(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
800 лексических еди¬ниц, отражающих специфику тематики данного года обучения;
уметь:
- осуществлять углубленный анализ высказывания по определен¬ным критериям и оценки работы товарищей по группе;
- осуществлять обобщения, стимулирующие учащихся к работе на определенном этапе занятий, или подводить итоги всего занятия, выделять наиболее важные моменты, отражающие сущность темы об¬суждения, уметь делать выводы;
- организовать обучающихся (товарищей по группе) на опреде¬ленный вид учебной работы, устанавливать контакты со слушателями, стимулировать их внимание, побуждать к действию и следить за пра¬вильностью выполнения работ, оказывая конкретную помощь; накапливать и систематизировать языковые средства для этой цели, совершенс¬твовать умения пользования дидактической речью, выражениями классного обихода (педагогическое общение);
- разъяснять содержание учебного действия, этап его выполне¬ния, анализировать пути овладения речевым материалом;
- свободно владеть школьно-обиходной лексикой;
- адаптировать свою речь в зависимости от условий общения;
владеть:
- изучаемым чтением на материале общественно-политических и художественных текстов, причем последние он должен уметь интерпретировать на уровне значения и смысла по всем аспектам, предусмотренным данным видом анализа, со скоростью 450 печатных знаков в минуту.
ции
ракт.
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий (эссе, тестирования, контрольная работа) к зачету.
Примерные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля в форме тестовых заданий
Вариант 1.
1. Географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации называется
а) экономическая и социальная география
б) страноведение
в) политическая география
г) рекреационная география
2. Страны как основные единицы социально-политической организации мира, а также их крупные части (районы) и региональные группировки являются в Страноведении
а) предметом исследования
б) объектом исследования
в) целью
г) задачей
3. Первый ученый, положивший начало страноведческим исследованиям, это
а) Бернхард Варен
б) Видаль де ла Блаш
в) Фридрих Ратцель
г) Николай Николаевич Баранский
4. Линия, определяющая пределы территории государства и соответственно пределы действия государственного суверенитета, называется
а) делимитация
б) государственная граница
в) таможенная территория
г) демаркация
5. Обозначение государственной границы на местности путём установления специальных пограничных знаков, столбов и др. называется
а) режим государственной границы
б) государственная граница
в) таможенная территория
г) демаркация
6. Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства, называется
а) территория государства
б) государственная граница
в) виза
г) приграничная территория
7. Многолетние наблюдения за погодой называются
а) пассаты
б) муссоны
в) климат
г) сезонность
8. Совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размеру, происхождению, возрасту и истории развития, носит название
а) горы
б) ландшафт
в) лощина
г) рельеф
9. Любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба
природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения, называются
а) артефакты
б) экологический туризм
в) природная ресурсная база
г) бальнеология
10. Природные ресурсы, которые используют для организации отдыха и восстановления жизненных сил населения, носят название
а) рекреационные ресурсы
б) талассотерапия
в) экология
г) марикультура
11. Группа людей, проживающих на определенной территории, носит название
а) этнография
б) демография
в) население
г) расселение
12. Тип воспроизводства населения, при котором отмечаются высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности, называется
а) «демографическая зима»
б) «демографическая весна»
в) «демографическое лето»
г) «демографическая осень»
13. Кровосмешение представителей разных рас носит название
а) самбо
б) креоло
в) сегрегация
г) метисация
14. Поток населения, направленный в страну, носит название
а) эмиграция
б) иммиграция
в) метисация
г) агломерация
15. Процесс, при котором отмечается рост числа городов, возрастание доли городского населения, усложнение сетей и систем городов, преобладание городского образа жизни над сельским, носит название
а) расселение
б) урбанизация
в) мегалополизация
г) рурализация
16.Где располагалась столица Китая до Пекина
а) в Сиане
б) в Шанхае
в) в Макао
г) в Санья
17.В каком году была Синхайская революция
а) 1911
б) 1920
в) 1950
г) 1901
18.Одно из 4 великих китайских изобретений
б) стекло
в) ножницы
г) бумага
19.Сколько национальностей проживает в Китае
а) 55
б) 56
в) 20
г) 15
20. Еще одно из 4 великих китайских изобретений
а) компас
б) глобус
в) карта
г) пластмасс
Критерии оценки:
«отлично», 84-100 повышенный уровень.
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
1. Флора и фауна Тибетского нагорья.
2. Климат, природные ресурсы и занятие населения Синьцзян-Уйгурского автономного района.
3. Климат, флора и фауна пустынь Северного Китая.
4. История и современное состояние Великого китайского канала.
5. Великая китайская стена: история и современное состояние.
6. Царский погребальный комплекс Иньсюй в Аньяне – объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
7. Зарождение письменности в древнем Китае.
8. Древнекитайская мифология о происхождении мира.
9. Культ предков в современном Китае.
10. Императоры Яо, Шунь, Юй - мифические культурные герои китайской древности.
11. Жертвоприношения в древнем Китае.
12. Шан Ян – великий китайский реформатор.
13. Терракотовая армия Цинь Шихуанди.
14. Изобретение и применение пороха в древнем и средневековом Китае.
15. Биография Конфуция и его почитание в современном Китае.
16. Роль правителя и государства в китайских этико-философских учениях (на примере конфуцианства моизма и легизма).
17. Легизм Шэнь Бу-хая.
18. Пещеры Могао как образец буддийской архитектуры.
