2023-2024_01_04_01_2022_643М_plx_Педагогика и психология высшей школы_Компьютерное моделирование и анализ в геометрии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика и психология высшей школы
Учебный план
01.04.01_2022_643М.plx

01.04.01 Математика

Компьютерное моделирование и анализ в геометрии
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
80,7
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
10 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,45
18,45
18,45
18,45
Сам. работа
80,7
80,7
80,7
80,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т.А. _______________
 
 
Педагогика и психология высшей школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 12)
 
01.04.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у магистрантов системы психолого-педагогических  знаний,  умений и навыков для эффективного выполнения функциональных обязанностей преподавателей высшей школы.
1.2
Задачи: - формировать у магистрантов знания методологических основ, основных положений содержания и методики воспитания и обучения в вузе;

- формировать систему знаний о психологических особенностях студенческого возраста на основе современной методологии психологических исследований;

- формировать у магистрантов научно-исследовательскую компетентность как составную часть их профессиональной подготовки;

- способствовать овладению магистрантами практическими навыками, необходимы-ми для психолого-педагогической деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология современной науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коммуникативные технологии общения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
Знает основные задачи саморазвития и образования в течение всей жизни. Умеет использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития Способен использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития и образования в течение всей жизни
ИД-1.УК-6: Находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития и образования в течение всей жизни. 
 
Знает основные мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизни Умеет определять реалистические цели профессионального роста Способен выявлять мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизн
ИД-2.УК-6: Самостоятельно выявляет мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизни, определяя реалистические цели профессионального роста. 
 
Знает особенности и виды профессиональной деятельност Умеет планировать профессиональную траекторию своей деятельности Способен выстраивать свою профессиональную деятельность с учетом рынка труда
ИД-3.УК-6: Планирует профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда. 
 
Знает способы коррекции планов и шаги по их реализации с учетом, имеющихся ресурсов. Умеет действовать в условиях неопределенности, корректируя планы 
ИД-4.УК-6: Действует в условиях неопределенности, корректируя планы и шаги по их реализации с учетом, имеющихся ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании 
 
стр. 5
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
1.1
Тема 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании  /Лек/
2
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Тема 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и основные категории психологии и педагогики

2. Особенности развития высшего образования в России.

3. Особенности развития высшего образования за рубежом.

4. Современные тенденции высшего образования и их проекция на систему профессиональной подготовки кадров.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, его структура.

/Пр/

2
2
0
презентация
Л1.1Л2.1
 
1.3
Тема 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании   

Задание 1. Письменно. Проведите  анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки бакалавров, ответьте на вопросы:.

1. Какие разделы выделены в стандарте?

2. Область и объекты профессиональной деятельности бакалавра.

3. Виды профессиональной деятельности и решаемые бакалавром профессиональные задачи.

4. Какие компетенции формируются в результате освоения основной образовательной программы?

5. Структура основной образовательной программы бакалавриата.

6. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.

7. Оценка качества освоения основной образовательной программы бакалавриата.

/Ср/

12,7
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Сущность процесса обучения в вузе                                      
 
2.1
Тема 2.  Сущность процесса обучения в вузе                                       /Лек/
2
2
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
2.2
Тема 2. Сущность процесса обучения в вузе

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об основных категориях дидактики.

2. Характеристика основных функций обучения в вузе.

3. Понятие о движущих силах процесса обучения в вузе.

4. Основные закономерности процесса обучения в вузе.

5. Характеристика общедидактических принципов и основных правил их реализации в учебном процессе вуза.

6. Методы, приемы, правила обучения в вузе.

/Пр/

2
2
0
таблица
Л1.1Л2.1
 
2.3
Тема 2. Сущность процесса обучения в вузе  

Задание 1. Письменно. Проведите экспертизу учебного плана, рабочей программы дисциплины и представить ее в письменном виде

Задание 2. Письменно. Проанализируйте учебную программу по любой дисциплине, обратите внимание на следующие вопросы:

-    какие разделы включены в программу;

-    содержание каждого раздела.

