(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Кудрявцева Е.Ю.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1. Педагогическая этика в контексте исторического развития (подготовьте презентацию, отражающую исторический аспект развития педагогической этики):
- Этика Древнего мира в педагогическом аспекте
- Отражение этики средних веков в педагогических учениях
- Этика Нового времени и новые педагогические течения
- Современная этика в контексте педагогических учений
2. Категории педагогической этики: педагогическая справедливость профессиональный педагогический долг, профессиональная честь, профессиональная совесть, педагогический авторитет, педагогический такт, педагогическая мораль.
3. Понятие профессиональной морали. Структурные компоненты профессиональной морали. Функции профессиональной морали. Структура профессионального морального сознания. Поступок как деятельностный компонент профессиональной морали.
4. Работа в микрогруппах: раскройте современные проблемы педагогической этики (распределите указанные проблемы в микрогруппах, проанализируйте и предложите свой вариант решения):
1. Решать за ребенка или позволять ему принимать решения? Это касается и ситуаций, когда учитель вместе с родителями думает, что будет лучше для ребенка (например, перевод в другой класс, подготовка к поступлению на конкретный факультет).
2. Искажать факты или говорить правду? Дилемма особенно болезненна, если нужно рассказать родителям о проступках или неуспеваемости ученика, зная, что для ребенка это может обернуться жестоким наказанием.
3. Скрывать ли нарушения закона? Например, вы узнали, что ребенок украл у одноклассника деньги, но теперь раскаивается и готов отдать их вам, чтобы вы вернули их владельцу. Нужно ли сообщить, кто совершил кражу, если это приведет к серьезным последствиям для вора?
4. Вмешиваться ли в семейные дела? Особенно сложно принять решение в ситуациях, когда есть подозрение на насилие в семье, но нет доказательств.
5. Опираться на профессиональные или личные ценности? Нужно ли наступать
6. Сохранять ли конфиденциальность? Например, ребенок доверился учителю и рассказал о серьезной проблеме, о которой не знают родители. Сообщить им или сохранить тайну?
/Пр/
Этика Древнего мира в педагогическом аспекте
Отражение этики средних веков в педагогических учениях
Этика Нового времени и новые педагогические течения
Современная этика в контексте педагогических учений
/Ср/
1. Педагог-гуманист Я.А. Коменский о нравственности. Я.А. Коменский «Великая дидактика» 16 правил искусства развивать нравственность. Раскройте эти правила.
2. Нравственное воспитание у Песталоцци
3. Система нравственного воспитания И. Гербарта
4. Теория нравственного воспитания К.Д. Ушинского.
5. Вопросы педагогической этики в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
6. Раскройте 10 принципов воспитания от Я.Корчака.
7. «Золотое правило этики».
/Пр/
Задание 1. «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях.
Задание 2. Познакомьтесь с приведенными фрагментами из книги восточных философов, восхваляющих сто лекарств. Выделите утверждения, с которыми вы согласны, и утверждения, с которыми вы не согласны. Объедините утверждения в группы.
Задание 3. Основные добродетели по Аристотелю. Кратко опишите каждую из добродетелей, которую выделяет Аристотель (на основе анализа книги «Никомахова этика» https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Nikomakhova.pdf ) /Ср/
/Лек/
и кинематографе»
Проанализируйте, как менялся образ педагога в художественной литературе и кинематографе (советской и современной) и составьте презентацию (работа в творческих микрогруппах).
1. Образ педагога в кинематографе (анализ советских и современных худо-жественных фильмов об учителе):
«Доживем до понедельника» ( https://youtu.be/TpTCCF9sEFA)
«Учитель пения» (https://youtu.be/NgFmeyfPViE)
«Большая перемена» (https://youtu.be/I8jxR2asjRQ )
«Чучело» (https://youtu.be/eHExiCW1mLc)
«Географ глобус пропил» (https://youtu.be/BcZq_s4xzcc)
2. Образ педагога в художественной литературе (анализ советских и современных художественных произведений об учителе)
В. Распутин «Уроки французского»
Ч. Айтматов «Первый учитель»
А.П. Чехов «Человек в футляре»
А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Привести примеры, картинки из произведения, фильма
В презентации обязательно должна быть отражена следующая структура:
Актуальность
Цель и задачи
Основное содержание
Выводы
/Пр/
/Лек/
педагог», «педагог – родитель»
/Лек/
1. Общение как психолого-педагогическое понятие. Его структура и функ-ции.
2. Стадии педагогического общения.
