2023-2024_05_03_02_2023_213_plx_Ландшафтоведение_Рекреационная география и туризм
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Ландшафтоведение
Учебный план
05.03.02_2023_213.plx

05.03.02 География

Рекреационная география и туризм
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
35,2
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
38,05
38,05
38,05
38,05
Сам. работа
35,2
35,2
35,2
35,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.03.02_2023_213.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Банникова Ольга Ивановна
 
 
Ландшафтоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)
 
05.03.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.02_2023_213.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов геосистемных представлений о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества.
1.2
Задачи: - рассмотрение эволюции ландшафтно-экологической научной мысли; - изучение концептуальных основ ландшафтоведения в рамках геосистемной парадигмы; - рассмотрение вертикальной и горизонтальной структуры ландшафтов; - изучение взаимосвязей между природными компонентами; - изучение иерархического устройства и полиструктурности ландшафтной оболочки; - знание генезиса, эволюции, функционирования и динамики природных геосистем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Ландшафтоведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин:
2.1.2
Землеведение
2.1.3
География почв с основами почвоведения
2.1.4
Геология
2.1.5
Геоморфология
2.1.6
Климатология с основами метеорологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение дисциплины «Ландшафтоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:
2.2.2
Физическая география и ландшафты материков и океанов
2.2.3
Физическая география и ландшафты России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
 
знать основы теоретических основ по фундаментальным разделам наук о Земле (геология, почвоведение, климатология и др.)
ИД-1.ОПК-1: Знает базовые знания в области математических и естественных наук
 
умеет применять теоретические знания в области фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ  по ландшафтоведению
ИД-2.ОПК-1: Умеет применять знания в области математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
 
способен выполнять практические работы в области ландшафтоведения
ИД-3.ОПК-1: Способен выполненять работы географической направленности 
 
 
ОПК-2: Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
 
знает закономерности и особенности развития и взаимодействия природно-территориальных комплексов 
ИД-1.ОПК-2: Знает закономерности и особенности развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем 
 
умеет применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природно-территориальных комплексов при решении практических задач в ландшафтоведении
ИД-2.ОПК-2: Умеет применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
 
способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природно-территориальных комплексов при решении практических задач в ландшафтоведении
ИД-3.ОПК-2: Способен применять теоретические знания при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
стр. 5
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. Объекты ландшафтных исследований
 
1.1
Введение. Объекты ландшафтных исследований /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Тестовые задания
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Этапы развития ландшафтной географии в России и зарубежных странах. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Объекты ландшафтных исследований. Основные понятия /Ср/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Основы теории и методологии ландшафтоведения
 
2.1
Основы теории и методологии ландшафтоведения. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Ландшафтная оболочка, ее характерные свойства в сравнении с другими земными сферами /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Дискуссия, вопросы к экзамену
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Природные компоненты ландшафта и их связи. Морфология ландшафта.   /Пр/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Парагенетические геосистемы. /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Иерархия природных геосистем  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
2.6
Факторы развития ландшафтов. Динамика и устойчивость ландшафтов.  /Пр/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Дискуссия, рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.7
Ландшафтная оболочка и ее характерные свойства  /Ср/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.8
Геосистемная и экосистемная концепции в ландшафтоведении  /Ср/
3
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Учение о природно-антропогенных ландшафтах
 
3.1
Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Тестовые задания
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Антропогенные и техногенные ландшафты, их специфические черты  /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Культурный ландшафт  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Доклад/сообщение, рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.4
Антропогенная регуляция ландшафтов  /Ср/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Ландшафтное моделирование
 
4.1
Ландшафтное планирование и моделирование /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Ландшафтные карты, их особенности и применение в практике природопользования  /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Анализ общенаучной ландшафтной карты  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Дискуссия, рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.4
Ландшафтное картографирование и моделирование  /Ср/
10
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.5
Ландшафтный мониторинг  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Тестовые задания, рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
4.6
Ландшафтное районирование  /Ср/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.7
Геоэкологические принципы проектирования культурных ландшафтов  /Ср/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.8
Ландшафтный мониторинг  /Ср/
4,2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
6.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств, Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Ландшафтоведение.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к экзамену, тестовых заданий, тем докладов/сообщений.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
стр. 8
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
Примерные тесты для входного контроля

