2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Лидерство и командообразование_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лидерство и командообразование
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., зав. кафедрой, Куттубаева Тосканай Айтмукановна _______________
 
 
Лидерство и командообразование
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование у студентов теоретических знаний для понимания роли и ответственности лидера в современных организациях, а также формирование понимания основных принципов создания команды и необходимых условий успешной командной работы.
1.2
Задачи: - изучить понятие лидерства, его социально-психологическую природу, теории лидерства, типы лидеров; - рассмотреть социально-психологический портрет лидера; - раскрыть и изучить инструменты эффективного лидерства; - изучить сущность командообразования, понятия команда и группа, их сходства и отличия; - изучить и раскрыть инструменты управления командными взаимоотношениями и работу с конфликтами в команде; - рассмотреть особенности командообразования как ключевую задачу лидеров.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Проектная деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Знать: сущность и особенности стратегии сотрудничества и ее использования для достижения поставленной цели; особенности распределения ролей в команде. Уметь: определять свою роль в команде. Владеть: навыком сотрудничества для достижения поставленной цели.
ИД-1.УК-3: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
Знать: особенности поведения отдельных групп людей, с которыми взаимодействует в процессе своей деятельности. Уметь: учитывать в своей деятельности особенности поведения отдельных групп людей. Владеть: навыками взаимодействия с различными группами людей в процессе свое деятельности.
ИД-2.УК-3:  Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
 
Знать: способы планирования личных действий по достижению заданного результата. Уметь: планировать последовательность шагов для достижения заданного результата; предвидеть последствия личных действий. Владеть: навыками планирования личных действий по достижению заданного результата.
ИД-3.УК-3: Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
Знать: способы эффективного взаимодействия с другими членами команды. Уметь: участвовать в обмене информацией, знаниями, опытом и презентации результатов работы. Владеть: навыками взаимного обмена информацией, знаниями, опытом и презентации результатов работы.
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Знать: о своих ресурсах и качествах, необходимых для лидера. Уметь: применять свои ресурсы и лидерские качества в решении поставленных задач и для успешного выполнения порученной работы. Владеть: навыками применения своих ресурсов и лидерских качеств в решении поставленных задач и для успешного выполнения порученной работы. .
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
 
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, 
 
Знать: важность развития лидерских качеств и эффективной работы в команде. Уметь: планировать необходимые виды деятельности для развития лидерских качеств и эффективной работы в команде.. Владеть: приёмами планирования необходимых видов деятельности для развития лидерских качеств и эффективной работы в команде..
средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
Знать: способы и методы реализации целей деятельности, в том числе с использованием инструментов эффективного лидерства и командного взаимодействия. Уметь: реализовывать намеченные цели деятельности, в том числе с использованием инструментов эффективного лидерства и командного взаимодействия. Владеть: навыками реализации намеченных целей деятельности при решении поставленных задач, в том числе с использованием инструментов эффективного лидерства и командного взаимодействия.
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.
 
1.1
Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.

Интерактивная лекция (лекция-беседа)

Лидерство как социальное и психологическое явление. История изучения лидерства. Основные теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория последователей, комбинированные теории. Типы и стили лидерства. Функции лидера и его ответственность. /Лек/

1
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.2
Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.

Образовательные технологий: обсуждение вопросов, дискуссия

План занятия:

1. Обсуждение вопросов:

1. Что такое лидерство?

2. В чем отличие социологического и психологического понимания лидерства?

3. В чем состоят трудности описания природы лидерства?

4. Каковы основные теории лидерства? В чем состоят их отличия?

5. Каковы основные типы лидерства?

6. Что такое стиль лидерства?

7. Каковы функции лидерства?

2. Проведение дискуссии на тему: «Можно ли стать лидером?» /Пр/

2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
3
0
Дискуссия на тему, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.

2. Подготовка к практическому занятию, подготовка к дискуссии.

3. Подготовка конспекта-схемы /Ср/

4
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
3
0
Дискуссия на тему, конспект, вопросы к зачету
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Социально-психологический портрет лидера.
 
2.1
Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.

Интерактивная лекция (проблемная лекция)

Лидерство как внутренне состояние, поведенческая модель, социальный образ (имидж). Универсальные и вариативные психологические качества лидера. Личная эффективность. Поведение лидера. Особенности вербальных и невербальных и невербальных проявлений лидера. Имидж лидера, репутация и престиж. Индивидуальный стиль лидерства. Индивидуальность как ценность. /Лек/

2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.

Образовательные технологий: тренинг, дискуссия

План занятия:

1. Выполнение упражнений на оценку лидерских качеств.

2. Тренинг на определение лидерских качеств и их развитие. /Пр/

2
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
3
0
Практическое задание, тренинг, упражнение, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.

2. Подготовка к практическому занятию.

3. Выполнение практического задания "Разработка социально-психологического портрета лидера" /Ср/

6
ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
3
0
Практическое задание, тренинг, упражнение, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Инструменты эффективного лидерства. 
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3.1
Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.

Интерактивная лекция (лекция-визуализация)

Ключевые навыки высокоэффективных людей. Тайм-менеджмент и целеполагание. Коммуникация: умение слушать и умение говорить. Презентация и самопрезентация. Искусство публичного выступления. Коучинг. Медиация. Feedback. Принятие решений. Ответственность. Делегирование. Мотивирование и стимулирование. Контроль и оценка, искусство обратной связи. /Лек/

2
ИД-1.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.

