(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
языка /Лек/
Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта
Психологическое направление в языкознании XIX века Лингвистическая концепция А.А. Потебни /Лаб/
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
/Лаб/
дискуссии
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме теста, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
1. Восстановите последовательность языковых единиц в порядке усложнения
2) морфема
4) предложение
1) фонема
3) лексема
2. Наука о звуках речи, их артикуляционных и акустических характеристиках, а также о слогах, речевых тактах, ударении, интонации
1) Лексикология 2) Грамматика
3) Морфология 4) Фонетика
3. Отметьте примеры парадигматических отношений
1) Восход солнца 3) Облако – облаку - облаком
2) [к] - [г], [м] - [н] 4) Открытые настежь окна
4. При синхроническом подходе язык исследуется как
1) нечто цельное в определенный момент времени;
2) развивающаяся во времени система.
5. Основные социальные функции языка:
1) эмоциональная, педагогическая; метаязыковая
2) педагогическая, эстетическая; фатическая
3) коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная
4) регулятивная, фатическая, мыслеформляющая
6. Какие из разновидностей общенародного языка не имеют своей фонетики и грамматики?
1) территориальные диалекты;
2) социальные диалекты (жаргоны и арго).
7. Какое свойство не является общим у единиц языка и единиц речи?
1) сложное строение; 2) производимость; 3) способность входить в более крупные образования.
8. Интеграция как один из основных социальных процессов
1) увеличивает количество языков
2) сокращает количество языков
9. Суперстрат – это
1) язык (или элементы языка) народа-пришельца, растворившийся в языке коренного населения
2) язык (или элементы языка) местного населения, растворившийся в языке пришедшего народа
10. Пиджин – это
1) один из естественных национальных языков
2) особый смешанный язык межэтнического общения, не имеющий коллектива исконных носителей
3) искусственно созданный язык
11. Укажите верное определение
1) умозаключение – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений;
2) представление – это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств;
3) восприятие – это единица, которая отражает объективно-существенное в предметах и явлениях.
12. Классификация языков, в основе которой лежит сходство языковой структуры и способ выражения грамматического значения, называется
1) ареальной; 2) морфологической; 3) генеалогической.
13. Какие языки не относятся к флективным:
2) румынский 4) казахский
Тест по теме «Фонетика и теория письма»
1. Согласные звуки, при произношении которых экскурсией является смычка, а рекурсией – проход воздуха через щель, называются
1) аффрикатами, 2) смычными, 3) смычно-проходными, 4) щелевыми.
2. Установите соответствие между русским гласным звуком и его артикуляционной характеристикой
1. е 1. средний ряд нижний подъем
2. у 2. передний ряд верхний подъем
3. а 3. передний ряд средний подъем
4. задний ряд верхний подъем
3. Звук [^] представлен во 1 позиции в словах
1) рябина 3) легенда
2) лаборант 4) сарафан
4. Ассимиляция по мягкости происходит в словах
1) листик 3) степь
2) сдача 4) дружба
5. ……….. - кратчайшая инвариантная единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем и слов.
6. Установите соответствие между парой фонем и дифференциальным признаком
1. <и> - <э> 1. способ образования звука
2. <ы> - <у> 2. подъем
3. <к> - <х> 3. ряд
4. место образования звука
7. Тип письма, знаки которого представляют собой схематические рисунки, наглядно изображающие предметы и явления действительности -
1) идеография; 2) фонография; 3) пиктография.
