(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.04.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
проблемная лекция
Содержание лекции:
Экономическая сущность проекта и управления проектами. Сходство и различия управления проектами и бизнес-процессами. виды проектов. стандарты и сертификация при управлении проектов. /Лек/
Образовательные технологии:
Проектный метод, ситуационные задания, метод дискуссии, презентация.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий, обсуждение идей, формирование схем практических заданий
2 Дискуссия по заданной теме
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
защита презентация;
решение практических заданий;
проведение диспута
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).
2 Подготовка составной части проекта
Форма отчетности: письменная работа, презентация, опрос на занятии.
/Ср/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).
2 Подготовка составной части проекта
Форма отчетности: письменная работа, презентация, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Принципы и процессы управления проектами. Окружение проектов. Взаимоотношения участников проекта. Методы управления проектами. /Лек/
Образовательные технологии:
Проектный, ситуационные задания, заданий, презентация
План занятия:
1 Выполнение практических заданий, составление идей и схем практических заданий
2 Формирование проекта
3. Защита презентации
4 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
защита презентации;
решение практических заданий
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).
2 Подготовка составной части проекта
Форма отчетности: письменная работа, презентация, опрос на занятии. /Ср/
Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)
Содержание лекции:
Фазы жизненного цикла проекта. Построение структурной схемы организации проекта. Разработка документации по проекту. Этапы подготовки проекта.
Формирование состава исполнителей и распределение ресурса. Риски в управлении проектами. /Лек/
Образовательные технологии:
Проектный метод, ситуационные задания, презентация
План занятия:
1 Выполнение практических заданий, обсуждение идей, разработка схем практических заданий
2.Защита презентации
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Лаб/
защита презентации;
решение практических заданий,
тест
Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)
Содержание лекции:
Выбор вариантов проекта. Планирование и исполнение проекта. Разработка стратегии и тактики реализации проекта. Построение сетевых моделей, разработка графика работ. Формирование бюджета проекта, источники финансирования проектов. Оперативное управление. Контроль, выполнение и завершение проекта. /Лек/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).
2 Подготовка составной части проекта
Форма отчетности: письменная работа, презентация, опрос на занятии. /Ср/
Образовательные технологии:
Проектный метод, ситуационные задания, презентация
План занятия:
1 Выполнение практических заданий, обсуждение идей; формирование схем; выполнение практических заданий
2 Защита презентации
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Лаб/
защита презентации;
решение практических заданий
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).
2 Подготовка составной части проекта
Форма отчетности: письменная работа, презентация, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Инвестиции и инвестиционная деятельность. Источники финансирования инвестиционных проектов. Методики анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов. /Лек/
Образовательные технологии:
Проектный метод, ситуационные задания, презентация.
План занятия:
1 Выполнение ситуационных заданий
2 Формирование проекта
3.Защита презентации
4 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Лаб/
защита презентации;
решение практических заданий
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).
2 Подготовка составной части проекта
Форма отчетности: письменная работа, презентация, тест, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Особенности формирования и управления проектами по направлению обучения /Лек/
Образовательные технологии:
Проектный метод, ситуационные задания, деловая игра
План занятия:
1 Выполнение практических заданий, предложение идей
2 Формирование проекта и его защита
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы
4 Выполнение проверочной работы (тест). /Лаб/
деловая игра,
решение практических заданий;
тест
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к экзамену, а также тестов, заданий, индивидуальной работы, вопросов по темам и разделам. (Содержание ФОС должно соответствовать приведенному перечню ОС)
3. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Применяется модульно-рейтинговая система, Положение о модульно-рейтинговой системе размещено на сайте вуза
Оценка выставляется "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", «не удовлетворительно»:
– «отлично» выставляется в случае, если студент набрал 91-100 баллов;
- «хорошо» выставляется в случае, если студент набрал 76-90 баллов;
- «отлично» выставляется в случае, если студент набрал 61-75 баллов;
– «не зачтено» выставляется, если студент набрал 60 и менее баллов.
