(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
35.04.04 Агрономия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попеляева Н.Н.
Зав. кафедрой Попеляева Н.Н.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попеляева Н.Н.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попеляева Н.Н.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попеляева Н.Н.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
- Приобрести умения и навыки по оценке качества продукции растениеводства.
ции
ракт.
Перечень вопросов к зачету
1. Цель, задачи, принципы оценки качества продукции сельскохозяйственных культур.
2. Термины и определения основных понятий о качестве сельскохозяйственной продукции, применяемые в ГОСТах: качество, свойство продукции, показатель качества.
3. Номенклатура показателей качества продукции, их классификация.
4. Единичные показатели качества: показатель назначения, надежности и долговечности, технологичности, эргономичности, эстетичности и экономичности.
5. Комплексные показатели качества: сортность продукции, уровень качества, интегральный показатель качества.
6. Контроль качества продукции растениеводства.
7. Систематизация контроля по ГОСТу на виды по признакам: стадия создания, этап процесса производства, полнота охвата, применение средств контроля.
8. Разновидности контроля качества: производственный, эксплуатационный, входной, операционный, приемочный, инспекционный.
9. Методы определения качества сельскохозяйственной продукции: экспериментальный, расчетный, органолептический, социологический, экспертный.
10. Признаки оценки пищевого растительного сырья. Пищевая ценность продукции.
11. Биологическая и энергетическая ценность. Пищевая безвредность продуктов.
12. Потребительские, технологические требования. Долговечность.
13. Структура стандартов на зерно (5 разделов): I - определение; II - товарная классификация; III - технические условия; IV - методы определения качества; V - хранение и транспортирование зерна.
14. Градации качества плодов и овощей. Продукция стандартная, нестандартная, отход. Партии и товарные сорта плодоовощной продукции. Нормирование качества плодоовощной продукции.
15. Базисные и ограничительные кондиции.
16. Показатели качества зерна, учитываемые при продаже. Скидки и надбавки.
17. Классификация показателей качества зерна, нормируемых государственными стандартами (клейковина Натура, стекловидность и т.д.).
18. Особенности картофеля, овощей и плодов как объектов стандартизации.
19. Определяющие показатели качества продукции: внешний вид, величина, допускаемые отклонения, вкус и запах.
20. Показатели внешнего вида: окраска, форма, состояние поверхности, свежесть. Показатели величины: размер и масса.
21. Повреждения механические: малозначительные, значительные, критические.
22. Повреждения сельскохозяйственными вредителями, физиологическими и микробиологическими заболеваниями.
23. Градации качества плодов и овощей. Продукция стандартная, нестандартная, отход.
24. Показатели качества лубяных культур: горстевая длина, диаметр стеблей, пригодность, цвет, отделяемость, содержание волокна и его прочность.
25. Брикеты и гранулы кормовые. Показатели качества, определяющие их питательные свойства, поедаемость и сохранность, нормирование этих показателей.
26. Сенаж и силос. Показатели качества, характеризующие питательные свойства сенажа и силоса, правильность приготовления корма. Требования к их качеству. Характеристика классов сенажа и силоса, установленных стандартами.
27. Сущность управления качеством пищевой продукции. Необходимость управления качеством продукции.
28. Порядок разработки и внедрения комплексной системы управления качеством труда и продукции.
29. Значение повышения качества продукции в современных условиях.
30. Основные факторы, влияющие на качество растениеводческой продукции.
1. Особенности управления качеством продукции в условиях рыночной экономики
2. Межгосударственная система оценки качества, ее предназначение
3. Международное сотрудничество в области стандартизации России с зарубежными странами
4. Основные загрязнители продуктов из внешней среды. (Тяжелые металлы и металлоиды, радионуклиды, пестициды, нитраты, концераогенные вещества)
5. Региональные организации по стандартизации
6. Маркетинг в системе управления качеством
7. Правовые основы стандартизации и сертификации в России и за рубежом
8. Стандартизация и сертификация продукции растениеводства
9. Стандартизация сочной продукции
10. Технические требования к качеству томатов, огурцов
11. Стандартизация масличных и эфиромасличных культур
12. Характеристика технологических свойств зерна
13. Нормирование качества луковых овощей (лука и чеснока)
14. Требования к качеству салатношпинатных, пряных и десертных овощей
15. Нормирование качества тыквенных овощей
16. Нормирование качества томатных овощей
18. Хлопок-сырец, требования к нему как к технической культуре
19. Стандартизация хмеля
20. Стандартизация табака и махорки
21. Оценка качества чая. Требования, предъявляемые к нему
22. Управление качеством в системе стандартизации
23. Показатели качества лубяных культур
* Темы, выбранные студентами самостоятельно согласуются с преподавателем
Лабораторные работы по каждому модулю, приведенному в технологической карте
учебного курса, выполняются согласно учебному пособию. Для выполнения
работ студент получает необходимое оборудование и самостоятельно
выполняет работу согласно плану, с соблюдением необходимой техники безопасности,
при необходимости получает консультацию у преподавателя.