8. Отметьте ряд, в котором слова подчиняются только традиционному принципу написания:
1) собака, пионер, терраса 3) власть, вдохновение, загадка
2) компания, балл, просьба 4) загореть, поздно, прут
Тест по теме «Лексикология»
1. Слова Рысь (животное) – Рысь (способ бега лошади) представляют собой
1) собственно лексические омонимы 3) омографы
2) омофоны 4) омоформы
2. Перенос наименования по смежности, на основе внешней или внутренней связи между предметами
1) метафора 3) метонимия
2) синекдоха 4) гипербола
3. Отметьте ряды с идеографическими синонимами
1) громкий, гулкий, оглушительный 3) вселенная, космос, мироздание
2) вскрик, крик, вопль 4) съесть, скушать, слопать
4. Отметьте ряды с паронимами
1) чудный - чудной 3) экономичный - экономический
2) сытный – сытый 4) брутто — нетто
5. Фразеологизмы наступать на пятки, пускать пыль в глаза, выйти сухим из воды являются
1) фразеологическими единствами
2) фразеологическими сращениями
3) фразеологическими сочетаниями
6. Словарь, в котором раскрывается понятие, а не лексическое значение слова -
1) толковый словарь 3) энциклопедический словарь
2) словарь синонимов 4) этимологический словарь
Тест по теме «Грамматика»
1. Отметьте словесные ряды, где все слова являются производными
1) легенда, листик, весело 3) снегирь, пение, облачный
2) выписывать, бег, зелень 4) выучить, записка, серебряный
2. Восстановите последовательность элементов словообразовательной цепочки
3) умник
2) умный
1) ум
3. Отметьте словесный ряд, где во всех словах есть флексия
1) эх, книга, делая
2) радостно, пешком, рисовать
3) метро, дерево, хорошо
4) чудеса, читаю, рояль.
4. Отметьте ряд, где все слова образованы способом конверсии
1) ученый, зеленый, переписать
2) рабочий, садовод, заботливый
3) лесопосадки, ласковый, будущее
4) мороженое, учащийся, горничная
5. Грамматическое значение
1) Основное для знаменательных слов 3) Основное для служебных слов
2) Конкретное 4) Индивидуальное, присуще только данному слову
6. Способ выражения грамматического значения, при котором происходит
закономерное изменение звуков внутри корня, называется
а) аффиксацией; б) внутренней флексией; в) супплетивизмом.
7. Отметьте, где неверно (в том числе неполно) указано средство выражения грамматического значения
1) окно / в окне – предлог, окончание
2) татарск. ata (отец) / atalar (отцы) – суффикс
3) индонез. nie (женщина) / nie-nie – супплетивизм
4) нем. das Heft (тетрадь) / die Hefte (тетради) – артикль, флексия
8. В каких словосочетаниях выделенное слово является наречием?
1) читая книгу
2) еще рано
3) вдоволь наиграться
5) по дороге
9. Отметьте ряд, где слова связаны способом управления
1) беззаботное детство, дом на проспекте, писать конспект
2) идти быстро, очень хорошо, шаг вперед
3) сказать другу, желтеющая нива, стакан воды
4) зеленая тайга, садиться рядом, книга сестры
10. Отметьте ряды, где представлены односоставные предложения
1) Человек – кузнец своему счастью. Ровной синевой залито все небо.
2) Необходимо выполнить это задание. Дорогу занесло снегом.
3) С тобой я буду совершенно откровенна. Поэт всегда художник.
4) Море отражало огни фонарей. Все кругом казалось призрачным.
Критерии оценки:
Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень
Студент выполнил84-100% заданий «хорошо», пороговый уровень
Студент выполнил50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень
Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован
1. Язык: функции и внутренняя структура.
2. Знаковая теория языка Ф. де Соссюра.
3. Психолингвистика как новое направление лингвистических исследований.
4. Проблема происхождения языка.
5. Проблема соотношения языка и речи.
6. Проблема соотношения языка и мышления.
7. Мышление человека и мышление животных.
8. Языковая картина мира.
9. Общее понятие знака и знаковой системы. Виды знаков.
10.Основные свойства языкового знака.
11. Внешние и внутренние причины языкового развития.
12. Возникновение и развитие языков и диалектов.
13. Литературный язык и языковая норма.
14. Пиджины и креольские языки.