Примеры тестовых заданий:
1. Определение проекта - это:
а) уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение
взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и
ресурсных ограничений;
б) инженерная, техническая, организационно-правовая документация по реализации
запланированного мероприятия;
в) совокупность работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено
г) целью достижения поставленной цели.
2.Организация исполнения проекта, это:
Выберите один ответ:
а) распределение функциональных обязанностей, постановка системы отчетности,
контроль выполнения проекта, управление командой проекта, управление изменениями
проекта;
б) планирование мероприятий проекта, заключение контрактов, подбор команды проекта;
в) планирование мероприятий, подбор команды проекта, реагирование на рисковые
события, контроль.
3. Из двух проектов уровень доходности выше у того, у которого …
Выберите один ответ:
а) IRR больше;
б) IRR меньше;
в) выше объем выручки;
г) IRR > r
Критерии измерения входного контроля: в баллах по 100% шкале, исходя из верных ответов на тестовые вопросы
Текущий контроль 1
Примеры тестовых заданий:
1. Жизненный цикл проекта - это:
Выберите один ответ:
а) стадия проектирования проекта;
б) временной промежуток между моментом появления, зарождения проекта и моментом
его ликвидации;
в) завершения стадия реализации проекта;
г) временной промежуток между моментом обоснования инвестиций и моментом, когда
они окупились
2. Веха - это...
Выберите один ответ:
а) полный набор последовательных работ проекта;
б) набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых
достигается;
в) один из основных результатов проекта;
г) событие проекта, используемое для осуществления контроля над ходом его
реализации.
3. Стратегия проекта - это ...
Выберите один ответ:
a) желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления
проекта в заданных условиях его выполнения;
б) получение прибыли;
в) направления и основные принципы осуществления проекта;
г) причина существования проекта.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично»/от 7,3 до 8,0 балла выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 91-100%, тем самым показав знание теоретических основ управления проектами, умение применять эти знания.
- Оценка «хорошо»/от 6,1 до 7,2 баллов выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-90% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание теоретических основ управления проектами, умение применять эти знания.
- Оценка «удовлетворительно»/от 4,9 до 6,0 баллов выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание знание теоретических основ управления проектами, умение применять эти знания, допуская ошибки в ответах на тестовые вопросы.
- Оценка «неудовлетворительно»/до 4,8 баллов включительно выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторых отдельных положений теоретических основ управления проектами, частичное умение применять эти знания на практических примерах.
Текущий контроль 2
1. Диаграмма Ганта позволяет:
Выберите один ответ:
а) визуализировать проект;
б) метод планирования и управления проектов;
в) иллюстрирует график работ по проекту.
2. Критерии, которым должна соответствовать цель по SMART-методу:
Выберите ответы:
а) цель должна быть измеримой;
б) должна быть определена дата достижения цели;
в) должна быть согласована всеми заинтересованными лицами;
г) цель должна быть сформулирована в одном предложении.
3. Какая работа называется критической:
Выберите один ответ:
а) имеющая максимальный показатель отношения цены работы к ее длительности;
б) длительность которой максимальна в проекте;
в) работа с максимальными трудозатратами;
г) работа, для которой задержка ее начала приведет к задержке срока окончания проекта в
целом.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично»/от 7,3 до 8,0 балла выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 91-100%, тем самым показав знание теоретических основ управления проектами, умение применять эти знания.
- Оценка «хорошо»/от 6,1 до 7,2 баллов выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-90% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание теоретических основ управления проектами, умение применять эти знания.
- Оценка «удовлетворительно»/от 4,9 до 6,0 баллов выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание знание теоретических основ управления проектами, умение применять эти знания, допуская ошибки в ответах на тестовые вопросы.
- Оценка «неудовлетворительно»/до 4,8 баллов включительно выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторых отдельных положений теоретических основ управления проектами, частичное умение применять эти знания на практических примерах.
1. Финансирование государством коммерческих проектов приоритетнее
образовательных социальных проектов.
