2023-2024_35_04_04_2023_953М_plx_Оценка эффективности технологий производства продукции растениеводства_Агробизнес
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оценка эффективности  технологий производства продукции растениеводства
Учебный план
35.04.04_2023_953М.plx

35.04.04 Агрономия

Агробизнес
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
47,8
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
10
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
25,45
25,45
25,45
25,45
Сам. работа
47,8
47,8
47,8
47,8
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Наквасина Е.И.
 
 
Оценка эффективности  технологий производства продукции растениеводства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708)
 
35.04.04 Агрономия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Научиться проводить экономическую и энергетическую оценку эффективности технологий производства продукции растениеводства.
1.2
Задачи: - изучить методы экономической оценки эффективности различных технологий производства продукции растениеводства;

- изучить методы энергетической оценки эффективности различных технологий производства продукции растениеводства;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Адаптивные системы земледелия
2.1.2
Научный семинар "Агротехнологии"
2.1.3
Интегрированная система защиты растений от вредителей и болезней
2.1.4
Управление проектами
2.1.5
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.1.6
Организация производства в АПК
2.1.7
Цифровые технологии в сельском хозяйстве
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологическая практика
2.2.2
Инновационные технологии в агрономии
2.2.3
Научно-производственная практика
2.2.4
Технологическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-3: Способен провести анализ экономической эффективности технологических процессов, выбор из них оптимальных для условий конкретного производства 
 
Знает приемы работы с информационными системами для получения необходимой информации о потребностях рынка и поиска каналов сбыта растениеводческой продукции.
ИД-1.ПК-3: Знать прогноз потребности рынка в растениеводческой продукции и поиск каналов сбыта
 
Умеет определять объемы производства отдельных видов растениеводческой продукции исходя из возможностей предприятия и потребностей рынка;
ИД-2.ПК-3: Уметь  определять объемы производства отдельных видов растениеводческой продукции, исходя из потребностей рынка
 
Владеет методами расчета экономической и энергетической оценки технологий производства продукции растениеводства.
ИД-3.ПК-3: Владеть методами расчета экономической эффективности применения технологических приемов, удобрений, средств защиты 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Экономическая эффективность технологий производства продукции растениеводства
 
стр. 5
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
1.1
Оценка эффективности агротехнологий и опыт их освоения /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Входной контроль
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Обоснование уровня интенсификации агротехнологий /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Собеседование
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Расчет экономической эффективности технологий производства продукции растениеводства /Пр/
10
ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Индивидуальные задания

Текущий контроль 1

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Уровни интенсификации агротехнологий /Ср/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Собеседование
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Технологические карты  их использование для расчета экономической эффективности. /Ср/
20
ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Индивидуальные задания

Собеседование

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Энергетическая  эффективность агротехнологий
 
2.1
Энергетическая эффективность агротехнологий /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Оценка энергетической эффективности агротехнологий /Пр/
6
ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Собеседование

Индивидуальное задание

Текущий контроль 1

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Энергетическая эффективность агротехнологий /Ср/
21,8
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Собеседование

Индивидуальное задание

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.  Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Оценка эффективности технологий производства продукции растениеводства».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме собеседования, тестовых заданий, вопросов к  промежуточной аттестации в форме собеседования

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
     Комплект тестовых заданий (пример)

   

  Входной контроль

     1. При определении себестоимости отдельных видов продукции используется:

а) классификация по экономическим элементам;

б) классификация по калькуляционным статьям;

в) классификация по экономическим элементам и по калькуляционным

статьям.

     2. Окупаемость затрат.

а) отношение прибыли к полной себестоимости, выраженное в процентах.

б) отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств,

выраженное в процентах.

в) отношение денежной выручки к полной себестоимости, выраженное в процентах.

    3. Рентабельность производства.

 
стр. 6
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
а) отношение прибыли к полной себестоимости, выраженное в процентах.

б) отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств,

выраженное в процентах.

в) отношение денежной выручки к полной себестоимости, выраженное в процентах.

    4. Прибыль от реализации продукции.

а) Общий объем прибыли от всех видов деятельности.

б) Денежная выручка минус полная себестоимость.

в) Стоимость валовой продукции минус материальные затраты.

    5. Чистая прибыль.

а) Общий объем прибыли от всех видов деятельности предприятия, остающейся в его

распоряжении после уплаты налогов

б) Денежная выручка минус полная себестоимость.

в) Стоимость валовой продукции минус материальные затраты

    Текущий контроль 1

     1. Понятие различных видов продукции (установите соответсвие):

1) Валовая продукция

2) Товарная продукция

3) Реализованная.

а) часть валовой продукции, предназначенная для реализации;

б) часть товарной продукции отпущенная за пределы предприятия и оплаченная потребителем или торгующей организацией;

в) общее количество произведенной продукции за определенный период времени;

  

  2. Установите соответствие:

1. Качество продукции

2. Конкурентоспособность продукции

а) система показателей относительной привлекательности продукции на рынке, прежде всего по критериям цены и качества, которые и определяют спрос и объем продаж относительно конкурентов

б) совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

    

    3.Установите соответствие:

1.Производственная программа

2. Производственная мощность предприятия

а) максимальное количество продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

б) система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей.

