2023-2024_01_03_01_2023_633_plx_Культура и межкультурное взаимодействие_Прикладная математика и программирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культура и межкультурное взаимодействие
Учебный план
01.03.01_2023_633.plx

01.03.01 Математика

Прикладная математика и программирование
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Хвастунова Ю.В.
 
 
Культура и межкультурное взаимодействие
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 02.06.2023 протокол № 11  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2023_633.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - cформировать целостное представление о процессах становления  и развития мировой культуры, о специфике структуры культуры, типологии культуры, о процессах в современной глобальной культуре и межкультурных взаимодействиях.
1.2
Задачи: - изучение основных понятий, структурных элементов, категорий дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия»; - рассмотрение истории развития межкультурных взаимодействий научной дисциплины; -понимание предмета и задач основных направлений курса: фундаментальной культурологии, истории культуры, культурной антропологии, социологии культуры и т.д.; - умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностной оценки культуры прошлого и настоящего; - формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками  культурологического плана для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
знает особенности культурных эпох, как древних цивилизаций, так и более поздних и современных; специфику восточной, западноевропейской и отечественной культуры; исходные понятия и термины курса; основные школы, теории культурологических исследований; культуры разных стран и эпох, субъекты культур; виды культур и т.д.
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
 
понимает основные интерпретации культуры в культурологических школах; иметь необходимые знания о культуре России от зарождения и образования Киевской Руси вплоть до наших дней; делать выводы и прогноз относительно будущего культуры в целом и культуры России в частности; разбираться в глобальных проблемах современности и в феномене глобализма; анализировать тексты, связанные с интерпретациями культуры; умение студентами оперировать основными понятиями, концепциями и теориями. 
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
владеет культурологическими понятиями и терминами; методикой грамотно разделять по предмету и объекту общий курс межкультурных взаимодействий, культурологии, истории культуры и теории культуры, использовать эти знания в своей преподавательской деятельности.
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
Умеет анализировать факторы, которые способствуют коррупционным, экстремистским и террористическим проявлениям в обществе, владеет способами противодействия коррупционным, экстремистским и террористическим проявлениям в обществе
ИД-2.УК-10: Умеет анализировать факторы, способствующие коррупционным, экстремистским и террористическим проявлениям в обществе, владеет способами противодействия им
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Культура и межкультурное взаимодействие
 
1.1
Введение

Целостное представление о достижениях человечества. История культуры в эволюционном разрезе. Элементы материальной и духовной культуры. (Обучающийся должен представить 1-3 определения культуры из разных научных школ и концепций).

I Культура и межкультурное взаимодействие.

Тема 1. Введение в дисциплину. «Культура и межкультурное взаимодействие» как научная дисциплина.

Представление о генезисе термина культура, о появлении новой науки «культура и межкультурное взаимодействие». Авторы, внесшие наибольший вклад в теорию культуры. Методы дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия» и основные функции выполняемые культурой в нашем обществе (необходимо назвать основные функции и объяснить их на примерах).

Тема 2. Структура и состав современного культурологического знания. Структурные компоненты культурологической дисциплины. Общее и различное в каждой из областей знания о культуре. В чем суть философия культуры? Какие проблемы решает данное направление и с какими учеными оно связано? Социология культуры, показать ее связь с социологией и ее специфику. Культурная антропология, европейская и российская традиции, а также роль антропологии в культурологическом блоке знаний. Культурология и история культуры – здесь важно понимать основные исторические вехи и этапы становления как самой дисциплины так и культуры этносов, народов, цивилизаций и человечества в целом. /Лек/

7
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
1.Основные понятия, категории и структура. Понятие культуры. 2. Культурология, история дисциплины.

3.Методы исследования культуры. 4.Типы культур. Подход к культуре с точки зрения двух парадигм «антропоцентризма» и «теоцентризма».

5. Теоретическая и прикладная культурология.

/Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Доклады, на семинарах, реферат, тестирование
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
1.3
Предмет и задачи основных направлений в «Культуре и межкультурном взаимодействии». /Ср/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Культура как объект исследования в курсе «Культура и межкультурное взаимодействие»
 
2.1
Тема 3. Семиотика культуры.

