(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.03.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Международные отношения как специфический тип социальных отношений, как науки и учебная дисциплина. Этапы становления науки. Характеристика источников и литературы по курсу. Природа и закономерности международных отношений. Концепции и направления в исследовании международных отношений. Система и структура международных отношений. Классификация МО. Субъекты международных отношений. Виды и уровни МО. Основные проблемы МО. /Лек/
вопросы к зачету
История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем. Понятие системы МО как конкретно-исторической формы политической организации международных отношений. Международные отношения и политика в эпоху Древнего мира. Международные отношения и политика в эпоху средневековья. Международные отношения и политика Нового времени. Вестфальская и Венская системы МО. Великие географические открытия и первая волна колониальных захватов. Международные отношения и политика в первой половине XX вв. (1900 – 1945 гг.). Версальско-Вашингтонская система МО. Международные конфликты как дестабилизирующий фактор международных отношений. Проблемы дипломатического урегулирования конфликтов. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Образование антигитлеровской коалиции - Московская /1943 г./, Тегеранская /1943 г./ и Крымская /1945 г/ конференции. Ялтинская конференция глав “большой тройки” (4-11 февраля 1945 г.). Декларация об освобожденной Европе. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН (июнь 1945 г.). Нарастание разногласий между западными союзниками и СССР по вопросу о политических режимах в странах Восточной Европы. Появление ядерного фактора в международных отношениях.Международные отношения и политика с 1945 – 1991 гг. Эпоха «холодной войны» или биполярная система МО. Становление современной системы МО. /Пр/
рефераты, доклады
вопросы к зачету
вопросы к зачету
Проблема глобализации в международных отношениях. Глобализация и проблемы современной России. Общемировые проблемы. Новые вызовы безопасности человечества в XXI в. Региональные и локальные конфликты в разных районах мира. Увеличение общей преступности в мире, транснациональная организованная преступность. Незаконный оборот наркотиков, международный наркобизнес. Преступления, посягающие на личные права граждан. Незаконные операции в сфере высоких технологий. Эксперименты по клонированию людей.
Конфликты и сотрудничество в международных отношениях. Основные подходы к исследованию международных конфликтов. Направление «стратегического исследования», направление «исследования конфликта», подход «исследование мира». Классификация конфликтов, их критерии.
Конфликты по своей природе, мотивациям их участников и масштабам. Классификация конфликтов по причинам и степени напряженности, характер и формы их протекания, длительность и масштабы. Новые виды конфликтов и их типология: на основе различий в применяемых средствах (политическое давление, экономическая блокада, вооруженное столкновение); степени используемого насилия (войны малой интенсивности и др.); геостратегических (глобальные, локальные и региональные конфликты); мотивационных (территориальные и нетерриториальные); структурных (идеологические, экономические, политические и др.).
Международные переговоры – основное средство урегулирования конфликтов. Новые тенденции в переговорном процессе после завершения холодной войны (международные переговоры – основная форма взаимодействия государств; рост объема и количества переговоров; переговорная роль международных организаций; пересмотр процесса управления переговорами и др.). Содержание и формы международного сотрудничества (двусторонняя и многосторонняя дипломатия; заключение союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий).
рефераты, доклады
вопросы к зачету
Конфликтность постсоветского пространства. Проблема урегулирования конфликтов (грузино-абхазский, армяно-азербайджанский, таджикский, приднестровский, юго-осетинский). Военный фактор в современных международных отношениях. Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе. Новые функции и задачи НАТО после окончания «холодной войны». Проблема расширения НАТО. Проблема международного терроризма, сотрудничество стран.
/Ср/
Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений. Международное право как социальный институт. Нормы и принципы международного права. Международное право в современном мире.
Теоретические концепции внешней политики. Теория и практика принятия внешнеполитических решений. Дипломатия и дипломатическая служба. Определение дипломатии. Основные пути и тенденции развития современной дипломатии как средства регулирования и формирования международных отношений. Переговоры – действенный инструмент построения и регулирования международных отношений. Значение международных переговоров (расширение проблематики международных переговоров, особая роль международных переговоров при урегулировании конфликтов, в условиях налаживания сотрудничества).
