2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Имиджелогия_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Имиджелогия
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гонохова Т.А. _______________
 
 
Имиджелогия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков, способствующих поиску оптимальных решений для формирования имиджа.
1.2
Задачи: - активизиция собственного потенциала студента;

- формирование новых знаний о внутреннем мире и своих возможностях;

- освоение технологии создания достойного позитивного образа.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Способен презентовать результаты работы команды
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Способен владеть коммуникативно приемлемыми стилями делового общения, вербальными и невербальными средствами взаимодействия с партнерами
ИД-1.УК-4: Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами. 
 
Способен вести деловую переписку с учетом социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках.
ИД-2.УК-4: Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Имиджелогия
 
1.1
Тема 1. Теоретические основы имиджелогии /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.2
Тема 1. Имиджелогия - отрасль современного человековедения

Вопросы для обсуждения

1. Исторические условия актуализации имиджа

2. Компоненты имиджа личности.

3. Основные условия формирования имиджа. Теоретические основания имиджа.

4. Принципы имиджелогии.

5. Приоритетные функции имиджа (ценностные, технологические).

6. Роль механизмов социально-психологического влияния в процессе формирования имиджа. /Пр/

2
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
круглый стол
Л1.1Л2.1
 
1.3
Тема 1. Имиджелогия - отрасль современного человековедения

Задание 1. Составить глоссарий по теме.

Задание 2. На конкретных примерах из отечественной рекламы проиллюстрируйте следующие инструменты создания имиджа общественного деятеля и политика:

- визуализация;

- детализация;

- эмоционализация.

/Ср/

4
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Тема 2. Персональный имиджмейкинг /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Тема 2. Персональный имиджмейкинг

Вопросы для обсуждения:

1. Имидж личности. Роль телесности.

2. Харизма. Пассионарность. Стиль.

3. Мода как средство выражения стиля.

4. Гендерные отличия современного делового костюма.

5. Факторы и эффекты формирования первого впечатления.

6. Невербальное общение и его действенность в формировании имиджа.

7. Коммуникативная механика персонального имиджа делового человека.

/Пр/

4
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
презентация
Л1.1Л2.1
 
1.6
Тема 2. Персональный имиджмейкинг

Задание 1. Составить Программу формирования личного имиджа.

Задание 2. Подготовить психологический портрет своего имиджа на основе результатов диагностирования (методики провести самостоятельно) /Ср/

6
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Тема 3. Технологии имиджирования /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.8
Тема 3. Технологии имиджирования

Вопросы для обсуждения

1. Сущность имиджирования.

2. Формы имиджирования.

3. Объекты создания имиджа.

4. Психологический инструментарий в контексте имиджелогии.

5. Критерии и показатели эффективности формирования имиджа.

6. Фасцинация и аттракция как элементы имиджирования. /Пр/

4
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
буклет
Л1.1Л2.1
 
1.9
Тема 3. Технологии имиджирования

Задание

1. На конкретных примерах из отечественной рекламы проиллюстрируйте следующие инструменты создания имиджа общественного деятеля и политика:

- визуализация;

- детализация;

- эмоционализация. /Ср/

6
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Тема 4. Механизмы влияния в процессе формирования имиджа.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социально-психологического влияния.

2. Убеждение. Внушение. Самопродвижение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, принуждение, деструктивная критика,

игнорирование, манипуляция.

3. Технологии нейролингвистического программирования.

/Пр/

4
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
таблица
Л1.1Л2.1
 
1.11
Тема 4. Механизмы влияния в процессе формирования имиджа

Задание

1. Приведите примеры технологии манипулирования в формировании имиджа медийной персоны /Ср/

10
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Тема 4. Механизмы влияния в процессе формирования имиджа /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Тема 5. Имиджформирующая информация /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
Тема  5. Имиджформирующая информация

Вопросы для обсуждения

1. Виды имиджформирующей информации

2. Каналы имиджформирующей информации

3. Стратегия формирования имиджа

/Пр/

4
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
презентация
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.15
Тема  5. Имиджформирующая информация

Задание 1. Определите, какими способами может посылаться имиджформирующая информация от одного человека другому

Задание 2. Охарактеризуйте каналы перемещения имиджформирующей информации  /Ср/

8,5
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Имиджелогия.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, индивидуального творческого задания, программы  формирования личного имиджа и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему называется…

а) докладом

б) сообщением

в) отчетом

г) беседой

2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего – это…

а) взаимодействие

б) ситуация

в) восприятие

г) событие

3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…

а) если руководитель и подчиненный родственники

б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго деловая

в) если руководитель значительно старше по возрасту

г) уместно во всех перечисленных ситуациях

4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ личной сферы)?

