2023-2024_05_03_02_2023_213_plx_Политико-правовые основы международных отношений_Рекреационная география и туризм
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Политико-правовые основы международных отношений
Учебный план
05.03.02_2023_213.plx

05.03.02 География

Рекреационная география и туризм
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 05.03.02_2023_213.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Крашенинина В.Г.
 
 
Политико-правовые основы международных отношений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)
 
05.03.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.02_2023_213.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у обучающихся комплексного представления о теоретических и методологических основах изучения современных международных отношений; постижение логики международных отношений; формирование  у обучающихся  базовых профессиональных представлений об особенностях современной структуры мира, глобальных проблемах мирового сообщества и подходах к их решению 
1.2
Задачи: -формирование  у обучающихся  базовых профессиональных представлений об особенностях современной структуры мира, глобальных проблемах мирового сообщества и подходах к их решению. -изучение существующих в мировой науке теоретических направлений и школ,  основных методов анализа международных процессов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
-Знает источники получения информации о правовых актах, используемых в  международных отношениях -Умеет критически  анализировать  информацию о международных отношениях, формировании их правовых основ -Обладает навыками использования информации о политико-правовых основах международных отношений, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
-Знает методы и приемы успешного решения задач -Умеет мыслить системно; формулировать позицию по проблемам мировой политики, определять последствия возможных решений задачи -Владеет навыками выявления закономерностей при анализе международно-политических ситуаций, аналитическими навыками исследования проблемного поля мировой политики, оценивает последствия возможных решений задачи
ИД-5.УК-1: Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Сущность международных отношений. Системный подход к изучению международных отношений.
 
стр. 5
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
1.1
Сущность международных отношений. Системный подход к изучению международных отношений.

Международные отношения как специфический тип социальных отношений, как науки и учебная дисциплина. Этапы становления науки. Характеристика источников и литературы по курсу. Природа и закономерности международных отношений. Концепции и направления в исследовании международных отношений. Система и структура международных отношений. Классификация МО. Субъекты международных отношений. Виды и уровни МО. Основные проблемы МО. /Лек/

6
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
тесты

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
История международных отношений.

История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем. Понятие системы МО как конкретно-исторической формы политической организации международных отношений. Международные отношения и политика в эпоху Древнего мира. Международные отношения и политика в эпоху средневековья. Международные отношения и политика Нового времени. Вестфальская и Венская системы МО. Великие географические открытия и первая волна колониальных захватов. Международные отношения и политика в первой половине XX вв. (1900 – 1945 гг.). Версальско-Вашингтонская система МО. Международные конфликты как дестабилизирующий фактор международных отношений. Проблемы дипломатического урегулирования конфликтов. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Образование антигитлеровской коалиции - Московская /1943 г./, Тегеранская /1943 г./ и Крымская /1945 г/ конференции. Ялтинская конференция глав “большой тройки” (4-11 февраля 1945 г.). Декларация об освобожденной Европе. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН (июнь 1945 г.). Нарастание разногласий между западными союзниками и СССР по вопросу о политических режимах в странах Восточной Европы. Появление ядерного фактора в международных отношениях.Международные отношения и политика с 1945 – 1991 гг. Эпоха «холодной войны» или биполярная система МО. Становление современной системы МО. /Пр/

8
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Вопросы к семинарам, тесты

рефераты, доклады

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Политико-правовой режим современных международных отношений
 
стр. 6
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
2.1
Принципы политико-правового регулирования современных международных отношений. Основные концепции международных отношений /Лек/
4
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
тесты

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
2.2
Актуальные проблемы современных международных отношений и политики.

Проблема глобализации в международных отношениях. Глобализация и проблемы современной России. Общемировые проблемы. Новые вызовы безопасности человечества в XXI в. Региональные и локальные конфликты в разных районах мира. Увеличение общей преступности в мире, транснациональная организованная преступность. Незаконный оборот наркотиков, международный наркобизнес. Преступления, посягающие на личные права граждан. Незаконные операции в сфере высоких технологий. Эксперименты по клонированию людей.

Конфликты и сотрудничество в международных отношениях. Основные подходы к исследованию международных конфликтов. Направление «стратегического исследования», направление «исследования конфликта», подход «исследование мира». Классификация конфликтов, их критерии.