3. Раскройте этические принципы педагогического общения;
- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);
- уважения труда познания воспитанника;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности воспитанника;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
- оптимальной требовательности и уважения;
- опоры на положительное в ребенке;
- компромисности спорных решений.
Проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения.
4. Охарактеризуйте основные барьеры общения и представьте пути его разрешения
Барьер общения Сущность барьера Решение
Боязнь класса
Физический барьер
Социальный барьер
Гностический барьер
Барьер первого впечатления
Эффект ореола
Эффект первичности
Эффект новизны
Эффект проекции
5. Модели общения: модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная модель общения, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
6. Охарактеризуйте функции в общении; «Открытие» ребенка на общение, «Соучастие» ребенка в процессе, «Возвышение» ребенка.
/Пр/
1. Понятие культуры речи и ее элементы.
2. Компоненты профессиональной речи педагога. Требования к речи педагога.
3. Этикетные нормы общения. Речевой этикет.
4. Нарушения этики ведения диалога с учащимися (подобрать примеры).
Практические задания.
/Пр/
1. Изучите кодекс профессиональной этики педагога (понятие, структуру, назначение)
http://www.edu21.cap.ru/home/4873/olimp17/pril2_kodeks_prof_etiki.pdf
https://pkgodovikov.mskobr.ru/files/kodex_etiki.pdf
http://www.rjabinka.dsbr.ru/settings/rjabinka/archive/6.pdf
и на его основе составьте буклет «Рекомендации педагогу по организации взаимодействия в системе «педагог-обучающийся», «педагог-родитель», «педагог-педагог» (НА ВЫБОР).
/Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, ситуационные задачи (кейсы), эссе
1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или
общественно-политическую проблему называется…
а) докладом
б) сообщением
в) отчетом
г) беседой
2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего
– это…
а) взаимодействие
б) ситуация
в) восприятие
г) событие
3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…
а) если руководитель и подчиненный родственники
б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго
деловая
в) если руководитель значительно старше по возрасту
г) уместно во всех перечисленных ситуациях
19
4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать
темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ
личной сферы)?
а) максима великодушия
б) максима такта
в) максима симпатии
г) максима скромности
5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по
этикету?
а) «Мужчина, вы выходите?»
б) «Девушка, вы выходите?»
в) «Извините, вы выходите?»
г) «Мужик, ты выходишь?»
6. Какое из утверждений лучше определяет социально-психологический тренинг:
1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе
2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов
3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия
4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания
7. Термин «групповая динамика» обычно используется для:
1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов
2. Объяснения происходящих в группе процессов
3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе
4. Все сказанное
5. Сказанное в пп. 1 и 2
8. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:
1. Задачи и цели группы
2. Групповые нормы
3. Систему поощрений и наказаний
4. Структурно-ролевые характеристики группы
5. Характеристики групповой сплоченности и напряжения
6. Проекции прошлого опыта
7. Формирование подгрупп
8. Фазы развития группы
9. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:
1. Ориентировки и зависимости
2. Напряжения и агрессии
3. Полураспада
4. Формирования рабочей группы
5. Рабочей группы
1. Развитие базового доверия
2. Изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями
3. Освоение членами группы новых моделей поведения
4. Развитие навыков разрешения внутренних проблем
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Текущий контроль 1
Тест №1
1. Кто из педагогов прошлого составил свод «16 правил искусства развивать нравст-венность»?
1. Ж.Ж. Руссо
2. И.Г. Песталоцци
3. Я.А.Коменский
4. Я.Корчак
5. М. Ф. Квинтилиан
2. Выберите суждения, характеризующие данное понятие «Этика» – это….
1…….это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или про-фессиональной группы.
2….. один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений.
3.…..образец для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи у разных народов.
4...... учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нор-мах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству
5……..гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учи-телей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе.
6........это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и опи-сывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни
3. Выберите соответствующие категории, которые выделяются в современной педа-гогической этике:
1. достоинство педагога,
2. профессиональный имидж педагога
3. профессиональный педагогический долг,
4. профессиональная честь и совесть педагога,
5. педагогическая справедливость,
6. конвенциональность педагога
4. Кому принадлежит данное высказывание: «Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».
1. Я.Корчак
2. Ш.А. Амонашвили
3. М. Монтессори
4. Р.Штайнер
5. В.А. Сухомлинский
5. Какие виды насилия недопустимо применять педагогу по отношению к воспитан-никам?