/Ср/

14
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации и воспитания студентов в социокультурной среде вуза 
 
3.1
Тема 3. Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации и воспитания студентов в социокультурной среде вуза

Вопросы для обсуждения:

1.Потенциал социализации и воспитания студентов в различных сферах социокультурной среды вуза.

2.Условия и технологии профессионально-личностного становления студента.

3.Методы воспитания. Методы формирования сознания, методы формирования опыта общественного поведения, методы коррекции и стимулирования поведения.

4.Организационные формы воспитательной работы в вузе.

5.Профессиональное воспитание в высшей школе.

6.Профессионально-корпоративная культура специальности (направления подготовки).

/Пр/

2
2
0
таблица
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
3.2
Тема 3. Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации и воспитания студентов в социокультурной среде вуза

Задание 1. Письменно. Опишите технологию профессионально-личностного становления студента.

Задание 2. Письменно. На основе анализа изученной литературы составьте таблицу – «Классификация методов воспитания»

/Ср/

12
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе    
 
4.1
Тема  4. Формы организации учебного процесса в высшей школе     /Лек/
1
2
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Тема 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе    

Вопросы для обсуждения:

1.  Лекция - основная форма организации обучения в вузе.

2. Практические занятия в учебном процессе вуза.

3. Организация самостоятельной работы студентов.

4. Научно-исследовательская работа студентов.

5. Педагогический контроль в вузе.

/Пр/

2
2
0
творческая работа
Л1.1Л2.1
 
4.3
Тема 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе

Задание 1. Письменно. Разработайте один конспект лекции по конкретной теме.

Задание 2. Письменно. Разработайте один конспект практического занятия по конкретной теме.

/Ср/

12
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Оптимизация учебного процесса в вузе   
 
5.1
Тема 5. Оптимизация учебного процесса в вузе    /Лек/
1
2
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 8
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
5.2
Тема 5. Оптимизация учебного процесса в вузе   

Вопросы для обсуждения:

1. Традиционные и инновационные технологии обучения

2. Технология программированного обучения

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология проектного обучения

5. Технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

6. Игровые технологии обучения.

7.  Информационные (компьютерные) технологии обучения. Дистанционное обучение как вид информационной технологии.

8. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения.

9. Активные методы обучения.

/Пр/

2
2
0
дискуссия 
Л1.1Л2.1
 
5.3
Тема 5. Оптимизация учебного процесса в вузе

Задание 1. Изучите любую инновационную технологию и подготовьте сообщение, в котором нужно показать специфику данной технологии и возможности её использования при изучении конкретных дисциплин.

/Ср/

10
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Личностные особенности преподавателя высшей школы и особенности общения субъектов образовательного процесса в высшей школе
 
стр. 9
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
6.1
Тема 6. Личностные особенности преподавателя высшей школы и особенности общения субъектов образовательного процесса в высшей школе

Вопросы для обсуждения:

1. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории карьеры.

2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.

3. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры преподавателя.

4. Стили и модели педагогического общения.

5. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми.

6. Типы современных преподавателей.

7. Конфликт как форма взаимодействия. Приемы разрешения конфликта.

/Пр/

2
2
0
круглый стол
Л1.1Л2.1
 
6.2
Тема 6. Личностные особенности преподавателя высшей школы и особенности общения субъектов образовательного процесса в высшей школе

Задание 1.  Проведите самодиагностику качеств преподавателя, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности, компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

Задание 2.  Составьте рекомендации по организации педагогического общения.

/Ср/

10
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. Психологические особенности развития личности студента высшей школы    
 
7.1
Тема 7. Психологические особенности развития личности студента высшей школы

Задание 1. Разработайте рекомендации по преодолению проблем адаптации студента-первокурсника к условиям высшей школы.

