2023-2024_35_04_04_2023_953М_plx_Экологическое почвоведение_Агробизнес
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологическое почвоведение
Учебный план
35.04.04_2023_953М.plx

35.04.04 Агрономия

Агробизнес
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
74,8
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24,35
24,35
24,35
24,35
Сам. работа
74,8
74,8
74,8
74,8
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.с.-х.н., профессор, Ельчининова О. А.
 
 
Экологическое почвоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708)
 
35.04.04 Агрономия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Обеспечивать эффективное и экологически безопасное использование почв при производстве сельскохозяйственной продукции
1.2
Задачи: 1. Знать состав и свойства почв и методы их регулирования. 2. Знать методы оценки качества почв. 3. Знать влияние почвенных параметров на качество производимой растениеводческой продукции.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплины изучаемые на предыдущем уровне обучения.
2.1.2
Почвоведение
2.1.3
Агрохимия
2.1.4
Экология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научный семинар "Агротехнологии"
2.2.2
Продукционные процессы в растениеводстве
2.2.3
Интегрированная система защиты растений от вредителей и болезней
2.2.4
Адаптивные системы земледелия
2.2.5
Инновационные технологии в агрономии
2.2.6
Научный семинар "Агротехнологии"
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-4: Способен разрабатывать и реализовывать экологически безопасные приемы и технологии производства высококачественной продукции растениеводства с учетом свойств агроландшафтов и экономической эффективности;   внедрять в производство  нетрадиционные сельскохозяйственные культурыкультуры
 
-знать генетическое и экологическое значение состава и свойств почв; экологические функции почвы
ИД-1.ПК-4: Знать виды системы земледелия для сельскохозяйственной организации с учетом природно-экономических условий ее деятельности и внедрением в производство нетрадиционных сельскохозяйственных культурыкультур
 
-обеспечивать эффективное и экологически безопасное использование почв при производстве сельскохозяйственной продукции
ИД-2.ПК-4: Уметь разрабатывать системы мероприятий по управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции,выявлять причины отклонения показателей качества и безопасности растениеводческой продукции от заданных норм с целью корректировки технологии производства
 
-владеть методами оценки пригодности земель для возделывания сельскохозяйственных культур с учетом производства качественной продукции; методами проведения агрохимических и агрофизических анализов почв
ИД-3.ПК-4: Владеть методами контроля качества и безопасности растениеводческой продукции
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Почва как экологический фактор и функции почв
 
1.1
Введение в экологическое почвоведение  /Лек/
0,6
ИД-1.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
1.2
Почва как экологический фактор  /Лек/
0,7
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Основные  функции  почв  /Лек/
0,7
ИД-1.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Почва как экологический фактор  /Пр/
4
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Тестирование, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Основные  функции  почв  /Пр/
4
ИД-1.ПК-4
1
0
Тестирование, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Введение в экологическое почвоведение  /Ср/
12,5
ИД-1.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Почва как экологический фактор  /Ср/
12,5
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Основные  функции  почв  /Ср/
12,5
ИД-1.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2.  Антропогенная деградация, загрязнение и научные основы сохранения и  восстановления почв
 
2.1
Антропогенная деградация  и загрязнение почв  /Лек/
0,7
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0,7
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Научные основы сохранения и восстановления почв как незаменимого компонента  /Лек/
0,7
ИД-3.ПК-4
1
0,7
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Экологическое состояние почв Горного Алтая  /Лек/
0,6
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0,6
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Антропогенная деградация  и загрязнение почв  /Пр/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Тест.

Вопросы к зачету

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Научные основы сохранения и восстановления почв как незаменимого компонента биосферы /Лек/ /Пр/
2
ИД-3.ПК-4
1
0
Тест.

Вопросы к зачету

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Экологическое состояние почв Горного Алтая  /Пр/
8
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Антропогенная деградация  и загрязнение почв  /Ср/
12,5
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
Научные основы сохранения и восстановления почв как незаменимого компонента биосферы /Лек/ /Ср/
12,5
ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.9
Экологическое состояние почв Горного Алтая  /Ср/
12,3
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
5.1. Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Экологическое почвоведение

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения теку-щего контроля в форме вопросов по подготовке к практическим занятиям, тестовых заданий, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов и тестов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль

Примерные тестовые задания

1. Что изучает экологическое почвоведение?