1. шантаж
2. словесное оскорбление
3. физическое оскорбление
4.запись о нарушении дисциплины в дневнике
5 публичное унижение
6.вызов родителей в школу
6. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:
1. уважение прав и свобод личности,
2. поощрение добрых дел,
3. предъявление разумных и посильных требований,
4. уважение позиции воспитанника,
6. воспитание в духе христианской морали,
7. полная свобода действий воспитанника,
8. воспитание милосердия,
9. отказ от наказаний, унижающих достоинство человека,
10. формирование положительных качеств личности
7. Какие компоненты включаются в структуру нравственного сознания педагога:
1. нравственные чувства
2. культура поведения
3. нравственные (этические) взгляды
4. убеждения (идеалы)
5. этикет
8. Что лежит в основе возникновения дидактогении (школьного невроза?)
1. сложность школьной программы
2. психическая травма, полученная учеником по вине педагога
3. требования родителей в достижении учеником высоких результатов в учении.
4. повышенная тревожность ученика
5. психологическая неустойчивость воспитанника
9. Какие способы выражения любви к ребенку могут быть использованы в практи-ческой работе педагога?
1. визуальный
2. кинестетический
3. эмпатический
4. голографический
10. Какую мысль пытался донести Я. Корчак педагогам в своем высказывании: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими»?
1. видеть другого человека таким, каков он есть, понять и знать его в его конкретности и уникальности;
2. добросовестно относиться к своим обязанностям педагога
3. педагог должен относиться к детям с уважением.
4. открыть еще не реализованные личностные возможности человека, перспективу его развития
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Текущий контроль 2
Тест №1
1. Укажите способы конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
1. юмор
2. социальная позиция
3. ирония
4. психологическое поглаживание
5. компромисс
6. «двойная этика»
7. третейский суд
2. Отметьте показатели, характеризующие нарушение этики ведения диалога педа-гога с учащимися.
1. Доброжелательность в общении
2.Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зре-ния преподавателя
3. Демонстрация превосходства педагога в различной форме
4.Молчаливое согласие педагога с грубостью ученика
5. Дисциплинирование ученика путем нажима, прямого порицания
6. Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива
7. Демонстрация заинтересованности в разговоре, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание
8. Доминирование экспрессии пессимизма
3. Выберите номера ответов, которые можно отнести к типу «подавляющие замеча-ния» со стороны педагога
1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.
2. Приказы. Команды. Указания.
3. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.
5. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.
6. Советы. Предписания.
4. Отметьте те факторы, которые порождают конфликты в педагогическом кол-лективе:
1. малый временной промежуток времени работы в данном коллективе
2. критика в адрес коллеги, высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной не-приязни
3. неумение в общении сохранить самообладание, если тебя «по делу» критикует коллега
4. неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций)
5. отсутствие профессиональной этики в общении
5. Выделите профессионально-значимые качества личности педагога, соответст-вующие его интеллектуальным параметрам:
1. владение устной и письменной речью
2. готовность к самосовершенствованию
3. любовь к профессии
4. сдержанность, уравновешенность
5. хорошая память, эрудиция
6. самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора
7. стремление отдавать себя детям
6. С точки зрения педагогической этики выделите критерии педагогического про-фессионализма педагога
1. терпимость
2. доброжелательность
3. чуткость
4. уравновешенность
5. сострадание
6. общечеловечность
7. альтруизм
7. Дополните понятие
Кому из педагогов прошлого принадлежит данное высказывание:
«Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основа-ние своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека».
1. Коменский Я.А.
2. Песталоцци И.Г.
3. Лесгафт П.Ф.
4. Ушинский К. Д.
5. Макаренко А.С.
8. Отметьте противоречия, наметившиеся в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в 21 веке
1. динамично развивающимся обществом, огромным потоком новой информации и не высоким уровнем образованности основной массы населения
2. потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственно-сти поколений в традиционных ценностях и утратой, либо предельной минимизацией школьным образованием функции духовно-нравственного просвещения
3. растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях
4. ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом про-явлений аморализма в социальной среде
9. Учение о профессиональной морали – это:
а) профессиональный этикет
б) профессиональная этика
в) профессиональная ответственность
10. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»:
а) Долг платежом красен
б) Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь
в) Как аукнется, так и откликнется
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку
Оценочное средство
Ситуационные задачи (кейсы)
Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллекту-альные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.
1.Ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Постра-давший ученик плакал.
2. Ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.
3. Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.
4. Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двой-ку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.
5. «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:
А) два купца спорят по поводу торговой сделки;
Б) старый человек нуждается в помощи молодого;
В) вор крадет имущество;
Г) голодный крадет кусок хлеба;
Д) подружки «перемывают косточки» знакомым;
Е) гражданин отказывается от несения воинской службы.
Универсально ли «золотое правило»? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?