Конфликты по своей природе, мотивациям их участников и масштабам. Классификация конфликтов по причинам и степени напряженности, характер и формы их протекания, длительность и масштабы. Новые виды конфликтов и их типология: на основе различий в применяемых средствах (политическое давление, экономическая блокада, вооруженное столкновение); степени используемого насилия (войны малой интенсивности и др.); геостратегических (глобальные, локальные и региональные конфликты); мотивационных (территориальные и нетерриториальные); структурных (идеологические, экономические, политические и др.).

Международные переговоры – основное средство урегулирования конфликтов. Новые тенденции в переговорном процессе после завершения холодной войны (международные переговоры – основная форма взаимодействия государств; рост объема и количества переговоров; переговорная роль международных организаций; пересмотр процесса управления переговорами и др.). Содержание и формы международного сотрудничества (двусторонняя и многосторонняя дипломатия; заключение союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий). 

10
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
тесты

рефераты, доклады

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 8
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
Политическая интеграция – самая высокая форма сотрудничества. Уровни интеграции (глобальный, региональный, субрегиональный), этапы или фазы интеграции (от связей взаимозависимости в рамках международной системы до формирования единой политической общности). Изучение феномена международной интеграции с позиций «функционализма», «неофункционализма», «федерализма» и «плюрализма». Этносоциальные проблемы в современном мире. Нации и национализм: истоки, природа национализма, его свойства и «образы». Политика «мультикультурализм» в Англии, Германии, Франции, Канаде, причины отказа от нее.

Конфликтность постсоветского пространства. Проблема урегулирования конфликтов (грузино-абхазский, армяно-азербайджанский, таджикский, приднестровский, юго-осетинский). Военный фактор в современных международных отношениях. Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе. Новые функции и задачи НАТО после окончания «холодной войны». Проблема расширения НАТО. Проблема международного терроризма, сотрудничество стран.

/Ср/

 
стр. 9
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
2.3
Политика и право в международных отношениях. Внешняя политика и дипломатия.

Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений. Международное право как социальный институт. Нормы и принципы международного права. Международное право в современном мире.

Теоретические концепции внешней политики. Теория и практика принятия внешнеполитических решений. Дипломатия и дипломатическая служба. Определение дипломатии. Основные пути и тенденции развития современной дипломатии как средства регулирования и формирования международных отношений. Переговоры – действенный инструмент построения и регулирования международных отношений. Значение международных переговоров (расширение проблематики международных переговоров, особая роль международных переговоров при урегулировании конфликтов, в условиях налаживания сотрудничества).

Особенности современной дипломатии. Многоплановость дипломатии (обсуждение и регулирование проблем разоружения, экологии, терроризма, социальных вопросов и др.) Формы многосторонней дипломатии (переговорный процесс в рамках конгрессов; международных универсальных и региональных организаций; конференций или комиссий, созываемых для решения какой-либо проблемы; многосторонние встречи в верхах; деятельность посольств). Увеличение значимости дипломатии на высоком и высшем уровне, ее положительные и негативные стороны. «Кризисная дипломатия». Превентивная дипломатия. «Второе направление дипломатии», ее задачи.

Задачи современной дипломатии – урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций; обеспечение национальных интересов; реализация внешнеполитического курса, создание нового облика мира, связанная с процессами глобализации. Формы дипломатической деятельности: деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях. Сферы современной дипломатии – взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов совместно с представителями «второго направления дипломатии». /Пр/

10
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Вопросы к семинарам, тесты

рефераты, доклады

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
 
2.4
О понятии идеологии во внешней политике. Г. Моргентау, А. Шлезингер-мл., М. Бичер, Г. Киссинджер о роли идеологии в международных отношениях. Воздействие идеологии на международные отношения в период Нового времени. Национализм как форма идеологии в XIX в.