Особенности современной дипломатии. Многоплановость дипломатии (обсуждение и регулирование проблем разоружения, экологии, терроризма, социальных вопросов и др.) Формы многосторонней дипломатии (переговорный процесс в рамках конгрессов; международных универсальных и региональных организаций; конференций или комиссий, созываемых для решения какой-либо проблемы; многосторонние встречи в верхах; деятельность посольств). Увеличение значимости дипломатии на высоком и высшем уровне, ее положительные и негативные стороны. «Кризисная дипломатия». Превентивная дипломатия. «Второе направление дипломатии», ее задачи.
Задачи современной дипломатии – урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций; обеспечение национальных интересов; реализация внешнеполитического курса, создание нового облика мира, связанная с процессами глобализации. Формы дипломатической деятельности: деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях. Сферы современной дипломатии – взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов совместно с представителями «второго направления дипломатии». /Пр/
рефераты, доклады
вопросы к зачету
Степень взаимосвязи идеологических установок с внешнеполитическими действиями государств в XX в. Новые формы идеологии в XX в. (жестко структурированные философские и политические установки). Опосредованное воздействие идеологии на внешнюю политику (через распространение ее постулатов в общественном сознании, через убеждения элит и групп, на которые возложено формирование принципов внешней политики, через ее внедрение в сознание государственных лидеров, ответственных за принятие конкретных внешнеполитических решений). Уровни возможного проявления идеологических императивов во внешней политике. Воздействие идеологии и внешней политики на уровне общественного сознания, видение внешнего мира большими социальными группами и политическими элитами. Влияние идеологии в процессе планирования внешней политики в долгосрочном и среднесрочном смысле. Снижение уровня воздействия идеологии на внешнюю политику в момент непосредственных акций государства: от дипломатического демарша до объявления войны. Роль идеологии во внешней политике СССР. Идеология во внешней политике Третьего Рейха: доктринальные схемы и реальность. Особенности японской модели официально-государственной политической идеологии. Либеральная традиция в США и внешний мир. Важнейшие черты либеральной идеологии США. Исламский фундаментализм и его влияние на международную жизнь. /Ср/
рефераты, доклады
вопросы к зачету
Геополитическое положение России после распада СССР. «Вашингтонский консенсус». Основные этапы внешней политики РФ. Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Попытки выработки последовательного внешнеполитического курса и определения национальных интересов. Внутриполитическая борьба по вопросу о содержании и приоритетах внешней политики РФ. Западничество, антизападничество и евразийство: дискуссия о роли и месте России в мире. «Рациональный прагматизм» В. Путина во внешней политики РФ. Место современной России в мировой политике и экономике. Внешнеполитический потенциал и национально-государственные интересы современной России. Проблема национальной и продовольственной безопасности. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Россия и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Россия – Восток: достижения, проблемы, перспективы. Значение восточного вектора российской внешней политики.Отношения России со странами Африки и Латинской Америки. Роль СССР в крушении колониальной системы. Декларация ООН «О предоставлении независимости колониальным и зависимым странам». Роль средств массовой информации в освещении международных отношений. Советские и российские журналисты – международники: Г. Боровик, В. Зорин, А. Бовин, И Фесуненко, М .Таратута, Ф. Сейфуль – Мулюков, Л. Млечин и др., их вклад в освещение современных международных проблем /Ср/
рефераты, доклады
вопросы к зачету
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к семинарам, докладов и сообщений, тестов, промежуточной аттестации в виде вопросов к зачету.
1.К национальному государству относятся следующие характеристики
(отметьте ненужное):
а) наличие территории;
б) наличие населения, проживающего на данной
территории;
в) наличие монарха;
2. Мировая политика как самостоятельная дисциплина формируется в мире:
а) в начале ХХ в.
б) в начале ХIХ в.
в) во второй половине ХХ в.
3. С какой сферы началась глобализация:
а) Политической
б) Экономической
в) Сферы новых технологий
4. Наибольшее влияние на мировую политику оказало развитие:
а) Радио
б) Телевидение
в) Интернет
5. Оказывают ли на Россию влияние противоречия глобализации?