Работа считается выполненной если:
- студент выполнил все задания
- осмыслил теоретический материал
- аккуратно оформил лабораторную работу
- сформировал правильные выводы и дал письменные ответы на контрольные вопросы
- защитил работу
Лабораторная работа № 1
Тема: Методы отбора проб и выделения навесок зерна.
Цель: Изучить правила, освоить методику отбора проб и выделения навесок зерна.
Материалы и оборудование: Средние пробы зерна, ГОСТ 13586.3-83, делитель БИС-I, щупы, пакеты, весы, банки с притертой пробкой.
Задание 1. Ознакомьтесь с ГОСТ 13586,3 – 88 и усвойте основные понятия.
Задание 2. Ознакомьтесь:
а) со щупами различных систем и изъятием точечных проб из партии зерна;
б) с работой автоматического пробоотборника зерна АI-УПА или АI-УП2-А;
в) с порядком проведения анализов средней пробы зерна.
Задание 4. Нарисуйте порядок отбора точечных проб для составления объединенной пробы.
Задание 5. Опишите правила отбора среднесуточной и средней пробы.
Контрольные вопросы.
1. Назовите обязательные, обязательные специальные, дополнительные показатели качества зерна.
2. На основании каких показателей устанавливается качество зерна?
3. Что такое партия зерна, точечная проба, объединенная, среднесуточная проба?
4. Что такое навеска зерна?
5. Опишите устройство и принцип работы конусного, цилиндрического, мешочного щупов.
6. Каков порядок проведения анализов средней пробы зерна по ГОСТу 13586.3-83.
7. Как отбираются точечные пробы зерна для составления объединенной пробы с автомашин, складских помещений и мешков?
Лабораторная работа № 2
Тема: Определение примесей в товарном зерне
Цель: Научится определять примеси, ухудшающие качество зерна.
Материалы и оборудование: Средние пробы зерна пшеницы, ячменя, овса, ржи. Аналитические весы, щипцы, разборные доски, сито с диаметром 1,0 – 1,5 мм, 6,0 мм, ГОСТы.
Задание 1. Ознакомьтесь с методом определения содержания сорной и зерновой примесей (ГОСТ 13586.2-81).
Задание 2. Разберите навеску пшеницы (50 г) на три фракции и составляющие их компоненты. Взвесьте на лабораторных весах отдельные компоненты примесей с точностью до 0,02 г и подсчитайте их в процентах. Результаты запишите в тетрадь.
Контрольные вопросы.
1. Что такое засоренность зерна?
2. Перечислите и дайте характеристику компонентов сорной примеси.
3. Перечислите и дайте характеристику компонентов зерновой примеси.
4. Какие компоненты относятся к основному зерну?
5. Какова методика определение примесей в товарном зерне разных культур?
6. В каких случаях производят скидку или надбавку за сорную и зерновую примесь?
Лабораторная работа № 3
Тема: Определение натуры зерна.
Цель: Научиться определять натуру зерна четырех основных зерновых культур с помощью мерной метрической пурки.
Материалы и оборудование: средние пробы зерна пшеницы, ячменя, овса, ржи. Литровая пурка, аналитические весы, секундомер, сито с диаметром 6 мм, ГОСТы.
Задание 1. Ознакомьтесь с устройством литровой метрической пурки.
Задание 2. Определить натуру зерна предложенных образцов (пшеницы, ржи, ячменя, овса) и заполнить таблицу.
Задание 3. Решите задачи по карточкам.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое натура зерна?
2. Для каких культур определяется натура зерна?
3. От каких факторов зависит натура зерна? В каких пределах колеблется натура у пшеницы, ржи, ячменя, овса?
4. В каких случаях производят скидки с закупочной цены поставляемых партий зерна?
5. В каких случаях производят надбавки на закупочную цену поставляемых партий зерна?
6. Какова методика определения натуры зерна?
Лабораторная работа № 4
Тема: Определение показателей свежести зерна (ГОСТ 10967-75)
Цель: Научиться определять признаки свежести зерна, степени дефектности.