/Ср/

10
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 10
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
9.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Педагогика и психология высшей школы.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, индивидуальные творческие задания,  рефераты

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль

1  Представитель объективного идеализма:

а) Маркс

б) Беркли

в) Демокрит

г) Гегель

Ответ: г

2. Исторические типы мировоззрения:

а) миф

б) мораль

в) наука

г) философия

д) религия

Ответ: а, г, д.

3. Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это …….

Ответ: дуализм

4. Методологический принцип, признающий разум основой познания:

а) сенсуализм

б) скептицизм

в) рационализм

г) релятивизм

Ответ: в

5. Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное, или духовное:

а) монизм

б) плюрализм

в) материализм

г) дуализм

Ответ: а

6.  Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы:

а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек?

Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов:

1) философская антропология;

2) гносеология;

3) этика;

4) философия религии.

Ответ:  а - 2; б - 3; в - 4; г - 1.

7.   Онтология – это учение о:

а) бытии;

б) познании;

в) ценностях;

г) нравственности.

Ответ: а.

8.   Совпадают ли по объему понятия "философия" и "наука"?

 
стр. 11
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
а) да;

б) нет;

в) частично совпадают.

Ответ: в.

9.  Материализм – это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п.;

б) практический, здравый взгляд на вещи;

в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;

г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.

Ответ: в.

10. Идеализм – это:

а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;

в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.

Ответ: б.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 1

Тест №1

1. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

а) воспитание, обучение подрастающего поколения;

б) познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;

в) изучение воспитания как фактора духовного развития детей;

г) изучение проблем образования и обучения людей во всем мире.

2. Образование это

а) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний;

б) специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых;

в) объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый;

г) целенаправленный и организованный процесс формирования личности, под воздействием учителя.

3. Развитие это

а) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов;

б) процесс развития человека как социального существа под воздействием всех факторов;

в) целенаправленный и организованный процесс формирования личности;

г) направленное воздействие на человека со стороны учителя с целью формирования у него определенных знаний.

4. Факторы, влияющие на развитие личности

а) биологический, наследственный, окружающая среда, воспитание;

б) наследственность, социальная среда, воспитание;

в) обучение, образование, воспитание;

г) наследственность, среда, деятельность, развитие.

5. Педагогический процесс это

а) развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых;

б) внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека;

в) это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения;

г) процесс активной деятельности личности.

6. В чем заключается целостность педагогического процесса?

а) в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формирование всесторонне и гармонически развитой личности;

б) в том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой;

 
стр. 12
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
в) в том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях;

г) в том, что педагогический процесс не делится на составные части.

7. Укажите виды образования.

а) дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации, внешкольное;

б) начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское;

в) дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения;

г) начальная школа, средняя школа, лицеи и колледжи, институты и университеты.

8. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:

а) значительные инвестиции;

б) полная перестройка педагогической системы;

в) желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения;

г) согласие учителей и родителей

9. Сущность учебного процесса:

а) процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся;

б) процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, умений, навыков;

в) главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся;

г) учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей

10. Преподавание это

а) упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний;

б) процесс, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;

в) упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели;

г) дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогики и психологии высшей школы, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогики и психологии высшей школы , допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 2

Тест №1

1. Что является предметом педагогики как науки?

1) +Целенаправленно организуемый педагогический процесс

2) Ученик как субъект взаимодействия с учителем

3) Образовательные системы

4) Развитие личности

2. Как называется процесс постановки целей и конкретизации задач обучения и воспитания личности?

1) Образование

2) +Целеполагание

3) Планирование

4) Диагностика

3. Что не относится к статистическим методам педагогических исследований?

1) +Сравнительный анализ

2) Ранжирование

3) Регистрация

4) Рейтинг

4. Что является основной структурной единицей педагогического процесса?

1) Классный час

2) Личность педагога

3) Педагогическая технология

4) +Педагогическая задача

 
стр. 13
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
5. Что устанавливает связь педагогики с социологией?

