(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
35.04.04 Агрономия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов растениеводства. /Ср/
Концентрация производства и размеры сельскохозяйственных предприятий. /Ср/
Формирование и организация использования средств производства
Понятие и классификация основных и оборотных средств, источники их формирования
Система машин, организация использования машинно-тракторного парка
Организация технического обслуживания, ремонта и хранения машин /Ср/
Организация трудовых коллективов.
Организация трудовых процессов.
Основные принципы, методы и организация нормирования труда. /Ср/
Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой и банками
Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с другими предприятиями АПК /Ср/
Текущий контроль 2
Организация аналитической работы.
Анализ условий, размеров, организационной структуры, специализации.
Анализ обеспеченности основными средствами (фондами), рабочей силой и их использования. /Ср/
Организация кормопроизводства
Организация овощеводства
Организация плодоводства /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме собеседования, тестовых заданий, вопросов промежуточной аттестации в форме собеседования.
Входной контроль
1. АПК - совокупность отраслей (три основные сферы) связанных между собой производственно-экономическим отношениями и включающих: отрасли промышленности, обеспечивающие средствами производства; сельское хозяйство; отрасли, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой сельскохозяйственного сырья и реализацией конечной продукции.
а. Верно б. Неверно
а. Верно б. Неверно
3. Отрасли сельскохозяйственного производства, подразделяемые по экономическому значению (4 ответа).
а) Подсобные промышленные производства;
б) Обслуживающие (вспомогательные);
в) Животноводческие;
г) Основные;
д) Дополнительные;
е) Растениеводческие
4. Показатели, отражающие экономическую эффективность использования сельскохозяйственных угодий (5 ответов).
а) Фондовооруженность;
б) Урожайность сельскохозяйственных культур;
в) Трудоемкость (затраты труда на единицу продукции);
г) Произведено продукции на 100га сельскохозяйственных угодий (молока, прироста к.р.с. и т.д.);
д) Произведено продукции растениеводства на 100 га. пашни;
ж) Производительность труда;
з) Получено на 100 га. сельскохозяйственных угодий валовой продукции сельского хозяйства;
и) Получено на 100 га. сельскохозяйственных угодий прибыли
5. К основным видам сельскохозяйственных угодий относятся (4 ответа).
а) пашня;
б) лесные массивы;
в) сенокосы;
г) пастбища;
д) кустарники;
е) пруды, водоемы;
ж) многолетние насаждения;
з) дороги.
Текущий контроль 1
1. Определите специализацию (направление) сельскохозяйственного предприятия, если за последние 3 года в нем сложилась следующая структура товарной продукции (напишите ответ):
1) Первое предприятие: зерно - 7%; картофель -6%; овощи открыт и закрытого грунта -42%; молоко - 30%; мясо к.р.с. -15%. Овоще-молочное направление.
2) Второе предприятие зерно – 18%; молоко – 28 %; мясо к.р.с. – 41 %; прочая продукция – 13%. Мясо-молочное.
2. Установите соответствие:
1).Основные средства
2).Оборотные фонды
3).Средства обращения
а) средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производст. цикла, изменяют свою нат.-вещ. форму и переносят свою стоимость полностью на произведенный продукт
б) средства обслуживающие процесс реализации продукции, включая готовую к реализации продукции;
в) средства производства, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натурально- вещественную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере износа;
3. Установите соответствие:
1.Фондообеспеченность
2. Энерговооруженность
3 Фондовооруженность
4. Энергообеспеченность
а) среднегодовая стоимость основных производственных средств делится на количество среднегодовых работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
б) энергетические мощности в лошадиных силах делятся на площадь пашни, и определяется, как правило, в расчете на 100 га.
в) среднегодовая стоимость основных средств делится на площадь сельхозугодий и определяется, как правило, в расчете на 100 га.
г) энергетические мощности в лошадиных силах делятся на среднегодовую численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
4. Установите соответствие
1. Моральный износ основных средств
2. Физический износ основных средств
3. Амортизация основных средств
а) постепенная утрата технико-технологических, биологических и других свойств в результате функционирования или при бездействии, под воздействием атмосферного влияния.
б) процесс постепенного перенесения стоимости основных средств на производимый продукт.
в) возникает в результате удешевления действующих или создания новых, более совершенных основных средств.
а) Отношение суммы капитальных вложений к прибыли полученной при их использовании.
б) Отношение дополнительно полученной прибыли к сумме капитальных вложений.
в) Отношение прибыли к полной себестоимости.
Текущий контроль 2
1. Основной показатель, отражающий движение работников:
а) Коэффициент обеспеченности работниками (фактическая численность работников делится на планируемую численность работников);
б) Коэффициент использования рабочего времени (отношение фактических показателей использования рабочего времени к плановым, или законодательно установленным);
в) Коэффициент текучести кадров (число уволенных по неуважительным причинам делится на среднесписочную численность работников)
2. Трудоемкость продукции:
а) валовая продукция в денежном выражении делится на среднегодовую численность работников.
б) затраты труда в чел.-час. делятся на количество произведенной продукции в натуральном выражении.