На лекции раскрываются основополагающие термины семиотики. Основные представители науки семиотики, основные проблемы семиотики, а также анализ явлений культуры в свете семиотики. Определение семиотики, понятие знака, его специфических характеристик, знак и модель, классификация знаков, естественные и искусственные языки, синтактика, семантика и прагматика в знаковых системах. Кратко охарактеризовать историю отечественной семиотики. Что есть текст и контекст, интертекст? Текст как знак. Текст как определенная организация знаков. Следует различать вклад семиотики в понимание искусства и религий. Например семиотика христианского искусства. Семиотика искусства ислама. Семиотика искусства барокко, классицизма, романтизма, реализма, социалистического реализма, авангарда. Семиотика искусства модернизма и постмодернизма.

Тема 4. Социокультурная коммуникация.

Различные понятия  и трактовка термина «коммуникация», основные схемы социокультурной коммуникации (примеры). Знание современной ситуации в российской культуре и обществе и связать с данной темой. /Лек/

1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
1.Основные блоки культурологического знания.

2.Культура и гуманитарные науки.

Антропология, социология и психология в дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия».

3.Прикладная культурология.

4.Функции культуры.

5.Определения семиотики и первооткрыватели. Сфера семиотики: знаки и символы, коды. Знаковые системы, их классификация.

6. Школы и направления в культурологи. /Пр/

6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Доклады, на семинарах, реферат, тестирование
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Тема 2. Основные представители цивилизационного подхода.

Тема 3. Культура и религия.

/Ср/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Типология культур
 
стр. 7
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
3.1
Тема 5. Типология культур.

При изучении данной темы дается четкое представление об основных типологиях культур. Название и специфика, плюсы и минусы каждой типологии (авторское мнение и согласие (несогласие) с той или иной типологией и ее интерпретаций).

Тема 6. Восток и запад в культурологическом преломлении.

Данная тема является знаковой и важной для россиянина. Здесь необходимо показать глубокое понимание особенностей западной и восточной культур, а также умение их сравнения, сопоставления, вычленения недостатков и положительных сторон каждой из культур в целом.

Тема 7. Историческая типологизация культур.

Характеристика основных исторических типов культур. Выявление специфики локальных и региональных культур. Сопоставить их с представлениями о культуре в цивилизационной школе. Культура регионов. Специфика культур Севера и Юга, Запада и Востока. Соотношение культуры и цивилизации. Историческая типология культур. Ментальность как ядро типа культуры. Картина мира и образы культур. Субкультуры: этнические, конфессиональные, возрастные, делинквентные, сословные (дать оценку и свое видение исторической типологизации различных культур). /Лек/

1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
1.Этнические и национальные культуры. Этнические ценности. Этногенез.

2.Элитарная и массовая культуры.

3.Восточные и западные типы культур, их характеристика и основные черты. Запад и восток. Север и юг.

4.Глобальные и локальные культуры.

Специфические и «серединные» культуры.

Субкультуры и конткультуры. /Пр/

1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Доклады, на семинарах, реферат, тестирование
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Тема 4. Символы, знаки и культурные коды.

Тема 5. Социокультурная коммуникация.

Тема 6. Категории в науках о культуре.

/Ср/

12,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Человек в природном и культурном пространстве
 
стр. 8
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
4.1
Тема 8. Россия в мировой культуре.

Современное видение ситуации. Характеристика судьбы России в отечественной дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия», например размышления ученых «Серебряного века». П.Н.   Милюков об исторических путях развития русской культуры. Национальный характер русских в трудах В.   Соловьева, В. Ключевского, Г. Федотова, В. Розанова. Особенности советской культуры в послевоенное время. Влияние перестройки на разные сферы культуры. Распад Советского Союза и его культурные последствия. Экономика и ее влияние на культуру на современном этапе развития России. Демократизация общества и ее культурные последствия. Политическая борьба и ее влияние на культуру. Положение средств массовой информации. Взаимоотношение массовой и элитарной культур. Противоречия многонационального строения российской культуры. Отношение российской культуры к культурам Запада и Востока, противостояние индивидуализма и коллективизма. Проблема свободы творчества и произвола. Дать оценку взаимоотношениям власти и интеллигенции и перспективы развития культуры народов России.

Тема 9. Культура и природа. Культура природопользования.

Анализ отличий культуры от природы. Различные подходы и интерпретации культуры в современной дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия». Рассмотрение экологической составляющей с точки зрения исследователя культуры. Знание о природе в культурологическом смысле на примере ситуации в России.

Тема 10. Культура и общество.

Дать определение общества. Что есть общество с точки зрения культуролога? Назвать основные проблемы взаимодействия культуры и общества. Раскрыть понимание общества в XX веке. Проблемы современного общества. Отношения в обществе: война и диалог. Виды диалога.

Тема 11. Культура и цивилизация.

