(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
35.04.04 Агрономия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Вопросы к зачету
Вопросы к зачету
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Экологическое почвоведение
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения теку-щего контроля в форме вопросов по подготовке к практическим занятиям, тестовых заданий, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов и тестов к зачету.
Примерные тестовые задания
1. Что изучает экологическое почвоведение?
1. Почву как среду обитания организмов. 2. Состав и свойства почв в связи с питанием растений. 3. Факторы почвообразования.
2.Какой химический элемент является тяжелым металлом?
1. Кадмий. 2. Азот. 3. Кальций.
3. Разрушение почв под действием ветра называют
1. Дефляцией. 2. Сидерацией. 3. Мелиорацией.
4. Возвращение плодородия нарушенным землям называют:
1. Химизацией. 2. Рекультивацией. 3. Мелиорацией.
5. Назовите основоположника отечественного почвоведения
1. Прянишников. 2. Тимирязев. 3. Докучаев
Текущий контроль 1
Примерные тестовые задания
1. По отношению к водному режиму почв выделяют следующие основные экологические типы растений:
Выберите несколько ответов: 1. Гигрофиты. 2. Мезофиты. 3. Ксерофиты. 4. Гидрофиты. 5. Литофиты.
2. Пелитофиты - это:
1. Растения песчаных почв. 2. Растения скальных поверхностей. 3. Высшие растения щебнистых почв. 4. Растения глинистых почв.
3. Какие функции почвы относятся к глобальным?
Выберите несколько ответов:
1. Информационные. 2. Литосферные. 3. Гидросферные. 4. Атмосферные.
4. Какие биогеоценотические функции относятся к категории физических?
Выберите несколько ответов:
1. Механическая опора. 2. Депо влаги, элементов питания и влаги. 3. Жизненное пространство.
5. Какие функции почвы относятся к категории химических и физико-химических?
Выберите несколько ответов:
1. Сорбция веществ и микроорганизмов. 2. Источник элементов питания. 3. Депо семян и других зачатков
Текущий контроль 2
Примерные тестовые задания
1.Что такое антропогенное загрязнение?
Выберите один ответ:
1. Загрязнение окружающей среды, возникающее в результате проявления природных процессов.
2. загрязнение окружающей среды, возникающее в результате проявления природных процессов и хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на состав и концентрацию природных веществ в результате выбросов антропогенных загрязнителей.
3. Загрязнение окружающей среды, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на состав и концентрацию природных веществ в результате выбросов антропогенных загрязнителей.
2.Какие хические вещества относятся к пестицидам?
1. Инсектициды. 2. Удобрения. 3. Фунгициды.
3. Что такое загрязнители?
1. Уровень интенсивности перемещения загрязняющих химических веществ в воздушную среду, наружные и подземные водоемы и растения.
2. Все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте, но не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.
3. Все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте, в то время и в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.
4. Назовите возможные загрязнители почвы в Горном Алтае
Выберите несколько ответов:
1. Гептил. 2. Ртуть. 3. Радиоактивные элементы. 4. Отходы животноводства. 5. Нефть.
5.Что такое ПДК (предельно допустимая концентрация) вещества в почве?
1. Величина, характеризующая среднее количество вещества, которое может находиться в определенном объеме измерений и не причинять ущерба живым организмам.
2. Величина, характеризующая минимальное количество вещества, которое может находиться в определенном объеме измерений и не причинять ущерба живым организмам.
3. Величина, характеризующая максимальное количество вещества, которое может находиться в определенном объеме измерений и не причинять ущерба живым организмам.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 84-100% вопросов теста, повышенный уровень.
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 66-83% вопросов теста, пороговый уровень.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 50-65% вопросов теста, пороговый уровень.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 50% вопросов теста, уровень не сформирован.
1. Загрязнение почвы пестицидами.
2. Загрязнение почвы удобрениями.
3. Загрязнение почвы тяжелыми металлами.
4. Загрязнение почвы радиоактивными веществами.
5. Загрязнение почвы гептилом.
6. Загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами.
7. Загрязнение почвы отходами животноводства.
8. Основные направления и задачи охраны почв.
9. Красная книга почв.
10. Агротехнические мероприятия по сохранению и восстановлению почв.
11. Лесотехнические мероприятия по сохранению и восстановлению почв.
12. Гидротехнические мероприятия по сохранению и восстановлению почв.
13. Мелиоративные мероприятия по сохранению и восстановлению почв.
14. Основные принципы технологий биоремедиации почв.
15. Стратегия восстановления почвенно-земельных ресурсов.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, 84-100 %, повышенный уровень, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, 66-83%, пороговый уровень, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, но слабо изложена собственная позиция, сформулированы выводы, не совсем раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, 50-65%, пороговый уровень, если основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, менее, чем на 50%, уровень не сформирован, реферат студентом не представлен.
1. Экологическое почвоведение как раздел почвоведения, занимающийся изучением почвы, как среды обитания организмов
(растений и животных).
2. Понятийно-терминологический аппарат, система методов, принципов и законов (общих закономерностей) экологического
почвоведения
3. Прикладные разделы экологического почвоведения: сельскохозяйственное и лесное почвоведение
4. Место экологического почвоведения в системе научных знаний
5. Влияние физических свойств почв (гранулометрический состав, плотность и твердость почв, водные и тепловые
растения
6. Минералогический состав, химические и физико-химические свойства почв, их регуляторная и лимитирующая роль
7. Гумусированность почв и реакция на нее растений. Реакция растительности на содержание в почве биогенных элементов.
8. Засоленность, осолонцеванность, карбонатность, заболоченность и оглеенность почв как экологические факторы роста и
развития растений
9. Лимитирующая и регулирующая роль водного, воздушного, теплового и окислительно-восстановительного режимов в жизни
и продуктивность растений
10. Корневые системы растений в зависимости от физических и механических особенностей почвенной толщи и режимов
отдельных процессов в ней
11. Лимитирующая и регулирующая роль водного, воздушного, теплового и окислительно-восстановительного режимов в жизни
и продуктивность растений
12. Корневые системы растений в зависимости от физических и механических особенностей почвенной толщи и режимов
отдельных процессов в ней
13. Особенности растительного покрова в зависимости от свойств почв и их режимов (лесные формации, степи и пр.).
14. Свойства, состав, режимы почвы и их роль в жизни животных
15. Роль свойств, состава и режимов почв в жизнедеятельности других организмов.
16. Функции почв в биосфере и экосистемах — фундаментальная проблема экологического почвоведения
17. Экосистемные функции почв.
18. Глобальные функции почв
19. Общебиосферные функции почв
20. Сельскохозяйственные функции почв
21. Классификация деградационных процессов
22. Водная и ветровая эрозия почв
23. Промышленная эрозия почв и рекультивация
24. Дегумификация почв
25. Вторичное засоление, осолонцевание и слитизация почв.
26. Загрязнение почв
27. Основные направления и задачи охраны почв
28. Комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению почв
29. Основные принципы технологий биоремедиации почв
30. Стратегия восстановления почвенно-земельных ресурсов
31. Экологическое состояние почв Горного Алтая.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» - выставляется студенту, если он показал глубокие знания программного материала, грамотно и логично его излагает, быстро принимает правильные решения, в ходе ответа демонстрирует глубокие знания основной и дополнительной литературы, умеет применять полученные знания к будущей профессиональной деятельности.
Оценка «незачтено» - выставляется студенту, если им даны неправильные ответы на поставленные вопросы, без должной глубины и обоснования. На уточняющие вопросы также даны неправильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности