2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Мир минералов_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мир минералов
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.м.н., доцент, Шитов А.В. _______________
 
 
Мир минералов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Познакомить студентов с минералогией, составом, характеристикой и использованием минералов
1.2
Задачи: 1. Познакомиться с классификацией и основными характеристиками минералов

2. Познакомиться с основными минералами

3. Познакомиться с методами обработки и использованием минералов

4. Узнать о минералах Алтая

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектная деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Понимает особенности изучения классификации минералов.
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
 
Понимает характеристики минералов и горных пород и их использование в народном хозяйстве.
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
Использует знания о драгоценных и поделочных минералах, их определении.
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
Понимает особенности минералогии и кристаллографии.
ИД-4.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Минералы мира
 
1.1
Минералы мира /Лек/
10
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Минералы Алтая
 
2.1
Минералы Алтая /Пр/
18
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3.1
/Ср/
34,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
ФОС по дисциплине Мир минералов предназначен для текущего и промежуточного контроля знаний студентов. Он состоит из контроля сведений из разделов дисциплины и лабораторных работ, выполнение которых показывает степень знаний студентов по данной дисциплине.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Раздел 1. Минералы мира

4.Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:

Типовые задания для оценки знаний, умений, навыков.

1. Что означает слово «минералогия?

2. Назовите основные принципы классификации минералов.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.

«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.

«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:

«5» – верно выполнено более 90% заданий.

«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.

«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.

«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

Раздел: Введение в кристаллографию

Понятия: минерал, минеральный вид. Кристаллография. Кристаллическая решетка, типы кристаллических решёток. Свойства кристаллического вещества. Образование и рост кристаллов.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

При каких условиях возникают кристаллы?

Как влияют скорости роста кристаллов на характер граней?

Приведите примеры создания искусственных кристаллов.

Результаты проведенной работы оформляются студентами в тетради для лабораторных и занятий и могут сдаваться на проверку преподавателю. Возможен устный ответ на контрольные вопросы.

Ожидаемый результат: сформировать основу представлений о минералах как о природных химических соединениях кристаллической структуры.

Форма контроля знаний, умений: представление выполненных моделей кристаллических решеток минералов, проверка тетрадей для лабораторных работ или устный опрос по контрольным вопросам и заданиям.

Критерии оценивания:

 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Критерии оценивания:

«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.

«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.

«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:

«5» – верно выполнено более 90% заданий.

«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.

«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.

«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

Тема: Минералогия. Определения и принципы классификации

Рассматриваемые вопросы:

Минералогия. Понятие минералогии. Физические (диагностические) свойства минералов. Морфология минералов и их агрегатов. Классификация минералов, принципы классификации.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

Что такое спайность? Ее виды.

Назовите минералы шкалы твердости Мооса.

Какой облик могут иметь минералы?

Какие признаки положены в основу классификации минералов?

Результаты проведенной работы оформляются студентами в тетради для лабораторных и занятий и могут сдаваться на проверку преподавателю. Возможен устный ответ на контрольные вопросы.

Ожидаемый результат: формирование представлений о диагностических признаках минералов, формах их нахождения в природе, принципах классификации.

Форма контроля знаний, умений: проверка тетрадей для лабораторных работ или устный опрос по контрольным вопросам и заданиям.

Лабораторное занятие № 4 (1 час)

Тема: Минералы группы кварца, полевые шпаты, слюды

Рассматриваемые вопросы: Описательная минералогия: группа кварца, полевые шпаты, слюды.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

Какое происхождение имеет мусковит?

Охарактеризуйте кварц, халцедон, опал.

В чем отличие микроклина от ортоклаза?

В каких целях используют вышеуказанные минералы?

Результаты проведенной работы оформляются студентами в тетради для лабораторных и занятий и могут сдаваться на проверку преподавателю. Возможен устный ответ на контрольные вопросы.

Ожидаемый результат: формирование представлений об отличительных особенностях минералов группы кварца, полевых шпатов, слюд, их важнейших диагностических признаках, формах их нахождения в природе, об их хозяйственном значении.