Степень взаимосвязи идеологических установок с внешнеполитическими действиями государств в XX в. Новые формы идеологии в XX в. (жестко структурированные философские и политические установки). Опосредованное воздействие идеологии на внешнюю политику (через распространение ее постулатов в общественном сознании, через убеждения элит и групп, на которые возложено формирование принципов внешней политики, через ее внедрение в сознание государственных лидеров, ответственных за принятие конкретных внешнеполитических решений). Уровни возможного проявления идеологических императивов во внешней политике. Воздействие идеологии и внешней политики на уровне общественного сознания, видение внешнего мира большими социальными группами и политическими элитами. Влияние идеологии в процессе планирования внешней политики в долгосрочном и среднесрочном смысле. Снижение уровня воздействия идеологии на внешнюю политику в момент непосредственных акций государства: от дипломатического демарша до объявления войны. Роль идеологии во внешней политике СССР. Идеология во внешней политике Третьего Рейха: доктринальные схемы и реальность. Особенности японской модели официально-государственной политической идеологии. Либеральная традиция в США и внешний мир. Важнейшие черты либеральной идеологии США. Исламский фундаментализм и его влияние на международную жизнь. /Ср/

10
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
тесты

рефераты, доклады

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 11
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
2.5
Место и роль России в системе современных международных отношений.

Геополитическое положение России после распада СССР. «Вашингтонский консенсус». Основные этапы внешней политики РФ. Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Попытки выработки последовательного внешнеполитического курса и определения национальных интересов. Внутриполитическая борьба по вопросу о содержании и приоритетах внешней политики РФ. Западничество, антизападничество и евразийство: дискуссия о роли и месте России в мире. «Рациональный прагматизм» В. Путина во внешней политики РФ. Место современной России в мировой политике и экономике. Внешнеполитический потенциал и национально-государственные интересы современной России. Проблема национальной и продовольственной безопасности. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Россия и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Россия – Восток: достижения, проблемы, перспективы. Значение восточного вектора российской внешней политики.Отношения России со странами Африки и Латинской Америки. Роль СССР в крушении колониальной системы. Декларация ООН «О предоставлении независимости колониальным и зависимым странам». Роль средств массовой информации в освещении международных отношений. Советские и российские журналисты – международники: Г. Боровик, В. Зорин, А. Бовин, И Фесуненко, М .Таратута, Ф. Сейфуль – Мулюков, Л. Млечин и др., их вклад в освещение современных международных проблем /Ср/

14,5
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
тесты

рефераты, доклады

вопросы к зачету

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "Политико-правовые основы международных 
 
стр. 12
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
отношений".

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения  текущего контроля в форме вопросов к семинарам, докладов и сообщений, тестов, промежуточной аттестации в виде вопросов к зачету. 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль (примерные тесты)

1.К национальному государству относятся следующие характеристики

(отметьте ненужное):

а) наличие территории;

б) наличие населения, проживающего на данной

территории;

в) наличие монарха;

2. Мировая политика как самостоятельная дисциплина формируется в мире:

а) в начале ХХ в.

б) в начале ХIХ в.

в) во второй половине ХХ в.

3. С какой сферы началась глобализация:

а) Политической

б) Экономической

в) Сферы новых технологий

4. Наибольшее влияние на мировую политику оказало развитие:

а) Радио

б) Телевидение

в) Интернет

5. Оказывают ли на Россию влияние противоречия глобализации?

1. Да, что подтверждает пример финансового кризиса 2008-2009 гг.

2. Нет, Россия не является частью глобализационных процессов

3. В незначительной степени, так как Россия не полностью включена в

процессы глобализации

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

Первая промежуточная аттестация (примерные тесты)

1.Вестфальский мир был заключен:

а) в 1648 г

б) в 1948 г.

в) в 1919

2 Система международных отношений, получившая название «Европейский

концерт», относится:

а) к 17 веку

б) 21 веку

в) 19 веку

3.К национальному государству относятся следующие характеристики

(отметьте ненужное):

а) наличие территории;

б) наличие населения, проживающего на данной

территории;

в) наличие монарха;

4.Какая система лежит в основе трех других систем?

а) Версальско-Вашингтонская

б) Вестфальская

б) Ялтинско-Потсдамская

5.При создании Вестфальской модели мира в основу взаимодействия

государств были положены их:

а) ценности;

б) интересы;

в) мотивы

 
стр. 13
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
6.Какие из ниже перечисленных «новых» являются «старыми» участниками

мировой политики:

а) государства, б) МПО, в) ТНА, г) глобальные СМИ.