Упражнение "Целеполагание"

Тренинг "Искусство публичного выступления"

Креативная сессия для освоения техники коммуникации: мозговой штурм, синектика, метод Дельфи и др.

Тренинг "Доверие и делегирование полномочий"

/Пр/

4
ИД-1.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Практическое задание, тренинг, упражнение, анализ бизнес-кейса, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.

2. Подготовка к практическому занятию.

3. Анализ бизнес-кейса «Делегирование»

4. Выполнение практического задания по подготовке самопрезентации /Ср/

8
ИД-1.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Практическое задание, тренинг, упражнение, анализ бизнес-кейса, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.
 
4.1
Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.

Основные функции команды. Основные признаки команды и группы. Определение понятий команда и командообразование. Отличие команды от группы людей. Основные функции команды. Основные признаки команды. Критерии успешной команды. Причины неэффективной работы команды. Специфика команды как группы высокого уровня развития. /Лек/

1
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.

Тренинг "Командообразование"

Просмотр и анализ видеоматериалов по командообразованию /Пр/

2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
3
0
Тренинг, конспект, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.

2. Подготовка к практическому занятию.

3. Подготовка конспекта-схемы. /Ср/

4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
3
0
Тренинг, конспект, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Раздел 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде. 
 
5.1
Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.

Интерактивная лекция (лекция-беседа)

Управление командными взаимоотношениями. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). Неформальные инструменты управления (ритуалы, традиции, общение вне работы). Блокирующие модели поведения. Работа с конфликтом в команде. Трудности работы в команде. Социальные конфликты в команде и управление ими. /Лек/

2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.2
Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.

Деловая игра "Формирование команды и постановка задач для команды"

Тренинг "Работа с конфликтом в команде"

/Пр/

4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Деловая игра, тренинг, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.3
Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.

2. Подготовка к практическому занятию, деловой игре. /Ср/

6
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Деловая игра, тренинг, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Командообразование как ключевая задача лидеров
 
6.1
Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.

Интерактивная лекция (лекция-беседа)

Команда как особый тип организации. Теории формирования команд. Диалектика отношений лидера и последователей в процессе развития команды. Классификаций ролей в команде. Мыслитель, исследователь ресурсов, оценивающий, коллективист, доводящий до конца, действующий, председатель. Эффективно действующая команда. /Лек/

2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.

Дискуссия «Всегда ли команда эффективна?»

Анализ видеоматериала «Лидер и формирование ролей в команде» /Пр/

4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Дискуссия на тему, конспект, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.3
Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.

2. Подготовка к практическому занятию.

3. Подготовка конспекта-схемы

/Ср/

6,5
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
Дискуссия на тему, конспект, вопросы к зачѐту
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 7. Консультации
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Лидерство и командообразование». 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме практических заданий, тем для конспектов и докладов, тем для тренингов и упражнений, деловой игры и промежуточной аттестации в виде вопросов к зачѐту.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тестовые задания для входного контроля

1.Лидер — это:

а) человек, способный использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения реальности;

б) человек, обладающий большой харизмой;

в) человек, помогающий людям полностью раскрывать их способности, умеющий создавать идеал и стремиться к нему;

г) все ответы верны.

2. Лидер должен обладать следующими основными чертами:

а) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры;

б) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях;

в) быть общительным;

г) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала.

3. Власть — это:

а) возможность влиять на других;

б) специфическое воздействие на подчиненных;

в) совокупность способов воздействия на подчиненных;

г) любое влияние на людей.

4. Власть, основанная на вознаграждении, предпочтительна в таких условиях, когда (выберите несколько вариантов ответа):

а) она дает стимулы для качественного выполнения работ;

б) уровень удовлетворения работника от работы очень высок;

в) есть возможность рассмотреть индивидуальные потребности работников;

г) ситуация может быть признана кризисной.

5. Формальные лидеры:

а) назначены и исполняют свои обязанности, используя авторитет;

б) назначены или выбраны и исполняют свои полномочия, используя механизмы организованной структуры;

в) выбраны и используют свои полномочия, используя свое умение влиять на людей.

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6. Команда — это:

а) группа сотрудников, стремящихся к достижению целей компании;

б) небольшая группа сотрудников, стремящихся к достижению общей цели;

в) группа сотрудников, имеющих общие интересы.

7. Основным отличием команды от обычной рабочей группы является:

а) наличие лидера;

б) размер;

в) групповое единомыслие;

г) наличие ролевой структуры;

д) наличие синергетического эффекта.

8. Чрезмерное число подчиненных опасно:

а) потерей управляемости коллектива;

б) разрастанием бюрократического аппарата;

в) дублированием усилий;

г) все перечисленное.

9.В ситуации, когда персонал обладает достаточными профессиональными знаниями и навыками, но не ориентирован на работу в новых условиях, наиболее эффективно использование руководителем роли:

а) организатора;

б) администратора.

10. Карьера — это:

а) форма гарантированной занятости;

б) субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом;

в) предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Примерные тестовые задания для текущего контроля 1

1.Какие из названных качеств работника интересуют современного менеджера?

а) квалификация и целеустремления работника;

б) наличие черт характера, позволяющих сотрудничать с ним;

в) стабильность его отдачи;

г) интерес работника к перспективам роста и повышению квалификации;

д) все перечисленные.

2. Какими важнейшими чертами характера должен обладать руководитель?

