2022-2023_43_02_10_2022_Т22-ЗФ_plx_Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности
Учебный план
43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx

43.02.10 ТУРИЗМ

 
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
154
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Специалист по туризму
172
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
14
10
14
Практические
8
10
8
10
Итого ауд.
18
24
18
24
Кoнтактная рабoта
18
24
18
24
Сам. работа
154
148
154
148
Итого
172
172
172
172
 
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_______________
 
 
Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
 
43.02.10 ТУРИЗМ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 11  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Сформировать у выпускника систематизированные знания об объектах показа,историко-краеведческих навыков , методических приемов  ведения экскурсий.

1.2
<i>Задачи:</i> 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации
2.1.3
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Профессиональная этика
2.1.5
Психология делового общения
2.1.6
Русский язык и культура речи
2.1.7
География туризма
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
2.2.2
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.3
Подготовка к государственной итоговой аттестации ( демонстрационный экзамен)
2.2.4
Проведение итоговой государственной аттестации (защита выпускной квалификационной работы)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Знать:
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Уметь:
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Знать:
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
стр. 5
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Знать:
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Уметь:
 
 
ПК 2.2.:Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.3.:Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
 
Знать:
 
 
ПК 3.1.:Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
 
Уметь:
 
 
ПК 3.2.:Формировать туристский продукт.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 3.4.:Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
 
Знать:
 
 
ЛР 19:Выполняющий трудовые функции в сфере туризма, способный анализировать производственную ситуацию, оперативно принимать решения
 
Уметь:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Знать:
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Уметь:
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Знать:
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Уметь:
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
стр. 6
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Уметь:
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Уметь:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Знать:
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Уметь:
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Знать:
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Знать:
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Уметь:
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Знать:
 
 
ПК 2.2.:Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
 
Уметь:
 
 
ПК 2.2.:Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.3.:Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
 
Знать:
 
 
ПК 2.3.:Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
 
стр. 7
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Уметь:
 
 
ПК 3.1.:Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 3.1.:Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
 
Знать:
 
 
ПК 3.2.:Формировать туристский продукт.
 
Уметь:
 
 
ПК 3.2.:Формировать туристский продукт.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 3.4.:Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
 
Знать:
 
 
ПК 3.4.:Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
 
Уметь:
 
 
ЛР 19:Выполняющий трудовые функции в сфере туризма, способный анализировать производственную ситуацию, оперативно принимать решения
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 19:Выполняющий трудовые функции в сфере туризма, способный анализировать производственную ситуацию, оперативно принимать решения
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 
 
1.1
Тема 1.1.

Исторические этапы развития экскурсионной деятельности

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.2
Тема 1.2.

Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-

1990)

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.3
Тема 1.3.

Экскурсионная деятельность в современной

России

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
стр. 8
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1.4
Тема 1.4.

Экскурсоведение как наука.

Сущность экскурсии

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.5
Тема 2.1 Функции и признаки экскурсии /Лек/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.6
Тема 2.2 Тематика и содержание экскурсий /Ср/
Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.7
Тематическаяэколого-ботаническаяэкскурсиявгородскомпарке /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.8
Разработка экскурсии и ее анализ. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.9
Методические особенности подготовки и проведения экскурсий на

религиозную тематику в православных храмах

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.10
Обзор православных храмов России. Выявление особенностей подготовки и проведения экскурсий по данной теме в виде дискуссии.

/Пр/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.11
Составление планов тематических экскурсий.

Виды тематических экскурсий. Составление планов.

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.12
Тема 3.1.Логика в экскурсиях /Лек/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.13
Тема 3.2.Элементы психологии в

экскурсии

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.14
Тема 3.3.

Методы познания в экскурсиях

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.15
Тема 3.5.

Показ и рассказ в экскурсии

/Ср/

Л1.1Л2.1
12
4
0
 
1.16
Тема 4.1.Изучение материала по

теме экскурсии

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.17
Тема 4.2.

Отбор и изучение экскурсионных

объектов

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.18
Тема 4.3.