1) Механизмы и законы психической деятельности и развития личности

2) +Закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах

3) Методические основы педагогического знания

4) Специфику действия экономических законов в сфере образования

6. О каком методе педагогического исследования идет речь: «Целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем непосредственной регистрации исследователем хода и результатов педагогического процесса»?

1) Беседа

2) Педагогический консилиум

3) +Наблюдение

4) Анкетирование

7. О каком понятии идет речь: «Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания»?

1) Функции педагогики

2) Педагогика

3) Задачи педагогики

4) +Предмет педагогики

8. Содержанием какого этапа педагогического эксперимента является интерпретация полученных фактов?

1) Методического этапа

2) Теоретического этапа

3) Собственно эксперимента

4) +Аналитического этапа

9. Что понимается под многоуровневостью современного образования?

1) Широкое многообразие учебных заведений и образовательных программ

2) +Организация поэтапного образовательного процесса, который обеспечивает возможность достижения определенных промежуточных результатов

3) Массовое использование ЭВМ и информационных технологий в процессе обучения

4) Ориентация на реализацию государственного образовательного стандарта

10. Движущими силами процесса обучения принято считать:

1) +Противоречия

2) Закономерности

3) Условия

4) Принципы

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогики и психологии высшей школы, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогики и психологии высшей школы , допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Оценочное средство:

Темы индивидуальных творческих

заданий/проектов

Индивидуальные творческие задания/проекты

1. Роль высшего образования в современную эпоху человеческой деятельности.

2. Высшее образование как главный и ведущий фактор социального и экономического процесса.

3. Суть мирового кризиса образования и тенденции мирового развития образования

Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень: Задание по работе выполнено в полном объеме. Студент точно ответил на контрольные вопросы, свободно ориентируется в предложенном решении, может его модифицировать при изменении условия задачи. Отчет выполнен аккуратно и в соответствии с предъявляемыми требованиями.

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: Задание по работе выполнено в полном объеме. Студент ответил на теоретические вопросы, испытывая небольшие затруднения. Качество оформления отчета к работе не полностью соответствует требованиям.

 
стр. 14
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: Студент правильно выполнил задание к работе. Составил отчет в установленной форме, представил решения большинства заданий, предусмотренных в работе. Студент не может полностью объяснить полученные результаты.

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован: Студент не выполнил все задания работы и не может объяснить полученные результаты.

Оценочное средство

Индивидуальные творческие задания

по дисциплине  Педагогика и психология высшей школы

Творческие задания - частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы индивидуальных творческих заданий:

1. Разработка сценария лекционного или семинарского занятия по одной из дисциплин (по выбору магистранта) в соответствии с направлением подготовки.

Сценарии лекционного и семинарского занятий должны отвечать следующим требованиям:

- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

-обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

-быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

- быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.

Структура лекции включает элементы:

- вступление (вводная часть);

- основная часть (раскрытие основных вопросов);

- заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать  и  настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- формулировка цели лекции;

- изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

- характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

- ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определя-ется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

Структура семинарского занятия должна включать следующие элементы:

- вступительное слово преподавателя,

- основная часть,

- заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие

Критерии оценки содержания сценария лекции: соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе  учебной дисциплины; соответствие содержания лекции теме; научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии; информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дает¬ся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).

Критерии оценки содержания сценария семинарского занятия: соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины; качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегружен¬ный и т.п.); отчетливость постановки цели семинарского занятия; обсуждение дискуссионных вопросов; рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства; раскрытие органического единства 

 
стр. 15
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
теории и практики; профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.); реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

Критерии оценки:

- оценка «Отлично» выставляется магистранту, если выполнены все требования к написанию сценария занятия, соблюдена структура занятия, логично изложен материал; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к внешнему оформлению;

- оценка «Хорошо» выставляется магистранту, если основные требования к сценарию выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность, имеются упущения в оформлении;

- оценка «Удовлетворительно» выставляется магистранту, если имеются существенные отступления от требований к написанию сценария. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании сценария; отсутствуют выводы;

- оценка «Неудовлетворительно» выставляется магистранту, если тема сценария занятия не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание сущности работы или сценарий не представлен.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов и докладов

1.Образование как всеобщая форма развития личности, общественного сознания и общества.

