2023-2024_44_03_05_2023_533_plx_Общее языкознание_Родной язык и Китайский язык
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общее языкознание
Учебный план
44.03.05_2023_533.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Родной язык и Китайский язык
 
зачеты 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2023_533.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Сарбашева С.Б.
 
 
Общее языкознание
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.12.2022 протокол № 12.
 
Протокол от 09.03.2023 протокол № 8  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2023_533.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: расширить и углубить лингвистический кругозор студентов; систематизировать представления о языковой системе, ее устройстве и функционировании.
1.2
Задачи: дать   представление   о современном состоянии методологических проблем языковедения; сформировать понятие о концептуальной специфике различных течений в языкознании и логике развития научных направлений; обобщить знания, полученные в области лингвистики; способствовать освоению базового терминологического аппарата современной лингвистики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современный алтайский язык
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая 
2.2.2
Современный алтайский язык
2.2.3
Филологический анализ текста
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
знать: - место общего языкознания в системе лингвистических дисциплин, предмет и объект лингвистики, цели и задачи общего языкознания; - историю развития науки о языке; - концепции выдающихся лингвистов и их вклад в развитие и становление языкознания; - проблемы современного языкознания; - систему и структуру языка, его основные и промежуточные ярусы; - сущность языка как знаковой системы; - взаимозависимость языка и общества, языка и мышления, языка и речевой деятельности; - соотношение языковой системы и языковой нормы, типы языковой нормы, территориальное и социальное расслоение языка; - базовый терминологический аппарат современной лингвистики. уметь: - ориентироваться в научных лингвистических парадигмах; - анализировать изученный материал по проблемам языкознания; - ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания; - анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций; - определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками; - проводить диахронический и синхронный анализ языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития языка; - применять полученные знания по историческому языкознанию к реалиям современного русского языка. владеть: - методами и приемами анализа языковых явлений, - терминологическим аппаратом в области функций языка, соотношения языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалий и законов развития языка.
ИД-2.ОПК-8: обладает базовыми предметными знаниями и умениями для осуществления педагогической деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание занятий дисциплины
 
1.1
Введение /Лек/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
2. Зарождение и формирование науки о языке /Лек/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
3. Формирование сравнительно-исторического языкознания /Лек/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
. Методы исследования

языка /Лек/

1
ИД-2.ОПК-8
10
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
4. Языкознание XX века /Лек/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
5. Языкознание как наука.Природа, функции и сущность языка /Лек/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.7
6. Территориальная и социальная дифференциация языка /Лек/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.8
7. Проблема происхождения языка /Лек/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.9
8.Закономерности исторического развития языка /Лек/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.10
9. Классификация языков мира /Лек/
1
ИД-2.ОПК-8
10
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.11
10. Знаковый характер языка /Лек/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.12
11. Система и структура языка /Лек/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.13
12. Язык и мышление.  /Лек/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.14
Начальный период истории науки о языке /Лаб/
1,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.15
Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания. Философия языка в XIX веке

Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта

Психологическое направление в языкознании XIX века Лингвистическая концепция А.А. Потебни /Лаб/

1,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.16
Русские школы второй половины XIX века /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.17
Лингвистические школы на рубеже XIX и XX веков.

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

/Лаб/

1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
1.18
Лингвистические парадигмы ХХ века. Русское языкознание ХХ века /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.19
Сущность языка. Природа и функции языка /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.20
Язык как общественное явление /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
тест
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.21
Принципы классификации языков мира /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.22
Язык, речь, речевая деятельность /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
тест
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.23
Знаковая природа языка /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
тест
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.24
Система и структура языка /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.25
Закономерности исторического развития языков /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
тест, реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.26
Проблема соотношения языка и мышления /Лаб/
2
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.27
Проблема происхождения языка /Лаб/
1
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.28
Методы лингвистического исследования /Лаб/
2
ИД-2.ОПК-8
10
0
реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.29
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
2
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.30
Подготовка к пресс-конференции, ролевой игре,

дискуссии

/Ср/

2
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.31
Реферат /Ср/
2
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.32
Конспектирование источников /Ср/
2
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.33
Подготовка к зачету /Ср/
2
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.34
Психологизм в языкознании XIX века (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Пауль). /Ср/
10
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.35
Современное состояние лингвистической науки. /Ср/
4,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.36
Исторические и методологические основы структуралистских направлений в лингвистике. /Ср/
10
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Общее языкознание»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме теста, тем рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тест по теме «Общие вопросы языкознания»

