(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.04.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
– формирование у них навыков управления педагогическим процессом в высшей школе, стремления к просветительской деятельности и умения ее профессионально организовывать;
– знакомство с организацией и проведением научно-исследовательской работы студентов;
– знакомство с организацией и проведением практик, воспитательной работой со студентами и методической работой на кафедре
ции
ракт.
высшей школе /Лек/
дисциплин в ВУЗе /Лек/
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Методика преподавания биологии в вузе.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме тестовых заданий, вопросы практических занятий, тематика рефератов, технология портфолио, технология круглый стол, вопросы к экзамену.
1. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов:
1.Программа развития образовательного учреждения
2.Образовательная программа
3.Примерный учебный план
4.Дополнительная образовательная программа
2.Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе:
1. Личностные результаты
2. Межпредметные результаты
3. Предметные результаты
3.Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Познавательным действиям
4. Личностным действиям
4. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Познавательным действиям
4. Личностным действиям
5. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Общеучебным действиям
4. Личностным действиям
6. Системно-деятельностный подход предполагает:
1.Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
2.Совокупность образовательных технологий и методических приемовкак системообразующий компонент ФГОС,где развитие личности обучающегося на основе усвоения предметных результатов составляет цель и основной результат образования.
3.Организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта.
7. Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей:
1. Принцип полного образования
2. Принцип вариативного образования
3. Принцип опережающего образования
4. Принцип развивающего образования
Примерные вопросы текущего контроля - 1
1.Рефлексия – это:
1.Врожденная потребность организма;
2.Психофизическая характеристика человека;
3.Процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний;
4.Эмпатия, готовность понять другого человека.
2.Основные этапы учебной проектной деятельности:
1.Постановка целей и задач, формулировка ресурсных ограничений, реализация проекта, критериальное оценивание, коррекция.
2.Выявление проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.
3.Установление критериев оценки, планирование, реализация, контроль.
3. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании:
1. Новшество
2. Нововведение
3. Инновация
4. Технология
4.Познавательная деятельность учащихся, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности:
1.Учение;
2.Обучение;
3.Образование.
5. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения:
1.Практическая работа;
2.Упражнение;
3Домашняя работа.
6. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это:
1.Цель обучения;
2.Воспитательная цель;
3.Цель образования.
7. Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:
1.Метод воспитания;
2.Метод обучения;
3.Метод объяснения.
8. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
1.Репродуктивный метод
2.Информационно-рецептивный метод
3.Частично-поисковый метод
4.Метод проблемного изложения
5.Исследовательский метод.
Примерные вопросы текущего контроля - 2
1. Установить последовательность компонентов структуры учебной деятельности в логике ее формирования:
1.Действия контроля и оценки
2.Познавательная потребность
3.Учебная задача
4.Учебно-познавательный мотив
5.Учебные действия.
2,4,3,5,1
2. Установите последовательность ситуаций развития, направленных на освоение содержания и формы ведущей деятельности обучающихся:
1.Учебно-проектная
2.Учебная
3.Учебно-профессиональная
4.Игровая
4,2,1,3
1.Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
2.Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
3.Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
4.Перевод новшества в режим постоянного использования
5.Внедрение и распространение новшества.
2,1,3,5,4
4.Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы:
1.Программа воспитания;
2.Принципы воспитания;
3.Методы воспитания.
5. Наука, занимающаяся изучением воспитания и образования взрослых:
1.Тифлопедагогика;
2.Инклюзивное образование;
3.Андрагогика.
6.Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:
1.Образование;
2.Воспитание;
3.Социализация.
7. Обучение, при котором на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач:
1.Программированное обучение;
2.Проблемное обучение;
3.Репродуктивное обучение.
8. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:
1.Толерантное отношение;
2.Девиантное поведение;
3.Экстремизм
Критерии оценивания:
«отлично» - студент ответил правильно на все вопросы теста, или допустил не более 1-2 ошибок (≥90%)
«хорошо» - студент допустил не более 3-4 ошибок (80-89%)
«удовлетворительно» - студент допустил 5-9 ошибок (60-75%)
«неудовлетворительно» - студент допустил более 9 ошибок (≥59%)
Портфолио
по дисциплине Методика преподавания биологии в вузе
1 Название портфолио: Очное и заочное обучение
2 Структура портфолио:
2. 1. Формы и сроки очного и заочного обучения.
3. 2. Дистанционное обучение.
4. 3. План работы кафедры.
5. 4. Индивидуальный план работы преподавателя.
6. 5. Права и обязанности преподавателей и студентов.
7. 6. Воспитательная, учебная, научная и методическая деятельность преподавателя.
3. Вариант составления портфолио
3.1 Печатный – оформляется в соответствии с общепринятым образцом ведения документации – размер листа, поля, шрифт, форматирование.
3.2 Электронный – согласно требованиям оформления презентации.
1 Название портфолио: Особенности планирования
2 Структура портфолио:
1. План работы кафедры.
2. Индивидуальный план работы преподавателя.
3. Права и обязанности преподавателей и студентов.
4. Воспитательная, учебная, научная и методическая деятельность преподавателя.
5. Стандарты высшей школы. Федеральный, национально-региональный, вузовский компоненты. Цель стандарта.
7. Отличительные черты педагогической деятельности в вузе.
8. Рабочий учебный план и его соответствие ФГОС.
3. Вариант составления портфолио
3.1 Печатный – оформляется в соответствии с общепринятым образцом ведения документации – размер листа, поля, шрифт, форматирование.
3.2 Электронный – согласно требованиям оформления презентации.
1 Название портфолио: Рабочие программы дисциплин
2 Структура портфолио:
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
2.Место дисциплины в структуре ОПОП.
3.Объем дисциплины в зачетных единицах.
4.Содержание дисциплины.
5.Перечень основной и дополнительной литературы.
6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
7.Методические рекомендации.
8.Описание материально-технической базы.
3. Вариант составления портфолио
3.1 Печатный – оформляется в соответствии с общепринятым образцом ведения документации – размер листа, поля, шрифт, форматирование.
3.2 Электронный – согласно требованиям оформления презентации.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО:
Портфолио выполняется студентом самостоятельно в отдельной папке с титульным листом на стандартных листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегель 12, интервал – 1, поля: верхнее, нижнее – 2,0; слева – 3,0; справа – 1,0. Форматирование по ширине. Отступ первой строки - 1,27.
Портфолио состоит из семи разделов, все из которых являются обязательными для выполнения.
Портфолио должен включать в себя доклады, письменные работы, рисунки; показывать успехи студента в данной области, его отношение, понимание этого предмета; демонстрировать умения студента оперировать предметным аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в этой области и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством Портфолио.
Критерии оценки:
- оценка «5» выставляется студенту, если студент показал прочные знания определенной области, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов исследования;
- оценка «4» выставляется студенту, если студент показал прочные знания определенной области, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты исследования;
- оценка «3» выставляется студенту, если студент показал знание определенной области, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи, знакомство с рекомендованной справочной литературой;
- оценка «2» выставляется студенту, если при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений определенной области, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи.
Круглый стол (дискуссия)
по дисциплине Методика преподавания биологии в вузе
Занятие по данной теме проводится в форме круглого стола. В подготовке принимают участие все студенты, которые ищут материал по основным вопросам, предложенным преподавателем, подбирают литературу по теме, готовят таблицы, презентации.
1 Тема Структура биологических дисциплин в ВУЗе
Структура
1. Специфика биологических дисциплин.
2. Основные формы преподавания биологических дисциплин в высшей школе.
3. Методика проведения биологических дисциплин.
4. Характеристика словесных, наглядных, практических методов обучения биологии в ВУЗе.
5. Активные и интерактивные методы в высшей школе.
2 Тема Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе
Структура
1. Методы и средства обучения по биологическим дисциплинам в высшей школе.
2. Лекция – значение, виды, структура, подготовка.
4. Практические занятия.
5. Семинарские занятия.
3 Тема Основы педагогического контроля в вузе
Структура
1. Значение и функции контроля знаний в высшей школе.
2. Формы педагогического контроля.
3. Организационные принципы педагогического контроля.
4. Методы проверки знаний, их достоинства и недостатки.
Критерии оценки:
- оценка «5» выставляется студенту, если студент показал прочные знания определенной области, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов исследования;
- оценка «4» выставляется студенту, если студент показал прочные знания определенной области, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты исследования;
- оценка «3» выставляется студенту, если студент показал знание определенной области, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи, знакомство с рекомендованной справочной литературой;
- оценка «2» выставляется студенту, если при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений определенной области, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи.
1. Высшее образование: роль в развитии современного общества.
2. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.
3. Роль высшего образования в современной цивилизации.
4. Основные тенденции развития образования в России и за рубежом.
5. Проблемы кризиса высшего образования в современном мире.
6. Образовательные стратегии в истории высшего образования.
7. Проблемы качества образования.
8. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-образовательный процесс в вузе.
9. Основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом.
10. Педагогические эталоны будущей педагогической деятельности в вузе.
11. Педагогический менеджмент в системе высшего образования.
12. Традиции и новые парадигмы высшего биологического образования.
13. Разработка новых принципов российского педагогического образования.
14. Методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примере конкретной биологической дисциплины).
15. Процесс обучения студентов: структурные компоненты и их характеристика ( цели, содержание, формы, методы, формы . средства и результаты обучения), специфика принципов обучения.
16. Методы обучения биологии с вузе. Подходы к их классификации. Педагогические и методические основы классификации методов обучения биологии в вузе.
17. Инновационные подходы и технологии в современном высшем биологическом образовании.
18. Разработка и планирование лекционно-семинарской системы обучения биологии в теме …( выбор свободен).
Методические указания к подготовке и написанию реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на
Критерии оценки:
студент в полном объеме раскрыл тему реферата и защитил в виде доклада (5-7 мин) на занятие, изложение и оформление реферата отвечает предъявляемым требованиям - «отлично»;
студент раскрыл тему реферата и защитил в виде доклада (5-7 мин) на занятие, изложение и оформление реферата отвечает основным требованиям, но при этом имеются не принципиальные замечания - «хорошо»;
студент раскрыл тему реферата и защитил в виде доклада (5-7 мин) на занятие, изложение и оформление реферата отвечает не всем требованиям, имеются принципиальные замечания - «удовлетворительно»;
студент не выполнил работу - «неудовлетворительно».
1. Современные международные тенденции развития высшего образования.
2. Особенности двухуровневой системы высшего образования.
3. Проблемы и перспективы развития высшего биологического образования в России.
4. Сущность, принципы и особенности применения некоторых педагогических технологий в ВУЗе: модульное обучение, игровые технологии, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, мастер-классы.
5. Формы и сроки очного и заочного обучения.
6. Дистанционное обучение.
7. План работы кафедры.
8. Индивидуальный план работы преподавателя.
9. Права и обязанности преподавателей и студентов.
10. Воспитательная, учебная, научная и методическая деятельность преподавателя.
11. Стандарты высшей школы. Федеральный, национально-региональный, вузовский компоненты. Цель стандарта.
12. Планирование (перспективное и текущее) и осуществление учебно-воспитательного процесса в вузе.
13. Государственные образовательные стандарты. Отличительные черты педагогической деятельности в вузе.
14. Рабочий учебный план и его соответствие ФГОС.
15. Рабочая программа дисциплины, ее составные части, требования к рабочей программе дисциплины.
16. Место дисциплины в структуре ООП.
17. Объем дисциплины в зачетных единицах.
18. Содержание дисциплины.
19. Перечень основной и дополнительной литературы.
20. Формы организации учебного процесса по биологическим дисциплинам в высшей школе.
21. Специфика биологических дисциплин.
22. Методы и средства обучения по биологическим дисциплинам в высшей школе.
23. Лекция – значение, виды, структура, подготовка.
24. Лабораторные занятия.
25. Практические занятия.
26. Семинарские занятия.
27. Значение и функции контроля знаний в высшей школе.
28. Формы педагогического контроля.
29. Организационные принципы педагогического контроля.
30. Методы проверки знаний, их достоинства и недостатки.
- оценка «отлично» выставляется студентам, которые раскрыли в полном объеме все вопросы экзаменационного билета, при ответе использовали необходимые термины, свободно ориентировались в материале
- оценка «хорошо» выставляется студентам за основные знания программного материала, за ответы на все вопросы экзаменационного билета с незначительными замечаниями
- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответах, раскрывшим вопросы экзаменационного билета не в полном объеме
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, имеющим слабое понимание предмета, либо вовсе не имеющим никаких знаний
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им задания.
Лекция - визуализация. Представленная в презентации сокращённая лекция, дополненная схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими подаваемый в лекции материал. Серия таких лекций хорошо подходит как для дистанционного и заочного обучения, так и для повторения изученного материала.
Портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Круглый стол. В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У пропонента две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили; все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.