а) максима великодушия

б) максима такта

в) максима симпатии

г) максима скромности

5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по этикету?

а) «Мужчина, вы выходите?»

б) «Девушка, вы выходите?»

в) «Извините, вы выходите?»

г) «Мужик, ты выходишь?»

6. Какие типы руководителей групп наиболее эффективны:

а) либеральные руководители и личностно-нейтральные лидеры

б) командиры и опекуны

в) стимуляторы, социальные инженеры, опекуны

 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
г) социальные инженеры и командиры

7. В каком утверждении верно сформулирована цель введения групповых норм:

а) дисциплинирует участников

б) повышает авторитет терапевта

в) направлено на обеспечение обстановки безопасности в группе

г) блокирует реакции переноса

8. Понятие норм групповой работы лучше всего описывается утверждением:

а) проецируемые на работу группы и тем самым способствующие социальной адаптации ее членов существующие в обществе поведенческие нормы

б) вводимая тренером система правил поведения в группе и санкций за их нарушение

в) вырабатываемые группой конкретные правила поведения, направленные прежде всего на обеспечение психологической безопасности в группе

г) система поведенческих ограничений, обеспечивающих лидерство тренера и результативность применяемых им методов

9. В предложенную Р. Шиндлером классификацию основных ролей в группе НЕ входит:

а) Альфа — лидер

б) Бета — эксперт

в) Гамма — член конформистского большинства

г) Омега — аусайдер

д) Тета — шизофреник

10. Что из перечисленного НЕ является активно действующим фактором в социально-психологическом тренинге:

а) групповая динамика

б) структура характера каждого из членов группы

в) групповые нормы

г) социальные роли

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Примерные тесты для текущего контроля 1

1. Имиджелогия – это:

а) наука о процессе передачи имиджформирующей информации;

б) наука о стратегии, тактике и технологии создания позитивного имиджа;

в) наука о главных аспектах персонального делового имиджирования.

2. Выберите ошибочное определение:

а) имидж – это продукт формирования впечатлений;

б) имиджем является результат восприятия сообщений реципиентом от индуктора;

в) имидж не может создаваться в процессе типизации.

3. Атрибуты имиджа – это:

а) некоторые характеристики носителя имиджа;

б) неотъемлемые составляющие имиджа;

в) нечто, влияющее на имидж.

4. Образ, создаваемый одеждой, является атрибутом имиджа, а одежда – это:

а) фактор формирования имиджа;

б) компонент формирования имиджа.

5. Имиджирование – это:

а) целенаправленная деятельность по созданию имиджа;

б) деятельность с применением маркетинговых техник, направленная на повышение ценности товара/бренда.

6. Основным способом поддержания позитивного имиджа всегда остается:

а) высокое качество продуктов и услуг;

б) кампании в СМИ, показывающие достоинства компании;

в) реальный опыт (семья, друзья, которые имели отношение к организации).

7. Внутренний фактор персонального образа, зависимый от носителя имиджа:

а) навыки в самопрезентации;

б) уровень образования;

в) манеры.

8. Атрибутом персонального имиджа является:

а) социальный статус;

б) персональный облик;

в) деловой имидж.

9. Выберите типы персонального имиджа:

 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
а) социальный и управленческий;

б) внешний и внутренний;

в) самоимидж и внешний имидж.