2. Руководитель предприятия одновременно может быть проектным менеджером,
тогда как проектный менеджер не может совмещать обязанности руководителя
предприятия.
3. Построение сетевых моделей образовательного проекта в Республики Алтай
сложнее, чем в Алтайском крае.
4. Процесс разработки бюджета образовательного проекта действующей организации
проще, чем вновь создаваемой организации.
5. Мониторинг реализации выполнения проекта необходимо проводить только на
этапе завершения проекта.
6. Качественные характеристики эффективности проектов малозначимы.
Критерии оценки дискуссий:
Результатами занятия должна стать формирующаяся у студентов компетенция, а также умение аргументировано отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой
тематике. Для выставления итоговой оценки студенту по темам дискуссий используется следующий перечень критериев.
(по результатам дискуссии максимально 3 балла)
"отлично"/от 2,7 до 3,0 баллов - Студентом продемонстрирован высокий уровень знаний по темам дисциплины, подкрепленный материалами
«отлично», повышенный уровень фактических данных, проявлена способность делать полные выводы
"хорошо"/от 2,3 до 2,6 баллов - Студентом продемонстрирован хороший уровень знаний по темам дисциплины, подкрепленный материалами
фактических данных, проявлена способность делать выводы
"удовлетворительно"/от 1,8 до 2,2 баллов - Студентом продемонстрирован удовлетворительный уровень знаний по темам дисциплины, подкрепленный
материалами фактических данных, проявлена способность частично делать выводы
"неудовлетворительно" - Студентом допущены ошибки в теоретических положениях вопросов по темам дисциплины и
практических расчетах, нет способности делать выводы
1) Экономическая сущность проекта и управления проектами
2) Сходство и различия управления проектами от управления бизнес-процессами
3) Виды проектов
4) Стандарты и сертификация при управлении проектами
5) Принципы и процессы управления проектами
6) Окружение проектов. Взаимоотношения участников проекта
7) Методы управления проектами
8) Фазы жизненного цикла проекта
9) Построение структурной схемы организации проекта
10) Разработка документации по проекту
11) Этапы подготовки проекта
12) Формирование состава исполнителей и распределение ресурса
13) Риски в управлении проектами
14) Выбор вариантов проекта
15) Планирование и исполнение проекта
16) Разработка стратегии и тактики реализации проекта
17) Построение сетевых моделей, разработка графика работ
18) Формирование бюджета проекта, источники финансирования проектов
19) Оперативное управление
20) Контроль, выполнение и завершение проекта
21) Инвестиции и инвестиционная деятельность
22) Источники финансирования инвестиционных проектов
23) Методики анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов
24) Особенности формирования и управления проектами в сфере социальной психологии
Экзамен предусмотрен в форме защиты индивидуального/группового (не более трех студентов)
"отлично"/от 36,4 до 40,0 баллов
Критерии оценки индивидуальной/групповой работы студентов:
Студентом представлен проект, в котором заполнены все разделы, выполнены схемы и расчеты, представлена презентация проекта.
При этом проект и презентация соответствует предъявляемым требованиям. Студентом при защите проекта даны: полная, в
логической последовательности развернутая характеристика разработанного им проекта, аргументированные выводы
возможностей реализации проекта, показаны прочные знания основных теоретических положений дисциплины, умение
самостоятельно делать выводы. При подготовке к экзамену были использованы конспекты лекции, основная и дополнительная
литература.
"хорошо"/от 30,4 до 36,3 баллов
Критерии оценки индивидуальной/групповой работы студентов: Студентом представлен проект, в котором заполнены все разделы,
выполнены схемы и расчеты, представлена презентация проекта. При этом проект и презентация соответствует предъявляемым
требованиям с незначительными замечаниями. Студентом при защите проекта даны: полная, в логической последовательности
развернутая характеристика разработанного им проекта, аргументированные выводы возможностей реализации проекта,
показаны прочные знания основных теоретических положений дисциплины, умение самостоятельно делать выводы. При
подготовке к экзамену были использованы конспекты лекции, основная и дополнительная литература. Однако допускается
неточность в ответе.
