(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
35.04.04 Агрономия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
• сформировать профессиональную позицию по отношению к другим участникам образовательного процесса.
ции
ракт.
Имидж ведущего, его роли, принципы работы. Стили руководства группой.
Практическое тренинговое занЯтие на знакомство и сплочение. /Пр/
Составить конспект тренингового занятия на знакомство или сплочение группы. /Ср/
Репрезентативная система.
Характер. Темперамент.
Самоидентификация в формировании позитивного социального портрета
Практическое тренинговое занятие. /Пр/
Составить конспект тренингового занятия по теме. /Ср/
Эффективное разрешение конфликтов.
Стратегии поведения в конфликте.
Профилактика конфликтов.
Практическое тренинговое занятие. /Пр/
Составить конспект тренингового занятия по профилактике конфликта в коллективе.
/Ср/
Составить конспект тренингового занятия по теме. /Ср/
Практическое тренинговое занятие /Пр/
Составить конспект тренингового занятия по теме. /Ср/
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Социально-психологический тренинг.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, тренинга
1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или
общественно-политическую проблему называется…
а) докладом
б) сообщением
в) отчетом
г) беседой
2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего
– это…
а) взаимодействие
б) ситуация
в) восприятие
г) событие
3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…
а) если руководитель и подчиненный родственники
б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго
деловая
в) если руководитель значительно старше по возрасту
г) уместно во всех перечисленных ситуациях
19
4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать
темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ
личной сферы)?
а) максима великодушия
б) максима такта
в) максима симпатии
г) максима скромности
5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по
этикету?
а) «Мужчина, вы выходите?»
б) «Девушка, вы выходите?»
в) «Извините, вы выходите?»
г) «Мужик, ты выходишь?»
6. Цель дискуссии
а) победить, используя любые средства
б) победить, используя только корректные приемы
в) достичь истины, используя только корректные приемы
г) у дискуссии нет цели
7. К какому роду публичной речи относится поздравительная речь?
а) к социально-политическому красноречию
б) к социально-бытовому красноречию
в) к академическому красноречию
г) к судебному красноречию
8. В спорте выделяют:
+ А. Инвалидный, массовый, детский, юношеский, высших достижений.
Б. Олимпийский, дворовый, любительский.
В. Любительский, профессиональный, массовый.
9. Спорт это:
А. Диета, упражнения, правильное дыхание.
Б. Физические упражнения и тренировки.
+ В. Диета, упражнения, правильное дыхание. Деятельность, проводимая в соответствии с некоторыми правилами, состоящая в честном сопоставлении сил и способностей участников.
10. Отличительным признаком физической культуры является:
+ А. Правильно организованный и воспроизводимый алгоритм движений.
Б. Использование природных сил для восстановления организма.
В. Стабильно высокие результаты, получаемые на тренировках.
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга.
, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Текущий контроль 1.
Тест 1.
1. Какое из утверждений лучше определяет социально-психологический тренинг:
1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе
2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов
3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия
4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания
2. Термин «групповая динамика» обычно используется для:
1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов
2. Объяснения происходящих в группе процессов
3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе
4. Все сказанное
5. Сказанное в пп. 1 и 2
3. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:
1. Задачи и цели группы
2. Групповые нормы
3. Систему поощрений и наказаний
4. Структурно-ролевые характеристики группы
5. Характеристики групповой сплоченности и напряжения
6. Проекции прошлого опыта
7. Формирование подгрупп
8. Фазы развития группы
4. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:
1. Ориентировки и зависимости
2. Напряжения и агрессии
3. Полураспада
4. Формирования рабочей группы
5. Рабочей группы
5. Обычно в цели социально-психологического тренинга НЕ входит:
1. Развитие базового доверия
2. Изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями
3. Освоение членами группы новых моделей поведения
4. Развитие навыков разрешения внутренних проблем
6. Какие типы руководителей групп наиболее эффективны:
1. Либеральные руководители и личностно-нейтральные лидеры
2. Командиры и опекуны
3. Стимуляторы, социальные инженеры, опекуны
4. Социальные инженеры и командиры
7. В каком утверждении верно сформулирована цель введения групповых норм:
1. Дисциплинирует участников
2. Повышает авторитет терапевта
3. Направлено на обеспечение обстановки безопасности в группе
4. Блокирует реакции переноса
8. Понятие норм групповой работы лучше всего описывается утверждением:
1. Проецируемые на работу группы и тем самым способствующие социальной адаптации ее членов
существующие в обществе поведенческие нормы
2. Вводимая тренером система правил поведения в группе и санкций за их нарушение
3. Вырабатываемые группой конкретные правила поведения, направленные прежде всего на обеспечение
психологической безопасности в группе
4. Система поведенческих ограничений, обеспечивающих лидерство тренера и результативность применяемых
им методов
9. В предложенную Р. Шиндлером классификацию основных ролей в группе НЕ входит:
1. Альфа — лидер
2. Бета — эксперт
4. Омега — аусайдер
5. Тета — шизофреник
10. Что из перечисленного НЕ является активно действующим фактором в социально-психологическом тренинге:
1. Групповая динамика
2. Структура характера каждого из членов группы
3. Групповые нормы
4. Социальные роли
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Текущий контроль 2.