Составление и обход маршрута экскурсии

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.19
Тема 4.4.

Контрольный и индивидуальный тексты экскурсий

/Ср/

Л1.1Л2.1
16
4
0
 
1.20
Тема 4.5.Проведение пробной

экскурсии и ее утверждение

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.21
Тема 5.1.

Методические приемы проведения

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.22

Методические приемы разработки и проведения экскурсии

/Ср/

Л1.1Л2.1
8
4
0
 
стр. 9
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1.23
Тема 5.2.

Критерии оценки экскурсии

/Лек/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.24
Тема 5.3.

Техника ведения экскурсии

/Ср/

Л1.1Л2.1
10
4
0
 
1.25
Тема 5.4.Техника безопасности при

проведении экскурсий

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.26
Тема 5.5.

Сотрудничество с организациями, оказывающими услуги при проведении

экскурсий

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.27

Документационное обеспечение экскурсии.

Заполнение образцов бланков документов

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
4
0
 
1.28
Тема 6.1.Профессияэкскурсовода и личность

экскурсовода

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.29
Тема 6.2.

Профессиональное мастерство

экскурсовода

/Ср/

Л1.1Л2.1
8
4
0
 
1.30
Тема 6.3.

Культура речи

экскурсовода

/Ср/

Л1.1Л2.1
6
4
0
 
1.31
Тема 7.1.

Виды и формы инновационных экскурсий

/Ср/

Л1.1Л2.1
8
4
0
 
1.32
Тема 8.1.

Экскурсионные маршруты по

республике

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
4
0
 
1.33
Тема 8.2.

Экскурсионные объекты

/Ср/

Л1.1Л2.1
12
4
0
 
1.34
Тема 9.1.Руководство работой отдела(бюро) /Ср/
Л1.1Л2.1
8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень экзаменационных вопросов к экзамену квалификационному

1. Этапы развития экскурсионной деятельности в России.

2. Эволюция термина "экскурсия" в российском экскурсоведении.

3. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии.

4. Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы.

5. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия».

6. Классификация экскурсий по составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на 

 
стр. 10
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
маршруте, сезонности.

7. Особенности содержания, подготовки и проведения обзорных экскурсий.

8. Виды тематических экскурсий (архитектурно-градостроительные, исторические,литературные).

9. Виды тематических экскурсий (природоведческие, производственные, искусствоведческие).

11. Какие экскурсии относятся  к специализированным.

12. Понятие экскурсионного объекта. Виды объектов. Экскурсионные недвижимые и движимые объекты. Экспонаты.

13. Классификация экскурсионных объектов.

14. Основные этапы подготовки и проведения экскурсии.

15. Составление маршрута экскурсии.

16. Виды экскурсионных маршрутов.

17. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии.

18. Составление индивидуального текста экскурсии.

19. Комплектование«портфеля экскурсовода».

20. Определение методических приемов и техники ведения экскурсии.

21. Специфика показа на экскурсии. Требования, предъявляемые к экскурсионному показу.

22. Показ экскурсионных объектов. Методические приемы показа.

23. Специфика экскурсионного рассказа, его виды.

24. Особенности экскурсионного рассказа. Вторичность рассказа по отношению к показу.

25. Экскурсионная методика.

26. Техника ведения экскурсии

27. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях.

28. Путевая информация на загородных экскурсиях.

29. Требования к экскурсоводу. Должностная инструкция.

30. Техника безопасности при проведении пеших и автобусных экскурсий.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Стреленко Т. Г., Гомилевская Г. А.
Развитие туризма в Приморском крае. Ч. 4. Современное состояние туристской отрасли в муниципальных районах Приморского края: учебное пособие в 4 частях
Владивосток: ВГУЭС, 2021
https://e.lanbook.com/book/250382
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Дурович А. П.
Организация туризма: учебное пособие
Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2020
https://www.iprbookshop.ru/100351.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 11
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
510 В1
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
 
207 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения  практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска. Компьютеры с доступом в Интернет, телевизор
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)