Определения «цивилизация». Понимание цивилизации в истории. Сопоставить понятия «цивилизация» и «культура». Выявить разные подходы к проблеме «цивилизация-культура» в европейской, американской и российской культурологической среде. Рассмотреть футурологические концепции культуры. Э. Тоффлер об информационно-электронной цивилизации. Ф. Фукуяма о конце истории. Ж. Дюмазедье о цивилизации досуга.

1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
Тема 12. Культура и человек.

Показ неоднородности культуры человечества в XX веке: противостояние европейского Запада и азиатского Востока, особенности сибирского Севера и африканского Юга. Влияние демократических и тоталитаристских социальных систем на культуру. Видеть этапы истории культуры в XX веке: переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, от капитализма к посткапитализму, от большевистского и фашистского квазисоциализма к постсоциалистической демократии, от модернизма к постмодернизму. Проблема отношения современной культуры к классическому наследию - смена его тотального отрицания диалогом. Изменения взаимоотношения массовой и элитарной культур. Изменение отношения культуры к природе и обществу. Изменения соотношения естественнонаучной и гуманитарной ориентации культуры. Диалог как универсальный способ разрешения всех социальных и идеологических противоречий. Анализ развития средств массовой коммуникации и духовного сближения народов планеты. Формирование у студентов общечеловеческих ценностей.

/Лек/

 
4.2
1. Культурное и природное как категории. Отношение к природе в истории культуры. Место человека в природе.

2.Современные концепции и отношение к природе. Культура природопользования.

3.Определения понятия общества в дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия». Соотношение культуры и общества.

4.Субъект культуры — человек культуры. Культурная самоидентичность.

Инкультурация и социализация. /Пр/

1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Доклады, на семинарах, реферат, тестирование
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
Тема 7. Человек в современной культуре.

Тема 8. Глобальные проблемы (взгляд культуролога)

Тема 9. Культура в современной России.

/Ср/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
 
стр. 10
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Культура и межкультурное взаимодействие». 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий (эссе, тестирования, контрольная работа) к зачету. 3. Проверка и оценка результатов выполнения заданий Оценка выставляется в 2-х балльной шкале: – «зачтено», выставляется в случае, если студент выполнил 61-100 % заданий; – « не зачтено», менее 61 % заданий.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль 1. Дайте определение понятию «культура». 2. Какой период охватывает эпоха Возрождения. 3. Укажите правильное название направления в художественной культуре XX века, основным признаком которого является изображение сферы бессознательного: а) экспрессионизм; б) фовизм; в) сюрреализм; г) супрематизм. 4. Кто первым ввел термин «Возрождение»: а) Дж. Боккаччо; б) Л. Валла; в) В. Шекспир; г) Дж. Вазари. 5. Как называется оригинальный жанр  - пятистопное стихотворение в поэтическом творчестве Японии: а) танка; б) хокку; в) укиё-э; г) Нихонги. 6. Какая книга из Пятикнижия Др. Китая раскрывает исторические события и данные документов: а) Шуцзин; б) Шицзин; в) Лицзи; г) Чуньцю; д) Ицзин. 7. Как назывался главный храм Вавилона в Древней Месопотамии: а) зиккурат; б) Эсагила; в) Иштар; г) Ашшурбанапал 8. В каком году был заложен храм Св. Софии в Киеве: а) 996; б) 1037; в) 1165; г) 1200. 9. Какая ранняя форма религии предполагала веру в существование родственной связи какой-либо группы людей с животным, либо растением, либо явлением природы: а) тотемизм; б) анимизм; в) фетишизм; г) магия.
 