2.Образование как единство обучения, воспитания и развития личности.

3.Психолого-педагогический эксперимент как метод педагогического исследования.

4.Современные концепции развития высшего образования.

5.Многоуровневая система высшего образования. Развитие различных типов ВУЗов.

6.Последипломное образование как средство непрерывного образования.

7.Образовательные стандарты как элемент государственной политики в сфере образования.

8.Процессы интеграции и интернационализации в высшем образовании.

9.Мировые тенденции развития высшего образования.

10. Система методов обучения в техническом вузе. Традиционные и активные методы обучения в высшей школе.

11. Роль и место производственной практики в формировании студента.

12. Пути активизации познавательной деятельности на практических занятиях.

13. Сущность и роль научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Формы и способы организации НИРС в вузе.

14. Самостоятельная работа как составляющая образовательного процесса.

15. Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала.

16. Сущность системы зачетных единиц-кредитов.

17. Понятие о средствах обучения, их классификация. Педагогические требования, предъявляемые к средствам обучения в высшей школе.

18. Технология дистанционного обучения.

19. Игровые технологии обучения (деловые, ролевые, имитационные игры).

20. Коммуникативные технологии обучения (групповая дикуссия, «мозговой штурм», пресс-конференция и др.).

21. Использование интернет-ресурсов в учебном процессе вуза.

Критерии оценки:

– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её 

 
стр. 16
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.

«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.

«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету

1. Предмет и категории педагогической науки

2. Связь педагогической науки с другими науками

3. Сущность и структура дидактики

4. Методы обучения в высшей школе.

5. Принципы обучения в высшей школе

6. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

7. Структура педагогической деятельности

8. Общее представление о лекционной форме преподавания.

9. Виды и функции лекций

10. Методические аспекты подготовки лекции

11. Методика проведения лекционного занятия

12. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции

13. Сущность и виды семинарских занятий

14. Методика проведения семинарского занятия

15. Методические аспекты проведения лабораторных занятий

16. Классификация технологий обучения

17. Виды рейтингового контроля при модульном обучении

18. Методы активного обучения

19. Проблемное обучение в вузе

20. Культура речи педагога вуза

21. Стили педагогического общения

22. Этапы педагогического общения

23. Особенности развития личности студента

24. Социальная адаптация студентов в вузе

25. Типология личности студента и преподавателя вуза

26. Способы коммуникативных воздействий преподавателя

27. Проблемы повышения успеваемости студентов

28. Психологические особенности воспитания студентов

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результаты зачета:

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы педагогики и психологии высшей школы, в полном объеме раскрвает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы педагогики и психологии высшей школы, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шарипов Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
Москва: Логос, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66421.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 17
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Самойлов В.Д.
Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
https://www.iprbookshop.ru/81528.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
136 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
стр. 18
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
206 Б1
Кабинет методики преподавания математики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, интерактивная доска, экран, проектор, компьютер, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
207 Б1
Лекционная аудитория. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, проектор, экран, системный блок, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только 

 
стр. 19
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование -один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от тек¬ста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистрант повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические указания к подготовке и проведению учебной дискуссии по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

 
стр. 20
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
Во время дискуссии обучающиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

- подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;

- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми участниками);

- корректность поведения участников;

- умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадии вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция.

Критерии оценивания дискуссии:

Оценка «5» (отлично) ставится, если: обучающийся полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.

Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

Методические указания по составлению  и заполнению таблицы

Таблица - это графическая форма представления количественных и качественных данных в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных.

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.

Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию.

В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Виды таблиц:

- простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении;

-  групповая таблица, где данные разделяются по конкретному признаку;

-  комбинированная таблица, где деление данных осуществляется сразу по нескольким признакам.

При составлении таблицы важно выбрать существенные характеристики предмета изучения, точно сгруппировать материал, учесть сопоставимость данных, их однородность.

В таблицах необходимо приводить только точные данные.

При работе с заполнением таблицы может использоваться формализованный конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению сводной (обобщающей) таблицы:

1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.

2. Проанализируйте учебный материал, выявите необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения (характерные признаки, черты, виды и т.д.).

3. Ознакомьтесь с образцом оформления таблицы (при наличии).

 
стр. 21
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
4. Продумайте и начертите сетку таблицы. Обозначьте заголовки граф таблицы.

5. Заполните таблицу.

6. Содержание таблицы полностью должно соответствовать заданной теме. Не следует вносить излишнюю информацию, не принадлежащую рассматриваемой теме.

7. Представленный материал должен быть кратко и лаконично сформулирован.

8. Не допускайте пустых незаполненных граф.

9. Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.

Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Критерии оценки:

-  соответствие содержания теме;

-  логичность структуры таблицы;

-  правильный отбор информации;

-  наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- соответствие оформления требованиям;

-  работа сдана в срок.

Критерии оценки в баллах:

5» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.

«4» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В оформлении таблицы имеются помарки.

«3» – в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой.

«2» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно.

Методические указания по выполнению творческой работы

Процесс работы над  любым исследованием, в том числе и над исследованием по литературе  включает в себя ряд последовательных действий.

1. Определение темы творческой работы

Успешность творческой работы во многом зависит от выбранной темы. Важно, чтобы тема была не только актуальна, но и интересна самому студенту, отражала круг его интересов и вызывала эмоциональных отклик.

Как правило, существует перечень тем для творческих работ, рефератов и т.д. Тема может быть предложена как преподавателем, так и обучающимся (в этом случае ее целесообразность обязательно оговаривается с руководителем, при необходимости корректируется формулировка).

Рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, что позволит детальнее рассмотреть вопрос, сделать интересные наблюдения по тексту.

Следует отдавать предпочтение темам, мало изученным на сегодняшний день.

2. Чтение и перечитывание выбранного текста

Этот этап работы является одним из важнейших при работе над исследованием. Произведение должно быть прочитано внимательно, вдумчиво («под лингвистическим микроскопом»). В процессе чтения обязательно делаются необходимые пометки, акцентируется внимание на значимых для исследования моментах. Фиксироваться могут и эмоциональные реакции читающего, возникающие образы.

Однако важно в дальнейшем еще и структурировать, сгруппировать все наблюдения по тексту. Здесь полезным будет составление картотеки, где будут приведены необходимые цитаты и обязательно указана страница.

Набранный материал потребуется для дальнейшей работы над творческим исследованием и будет пополняться.

Для написания творческой работы  нельзя ограничиваться лишь первым прочтением текста, произведение должно быть прочитано еще раз под определенным углом зрения, заявленным самой темой.

3. Подбор и изучение научных публикаций по теме исследования

Изучение базовых научных трудов позволит существенно расширить и скорректировать сложившиеся представления и знания о проблеме. Целесообразно начинать изучение литературы с учебных пособий, после этого можно переходить к рассмотрению монографий, статей, словарей, материалов электронных источников. Следует обращать внимание на авторитетные источники.

Важно не просто изучить научную литературу по теме, но и сделать необходимые выписки с обязательным указанием источника и страницы, попытаться систематизировать этот материал и сделать соответствующие выводы.

4. Составление плана и формирование структуры исследования

Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследование, в нем отражаются основные этапы развертывания темы. При его составлении следует учитывать, что:

- план должен быть развернутым;

- части должны быть примерно одинаковы по объему;

- план должен соответствовать содержанию исследования.

Содержательная часть творческой работы имеет следующую структуру:

- титульный лист

 
стр. 22
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
- оглавление

-введение (отражает понимание актуальности исследования, его целей и задач, практической значимости);

- основная часть (может дробиться на главы, параграфы, пункты, при этом обязательна логичность изложения, после каждой главы, параграфа делаются выводы и обобщения)

- заключение (подводит итоги всей работы, в нем отражаются результаты и предполагается видение дальнейших перспектив)

- список использованной литературы (обязателен в любой научно-исследовательской работе, располагается в конце в алфавитном порядке с точным указанием выходных данных);

приложение  - по необходимости.

