(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.03.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к экзамену, тестовых заданий, тем докладов/сообщений.
1. Назовите автора слов: «Биосфера короче во времени и в пространстве»:
а) С.В. Колесник,
б) Д.Л. Арманд,
в) В.И. Вернадский
2. Какие таксономические единицы физико-географического районирования выделяются по азональному признаку:
а) пояс,
б) зона,
в) физико-географическая страна
3. В классификации ландшафтов по степени антропогенного воздействия выделить наиболее измененные:
а) естественные луга, пастбища, водоемы,
б) вторичные обедненные леса, маквис,
в) эродированные, вторично засоленные, вторично заболоченные
4. На каком уровне развития физической географии – «географическая оболочка» является объектом изучения:
а) цикл наук,
б) семейства наук,
в) род наук
5. Кому принадлежит первое научное обоснование термина «географическая оболочка»:
а) А.А. Григорьеву,
б) Л.С. Бергу,
в) П.И. Броунову
Примерные тесты для текущего контроля 1
1. Природно-территориальный комплекс , состоящий из генетически связанных между собой фаций и занимающий обычно целиком всю форму мезорельефа, называется:
А) ландшафтом;
Б) местностью;
В) сложным урочищем;
Г) урочищем;
Д) подурочищем.
2. Самая крупная морфологическая часть ландшафта:
А) фация;
Б) подурочище;
В) сложное урочище;
Г) местность;
Д) простое урочище.
3. Основными морфологическими частями ландшафта являются:
А) местности;
Б) подурочища;
В) фации и урочища;
Г) местности и урочища;
Д) местности и подурочища.
4. Группа фаций, тесно связанных в своем происхождении и существовании вследствие общего положения на одном из элементов формы мезорельефа, называют:
А) ландшафтом;
Б) подурочищем;
В) сложное урочищем;
Г) местностью;
Д) простое урочищем.
5. Чем отличаются простые урочища от сложных?
А) литогенной основой;
Б) морфологической структурой;
В) микроклиматом;
Г) размерами территории;
Д) составом флоры.
Примерные тесты для текущего контроля 2
А) Тенсли, в 1935 г.;
Б) Сукачевым В.Н.,в 1945 г;
В) Полыновым Б.Б., в 1915 г;
Г) Докучаевым В.В., в 1899 г.;
Д) Сочавой В.Б., в 1963 г.
2. Биокосную подсистему в геосистеме образуют природные компоненты:
А) почвы; рельеф;
Б) рельеф, живые организмы;
В) воды, почвы, рельеф;
Г) почвы;
Д) живые организмы; почвы.
3. Целостность геосистем обусловлена:
А) набором и характером компонентов;
Б) устойчивостью геосистем;
В) изменчивостью геосистем;
Г) уникальностью геосистем;
Д) взаимосвязями ее компонентов.
4. В механизме саморегулирования геосистем ведущая роль принадлежит:
А) почвам;
Б) биоте;
В) водам;
Г) климату;
Д) литогенной основе.
5. Генетически единую геосистему, однородную по зональным и азональным признакам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем называют:
А) местностью;
Б) ландшафтом;
В) районом;
Г) областью;
Д) фацией.
Критерии оценки:
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», выставляется в случае, если студент выполнил 81-100 % заданий;
– «хорошо», – если студент выполнил 71-80 % заданий;
– «удовлетворительно», – если студент выполнил 60-70 % заданий;
– «неудовлетворительно», – менее 60 % заданий.
Примерные темы для дискуссии
Тема: Классификация и систематика ландшафтов
1.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.
2.Понятие «классификация» и «систематика» в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.
3.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.
4.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.
5.Позиционный фактор в регионально-типологической классификации ландшафтов.
6.Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов и основания их деления.
Тема: Морфология ландшафта
1.Иерархическое устройство ландшафтной оболочки.
2. Фация – элементарная природная геосистема.
3. Урочища и географические местности – морфологические «блоки» ландшафта.
4. Ландшафт – региональная геосистема.
Критерии оценки:
- «зачтено» - студент знает основные теоретическими основы ландшафтоведения, основные понятия и методы исследования ландшафтной оболочки Земли; владеет навыками работы с картографическим материалом по ландшафтному планированию и моделированию;
- «не зачтено», при ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины.
Практическая работа по теме Высотная поясность
Задание 1. Построить схему высотной поясности Хибин и Западного
Кавказа. Проанализировать изменение температуры и осадков с высотой (табл. 13).
Высотная поясность Хибин:
0-470 м - березово-еловые леса,
470-600 м - березовое криволесье,
600-700 м - кустарничковая тундра,
700-900 м - мохово-лишайниковая тундра,
более 900 м - каменистая пустыня.
Высотная поясность Кавказа:
0-200 м - степь,
200-500 м - лесостепь,
500-1000 м - дубовые леса,
1000-1500 м - буковые леса,
1500-2300 м - пихтово-еловые леса,
2300-2450 м - субальпийские луга,
2450-3200 м - альпийские луга,
более 3200 м - нивальный пояс.
Вопросы к практической работе:
1. Что является причиной высотной поясности?
2. Объясните понятие «экспозиция склона».
Критерии оценки:
"зачтено" - выставляется студенту, если студент выполнил задание в соответствие с поставленной целью, поправильно ответил на вопросы. Показал отличные знания в рамках
усвоенного учебного материала.