7.Перечислите факторы трансформации политической системы мира:

а) крушение колониальной системы; б) активный выход на международную

арену негосударственных акторов, в) научно-техническая революция, г) все

вышеперечисленное верно.

8.Россия является государством

а) модерна,

б) постмодерна,

в) премодерна.

9.В рамках преимущественно какого подхода зарождается мировая политика

а) неореализма

б) неолиберализма

в) неомаркисма

10.Изначально мировая политика получает развитие в:

а) России

б) Европе

в) США

11В какой последовательности возникали и развивались следующие

дисциплины в отечественной науке и образовании:

а) международные отношения и политология возникли одновременно

б) сначала возникли международные отношения, а затем политология

в) сначала появилась политология, а потом международные отношения

12.Первоначально отечественные исследования по международным отношении

были в основном ориентированы на:

а) историю

б) экономику

в) право

13. Мировая политика как самостоятельная дисциплина формируется в мире:

а) в начале ХХ в.

б) в начале ХIХ в.

в) во второй половине ХХ в.

14.Укажите, кто из названных исследователей не является представителем

реалистского направления:

а) Г. Моргентау

б) В.Вильсон

в) К. Уолтц

15.Укажите, какое из утверждений относится к реализму:

а) взаимодействие государств на международной арене является

хаотичным

б) государства «делятся» частью своих властных полномочий, «передавая»

их другим акторам

в) мир делится не только на государства, но и на более важные, структурные

единицы — классы

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

Вторая промежуточная аттестация (примерные тесты)

1.Выделение в современном мире ядра, периферии и полупериферии было

предложено в рамках:

а) либерализма б) неомарксизма

в) неореализма

 
стр. 14
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
2. Укажите, какой из подходов относится к неомарксизму

а) транснационализм

б) теория зависимости

в) комплексная взаимозависимость

3. Для реализма и либерализма общим является (укажите верное утверждение):

а) понимание природы человека

б) понимание роли силы на

международной арене

в) рационализм

4 С какой сферы началась глобализация:

а) Политической

б) Экономической

в) Сферы новых технологий

5.Понятие «новая экономика» это:

а) Экономика, ориентированная на наукоемкие сферы

б) Экономика ориентированная на энергетику

в) Экономика бурно развивающихся стран

6. Наибольшее влияние на мировую политику оказало развитие:

а) Радио

б) Телевидение

в) Интернет

7.Неравномерность глобализации означает:

а) Опережающее развитие коммуникационных и информационных

технологий по сравнению с биотехнологиями

б) Различие в областях развития глобализационных процессов, а также в доступе к возможностям, которые она открывает для разных стран, социальных групп и отдельных людей.

в) Неоднозначность позитивных и негативных сторон глобализации

8. Противоположным по значению глобализации является понятие:

а) локализация

б) изоляционизм

в) глокализация

9. Три подхода к глобализации как:

1) постоянно идущий исторический процесс;

2) гомогенизация и универсализация мира;

3) «размывание» национальных границ, выделил:

а) Б. Бади б) Т. де Монбриаль в) Р. Най

10. Точки зрения на глобализацию как процесс размывания границ придерживаются:

а) Дж. Модельски

б) А. Уткин

б) Дж. Най

11. Россия имеет возможность влияния на глобализационные процессы, прежде

всего, благодаря:

1. Сотрудничеству в рамках СНГ

2. Участию российской дипломатии во влиятельных международных

организациях

3. Развитым экономическим и политическим связям со странами ЕС

12. Оказывают ли на Россию влияние противоречия глобализации?

1. Да, что подтверждает пример финансового кризиса 2008-2009 гг.

2. Нет, Россия не является частью глобализационных процессов

3. В незначительной степени, так как Россия не полностью включена в

процессы глобализации  

13.Представления о столкновении цивилизаций принадлежат:

1 Ф. Фукуяме

2. С. Хантингтону

3. Р. Ли

14. Характеристиками современных конфликтов являются (отметьте неверное

 
стр. 15
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
утверждение)

1. Множественность участников

2. Их асимметричность

3. Межгосударственный характер

15. В рамках международного миротворечества, Россия выступает за:

1. Приоритетную роль ООН и СБ ООН

2. Отказ от практики миротворечества на международном уровне

3. Приоритет региональных организаций

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

91-100% «отлично»

76-90% «хорошо»

61-75% «удовлетворительно

Менее 60% «неудовлетворительно

Вопросы для семинаров

Тема 1 История международных отношений.

