(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Задачи преподавания стилистики, значение этой науки. Связь с другими дисциплинами. Объект и предмет стилистики, ее основная проблематика и методы исследования. Определение стилистики, ее структура и направления.
/Лек/
Синонимы алтайского языка. Антонимы алтайского языка..
/Пр/
Словообразование и морфемика. /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме теста, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Входной контроль
1. Кандый сӧсколбуда эреҥис камаанду сӧс:
А) бийик кыр
Б) чечектеген чечек
В) киного барган
2. Кандый сӧсколбу адылу:
А) темир јол
Б) јааган јаҥмыр
В) јолдо јатты
3. Кандый сӧсколбуда кожулган эп-арга:
А) байлык јер
Б) агаш айак
В) адазыныҥ мылтыгы
4. Кандый сӧсколбуда башкарган эп-арга:
А) адазына јӱзӱндеш
Б) јакшы ӱренген
В) чай ичти
5. Кандый сӧсколбуда башкарышкан эп-арга:
А) студенттерге јартады
Б) ат чакызы
В) јунга келер
6. Глагол сӧсколбуны темдектегер:
А) јиилекти јуунадар
Б) кой јиилек
В) тӱлкӱниҥ куйругы
7. Сӧсколбулардаҥ Изафет I –ди табыгар:
А) кайыҥныҥ бӱри
Б) јуу ӧйи
В) алтын јӱстӱк
8. Сӧсколбулардаҥ Изафет II –ни табыгар:
А) ӱредӱчиниҥ бичиги
Б) ӧлӧҥ ижи
В) самараны бичиген
9. Сӧсколбулардаҥ Изафет III –ти табыгар:
А) баланыҥ каткызы
Б) мал-ажыла бай
В) мындый айалга
10. Берилген эрмектердеҥ адылу сӧсколбулу эрмекти табыгар:
А) Јас једип келди.
Б) Студенттер сессияга чыкты.
Текущий контроль 1
Вариант 2
1. Сӧсколбу туулардыҥ бажы:
А) изафет I
Б) изафет II
В) изафет III
2. Сӧсколбу карган мӱркӱт:
А) глаголдыҥ сӧсколбузы
Б) грамматический тӧзӧгӧ
В) адылу сӧсколбу
3. Сӧсколбу јажыл чиби:
А) бузулбас биригӱ
Б) колболу
В) тегин
4. Сӧсколбу кейдиҥ агыны кандый эп-арганыҥ болужыла бириккен:
А) башкарышкан
Б) кожулган
В) башкарган
5. Сӧсколбу айылдыҥ ичинде отуры:
А) колболу
Б) тегин
В) бузулбас сӧсколбу
6. Сӧсколбу јараш бичиген:
А) глаголдыҥ сӧсколбузы
Б) адылу сӧсколбу
В) бузулбас с осколбу
7. Тегин эрмектиҥ темдеги:
А) эрмек грамматический тӧзӧгӧлӱ
Б) эрмекте грамматический тӧзӧгӧ јок
В) эрмек ӱнле айдылат
8. Тегин эрмектиҥ аҥылу темдектери:
А) ӱн јанынаҥ табылу
Б) эрмек бӱдӱмиле эки эмезе бир тӧс членду болот
В) кожулган эп-арганын болужыла биригер
9. Эрмек Полды јунуп салыгар:
А) табылу
Б) јакарган
В) суракту
10. Эрмек Јелеш ол тушта нени эткенин бойы да билбейт (ЛК).
А) бир тӧс члендӱ
Б) кеҥитпеген
В) кеҥиткен
Текущий контроль 2
1. Кажы эрмек уурладылган:
А) Вера Давыдовна Сатлаева. дарлу профессор Нина Николаевна Суразаковала кожо тургускан алтай тилдин программазында синтаксис деп болӱгинде турушкан.
Б) Ол улу суда улу санаа бар, је ол санаазын чыгара айдып болбой, кыйналат, катуланат, ачуурканат, јайнайт, кезедет, комыдайт, чынга ла ыйлайт (Ј.Каинчин).
В) Је ле деген кебистер кажы ла кып сайын кере тартылган.
2. Укташ члендерлӱ эрмектердиҥ токтой тӱжер темдектери кандый эрмекте чын тургузылган.
А) Ончолоры, Мекеш, Чинчей, ӧскӧзи, де.
Б) Сугуп койгон, канча вареньелер мешкелер, чочконыҥ јуузы кадырып койгон, балык тӱгезе јиилди.
В) Керептеҥ ӧскӧ јердиҥ улустары тӱшкиледи: англичандар, французтар, арабтар.
3. Аҥыланган члендӱ эрмекте кажы учуралда токтой тӱжер темдектер чын тургузылган:
Б) Ыраакта-ыраакта темир јолдыҥ, ары јанында, чӧл јалаҥда отоп јӱрген, тӧӧлӧрдиҥ билдирер-билдирбес сомдоры кӧрӱнет (Ч. Айтматов).
В) Ыраакта-ыраакта, темир јолдыҥ ары јанында, чӧл јалаҥда отоп јӱрген тӧӧлӧрдиҥ билдирер-билдирбес сомдоры кӧрӱнет (Ч. Айтматов).