а) целеустремленность;

б) решительность;

в) настойчивость;

г) инициативность;

д) всё перечисленное.

3. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю ответственность на себя за ошибки своих подчиненных?

а) всегда;

б) да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали внимание на возможности их появления.

в) никогда;

г) в случае неразумных решений подчинённых;

4. Какие характерные типы менеджеров определяет Мак-Клеланд в своей теории мотивации?

а) институциональные менеджеры, которые испытывают большую потребность во власти;

б) «открытые» менеджеры;

в) социально активные менеджеры;

г) ни один из названных;

д) все названные.

5. Что такое валентность вознаграждения?

а) нерегулярность;

б) мера ценности или приоритетности;

в) открытость;

г) индивидуальная направленность;

6. Какие существуют типы лидеров?

а) лидеры-организаторы;

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
б) лидеры-инициаторы;

в) лидеры-эрудиты;

г) все указанные.

7.На чём основана власть специалиста?

а) на владении особыми экспертными знаниями, навыками и опытом;

б) на взаимопомощи;

в) на особом внимании к вопросам эффективности производства;

г) на осуществлении постоянного контроля за деятельностью членов трудового коллектива.

8. Каково обязательное условие лидерства?

а) умение побеждать в спорах;

б) обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях;

в) физическая сила;

г) ум и выдающиеся способности;

д) ни одно из указанных условий.

9. Какой личный стиль лидера оказывает наиболее благоприятное влияние на отношения с группой?

а) авторитарный;

б) демократический;

в) силовой;

г) прагматический.

10. Какие качества окружения наиболее близки демократичному лидеру?

а) личная преданность;

б) единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу;

в) неустойчивость в принятии решений;

г) гибкость.

11. Что означает понятие «интегративная функция» в теории лидерства?

а) делегирование полномочий;

б) подчинение коллектива;

в) сплочение единомышленников, окружения вокруг программы лидера;

г) умение решать организационные проблемы.

12. Какие качества присущи лидеру-новатору в бизнесе?

а) стратегическое мышление;

б) восприимчивость к инициативе других;

в) настойчивость;

г) умение маневрировать;

д) всё сказанное.

13. Определите правильную последовательность этапов целенаправленного формирования имиджа:

а) анализ уже сформировавшегося имиджа; выявление достоинств и недостатков сложившегося имиджа; определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиления воздействия положительных; составление и реализация программы работы с имиджем;

б) выявление достоинств и недостатков сложившегося имиджа; определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиления воздействия положительных; составление и реализация программы работы с имиджем; анализ уже сформировавшегося имиджа;

в) определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиления воздействия положительных; составление и реализация программы работы с имиджем; выявление достоинств и недостатков сложившегося имиджа; анализ уже сформировавшегося имиджа.

14. Деловая репутация организации представляет собой:

а) способность справляться с более сложными и масштабными проблемами;

б) систему ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками организации и определяют их организационное поведение;

в) устойчивое мнение о качествах и достоинствах организации в деловом мире или определенном сегменте рынка.

15. Согласно теории менеджмента вероятность конфликтов при внедрении изменений возрастает при таких организационных условиях (выберите несколько вариантов ответа):

а) консервативность работников;

б) недостаток ресурсов для осуществления изменений;

в) неправильная последовательность организационных действий;

г) наличие прогрессивной системы мотивации.

Критерий оценки:

Даны верные ответы на 84-100% вопросов - «отлично», повышенный уровень

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Даны верные ответы на 66-83% вопросов - «хорошо», пороговый уровень

Даны верные ответы на 50-65% вопросов - «удовлетворительно», пороговый уровень

Даны верные ответы на менее 50% вопросов - «неудовлетворительно», уровень не сформирован

Примерные тестовые задания для текущего контроля 2

1. Дайте правильное определение команды

а) небольшая группа людей, связанных целью и принципами взаимодействия, обладающих определенными умениями, которые могут взаимодополняться, созданная для решения определенных задач

б) это группа людей объединённая для решения проблем

в) это группа участников имеющих общее видение ситуации, целей для решения проблем

г) все перечисленные

2. В число основных признаков команды входят

а) профессионализм

б) креативность мышления

в) стрессоустойчивость

г) нацеленность на достижение целей

3.В число основных признаков команды входят

а) оперативное подключение к проблемам

б) эффективное выполнение обязанностей

в) эффективное взаимодействие

г) гибкое распределение функций

4. Ключевые принципы командообразования

а) коллективное принятие решение

б) равная коллективная ответственность

в) равная коллективная мотивация

г) коллективное выполнение работы

5.В состав базовых признаков реальной команды входит

а) большое число ее членов

б) малое число ее членов

в) использование определенных общих подходов к работе

г) использование определенных индивидуальных подходов к работе

6. В качестве неоспоримых преимуществ командной работы выступают

а) индивидуальный подход

б) уникальность команды

в) способность вырабатывать нестандартные решения

г) возможность сотрудничества и поддержки

7. Отличительные параметры команды – это:

а) командные процессы

б) кадровые процессы

в) технологические процессы

г) управленческие процессы

8. Феномен, заключающийся в том, что производительность команды оказывается меньшей, чем сумма индивидуальных усилий, продемонстрированных по одиночке – это