1. Назовите автора слов: «Биосфера короче во времени и в пространстве»:

а) С.В. Колесник,

б) Д.Л. Арманд,

в) В.И. Вернадский

2. Какие таксономические единицы физико-географического районирования выделяются по азональному признаку:

а) пояс,

б) зона,

в) физико-географическая страна

3. В классификации ландшафтов по степени антропогенного воздействия выделить наиболее измененные:

а) естественные луга, пастбища, водоемы,

б) вторичные обедненные леса, маквис,

в) эродированные, вторично засоленные, вторично заболоченные

4. На каком уровне развития физической географии – «географическая оболочка» является объектом изучения:

а) цикл наук,

б) семейства наук,

в) род наук

5. Кому принадлежит первое научное обоснование термина «географическая оболочка»:

а) А.А. Григорьеву,

б) Л.С. Бергу,

в) П.И. Броунову

Примерные тесты для текущего контроля 1

1. Природно-территориальный комплекс , состоящий из генетически связанных между собой фаций и занимающий обычно целиком всю форму мезорельефа, называется:

А) ландшафтом;

Б) местностью;

В) сложным урочищем;

Г) урочищем;

Д) подурочищем.

2. Самая крупная морфологическая часть ландшафта:

А) фация;

Б) подурочище;

В) сложное урочище;

Г) местность;

Д) простое урочище.

3. Основными морфологическими частями ландшафта являются:

А) местности;

Б) подурочища;

В) фации и урочища;

Г)  местности и урочища;

Д)  местности и подурочища.

4. Группа фаций, тесно связанных в своем происхождении и существовании вследствие общего положения на одном из элементов формы мезорельефа, называют:

А) ландшафтом;

Б) подурочищем;

В) сложное урочищем;

Г) местностью;

Д) простое урочищем.

5.  Чем отличаются простые урочища от сложных?

А) литогенной основой;

Б) морфологической структурой;

В) микроклиматом;

Г) размерами территории;

Д) составом флоры.

Примерные тесты для текущего контроля 2

 
стр. 9
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
1. Термин «геосистема» в физическую географию и ландшафтоведение введен:

А) Тенсли, в 1935 г.;

Б) Сукачевым В.Н.,в 1945 г;

В) Полыновым Б.Б., в 1915 г;

Г) Докучаевым В.В., в 1899 г.;

Д) Сочавой В.Б., в 1963 г.

2. Биокосную подсистему в геосистеме образуют природные компоненты:

А) почвы; рельеф;

Б) рельеф, живые организмы;

В) воды, почвы, рельеф;

Г) почвы;

Д) живые организмы; почвы.

3.   Целостность геосистем обусловлена:

А) набором и характером компонентов;

Б) устойчивостью геосистем;

В) изменчивостью геосистем;

Г) уникальностью геосистем;

Д) взаимосвязями ее компонентов.

4.  В механизме саморегулирования геосистем ведущая роль принадлежит:

А) почвам;

Б) биоте;

В) водам;

Г) климату;

Д) литогенной основе.

5. Генетически единую геосистему, однородную по зональным и  азональным признакам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем  называют:

А) местностью;

Б) ландшафтом;

В) районом;

Г) областью;

Д) фацией.

Критерии оценки:

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», выставляется в случае, если студент выполнил 81-100 % заданий;

– «хорошо», – если студент выполнил 71-80 % заданий;

– «удовлетворительно», – если студент выполнил 60-70 % заданий;

– «неудовлетворительно», – менее 60 % заданий.

Примерные темы для дискуссии

Тема: Классификация и систематика ландшафтов

1.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.

2.Понятие «классификация» и «систематика» в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.

3.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.

4.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.

5.Позиционный фактор в регионально-типологической классификации ландшафтов.

6.Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов и основания их деления.