1. Почву как среду обитания организмов.   2. Состав и свойства почв в связи с питанием растений.     3. Факторы почвообразования.

2.Какой химический элемент  является тяжелым металлом?

1. Кадмий.        2. Азот.       3. Кальций.

3. Разрушение почв под действием ветра называют

1. Дефляцией.        2. Сидерацией.                  3. Мелиорацией.

4. Возвращение плодородия нарушенным землям называют:

1. Химизацией.            2. Рекультивацией.          3. Мелиорацией.

5. Назовите основоположника отечественного почвоведения

1. Прянишников.          2. Тимирязев.                    3. Докучаев

Текущий контроль 1

Примерные тестовые задания

1. По отношению к водному режиму почв  выделяют следующие основные экологические типы растений:

Выберите  несколько ответов:  1. Гигрофиты.   2. Мезофиты.       3. Ксерофиты.       4. Гидрофиты.        5. Литофиты.

2. Пелитофиты - это:

1. Растения песчаных почв.    2. Растения скальных поверхностей.    3. Высшие растения щебнистых почв.            4. Растения глинистых почв.

3. Какие функции почвы относятся к глобальным?

Выберите  несколько ответов:

1. Информационные.       2. Литосферные.        3. Гидросферные.         4. Атмосферные.

4. Какие биогеоценотические функции относятся к категории физических?

Выберите  несколько ответов:

1. Механическая опора.       2. Депо влаги, элементов питания и влаги.           3. Жизненное пространство.

5. Какие функции почвы относятся к категории химических и физико-химических?

Выберите  несколько ответов:

1. Сорбция веществ и микроорганизмов.        2. Источник элементов питания.          3. Депо семян и других зачатков

Текущий контроль 2

Примерные тестовые задания

1.Что такое антропогенное загрязнение?

Выберите один ответ:

1. Загрязнение окружающей среды, возникающее в результате проявления природных процессов.

2. загрязнение окружающей среды, возникающее в результате проявления природных процессов и хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на состав и концентрацию природных веществ в результате выбросов антропогенных загрязнителей.

3. Загрязнение окружающей среды, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на состав и концентрацию природных веществ в результате выбросов антропогенных загрязнителей.

2.Какие хические вещества относятся к пестицидам?

1. Инсектициды.     2. Удобрения.          3. Фунгициды.

3. Что такое загрязнители?

1. Уровень интенсивности перемещения загрязняющих химических веществ в воздушную среду, наружные и подземные водоемы и растения.

2. Все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте, но не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.

3. Все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте,  в то время и  в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.

4. Назовите возможные загрязнители почвы в Горном Алтае

Выберите  несколько ответов:

1. Гептил.         2. Ртуть.     3. Радиоактивные элементы.       4. Отходы животноводства.    5. Нефть.

 
стр. 7
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 

5.Что такое ПДК (предельно допустимая концентрация) вещества в почве?

1. Величина, характеризующая среднее количество вещества, которое может находиться в определенном объеме измерений и не причинять ущерба живым организмам.

2. Величина, характеризующая минимальное количество вещества, которое может находиться в определенном объеме измерений и не причинять ущерба живым организмам.

3. Величина, характеризующая максимальное количество вещества, которое может находиться в определенном объеме измерений и не причинять ущерба живым организмам.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 84-100% вопросов теста, повышенный уровень.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 66-83% вопросов теста, пороговый уровень.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 50-65% вопросов теста, пороговый уровень.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 50% вопросов теста, уровень не сформирован.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Загрязнение почвы пестицидами.

2. Загрязнение почвы удобрениями.

3. Загрязнение почвы тяжелыми металлами.

4. Загрязнение почвы радиоактивными веществами.

5. Загрязнение почвы гептилом.

6. Загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами.

7. Загрязнение почвы отходами животноводства.

8. Основные направления и задачи охраны почв.

9. Красная книга почв.

10. Агротехнические мероприятия по сохранению и восстановлению почв.

11. Лесотехнические мероприятия по сохранению и восстановлению почв.

12. Гидротехнические мероприятия по сохранению и восстановлению почв.

13. Мелиоративные мероприятия по сохранению и восстановлению почв.

14. Основные принципы технологий биоремедиации почв.

