2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Тайны человеческого лица_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Тайны человеческого лица
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронков Е.Г. _______________
 
 
Тайны человеческого лица
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование представлений у студентов об основных структурных элементов лица (пропорция, симметрия), а также социального аспекта восприятия лица и отражение его в структурах головного мозга человека
1.2
Задачи: формирование системных знаний об анатомических структурах лицевого отдела головы, методов оценки пропорций лица, эмоционального патерна в конфигурациях человеческого лица (элементы профалинга);

анализ экологического и социального статуса восприятия лица, необходимого в профессиональной сфере деятельности;

осуществление социального взаимодействия выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует специалиста из разных областей в учебной или производственной сфере, с учетом знаний о человеческом лице;

использование знаний о человеческом лице в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Тайны человеческого лица» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Человек» на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектная деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
владеет знаниями о формах человеческого лица и его восприятии, с учетом  достижения поставленной цели
ИД-1.УК-3: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
знает анатомические структуры лицевого отдела головы, методы оценки пропорций лица, эмоционального патерна в конфигурациях человеческого лица (элементы профалинга); умеет косвенно анализировать экологический и социальный статус восприятия лица, необходимый в профессиональной сфере деятельности
ИД-2.УК-3:  Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Анатомия лицевого отдела головы
 
1.1
Строение костей лицевого отдела черепа /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Строение костей лицевого отдела черепа /Пр/
4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
тестирование
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Анатомия лицевого отдела черепа /Ср/
8
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Морфология лица
 
2.1
Морфология лица /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
2.2
Морфология лица /Пр/
6
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Морфология лица /Ср/
10
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Социальный аспект восприятия лица и отражение его в структурах головного мозга человека
 
3.1
Социальный аспект восприятия лица и отражение его в структурах головного мозга человека /Лек/
4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Социальный аспект восприятия лица и отражение его в структурах головного мозга человека /Пр/
6
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Социальный аспект восприятия лица и отражение его в структурах головного мозга человека /Ср/
10,5
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Экология здоровья и панорама лица
 
4.1
Экология здоровья и панорама лица /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Экология здоровья и панорама лица /Пр/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
реферат
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
Экология здоровья и панорама лица /Ср/
6
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Тайны человеческого лица».

2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты входного контроля

1. В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦЕВОГО ОТДЕЛА ЧЕРЕПА УЧАСТВУЮТ

1) затылочная кость

2) верхние челюсти

3) небная кость

4) скуловые кости

2. В ОБРАЗОВАНИИ МОЗГОВОГО ОТДЕЛА ЧЕРЕПА УЧАСТВУЮТ

1) затылочная кость

2) верхние челюсти

3) небная кость

4) теменная кость

3. В ФОРМИРОВАНИИ СВОДА  ЧЕРЕПА УЧАСТВУЮТ

1) чешуи височных костей

2) затылочная чешуя

3) пирамиды височных костей

4) малые крылья клиновидной кости

4. В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВАНИЯ  ЧЕРЕПА УЧАСТВУЮТ

1) чешуи височных костей

2) затылочная чешуя

3) пирамиды височных костей

 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
4) тело клиновидной кости

5. НА ЛОБНОЙ КОСТИ РАСПОЛОЖЕНЫ

1) лобный бугор

2) круглое отверстие

3) надбровная дуга

4) надпереносье

Примерные тесты текущего контроля 1

Выберите один или несколько правильных ответов:

1.ЛИЦЕВОЙ НЕРВ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИННЕРВАЦИЮ

1) слезной железы

2) поднижнечелюстной слюнной железы

3) подъязычной слюнной железы

4) жевательных мышц

5) мимических мышц

2.НОСОСЛЕЗНЫЙ КАНАЛ СОЕДИНЯЕТ ГЛАЗНИЦУ С

1) передними ячейками решетчатой кости

2) задними ячейками решетчатой кости

3) нижним носовым ходом

4) крылонебной ямкой

5) средним носовым ходом

3.ФАСЦИАЛЬНЫЙ ФУТЛЯР ВЫРАЖЕН

1) у щечной мышцы

2) у большой скуловой мышцы

3) у малой скуловой мышцы

4) у мышцы, опускающей угол рта

4 ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ ИННЕРВИРУЮТСЯ НЕВРОМ:

1) верхнечелюстным

2) добавочным

3) лицевым

4) нижнечелюстным

5 ВАЖНОЙ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ

ОКОЛОУШНОЙ СЛЮННОЙ ЖЕЛЕЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ

РАСПОЛОЖЕНИЕ В НЕЙ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ИЗ

ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НЕРВОВ:

1) верхнечелюстного

2) лицевого

3) нижнечелюстного

4) тройничного

5) ушно-височного

Примерные тесты текущего контроля 2

1 ПЕРЕЧИСЛИТЬ БОКОВЫЕ ОБЛАСТИ ЛИЦА:

1) щёчная область

2) подбородочная область

3) околоушно-жевательная область

4) глубокая область лица

2 СОДЕРЖИМОЕ ВИСОЧНО-КРЫЛОВИДНОГО ПРОМЕЖУТКА

ГЛУБОКОЙ ОБЛАСТИ ЛИЦА:

1) верхнечелюстной нерв

2) верхнечелюстная артерия

3) нижнечелюстной нерв

4) крыловидное венозное сплетение

3 СОДЕРЖИМОЕ МЕЖКРЫЛОВИДНОГО ПРОМЕЖУТКА

ГЛУБОКОЙ ОБЛАСТИ ЛИЦА:

1) нижнечелюстной нерв

2) язычный нерв

3) верхнечелюстной нерв

4) ушно-височный нерв

5) нижний альвеолярный нерв

4 В ВЕРХНИЙ НОСОВОЙ ХОД ОТКРЫВАЮТСЯ

 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
ОКОЛОНОСОВЫЕ ПАЗУХИ:

1) лобная

2) задние решётчатые ячейки

3) клиновидная

4) передние и средние решётчатые ячейки

5 В СРЕДНИЙ НОСОВОЙ ХОД ОТКРЫВАЮТСЯ

ОКОЛОНОСОВЫЕ ПАЗУХИ:

1) верхнечелюстная (гайморова)

2) передние и средние решётчатые ячейки

3) задние решётчатые ячейки

4) лобная

Критерии оценки:

«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий

«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий

«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий

«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

Слои лица

Кожа и подкожно-жировые утолщения лица

Костная основа лица (околоносовые пазухи, дефекты лицевого скелета и тканей лица)

Щечная область

Околоушно-жевательная область

Область глазницы

Подглазничная область

Область носа

Область рта (преддверие рта, собственно-ротовая полость, зубы, язык)

Подбородочная область

Скуловая область

Кровоснабжение лица (венозный отток от лица, лимфоотток)

Физиономические (эмоциональные) элементы лица

Структуры головного мозга, отвечающие за восприятие лица

Панорама лица как экологический статус

Критерии оценки

«отлично», повышенный уровень (90-100%) - студент демонстрирует отчетливое и свободное владение понятийным аппаратом, научным языком и терминологией. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.

«хорошо», пороговый уровень (75-89%) - студент показал умение пользоваться понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74%) - затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии  в рамках данной темы; неполное знакомство с рекомендованной литературой.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60%) - незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе; недостаточное знакомство с рекомендованной литературой.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

Границы лицевого отдела черепа

Особенности строения мягких тканей лица

Топографические области лица

Иннервация лица

Мимические мышцы

Морфологическая типология лиц

Кефалометрические точки (название, краткое обозначение, топография)

Формы лица

Методы оценки пропорций лица

Асимметрия лица. Психодиагностика по асимметрии лица

Морфотип лица и индивидуально-психологические характеристики человека

Диагностика психического состояния человека по мимике лица

Использование антропологического метода создания обобщенных фотопортретов при формировании субъективных 

 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
отображений лица

Симметричность лица и выраженность полового диморфизма

Рисунок лица человека как диагностический инструмент, используемый в профессиональной деятельности

Методика измерения и расчета асимметрии структурных элементов рисунка лица

Методика оценки эмоционального состояния по рисунку лица

Нейрокультурная теория эмоций

Теория дифференциальных эмоций

Бихевиорально-психологический подход к исследованию выражения лица

Теория многомерного контекста выражений лица

Концепция выражения лица как готовности к действию

Теории распознавания лица

Гипотеза о самосинхронизации движений тела в процессе межличностного взаимодействия

Коммуникативный подход к анализу восприятия лица

Отражение лица в структурах головного мозга человека

Экология здоровья и панорама лица

Использование экологического и социального аспектов восприятия лица в профессиональной деятельности

Критерии оценки

«отлично», повышенный уровень (90-100%) - студент показал прочные знания в области анатомии и морфологии лица. Использует полученные теоретические и практические навыки по феномену человеческого лица для организации научно-методической, социально-педагогической, преподавательской и других сфер деятельности. Свободно использует справочную литературу.

«хорошо», пороговый уровень (75-89%) - студент показал: знания в области анатомии и морфологии лица; владение методами оценки феномена человеческого лица; умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.

«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74%) - студент показал: поверхностное знания в области анатомии и морфологии лица.; умение с помощью преподавателя ориентироваться в основных понятиях, касающихся феномена человеческого лица; знакомство с рекомендованной справочной литературой.

«не удовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60%) - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений феномена человеческого лица, неумение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Николаева Е. И.
Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник
Москва; Саратов: ПЕР СЭ; Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/88212.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Безденежных Б.Н.
Психофизиология: учебное пособие для вузов
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
http://www.iprbookshop.ru/10807.html
 
Л2.2
Кабак С.Л., Артишевский А.А.
Морфология человека: учебное пособие
Минск: Вышэйшая школа, 2009
http://www.iprbookshop.ru/20095.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
тестирование
 
реферат
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Лукьянова, И.Е. Антропология: учебное пособие для вузов / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ; ред. Е. А. Сигида. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 240 с.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.