    4. Состав валовой продукции - привести примеры:

1. Основная

2. Сопряженная

3. Побочная

а) продукция, полученная параллельно (одновременно) с основной продукцией;

б) продукция, на получение которой направлена деятельность предприятия;

в) полученная  одновременно с основной (навоз, солома)

          5. Цены, в которых рассчитывается стоимость валовой продукции, с целью объективной оценки ее динамики .

а) сопоставимые;

б) текущие;

в) гарантированные;

    Текущий контроль 2

     1. Факторы, отражающие сущность экстенсивной и интенсивной форм развития сельскохозяйственного производства:

1).Экстенсивное

2) Интенсивное а) увеличение продукции достигается путем качественного совершенствования факторов производства (роста урожайности, продуктивности)

б) рост производства происходит за счет количественного увеличения факторов производства (земли, поголовья);

    2. Выберите соответствие:

1. Издержки производства а) денежное выражение затрат на производство или производство и реализацию продукции.

2. Себестоимость                 б) совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство конкретного вида продукции.

 
стр. 7
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 

     3. Классификация затрат по определенным признакам:

Признаки:

1).По роли в процессе производства.

2).По способу включения в себестоимость

3).По составу

4).По отношению к объему производства

        а) условно-перемен. и условно-постоянные - 4

б) основные и накладные - 1

в) прямые и косвенные - 2

г) простые и комплексные - 3

4. Выберите правильные ответы

1) Постоянные затраты (не меняются от объема продаж)

2) Переменные затраты

а) стоимость сырья и материалов;

б) арендная плата;

в) страховые платежи;

г) амортизация основных средств

д) затраты по организации производства и управлению;

е) кормов;

ж) топливо и электроэнергия;

з) затраты на оплату труда основных работников.

     5.Выберите соответствие:

1). Явные издержки

2) Неявные  издержки

        а) издержки, которые выступает как себестоимость и отражается в бухгалтерском учете;

б) альтернативные издержки использования ресурсов, находящихся в собственности организации.

Критерии оценки тестового контроля:

5 - отлично - От 86 до 100 % правильно выполненных заданий;

4 - хорошо - От 71 до 85 % правильно выполненных заданий;

3 - удовлетворительно - От 65 до 70 % правильно выполненных заданий;

2 - неудовлетворительно - Менее 60% правильно выполненных заданий;

    Перечень вопросов для текущего контроля знаний

1. Порядок проведения фотохронометражных наблюдений трудовых процессов и

методика анализа их результатов.

2. Составление, анализ и планирование баланса времени рабочей смены.

3. Расчет норм обслуживания (норм выработки) на работах в растениеводстве.

4. Планирование численности производственного персонала на предприятиях

отрасли растениеводства.

5. Определение расценок оплаты труда за продукцию для различных категорий

работников в растениеводстве.

6. Методика планирования затрат на оплату труда вспомогательного и

административно-управленческого персонала.

7. Калькуляция сметы затрат на производство продукции растениеводства.

8. Расчет амортизационных отчислений и отчислений на ремонт основных средств

при составлении сметы затрат на производство продукции растениеводства.

9. Оценка эффективности производства и реализации продукции растениеводства.

    Критерии оценки студента при текущем контроле

«Отлично» - Студент показал прочные знания основных положений раздела учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать терминологию, справочную литературу, делать обоснованные выводы.

«Хорошо» - Студент показал прочные знания основных положений раздела учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, правильно использует терминологию, ориентируется в рекомендованной справочной литературе.

«Удовлетворительно» - Студент показал знание основных положений раздела учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знаком с рекомендованной справочной литературой.

«Неудовлетворительно» - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений раздела учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой.

 
стр. 8
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
     Примеры индивидуальных заданий:

1. Организационно-экономическая оценка возделывания сельскохозяйственных культур.

2. Организационно-экономическая оценка  агротехнических мероприятий.

3. Энергетическая эффективность отдельных элементов технологий .

4. Энергетический анализ мероприятий по защите растений.

Критерии оценки индивидуальных заданий:

5 - отлично - Студент получил правильные ответы на задания, привел соответствующие формулы, сделал обоснованные выводы;

4 - хорошо - Студент выполнил задания, в решениях есть недочеты, выводы не полные;

3 - удовлетворительно - Студентом в решениях допущено от 2 до 4 ошибок, нет выводов;

2 - неудовлетворительно - Студент  не может выполнить задания;

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
При освоении программы дисциплины письменные работы не предусмотрены.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

1. Что собой представляет инновационные технологии, их характеристика?

2. Планирование валовых сборов и баланс продукции растениеводства.