10. Группа людей, чьей информации мы доверяем – это:

а) негативная эталонная группа;

б) позитивная эталонная группа;

в) информационная референтная группа.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Имиджелогии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Имиджелогии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Примерные тесты для текущего контроля 2

1. Фирменный стиль – это:

а) совокупность тесно связанных между собой имиджевых компонентов;

б) смысловая, художественная и поведенческая общность всех компонентов жизни организации.

2. Определение имидж (с англ. – «образ») в русском языке раскрывается как:

а) «мнение»;

б) «вид»;

в) «облик».

3. В отечественной практике имиджирование использовалось главным образом

а) в предвыборной политической борьбе;

б) для продвижения товаров на рынке.

4. Практическое значение персонального имиджирования заключается:

а) в исполнении интересов носителя имиджа и решении различных проблем;

б) в приобретении симпатий и успешной реализации деловой цели.

5. Целью имиджирования для организации является:

а) желаемое поведение реципиентов;

б) создание позитивного имиджа ее продуктов.

6. Имиджирование стало самостоятельным предметом внимания мировой науки

а) с конца 50-х гг.

б) с конца 60-х гг.

7. Задача имиджевой рекламной кампании - это:

а)создать имиджформирующую информацию для внутренней среды организации;

б)показать уникальность фирмы, создать обобщенный положительный образ.

8. Главную роль в создании обобщенного имиджа играет:

а)имиджевая реклама;

б)поддержание прочных связей со СМИ.

9.Как в имиджелогии называют процесс построения имиджа посредством одежды?

а) имиджклоузинг;

б) имиджмейкинг;

в) политический консалтинг;

г)верный ответ отсутствует

10. Ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания

а) австрийский врач психиатр Зигмунд Фрейд;

б) американский экономист Кеннет Болдинг;

в) мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли;

г) русский философ Владимир Соловьев.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ Имиджелогии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ Имиджелогии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Оценочное средство: Программа  формирования личного имиджа

 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 

Обоснование и основные элементы программы формирования личного имиджа

Пояснительная записка

Описание имиджа (особенности имиджа, факторы формирования имиджа, виды имиджа, компоненты имиджа, цель создания программы, объект деятельности, предмет деятельности)

Участники реализации программы

Ресурсы программы для студентов 1-32 курсов

Условия реализации

Этапы

Права и обязанности участников

Основная часть

Используемые методы и методики

План деятельности

Заключительная часть программы

Сроки реализации

Рекомендации по построению личного имиджа

Литература

Приложение

План формирования личностного имиджа–обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов.

В плане формирования личностного имиджа должны быть отражены:

1) изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, диагностических технологий;

2) подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности;

3) работа над внешним видом, индивидуальным стилем, манерами поведения;

4) работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией независимо от того, какой имидж мы формируем).

Алгоритм формирования личностного имиджа:

1) осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа;

2) определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?);

3) формулировка впечатления (каково то впечатление, которое я хочу произвести?);

4) формулировка количества и видов необходимых визуальных образов-имиджей;

5) определение адресата имиджа (для кого?);

6) выявление субъективных и объективных ограничений имиджа;

7) самооценка внешности;

8) овладение технологией презентации внешности;

9) поиск девиза-установки для себя;

10) создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида;

11) предварительное построение образа;

12) самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок;

13) отшлифовка имиджа, формирование гардероба;

14) анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности;

15) внедрение имиджа, проверка практикой общения;

16) дальнейшее самосовершенствование и развитие.

Критерии оценки:

- «зачтено», повышенный уровень:  студент глубоко и прочно усвоил теоретический материал, последовательно, четко и логически стройно его представил, связали теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами оценки личностного развития.

- «зачтено», пороговый уровень:  студент твердо знает теоретический материал, грамотно и по существу представил его, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы или выполнении заданий, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами оценки личностного развития.

-  «незачтено», уровень не сформирован: студент не достиг порогового уровня, не знает значительной части теоретического материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняют практическую работу.

Оценочное средство Индивидуальное творческое задание

Творческое задание – частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Тема Персональный имидж

Задание 1. Подготовить психологический портрет своего имиджа на основе результатов диагностирования (методики провести самостоятельно)

Задание 2.

