(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.03.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
2. Выработать умение анализа процессов морфогенеза, клеточной дифференцировки и роста в индивидуальном развитии.
ции
ракт.
2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме защиты лабораторной работы и тестовых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
ТЕМА: ГАМЕТОГЕНЕЗ. СПЕРМАТОГЕНЕЗ
Цель занятия: Ознакомится с различными стадиями развития мужских половых клеток, и проследить за преобразованием клеток в процессе сперматогенеза.
Задание:
1. Разобрать теоретический материал, касающийся процессов сперматогенеза.
2. Рассмотреть и зарисовать микропрепараты:
а) сперматозоиды петуха
б) сперматозоиды морской свинки
в) семенник крысы
3. Сравнить процессы оогенеза и сперматогенеза на основании пройденного материала.
Ход работы
1. На малом увеличении найти участок препарата, где клетки лежат отдельно друг от друга, изучить их при большом увеличении. Эти сперматозоиды
являются типичными, поскольку четко разделяются на головку и хвост. Их головки выглядят в виде штрихов или скобочек. В головке располагается
крупное компактное ядро. В цитоплазме переднего отдела головки находится акросома, которая на световом уровне не видна. Шейка у данного вида
сперматозоидов очень мала и незаметно переходит в промежуточный отдел хвостика.
2. Зарисовать и обозначить сперматозоиды петуха, морской свинки, крысы.
3. Сделать вывод по работе.
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень (90-100 %) - Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.
«хорошо», пороговый уровень (75-89 %) - Студент показал умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.
«удовлетворительно», пороговый уровень (60-74 %) - Затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии в рамках данной темы; неполное знакомство с рекомендованной литературой.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован (менее 60 %) - Незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе; недостаточное знакомство с рекомендованной литературой.
Примерные тесты входного контроля
Входной контроль
1. Для какого класса животных характерно прямое развитие (без метаморфоза)?
насекомые
амфибии
птицы
нет верного ответа
2. Меробластическое дробление протекает в оплодотворенной яйцеклетке, которая относится к типу ...
алецетальная
олиголецетальная
резко телолецетальная
изолецетальная
мезолецетальная
3. Тип дробления зависит от
количества и распределения в овоплазме желтка
размера яйцеклетки
типа развития
типа оплодотворения
4. В результате дробления образуется многоклеточный зародыш - ...
гаструла
нейрула
бластула
зигота
морула
5. Деление дробления отличается от митотического деления соматических клеток отсутствием ...
синтетической фазы
G1 стадии интерфазы
интерфазы
цитокинеза
телотомии
Примерные тесты текущего контроля 1
1. Из какого зародышевого листка образуются кожные покровы?
эктодерма
энтодерма
мезодерма
мезенхима
2. С помощью какого деления в клетке вдвое уменьшается число хромосом
митоз
мейоз-1
мейоз-2
все ответы верны
3. В какую из стадий митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки
профаза
метафаза
анафаза
телофаза
4. Блок меойза 1 завершает клеточное деление на стадии
лептотены
зиготены
пахитены
диплотены
диакинеза
5. Какое из названий не соответствует клетке с меньшим количеством желтка,образующейся при мейозе 1, мейозе 2 овогенеза?
оотида
полярное тельце
направительное тельце
редукционное тельце
Примерные тесты текущего контроля 2
1. Полисмермию сиключает ...
акросомная реакция
кортикальная реакция
ооплазматическая сегрегация
дистантное взаимодействие гамет
яйцеклетка
сперматозоид
соматическая клетка
клетка зародыша на стадии дробления
3. Образование акросомы и жгутика сперматоцита происходит в стадию
роста
размножения
созревания
формирования
4. Зародыш на стадии дробления называется
гаструла
нейрула
бластула
плод
5. Индивидуальное развитие организма от образования зиготы до старения и смерти – это ________________________
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень - если студент выполнил 90–100 % заданий
«хорошо», пороговый уровень - если студент выполнил 75–89 % заданий
«удовлетворительно», пороговый уровень - если студент выполнил 60–74 % заданий
«неудовлетворительно», уровень не сформирован - если студент выполнил менее 60 % заданий
1.Рост ооцитов (превителлогенез, вителлогенез). Способы питания ооцита (диффузный, солитарный, нутриментарный, фолликулярный).
2.Фолликулярные клетки и их функции. Созревание ооцита и виды фолликулов.
3.Оогенез. Схема оогенеза.
4.Блок мейоза ооцита и его биологический смысл. Виды блоков мейоза.
5.Вителлогенез. Классификация яиц по количеству и расположению откладываемого желтка. Эндогенный и экзогенный желток.
6.Сперматогенез. Схема сперматогенеза. Спермиогенез.
7.Оплодотворение. Виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Функции сперматозоида при оплодотворении. Взаимодействие гамет при оплодотворении (дистантные, контактные).
8.Акросомная реакция и реакция активации яйцеклетки. События, происходящие после вхождения сперматозоида в яйцеклетку.
9.Партеногенез. Классификация партеногенеза (естественный и искусственный, гаплоидный и диплоидный, амейотический и мейотический). Пути восстановления диплоидности. Андрогенез.
10.Дробление. Функции дробления. Характеристика синхронного и асинхронного подпериодов дробления. Типы дробления
11.Типы и виды дробления в зависимости от количества и расположения желтка в цитоплазме
12.Бластуляция. Строение бластулы. Типы бластул.
13.Гаструляция. Способы гаструляции. Строение гаструлы.
14.Типы закладки мезодермы. Карты презумптивных зачатков.
15.Нейруляция. Строение нейрулы.
16.Основные производные зародышевых листков.
17.Процессы, лежащие в основе органогенеза.
18.Ранние стадии развития ланцетника.
19.Ранние стадии развития амфибий.
20.Ранние стадии развития птиц.
21.Ранние стадии развития млекопитающих.
22.Имплантация. Функции плаценты. Типы плацент.
23.Провизорные органы. Желточный мешок. Амнион. Аллантоис. Строение и функции.
Критерии оценивания
«зачтено» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы.
«незачтено» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы,
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.
Домашнее задание (к каждому занятию).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке и защиты лабораторного занятия
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к лабораторному занятию. Цель подготовки – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Выполнению работы предшествует обсуждение и повторение теоретического материала. Повторение теоретического материала основано на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Биология размножения и развития» завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы зачёта.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал и итоговому тестированию в системе Moodle.gasu.ru. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 15 минут с момента получения им вопроса.