизни-смерти-бессмертия в духовном опыте человечества.
5. Философское определение понятий «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность».
6. Личность и ценности.
Критерии оценки:
Оценка "отлично" (91-100%) выставляется за ответ, который носит самостоятельный характер, основан на использовании лекций, основной и дополнительной литературы , современных исследованиях (монографии, научные статьи в сборниках и периодической печати), содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Обучающийся уверенно владеет понятийным аппаратом, дает ответы на дополнительные вопросы исчерпывающего характера, рецензирует ответы, , стремится к развитию дискуссии.
Оценка "хорошо" (76-90%) выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях ответ при наличии небольших недочетов в его содержании и выводах. Обучающийся дает ответы на дополнительные вопросы , но не исчерпывающего характера, владеет понятийным аппаратом, стремится к развитию дискуссии.
Оценка "удовлетворительно" (61-75%) выставляется за ответ, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы, содержатся ошибки принципиального характера.
Оценка "неудовлетворительно" (менее 61%) выставляется за ответ, который не носит самостоятельного характера, не соответствует предъявляемым требованиям.
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности философского мировоззрения.
2. Понятие философии, её предмет и круг проблем.
3. Функции философии. Роль философии в культуре.
4.Основные методы философии.
5. Философия и наука. Взаимосвязь философии и специальных наук. Специфика и структура философского знания.
6. Античная философия: характерные черты, этапы развития, основные школы, проблематика.
7. Классическая античная философия. Сократ. Платон. Аристотель.
8. Философия Средневековья: основные особенности, этапы развития, проблематика.
9. Характерные черты философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм.
10. Философия И. Канта.
11. Философская система и диалектический метод Гегеля.
12. Философские идеи эпохи Просвещения.
13. Марксистская философия. Формирование и развитие философии диалектического материализма.
14. Позитивизм и его эволюция.
15. Экзистенциализм, его сущность и разновидности.
16. Основные этапы развития и особенности русской философии.
17. Бытие как исходная философская категория. Основные формы бытия.
18. Формирование понятия материи в истории науки и философии.
19. Пространство и время как важнейшие атрибуты бытия.
20. Понятие сознания. Решение проблемы сознания в истории философии.
21. Концепция сознания как продукта природы и общественного развития. Взаимосвязь языка и мышления.
22. Диалектика как учение о развитии. Исторические формы диалектики. Синергетический и диалектический подходы к развитию.
23. Закон. Виды и функции законов. Законы диалектики.
24. Понятие категорий в философии, их свойства, функции и способы использования.
25. Категории философии: часть и целое, элемент и система, структура и функция.
26. Категории философии: вещь/свойство, вещь/событие, причина и следствие; сущность и явление, содержание и форма.
27. Категории философии: необходимость и случайность; возможность и действительность, единичное/особенное/общее.
28. Гносеология: факторы становления и особенности гносеологической проблематики.
29. Познание как проблема философии. Основные уровни и формы познания.
30. Проблема субъекта и объекта познания. Основные модели субъект-объектных отношений.
31. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности знания.
32. Наука и научное познание. Структура научного познания, его уровни, формы и методы.
33. Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм
34. Проблема знания и его типы.
35. Философское понятие общества. Общество как система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
36. Географический и демографический факторы общественного развития. Географический детерминизм и неомальтузианство.
37. Учение об общественно-экономической формации и его альтернативы.
38. Материальное производство: его структура и роль в общественном развитии.
39. Общественное сознание, его структура и роль в историческом процессе.
40. Политическая сфера жизни общества.
41. Государство, его происхождение и сущность.
42. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
43. Политическое и правовое сознание.
44. Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности.
45. Философское понимание культуры.
46. Искусство как специфическая форма общественного сознания.
47. Философское определение религии. Типы религий или основные религиозные формы.
48. Сущность философской антропологии. Основные концепции человека в философии.
49. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество.
50. Глобальные проблемы современности, их классификация и пути решения.
Критерии оценки на экзамене
91-100% «отлично», повышенный уровень. Обучающийся отлично знает программный и дополнительный материал по пройденной дисциплине. Умеет использовать предметные знания в учебных целях. Владеет способностью глубоко анализировать изучаемые вопросы, выделять в ответе главное, конкретизировать. Обучающийся исчерпывающе, логически и аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию дисциплины с практикой обучения, обосновывает собственную точку зрения при анализе конкретных проблем, свободно отвечает на поставленные
76-90% «хорошо», пороговый уровень. Обучающийся хорошо знает программный и дополнительный материал по пройденной дисциплине. Умеет использовать предметные знания в учебных целях. Владеет способностью глубоко анализировать изучаемые вопросы, выделять в ответе главное, конкретизировать. Обучающийся логически и аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию дисциплины с практикой обучения, обосновывает собственную точку зрения при анализе конкретных проблем, свободно отвечает на поставленные дополнительные вопросы, делает обоснованные выводы. В ответе допускает неточности фактического и теоретического плана, однако, может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении задания.
61-75% «удовлетворительно», пороговый уровень. Обучающийся на удовлетворительном уровне знает основной программный материал, частично умеет его использовать в учебных целях, с трудом владеет умениями и навыками выполнения заданий, предусмотренных рабочей программой. Затрудняется ответить на теоретические вопросы по материалам учебной дисциплины. Допускает 3 ошибки в ответах.
Менее 61% «неудовлетворительно», уровень не сформирован. Обучающийся не знает основной программный материал, не умеет его использовать в учебных целях, не владеет умениями и навыками выполнять задания, предусмотренные рабочей программой.
Обязательным условием выставленной оценки является посещение лекционных занятий, навык аналитической работы с первоисточниками, монографиями, статьями, а также умение свободно использовать лекционный материал, учебную и справочную литературу для аргументации и самостоятельных выводов.
Дополнительным условием выставленной оценки является: а) систематическая активная работа обучающихся на лекционных занятиях; б) если во время текущего контроля обучающийся вовремя предоставляет практические задания, предусмотренные учебной программой дисциплины и имеет хорошие успехи при их выполнении.