"удовлетворительно"/от 24,4 до 30,3 баллов
Критерии оценки индивидуальной/групповой работы студентов: Студентом представлен проект, в котором заполнены все разделы,
выполнены схемы и расчеты, представлена презентация проекта. При этом проект и презентация частично соответствует
предъявляемым требованиям. Студентом при защите проекта показано знание основных положений дисциплины, частично
показал умение логически рассуждать, делать выводы с помощью преподавателя. При подготовке к экзамену были использованы в
основном конспекты лекции.
Критерии оценки индивидуальной/групповой работы студентов: Студентом представлен проект, в котором заполнены не все разделы,
частично выполнены схемы и расчеты, представлена презентация проекта. При этом проект и презентация не соответствует
предъявляемым требованиям. Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание
процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием содержания проекта, незнанием основных вопросов
теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением
монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен
ответить на вопросы при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Содержание выступления
Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги. Свое выступление докладчик строит на основе пересказа заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по соответствующей теме.
Обучающийся должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих.
Требования к выступлениям студентов на семинарском (практическом) занятии
Перечень требований к выступлению студента на семинаре:
1.Зачитывание плана выступления, доклада, реферата перед его изложением (преподаватель может рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время).
2. Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
3.Раскрытие сущности проблемы.
4.Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
5.Все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.
Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место следующая последовательность:
а) выступление (доклад) по основному вопросу. Выступающий обращается непосредственно к аудитории, а не к преподавателю. Во время выступления необходимо поддерживать постоянную связь с аудиторией, быстро, не теряясь, реагировать на реплики, вопросы, замечания, что дается обычно не сразу, требует постоянной работы над собой;
б) вопросы к выступающему. Вопросы докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо, чтобы задаваемые вопросы, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы;
в) обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему (анализироваться может не только содержание выступлений, но и его форма — речь, дикция, поведение за кафедрой, характер общения с аудиторией);
г) заключительное слово докладчика;
д) заключение преподавателя.
Это общая схема, которая может включать в себя развертывание дискуссии по возникшему вопросу и другие элементы.
При реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе — желающие выступить. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, необходимо быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний.
Желательно, чтобы студент излагал материал свободно. Прикованность к конспекту, объясняется обычно следующими причинами: а) плохо продумана структура изложения, вопрос не осмыслен во всей его полноте, студент боится потерять нить мыслей, нарушить логическую последовательность высказываемых положений, скомкать выступление; б) недостаточно развита культура устной речи, опасение говорить «коряво» и неубедительно; в) материал списан из учебных пособий механически, без достаточного осмысливания его; г) как исключение, материал списан у товарища или же используется чужой конспект.
Любая из перечисленных причин, за исключением второй, говорит о поверхностной или же просто недобросовестной подготовке студента к занятию.
Известно, что творческая атмосфера на семинаре в значительной мере зависит от содержания и формы докладов и выступлений. Чем интереснее, содержательнее доклад, тем больше он привлекает слушателей, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свое мнение. С первых же занятий приходится убеждать студентов в том, что простой пересказ лекций и учебных пособий — работа наполовину вхолостую.
Методические рекомендации по подготовке презентации
(если реферат защищается в виде доклада)
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: объем текста на слайде – не больше 7 строк; маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов; отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления. Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо
Методические указания по работе с литературой
При изучении курса следует, прежде всего, использовать учебники, учебные пособия, указанные в списке основной и дополнительной литературы. При использовании иной учебной литературы, следует убедиться в актуальности той информации, которая в ней приведена. Прежде всего, необходимо обратить внимание на год выпуска литературы следует использовать литературу не ранее 2012 года издания, предпочтительнее всего 2018 – 2023 года издания как наиболее актуальную.
Начиная работу с литературой, студент должен, прежде всего, записать библиографические данные анализируемого источника с учетом требований стандарта к оформлению списка литературы.
Методические указания по подготовке конспектов
При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов; подчеркивание; заключение в рамку главной информации.
Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-
Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно.
Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. 4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными.
Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.