2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Безопасность жизнедеятельности_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
63,5
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
34
34
34
34
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
45,75
45,75
45,75
45,75
Сам. работа
63,5
63,5
63,5
63,5
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Попова Е.В.
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 7  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна 

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна 

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна 

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна 

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна 

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мнения и поведения.
1.2
Задачи: - идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

- предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- защита от опасности;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
2.1.2
Основы информационной культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
- знает: теоретические основы безопасности жизнедеятельности и правила безопасного поведения в условиях современной жизни; - умеет: оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим в условиях профессиональной деятельности, соблюдать нормы здорового образа жизни; - владеет: методиками для поддержания физической подготовленности.
ИД-1.УК-7: Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и демонстрирует основы медицинских знаний, соблюдает нормы здорового образа жизни
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
- знает: классификацию чрезвычайных ситуаций, принципами и способами организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий. - умеет: идентифицировать негативные воздействия среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения; - владеет: навыками применения индивидуальных средств защиты для защиты населения от опасностей.
ИД-1.УК-8: Знаком с общей характеристикой обеспечения безопасности и устойчивого развития общества; классификацией чрезвычайных ситуаций, принципами и способами организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при веде-нии военных действий.
 
- знает: правила безопасного поведения в условиях повседневной жизни и профессиональной деятельности; - умеет: распознавать опасности, принять меры по предупреждению для обеспечения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
ИД-2.УК-8: Оценивает вероятность возникновения опасности в повседневной жизни и про-фессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению для обес-печения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
 
- знает: способы предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в повседневной жизни; - владеет: навыками и методами по защите населения при угрозе возникновения военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций.
ИД-3.УК-8: Готов применить основные методы защиты при угрозе возникновения и возникновении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного характера
 
1.1
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра /Ср/
8
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра

1. Природные опасности и стихийные бедствия.

2. Общие закономерности, которым подчиняются стихийные бедствия.

3. Классификация ЧС природного характера.

4. Землетрясения и их причины. Сейсмические волны. Последствия землетрясений.

5. Наводнения их классификация (низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические), причины возникновения наводнений. Типы наводнений (половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон).

6. Параметры водного режима при наводнениях (уровень воды, расход воды, ординар, футшток, объём наводнения). Мероприятия для предотвращения наводнений.

7. Последствия наводнений. Действия населения во время и после наводнений. Спасение утопающего.

8. Цунами, причины и последствия их возникновения.

9. Действия населения при угрозе и во время ветровых метеорологических ЧС.

10. Классификация лесных пожаров по силе.

11.Действия человека во время природных пожаров.

/Пр/

4
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Тестирование. Вопросы к экзамену
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного  характера
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
2.1
Чрезвычайные ситуации техногенного

хар-ра

1. Классификация и характеристика радиационно-опасных объектов.

2. Аварии на радиационно-опасных объектах.

3. Виды ионизирующих излучений

4. Классификация и характеристика химически опасных объектов.

5. Химическая авария. Причины, последствия и действия населения при ХА.

6. Общие сведения о гидротехнических сооружениях.

7. Гидродинамическая авария и её причины.

8. Транспортная авария. Определение. Классификация.

9. Дорожно-транспортные происшествия.

10. Пожар в автомобиле.

/Пр/

4
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Тестирование. Вопросы к экзамену
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Чрезвычайные ситуации техногенного

хар-ра

/Ср/

16
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации социального характера
 
3.1
Чрезвычайные ситуации социального хар-ра /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Чрезвычайные ситуации социального хар-ра /Ср/
13
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Ситуационные задания
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Гражданская оборона 
 
4.1
Гражданская оборона /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Гражданская оборона

1. Гражданская оборона, ее организационная структура, место в общей системе национальной безопасности России.

2. Принципы организации и ведения гражданской обороны в России.

3. Основные понятия и задачи гражданской обороны.

4. Степени готовности ГО, их краткая характеристика.

5. Действия по сигналам оповещения гражданской обороны.

