(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
- о биологических и экологических особенностях садовых и овощных культур, винограда, декоративных и лекарственных растений,
- об эффективных технологиях возделывания садовых и овощных культур, винограда, декоративных и лекарственных растений,
- подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретного научного исследования.
ции
ракт.
/Пр/
экологически безопасной и конкурентоспособной продукции. /Пр/
связи с обоснованием возделывания в различных почвенно-климатических зонах. /Ср/
культур. Системы и отдельные приемы выращивания садовых культур и винограда для получения высоких и устойчивых
урожаев высокого качества, в том числе биологизированных (системы садоводства,
виноградарства, формирование и обрезка растений, содержание почвы, удобрение,
орошение и др.). Производство органической продукции.
/Ср/
Специализация зон возделывания по направлению использования различных видов продукции. /Ср/
Влияние агротехнических приемов на возможность механизированного выращивания и уборки, урожайность, товарные качества и сохраняемость продукции садовых культур, винограда. Способы снижения потерь и повышения качества продукции на этапах уборки, хранения и транспортировки.
/Ср/
Приемы и технологические циклы выращивания посадочного материала. /Ср/
посевного и посадочного материала садовых культур и винограда в процессе его выращивания. Требования к качеству посадочного материала. /Ср/
регуляторов роста растений в овощеводстве. /Пр/
их использования в защищенном грунте. /Пр/
защищенного грунта в целях расширения сроков потребления. Расширение ассортимента, интродукция новых сортов и клонов. /Ср/
организационные основы метода рассады. Интенсивные технологии производства
рассады для открытого и защищенного грунта. /Ср/
Влияние агротехнических приемов на возможность механизированного выращивания и уборки, урожайность, товарные качества и сохранность продукции овощных культур. Способы снижения потерь и повышения качества продукции на этапах уборки, хранения и
транспортировки.
/Ср/
Особенности производства продукции в теплицах на гидропонной и малообъемной культуре, светокультуре. /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов по подготовке к практическим занятиям, индивидуального комплексного задания, вопросы для самостоятельной работы и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.
Тема 1 Садоводство и виноградарство
1. Современное состояние садоводства в России и республике Алтай. Проблемы в отрасли садоводства и пути их решения.
2. Принципы проектирования садов. Выбор и оценка участка под закладку сада. Организация территории сада.
3. Подготовка участка под закладку сада. Технологии закладки сада.
4. Система содержания и обработки почвы в саду. Регулирование водного и пищевого режима в саду.
5. Формирование кроны. Обрезка деревьев. Уход за плодовым деревом и ягодными культурами.
6. Малина красная – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания
9. Смородина черная и красная, крыжовник – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
7. Облепиха – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
8. Жимолость – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
9. Земляника – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
10. Семечковые породы – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
11. Косточковые породы - народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания
12. Выбор места, подготовка земельного участка под виноградник.
13. Закладка виноградника. Уход за молодым виноградником.
14. Системы ведения кустов винограда. Формы кустов винограда.
16. Системы содержания и обработки почвы на виноградниках. Система применения удобрений.
17. Подбор адаптированных к условиям Сибири сортов плодово-ягодных культур и винограда.
Тема 2 Производство посадочного материала садовых культур и винограда.
1. Плодово-ягодный питомник и его структура. Требования к качеству посадочного материала плодовых и ягодных культур.
2. Передовые технологии выращивания посадочного материала.
Тема 3 Овощеводство
1. Овощеводство - современное состояние проблемы и пути их решения в отрасли овощеводства.
2. Площади питания и способы размещения овощных культур. Способы предпосевной подготовки семян.
3. Метод рассады в овощеводстве. Виды рассады
4. Значение и классификация защищенного грунта. Система эксплуатации культивационных сооружений.
5. Утепленный грунт, его характеристики. Современные приемы применения утепленного грунта в овощеводстве.
6. Севообороты в овощеводстве
7. Народнохозяйственное значение, морфология, биология видов капусты. Технология возделывания капусты белокочанной.
8. Народнохозяйственное значение, морфология, биология корнеплодных овощей. Технология возделывания корнеплодов.
9. Народнохозяйственное значение, морфология, биология луковых овощей. Технология возделывания лука-севка и лука-репки из севка.
10. Народнохозяйственное значение, морфология, биология овощей семейства пасленовые. Технология возделывания томата в открытом грунте.
11. Технология возделывания томата в защищенном грунте.
12. Народнохозяйственное значение, морфология, биология овощей семейства тыквенные. Технология возделывания огурца в открытом грунте.
13. Технология возделывания огурца в защищенном грунте.
14. Народнохозяйственное значение, морфология, биология и технология возделывания грибов
15. Народно-хозяйственное значение, биология и технология возделывания многолетних овощных культур
16. Народно-хозяйственное значение, биология и технология возделывания однолетних зеленных овощных культур.
17. Применение различных способов орошения и фертигации, новых форм удобрений и регуляторов роста растений в овощеводстве.