1. История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем. Понятие системы МО как конкретно-исторической формы политической организации международных отношений.

2. Международные отношения и политика в эпоху Древнего мира.

3. Международные отношения и политика в эпоху средневековья.

4. Международные отношения и политика Нового времени. Вестфальская и Венская системы МО. Великие географические открытия и первая волна колониальных захватов. Международные отношения и политика в первой половине XX вв. (1900 – 1945 гг.).

5. Версальско-Вашингтонская система МО. Международные конфликты как дестабилизирующий фактор международных отношений. Проблемы дипломатического урегулирования конфликтов.

6. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Образование антигитлеровской коалиции - Московская /1943 г./, Тегеранская /1943 г./ и Крымская /1945 г/ конференции. Ялтинская конференция глав “большой тройки” (4-11 февраля 1945 г.). Декларация об освобожденной Европе. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН (июнь 1945 г.).

7. Нарастание разногласий между западными союзниками и СССР по вопросу о политических режимах в странах Восточной Европы. Появление ядерного фактора в международных отношениях.

8. Международные отношения и политика с 1945 – 1991 гг. Эпоха «холодной войны» или биполярная система МО. Становление современной системы МО.

Тема 2 Политика и право в международных отношениях. Внешняя политика и дипломатия.

1. Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений.

2. Международное право как социальный институт. Нормы и принципы международного права. Международное право в современном мире.

3. Теоретические концепции внешней политики. Теория и практика принятия внешнеполитических решений.

4. Дипломатия и дипломатическая служба. Определение дипломатии. Основные пути и тенденции развития современной дипломатии как средства регулирования и формирования международных отношений.

5. Переговоры – действенный инструмент построения и регулирования международных отношений. Значение международных переговоров (расширение проблематики международных переговоров, особая роль международных переговоров при урегулировании конфликтов, в условиях налаживания сотрудничества).

6. Особенности современной дипломатии. Многоплановость дипломатии (обсуждение и регулирование проблем разоружения, экологии, терроризма, социальных вопросов и др.) 7. Формы многосторонней дипломатии (переговорный процесс в рамках конгрессов; международных универсальных и региональных организаций; конференций или комиссий, созываемых для решения какой-либо проблемы; многосторонние встречи в верхах; деятельность посольств).

8. Задачи современной дипломатии – урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций; обеспечение национальных интересов; реализация внешнеполитического курса, создание нового облика мира, связанная с процессами глобализации.

9. Формы дипломатической деятельности: деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях.

10. Сферы современной дипломатии – взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов совместно с представителями «второго направления дипломатии».

Критерии оценки:

Студент, активно работает в течение всего семинарского занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства по вопросам, способен выразить собственное отношение по данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи - «отлично» - повышенный уровень

Студент активно работает в течение семинарского занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, 

 
стр. 16
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие нормативные документы и литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям «хорошо» - пороговый уровень

Студент, в целом, овладел сутью вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала «удовлетворительно» - пороговый уровень

Студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения «неудовлетворительно» - уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика сообщений и рефератов

1. Россия в современных международных отношениях.

2. Политико-правовое измерение международных отношений и мировой политики

3. Современные угрозы и вызовы международной безопасности

4. Роль ООН в современном мире

5. Россия и НАТО в современных международных отношениях.

6. Расширение Европейского союза на Восток.

7. Российско-американские отношения на современном этапе.

8. Международная террористическая организация ИГИЛ.

9. Антиглобализм в современных международных отношениях.

10. Феномен международного терроризма.

11. Глобальные проблемы современности.

12. Роль этического фактора в мировой политике.

13. Взаимообусловленность права и морали в решении глобальных проблем современного мира.