1. Восстановите последовательность языковых единиц в порядке усложнения

2) морфема

4) предложение

1) фонема

3) лексема

2. Наука о звуках речи, их артикуляционных и акустических характеристиках,  а также о слогах, речевых тактах, ударении, интонации

1) Лексикология  2) Грамматика

3) Морфология    4) Фонетика

3. Отметьте примеры парадигматических отношений

1) Восход солнца    3) Облако – облаку - облаком

2) [к] - [г], [м] - [н]  4) Открытые настежь окна

4. При синхроническом подходе язык исследуется как

1) нечто цельное в определенный момент времени;

2) развивающаяся во времени система.

5. Основные социальные функции языка:

1) эмоциональная, педагогическая; метаязыковая

2) педагогическая, эстетическая; фатическая

3) коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная

4) регулятивная, фатическая, мыслеформляющая

6. Какие из разновидностей общенародного языка не имеют своей фонетики и грамматики?

1) территориальные диалекты;

2) социальные диалекты (жаргоны и арго).

7. Какое свойство не является общим у единиц языка и единиц речи?

1) сложное строение; 2) производимость; 3) способность входить в более крупные образования.

8. Интеграция как один из основных социальных процессов

1) увеличивает количество языков

2) сокращает количество языков

9. Суперстрат – это

1) язык (или элементы языка) народа-пришельца, растворившийся в языке коренного населения

2) язык (или элементы языка) местного населения, растворившийся в языке пришедшего народа

10. Пиджин – это

1) один из естественных национальных языков

2) особый смешанный язык межэтнического общения, не имеющий коллектива исконных носителей

3) искусственно созданный язык

11. Укажите верное определение

1) умозаключение – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений;

2) представление – это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств;

3) восприятие – это единица, которая отражает объективно-существенное в предметах и явлениях.

12. Классификация языков, в основе которой лежит сходство языковой структуры и способ выражения грамматического значения, называется

1) ареальной; 2) морфологической; 3) генеалогической.

13. Какие языки не относятся к флективным:

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
1) татарский       3) испанский

2) румынский     4) казахский

Тест по теме «Фонетика и теория письма»

1. Согласные звуки, при произношении которых экскурсией является смычка, а рекурсией – проход воздуха через щель, называются

1) аффрикатами, 2) смычными, 3) смычно-проходными, 4) щелевыми.

2. Установите соответствие между русским гласным звуком и его артикуляционной характеристикой

1. е 1. средний ряд нижний подъем

2. у 2. передний ряд верхний подъем

3. а 3. передний ряд средний подъем

4. задний ряд верхний подъем

3. Звук [^] представлен во 1 позиции в словах

1) рябина     3) легенда

2) лаборант  4) сарафан

4. Ассимиляция по мягкости происходит в словах

1) листик  3) степь

2) сдача    4) дружба

5. ……….. - кратчайшая инвариантная единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем и слов.

6. Установите соответствие между парой фонем и дифференциальным признаком

1. <и> - <э> 1. способ образования звука

2. <ы> - <у> 2. подъем

3. <к> - <х> 3. ряд

4. место образования звука

7. Тип письма, знаки которого представляют собой схематические рисунки, наглядно изображающие предметы и явления действительности -

1) идеография; 2) фонография; 3) пиктография.

8. Отметьте ряд, в котором слова подчиняются только традиционному принципу написания:

1) собака, пионер, терраса       3) власть, вдохновение, загадка

2) компания, балл, просьба     4) загореть, поздно, прут

Тест по теме «Лексикология»

1. Слова Рысь (животное) – Рысь (способ бега лошади) представляют собой

            1) собственно лексические омонимы    3) омографы                              

            2) омофоны                                              4) омоформы

2. Перенос наименования по смежности, на основе внешней или внутренней связи между предметами