1. Да, что подтверждает пример финансового кризиса 2008-2009 гг.
2. Нет, Россия не является частью глобализационных процессов
3. В незначительной степени, так как Россия не полностью включена в
процессы глобализации
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% «отлично»
76-90% «хорошо»
61-75% «удовлетворительно
Менее 60% «неудовлетворительно
Первая промежуточная аттестация (примерные тесты)
1.Вестфальский мир был заключен:
а) в 1648 г
б) в 1948 г.
в) в 1919
2 Система международных отношений, получившая название «Европейский
концерт», относится:
а) к 17 веку
б) 21 веку
в) 19 веку
3.К национальному государству относятся следующие характеристики
(отметьте ненужное):
а) наличие территории;
б) наличие населения, проживающего на данной
территории;
в) наличие монарха;
4.Какая система лежит в основе трех других систем?
а) Версальско-Вашингтонская
б) Вестфальская
б) Ялтинско-Потсдамская
5.При создании Вестфальской модели мира в основу взаимодействия
государств были положены их:
а) ценности;
б) интересы;
в) мотивы
мировой политики:
а) государства, б) МПО, в) ТНА, г) глобальные СМИ.
7.Перечислите факторы трансформации политической системы мира:
а) крушение колониальной системы; б) активный выход на международную
арену негосударственных акторов, в) научно-техническая революция, г) все
вышеперечисленное верно.
8.Россия является государством
а) модерна,
б) постмодерна,
в) премодерна.
9.В рамках преимущественно какого подхода зарождается мировая политика
а) неореализма
б) неолиберализма
в) неомаркисма
10.Изначально мировая политика получает развитие в:
а) России
б) Европе
в) США
11В какой последовательности возникали и развивались следующие
дисциплины в отечественной науке и образовании:
а) международные отношения и политология возникли одновременно
б) сначала возникли международные отношения, а затем политология
в) сначала появилась политология, а потом международные отношения
12.Первоначально отечественные исследования по международным отношении
были в основном ориентированы на:
а) историю
б) экономику
в) право
13. Мировая политика как самостоятельная дисциплина формируется в мире:
а) в начале ХХ в.
б) в начале ХIХ в.
в) во второй половине ХХ в.
14.Укажите, кто из названных исследователей не является представителем
реалистского направления:
а) Г. Моргентау
б) В.Вильсон
в) К. Уолтц
15.Укажите, какое из утверждений относится к реализму:
а) взаимодействие государств на международной арене является
хаотичным
б) государства «делятся» частью своих властных полномочий, «передавая»
их другим акторам
в) мир делится не только на государства, но и на более важные, структурные
единицы — классы
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% «отлично»
76-90% «хорошо»
61-75% «удовлетворительно
Менее 60% «неудовлетворительно
Вторая промежуточная аттестация (примерные тесты)
1.Выделение в современном мире ядра, периферии и полупериферии было
предложено в рамках:
а) либерализма б) неомарксизма
в) неореализма
а) транснационализм
б) теория зависимости
в) комплексная взаимозависимость
3. Для реализма и либерализма общим является (укажите верное утверждение):
а) понимание природы человека
б) понимание роли силы на
международной арене
в) рационализм
4 С какой сферы началась глобализация:
а) Политической
б) Экономической
в) Сферы новых технологий
5.Понятие «новая экономика» это:
а) Экономика, ориентированная на наукоемкие сферы
б) Экономика ориентированная на энергетику
в) Экономика бурно развивающихся стран
6. Наибольшее влияние на мировую политику оказало развитие:
а) Радио
б) Телевидение
в) Интернет
7.Неравномерность глобализации означает:
а) Опережающее развитие коммуникационных и информационных
технологий по сравнению с биотехнологиями
б) Различие в областях развития глобализационных процессов, а также в доступе к возможностям, которые она открывает для разных стран, социальных групп и отдельных людей.