3. Что собой представляет система сельскохозяйственных машин, характеристика ступеней?

4. Каковы особенности организации использования машинно-тракторного парка?

5. Каковы порядок проведения механизированных работ?

6. Расчет потребности в тракторах и сельскохозяйственных машинах на отдельных работах и в целом по сельскохозяйственной организации?

7. Уровень и эффективность организации использования тракторов и сельскохозяйственных машин?

8.  Использование машин и оборудования на основе лизинга. Методика расчета лизинговых платежей.

9. Каковы порядок и методика определения потребности предприятия в нефтепродуктах?

10. Что собой представляют система технического обслуживания и ремонта машин?

11. Методика определения числа технических обслуживаний и ремонтов?

12. Амортизация и  использование амортизационного фонда?

13. Каковы виды оплаты труда в отрасли растениеводства и их характеристика?

14. Технологическая карта: методика определения объема работ, норм выработки, количества нормо-смен в объеме работ.

15. Технологическая карта: методика определения численности персонала, затрат труда.

16. Технологическая карта: методика тарификации работ, определения тарифного фонда оплаты, доплат за классность, качество,

сроки и повышенной оплаты на уборке урожая, отпускных, надбавок за стаж, начислений.

17. Технологическая карта: методика определения расхода и стоимости горючего, электроэнергии, потребности в семенах, удобрениях, средствах защиты растений и затрат на них.

18. Технологическая карта: методика определения затрат на автотранспорт, амортизационных отчислений, отчислений на ремонт,

прочих и общей суммы прямых затрат.

19. Технологическая карат: методики обоснования цены реализации, стоимости и себестоимости продукции, рентабельности.

    Критерии оценки студента при промежуточном контроле

«Отлично» - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать терминологию, справочную литературу, делать обоснованные выводы.

«Хорошо» -  Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, правильно использует терминологию, ориентируется в рекомендованной справочной литературе.

«Удовлетворительно» - Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знаком с рекомендованной справочной литературой.

«Неудовлетворительно» - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Яковлев Б. И., Яковлев В. Б.
Организация производства и предпринимательство в АПК: учебник
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
https://www.iprbookshop.ru/103114.html
 
Л1.2
Кирюшин В. И., Кирюшин С. В.
Агротехнологии: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
https://e.lanbook.com/book/212012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Яшутин Н.В.
Системы земледелия: учебное пособие
Барнаул: ГИПП Алтай, 2003
 
Л2.2
Яшутин Н.В., Дробышев А.П., Хоменко А.И.
Биоземледелие. Научные основы, инновационные технологии и машины: монография
Барнаул: АГАУ, 2008
 
Л2.3
Грудкина Т. И., Савкин В. И., Агошкова Н. Е.
Учебное пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Организация производства и предпринимательство в АПК» для студентов направления подготовки 110201 «Агрономия», 110102 «Агроэкология»: учебное пособие
Орел: ОрелГАУ, 2013
https://e.lanbook.com/book/71497
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Moodle
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
6.3.1.8
LibreOffice
6.3.1.9
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
313 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, ноутбук с доступом в Интернет. Плакаты, сноповой материал с/х культур
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
    В курсе дисциплины предусмотрено проведение лекционных,  и  практических занятий, на которых дается основной систематизированный материал. Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа. Общее распределение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы по темам дисциплины и видам занятий приведено в соответствующем 
 
стр. 10
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
разделе РПД

Задачи самостоятельной работы:

- обретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования;

- выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.

Технология СР должна обеспечивать овладение знаниями, закрепление и систематизацию знаний, формирование умений и навыков. Апробированная технология характеризуется алгоритмом, который включает следующие логически связанные действия студента:

- чтение текста (учебника, пособия, конспекта лекций); - конспектирование текста;

- решение задач и упражнений, заданий;

- подготовка к практическим (лабораторным) занятиям;

- ответы на контрольные вопросы;

- составление планов и тезисов устного ответа.

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение теоретических вопросов по всем темам дисциплины, с использованием различных источников литературы. Список вопросов представлен в фонде оценочных средств.

- выполнение индивидуальных заданий;

- подготовка к текущему контролю успеваемости (текущая аттестация). В семестре проводится два текущих контроля. В соответствии с графиком проведения текущего контроля результаты оценки успеваемости заносятся в ведомость.

- подготовка к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится по расписанию сессии. Результаты аттестации заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость и зачетную книжку студента (при получении положительного результата). Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по графику сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.

Подготовка к занятиям: для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.

В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:

- делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);

- составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);

- готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);

- создавать конспекты (развернутые тезисы).

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам занятий.

Подготовка докладов, выступлений и рефератов, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины: Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п.  

Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д.  Необходимо подготовить текст доклада и (или) иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 7-15 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к занятию.

Подготовка  к промежуточной аттестации.

При подготовке к промежуточной аттестации студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на занятиях. Если у студента имеются вопросы, которые он не понял, то он может получить пояснения на консультации у преподавателя.