а) групповой ритуал

б) внешний локус контроля

в) социальная леность

г) моббинг

9. Модели командообразования разрабатывали

а) Р. М. Белбин

б) Э. Б. Майерс и К. Бриггс

в) Ч. Дж. Марджерисон и Д. МакКенн

г) К. Левин

10.В модели Р.М. Белбина выделены командные роли

а) генератор идей

б) реализатор

в) руководитель

г) администратор

 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
11. Генератор в ролевом распределении в команде – это:

а) член команды с наиболее раскрепощенным образным складом мышления с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором с хорошо развитым творческим мышлением

б) член команды со склонностью и опытом системного анализа широкого видения, который умеет придать идеей законченный вид, сделать ее понятной и привлекательной не только для автора и ее соратников и для обычных людей

в) член команды, обладающий навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок в различных сценариях действий

12. Реализатор в ролевом распределении в команде – это:

а) член команды с наиболее раскрепощенным образным складом мышления с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором с хорошо развитым творческим мышлением

б) член команды со склонностью и опытом системного анализа широкого видения, который умеет придать идеей законченный вид, сделать ее понятной и привлекательной не только для автора и ее соратников и для обычных людей

в) член команды, обладающий навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок в различных сценариях действий

13. Наличие сильного формального лидера, склонного к авторитарному стилю управления; сильные позиции лидера; жесткая дисциплина; осуществление контроля лидером наличие общей цели; наличие четких норм процесса достижения цели совместной деятельности – это

а) отряд

б) кружок

в) кооперация

г) тусовка

14. В модели Р.М. Белбина выделены командные роли

а) мотиватор

б) реализатор

в) организатор

г) все ответы верны

15. К факторам, повышающим эффективность групп, относятся

а) общение

б) групповые нормы

в) защита

г) сплоченность

Критерий оценки:

Даны верные ответы на 84-100% вопросов - «отлично», повышенный уровень

Даны верные ответы на 66-83% вопросов - «хорошо», пороговый уровень

Даны верные ответы на 50-65% вопросов - «удовлетворительно», пороговый уровень

Даны верные ответы на менее 50% вопросов - «неудовлетворительно», уровень не сформирован

Вопросы для дискуссии (обсуждение вопросов)

Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории

лидерства, типы лидеров.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое лидерство?

2. В чем отличие социологического и психологического понимания лидерства?

3. В чем состоят трудности описания природы лидерства?

4. Каковы основные теории лидерства? В чем состоят их отличия?

5. Каковы основные типы лидерства?

6. Что такое стиль лидерства?

7. Каковы функции лидерства?

2. Дискуссия на тему: «Можно ли стать лидером?»

Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.

Анализ видеоматериалов по командообразованию

Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.

Дискуссия «Всегда ли команда эффективна?»

Анализ видеоматериала «Лидер и формирование ролей в команде»

Критерий оценки участия в дискуссии:

«Отлично», повышенный уровень - при участии в обсуждении вопросов (дискуссии) студент использовал знания, полученные не только на лекционных занятиях, но из основной литературы и дополнительных источников. Кроме этого студент при подготовке к обсуждению вопросов использовал дополнительные материалы. При этом студент показал умения отстаивать свое мнение и слушать других, способности аргументировано и логически верно формулировать свои мысли. На все дополнительные вопросы даны верные ответы.  

 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
«Хорошо», пороговый уровень - при участии в обсуждении вопросов (дискуссии) студент использовал знания, полученные на лекционных занятиях и из основной литературы. Кроме этого студент при подготовке к обсуждению вопросов использовал дополнительные материалы. При этом студент на должном уровне показал умения отстаивать свое мнение и слушать других, способности аргументировано и логически верно формулировать свои мысли. Отдельные вопросы, заданные студенту, вызвали затруднения.  

«Удовлетворительно», пороговый уровень - при участии в обсуждении вопросов (дискуссии) студент использовал знания, полученные только на лекционных занятиях. Кроме этого студент при подготовке к обсуждению вопросов использовал частично нормативно-правовые документы. При этом студент слабо показал умения отстаивать свое мнение и слушать других, не полностью проявил способности аргументировано и логически верно формулировать свои мысли. Вопросы, заданные студенту дополнительно, вызвали затруднения.

«Неудовлетворительно», уровень не сформирован - при участии в обсуждении вопросов (дискуссии) студент не показал знании. При этом студент не показал умения отстаивать свое мнение и слушать других, способности аргументировано и логически верно формулировать свои мысли.

Практические задания

Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.

1. Выполнение практического задания «Разработка социально-психологического портрета лидера»

1. Необходимо определить конкретный вид деятельности (конкретную организацию), а также определѐнную должность, для которой будет разрабатываться социально-психологический портрет лидера.

2. Надо провести экспертный анализ выбранной должности и моделируемой ситуации в организации, исходя из текущего состояния, перспектив и требований, которым она должна отвечать. Определяются существенные факторы, способные повлиять на задачи и характеристики лидера:

• специфика организации и текущее ее состояние по ключевым параметрам;

• желательное состояние организации и ее параметров (единство целей, задач, стадия развития, ожидания членов группы, а также социально-психологический климат, сплоченность, совместимость, общность ответственности, продуктивность, разнообразие состава, структура);

• ситуация, в которой находится организации;

• перспективная ситуация, состояние, в которое лидер должен перевести организацию (миссия, стратегия, цели, принципы, задачи, результаты);

• условия, в которых предстоит действовать лидеру, ограничения по времени, ресурсам и т.п.