стр. 11
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
10. Кто написал легендарную поэму «Илиада»: а) Геродот; б) Гесиод; в) Гомер; г) Пифагор. 11. В каком году была напечатана первая книга на славянском языке: а) 1564; б) 1700; в) 1460; г) 1581. 12. Кто является автором «Домостроя»: а) Никон; б) Сильвестр; в) И. Федоров; г) Фотий. 13. Как называется основное направление, появившееся в эпоху Возрождения: а) натурализм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм; г) рационализм. 14. Как называется главная книга индуизма: а) Авеста; б) Веды; в) Брахманы; г) Упанишады. 15. Кто является архитектором Успенского собора в Кремле: а) А. Новоит; б) Барма; в) А. Фиорованти; г) М. Фрязин. Критерии оценки: «отлично», 84-100%, повышенный уровень. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован. Задания для контрольной работы по первому и второму модулю лекционного материала. Вариант I: 1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б). 2. Дать развернутое определение и понимание термина «культурология». (4б). 3. Назвать основные функции культуры и объяснить их на конкретных примерах (2б). 4. Раскрыть структуру культуры (классификация культуры и объяснить роль элементов) (2б). 5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурная политика». Какие социальные институты культуры вы знаете? (2б). 6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б). 7. Назвать основные методы, используемые в культурологии (2б). 8. Назвать основные направления в культурологии(2б). 9. Перечислить и объяснить основные формы культуры (что входит в область культуры созданной человечеством на современном этапе развития) (2б). 10. Объяснить предметную область теоретической культурологии и привести примеры (4б). 11. Что собой представляют межкультурные коммуникации? Приведите примеры(2б). 12. Дать определение термина «семиотика» (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов. Вариант II: 1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б). 2. Дать развернутое описание истории изучения культуры в России. (4б). 3. Назвать основные законы функционирования культуры и объяснить их на конкретных примерах (2б). 4. Объяснить роль технологий в культуре (виды технологий и примеры) (2б). 5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурные свойства». Какие процессы происходят в современной культуре? (2б). 6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б).
 
стр. 12
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
7. Назвать основные направления изучения культуры в СССР (2б). 8. Назвать основные направления в культурологии (2б). 9. Объяснить суть и роль искусства в культуре (2б). 10. Объяснить предметную область истории культуры и привести примеры(4б). 11.  Достижения социокультурной коммуникации. Роль Э. Холла (2б). 12. Дать определение понятия «функциональные знаки», примеры (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов. Вариант III: 1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б). 2. Дать развернутое описание предмета, объекта и субъекта культурологии. (4б). 3. Назвать основных предшественников и основателей культурологии: имена и их достижения (2б). 4. Объяснить роль артефактов в культуре (2б). 5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурные обозначения». Значима ли самоидентификация и как она реализуется современным человеком? (2б). 6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б). 7. Назвать основные направления изучения культуры в Российской империи (дореволюционные исследования культуры) (2б). 8. Назвать основные направления в культурологии (2б). 9. Объяснить суть и роль религии в культуре (2б). 10. Объяснить предметную область прикладной культурологии и привести примеры(4б). 11.  Условия успешной коммуникации (примеры) (2б). 12. Дать определение понятия «иконические знаки», примеры (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов. Вариант IV: 1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б). 2. Дать развернутое описание понятий: «знак», «иконические знаки», «функциональные знаки», «знаки—признаки» (4б). 3. Пояснить значение термина «культура» в Античности, Средневековье и Новом времени (2б). 4. Объяснить роль материальных продуктов деятельности в культуре (2б). 5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурные ценности». Какие ценности стоят на первом месте в современной российской культуре? (2б). 6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б). 7. Назвать основные направления изучения культуры в Европе и США (2б). 8. Назвать основные направления в культурологии (2б). 9. Объяснить суть и роль науки в культуре (2б). 10. Объяснить предметную область музееведения, консервации и реставрации историко—культурных объектов и привести примеры(4б). 11. Функции коммуникации (примеры) (2б). 12. Дать определение термина «культурная трансмиссия» (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов. Задания для контрольной работы по третьему и четвертому модулю лекционного материала. Вопросы I: 1. Охарактеризуйте субъект культуры: понимание личности в культуре (например, человек рождается личностью или становится ей)? (2б) 2. Дайте развернутое определение терминов «цивилизация» и «глобализм» (2б). 3. Перечислите основные критерии типологизации культуры. Объясните понимание культуры с точки зрения географического критерия, примеры (4б). 4. Что собой представляет политическая культура? (2б) 5. Какие культурные ценности и идеалы, культурные регулятивы существуют у различных народов? Что они собой представляют? (2б). 6. Культура и природа. Их соотношение и определение в культурологии (2б). 7. Дайте развернутое описание региональной типологии. Приведите примеры различий между западной и восточной культурами (2б). 8. Охарактеризуйте следующие понятия: «этнос», «народ», «нация» в чем их отличия и общее, примеры(4б). 9. Охарактеризуйте сакральный тип отношения к природе. Человек—созерцатель, примеры (2б). 10. Культура и общество. Понимание общества в культурологии (2б). 11. Культура и глобальные проблемы современности. Назовите основные группы проблем (2б). 12. Дайте определение правовой культуры, континентально—европейская правовая система, ее основные принципы (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально = 28 баллов. Вопросы II: 1. Охарактеризуйте биологизаторский подход к трактовке личности в культуре (2б). 2. Дайте развернутое определение научно—технического прогресса (НТП), его положительные и отрицательные стороны (2б). 3. Объясните понимание культуры с точки зрения хронологического критерия, примеры(4б).
 