Материалы и оборудование: Средняя проба зерна, образцы с отклонением от нормального зерна по запаху, электроплитка, чайник, лабораторная мельница, стаканы или колбы, ГОСТ 10967-75.
Задание 1. Опишите причины изменения цвета и запаха зерна. Дайте краткую характеристику сорбционным запахам и запахам разложения.
Задание 2. Укажите характерные морфологические, биохимические и технологические особенности зерна с отклонениями в качестве: морозобойное, проросшее, перегретое при сушке, самосогревшееся. Ознакомьтесь с различными образцами зерна с отклонениями.
Задание 3. Изучите краткую методику определения вкуса зерна.
Задание 4.Определите свежесть зерна Вашей пробы по ГОСТ 10967-75. Результаты занесите в таблицу.
Контрольные вопросы.
1. Какими показателями характеризуется свежесть зерна?
2. Дайте характеристику цвета и блеска зерна. Какова методика определения цвета и блеска зерна?
3. Дайте характеристику запаха зерна. Какова методика определения запаха зерна?
4. В каком случае появляются запахи разложения и сорбционные запахи?
5. Дайте характеристику вкуса зерна. Какова методика определения вкуса зерна?
Лабораторная работа № 5
Тема: Стандарты на зерно мягкой и твердой пшеницы продовольственного и непродовольственного назначения.
Цель: Научиться пользоваться стандартами на зерно мягкой и твердой пшеницы продовольственного и
Материалы и оборудование: ГОСТ Р 52554 – 2006.
Задание. Изучить стандарт на зерно мягкой и твердой пшеницы, предназначенного для использования в продовольственных и непродовольственных целях.
Вопросы для самоконтроля.
1. Перечислите основные стандарты используемые как нормативные ссылки в ГОСТ Р 52554 – 2006.
2. Дайте характеристику основных типов мягкой и твердой пшеницы (приложение 1).
3. Какие требования предъявляются к мягкой пшенице по классам с 1 по 5?
4. Дайте характеристику и назовите ограничительные нормы для твердой пшеницы с 1 по 5.
5. Какие правила приемки должны соблюдаться при поставках пшеницы?
6. Назовите методы контроля при определении качества пшеницы.
7. Какие правила соблюдаются при транспортировании и хранении зерна пшеницы?
Лабораторная работа № 6
Тема: Расчет стоимости партии зерна при ее реализации.
Цель: Научиться производить расчет стоимости товарного зерна при поставках.
Задание 1. Ознакомиться с методикой расчетов стоимости партии зерна при его реализации.
Задание 2. Рассчитать зачетную массу реализуемой продукции и ее стоимость при реализации. Результаты занести в тетрадь.
Материалы и оборудование. Исходные данные, выданные преподавателем, ГОСТы, справочная литература, таблицы, плакаты, варианты задач.
Контрольные вопросы.
1. В каких случаях производят скидки с зачетной массы и закупочной цены товарного зерна?
2. В каких случаях при поставках производят надбавки с зачетной массы и цены?
3. Как производятся расчеты за зерно, зараженное клещом?
4. Каков процент скидок при натуральной массе 650 – 600 г/л?
Лабораторная работа № 7
Тема: Определение качества продовольственного картофеля.
Цель: Научиться определять качество продовольственного картофеля в соответствии с ГОСТ Р 26545 - 2006
Материалы и оборудование. Натуральные образцы картофеля, ГОСТы, учебная и справочная литература. Чашечные, рычажные или платформенные весы с погрешностью взвешивания не более 0,01 кг, ящик со сплошными стенками и дном для формирования в нем объединенной пробы, бак или ведро для отмывки прилипшей земли, противень с решетчатым или сетчатым дном. Шаблоны для определения размера клубней, описание дефектов (фотографии). Деревянные совочки, нож, мешочки, брезент, ветошь, сметки и корзины.
Задание 1. Ознакомиться с правилами определения качества продовольственного картофеля.
Задание 2. Определить качество картофеля на основе предоставленных образцов.
Задание 3. Решить задачи по поставке продовольственного картофеля.
Контрольные вопросы.
1. Что понимают под партией картофеля?
2. По каким правилам отбирают точечные пробы картофеля?
3. Какова методика определения свободной земли и примеси?
4. Какова методика определения земли, прилипшей к клубням?
5. Расскажите правила определения размера клубней.
6. Как клубни картофеля классифицируются по их размерам?
7. Охарактеризуйте основные показатели нормы качества заготовляемого и поставляемого картофеля.