Тема 4. Происхождение и классификация лекарственных растений, их распространение по континентам, и странам мира.
1. История изучения лекарственных растений в России.
2. Принципы классификации лекарственных растений и сырья.
3. Классификации лекарственных растений.
4. Лекарственные растения различных природных зон мира.
5. Лекарственные растения различных природных зон России.
6. Лекарственные растения Горного Алтая.
Тема 5. Агроэкологическое зонирование территории для оптимизации размещения лекарственных растений, эффективного использования возобновляемых природных ресурсов в продукционном процессе, повышения агроэкологической устойчивости агроценозов и качества продукции
1. Методологические и методические основы агроэкологического районирования территории
2. Ландшафтное планирование как инструмент экологического зонирования.
3. Агроэкологическая оценка земель как сопоставление требований культур к условиям произрастания с агроэкологическими условиями конкретной территории.
Тема 6. Совершенствование способов уборки урожая лекарственных растений, товарной обработки и первичной переработки.
1. Сроки уборки лекарственных растений в зависимости от получаемого лекарственного сырья.
2. Способы уборки урожая лекарственных растений.
3. Первичная переработка лекарственного сырья.
Тема 7. Обоснование систем и отдельных приемов выращивания лекарственных растений для получения высоких и устойчивых урожаев высокого качества.
1. Влияние предшественников на формирование лекарственных культур и их качество.
2. Влияние способов обработки почвы на формирование лекарственных культур и их качество.
3. Влияние удобрений на формирование лекарственных культур и их качество.
4. Влияние орошения на формирование лекарственных культур и их качество.
5. Влияние химических средств защиты и регуляторов ростана формирование лекарственных культур и их качество.
6. Влияние механизации возделывания на формирование лекарственных культур и их качество.
7. Влияние уборки, послеуборочной обработки и сушки на формирование лекарственных культур и их качество.
8. Влияние системы приемов и мероприятий на формирование лекарственных культур и их качество.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется аспиранту, если он показал глубокое знание вопроса, смог дать четкий, логичный и развернутый ответ, изложенный грамотно; смог привести собственные примеры. Если использовал учебную и научную литературу, написал план ответа, тезисы, конспект или подготовил реферативное сообщение, 84-100%, повышенный уровень
Оценка «хорошо» выставляется аспиранту, если он показал знание вопроса, но недостаточно раскрыл один из аспектов; смог дать достаточно четкий, логичный ответ, но допустил 1-2 неточности; привел недостаточно собственных примеров, 66-83%, пороговый уровень
Оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту, если он показал фрагментарное знание вопроса и недостаточно раскрыл его; ответ местами был нелогичным, содержал неточности; не смог привести собственные примеры, 50-65%, пороговый уровень
Оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту, если он показал значительное незнание вопроса и не смог раскрыть его; ответ был не логичным, содержал ошибки; аспирант не смог привести правильные примеры, менее 50%, уровень не сформирован
Средство для оценивания навыков и опыта деятельности (владения), как результата обучения по дисциплине в соответствии с темой НИД.
1. Современное состояние садоводства в России и республике Алтай. Проблемы в отрасли садоводства и пути их решения.
2. Морфология плодовых и ягодных культур.
3. Закономерности роста и плодоношения плодовых и ягодных культур.
4. Принципы проектирования садов. Выбор и оценка участка под закладку сада. Организация территории сада.
5. Подготовка участка под закладку сада. Технологии закладки сада.
6. Система содержания и обработки почвы в саду. Регулирование водного и пищевого режима в саду.
7. Формирование кроны. Обрезка деревьев. Уход за плодовым деревом и ягодными культурами.
8. Плодово-ягодный питомник и его структура. Требования к качеству посадочного материала плодовых и ягодных культур.
9. Передовые технологии выращивания посадочного материала.
10. Малина красная – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания
11. Смородина черная и красная, крыжовник – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
12. Облепиха – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
13. Жимолость – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
14. Земляника – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
15. Семечковые породы – народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания.
16. Косточковые породы - народно-хозяйственное значение, размножение, технология возделывания
17. Биологические особенности виноградного растения как лианы. Морфология и анатомия.
18. Влияние экологических факторов на рост, развитие и плодоношение виноградного растения, и качество продукции
19. Технология производства корнесобственных и привитых саженцев винограда.
20. Выбор места, подготовка земельного участка под виноградник.
21. Закладка виноградника. Уход за молодым виноградником.
22. Системы ведения кустов винограда. Формы кустов винограда.
23. Обрезка винограда и установление оптимальной нагрузки.
24. Системы содержания и обработки почвы на виноградниках. Система применения удобрений.
25. Подбор адаптированных к условиям Сибири сортов плодово-ягодных культур и винограда.
26. Овощеводство - современное состояние, проблемы и пути их решения в отрасли овощеводства.
27. Площади питания и способы размещения овощных культур. Способы предпосевной подготовки семян.