в) Неоднозначность позитивных и негативных сторон глобализации
8. Противоположным по значению глобализации является понятие:
а) локализация
б) изоляционизм
в) глокализация
9. Три подхода к глобализации как:
1) постоянно идущий исторический процесс;
2) гомогенизация и универсализация мира;
3) «размывание» национальных границ, выделил:
а) Б. Бади б) Т. де Монбриаль в) Р. Най
10. Точки зрения на глобализацию как процесс размывания границ придерживаются:
а) Дж. Модельски
б) А. Уткин
б) Дж. Най
11. Россия имеет возможность влияния на глобализационные процессы, прежде
всего, благодаря:
1. Сотрудничеству в рамках СНГ
2. Участию российской дипломатии во влиятельных международных
организациях
3. Развитым экономическим и политическим связям со странами ЕС
12. Оказывают ли на Россию влияние противоречия глобализации?
1. Да, что подтверждает пример финансового кризиса 2008-2009 гг.
2. Нет, Россия не является частью глобализационных процессов
3. В незначительной степени, так как Россия не полностью включена в
процессы глобализации
13.Представления о столкновении цивилизаций принадлежат:
1 Ф. Фукуяме
2. С. Хантингтону
3. Р. Ли
14. Характеристиками современных конфликтов являются (отметьте неверное
1. Множественность участников
2. Их асимметричность
3. Межгосударственный характер
15. В рамках международного миротворечества, Россия выступает за:
1. Приоритетную роль ООН и СБ ООН
2. Отказ от практики миротворечества на международном уровне
3. Приоритет региональных организаций
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% «отлично»
76-90% «хорошо»
61-75% «удовлетворительно
Менее 60% «неудовлетворительно
Вопросы для семинаров
Тема 1 История международных отношений.
1. История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем. Понятие системы МО как конкретно-исторической формы политической организации международных отношений.
2. Международные отношения и политика в эпоху Древнего мира.
3. Международные отношения и политика в эпоху средневековья.
4. Международные отношения и политика Нового времени. Вестфальская и Венская системы МО. Великие географические открытия и первая волна колониальных захватов. Международные отношения и политика в первой половине XX вв. (1900 – 1945 гг.).
5. Версальско-Вашингтонская система МО. Международные конфликты как дестабилизирующий фактор международных отношений. Проблемы дипломатического урегулирования конфликтов.
6. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Образование антигитлеровской коалиции - Московская /1943 г./, Тегеранская /1943 г./ и Крымская /1945 г/ конференции. Ялтинская конференция глав “большой тройки” (4-11 февраля 1945 г.). Декларация об освобожденной Европе. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН (июнь 1945 г.).
7. Нарастание разногласий между западными союзниками и СССР по вопросу о политических режимах в странах Восточной Европы. Появление ядерного фактора в международных отношениях.
8. Международные отношения и политика с 1945 – 1991 гг. Эпоха «холодной войны» или биполярная система МО. Становление современной системы МО.
Тема 2 Политика и право в международных отношениях. Внешняя политика и дипломатия.
1. Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений.
2. Международное право как социальный институт. Нормы и принципы международного права. Международное право в современном мире.
3. Теоретические концепции внешней политики. Теория и практика принятия внешнеполитических решений.
4. Дипломатия и дипломатическая служба. Определение дипломатии. Основные пути и тенденции развития современной дипломатии как средства регулирования и формирования международных отношений.
5. Переговоры – действенный инструмент построения и регулирования международных отношений. Значение международных переговоров (расширение проблематики международных переговоров, особая роль международных переговоров при урегулировании конфликтов, в условиях налаживания сотрудничества).
6. Особенности современной дипломатии. Многоплановость дипломатии (обсуждение и регулирование проблем разоружения, экологии, терроризма, социальных вопросов и др.) 7. Формы многосторонней дипломатии (переговорный процесс в рамках конгрессов; международных универсальных и региональных организаций; конференций или комиссий, созываемых для решения какой-либо проблемы; многосторонние встречи в верхах; деятельность посольств).
8. Задачи современной дипломатии – урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций; обеспечение национальных интересов; реализация внешнеполитического курса, создание нового облика мира, связанная с процессами глобализации.
9. Формы дипломатической деятельности: деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях.
10. Сферы современной дипломатии – взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов совместно с представителями «второго направления дипломатии».