6. Познакомьтесь с приведенными фрагментами из книги восточных философов, восхва-ляющих сто лекарств. Выделите утверждения, с которыми вы согласны, и утверждения, с которыми вы не согласны. Объедините утверждения в группы:
первая – утверждения, характеризующие свойства коммуникативно развитой личности;
вторая – утверждения, характеризующие поведение человека;
третья – утверждения, характеризующие жизненные цели человека; четвертая – утвер-ждения, характеризующие высокий уровень коммуникативных умений.
1. Милосердие в действиях и гармония в сердце – это лекарство.
2. Избавление от желаний в сердце – это лекарство.
3. Преодолевая гнев, сохранять любовь – это лекарство.
4. Желать людям счастья – это лекарство.
5. Спасать в беде, помогать в трудностях – это лекарство.
6. Помогать старым и слабым – это лекарство.
7. Имея высокое положение, дружить с простыми людьми – это лекарство.
8. Быть скромным и уступчивым в разговоре – это лекарство.
9. Говоря конкретно, быть прямым и искренним – это лекарство.
10. Развивать стремление к добру и уходить от зла – это лекарство.
11. Отказываясь от красивого, брать безобразное – это лекарство.
12. Не проявлять себя, выставляясь напоказ, – это лекарство.
13. Не хвастаться своим устремлением к добру – это лекарство.
14. Не скрывать чужих заслуг – это лекарство.
15. Не относится к себе слишком уважительно – это лекарство.
16. Радоваться достойным поступкам других людей – это лекарство.
17. Любить говорить добрые слова – это лекарство.
18. Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться – это лекарство.
19. Желать людям исполнения их стремлений – это лекарство.
20. Искоренять зло и поощрять добро – это лекарство.
7. Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации (администрации колледжа) уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго...
8. Учащийся имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, пес-ни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
9. В классе есть ученик-слабак, и другие ученики не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит плохую оценку.
10. На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
11. Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что,совсем глупый», «Это же совсем просто» и.т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, что бы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса.
13. Старшеклассники (учащиеся выпускной группы), недовольные качеством преподава-ния предмета, откровенно говорят об этом на уроках. Вымотанная претензиями молодой педагог, находит выход: «Хорошо ,- говорит она ,- следующий урок вы проведёте сами. Выберите себе «дублирующего учителя», и посмотрим, что у вас получится». Удачен ли такой вариант и что в такой ситуации лучше предложить?
14. Как-то ученица 9 класса Наташа на вопрос педагога: почему она плохо учится? –заявила, что у неё плохая память. Как быть педагогу?
15.Учащийся 9-го класса Игорь М. рассказал педагогу страшную тайну, взяв с нее слово, что она никогда и никому не расскажет о том, что она от него услышала. Речь шла об очень серьезном уголовном преступлении, а также о том, что криминальная группа заставляет подростка идти по этому пути дальше. Учащийся заверил, что, если она предпримет какие-то неосторожные действия, ее попросту убьют. Педагог в ужасе.
Критерии оценки
- «зачтено», повышенный уровень студентом дается комплексная характеристика ситуа-ции; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосно-вать; последовательное, правильное изложение; умение делать необходимые вывод, аргу-ментировать его.
- «зачтено», пороговый уровень студентом дается характеристика ситуации; демонстри-руются достаточные знания теоретического материала неполное теоретическое обоснова-ние, требующее дополнения; затруднения в формулировке выводов.
- «незачтено», уровень не сформирован студент не достиг порогового уровня, неправиль-ное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы
Эссе
Современная этика в контексте педагогических учений
Особенности российской этики и проблемы школы
Как оградить нравственность ребенка от пагубного влияния СМИ?
Этический кодекс педагога
этика преподавателя вуза
Источники педагогической силы и вдохновения
Я - педагог
Что мне поможет стать творческим учителем?
Моя профессиональная траектория
Творческий портрет учителя
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема эссе, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, недостаточно изложена собственная позиция, присутствуют незначительные ошибки в сформулированных выводах, не полностью соблюдены требования к внешнему оформлению.
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если основные требования к эссе выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем эссе выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы; эссе студентом не представлен.
1. Современный педагог-профессионал и его нравственно-этический облик.
2. Профессиональная этика как феномен социума.
3. Значение этических воззрений педагогов-гуманистов в современной деятельности педагога.
4. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога.
5. Характеристика нравственных идеалов педагога.
6. Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания.
8. Нормативно-правовые документы, провозглашающие основные права ребенка.
9. Сущности нравственного сознания педагога. Роль нравственности педагога в педагогической деятельности.
10. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма.
11. Этические принципы педагогического общения. По возможности проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения.
12. Этика отношений в системе «педагог-обучающийся».
13. Этика отношений в системе «педагог-родитель».
14. Этика отношений в системе «педагог-педагог».
15. Сущность профессионально-педагогического общения.
16. Показатели профессиональной культуры общения педагога.
17. Перечислите основные черты, характеризующие тактичного педагога.
18. Этические заповеди профессионального общения. Основа нравственной переориентации личности будущего педагога.
19. Профессионально-значимые качества личности педагога с точки зрения его этико-нравственного становления. Охарактеризуйте эти качества с позиции педагогов-гуманистов и в рамках современной эпохи.
20. Основные категории педагогической этики.
21. Сущность, структура и функции нравственной культуры педагога.
22. Кодекс профессиональной этики педагога.
23. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма.
24. Этические заповеди современного педагога.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
Результаты зачета:
- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы педагогической этики, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.
-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы педагогической этики, в полном объеме раскрывает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; практические задания выполняет с незначительными ошибками; умеет грамотно выстроить свой ответ, отвечает на дополнительные вопросы.
- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.
Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.
Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.
По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
- инструкцию;
- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
- варианты ответов;
- эталон.
Формы тестовых заданий:
1. Задания с одним правильным вариантом ответа.
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
3. Задания на установление соответствия.
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
5. Задания на логическое сравнение.
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:
- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
- эталоны ответов.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки
Критерии Оценка, уровень
выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено»,
повышенный уровень
выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено»,
пороговый уровень
выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено»,
уровень не сформирован
Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.
Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно - значимых проблем на деятельностной основе.
Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс - научить обучающихся:
‒ отбирать информацию;
‒ сортировать ее для решения заданной задачи;
‒ выявлять ключевые проблемы;
‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;
‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.
Кроме того, обучающиеся в процессе решения ситуационной задачи:
‒ развивают коммуникативные навыки;
‒ получают презентационные умения;
‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
‒ приобретают экспертные умения и навыки;
‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
‒ изменяют мотивацию к обучению.
Критерии оценки
Критерии Оценка, уровень
студентом дается комплексная характеристика ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать; последовательное, правильное изложение; умение делать необходимые вывод, аргументировать его «зачтено»,
повышенный уровень
студентом дается характеристика ситуации; демонстрируются достаточные знания теоретического материала неполное теоретическое обоснование, требующее дополнения; затруднения в формулировке выводов «зачтено»,
пороговый уровень
студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы «незачтено»,
уровень не сформирован
Исследовательский проект представляет собой работу студентов, в ходе которой они получает новые знания об известных объектах.
1. Проект – это самостоятельная творческая разработка.
2. Алгоритм выполнения проекта:
а) выбери тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: учебные пособия, научную литературу, периодические издания, каталоги, словари, журналы, книги и т.п.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Используй знания других дисциплин, проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Исследовательский проект
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем )
Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов (мы это можем делать) планирование
Результат «Что получится?» Ожидаемый результат (как решение проблемы)
Педагог Студент
Этапы проекта:
1-й этап – погружение в проект Формулирует
осуществляет
1) проблему проекта
1) личностное присвоение проблемы
2) сюжетную ситуацию
2) вживание в ситуацию
3) цель и задачи
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
4) организовать группы
4) разбивку на группы
5) распределение ролей в группе
6) спланировать деятельность по решению задач проекта
7) планирование работы
8) возможные формы презентации результатов
9) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует по необходимости
8 )каждый в соответствии со своей ролью
9) ненавязчиво контролирует
9) Консультируются по необходимости
10 )дает новые знания, когда возникает в этом необходимость
10) «добывают» недостающие знания
11) репетирует предстоящую презентацию результатов
11) подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация Принимает отчет:
Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты
13) понимание проблемы, цели и задачи
14) подводит итоги обучения
15) умение планировать и осуществлять работу
16) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)
17) Найденный способ решения проблемы
18) рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Критерии оценки:
Критерии Оценка, уровень
студенты глубоко и прочно усвоил теоретический материал, последовательно, четко и логически стройно его излагают,
повышенный уровень
студенты твердо знают теоретический материал, грамотно и по существу излагают его, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы или выполнении заданий, правильно применяют теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеют необходимыми навыками и приемами их выполнения «зачтено»,
пороговый уровень
студенты не достигли порогового уровня, демонстрируют непонимание проблемы, не знают значительной части теоретического материала, допускают существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняют практическую работу «незачтено»,
уровень не сформирован