6. Защита населения при ЧС в военное время.

7. Правила эвакуации населения.

8. основные способы и средства защиты населения.

9. Способы и формы оповещения населения о ЧС.

10. Организация помощи населению при ЧС на местном и федеральном уровнях.

/Пр/

6
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Тестирование. Вопросы к экзамену
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
4.3
Гражданская оборона /Ср/
6
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
5.1
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Лек/
4
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», её цель и задачи.

2. Окружающая среда и её опасности. Классификация ЧС.

3. Вредные и опасные факторы среды обитания.

4. Уровни безопасности.

5. Системы безопасности.

6. Классификация опасностей.

7. Нормативно-правовое регулирование БЖД.

8. Государственное управление БЖД.

/Пр/

4
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Тестирование. Вопросы к экзамену
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.3
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Ср/
10
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Приемы первой помощи 
 
6.1
Приемы первой помощи

1. Понятие о первой помощи. Виды медицинской помощи.

2. Средства индивидуальной защиты. Соблюдение правил личной

безопасности при оказании первой помощи пострадавшим.

3. Правила, порядок и последовательность осмотра пострадавшего.

4. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания,

кровообращения.

5. Характеристика пульса, техника исследования на лучевой и сонной

артериях. Типы и частота дыхания, подсчет числа дыхательных движений.

6. Показатели артериального давления, техника измерения.

7. Косыночные повязки. Повязки из подручных средств.

8. Понятие о кровопотере, основные признаки острой кровопотери.

9. Методы остановки кровотечения. Способы временной остановки

кровотечений.

10. Переломы костей, признаки, оказание первой помощи.

11. Основы оказания первой медицинской помощи. /Пр/

16
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Тестирование. Ситуационные задания. Вопросы к экзамену
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Приемы первой помощи /Ср/
10,5
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 7. Консультации
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
8.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для  контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».  

2. Фонд оценочных средств включает для проведения текущего  контроля  и  промежуточной  аттестации  в  форме  ситуационных заданий, тестовых  заданий,  вопросов к экзамену.  

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и в виде выполнения тестовых заданий.

3. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Оценочные средства для входного и текущего контроля:

Оценочное средство решение ситуационных задач.

1. Заполнить пропуски в тексте.

Для химических производств типовым источником ЧС может являться                               авария. Наибольшее количество                          веществ на химическом производстве  хранится на складах. Опираясь на данные о характере имеющегося на производстве                                 вещества можно составить примерный прогноз развития ситуации при возникновении  ЧС.

Например: Наиболее вероятной ЧС в цехе по производству хлора является                                 авария с выбросом                                   . Последствиями аварии могут быть                                                      воздуха, при этом образуется                                                           .Оно тяжелее воздуха и поэтому  будет распространяться___________________________.                                                                               

Цвет его                                          .  Выходить из района заражения необходимо избегая                                                                          местности.

В направлении перпендикулярно ветру.

2. Молодая девушка, подъезжая к перекрёстку на легковом автомобиле, отвлеклась на дорожную рекламу, в этот момент сменился сигнал светофора на запрещающий красный. Не сумев вовремя затормозить, девушка выехала на перекрёсток. Увидев перед своим автомобилем поток машин, она бросила руль и закрыла глаза…

А). Перечислите ошибки девушки управляющей легковым автомобилем.

Б). Какие последствия могут произойти?

В). Что необходимо было предпринять девушке в данной ситуации?

Водитель легковой машины ехал по загородной дороге. Ситуация на дороге была спокойная, он почувствовал себя расслабленным и вел машину, поддерживая руль двумя пальцами одной руки. Проезжая повороты он также рулил одной рукой. Вдруг на дороге оказалась яма, в неё попало правое переднее колесо машины.  Руль резко дёрнуло и водитель не смог его удержать  т.к. рулил двумя пальцами, в результате произошло ДТП, машина выехала на обочину и упёрлась в бордюр.

А) Являются ли такие ситуации распространёнными?