Критерии оценки:
Студент, активно работает в течение всего семинарского занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства по вопросам, способен выразить собственное отношение по данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи - «отлично» - повышенный уровень
Студент активно работает в течение семинарского занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое,
Студент, в целом, овладел сутью вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала «удовлетворительно» - пороговый уровень
Студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения «неудовлетворительно» - уровень не сформирован
1. Россия в современных международных отношениях.
2. Политико-правовое измерение международных отношений и мировой политики
3. Современные угрозы и вызовы международной безопасности
4. Роль ООН в современном мире
5. Россия и НАТО в современных международных отношениях.
6. Расширение Европейского союза на Восток.
7. Российско-американские отношения на современном этапе.
8. Международная террористическая организация ИГИЛ.
9. Антиглобализм в современных международных отношениях.
10. Феномен международного терроризма.
11. Глобальные проблемы современности.
12. Роль этического фактора в мировой политике.
13. Взаимообусловленность права и морали в решении глобальных проблем современного мира.
Критерии оценки:
Студентом выполнены все требования к подготовке сообщения или доклада: обозначен предмет, сформулированы задачи, обоснована актуальность темы; сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, даны правильные ответы на вопросы.-«отлично», повышенный уровень
Основные требования к подготовке сообщения или доклада выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; на вопросы даны неполные ответы. - «хорошо», пороговый уровень
Имеются существенные отступления от требований к подготовке сообщения или доклада. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на вопросы; отсутствует вывод. - «удовлетворительно», пороговый уровень
Тема сообщения или доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. - «неудовлетворительно», уровень не сформирован
1. Предмет курса "Политико-правовые основы международных отношений"
2.Соотношение категорий "мировая политика", "международные отношения", "международная политика".
3. Методы изучения мировой политики и международных отношений.
4. Природа и классификация международных отношений.
5. Взаимосвязь внутренней и внешней политики.
6. Геополитические концепции международных отношений.
7. Политический идеализм в мировой политике и международных отношениях.
8. Политический реализм в мировой политике.
9. Либерализм в мировой политике и международных отношениях.
10. Модернистские концепции мировой политики и международных отношений.
11. Становление неореализма в мировой политике и международных отношениях.
12. Неолиберальные концепции мировой политики и международных отношений.
13. Постмодернистские концепции международных отношений.
14. Теоретические концепции международных интеграции.
15. Формирование теории международных режимов.
16. Теоретические дискуссии по проблемам мировой политики и международных отношений
после окончания "холодной" войны. Ф.Фукуяма, С.Хантингтон.
17. Множественность субъектов мировой политики.
18. Вестфальский мир и формирование государственно-центристской политической системы
мира.
20. Государство как ключевой элемент системы международных отношений.
21. Принятие внешнеполитических решений.
22. Уровни анализа мировой политики и международных отношений.
23. Система и структура международных отношений.
24. Эволюция системы международных отношений после второй мировой войны.
25. Множественность факторов, влияющих на мировую политику и международные отношения.
26. Основные положения Концепции внешней политики РФ
Критерии оценки:
Зачтено/Повышенный уровень - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы, аргументировано и ясно строить свою речь.
Зачтено/Пороговый уровень - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой. Способен достаточно аргументировано строить свою речь.
Незачтено/Уровень не сформирован - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи, неспособность аргументировано и ясно строить свою речь.
Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
расходные материалы:
лисьи камусы
мелушка
войлок
шерсть
кожа разноцветная
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Шерсть для валяния – в ассортименте
Пленка пупырчатая
Коврик бамбуковый, ф - А3
Мыло жидкое
Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора
Сетка москитная
Поролон листовой толстый
Губка хозяйственная, автомобильная
Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)
Ножницы
Нитки швейные
Иглы швейные с большим ушком
Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели
Рамка ткацкая
Бисер
Бусины
Ленточки
Пуговицы
Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различные варианты, например:
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
3. Решить задачи, или ситуации
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, познакомиться с содержанием законодательного акта, памятника права. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические указания по подготовке и написанию реферата (доклада)
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата (доклада) является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Развернутое философское эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на теоретических размышлениях и научных данных, а не быть повседневно-обыденными и голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет проводится по вопросам,, охватывающим весь пройденный материал либо в форме тестовых заданий.