"не зачтено" - выставляется студенту, если задание не выполнено в полном объёме, при ответе на теоретический вопрос студент продемонстрировал недостаточный
уровень знаний. При ответах на дополнительные вопросы было допущено множество неточностей.
1. Этапы развития отечественного ландшафтоведения.
2. Устойчивость ландшафтов и механизмы их саморегуляции.
3. Причины высотной поясности. Отличие высотной поясности от широтной зональности.
4. Природные компоненты ландшафта, их связи: вещественные, энергетические, информационные.
5. Основные структурно - динамические закономерности в ландшафтах подвергшихся человеческому воздействию.
6. Рекреационные ландшафты. Национальные природные парки, заповедники и другие охраняемые территории.
7.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.
8.Понятие «классификация» и «систематика» в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.
9.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.
10.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.
Критерии оценки:
- «зачтено» - студент знает основные теоретическими основы ландшафтоведения, основные понятия и методы исследования ландшафтной оболочки Земли; владеет навыками работы с картографическим материалом, полностью раскрыл тему доклада;
- «не зачтено», при ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины.
1. Понятие о ландшафте и его определение.
2. Основные этапы развития науки о ландшафтах.
3. Географическая оболочка - как результат взаимопроникновения и взаимодействия геосфер.
4. Ландшафты и его функции.
5. Литогенная основа ландшафта.
6. Ландшафтообразующие факторы и процессы.
7. Понятие природно-территориальных комплексов, как объекта исследования ландшафтоведения.
8. Типы и формы рельефа как важнейшего компонента ландшафтных систем.
9. Принципы выявления уровней природно-территориальных комплексов.
10. Уровни ПТК.
11. Планетарный уровень ПТК.
13. Локальный уровень ПТК.
14. История развития и определение ПТК.
15. Эндогенные факторы формирования рельефа их ритмичность и цикличность.
16. Экзогенные факторы формирования рельефа.
17. Денудация, выветривание, аккумуляция веществ, флювиальные процессы в ландшафтах.
18. Виды выветривания и аккумуляции веществ.
19. Атропогенно-преобразованные ландшафты.
20. Классификация антропогенных ландшафтов.
21. Типы антропогенных ландшафтов.
22. Класс сельскохозяйственные ландшафты и их виды по типу использования земель.
23. Антропогенные ландшафты.
24. Класс техногенные ландшафты.
25. Деградация ландшафтов.
26. Роль антропогенного фактора в формировании современных ландшафтов.
27. Ландшафтная дифференциация земной поверхности: широтная зональность; высотная поясность; ярусность.
28. Культурные ландшафты.
29. Понятие широтной зональности.
30. Высотная поясность.
31. Зона географическая (ландшафтная).
32. Характеристика ландшафтных зон России.
33. Характеристика высотной (вертикальной) поясности.
34. Ландшафты тундры, особенности их формирования и функционирования.
35. Ландшафты тайги, особенности их формирования и функционирования.
36. Ландшафты степи, особенности их формирования и функционирования.
37. Ландшафты полупустыни, особенности их формирования и функционирования.
38. Основные понятия о геохимии ландшафта.
39. Структура элементарного ландшафта.
40. Биогенная миграция элементов в ландшафте.
41. Водная миграция элементов в ландшафте.
42. Миграция элементов в атмосфере.
43. Биологический круговорот элементов в ландшафте.
44. Оценка естественных ресурсов ландшафтов.
45. Сельскохозяйственное использование территории.
46. Классификация ландшафтных комплексов.
47. Назовите подходы к выделению ПК и объясните их принципиальные отличия.
48. Факторы и механизмы, определяющие устойчивость ландшафтов.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он владеет базовыми основами теоретических знаний по ландшафтоведению, основные закономерности строения, функционирования и развития Земли как системы; имеет представление о географической оболочке и её функционировании; свободно ориентируется в подходах и методах исследования географической оболочки Земли;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает базовые основы теоретических знаний по ландшафтоведению, основные закономерности строения, функционирования и развития Земли как системы; имеет представление о географической оболочке; знает основные подходы и методы исследования географической оболочки Земли;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет представление об основах теоретических знаний по ландшафтоведению, о географической оболочке, но испытывает трудности при ответах на поставленные вопросы; слабо ориентируется в методах исследования географической оболочки Земли;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет слабое представление об основах теоретических знаний; испытывает трудности при ответах на поставленные вопросы; не ориентируется в методах исследования.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских, практических и индивидуальных занятиях.
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:
1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям.
2. Подготовку к экзамену.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим/семинарам
Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах, в виде:
- развернутой беседы – обсуждения (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
Дискуссия - оценочное средство, позволяющее включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме.
Доклад – вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы. Она включает несколько этапов:
- составление плана доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;
- подбор основных источников информации;
- систематизация полученных сведений путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме;
- формулировка выводов и обобщений в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.
В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.
Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:
1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;
2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;
3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы, отражающие основные разделы курса.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
Экзамен является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно.
Подготовка к экзамену осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент освоил более 50% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.
Оценка «хорошо» выставляется в случае если студент освоил более 60% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (реферат, курсовую работу, и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.
Оценка «отлично» выставляется в случае если студент освоил более 70% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (доклад, и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы. Кроме этого студент, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительные, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.