Все параметры и характеристики должны быть измеряемыми либо посредством количественных показателей, либо посредством качественных показателей, определяемых с помощью экспертных методов.

3. Определите подход, который вы будете использовать при разработке портрета лидера группы, – основанный ли на той или иной концепции лидерства и качеств лидера, основанный ли на концепции трудового потенциала, основанный ли на методологии профессиографии и психографии (из области управления персоналом), на описании профессиональных и личностных качеств или на какой-либо иной.

4. Используя экспертный метод, а также инструментарий лидера (от комплекса простых вопросов до методов психологической активизации коллективной умственной деятельности), определите состав профессиональных и личностных качеств, наличие которых у претендента на роль лидера способствует достижению успеха. Не забудьте определить и качества, наличие которых будет препятствовать достижению успеха! Качества должны быть определены в части терминов и их смысла, в части измеряемых параметров и ожидаемых, удовлетворяющих требованиям значений

параметров, в части методов измерения качеств, в части значимости качеств относительно друг друга (например, по такой градации: самые важные качества, важные качества, желательные качества, несущественные качества, нежелательные качества). В случае недостаточной валидности, надежности метода измерения того или иного качества следует подобрать дополнительные инструменты измерения, чтобы повысить валидность результатов измерения, либо отказаться от рассмотрения такого плохо измеряемого параметра.

Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.

1. Выполнение практического задания по подготовке самопрезентации Студентам надо подготовить и представить рекомендацию для принятия в закрытый элитный клуб сопроводительной презентацией.

Рекомендация на самого себя. В ней надо отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в элитном клубе. На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует помнить, что «служба безопасности» не дремлет, и речь должна идти о реальных, а не вымышленных достоинствах.

Рекомендации к выполнению работы:

1. Определите цель написания рекомендаций.

2. Определите публику перед которой вы будете презентовать себя.

3. Придумайте яркое и запоминающееся название вашей презентации, которое бы отражало суть вашего выступления.

4. Составьте краткий план вашей рекомендации.

5. Опишите свои главные достоинства, сильные стороны.

6. Опишите свои способности, которые могут быть применены на благо клуба в который вы хотите попасть – чем вы можете быть полезны.

7. Проанализируйте и обобщите информацию, представив себя в выгодном свете.

8. Подобрать подходящий механизм влияния на публику и использовать его при презентации рекомендации.

9. При подготовке выступления используйте приѐмы привлечения внимания аудитории.

10. Выберите интересную форму визуальной презентации рекомендации (плакат, фотографии, инфографика, презентация PowerPoint и другое.)

Критерий оценки практических заданий:

 
стр. 15
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. Полнота и правильность выполнения практического задания.

2.Своевременность выполнения задания.

3.Самостоятельность выполнения.

«Отлично», повышенный уровень - практическое задание выполнено в полном объёме и правильно. При выполнении задания студент использовал конспекты лекции, основную и дополнительную литературу. Студент выполнил задание самостоятельно.

«Хорошо», пороговый уровень - практическое задание выполнено в полном объёме, но есть отдельные замечания по содержанию задания. При выполнении задания студент использовал конспекты лекции, основную и дополнительную литературу. Студент выполнил задание самостоятельно.

«Удовлетворительно», пороговый уровень - практическое задание выполнено не в полном объёме и есть замечания по содержанию. При выполнении задания студент использовал конспекты лекции, основную литературу. Студент выполнил задание самостоятельно

«Неудовлетворительно», уровень не сформирован - практическое задание выполнено не в полном объёме и с ошибками. Сложно оценить самостоятельность выполнения задания.

Тренинг

Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.

1. Тренинг на определение лидерских качеств и их развитие.

Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.

Тренинг «Искусство публичного выступления»

Тренинг «Доверие и делегирование полномочий»

Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.

Тренинг «Командообразование»

Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с

конфликтами в команде.

Тренинг «Работа с конфликтом в команде»

Критерий оценки:

За участие в тренинге студенту начисляются баллы в соответствии со следующими критериями:

1. Теоретический уровень знаний, способность ориентироваться в теоретическом материале - 1,5

2. Качество подготовки ответов на вопросы задания тренинга - 2

3. Умение анализировать представленный материал, определять ошибочные варианты выполнения заданий тренинга - 2

4. Способность делать выводы по результатам выполнения заданий тренинга - 1

5. Своевременность и скорость выполнения заданий тренинга - 1,5

Итоговая сумма баллов: 8

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок:

6–8  - отлично

4–5 - хорошо

2–3 - удовлетворительно

0–2 - неудовлетворительно

Упражнения

Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.

1. Выполнение упражнений на оценку лидерских качеств.

Примеры упражнений

1. Упражнение. «Если.., то»

Каждый из участников в течение пяти минут должен вспомнить и записать на листе бумаги логическое продолжение формулы «Если .., то …». Естественно, можно связать это предложение с абсолютно любым событием или фактом эмоционально-психических реакций человека. Участников тренинга просят сосредоточиться на их опыте и записать наблюдения, которые связаны для них с показателем успешности какого-либо события или действия. Таких примет успеха должно быть у каждого не меньше пяти. Обязательно, чтобы каждый пункт основывался не на неких глобальных представлениях, а на собственном, пусть даже очень субъективном, опыте успеха каждого из членов команды.