1. На конкретных примерах из отечественной рекламы проиллюстрируйте следующие инструменты создания имиджа общественного деятеля и политика:

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
- визуализация;

- детализация;

- эмоционализация.

Задание 3. Составьте индивидуальную карту стилей одежды под Вашу идею профессионального имиджа и под различные контекстные ситуации в Вашей профессии.

Критерии выполнения творческого задания

1. Оригинальность, нестандартность идеи, отражающая собственный взгляд автора

2. Глубина изучения состояния проблемы.

3. Логика и последовательность изложения при защите проекта, оригинальность мышления.

4. Использование иллюстраций (житейских, литературных, исторических), цитат, афоризмов известных людей, подтверждающих изучаемую проблему.

5. Ответы на вопросы участников семинара.

6. Эстетичность оформления.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если в творческой работе представлена собственная точка зрения (позиция, отношение, своя идея); проблема раскрыта интересным, необычным способом, при этом студент может теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если в творческой работе представлена собственная точка зрения (позиция, отношение, своя идея); проблема достаточно интересным, необычным способом, но при этом студент не в полной мере может теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в творческой форме представлена точка зрения (позиция, отношение, идея) какого-либо ученого, практика;студент делает попытку теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если работа выполнена формально, большая часть выполнена не по теме, не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы или работа не сдана.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:

1. Формирование представлений об имидже в культуре второй половины ХХ в.

2. Предмет и законы имиджелогии.

3. Основные понятия имиджелогии. Имиджмейкинг, имиджбилдинг.

4.  Имидж как система и процесс. Формирование имидж-модели. Проблемы практической реализации имидж-модели.

6. Структура имиджа. Структурный подход к формированию имиджа.

7. Анализ имиджа конкретного исторического лица (власть, политика, искусство).

8. Генезис деятельности по формированию имиджа. Анализ имиджа социально-исторического типа (фараон, свободный гражданин, монах, рыцарь, буржуа и т.п.).

9. Психологический аспект персонального имиджа. Условия и предпосылки формирования эффективного персонального имиджа.

10. Природные предпосылки формирования персонального имиджа.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, недостаточно изложена собственная позиция, присутствуют незначительные ошибки в сформулированных выводах, не полностью соблюдены требования к внешнему оформлению.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы; реферат студентом не представлен.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерные вопросы к зачету:

1. Имиджелогия - отрасль современного человековедения.

2. Определение понятия имиджелогии, образа, облика.

3. Компоненты имиджа личности.

4. Теоретические основания имиджа.

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
5. Принципы имиджелогии.

6. Приоритетные функции имиджа (ценностные, технологические).

7. Социально-психологические закономерности формирования и функционирования имиджа.

8. Роль механизмов социально-психологического влияния в процессе формирования имиджа.

9. Закономерности формирования и функционирования имиджа.

10. Социальные стереотипы и установки.

11. Механизмы влияния в процессе формирования имиджа. Понятие социально-психологического влияния. Убеждение. Внушение.

12. Роль средств массовой информации в формировании социальной реальности. Особенности применения печатных (книги, газеты, журналы) и электронных (радио, телевидение, Интернет) средств массовой информации.

13. Реклама как средство формирования образа социальных объектов.

14. Имидж руководителя. Компоненты имиджа руководителя: личностный, социальный, профессиональный.

15. Структура и типология имиджа. Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты имиджа.

16. Виды объектов имиджа: личность, организация, группа, товар (торговая марка).

17. Имидж как составная часть культуры делового общения.

18. Индивидуальный имидж. Взаимоотношения имиджа, Я-реального, Я идеального и Образа Я у других.

19. Самопрезентация. Факторы восприятия личности в общественном сознании.

20. Использование психодиагностики для создания психологического портрета личности. Тесты, опросники, контент-анализ, биографический метод, наблюдение и особенности их применения.

21. Критерии эффективности индивидуального имиджа.

22. Корпоративный имидж. Понятие корпоративного имиджа. Роль имиджа учреждения (организации, формы) в условиях современного рынка услуг.

23. Внешний и внутренний имидж организации. Связь внутреннего имиджа с корпоративной культурой.