Критерии оценки:

- оценка «отлично» ставится, если задание (решение ситуационной задачи) выполнено на высоком практическом уровне с применением соответствующего нормативно - правового акта (или актов); имеет внутреннее единство, материал изложен логически последовательно. Ситуация рассмотрена студентом с различных позиций. Ответы на вопросы ситуационных задач даны аргументировано, сделаны обоснованные выводы по задаче со ссылкой на соответствующие правовые нормы;

 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
- оценка «хорошо» задание (решение ситуационной задачи) выполнено на хорошем практическом уровне, но имеет отдельные недостатки: сформулированные выводы требуют дополнительной аргументации; присутствуют несущественные противоречия; при этом работа имеет внутреннее единство; материал излагается логично и последовательно; задание в целом выполнено; работа в целом отвечает требованиям надлежащего оформления, но в ней присутствуют незначительные отступления. Ситуация рассмотрена студентом с различных позиций. Ответы на вопросы ситуационных задач даны аргументировано, сделаны обоснованные выводы по задаче со ссылкой на соответствующие правовые нормы;

- оценка «удовлетворительно» задание (решение ситуационной задачи) выполнено на практическом уровне, который позволяет судить о наличии у студента знаний по проблеме, и имеет недостатки: выводы сформулированы неясно и не аргументированы, присутствуют существенные противоречия; нарушены единство, логика изложения материала, использован материал, частично или полностью утративший свое значение; работа выполнена с нарушением требований надлежащего оформления. Ответы на вопросы ситуационных задач даны со ссылкой на соответствующие правовые нормы;

- оценка «неудовлетворительно» задание (решение ситуационной задачи) выполнено на невысоком практическом уровне, который позволяет судить об отсутствии у студента необходимых знаний по проблеме: выводы не сформулированы, отсутствуют аргументация, единство, логика изложения материала; использован материал без ссылки на источник, на основе которого было выполнено задание; тема задания не раскрыта; работа не соответствует требованиям надлежащего оформления. Ответы на вопросы ситуационных задач даны не аргументировано, не на все вопросы в задаче приведены ссылки на соответствующие правовые нормы.

Тестовые задания

Выберите из предложенных вариантов правильный, по Вашему мнению, ответ.

1. Безопасность представляет собой:

а) способность окружающей среды генерировать травмирующие и вредные факторы;

б) состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу;

в) состояние объекта защиты, при котором воздействие на него не превышает максимально допустимых значений;

г) отсутствие факторов техногенного происхождения.

2. Выберите из нижеуказанных конституционный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов внешней и внутренней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, предотвращения ЧС и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка:

а) Конституционный суд РФ;

б) Совет безопасности РФ;

в) Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС;

г) Комитет по безопасности Государственной Думы РФ.

3. Чрезвычайная ситуация является локальной, если:

а) произошла за рубежом, но затрагивает интересы Российской Федерации;

б) пострадало более 10 человек и материальный ущерб составляет более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС;

в) материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда и зона ЧС выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения;

г) пострадало не более 10 человек и материальный ущерб составляет более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

4. Основным содержанием аварийно-спасательных работ являются действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций они проводятся в четыре этапа. Какие это этапы? Выберите правильный ответ:

а) Составление плана, определение методов проведения, подготовка к проведению с применением инженерной техники и проведение аварийно-спасательных работ;

6) Определение маршрутов поиска пострадавших, выдвижение спа¬сателей к месту обнаружения пострадавших, проведение спасательных работ, первоочередное жизнеобеспечение пострадавших;

в) Поиск и обнаружение пострадавших, обеспечение доступа спа¬сателей и работы по  деблокированию пострадавших, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и эвакуация их из зон опасности.

5. При одновременном заражении радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами в первую очередь обезвреживаются:

а)  Отравляющие вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные (биологические) средства;

6) Радиоактивные вещества и бактериальные (биологические) средства, а затем отравляющие вещества;

в) Бактериальные средства, а затем радиоактивные и отравляющие вещества.

6. Из приведенных ниже ответов определите, кто освобождается от призыва на военную службу?

а) Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу в Российской Федерации; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие ученую степень кандидата или доктора наук;

6) Имеющие ребенка, воспитываемого без матери; имеющие двоих или более детей; имеющие ребенка в возрасте до трех лет, мать (отец) которых кроме них имеет двоих и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

в) Граждане, достигшие возраста 18 лет и не состоящие на воинском учете, не прошедшие медицинское освидетельствование в полном объеме и в установленные сроки, граждане, временно пребывающие за границей.

7. Определите, какие из перечисленных не являются основными принципами безопасности дорожного движения, определенными федеральным законом «О безопасности дорожного движения»:

а) Приоритет общественного транспорта перед личным автотранспортом граждан, участвующих в дорожном движении;

б) Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

в) Приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью 

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
граждан, участвующих в дорожном движении;

г) Соблюдение, прежде всего, интересов владельцев автотранспортных средств как главных участников дорожного движения;

д) Соблюдение интересов граждан, общества и государства при обес¬печении без-опасности дорожного движения.

8. Выберите из приведенных,  задачи в области гражданской обороны:

а) Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

б)  Эвакуация раненых с места военных действий в безопасные рай¬оны;

в) Тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время;

г) Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных дей¬ствий;

д) Обеззараживание населения, техники, зданий и территорий;

е) Воздвижение фортификационных сооружений;

ж) проведение мероприятий по светомаскировке.

9. Из приведенного перечня, выберите средства коллективной защиты населения:

а) биолого-бактериологические укрытия

б) убежище;

в) противохимические укрытия;

г) противорадиационные укрытия;

д) землянка с кровлей из бревен;

е) перекрытая щель

10. Из перечисленных ниже, определите пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении?

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате прохождения радиоактивного облака;

в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности зем¬ли, зданий и сооружений;

е) в результате потребления загрязненной воды.

11. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые ха-рактерны для химических аварий с выбросом АХОВ:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) поражение людей опасными веществами через кожные по¬кровы;

в) лучистый поток энергии;

г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека;

д) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

12. Что  предусматривает  воинская  обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время?

а) Отсрочку от военной службы;

б) Призыв на военную службу;

в) Прохождение военной службы;

г) Военное обучение;

д) Призыв на военные сборы и их прохождение.

13. В соответствии с УК РФ преступлением признается:

а)  Противоправное действие, посягающее на честь и достоинство граждан;

б) Действие, сознательно нарушающее требования Конституции РФ, законодательных и нормативно-правовых актов;

в) Общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

14. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС:

а) Система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

б) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;

в) Система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

15. Укажите, какой закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:

а) Федеральный закон «Об обороне»;

б) Федеральный закон «О гражданской обороне»;

в) Закон РФ «О безопасности».

16. Какие функции выполняет кожа человека?

а) Оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, дает возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод;

б) Защищает внутренние органы от воздействия солнечной радиации, регулирует обмен веществ в организме, дает возможность вредным веществам, скапливаю-щимся в организме, выходить через поры наружу;

в) Оберегает организм от физических воздействий среды обитания, регулирует давление и температуру внутри тела человека в зависимости от параметров среды обитания, создает барьер для проникновения в организм инфекций и болезнетворных бактерий.

17. Косвенное тушение — метод борьбы с лесными пожарами это:

а) создание заградительных полос и барьеров на пути распространения огня;

б) тушение пожара грунтом;

в) тушение пожаров искусственно вызванными осадками.

18. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – это болезнь, имеющая вирусную природу. Вирус СПИДа – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает:

а) Центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и кровеносную систему человека;

б) Внутренние органы: легкие, печень, селезенку, поджелудочную железу, лимфатическую систему, вызывает раковые 

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
заболевания разных органов;

в) Клетки нашего организма, предназначенные для борьбы с вирусной инфекцией, способной поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства.

19. Инкубационный период СПИДа:

а) От нескольких месяцев до 10 лет;

б) От нескольких месяцев до трех-пяти лет;

в) От нескольких дней до года.

20. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территориальном уровне создаются:

а) При органах внутренних дел субъектов РФ;

б) При органах исполнительной власти субъектов РФ;

в) При военных округах на территории РФ.

21. К коллективным средствам защиты относятся:

а) Противогазы;

б) Респираторы;

в) Убежища;

г) Средства защиты кожи;

д) Противорадиационные укрытия (ПРУ).

22. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека на 50% зависит от:

а) Образа жизни;

б) Экологических факторов;

в) Наследственности;

г) Состояния медицинского обслуживания населения.

23. С биологической точки зрения иммунитет – это:

а) Функциональное состояние организма под воздействием инфекционного забо-левания;

б) Способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;

в) Механизм выработки специальных веществ, противодействующих попаданию инфекции в организм человека.

24. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие?

а) От ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;

б) От химического и бактериологического оружия;

в) От радиоактивного заражения.

25. К органам иммунной системы человека относятся:

а) Легкие, сердце, кровь, головной мозг;

б) Почки, легкие, поджелудочная железа, нервная система;

в) Костный мозг, печень, селезенка, лимфатическая система.

26. Для приведения в действие углекислотного огнетушителя следует:

а) сорвать пломбу, выдернуть чеку;

б) перевернуть и стукнуть огнетушитель об пол;

в) направить раструб на пламя;

г) нажать рычаг.

Критерии оценки:

«отлично», 84-100%, повышенный уровень: студент показал: прочные знания изученных тем; умеет доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы безопасности жизнедеятельности; способен применить изученный материал для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности самостоятельно, свободно использовать справочную литературу.

«хорошо», 66-83%, пороговый уровень: студент показал: прочные знания, умение самостоятельно ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.

«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: студент показал: поверхностное знание; умение с помощью преподавателя ориентироваться в основных понятиях; знакомство  с рекомендованной справочной литературой.

«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован. При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
"Не предусмотрено"
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценочное средство вопросы к экзамену:

Экзамен по учебной дисциплине проводится по билетам:

1. Что такое чрезвычайная ситуация?  По каким  признакам классифицируются  все  чрезвычайной ситуации

2. Как подразделяются стихийные бедствия, связанные с геологическими природными явлениями

3. Какую информацию должны получать жители, проживающие в оползне-селе-и обвалоопасных районах, от 

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
соответствующих служб,  контролирующих безопасность населения

4. Что такое ураган? Что такое буря? Что такое смерч

5. Виды опасных факторов и опасных ситуаций в ОУ.

6. Методы снижения физической и эмоциональной усталости.

7. Опасность и ее влияние на поведение людей. Психологическая готовность как важнейшая задача персонала ОУ.

8. Причины происшествий, ЧС, несчастных случаев, травматизма и профессиональных заболеваний в ОУ.

10.Какие стихийные бедствия относятся к гидрологическим

11..Какие вещи необходимо взять с собой при эвакуации в наводнение

12. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании

13. Планы, инструкции, рекомендации по безопасности.

14. Правовые средства обеспечения сохранности личного и школьного имущества, профилактики краж личного имущества учащихся.

15. Организация и проведение практических мероприятий с учащимися по безопасному поведению в опасных ситуациях криминального характера.

16..Какие меры необходимо принять, чтобы спасатели могли обнаружить людей, отрезанных водой? Какие места можно использовать как безопасные для пребывания людей во время наводнения

17. Правовые основы самообороны. Условия и приемы применения, иных средств защиты в опасных ситуациях.

18. Виды наказаний, возможности и целесообразность их применения к учащимся (воспитанникам) и родителям.                                   

19. Девиантное поведение детей и подростков. Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений

20. Какие действия следует выполнить человеку при вынужденном пребывании под открытом небом во время бури и урагана

21. Что такое эпидемия? Что такое пандемия? Что такое инфекционные болезни? Назовите наиболее опасные инфекционные заболевания людей

22.Что такое зона ограничений на радиационно-опасных объектах? Что такое пожаро-и взрывоопасные объекты

23. Что делать, когда столкновение при аварии  на автотранспорте неизбежно? Что делать, если при аварии машина упала в воду

24. Чего следует остерегаться населению после спада воды в наводнение

25.Как оповещается население о надвигающемся цунами

26. Какие виды пожаров входят в понятие природные пожары

27. Цели, задачи, основные принципы системы безопасности образовательного учреждения.