19. Воительница Хуа Мулань в китайской поэзии и в современном кинематографе: сравнительный анализ.
20. Жизнь и творчество китайского поэта Ли Бо.
21. Китайская ксилография и книгопечатание.
22. Китайская национальная живопись гохуа.
23. Символизм китайской живописи.
24. Запретный город: история создания и архитектура.
25. Храм Неба – самый большой культовый храм в мире.
26. Морское путешествие Чжэн Хэ: открытие китайцами западного мира.
27. Албазинская российско-китайская военная кампания: причины, основные события, итоги.
28. Восстание тайпинов в Китае.
29. История открытия китайского фарфора. Китайский фарфор в музеях мира.
30. Ихэюань - Летний дворец и парк китайского императора.
31. Китайская армия в годы опиумных войн XIX века.
32. Боксерское восстание в Китае и его влияние на судьбу страны.
33. Деятельность Сунь Ятсена и ее значение для истории Китая.
34. «Нанкинская резня» и память о ней в современном Китае.
35. Влияние «Культурной революции» на судьбу Китая.
36. Политика «Большого скачка» Мао Цзэдуна
37. Российско-китайские отношения на современном этапе
Критерий оценки:
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
1. Предмет страноведения и лингвострановедения. Географическое положение Китая и архитектоника естественно-географического ареала обитания китайского этноса
2. Основные культурные и исторические памятники Китая
3. Образование империи Цин. Внутренняя политика маньчжурского правительства в XVII веке
4. Наука и образование в современном Китае
5. Русско-китайские отношения в XVII веке. Албазинская кампания и Нерчинский мирный договор
6. Литература и СМИ Китая в конце XX – XXI вв.
7. Империя Цин в XVIII в. Войны с Джунгарским ханством и русско-китайские отношения. Нерчинский и Кяхтинский мирные договоры
8. Население, религия, язык и письменность современного Китая
9. Европейская экспансия в Китае в XVIII – начале XIX вв. Первая опиумная война: причины, основные события, последствия. Нанкинский договор
10. Административное деление и государственное устройство современного Китая
11. Восстание тайпинов в сер. XIX в. Вторая опиумная война: причины, основные события, итоги и последствия. Айгунский и Пекинский договоры
12. Китай в системе международных отношений в XXI веке
13. Китай во II половине XIX века: внутреннее положение и внешняя политика
14. Основные тенденции в развитии экономической и политической жизни Китая в XXI веке
15. Культура Китая в XVIII веке. Собрание коллекций китайских текстов. Китайский фарфор VII – XVIII вв.; живопись на фарфоровых сосудах
16. Экономические реформы в Китае в 80-е – 90-е гг. XX в. Политика либерализации
17. Садово-парковая архитектура Китая. Бэхай, Ихэюань
18. Внешняя политика Китая в конце 60-х –70-е гг. XX века
19. Империя Цин в начале XX века. «Реформы поздней Цин»
20. «Культурная революция» в Китае и утверждение маоизма как единственной государственной идеологии
21. Культура Китая XIX века: китайская опера, классическая китайская поэзия
22. Мао Цзэдун и его политика «большого скачка». Тибетское восстание. Китайско-индийская пограничная война 1962 года
23. Китай в системе международных отношений в конце XIX века. Ихэтуаньское восстание
24. Противостояние между КНР и гоминьдановским режимом на Тайване и его разрешение
25. Синьхайская революция и образование Китайской республики. Сунь Ятсен и Чан Кайши. Гоминьдан
26. Культура Китая в I половине XX века
27. Государственный переворот Юань Шикая. Китай в годы Первой мировой войны. Нанкинское десятилетие
28. Внутриполитическая борьба в Китае и образование Китайской Народной Республики (1949 г.). Присоединение Тибета. Отношения КНР с СССР
29. Мукденский инцидент 1931 года и японская интервенция в Маньчжурии. Государство Маньчжоу-го
30. Японо-китайская война 1937-1945 гг. как составная часть Второй мировой войны
31. 中华人民共和国的国家象征:国旗、国歌和国徽。
32. 中华人民共和国的成立。国庆节。
33. 中国传统节日。中秋节。春节。
34. 中国地理特点。中国主要河流、山脉、湖泊和山谷。
35. 中国气候和天气。
36. 中国自然资源。
37. 古代丝绸之路和《新丝绸之路》。
38. 中国动植物。
39. 中国行政划区。主要特点、行政单位和地区。
40. 中国画。主要特点,与西画的区别,主要作品和画家。
41. 中国的苏杭园林。中国公园的特点。
42. 中国建筑的特点。故宫、天堂、长城为例。
43. 北京的城市建筑。胡同、四合院为主。
44. 孔子专。儒教的主要原则和与传统宗教的区别。
45. 中国的佛教。 主要原则, 历史和与传统印度佛教的区别。
Критерий оценки:
«отлично», 84-100%, повышенный уровень.
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Семинар – форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студентам сформировать навыки работы с учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой и справочниками, а также развивать способность самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинарскому занятию по культурологии, студент проходит несколько этапов.
1. Знакомится с методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию, опубликованными в данном учебно-методическом комплексе.
2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекций и по базовым учебникам.
3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения.
4. Изучает дополнительную литературу. Конспектирует материал и т.д.
5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников.
6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.
7. Репетирует выступление.
Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. Рекомендуемое время на доклад составляет 7-10 минут. Время на обсуждение – 5 минут. На дополнения по 10 минут.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.