2. Упражнение 2. «Лидер - это…»

Участникам предлагается создать коллаж, который изображает идеального лидера. Для коллажа участникам предлагается использовать фотографии из журналов и газет, делать рисунки от руки. После выполнения коллажа участникам задают вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение? Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

3. Упражнение 3. «Снежный ком»

Участник бросает мяч одному из участников группы, назвав одно из качеств лидера. Тот, кто поймает мяч, называет ещѐ одно качество и бросает мяч коллеге. Задача — перечислить все лидерские качества.

Критерий оценки:

1. Полнота и правильность выполнения упражнения.

2. Самостоятельность выполнения упражнения.

«Отлично», повышенный уровень - упражнение выполнено в полном объёме и правильно. Для выполнения упражнения 

 
стр. 16
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
студент использовал конспекты лекции, основную и дополнительную литературу. Студент выполнил упражнение самостоятельно.

«Хорошо», пороговый уровень - упражнение выполнено в полном объёме, но есть отдельные замечания по содержанию упражнения. При выполнении упражнения студент использовал конспекты лекции, основную и дополнительную литературу. Студент выполнил упражнение самостоятельно.

«Удовлетворительно», пороговый уровень - упражнение выполнено не в полном объёме и есть замечания по содержанию. При выполнении упражнения студент использовал конспекты лекции, основную литературу. Студент выполнил упражнение самостоятельно.

«Неудовлетворительно», уровень не сформирован - упражнение выполнено не в полном объёме и с ошибками. Сложно оценить самостоятельность выполнения упражнения.

Деловая игра

Деловая игра «Формирование команды и постановка задач для команды»

(https://portal.tpu.ru/SHARED/e/ERMUSHKO/ucheba/Tab5/02_Tema_Student.pdf)

Деловая игра осуществляется в два этапа. Первый (предварительный) занимает 30 минут, второй (основной) - один час. Для второго этапа игры должна быть осуществлена предварительная подготовка (домашнее задание).

1 Домашнее задание выполняется после лекции и перед началом деловой игры.

Методики диагностики членов команды, описание результатов и все необходимые для их понимания термины (теоретические основы) приведены на сайте http://psylab.info.

Домашнее задание для проведения деловой игры

Необходимо пройти индивидуальное тестирование:

1. На темперамент — личностный опросник Айзенка. Личностный опросник Айзенка – серия из нескольких авторских опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики.

2. Стиль мышления — опросник «СМ» (стили мышления) представляет собой русскоязычную адаптированную версию известного опросника InQ, разработанного Р.Брэмсоном, А Харрисоном. Перевод и адаптация выполнены А.А. Алексеевым.

Первый этап деловой игры

Заполните таблицу 1 раздаточного материала, соблюдая следующие условия:

- Таблица должна быть заполнена именами (фамилиями) ваших одногруппников (других слушателей курса). Вписывайте их в ячейки.

- Свое имя (фамилию) вписывать нельзя.

- Одно имя (фамилия) может повторяться не более чем два раза (если группа менее 10 человек — три раза), причём имя не должно повторяться на одной строке, в одном столбце или по диагонали.

- Вы должны получить личное подтверждение от человека, что он соответствует этой характеристике. Например, если вы считаете, что Иван Петров соответствует характеристике «бывал за границей», вы должны спросить об этом у него, и только в том случае, если он ответит утвердительно, вписывать его имя. Если он ответит отрицательно, вы должны искать другого человека, соответствующего этой характеристике.

- Если в ячейке написано «проверить», то вы должны лично удостовериться в том, что человек, имя которого вы вписываете, соответствует этой характеристике. Например, если вы считаете, что Иван Петров знает стихотворение Пушкина, то недостаточно получить от него подтверждение вашего предположения, он должен прочесть стихотворение вслух, громко и полностью.

На игру отводится 25–30 минут (с инструктажем). Побеждает тот, кто первым заполнит все клеточки (ячейки) именами других слушателей курса или наибольшее количество клеточек, если все ячейки не заполнит никто. Промежуточные призы (поощрительные) получит тот, кто первым заполнит вертикаль, горизонталь и диагональ карточки.

Второй этап деловой игры.

Распределение ролей. Осуществляется индивидуально и в группе. Для осуществления второго этапа игры необходимо иметь выполненное домашнее задание — индивидуальное тестирование.

Формулировка задания 1. Спроектируйте самостоятельно команду из 4-7 человек.

Определите ее цель. Распределите роли в своей команде на основе ваших личных представлений о темпераменте и типе мышления ваших одногруппников (см. таблицу 3 раздаточного материала).

2. Проверьте результаты индивидуального тестирования по двум опросникам (личностный опросник Айзенка и опросник «СМ») своих одногруппников, включенных вами в команду, на соответствие спроектированных вами для них функций в команде полученным результатам тестов. Сделайте выводы о соответствии или несоответствии командных ролей, а также о необходимости дальнейших корректировок в ролевой структуре вашей «команды мечты».

3. Скорректируйте ролевую структуру «команды мечты» вашего проекта в соответствии с полученными данными.

4. На основе результатов предыдущей работы и распределения ролей осуществите распределение функций в команде. Эта работа осуществляется командой коллективно.

a) официальный руководитель команды,

b) финансист,

c) коммуникатор,

d) инженер проекта,

e) маркетолог.

Официальный руководитель команды — проект-менеджер, который осуществляет организацию работы команды и управление ею, формирует стратегические планы, заключает контракты,  осуществляет контроль за ходом работ по проекту, решает кадровые вопросы и конфликты.