стр. 13
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
4. Что собой представляет нравственная культура? Приведите примеры (2б). 5. Какие подходы, объясняющие происхождение нравственной культуры существуют? (2б). 6. Культура и природа. Прагматическое отношение к природе. Человек—завоеватель, примеры (2б). 7. Национальная типология, ее характеристики и достижения (2б). 8. Охарактеризуйте следующие понятия: «этнос», «народ», «нация» в чем их отличия и общее, примеры(4б). 9. Охарактеризуйте какое—либо явление массовой культуры, примеры. (2б). 10. Культура и общество. Понимание взаимообусловленности общества и культуры в культурологии (2б). 11. Культура и глобальные проблемы современности. Назовите основные группы проблем (2б). 12. Англосаксонская правовая система и ее влияние на культуру Запада (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально = 28 баллов. Вопросы III: 1. Охарактеризуйте понятия: «человек», «индивид», «личность» в культуре. Поясните свою позицию по каждому понятию (2б). 2. Дайте развернутое определение «потребительского общества», его положительные и отрицательные стороны (2б). 3. Объясните понимание культуры с точки зрения гендерного критерия, примеры(4б). 4. Что собой представляет правовая культура? Приведите примеры (2б). 5. Какие правовые системы в культуре существуют, от простейших до современных? (2б). 6. Культура и природа. Эстетическое отношение к природе. Человек—эстет, примеры (2б). 7. Массовая и элитарная культуры, их характеристики и достижения (2б). 8. Охарактеризуйте следующие понятия: «этнос», «народ», «нация» в чем их отличия и общее, примеры(4б). 9. Охарактеризуйте какое—либо явление элитарной культуры, примеры. (2б). 10. Культура и общество. Как современная культура влияет на общество, примеры (2б). 11. Культура и глобальные проблемы современности. Назовите основные группы проблем (2б). 12.  Россия с точки зрения региональной типологии, пояснить свое мнение относительно места России между Западом и Востоком (2б). Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально = 28 баллов. Повышенный уровень: от 20 баллов. Пороговый уровень: от 11 до 15 баллов. Не сформирован: от 0 до 11 баллов. Критерии оценки: оценка «зачтено» выставляется студенту, если он демонстрирует высокий уровень знаний (более 20 б.), способность понимать и анализировать социально—значимые и философские проблемы культуры; отличается хорошим знанием принципов толерантного подхода к различным культурам. - оценка «незачтено» выставляется студенту, если он слабо владеет материалом, не умеет анализировать, приводить примеры, не способен показать толерантное отношение к различным культурам.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов по дисциплине Культура и межкультурное взаимодействие 1. Особенности культуры постмодернизма в России. 2. Сравнительный анализ культурных традиций Америки и России в современный период. 3. Реформация культуры востока в современном мире. 4. Влияние религии на культуру  современной молодежи. 5. Язык жестов и танцев в культурной традиции Древней Индии. 6. Особенности японской культуры на примере современной трансформации театра «кабуки». 7. Сравнительный анализ особенностей «маскулинной» и «феминной» культур в современной Европе. 8. Влияние и рост рекламы в современной культурном мире России. 9. Сравнительный анализ культурных традиций Китая (конфуцианство, даосизм, чань-буддизм). 10. Интеграция различных культурных традиций в современном мире. 11. Феномен глобализации и его влияние на современную культуру. 12. Культура скинхедов (бритоголовых) на территории России. 13. Отдых и досуг молодежи: особенности одежды, танца, музыки, поведения, системы нравственных норм 14. Роль мужчины и женщины в культуре (исторический срез). 15. Гений Леонардо да Винчи. 16. Сюрреализм и его художники – авторы. 17. Театр абсурда – феномен XX века. 18. Карнавал в средневековой и современной культуре. 19. Глобализация и ее влияние на культуру России. 20. Феномен аутсайдера в современной культуре. 21. Утопические концепции как социально-культурный феномен. 22. Русские философы и их вклад в мировое культурное наследие. 23. Сравнительный анализ творчества Ф. Ницше и М. Горького (их влияние на политику своих стран). 24. Современная игровая культура: за и против. 25. Взаимовлияния науки, искусства и религии в современной культуре.
 