28.Какую ответственность несут лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах

29. Как следует выходить из зоны лесного пожара

30..Какими бывают чрезвычайные ситуации по масштабу

31.Что такое авария и где чаще всего происходят аварии

32.Что такое чрезвычайная ситуация

33. По каким  признакам классифицируются  все  чрезвычайной ситуации

34. Какие меры необходимо принять, чтобы спасатели могли обнаружить людей, отрезанных водой? Какие места можно использовать как безопасные для пребывания людей во время наводнения

35. Сколько времени необходимо оставаться в безопасных местах при цунами? Какие виды пожаров входят в понятие природные пожары

36. Какие действия необходимы при внезапном наводнении

37. Где недопустимо встречать волну цунами и почему? Какие действия необходимо при встрече волны во время цунами тем, кто не смог укрыться в безопасное место

38. Причины пожаров в ОУ. Основные требования пожарной безопасности. Инженерно-техническое обеспечение.

39. Чем характеризуются радиационные воздействия на персонал и население в зоне радиоактивного заражения? Каким бывает радиоактивное облучение

40.Назовите главные причины возникновения аварий на автомобильном транспорте, которые выявлены статистически? Что делать, если авария на автотранспорте неизбежна

41.Что такое чрезвычайная ситуация

42. По каким  признакам классифицируются  все  чрезвычайной ситуации

43.Что определяет ведомственный признак возникновения чрезвычайной ситуации?

44.Что берется за основу признака масштаба возможных последствий, возникновения чрезвычайной ситуации

45.Кома. Первая помощь пострадавшему в состоянии комы.

46. Клиническая, социальная и биологическая смерть.

47. Понятие о реанимации. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

48. Правило нанесения удара по грудине.

49. Поражающее действие электрического тока. Первая помощь при поражении электрическим током. Профилактика электротравматизма.

50. Первая медицинская помощь при поражении молнией. Как избежать поражения молнией.

51. Признаки синего утопления. Помощь пострадавшему после извлечения из воды при сохранении у него рвотного рефлекса. Помощь пострадавшему без признаков жизни после синего утопления.

52. Первая медицинская помощь при бледном утоплении.

53. Осложнения после утопления. Экстренная помощь при ухудшении состояния пострадавшего спасённого после утопления.

54. Попадание инородных тел в дыхательные пути. Стадии асфиксии.  Оказание помощи при попадании в дыхательные 

 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
пути шарообразных предметов. Помощь при попадании в дыхательные пути монетообразных предметов. Правила извлечения инородного тела из дыхательных путей ударом под диафрагму.

55. Обморок и коллапс. Причины обмороков. Способы оказания первой помощи при обмороках.

56. Солнечный удар  и первая медицинская помощь при нём.

57. Травматический шок. Эректильная  и торпидная стадии шока. Первая медицинская помощь при шоке.

58. Ожоги. Определение площади ожогов. Степень ожога. Понятие об ожоговом шоке и ожоговой болезни. Первая помощь при ожогах.

59. Синдром длительного сдавления. Правила извлечения пострадавшего из завалов. Оказание первой помощи после извлечения из завалов.

60. Дайте определение травмы. Назовите виды травм.

61. Раны. Классификация ран, их особенности. Оказание доврачебной помощи при ранах. Раневая инфекция. Общие принципы лечения инфицированных ран.

62. Кровотечения: виды, опасности. Кровотечения и кровопотеря, признаки острой кровопотери. Признаки артериального, венозного, смешанного, капиллярного кровотечений. Доврачебная медицинская помощь при наружных кровотечениях.

63. Носовые кровотечения.