 
стр. 17
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Финансист — человек, решающий финансовые вопросы, разрабатывающий финансовый план, смету, рассчитывающий себестоимость, ведущий финансовую отчѐтность.

Коммуникатор — человек осуществляющий связь с поставщиками, инвесторами, партнѐрами, ведущий переговоры, презентующий проект.

Инженер проекта — человек, решающий вопросы планирования производства образцов, технологии, материально-технического снабжения и ведущий соответствующую документацию.

Маркетолог — человек, осуществляющий анализ рынка, формирующий представление о целевых потребителях, решающий вопросы ценообразования.

Представьте результаты вашей работы в виде таблицы

5. Используйте результаты вашей работы для финальной презентации.

Вопросы для обсуждения по деловой игре

1. Могут ли остаться нераспределѐнные роли?

2. Что делать, если нет человека, абсолютно подходящего на данную роль?

3. Может ли один человек играть несколько ролей?

4. Может член команды остаться без роли?

5. Если несколько человек подходит для одной роли, как осуществить выбор?

6. Сколько ролей может играть один человек?

7. Может ли человек, играющий одну роль, исполнять несколько функций в проекте?

8. Если человек играет несколько ролей — это означает, что он должен выполнять несколько функций?

Критерии оценки:

За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии с критериями:

1. Теоретический уровень знаний, необходимых для выполнения практических заданий - 4

2. Качество, содержательность, проработанность выполнения практических заданий - 6

3. Аргументация выдвигаемых идей при выполнении практических заданий - 3,5

4.Умение слушать оппонентов и вести дискуссию - 2

5. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.), использование дополнительных источников - 3

6.Способность отстаивать собственную точку зрения при обосновании результатов выполнения практических заданий - 4

7. Качество ответов на вопросы - 2

9. Умение работать в команде  - 2

10. Степень участия в общей дискуссии - 1,5

Итоговая сумма баллов: 28

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок:

22-28  - отлично

16-21 - хорошо

10-15 - удовлетворительно

0–9  - неудовлетворительно

Анализ кейса

Кейс «Делегирование полномочий»

Цель: способствовать развитию навыка делегирования полномочий.

Описание ситуации:

В организации есть руководитель отдела, у которого в подчинении несколько руководителей групп; в каждой группе – от 5 до 10 линейных сотрудников. Ситуация на сегодняшний день такова: руководитель отдела проводит в офисе 10-11 часов ежедневно, к концу года работал из последних сил и крайне не удовлетворѐн ни своей результативностью, ни своим эмоционально-физическим состоянием. Руководитель устал и ищет варианты выхода из ситуации цейтнота. Руководители групп также проводят в офисе 10-11 часов ежедневно и много работают. Однако показатели их работы сильно различаются: частью руководителей групп план года выполнен и перевыполнен, другая часть руководителей плановых результатов достичь не смогла.

Еженедельно руководителю отдела приходится решать следующие задачи:

 планировать работу отдела;

 организовывать процесс работы;

 контролировать процесс выполнения поставленных задач;

 выдвигать новые идеи по работе отдела;

 встречаться с сотрудниками (старшими и/или младшими) в неформальной обстановке, выступая в качестве наставника и помогая развиваться им самим и развивать их практику;

 общаться с клиентами по телефону;

 лично выезжать на встречи с клиентами;

 распределять клиентов среди РГ;

 проводить совещания с РГ;

 участвовать в совещаниях групп;

 участвовать в совещаниях отделов;

 участвовать в других совещаниях;

 проводить обучение линейных сотрудников;

 общаться с линейными сотрудниками, помогая им решать их вопросы;

 
стр. 18
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
 интервьюировать потенциальных кандидатов на должности в своём отделе;

 готовить отчёты для вышестоящих руководителей и защищать свои интересы, отражѐнные в отчѐтах, на совещаниях и т. п. (перечень задач неполный).

Вопросы для обсуждения кейса:

Как оптимизировать работу руководителя отдела и руководителей групп?

Каким образом распределить между ними стоящие задачи так, чтобы работа отдела была максимально эффективна?

После обсуждения подгруппам предлагается наглядно представить свои варианты решения задачи в виде блок-схемы, графика или инсценировки.

Критерии оценки:

«Отлично», повышенный уровень - анализ кейса проведѐн полный, учтены все аспекты рассматриваемой проблемы. Студентом подробно обоснованы ответы на вопросы к ситуации. При анализе

ситуации студент показал отличное знание теоретических основ рассматриваемой проблемы. Правильно соотнесены обстоятельства, описываемые в ситуации с особенностями делегирования. При ответе использована информация из дополнительных источников.

«Хорошо», пороговый уровень - анализ кейса проведѐн полный, однако учтены не все аспекты рассматриваемой проблемы. Студентом достаточно подробно обоснованы ответы на вопросы к кейсу. При

анализе кейса студент показал хорошее знание теоретических основ рассматриваемой проблемы. Правильно соотнесены обстоятельства, описываемые в кейсе с особенностями делегирования. При ответе не использована информация из дополнительных источников.

«Удовлетворительно», пороговый уровень - анализ кейса проведѐн не достаточно полный, учтены не все аспекты рассматриваемой проблемы. Студентом даны ответы не на все вопросы к кейсу. При анализе кейса студент показал слабое знание теоретических основ рассматриваемой проблемы. Частично правильно соотнесены обстоятельства, описываемые в кейсе с особенностями делегирования. При ответе не использована информация из дополнительных источников.