15. Интонация и её функции.
16. Ударение как один из компонентов просодической организации речи.
17. Проблема слога и слогообразования в современной лингвистике.
18. Этапы развития письма.
19.Алфавит, графика и орфография.
20. Лексическое значение. Соотношение слова и понятия.
21. Полисемия и омонимия. Типы омонимов.
22. Лексическая синонимия.
24. Фразеологизмы и их классификация.
25. Лексикография как один из разделов лексикологии. Типы словарей.
26. Терминология как один из разделов языкознания.
27. Ономастика как один из разделов языкознания.
28. Морфема – основная единица языка. Типы морфем.
29. Грамматическое значение и грамматические категории.
30. Проблема частей речи в языкознании.
31.Предложение и словосочетание как основные единицы синтаксиса.
32.Синтаксические связи и функции.
33. Генеалогическая классификация языков.
34. Типологическая классификация языков.
Критерии оценивания:
«зачтено», повышенный уровень
Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;
«зачтено», пороговый уровень
Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;
«не зачтено», уровень не сформирован
Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы;
- реферат студентом не представлен.
1. Задачи истории языкознания и периодизация науки о языке.
2. Начальный период истории науки о языке. Древнеиндийская лингвистическая традиция.
3. Древнегреческая лингвистическая традиция. Философский период развития языкознания Древней Греции (Диалог Платона «Кратил»). Греческое грамматическое искусство (Аристотель, Александрийская школа)
4. Грамматическое искусство Древнего Рима.
5. Общая характеристика развития лингвистики в средние века. Развитие языкознания в средневековой Европе.
6. Языкознание в эпоху Возрождения.
7. Универсальная Грамматика Пор-Рояля.
8. Предпосылки и истоки сравнительно- исторического языкознания (И. Скалигер, Ю. Крижанич, Г. Лейбниц, М.В. Ломоносов).
9. Возникновение сравнительно-исторического языкознания (Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Встоков).
10. Сравнительно-историческое языкознание в середине ХIХ века (А. Потт, А. Шлейхер, Г. Курциус).
11. Языкознание в России в середине XIX века (И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев и др.).
12. Младограмматизм как завершающий этап развития сравнительно-исторического языкознания (Лейпцигская школа младограмматизма: Г. Остгоф, К. Бругман, А. Лескин, Б. Дельбрюк, Г. Пауль).
13. Философия языка в XIX веке. В. Фон Гумбольдт
– основоположник общего языкознания.
14. Сущность языка, природа, внутренняя форма, язык и мышление, антиномии языка в понимании В. фон Гумбольдта.
15. Натуралистическое направление в философии языка XIX века (А. Шлейхер).
16. Психологизм в языкознании XIX века (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Пауль).
17. Лингвистическая концепция А.А. Потебни: учение о происхождении и развитии языка, учение о слове и внутренней форме слова, понятие грамматической формы.
18. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов и его лингвистические взгляды.
19. А.М. Пешковский и его синтаксические взгляды.
20. А.А. Шахматов и его лингвистические взгляды.
21. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ и его роль в развитии лингвистической науки.
22. Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра (язык и речь, учение о знаках, синхрония и диахрония, системный характер языка, внешняя и внутренняя лингвистика)
23. Исторические и методологические основы структуралистских направлений в лингвистике.
24. Пражский лингвистический кружок.
25. Датский структурализм, или глоссематика (О. Есперсен, Л. Ельмслев, Х. Ульдалль).
26. Американский структурализм (Э. Сепир, Л. Блумфилд, З. Харрис, Н. Хомский).
27. Периодизация отечественного языкознания первой половины ХХ века.
28. Н.Я. Марр, И.И. Мещанинов, их роль в становлении проблематики советского языкознания.
29. Труды Л.В. Щербы и его значение в развитии отечественного языкознания.
31. Современное состояние лингвистической науки.
Критерии оценки ответа на зачете:
«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.