1) метафора        3) метонимия

2) синекдоха       4) гипербола

3.  Отметьте ряды с идеографическими синонимами

1) громкий, гулкий, оглушительный 3) вселенная, космос, мироздание

2) вскрик, крик, вопль                         4) съесть, скушать, слопать

4. Отметьте ряды с паронимами

1) чудный - чудной  3) экономичный - экономический

2) сытный – сытый   4) брутто — нетто  

5. Фразеологизмы наступать на пятки, пускать пыль в глаза, выйти сухим из воды являются

1) фразеологическими единствами

2) фразеологическими сращениями

3) фразеологическими сочетаниями

6. Словарь, в котором раскрывается понятие, а не лексическое значение слова -

1) толковый словарь    3) энциклопедический словарь

2) словарь синонимов  4) этимологический словарь

Тест по теме «Грамматика»

1. Отметьте словесные ряды, где все слова являются производными

1) легенда, листик, весело   3) снегирь, пение, облачный

2) выписывать, бег, зелень  4) выучить, записка, серебряный

2. Восстановите последовательность элементов словообразовательной цепочки

3) умник

2) умный

1) ум

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
4) умничать

3. Отметьте словесный ряд, где во всех словах есть флексия

1) эх, книга, делая

2) радостно, пешком, рисовать

3) метро, дерево, хорошо

4) чудеса, читаю, рояль.

4. Отметьте ряд, где все слова образованы способом конверсии

1) ученый, зеленый, переписать

2) рабочий, садовод, заботливый

3) лесопосадки, ласковый, будущее

4) мороженое, учащийся, горничная

5. Грамматическое значение

1) Основное для знаменательных слов  3) Основное для служебных слов

2) Конкретное           4) Индивидуальное, присуще только данному слову

6. Способ выражения грамматического значения, при котором происходит

   закономерное изменение звуков внутри корня, называется

а) аффиксацией; б) внутренней флексией; в) супплетивизмом.

7. Отметьте, где неверно (в том числе неполно) указано средство выражения грамматического значения

1) окно / в окне – предлог, окончание

2) татарск. ata (отец) / atalar (отцы) – суффикс

3) индонез. nie (женщина) / nie-nie – супплетивизм

4) нем. das Heft (тетрадь) / die Hefte (тетради) – артикль, флексия

8. В каких словосочетаниях выделенное слово является наречием?

1) читая книгу

2) еще рано

3) вдоволь наиграться

5) по дороге

9. Отметьте ряд, где слова связаны способом управления

1) беззаботное детство, дом на проспекте, писать конспект

2) идти быстро, очень хорошо, шаг вперед

3) сказать другу, желтеющая нива, стакан воды

4) зеленая тайга,  садиться рядом, книга сестры

10. Отметьте ряды, где представлены односоставные предложения

1) Человек – кузнец своему счастью. Ровной синевой залито все небо.

2) Необходимо выполнить это задание. Дорогу занесло снегом.

3) С тобой я буду совершенно откровенна. Поэт всегда художник.

4) Море отражало огни фонарей. Все кругом казалось призрачным.

Критерии оценки:

Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень

Студент выполнил84-100% заданий «хорошо», пороговый уровень

Студент выполнил50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень

Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов

1. Язык: функции и внутренняя структура.

2. Знаковая теория языка Ф. де Соссюра.

3. Психолингвистика как новое направление лингвистических исследований.

4. Проблема происхождения языка.

5. Проблема соотношения языка и речи.

6. Проблема соотношения языка и мышления.

7. Мышление человека и мышление животных.

8. Языковая картина мира.

9. Общее понятие знака и знаковой системы. Виды знаков.

10.Основные свойства языкового знака.

11. Внешние и внутренние причины языкового развития.

12. Возникновение и развитие языков и диалектов.

13. Литературный язык и языковая норма.

14. Пиджины и креольские языки.

15. Интонация и её функции.

16. Ударение как один из компонентов просодической организации речи.

17. Проблема слога и слогообразования в современной лингвистике.

18. Этапы развития письма.

19.Алфавит, графика и орфография.

20. Лексическое значение. Соотношение слова и понятия.

21. Полисемия и омонимия. Типы омонимов.

22. Лексическая синонимия.

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
23. Лексическая антонимия.

24. Фразеологизмы и их классификация.  

25. Лексикография как один из разделов лексикологии. Типы словарей.

26. Терминология как один из разделов языкознания.

27. Ономастика как один из разделов языкознания.

28. Морфема – основная единица языка. Типы морфем.