«Неудовлетворительно», уровень не сформирован - анализ кейса проведѐн неправильно. Студентом не обоснованы ответы на вопросы к кейсу. При анализе кейса студент не показал знаний теоретических основ рассматриваемой проблемы. Неправильно соотнесены обстоятельства, описываемые в ситуации с особенностями делегирования.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы для подготовки конспектов: 1. Лидерство как социальное и психологическое явление. 2. Основные теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория последователей, комбинированные теории. 3. Типы и стили лидерства. 4. Функции лидера и его ответственность. 5. Теории формирования команд. 6. Классификаций ролей в команде. 7. Эффективно действующая команда. 8. Основные функции команды. 9. Основные признаки команды. 10. Основные функции команды. 11. Критерии успешной команды. 12. Причины неэффективной работы команды. Критерий оценки конспекта «Отлично», повышенный уровень - в конспекте в полном объеме раскрыто содержание вопроса. При этом в конспекте соблюдена логика изложения вопроса, выделены ключевые моменты вопроса. Конспект составлен понятным языком, содержит рисунки, таблицы, к которым даны все необходимые пояснения. Приведены примеры, иллюстрирующие ключевые моменты темы.   «Хорошо», пороговый уровень - в конспекте в полном объеме раскрыто содержание вопроса. При этом в конспекте соблюдена логика изложения вопроса, прослеживается неясность и нечеткость изложения вопроса, выделены не все ключевые моменты вопроса. Конспект составлен понятным языком, содержит рисунки, таблицы, к некоторым из которых не даны полные необходимые пояснения. Иллюстрационные примеры приведены не в полном объеме.   «Удовлетворительно», пороговый уровень - в конспекте не полностью отражено содержание вопроса. В конспекте имеются нарушения логики изложения материала темы. Не выделены ключевые моменты темы. Конспект составлен небрежно и неграмотно. Не приведены иллюстрационные примеры.   «Неудовлетворительно», уровень не сформирован - конспект не представлен.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету 1. Лидерство как социальное и психологическое явление. 2. Основные теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория последователей, комбинированные теории. 3. Типы и стили лидерства. 4. Функции лидера и его ответственность. 5. Лидерство как внутренне состояние, поведенческая модель, социальный образ (имидж). 6. Универсальные и вариативные психологические качества лидера.
 
стр. 19
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7. Поведение лидера. Особенности вербальных и невербальных и невербальных проявлений лидера. 8. Имидж лидера, репутация и престиж. 9. Индивидуальный стиль лидерства. 10. Ключевые навыки высокоэффективных людей. 11. Тайм-менеджмент и целеполагание. 12. Коммуникация: умение слушать и умение говорить. 13. Презентация и самопрезентация. 14. Искусство публичного выступления. 15. Коучинг. Медиация. Feedback. 16. Принятие решений. Ответственность. Делегирование. 17. Мотивирование и стимулирование. 18. Контроль и оценка, искусство обратной связи. 19. Теории формирования команд. 20. Классификаций ролей в команде. 21. Эффективно действующая команда. 22. Основные функции команды. 23. Основные признаки команды. 24. Основные функции команды. 25. Критерии успешной команды. 26. Причины неэффективной работы команды. 27. Управление командными взаимоотношениями. 28. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). 29. Неформальные инструменты управления (ритуалы, традиции, общение вне работы). 30. Блокирующие модели поведения. 31. Работа с конфликтом в команде. 32. Трудности работы в команде. 33. Социальные конфликты в команде и управление ими. Зачтено: - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса; - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе; - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Не зачтено: - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Чегринцова С. В.
Лидерство и командообразование в организации: учебное пособие
Тверь: Тверской государственный университет, 2020
https://www.iprbookshop.ru/111565.html
 
Л1.2
Байдаков А. Н., Назаренко А. В., Звягинцева О. С.
Лидерство и командообразование: учебное пособие
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2019
https://www.iprbookshop.ru/109364.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 20
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сафонова Н. М.
Лидерство и командообразование: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, Печатная галерея, 2017
https://www.iprbookshop.ru/73541.html
 
Л2.2
Ильина Е. В., Афанасьева А. Н., Романова А. И.
Лидерство: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/116447.html
 
Л2.3
Мазур Е. Ю., Шилакина А. В., Шилакина Н. А., Шульгина Е. С.
Психология лидерства: теория и практика: учебное пособие
Москва: Институт мировых цивилизаций, 2020
https://www.iprbookshop.ru/99297.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
кейс-метод
 
тренинг
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
стр. 21
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
стр. 22
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
стр. 23
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
103 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), экран на треноге CiassicSolitionLibra 180*180, доска магнитно-маркерная, стулья с пюпитрами, деревянный стол на металлическом подстолье, пианино, ноутбук HP, проектор, экран.

Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
204 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, столы, стулья
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
стр. 24
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студентов Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением. На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, так же учитываются при итоговой аттестации по курсу. В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи: - углублённое знакомство с предметом исследования; - овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами; -выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений. Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса. Методические указания по подготовке конспектов При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже. Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой  использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов; подчеркивание; заключение в рамку главной 
 
стр. 25
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
информации. Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п. Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта. Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать. Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. 4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными. Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала. Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения  конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента. Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п