15. Стратегия восстановления почвенно-земельных ресурсов.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту,  84-100 %, повышенный уровень, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению

- Оценка «хорошо» выставляется студенту,  66-83%, пороговый уровень, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, но слабо  изложена собственная позиция, сформулированы выводы, не совсем  раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту,  50-65%,  пороговый уровень, если основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.  

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту,   менее, чем на 50%,  уровень не сформирован,  реферат студентом не представлен.

  

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Экологическое почвоведение как раздел почвоведения, занимающийся изучением почвы, как среды обитания организмов

(растений и животных).

2. Понятийно-терминологический аппарат, система методов, принципов и законов (общих закономерностей) экологического

почвоведения

3. Прикладные разделы экологического почвоведения: сельскохозяйственное и лесное почвоведение

4. Место экологического почвоведения в системе научных знаний

5. Влияние физических свойств почв (гранулометрический состав, плотность и твердость почв, водные и тепловые 

 
стр. 8
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
свойства) на

растения

6. Минералогический состав, химические и физико-химические свойства почв, их регуляторная и лимитирующая роль

7. Гумусированность почв и реакция на нее растений. Реакция растительности на содержание в почве биогенных элементов.

8. Засоленность, осолонцеванность, карбонатность, заболоченность и оглеенность почв как экологические факторы роста и

развития растений

9. Лимитирующая и регулирующая роль водного, воздушного, теплового и окислительно-восстановительного режимов в жизни

и продуктивность растений

10. Корневые системы растений в зависимости от физических и механических особенностей почвенной толщи и режимов

отдельных процессов в ней

11. Лимитирующая и регулирующая роль водного, воздушного, теплового и окислительно-восстановительного режимов в жизни

и продуктивность растений

12. Корневые системы растений в зависимости от физических и механических особенностей почвенной толщи и режимов

отдельных процессов в ней

13. Особенности растительного покрова в зависимости от свойств почв и их режимов (лесные формации, степи и пр.).

14. Свойства, состав, режимы почвы и их роль в жизни животных

15. Роль свойств, состава и режимов почв в жизнедеятельности других организмов.

16. Функции почв в биосфере и экосистемах — фундаментальная проблема экологического почвоведения

17. Экосистемные функции почв.

18. Глобальные функции почв

19. Общебиосферные функции почв

20. Сельскохозяйственные функции почв

21. Классификация деградационных процессов

22. Водная и ветровая эрозия почв

23. Промышленная эрозия почв и рекультивация

24. Дегумификация почв

25. Вторичное засоление, осолонцевание и слитизация почв.

26. Загрязнение почв

27. Основные направления и задачи охраны почв

28. Комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению почв

29. Основные принципы технологий биоремедиации почв

30. Стратегия восстановления почвенно-земельных ресурсов

31. Экологическое состояние почв Горного Алтая.

Критерии оценки:

Оценка «зачтено» - выставляется студенту, если он показал глубокие знания программного материала, грамотно и логично его излагает, быстро принимает правильные решения, в ходе ответа демонстрирует глубокие знания основной и дополнительной литературы, умеет применять полученные знания к будущей профессиональной деятельности.

Оценка  «незачтено» - выставляется студенту, если им даны неправильные ответы на поставленные вопросы, без должной глубины и обоснования. На уточняющие вопросы также даны неправильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Уваров Г. И.
Экологические функции почв: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2021
https://e.lanbook.com/book/169113
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Важов С.В., Бахтин Р.В., Важов В.М., Русанов Г.Г.
Экология почв: учебное пособие
Бийск: АГГПУ, 2018
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/6612/read.php
 
Л2.2
Кузина Е. Е., Кузин Е. Н., Власова Т. А.
Современные проблемы в агропочвоведении, агрохимии и экологии: учебное пособие
Пенза: ПГАУ, 2018
https://e.lanbook.com/book/131059
 
стр. 9
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
NVDA
6.3.1.3
MS Windows
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
302 В1
Почвенный музей. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска. Стенды: Почвенная карта РА, почвенная карта России, портреты ученых почвоведов, почвенные монолиты, образцы почв. Коллекция «Окраска минералов и её природа», коллекция магматических горных пород, коллекция метаморфических пород, коллекция осадочных пород, шкала Мооса
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако
 
стр. 10
УП: 35.04.04_2023_953М.plx
 
рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 5-6 страниц машинописного текста