Тест 1.
1. На начальной фазе социально-психологического тренинга члены группы
обычно:
1. Стремятся быть принятыми тренером
2. Стремятся к независимости от группы
3. Стремятся к независимости от тренера
4. Стремятся быть принятыми группой
5. Объединяются для конфронтации с тренером
2. При переживании угрозы со стороны группы участники скорее всего будут реагировать:
1. Бороться за власть
2. Давать полезные обратные связи
3. Реагировать в защитной манере
4. Использовать интеллектуализацию
3. Конфронтация в социально-психологическом тренинге понимается как:
1. Конфликт позиций и мнений членов групп
2. Противопоставление позиций и мнений психотерапевта и группы
3. Открытая встреча членов группы с самими собой
4. Способ борьбы за власть
4. Значение конфронтации для социально-психологического тренинга описывается утверждением:
1. Это то, чего следует всячески избегать
2. Один из ведущих механизмов
3. Следствие низкой квалификации психолога-тренера
4. Неизбежный артефакт
5. Ведущее средство конфронтации в социально-психологическом тренинге:
1. Критика и самокритика
2. Стимуляция психотерапевтом
3. Обратные связи между членами группы
4. Работа с коллективным бессознательным
6. Синонимами групповой дискуссии являются все термины, КРОМЕ:
1. Свободная дискуссия
2. «Мозговой штурм»
3. Неструктурированная дискуссия
4. Открытая дискуссия
5. Обсуждение
7. Какое из утверждений лучше характеризует молчание в группе:
1. Представляет собой проблемную ситуацию
2. Может вызывать негативные чувства
3. Полезно как средство оптимизации уровня напряжения
4. Продуктивно, если после него участники обсуждают свои чувства в этот период
5. Слишком длительное молчание может снизить групповое напряжение
6. Все сказанное
8. Власть и конфликт в группе тесно связаны между собой. Какое из утверждений лучше других описывает конфликтогенную ситуацию:
1. Участник, обладающий достаточной властью, хочет заставить других сделать что-то
3. Участник, не обладающий необходимой властью, хочет заставить других сделать что-то, против чего у них нет возражений
4. Участник хочет от других чего-то, что они сами хотят, и обладает необходимой властью
9. Какое из утверждений лучше других описывает задачи группы встреч:
1. Оптимизация когнитивных карт участников
2. Психодинамический анализ социального поведения
3. Психологическая коррекция и оптимизация межличностного общения
4. Личностный рост
10. В рационально-эмотивных и когнитивно-поведенческих группах внимание уделяется больше мыслям, чем чувствам. Это помогает участникам осознать:
1. Самоотрицание
2. Защиты
3. Стремление говорить о себе
4. Депрессию
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Социально-психологического тренинга, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Социально-психологического тренинга, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Оценочное средство Тренинговое занятие
Тематика тренингового занятия
1. Тренинговое занятие-знакомство № 1
2. Тренинговое занятие-знакомство № 2
3. Психологическая лаборатория № 1 (самопрезентация, самопознание)
4. Психологическая лаборатория № 2 (самопрезентация, самопознание)
5. Тренинговое занятие на развитие социальной компетентности
6. Тренинговое занятие на развитие сплоченности
7. Тренинговое занятие на развитие социально-психологической устойчивости к культурному многообразию
8. Тренинговое занятие по формированию позитивного мировосприятия
9. Тренинговое занятие по формированию стрессоустойчивости
СТРУКТУРА конспекта тренингового занятия
1. Тема
2. Цель
3. Задачи
4. Участники
5. Место
6. Материалы
7. Ход занятия (упражнения)
(Разминка, Основной этап, Заключительный этап)
8. Выводы и самоанализ
Критерии оценки:
«Зачтено»: конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Показал умение самостоятельно работать в процессе подбора упражнений.