4. Кандый эрмекте јӧмӧлтӧ учурайт:
А) Бичикти јаҥы солундарла толтырып, чыгарарга амадаар ла керек.
Б) Мен, јиит поэт, ӱлгерлеримди кепке чыгарарга амадайдым.
В) Эртенгизинде Арина эрте-эрте турала, Јаан–Тайга јаар јӱре берди.
5. Аҥыланган толтыраачылу эрмекти табып беригер.
А) Олор, јуучылдар, Тӧрӧлин корыйт.
Б) Адарова – школдыҥ бийик разрядту ӱредӱчизи.
В) Бистиҥ калыкта, Сибирьдиҥ ӧскӧ тургун ккалыктарына кӧрӧ, Григорий Иванович Гуркиндий улус болгоны сӱрекей јаан учурлу.
6. Кычыру сӧстӱ эрмекти темдектегер:
А) Мында, телкем јалаҥдарда, јӱзӱ-јӱӱр чечектер јайканыжат.
Б) Бери маҥта, Мухтар, бери!
В) Бистиҥ јерде кызыл бичикке кӧп ӧзӱмдер кирген, темдектезе, алтын тазыл, чейне, ӱрбеелјин.
7. Кириш сӧстӱ эрмектиҥ токтой тӱжер темдектерин чын тургузыгар:
А) Чынынча айтса, бир кезек ӱредӱчилердиҥ балдарла куучындажып билбезин, олорло ӧп-јӧп иштеп болбозын мен кайкап турадым (Т. Шинжин)
Б) Чынынча айтса бир кезек ӱредӱчилердиҥ балдарла куучындажып билбезин олорло ӧп-јӧп иштеп, болбозын мен кайкап турадым (Т. Шинжин)
В) Чынынча айтса бир кезек, ӱредӱчилердиҥ балдарла куучындажып билбезин, олорло ӧп-јӧп иштеп болбозын мен кайкап, турадым (Т. Шинжин)
8. Кажы сӧстӧр кириш сӧстӧр темдектегер:
А) чын, чындап та, чын ла, блааш јок, јарт ла, чынын айтса, чынынча болзо, айтпаза да, бот, акыр, байла
Б) болор, анда, бу, мында, андый, кемнин де
В) немее, кажы, кӧрӧ, алдында, ӱстинде
9. «Сениҥ звоногымды сакыйдым, эне!» - деп, кызычагым меге автобустаҥ кыйгырды. Бӱдӱмиле кандый эрмек?
А) тегин эрмек
Б) колболу эрмек
В) чике куучын-эрмек
10. Кажы эрмек члендериле чын ылгалган.
А) Бу мындый ӧй той эдип јаткан јииттердиҥ јиит, ырысту, сӱӱнчилӱ ӧйин керелейт.
Б) Бу мындый ӧй той эдип јаткан јииттердиҥ јиит, ырысту, сӱӱнчилӱ ӧйин керелейт.
В) Бу мындый ӧй той эдип јаткан јииттердиҥ јиит, ырысту, сӱӱнчилӱ ӧйин керелейт.
Критерии оценки:
Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень
Студент выполнил84-100% заданий «хорошо», пороговый уровень
Студент выполнил50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень
Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован
Публицистический стиль речи.
Стилевые черты публицистического стиля.
Функции газетного подстиля.
Особенности жанра репортажа.
Исторический характер публицистического стиля.
Разговорно-бытовой стиль речи.
Основные экстралингвистические особенности разговорного стиля.
Основные стилевые черты разговорно-бытового стиля речи.
Принципы организации языковых средств в пределах разговорно-бытового стиля речи.
Основные понятия: «быт», «непредсказуемость», «конкретизированный характер мышления», «спонтанность», «монолог», «диалог», «полилог», «глагольное речеведение», «субъективные формы оценки», «парцелляция».
Принципы организации языковых средств в пределах художественного стиля речи.
Основные понятия: «эстетическая функция», «художественно-образная речевая конкретизация», «комбинаторное
Критерии оценивания:
«зачтено», повышенный уровень
Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;
«зачтено», пороговый уровень
Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;
«не зачтено», уровень не сформирован
Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы;
- реферат студентом не представлен.
1. Стилистика как научная дисциплина.
2. Задачи преподавания стилистики, значение этой науки.
3. Связь стилистики с другими дисциплинами.
4. Объект и предмет стилистики, ее основная проблематика и методы исследования.
5. Определение стилистики, ее структура и направления.
6. Язык и речь, язык и стиль, функционирование языка как основа стилистики.
7. Понятие стилистической коннотации и стилистических средств алтайского языка.
8. Определение понятия «стиль» в стилистике. Понятие речевой системности функционального стиля.
9. Вопрос о стилях языка и стилях речи.
10. О проблеме лингвистических и экстралингвистических факторов в стилистике.
11. Принципы организации языковых средств в пределах научного стиля речи.
12. Принципы организации языковых средств в пределах официально-делового стиля речи.
13. Принципы организации языковых средств в пределах публицистического стиля речи.
14. 9. Принципы организации языковых средств в пределах разговорно-бытового стиля речи.
15. Принципы организации языковых средств в пределах художественного стиля речи.
Критерии оценки ответа на зачете:
«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
3. Методические указания по подготовке к тестам:
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.