стр. 14
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
26. Философия иррационального и ее влияние на культуру XX – XIX века. 27. Центр и провинция в современных глобализационных процессах. 28. Осмысление детства в современной культуре (искусство для детей, детское восприятие взрослого искусства). 29. Роль развлекательной индустрии в современной культуре. 30.  Леонардо и Микеланджело: гении и соперники. 31.  Технические виды искусств: за и против. 32. Исчезнувшие цивилизации (культурологический анализ на примере 1-2-х). 33. Теоцентризм и антропоцентризм в современном мире. 34. Культура алтайцев. 35. Россия – Евразия (культурологический анализ). Критерий оценки: «отлично», 84-100%, повышенный уровень. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1.Культура и межкультурное взаимодействие как научная дисциплина (предмет, методы, цели и функции культурологии).

2. Становление термина «культурология», «межкультурное взаимодействие» в западной и отечественной науке.

3.Основные категории, универсалии и понятия. Структура наук о культуре. Категории культуры: субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды.

4. Структура и уровни культурологического знания: культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

5. Фундаментальная культурология; социальная культурология; психология культуры; культурная семантика; прикладная культурология.

6. Морфы культуры: культура и миф (определение мифа, школы и направления, мифологема, миф и современность).

7. Культура и религия (общий анализ религии в культуре, религии в первобытном мире. Роль мировых религий в культуре: буддизм, ислам, христианство).

8. Особенности художественной и эстетической культуры: культура и искусство.

9. Политическая культура как компонент культуры (раскрыть смысл основных концептов: сущность и структура политической культуры, политическое сознание, культурная политика).

10. Диалог культур и культурные интенции ХХ века. «Восток» и «Запад» как социокультурная проблема. (Библер, Шпенглер, Гумилев и др.). Севере и Юг.

11. Массовая культура и элитарная культура (Концепты: глобализация культуры, транскультура, мультикультурализм, модернизация, массовая культура, компенсация, субкультуры, конткультура).

12. Культура и общество.

13. Социокультурная коммуникация: традиции и инновации.

14. Различные подходы к культуре (общая характеристика типологий культуры. Критерии типологизации). Этнические и национальные культуры. Локальные культуры.

15. Семиотика культуры: знаки, символы и коды в культуре.

16. НТР и ее влияние на культуру XX-XIX века. Техногенная культура. Культура и техника. Информационное общество. Культура и проблемы современности.

17. Концепция культуры как игры (Й. Хейзенга).

18. Цивилизационный подход к культуре. Теория Н.Я. Данилевского.

19. Концепция культуры О. Шпенглера

20.Концепция культуры по А. Тойнби.

21. Социологический подход к пониманию культуры (П. Сорокин и его три типа культуры).

22. «Аполлоническое» и «дионисийское» начала в культуре по Ф. Ницше.

23. Концепция культуры, «осевое время» по К. Ясперсу.

24. Психоанализ и его понимание культуры по З. Фрейду.

25. Понимание культуры в концепции психоанализа К. Юнга.

26. Русская культура (общая характеристика, ментальность, искусство и архитектура).

28. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

29. Современная культура Европы (основные направления: дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, постмодернизм).

30. Культура и природа.

31. Восточная культура (парадигма арабо-исламской культуры).

32. Концепция культуры по К. Марксу.

33.Формирование нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению  в профессиональной деятельности

Критерий оценки:

 
стр. 15
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
«отлично», 84-100%, повышенный уровень.

«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.

«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.

«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Астафьева О.Н.
Культурология. Теория культуры: учебное пособие для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81652.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Нестерова В.Л.
Культурология: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/69394.html
 
Л2.2
Еникеева Д.М.
Культурология: учебное пособие
Саратов: Научная книга, 2019
http://www.iprbookshop.ru/81016.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
тестирование
 
реферат, доклады и сообщения
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
стр. 16
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
103 Б1
Лаборатория электрических машин и электропривода. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Оборудование: Типовой комплект учебного оборудования "Персональный компьютер" ПК-02, Типовой комплект учебного оборудования "Промыш. датчики механич. велин" ПД-МВ-МР, Типовой комплект учебного оборудования "Промыш. датчики технологической информации" ПД-МВ-МР, Типовой комплект учебного оборудования "Электрические аппараты", ТКУО"Электрические машины и электропривод" ЭМиЭП-СК c П/К монитор PHILIPS
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран

 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи 
 
стр. 17
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
 
стр. 18
УП: 01.03.01_2023_633.plx
 
- степенью подготовленности обучающихся.