28. Метод рассады в овощеводстве. Современные технологии при выращивании рассады овощей.
29. Значение и классификация защищенного грунта. Система эксплуатации культивационных сооружений.
30. Утепленный грунт, его характеристики. Современные приемы применения утепленного грунта в овощеводстве.
31. Севообороты в овощеводстве
32. Народнохозяйственное значение, морфология, биология видов капусты. Технология возделывания капусты белокочанной.
33. Народнохозяйственное значение, морфология, биология корнеплодных овощей. Технология возделывания корнеплодов.
34. Народнохозяйственное значение, морфология, биология луковых овощей. Технология возделывания лука-севка и лука-репки из севка.
36. Технология возделывания томата в защищенном грунте.
37. Народнохозяйственное значение, морфология, биология овощей семейства тыквенные. Технология возделывания огурца в открытом грунте.
38. Технология возделывания огурца в защищенном грунте.
39. Народнохозяйственное значение, морфология, биология и технология возделывания грибов
40. Народно-хозяйственное значение, биология и технология возделывания многолетних овощных культур
41. Народно-хозяйственное значение, биология и технология возделывания однолетних зеленных овощных культур.
42. Классификации лекарственных растений по фармацевтическим свойствам, жизненным формам, по продолжительности жизни.
43. Видовые и сортовые реакции растений на комплекс и отдельные факторы внешней среды, их влияние на продуктивность посевов и качество лекарственного сырья.
44. Биологические особенности однолетних лекарственных растений (василек синий, дурман обыкновенный, лен посевной, ноготки лекарственные, расторопша пятнистая, ромашка аптечная, фиалка трехцветная, череда трехраздельная).
45. Биологические особенности двулетних лекарственных растений (белена черная, донник лекарственный, лопух большой).
46. Биологические особенности многолетних лекарственных растений (алтей лекарственный, бадан толстолистный, валериана лекарственная, девясил высокий, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, крапива двудомная, кровохлебка лекарственная, левзея сафлоровидная, мелисса лекарственная, мята перечная, пижма обыкновенная, пион уклоняющийся, подорожник большой, пустырник сердечный, родиола розовая, синюха голубая, солодка уральская, тысячелистник обыкновенный, чабрец ползучий, чистотел большой, щавель конский, эхинацея пурпурная).
47. Биологические особенности многолетних древесных и кустарниковых растений (малина обыкновенная, рябина обыкновенная, рябина черноплод¬ная, смородина черная, шалфей лекарственный, шиповник коричный).
48. Биологические особенности однолетних лекарственных растений.
49. Биологические особенности двулетних лекарственных растений.
50. Биологические особенности многолетних лекарственных растений, у которых лекарственным сырьем является надземная часть.
51. Биологические особенности многолетних лекарственных растений, у которых лекарственным сырьем является подземная часть.
52. Вегетативное и семенное размножение лекарственных растений.
53. Подготовка почвы.
54. Биологические особенности семян и подготовка к посеву.
55. Посев: сроки, способы, норма высева, глубина заделки семян.
56. Уход за посевами и посадками 1-го и последующих годов жизни.
57. Уборка лекарственного сырья.
58. Послеуборочная обработка, сушка, затаривание.
59. Технология возделывания однолетних лекарственных растений.
60. Технология возделывания двулетних лекарственных растений.
61. Технология возделывания многолетних лекарственных растений.
62. Ресурсы лекарственных растений и их рациональная эксплуатация.
63. Технология заготовок дикорастущих лекарственных растений (сбор, сушка, упаковка, хранение и качество лекарственного сырья).
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется аспиранту, если он показал глубокое знание всех вопросов билета, смог дать четкий, логичный и развернутый ответ, изложенный грамотно; смог привести собственные примеры, 84-100%, повышенный уровень
Оценка «хорошо» выставляется аспиранту: 1) если он показал знание всех вопросов билета, но недостаточно раскрыл один из аспектов; 2) если смог дать достаточно четкий, логичный ответ, но допустил 1-2 неточности; 3) привел недостаточно собственных примеров, 66-83%, пороговый уровень
Оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту: 1) если он показал фрагментарное знание всех вопросов билета, и недостаточно раскрыл их; 2) если ответ местами был нелогичным, содержал неточности ; 3) если не смог привести собственные примеры, 50-65%, пороговый уровень
Оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту: 1) если он показал значительное незнание всех вопросов билета, и не смог раскрыть их; 2) если ответ был не логичным, содержал ошибки; 3) если не смог привести правильные примеры, менее 50%, уровень не сформирован
Самостоятельная работа выполняется изучением конспектов и подготовкой к устному опросу.
По курсу предусмотрено проведение лекционных занятий, на которых дается основной систематизированный материал, практических занятий. Распределение занятий по часам представлено в РПД. Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа с использованием различных источников литературы.
Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у аспирантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.
Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование профессиональных и универсальных компетенций.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.
В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.