24. Основные мероприятия по совершенствованию имиджа.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результаты зачета:

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы психологии, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы психологии, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гонохова Т.А.
Имиджелогия: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=572:imidzhelogiya&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ушакова Н. В., Стрижова А. Ф.
Имиджелогия: учебное пособие для бакалавров
Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017
https://www.iprbookshop.ru/57073.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
стр. 15
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
413 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, ученическая доска, образцы почвенных монолитов, весы с разновесами, стандартный набор сит для определения механического и агрегатного состава почв, набор Алямовского для определения кислотности почв, термостат, шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
стр. 16
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
103 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), экран на треноге CiassicSolitionLibra 180*180, доска магнитно-маркерная, стулья с пюпитрами, деревянный стол на металлическом подстолье, пианино, ноутбук HP, проектор, экран.

Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

 
стр. 17
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
204 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, кафедра, столы, стулья
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая 

 
стр. 18
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические указания по подготовке к практическим  занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

 
стр. 19
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Методические указания по составлению Программы формирования личного имиджа

План формирования личностного имиджа – обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов.

В плане формирования личностного имиджа должны быть отражены:

1) изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, диагностических технологий;

2) подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности;

3) работа над внешним видом, индивидуальным стилем, манерами поведения;

4) работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией независимо от того, какой имидж мы формируем).

Алгоритм формирования личностного имиджа:

1) осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа;

2) определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?);

3) формулировка впечатления (каково то впечатление, которое я хочу произвести?);

4) формулировка количества и видов необходимых визуальных образов-имиджей;

5) определение адресата имиджа (для кого?);

6) выявление субъективных и объективных ограничений имиджа;

7) самооценка внешности;

8) овладение технологией презентации внешности;

9) поиск девиза-установки для себя;

10) создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида;

11) предварительное построение образа;

12) самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок;

13) отшлифовка имиджа, формирование гардероба;

14) анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности;

15) внедрение имиджа, проверка практикой общения;

16) дальнейшее самосовершенствование и развитие.

Критерии оценки:

«зачтено», повышенный уровень - студент глубоко и прочно усвоил теоретический материал,

последовательно, четко и логически стройно его представил, связали теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний,  правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами оценки личностного развития;

«зачтено», пороговый уровень - студент твердо знает теоретический материал, грамотно и по существу представил его, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы или выполнении заданий, правильно применяет теоретические положения при решении  практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами оценки личностного развития;

«не зачтено», уровень не сформирован  - студент не достиг порогового уровня, не знает значительной  части теоретического материала, допускает существенные  ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняют практическую работу

Методические указания по подготовке индивидуального творческого задания

Творческие задания – частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Критерии творческого задания

1. Оригинальность, нестандартность идеи, отражающая собственный взгляд автора

2. Глубина изучения состояния проблемы.

3. Логика и последовательность изложения при защите проекта, оригинальность мышления.

4. Использование иллюстраций (житейских, литературных, исторических), цитат, афоризмов известных людей, подтверждающих изучаемую проблему.

5. Ответы на вопросы участников семинара.

6. Эстетичность оформления.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если в творческой работе представлена собственная точка зрения (позиция, отношение, своя идея); проблема раскрыта интересным, необычным способом, при этом студент может теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если в творческой работе представлена собственная точка зрения (позиция, отношение, своя идея); проблема достаточно интересным, необычным способом, но при этом студент не в полной мере может теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в творческой форме представлена точка зрения (позиция, отношение, идея) какого-либо ученого, практика; студент делает попытку теоретически обосновать связи, явления, аргументировать своё мнение с опорой на факты или личный социальный опыт.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если работа выполнена формально, большая часть выполнена не по теме, не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы или работа не сдана.

Методические указания по выполнению тестовых заданий

 
стр. 20
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания студентов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:

– студентами при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний;

– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний студентов, изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Критерии оценки (тестирование):

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Методические указания к подготовке к зачету

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

"Зачтено", повышенный уровень: знает основы психологии, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы психологии, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.