Тема: Морфология ландшафта

1.Иерархическое устройство ландшафтной оболочки.

2. Фация – элементарная природная геосистема.

3. Урочища и географические местности – морфологические «блоки» ландшафта.

4. Ландшафт – региональная геосистема.

Критерии оценки:

- «зачтено» - студент  знает основные теоретическими основы ландшафтоведения, основные понятия и методы исследования ландшафтной оболочки Земли; владеет навыками работы с картографическим материалом по ландшафтному планированию и моделированию;

- «не зачтено», при ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины.

Практическая работа по теме Высотная поясность

 
стр. 10
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 

Задание 1. Построить схему высотной поясности Хибин и Западного

Кавказа. Проанализировать изменение температуры и осадков с высотой (табл. 13).

Высотная поясность Хибин:

0-470 м - березово-еловые леса,

470-600 м - березовое криволесье,

600-700 м - кустарничковая тундра,

700-900 м - мохово-лишайниковая тундра,

более 900 м - каменистая пустыня.

Высотная поясность Кавказа:

0-200 м - степь,

200-500 м - лесостепь,

500-1000 м - дубовые леса,

1000-1500 м - буковые леса,

1500-2300 м - пихтово-еловые леса,

2300-2450 м - субальпийские луга,

2450-3200 м - альпийские луга,

более 3200 м - нивальный пояс.

Вопросы к практической работе:

1. Что является причиной высотной поясности?

2. Объясните понятие «экспозиция склона».

Критерии оценки:

"зачтено" - выставляется студенту, если студент выполнил задание в соответствие с поставленной целью, поправильно ответил на вопросы. Показал отличные знания в рамках

усвоенного учебного материала.

"не зачтено" - выставляется студенту, если задание не выполнено в полном объёме, при ответе на теоретический вопрос студент продемонстрировал недостаточный

уровень знаний. При ответах на дополнительные вопросы было допущено множество неточностей. 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы докладов/сообщений

1. Этапы развития отечественного ландшафтоведения.

2. Устойчивость ландшафтов и механизмы их саморегуляции.

3. Причины высотной поясности. Отличие высотной поясности от широтной зональности.

4. Природные компоненты ландшафта, их связи: вещественные, энергетические, информационные.

5. Основные структурно - динамические закономерности в ландшафтах подвергшихся человеческому воздействию.

6. Рекреационные ландшафты. Национальные природные парки, заповедники и другие охраняемые территории.

7.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.

8.Понятие «классификация» и «систематика» в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.

9.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.

10.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.

Критерии оценки:

- «зачтено» - студент  знает основные теоретическими основы ландшафтоведения, основные понятия и методы исследования ландшафтной оболочки Земли; владеет навыками работы с картографическим материалом, полностью раскрыл тему доклада;

- «не зачтено», при ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Понятие о ландшафте и его определение.

2. Основные этапы развития науки о ландшафтах.

3. Географическая оболочка - как результат взаимопроникновения и взаимодействия геосфер.

4. Ландшафты и его функции.

5. Литогенная основа ландшафта.

6. Ландшафтообразующие факторы и процессы.

7. Понятие природно-территориальных комплексов, как объекта исследования ландшафтоведения.

8. Типы и формы рельефа как важнейшего компонента ландшафтных систем.

9. Принципы выявления уровней природно-территориальных комплексов.

10. Уровни ПТК.

11. Планетарный уровень ПТК.

 
стр. 11
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
12. Региональный уровень ПТК.

13. Локальный уровень ПТК.

14. История развития и определение ПТК.

15. Эндогенные факторы формирования рельефа их ритмичность и цикличность.

16. Экзогенные факторы формирования рельефа.

17. Денудация, выветривание, аккумуляция веществ, флювиальные процессы в ландшафтах.

18. Виды выветривания и аккумуляции веществ.

19. Атропогенно-преобразованные ландшафты.

20. Классификация антропогенных ландшафтов.

21. Типы антропогенных ландшафтов.

22. Класс сельскохозяйственные ландшафты и их виды по типу использования земель.

23. Антропогенные ландшафты.