64. Внутренние кровотечения. Разновидности: легочное, внутригрудное, кровотечение в просвет желудочно-кишечного тракта, внутрибрюшное кровотечение. Доврачебная медицинская помощь при внутренних кровотечениях.

65. Показания для наложения жгута. Правила наложения жгута. Пальцевое прижатие. Места пальцевого прижатия.

66. Понятие о закрытых повреждениях. Ушибы. Растяжения связок. Межмышечные гематомы. Вывихи. Оказание первой доврачебной помощи.

67. Переломы костей, их виды. Признаки открытого и закрытого переломов. Признаки перелома позвоночника. Иммобилизация при переломах. Оказание неотложной помощи.

68. Черепно-мозговые травмы и переломы костей черепа. Сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга. Признаки. Оказание первой доврачебной помощи

69. Травматический шок. Понятие о защитных реакциях при шоке. Стадии травматического шока (эректильная и торпидная), их внешние проявления. Схема оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

70. Термические повреждения. Ожоги, отморожения. Классификация. Клиническая картина. Оказание первой помощи.

Пример билета:

УТВЕРЖДЕНО                                Горно-Алтайский государственный университет

на заседании кафедры

от 09.03.2023 г.

Протокол № 7

Зав. кафедрой _____________

                        подпись

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Кафедра: Физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Факультет: Психолого-педагогический

Экзаменационный билет № 1

1. Правовые основы самообороны. Условия и приемы применения, иных средств защиты в опасных ситуациях.

2. Внутренние кровотечения. Разновидности: легочное, внутригрудное, кровотечение в просвет желудочно-кишечного тракта, внутрибрюшное кровотечение. Доврачебная медицинская помощь при внутренних кровотечениях.

                                                                                         Подпись экзаменатора___________

                                                            

Критерии оценки:  

- оценка «отлично» (повышенный уровень):

1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу. Студент знает и свободно излагает теоретические сведения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; в) привести соответствующие примеры; д) теоретически обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах.

2) Подтверждает примерами теоретический материал.

3) Если ответил на два вопроса и без подсказки

- оценка «хорошо» (пороговый уровень):

Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем.

– оценка «удовлетворительно»:

Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство  с 

 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
рекомендованной справочной литературой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный.

- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):

При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение  с помощью преподавателя получить правильное решение предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, студент затрудняется в исправлении ошибок.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
 
Л1.2
Гладышев Ю.В.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2014
http://www.iprbookshop.ru/87193.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Цуркин А.П., Сычев Ю.Н.
Безопасность жизнедеятельности: учебно-практическое пособие
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
http://www.iprbookshop.ru/10621.html
 
Л2.2
Тягунов Г.В., Волкова А.А., Шишкунов [и др.] В.Г., Цепелев В.С.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/68224.html
 
Л2.3
Босак В.Н., Ковалевич З.С.
Безопасность жизнедеятельности человека: учебник
Минск: Вышэйшая школа, 2016
http://www.iprbookshop.ru/90736.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
итоговое тестирование
 
рефераты, ситуационные задания
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 15
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Цель самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также  
 
стр. 16
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю. 2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы Методические указания по подготовке к практическим занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии: 1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; 2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе; 3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; 4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; 5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы. В ходе практического занятия необходимо выполнить задания (ситуационные) из рабочей тетради, а затем защитить ее. Симонова О.И. Попова Е.В. Рабочая тетрадь по безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие / О.И.Симонова, Е.В. Попова; Горно-Алтайский госуниверситет.- Горно- Алтайск, РИО ГАГУ, 2014- 81 c. Подведение итогов занятия. Методические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
 
стр. 17
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Губанов, В. П. Соломин [и др.] ; ред. Л. А. Михайлов. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2012. - 272 с.). Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам Методические рекомендации по подготовке презентации Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: ▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; ▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Методические рекомендации по подготовке к  тестированию Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо: а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы; б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д. в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам; г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант. д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок. Методические рекомендации по подготовке к экзамену
 
стр. 18
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. Результат по сдаче экзамена объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.