5. Написание текста творческой работы

После составления плана переходят непосредственно к самому изложению материала, где подтверждаются выдвинутые гипотезы. Особое внимание следует обратить на оформление работы.

После написания творческая работа предоставляется научному руководителю для проверки, внесения замечаний и корректировки.

Исследование дорабатывается с учетом замечаний, вносятся необходимые изменения. Только после этого оформляется чистовой вариант.

Творческая работа должна быть написана научным языком с соблюдением правил грамматики, орфографии и пунктуации, с учетом особенностей научной речи (точность, однозначность, логичность и т.д.). Следует помнить, что в современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной, где недопустимым является употребление личного местоимения «я». Так, вместо фразы «я считаю» следует употреблять «мы считаем» или «считается».

Творческая работа должна представлять собой целостное стилистически однородное и завершенное исследование.

Оформление творческой работы

Творческая работа – исследование, к которому предъявляются конкретные требования.

1.Работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с принятыми стандартами.

2. Исследование выполняется 14 кеглем, шрифт – Times New Roman,  междустрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.

3. Страницы текста должны быть пронумерованы и иметь поля – по 2 см сверху и снизу, слева – 3 см, справа – 1 см. Нумеровать страницы следует, начиная с 3 страницы (на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится)

4. Каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, список литературы) начинается с новой страницы. Заголовки  пишутся строчными буквами, выравниваются   по центру строки  и выделяются жирным шрифтом. После названия раздела, главы, параграфа, располагаемого по центру строки, точка не ставится. Не допускается подчеркивание  и перенос заголовков.

5. Примеры из литературных источников  заключаются в кавычки и  выделяются  курсивом, после них  оформляются сноски.

6. Цитаты из научной литературы также закавычиваются и требуют после себя ссылки на источник.

6. Ссылки набираются в квадратных скобках. Например, [9, 27]. Здесь 9- номер источника, указанного в списке литературы, 27 – номер страницы. Ссылка может оформляться и по-другому. Например [Есин 2008: 32]. (Фамилия автора, год издания, страница)

7. Особое внимание обращается на оформление списка литературы.

Защита творческой работы

Защита творческой работы может осуществляться на научно-практических конференциях, на занятиях, а также  в рамках устного экзамена.

Защита творческого  исследования – это публичное краткое, но содержательное представление работы, после которого обучающийся отвечает на вопросы, возникшие у слушателей по ходу выступления.

Содержание доклада (сообщения)  должно быть тщательно продумано, т. к. на процедуру защиты отводится ограниченное количество времени (не более 10 минут).

При подготовке к защите следует еще раз прочитать текст творческой работы. В целях соблюдения регламента необходимо заранее самостоятельно определить, сколько времени занимает выступление и исключить несущественное.

Выступление должно быть четким, продуманным и отражать основные положения творческой работы. Обязательны примеры. Лучше, если защита будет сопровождаться каким-либо раздаточным материалом или электронной презентацией.

Следует следить за речью, избегать грамматических ошибок, также необходимо обращать внимание на интонацию, темп речи (он не должен быть слишком быстрым или, напротив, медленным),  и дикцию.

После выступления обучающийся должен быть готов ответить на вопросы. Отвечать нужно четко на поставленный вопрос, соблюдать тактичность. Если содержание вопроса не являлось объектом исследования и не рассматривалось в работе (следовательно, студент испытывает затруднения при ответе), необходимо корректно заявить об этом и обязательно принять во внимание указанный вопрос при дальнейшей работе над творческим проектом.

Методические рекомендации по подготовке к зачету по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

Изучение дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету магистранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка магистранта к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном 

 
стр. 23
УП: 01.04.01_2022_643М.plx
 
виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету магистрантам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.