Занятие проведено. Цель занятия достигнута. Студент продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Ориентировался в созданной обстановке работы, вызвал активность у каждого члена группы. Получил положительные отзывы у участников занятия. Показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.
«Незачтено»: конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Имеются значительные замечания руководителя.
1. Социально-психологический тренинг как форма организации совместной работы
2. Психологические особенности тренинговой группы.
3. Цели и задачи тренинговой группы.
4. Преимущества групповой формы психологической работы.
5. Групповые нормы.
6. Ролевые позиции в группе.
7. Личность ведущего тренинговой группы.
8. Имидж ведущего, его роли, принципы работы
9. Стили руководства группой.
10. Ведущие каналы восприятия мира. Репрезентативная система.
11. Характер.
12. Темперамент.
13. Самоидентификация в формировании позитивного социального портрета.
14. Общение в жизни современного человека.
15. Стороны общения.
16. Виды общения.
17. Вербальное общение.
18. Невербальное общение.
19. Точность межличностного восприятия.
20. Эмпатия.
21. Конфликт, причины его возникновения.
22. Эффективное разрешение конфликтов.
23. Стратегии поведения в конфликте. Принятие коллективных решений
24. Толерантность. Роль толерантности в современном обществе.
25. Толерантная личность. Интолерантная личность.
26. Стереотипы межэтнического восприятия.
27. Психология стресса. Стресс, его виды, причины.
28. Стрессоустойчивость.
29. Эмоциональное выгорание.
30. Сохранение психического здоровья. Медитация. Релаксация.
31. Арт-терапия, ее виды.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
Результаты зачета:
- "Зачтено", повышенный уровень: строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
-"Зачтено", пороговый уровень: строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. В выводах допускает незначительные ошибки. Речь грамотна. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
- "Не зачтено", уровень не сформирован: ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.
РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Социально-психологический тренинг — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.
СТРУКТУРА конспекта тренингового занятия
1. Тема
2. Цель
3. Задачи
4. Участники
5. Место
6. Материалы
7. Ход занятия (упражнения)
№ упражнение содержание
Разминка
1
2…
Основной этап
2..
Заключительный этап
1
2…
8. Выводы и самоанализ
Критерии оценки:
«Зачтено»: конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Показал умение самостоятельно работать в процессе подбора упражнений.
Занятие проведено. Цель занятия достигнута. Студент продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Ориентировался в созданной обстановке работы, вызвал активность у каждого члена группы. Получил положительные отзывы у участников занятия. Показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.
«Незачтено»: конспект занятия составлен в соответствии с выбранной темой и со структурой занятия; включает упражнения, соответствующие этапам занятия. Имеются значительные замечания руководителя.
Занятие проведено. Студент не продемонстрировал коммуникативные навыки работы с группой, умение организовать и руководить работой группы. Не достаточно ориентировался в созданной обстановке работы, не вызвал активность у каждого члена группы. Получил отрицательные отзывы у участников занятия. Не показал умение анализировать процессы своей подготовки к занятию и его проведения, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.
Методические рекомендации по подготовке ПРЕЗЕНТАЦИИ
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.
Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно
Основные критерии оценки ответа:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.
Критерии оценки:
«Зачтено» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
«Незачтено» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.