29. Грамматическое значение и грамматические категории.

30. Проблема частей речи в языкознании.

31.Предложение и словосочетание как основные единицы синтаксиса.

32.Синтаксические связи и функции.  

33. Генеалогическая классификация языков.

34. Типологическая классификация языков.

Критерии оценивания:

«зачтено», повышенный уровень

Работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;

«зачтено», пороговый уровень

Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;

«не зачтено», уровень не сформирован

Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в  оформление работы;

- реферат студентом не представлен. 

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету

1. Задачи истории языкознания и периодизация науки о языке.

2. Начальный период истории науки о языке. Древнеиндийская лингвистическая традиция.

3. Древнегреческая лингвистическая традиция. Философский период развития языкознания Древней Греции (Диалог Платона «Кратил»). Греческое грамматическое искусство (Аристотель, Александрийская школа)

4. Грамматическое искусство Древнего Рима.

5. Общая характеристика развития лингвистики в средние века. Развитие языкознания в средневековой Европе.

6. Языкознание в эпоху Возрождения.

7. Универсальная Грамматика Пор-Рояля.

8. Предпосылки и истоки сравнительно- исторического языкознания (И. Скалигер, Ю. Крижанич, Г. Лейбниц, М.В. Ломоносов).

9. Возникновение сравнительно-исторического языкознания (Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Встоков).

10. Сравнительно-историческое языкознание в середине ХIХ века (А. Потт, А. Шлейхер, Г. Курциус).

11. Языкознание в России в середине XIX века (И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев и др.).

12. Младограмматизм как завершающий  этап развития сравнительно-исторического языкознания (Лейпцигская школа младограмматизма: Г. Остгоф, К. Бругман, А. Лескин, Б. Дельбрюк, Г. Пауль).

13. Философия языка в XIX веке. В. Фон Гумбольдт

– основоположник общего языкознания.

14. Сущность языка, природа, внутренняя  форма, язык и мышление, антиномии языка в понимании В. фон Гумбольдта.

15. Натуралистическое направление в философии языка XIX века (А. Шлейхер).

16. Психологизм в языкознании XIX века (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Пауль).

17. Лингвистическая концепция А.А. Потебни:  учение о происхождении и развитии языка, учение о слове и внутренней форме слова, понятие грамматической формы.

18. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов и его лингвистические взгляды.

19. А.М. Пешковский и его синтаксические взгляды.

20. А.А. Шахматов и его лингвистические взгляды.

21. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ и его роль в развитии лингвистической науки.

22.  Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра (язык и речь, учение о знаках, синхрония и диахрония, системный характер языка, внешняя и внутренняя лингвистика)

23. Исторические и методологические основы структуралистских направлений в лингвистике.

24. Пражский лингвистический кружок.

25. Датский структурализм, или глоссематика (О. Есперсен, Л. Ельмслев, Х. Ульдалль).

26. Американский структурализм (Э. Сепир, Л. Блумфилд, З. Харрис, Н. Хомский).

27. Периодизация отечественного языкознания первой половины ХХ века.

28. Н.Я. Марр, И.И. Мещанинов, их роль в становлении проблематики советского языкознания.

29. Труды Л.В. Щербы и его значение в развитии отечественного языкознания.

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
30. Труды В.В. Виноградова и его роль в развитии отечественной науки о языке.

31. Современное состояние лингвистической науки.

Критерии оценки ответа на зачете:

«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Хромов С.С., Жданова Е.В.
Общее языкознание: учебное пособие
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
http://www.iprbookshop.ru/10728.html
 
Л1.2
Колесов И.Ю.
Общее языкознание: учебно-методическое пособие
Барнаул: Алтайская гос. пед. акад., Лингвистический ин-т., 2012
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/3290/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гречко В.А.
Теория языкознания: учебное пособие
Москва: Высшая школа, 2003
 
Л2.2
Бурлак С.А., Старостин С.А.
Сравнительно-историческое языкознание: учебник
Москва: Академия, 2005
 
Л2.3
Мечковская Н.Б.
История языка и история коммуникации: От клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию
Москва: Флинта, 2009
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Гарант
6.3.2.2
КонсультантПлюс
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что 

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по выполнению тестовых заданий

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать 

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2023_533.plx
 
лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.