в) валовая продукция в денежном выражении делится на затраты труда в чел.-час.
3. Установите соответствие:
1. Первоначальная стоимость а
2. Восстановительная стоимость
3. Остаточная стоимость
4. Ликвидационная стоимость
а) первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом износа.
б) по цене приобретения, доставки, установки, т.е. она включает фактические затраты предприятия (организации) на покупку, доставку объектов и приведение их в состояние пригодное для использования.
в) в ходе переоценки, т.е. стоимость, по которой объект может быть приобретен в современных условиях.
г) остаточная за минусом затрат, связанных с ликвидацией основных средств, которая может использоваться как выражение рыночной цены основных средств при ликвидации организации (предприятия).
4. Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта работы. Включают трудоспособное население, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятого в народном хозяйстве.
а. Верно б. Неверно
2. Производительность труда - способность конкретного труда производить определенное количество продукции в единицу рабочего времени.
а. Верно б. Неверно
Критерии оценки тестового контроля:
5 - отлично - От 86 до 100 % правильно выполненных заданий;
4 - хорошо - От 71 до 85 % правильно выполненных заданий;
3 - удовлетворительно - От 65 до 70 % правильно выполненных заданий;
2 - неудовлетворительно - Менее 60% правильно выполненных заданий;
Вопросы текущего контроля:
1. Организация производства в агропромышленном комплексе как наука
1. Понятие и значение агропромышленного комплекса в жизни страны в современных условиях.
2. Состав и структура агропромышленного комплекса Российской Федерации.
3. Закономерности сельскохозяйственного производства.
4. Принципы организации сельскохозяйственного производства.
5. Сущность системы ведения сельского хозяйства и факторы ее формирующие.
6. Сущность и общие требования к организации рациональной системы ведения хозяйства.
7. Принципы построения рациональной системы ведения сельского хозяйства.
8. Система растениеводства.
9. Система животноводства.
10. Понятие отрасли, критерии разделения хозяйства на отрасли.
11. Производственная структура сельскохозяйственного предприятия.
12. Понятие и цели отраслевой специализации.
13. Формы специализации сельскохозяйственного производства.
14. Показатели и критерии отраслевой специализации.
15. Основные типы специализированных хозяйств в растениеводстве.
16. Основные типы специализированных хозяйств в животноводстве.
17. Основные принципы и способы рационального сочетания отраслей.
18. Понятие производительности труда и показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
19. Задачи научной организации труда на предприятии.
20. Сущность и содержание нормирования труда на предприятии.
21. Нормы труда на предприятии, их функции и виды.
22. Объект нормирования труда и его составляющие.
24. Виды наблюдений и их краткая характеристика: фотография рабочего дня, хронометраж, фотохронометраж
25. Принципы формирования дохода в рыночной экономике.
26. Содержание категории «заработная плата» и ее функции.
27. Виды оплаты труда в сельском хозяйстве.
28. Повременная форма оплаты труда: содержание, условия применения, преимущества и недостатки.
29. Виды повременной оплаты труда.
30. Сдельная форма оплаты труда: содержание, условия применения, преимущества и недостатки.
31. Виды сдельной оплаты труда.
32. Тарификация труда в сельском хозяйстве: содержание и цели.
33. Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы.
34. Подходы к определению расценок оплаты труда для различных категорий работников сельского хозяйства.
35. Организация материального стимулирования труда на предприятиях отраслей сельского хозяйства.
36. Понятие и классификация средств производства в сельском хозяйстве.
37. Содержание и виды воспроизводство средств производства в сельском хозяйстве.
38. Воспроизводство основных средств на сельскохозяйственных предприятиях.
39. Источники формирования и воспроизводства основных и оборотных средств.
40. Показатели наличие и эффективности использования основных средств сельскохозяйственного предприятия.
41. Понятие и виды износа основных средств предприятия. Сущность и методы начисления амортизации основных средств.
42. Показатели наличия и эффективности использования оборотных средств сельскохозяйственного предприятия.
43. Понятия эффекта и эффективности в системе организации и совершенствования производства на предприятии.
44. Система показателей эффективности производства в сельском хозяйстве.
45. Виды прибыли от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
46. Пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
47. Сущность и содержание управления в агропромышленном комплексе.
48. Функции управления в агропромышленном комплексе.
49. Структура управления на предприятии агропромышленного комплекса: виды и принципы построения.
50. Система экономических методов управления.
51. Характеристика организационно-распорядительных (административных) методов управления.
52. Характеристика социально-психологических методов управления.
53. Особенности организации и управление товариществами.
54. Акционерные общества, их сущность, принципы организации и управления.
55. Признаки, особенности организации и управления публичным акционерным обществом.
56. Признаки, особенности организации и управления непубличным акционерным обществом.
57. Понятие, виды, особенности организации и управления сельскохозяйственными кооперативами.
58. Понятие, особенности организации и управления унитарными предприятиями.
59. Организационно-экономические основы крестьянских (фермерских) хозяйств.
60. Порядок составления оборота стада крупного рогатого скота. Планирование осеменения, отелов и поступления приплода КРС.
61. Планирование объемов производства основных видов продукции животноводства.