Форма контроля знаний, умений: проверка тетрадей для лабораторных работ или устный опрос по контрольным вопросам и заданиям.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.

«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.

«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:

«5» – верно выполнено более 90% заданий.

«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.

«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.

«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Минералы, их классификация.

Минералы Алтая.

Коллекции минералов.

Музеи камней Алтая.

Драгоценные камни.

Поделочные камни.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ по теме письменной работы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.

«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность.

«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность.

«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.

Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:

Становление минералогии, как науки.

Физические свойства минералов.

Роль минералов в промышленности и в сельском хозяйстве.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1.Минералогия.

2.Понятие минералогии.

3.Физические (диагностические) свойства минералов.

4.Морфология минералов и их агрегатов.

5.Классификация минералов, принципы классификации.

6.Что такое спайность? Ее виды.

7.Назовите минералы шкалы твердости Мооса.

8.Какой облик могут иметь минералы?

9.Какие признаки положены в основу классификации минералов?

10.Минералы группы кварца,

11.Полевые шпаты,

12.Слюды

13.Драгоценные камни

14.Исторические камни

15.Поделочные камни

Критерии оценивания:

«5» – дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, продемонстрировано знание предмета в полном объеме, приведены собственные примеры по проблематике поставленных вопросов, изложение материала логично, выводы аргументированы.

«4» – дан развернутый ответ на поставленные вопросы, приводятся примеры, в ответе присутствует логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

«3» – дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, плохо прослеживается связь между ответом и выводами, недостаточная логичность и последовательность ответа.

«2» – дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, в работе отсутствуют выводы.

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:

«5» – верно выполнено более 90% заданий.

«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.

«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.

«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гусев А. И., Бочаров В. Л.
Основы минералогии и петрографии: учебное пособие
Бийск: АГГПУ, 2018
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/7614/read.php
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Летин А. Л.
Практикум по геологии: учебно-методическое пособие
Воронеж: ВГПУ, 2022
https://e.lanbook.com/book/253409
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
228 А1
Лаборатория геодезии с основами картографии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Выставочная коллекция минералов и горных пород; специализированные карты: тектоническая, геологическая, шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции. Шкаф(ы) для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы работы: лекции,

Вещественный состав земной коры. Понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые», «руда», их взаимосвязь.

Минерал, горная порода, полезные ископаемые, руда

Формы работы: Лабораторные

Работать с коллекциями горных пород и минералов

http://geografya.ru/

Практическое занятие. Знакомство с минералом, горной породой и рудой.

Работа с коллекциями минералов и горных пород.

http://geografya.ru/

 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Формы работы Лекции:

Минералы, их физические свойства, классификация.

Свойства минералов: цвет, блеск, твердость, внешние формы, спайность, химические свойства

Минералы, их физические свойства и классификация. Свойства минералов: цвет, блеск, твердость, внешние формы, спайность, химические свойства. Шкала твердости Мооса. Знакомство с определителями минералов

Минералы, их физические свойства

Формы работы лабораторные

Определять физические свойства минералов

http://www.mineral.nsu.ru/

Определение свойств минералов. Работа со шкалой Мооса и определителями

Шкала Мооса

Определять минералы и их свойства

http://www.mineral.nsu.ru/

Классификация минералов по их химическому составу

самородные элементы: медь, золото, серебро, графит, алмаз, сера; окислы: кварц, халцедон, магнетит, ильменит, гематит лимонит, корунд;

силикаты: полевые шпаты, роговая обманка, авгит, берилл, нефелин, гранаты, циркон, топаз, турмалин, слюда, тальк, оливин, серпентин, хлорит, эпидот; карбонаты: кальцит, доломит, азурит, сода, магнезит, сидерит, малахит; галоиды: галит, сильвин, флюорит, карналлит; фосфаты: апатит, фосфорит; сульфиды: галенит, сфалерит, халькопирит, пирит, киноварь; сульфаты: гипс, ангидрит, мирабилит.

Химический состав минералов

Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе)о свойствах минералов.

Зачет будет происходить по вопросам лекций, отмеченных в ФОС текущего контроля и также по результатам лабораторных занятий по определению минералов по их свойствам.