Критерии оценки:

Студентом выполнены все требования к подготовке сообщения или доклада: обозначен предмет, сформулированы задачи, обоснована актуальность темы; сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, даны правильные ответы на вопросы.-«отлично»,  повышенный уровень

Основные требования к  подготовке сообщения или доклада выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; на вопросы даны неполные ответы. - «хорошо»,  пороговый уровень

Имеются существенные отступления от требований к  подготовке сообщения или доклада. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на вопросы; отсутствует вывод. - «удовлетворительно»,  пороговый уровень

Тема сообщения или доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. - «неудовлетворительно»,  уровень не сформирован

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Предмет курса "Политико-правовые основы международных отношений"

2.Соотношение категорий "мировая политика", "международные отношения", "международная политика".

3. Методы изучения мировой политики и международных отношений.

4. Природа и классификация международных отношений.

5. Взаимосвязь внутренней и внешней политики.

6. Геополитические концепции международных отношений.

7. Политический идеализм в мировой политике и международных отношениях.

8. Политический реализм в мировой политике.

9. Либерализм в мировой политике и международных отношениях.

10. Модернистские концепции мировой политики и международных отношений.

11. Становление неореализма в мировой политике и международных отношениях.

12. Неолиберальные концепции мировой политики и международных отношений.

13. Постмодернистские концепции международных отношений.

14. Теоретические концепции международных интеграции.

15. Формирование теории международных режимов.

16. Теоретические дискуссии по проблемам мировой политики и международных отношений

после окончания "холодной" войны. Ф.Фукуяма, С.Хантингтон.

17. Множественность субъектов мировой политики.

18. Вестфальский мир и формирование государственно-центристской политической системы

мира.

 
стр. 17
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
19. Закономерность мировой политики и международных отношений.

20. Государство как ключевой элемент системы международных отношений.

21. Принятие внешнеполитических решений.

22. Уровни анализа мировой политики и международных отношений.

23. Система и структура международных отношений.

24. Эволюция системы международных отношений после второй мировой войны.

25. Множественность факторов, влияющих на мировую политику и международные отношения.

26. Основные положения Концепции внешней политики РФ

Критерии оценки:

Зачтено/Повышенный уровень - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение  анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы, аргументировано и ясно строить свою речь.

Зачтено/Пороговый уровень - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение  анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой. Способен достаточно аргументировано строить свою речь.

Незачтено/Уровень не сформирован  - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи, неспособность аргументировано и ясно строить свою речь.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Багмет А.М., Бычков В.В., Бычкова Е.И.
Международное право: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72423.html
 
Л1.2
Абашидзе А.Х., Абдуллин А.И., Андреев [и др.] М.В., Валеев Р.М., Курдюков Г.И.
Международное право: учебник для бакалавров
Москва: Статут, 2017
http://www.iprbookshop.ru/77302.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Лукашук И.И.
Международное право. Общая часть: учебник
Москва: Волтерс Клувер, 2008
http://www.iprbookshop.ru/16786.html
 
Л2.2
Лукашук И.И.
Международное право. Особенная часть: Учебник
Москва: Волтерс Клувер, 2010
http://www.iprbookshop.ru/16787.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
кейс-метод
 
стр. 18
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
стр. 19
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 20
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
204 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, столы, стулья
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
103 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), экран на треноге CiassicSolitionLibra 180*180, доска магнитно-маркерная, стулья с пюпитрами, деревянный стол на металлическом подстолье, пианино, ноутбук HP, проектор, экран.

Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

 
стр. 21
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различные варианты, например:

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

3. Решить задачи, или ситуации

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям 

 
стр. 22
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, познакомиться с содержанием законодательного акта, памятника права. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические указания по подготовке и написанию реферата  (доклада)

1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2.Подготовка и написание реферата (доклада) является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4.Работа над рефератом включает ряд этапов:

а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.

•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части 

 
стр. 23
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5.Оформление реферата.

а)титульный лист;

б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Развернутое философское эссе  – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на теоретических размышлениях и научных данных, а не быть повседневно-обыденными и голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Изучение дисциплины  завершается сдачей зачета. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится по вопросам,, охватывающим весь пройденный материал либо в форме тестовых заданий.