24. Класс техногенные ландшафты.

25. Деградация ландшафтов.

26. Роль антропогенного фактора в формировании современных ландшафтов.

27. Ландшафтная дифференциация земной поверхности: широтная зональность; высотная поясность; ярусность.

28. Культурные ландшафты.

29. Понятие широтной зональности.

30. Высотная поясность.

31. Зона географическая (ландшафтная).

32. Характеристика ландшафтных зон России.

33. Характеристика высотной (вертикальной) поясности.

34. Ландшафты тундры, особенности их формирования и функционирования.

35. Ландшафты тайги, особенности их формирования и функционирования.

36. Ландшафты степи, особенности их формирования и функционирования.

37. Ландшафты полупустыни, особенности их формирования и функционирования.

38. Основные понятия о геохимии ландшафта.

39. Структура элементарного ландшафта.

40. Биогенная миграция элементов в ландшафте.

41. Водная миграция элементов в ландшафте.

42. Миграция элементов в атмосфере.

43. Биологический круговорот элементов в ландшафте.

44. Оценка естественных ресурсов ландшафтов.

45. Сельскохозяйственное использование территории.

46. Классификация ландшафтных комплексов.

47. Назовите подходы к выделению ПК и объясните их принципиальные отличия.

48. Факторы и механизмы, определяющие устойчивость ландшафтов.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если  он владеет базовыми основами теоретических знаний по ландшафтоведению, основные закономерности строения, функционирования и развития Земли как системы; имеет представление о географической оболочке и её функционировании; свободно ориентируется в подходах и методах исследования географической оболочки Земли;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает базовые основы теоретических знаний по ландшафтоведению, основные закономерности строения, функционирования и развития Земли как системы; имеет представление о географической оболочке; знает основные  подходы и методы исследования географической оболочки Земли;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет представление об основах теоретических знаний по ландшафтоведению, о географической оболочке, но испытывает трудности при ответах на поставленные вопросы; слабо ориентируется в методах исследования географической оболочки Земли;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет слабое представление об основах теоретических знаний; испытывает трудности при ответах на поставленные вопросы; не ориентируется в методах исследования.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Галицкова М.Ю.
Наука о земле. Ландшафтоведение: учебное пособие
Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011
http://www.iprbookshop.ru/20481.html
 
стр. 12
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Греков О.А.
Ландшафтоведение: учебное пособие
Москва: Российский государственный аграрный заочный университет, 2010
http://www.iprbookshop.ru/20650.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И., Голованов А.И.
Ландшафтоведение: учебник
Москва: Колос, 2005
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
NVDA
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
LibreOffice
6.3.1.7
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 13
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкаф(ы) для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Данная дисциплина проводится в форме лекций и практических занятий.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 
стр. 14
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
Курс «Ландшафтоведение» предусматривает самостоятельную работу студентов на практических занятиях. Защита некоторых практических работ предусматривает самостоятельную подготовку по темам, указанным в плане самостоятельной работы.

Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских, практических и индивидуальных занятиях.

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям.

2. Подготовку к экзамену.

        Методические указания обучающимся при подготовке к практическим/семинарам

Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах, в виде:

- развернутой беседы – обсуждения (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара.  

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.

Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:

1) организационный;

2) закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.

Дискуссия - оценочное средство, позволяющее включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

 
стр. 15
УП: 05.03.02_2023_213.plx
 
Методические рекомендации по подготовке докладов (сообщений)

При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме.

Доклад – вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы. Она включает несколько этапов:

- составление плана доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;

- подбор основных источников информации;

- систематизация полученных сведений путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме;

- формулировка выводов и обобщений в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.

В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.

При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.

Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:

1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;

2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;

3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Экзамен является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно.

Подготовка к экзамену осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент освоил более 50% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.

Оценка «хорошо» выставляется в случае если студент освоил более 60% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (реферат, курсовую работу,  и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.

Оценка «отлично» выставляется в случае если студент освоил более 70% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (доклад,   и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы. Кроме этого студент, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительные, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.