62. Планирование потребности в кормах при производстве продукции животноводства и расчет их стоимости.
63. Порядок проведения фотохронометражных наблюдений трудовых процессов и методика анализа их результатов.
64. Составление, анализ и планирование баланса времени рабочей смены.
65. Расчет норм обслуживания (норм выработки) на работах в растениеводстве. Планирование численности производственного персонала на предприятиях отрасли растениеводства.
66. Определение расценок оплаты труда за продукцию для различных категорий работников в растениеводстве.
67. Методика планирования затрат на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала.
68. Калькуляция сметы затрат на производство продукции животноводства.
69. Расчет амортизационных отчислений и отчислений на ремонт основных средств при составлении сметы затрат на производство продукции растениеводства.
70. Оценка эффективности производства и реализации продукции растениеводства.
Критерии оценки студента при текущем контроле
«Отлично» - Студент показал прочные знания основных положений раздела учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать терминологию, справочную литературу, делать обоснованные выводы.
«Хорошо» - Студент показал прочные знания основных положений раздела учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, правильно использует терминологию, ориентируется в рекомендованной справочной литературе.
«Удовлетворительно» - Студент показал знание основных положений раздела учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знаком с рекомендованной справочной литературой.
«Неудовлетворительно» - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений раздела учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой.
1. Общие отраслевые закономерности производства в АПК, основные элеенты и принципы организации производства.
2. Организационно экономические основы кооперативов; хозяйственных товариществ и обществ; государственных и муниципальных унитарных предприятий; крестьянских (фермерских) хозяйств.
3. Организационно экономические основы хозяйственных товариществ
4. Организационно экономические основы хозяйственных обществ
5. Организационно экономические основы государственных и муниципальных унитарных предприятий
6. Организационно экономические основы крестьянских (фермерских) хозяйств.
7. Формирование земельной территории и организация использования земли.
8. Состав земель предприятия и требования к организации земельной территории.
9. Организационно-экономическая оценка использования земли.
10. Организация использования средств производства.
11. Состав и структура основных и оборотных средств предприятий.
12. Показатели оснащенности предприятий средствами производства и использования.
13. Обоснование потребности предприятия в тракторах, комбайнах и других средствах производства.
14. Организация использования трудовых ресурсов.
15. Нормирование труда и установление норм выработки на трудовые процессы в растениеводстве.
16. Расчет потребности предприятия в рабочей силе.
17. Трудовые ресурсы и рабочая сила сельскохозяйственных предприятий
18. Факторы формирования системы хозяйства. Система растениеводства и ее элементы.
19. Организационно-экономическая оценка эффективности системы хозяйства.
20. Система внутрихозяйственного планирования.
21. Годовые и оперативные планы, технологические карты.
22. Планирование объемов и себестоимости производства продукции растениеводства.
23. Организационно-экономическая оценка планов и финансовых результатов.
24. Специализация, кооперирование и комбинирование производства. Типы предприятий.
25. Принципы рационального сочетания отраслей предприятия.
26. Организация материального стимулирования работников растениеводства.
27. Тарифная система оплаты труда.
28. Организационно-экономическая оценка структуры посевных площадей.
29. Анализ использования производственных ресурсов.
30. Анализ природно-экономических условий, специализации и размеров производства.
31. Анализ производительности труда и себестоимости продукции растениеводства.
32. Анализ прибыли и убытков предприятий.
Критерии оценки студента при промежуточном контроле
«Отлично» - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать терминологию, справочную литературу, делать обоснованные выводы.
«Хорошо» - Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, правильно использует терминологию, ориентируется в рекомендованной справочной литературе.
«Удовлетворительно» - Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знаком с рекомендованной справочной литературой.
«Неудовлетворительно» - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.
Задачи самостоятельной работы:
- обретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования;
- выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Технология СР должна обеспечивать овладение знаниями, закрепление и систематизацию знаний, формирование умений и навыков. Апробированная технология характеризуется алгоритмом, который включает следующие логически связанные действия студента:
- чтение текста (учебника, пособия, конспекта лекций); - конспектирование текста;
- решение задач и упражнений, заданий;
- подготовка к практическим занятиям;
- составление планов и тезисов устного ответа.
Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение теоретических вопросов по всем темам дисциплины, с использованием различных источников литературы. Список вопросов представлен в фонде оценочных средств.
- подготовка к текущему контролю успеваемости (текущая аттестация). В семестре проводится два текущих контроля. В соответствии с графиком проведения текущего контроля результаты оценки успеваемости заносятся в ведомость.
- подготовка к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится по расписанию сессии. Результаты аттестации заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость и зачетную книжку студента (при получении положительного результата). Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по графику сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.
Подготовка к занятиям: для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:
- делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);
- составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);
- готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);
- создавать конспекты (развернутые тезисы).
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины: Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п.
Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. Необходимо подготовить текст доклада и (или) иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 7-15 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к занятию.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При подготовке к промежуточной аттестации студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на занятиях. Если у студента имеются вопросы, которые он не понял, то он может получить пояснения на консультации у преподавателя.